По особому смотрению Божию Иисус Христос со своими учениками находился далеко от Вифании, когда там заболел Лазарь, и сестры сейчас же дали знать Ему о том, но Он как бы нарочно медлил и оставался на том месте еще два дня. Это, по-видимому, нисколько не удивило учеников, опасавшихся идти в Иудею, тем более, по словам Господа, Лазарь уснул, а это – верный признак скорого выздоровления. Тем временем Лазарь умер, и только тогда Христос направился в Вифанию. Беспрекословно, хотя и с тревогой, последовали за Ним и ученики, готовые даже на смерть. Не поняли они только слов Его: Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали ( Ин. 11, 15 ). Когда Иисус Христос подходил к Вифании, Марфа первая вышла к Нему навстречу и, припав к ногам Его, как бы жалуясь, со слезами сказала: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. То же самое говорила потом и Мария. Желая поддержать колеблющуюся веру Марфы, Иисус Христос сказал: Воскреснет брат твой и этим как бы подтвердил, что Он и сейчас может сделать все, о чем попросит у Бога. Однако та отнесла это не к настоящему, а вообще к учению о воскресении мертвых, о чем говорили еще древние пророки Исаия ( Ис.26, 19 ), Иезекииль ( Иез.37 ), Даниил ( Дан.12, 2 ) и др., потому не получила должного утешения. Тогда Иисус Христос сказал уже прямо: Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет. Окруженный множеством народа, в сопровождении Марфы, Марии и учеников своих Христос направился к тому месту, где похоронили Лазаря. Печальная обстановка, рыдание сестер – все это возмутило дух Иисуса Христа, и Он, отдавая человеческую дань, прослезился, на что многие обратили внимание. Когда же подошли к пещере, то Христос повелел отвалить камень. Это казалось невозможным, ибо из гроба исходил тлетворный запах четверодневного мертвеца, о чем Марфа с горечью тут же поведала. Не говорил ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию, – с упреком ответил ей Господь и, воздав благодарственную молитву Богу Отцу, громким голосом воскликнул: Лазарь, иди вон. К неописуемому ужасу одних и радости других в отверстии пещеры показался обвитый пеленами мертвец. Многие из иудеев, видя это поразительное чудо, уверовали во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Показывает нам Господь в Евангелии, каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, а веру всех. Когда ты, читая, веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, оживает. Господь, придя ко гробу, воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон ( Ин.11:43 ); это сделал Он для того, чтобы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего воскликнул голосом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того чтобы показать написанное: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Ибо труба издает свой звук от повышения голоса. И воззвал: Лазарь! Иди вон. Для чего добавляется также имя? Конечно, для того чтобы один восставший не был принят за другого, или чтобы воскресение не показалось случайным, а не происшедшим по повелению. Итак, услышал умерший и вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком ( Ин.11:44 ). Можешь ли понять, каким образом Лазарь с завязанными глазами и ногами вышел из гроба? Были на нем узы, но не удержали, покрыты были глаза, но видели. Ибо силой Божия приказания природа остановила свое действие, оставила свой порядок, повинуясь гласу Творца; расторглись узы смертные прежде, чем узы гроба: сила Божия действовала прежде, нежели Лазарь начал ходить. Если это тебе удивительно, то вспомни, Кто это повелел, – и перестанешь удивляться: Иисус Христос , Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых. Сила поставила на ноги лежащего, жизнь дала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. И удивительно ли, что на призыв Божий возвращается душа, возвращается костям кожа, когда от единого прикосновения тела пророка Илии воскрес мертвый: помолился пророк и воскресил умершего отрока. Апостол Петр именем Христовым повелел Тавифе встать и ходить, и тогда многие бедняки, радуясь, думали, что жизнь возвращена ей для творения милостыни; а мы и для спасения еще не веруем. Они воскресение ближнего испросили своими слезами, а мы не верим в существование воскресения и зная о страданиях Христовых. Когда Иисус испускал дух, чтобы показать, что умер для воскресения нашего, тогда явил и сам порядок воскресения: Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим ( Мф.27:50–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Поэтому промедление Христа никак нельзя считать признаком якобы присущего Ему равнодушия к страданиям и смерти любимого друга. Теперь обратимся более подробно – в согласии с порядком евангельского текста – к святоотеческому изложению и истолкованию обстоятельств чуда воскрешения Лазаря. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен ( Ин. 11: 1–3 ). Как отмечает святитель Петр Хрисолог , Господь получает это известие от очень близких Ему людей. Сестры Марфа и Мария в послании к Спасителю настойчиво подчеркивают именно ту духовную близость, ту сердечную привязанность, которую имели друг ко другу Христос и Лазарь. Святые отцы не устают свидетельствовать о том, что Лазарь был настоящим и очень близким другом Христа, что их тесно связывала взаимная духовная привязанность, подлинная небесная любовь. Как говорит святитель Андрей Критский , «любимый [Лазарем и Христос его] любил. И справедливо. Любящих меня, – говорит, – я люблю ( Притч. 8: 17 )». Итак, Марфа и Мария с предельной силой призывают Господа поскорее прийти к другу и помочь ему. Господь не следует их просьбе. Однако делает Он это не по равнодушию, а по еще большей любви к Лазарю, чем та, которую ожидают увидеть от Спасителя сестры болящего. Они ждут от Него лишь помощи во врачевании, но Господь готовит для возлюбленного величайшую славу воскресения. Как учит об этом святитель Петр, «говоря так, [Марфа и Мария] побуждают [Господа] проявить любовь, склоняют [Его] к состраданию. Но Христу предстояло большее дело, чем остановить болезнь – победить смерть; [потому-то Его] любовь склонилась не к тому, чтобы воздвигнуть любимого [от болезни], но чтобы возвести его из ада, приуготовив вскоре возлюбленному не исцеляющее недуг врачевание, но славу воскресения». Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий ( Ин. 11: 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Преображение Господне празднуется 6-го августа и прославляется в следующей песне: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху (на сколько, они могли видеть Божественную славу Христа). Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный (вечный) молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. § 14. Воскрешение Лазаря В трех верстах от Иерусалима, в селении Вифании, жило одно семейство, очень преданное Иисусу Христу. Оно состояло из двух сестер, Марфы и Марии, и брата их Лазаря. Лазарь захворал, и сестры дали Иисусу Христу знать, что брат их болен. Иисус Христос в это время находился в Галилее. Когда Он пришел в Вифанию, то Лазарь умер, и уже прошло четыре дня, как он был погребен. Сестры с плачем встретили Иисуса Христа и говорили: «Господи, если бы Ты был здесь, то брат наш не умер бы». Иисус Христос сказал им: «Я есмь воскрешение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Где вы положили его?» Когда же Его привели к пещере, в которой погребен был Лазарь, Господь воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон». И умерший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Иисус Христос велел развязать его. Услышав об этом чуде, первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «что нам делать? этот человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него». И положили убить Его. При этом они обнародовали повеление, что всякий, кто только узнал бы об Его местопребывании, немедленно дал бы о том знать Синедриону. После этого Иисус Христос укрылся в одном городе, лежавшем в пустынном месте, и там дожидался предопределенного времени смерти. Воскрешение Лазаря вспоминается церковью в субботу на шестой неделе Великого поста, которая потому и называется Лазаревою субботою. § 15. Вход Господень в Иерусалим За шесть дней до пасхи Иисус Христос пришел в Вифанию. Отсюда на другой день Он, в сопровождении своих учеников, отправился в Иерусалим. На половине дороги Он велел из ближайшего селения привести молодого осла и, воссев на него, продолжал Свой путь в Иерусалим. Иисус Христос шел отдаться в руки Своих врагов, шел на смерть, а ученики и сопровождавший Его народ думали, что Он идет в Иерусалим объявить Себя царем. В восхищении от этой мысли они начали постилать пред Ним свои одежды, срывать ветви и бросать их по дороге, восклицая: «осанна сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! Когда Он приблизился к Иерусалиму, все, слышавшие о недавнем воскрешении Лазаря, встретили Его с пальмовыми ветвями и с теми же восклицаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Притча рушит иудейский стереотип относительно богатства: посмертная судьба богача и бедняка не зависела от обладания или необладания богатством; богач наказан за греховную жизнь. То, что было в его глазах благом – земные наслаждения, – он уже получил, пока жил («ты получил уже доброе твое в жизни твоей»), поэтому после смерти жестоко страдает за свои грехи, и прежде всего за грех презрения нищего, лежащего у его ворот. А Лазарь, человек нищий, то есть, с точки зрения фарисеев, Богом не благословенный, попадает в место упокоения праведников – «на лоно Авраама». За что Лазарю такая честь – за то, что он бедный? Судя по тому, что богач пострадал не за то, что он человек со средствами, и Лазарь спасен не за нищету. Душу его сразу после смерти принимают и возносят ангелы (какой контраст с оставленным на земле больным телом, которое лизали псы): «Если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения ангелами» 213 , то есть Лазарь спасен за кроткое перенесение страданий и неосудительное отношение к богачу. Показательно и то, что лоно Авраамово соединило людей не по критерию обладания богатством – сам Авраам был человеком очень состоятельным, Лазарь не имел ничего, но и тот и другой были верны Богу в испытаниях. Богач, вразумленный тяжким наказанием и невозможностью его облегчить и зная, что его братья живут так же, как жил он, просит Авраама послать Лазаря на землю. Он надеется, что явление во славе воскресшего Лазаря, которого и богач, и братья помнили в виде крайне униженном, подействует на них, они узнают от Лазаря, что будет после смерти, и исправят образ жизни. Но богач получает отказ: Авраам сказал ему, что у его братьев достаточно знаний, чтобы жить свято, – им известна воля Божия, возвещенная через законодателя Моисея и других пророков ( Лк. 16: 29 ). Когда богач пытается настаивать и говорить, что явление воскресшего из мертвых подействует благотворно и братья его покаются, Авраам говорит: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16: 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы. Воскрешение Лазаря Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной! Вот светозарное торжество приходит первым, показывая нам образ Христова воскресения. Вот воссиял светоносный праздник Лазаря , являя чудеса Христовы. Вот воскресение Лазаря, произошедшее на четвертый день после его смерти, как плод приносит Христово воскресение, произошедшее на третий день. Вот Лазарь, как второй предтеча, является тем, которые сидят «во тьме и сени смертной» (ср.: Ис. 9: 2), возвещая Светодателя и Спасителя Христа. Ныне явилась первая причина уничтожения ада. Ныне Христос наполнил весь мир удивительными чудесами. Ныне Тот, Кто низверг силу смерти, воскресил мертвеца, четыре дня пролежавшего во гробе. Ныне Он предначертал образ Своего пресветлого воскресения, открывая это ученикам и всему миру через сего четырехдневного мертвеца. Ныне иудеи пришли ко гробу, собранные для свидетельства, чтобы видели Божественную силу Христа и власть, которую Он имеет над живыми и мертвыми, и не начали бы говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2: 18). Им нужно было видеть Его силу и власть, чтобы они были готовы поверить в Христово воскресение. Так что этим чудом Он желал убедить больше людей и уверить учеников в Свое воскресение. Иисус ушел в Иудею, и смерть Лазаря произошла в Его отсутствие, чтобы не сказали некоторые, что Он будто бы лишь кажущимся образом представил его умершим, чтобы потом явить ожившим, но чтобы они были очевидцами и смерти Лазаря, и погребения и воскрешения его. Как ясно сообщил об этом евангелист Иоанн: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

http://pravoslavie.ru/107584.html

Селение сформировалось здесь в христианское уже время, с IV в., вокруг гробницы праведного Лазаря. Древняя Вифания лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией, откуда совершил Господь Свой торжественный вход в Иерусалим. Вифания (в переводе, по одной версии, «дом фиников», по другой – «дом Анании»), занимает в Евангелии совершенно особое место. Каждый раз, когда Иисус по Иерихонской дороге шел с учениками в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жил Его друг Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Мало о ком сказано в Евангелии «друг Христов». Это сказано о Лазаре. «Лисы имеют норы и птицы гнезда, а Сыну Человеческому негде приклонить главу Свою», – так говорил о Себе Господь. В доме Лазаря, окруженный заботой попечительных сестер Марфы и Марии, Он мог приклонить главу, найти мир и покой. Одного этого было бы достаточно, чтобы сделать безвестное, скромное селение святым и поклоняемым местом. Но Вифания – больше, чем просто дом в финиковых садах. Вифания – дом первого на земле воскрешения из мертвых. ...В тот раз Он вел учеников издалека, из-за Иордана, ибо уже сгущались тучи и всюду говорили, что иудеи «ищут убить Его». Еще там, за Иорданом, Христос узнает («Марфа прислала сказать»), что Лазарь болен. Но Он медлит, словно чувствует, как когда-то в Кане Галилейской: «Еще не пришел час Мой». Он вообще не любит чудес. Помните, как Он говорил с осуждением: «Род сей требует чудес и знамений»? Это сказано про весь род человеческий. Требование чуда – одно из искушений, которые Он отверг на Сорокадневной горе. Но на этот раз, через 2 дня, Господь говорит: «Пойдем опять в Иудею. Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». И когда ученики не поняли, что Он говорит не об обычном сне, «Иисус сказал им прямо: Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11:7–15). Примерно за километр от Вифании, на той же Иерихонской дороге находится место, где Марфа встретила идущего Иисуса. На этом месте расположен греческий православный женский монастырь, который так и называют «Монастырем Встречи».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Господь, более возблагодарив Отца, чем попросив (ибо, как сказано, Он не нуждался в молитве и помощи от нее, потому что равносилен с Отцом), воззвал громким голосом, самовластным и владычным. Ибо не сказал: во имя Отца Моего, Лазарь, иди вон; ни так: Отче! воскреси его; но, как сказано, самовластно, заграждая уста всех, которые говорят, что Он меньше Отца. Ибо что нашлось бы равного такой власти, что Он умершему, как живому, говорит: Лазарь, иди вон? И теперь сбылись на деле слова: наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). Дабы кто-нибудь не подумал, что Христос от другого получил такую силу, Он вперед предсказывает о том, что имел доказать самым делом. Громкий голос Спасителя, воскресивший Лазаря, служит образом великой трубы, которая будет гласить во всеобщее воскресение (1 Кор. 15, 52; 1 Сол. 4, 16). Господь воззвал громко для того, чтобы заградить уста эллинов, пустословящих, будто душа пребывает во гробе (вместе с телом), ибо зовет ее громко, как бы далеко находящуюся. Как было это частное, так и всеобщее воскресение будет вдруг, во мгновение ока (1 Кор. 15, 52). «Вышел, — сказано, — умерший, связанный по рукам и по ногам». Связанному выйти казалось не менее чудно, как и воскреснуть. Итак, к чуду воскресения присоединилось еще чудо — то, что совершенно связанный двигался. Господь повелевает развязать его, чтобы приблизившиеся и коснувшиеся его увидели, что это — он самый. «Пусть, — говорит, — идет он». Это — по нелюбви к славе. Ибо не выводит его (Сам), ни повелевает ходить с Собою, чтобы показаться. Когда чудо совершилось, одни из видевших оное уверовали, а другие объявили фарисеям, без сомнения, с целью опорочить Его, совершившего нечто неправедное, так как Он повелел раскопать погребенного.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон, значит, чисто по-царски, и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные поместья, – отчего не рядится в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенною роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог. Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно, значит ел, да пил и веселился с друзьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие – в большом употреблении, – и устраивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно, если не забывают бедных. Пойдем дальше – искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали струпья его. Вот где настоящая вина богача, делающая его виновным и в его роскошном одеванье и в его ежедневных богатых пирах: эта вина – жестокосердие и немилосердие к бедным, происшедшее в нем от страсти к роскоши и мотовству, к праздной и веселой жизни. У самых ворот его дома лежит бедный Лазарь в струпьях; такой бедняк, который одним видом и положением своим должен бы был возбуждать сострадание и милосердие, вызывать богача на помощь; но богач и видя, как бы не видит его и не оказывает ему ни малейшего сострадания: он занят своими пирами; псы сострадательнее его, они приходят и облизывают гной Лазаря. Лазарь желал напитаться крошками со стола богача, значит, от богатой трапезы ему ничего не давали. Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и послан после смерти в ад; а Лазарь за свое злострадание, терпение безропотное, за свою честную бедность и лишения удостоен лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства. Какой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и состояния на земле и их участи тотчас после смерти? Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселие и скорби, – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели – не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают или осудят их перед Судиею всех помышлений и дел человеческих и – или введут их в рай или повергнут в бездны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf Глава XI Ин.11:1 .  Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы сестры ея. Затем указывается на одно событие из жизни этой Марии. Ин.11:2 .  Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Бе же Мариа помазавшая Господа миром и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше. Это обстоятельство особенно прославило Марию. Ин.11:3 .  Сестры послали сказать Ему:... Посласте убо сестре к Нему,... Не пошли сами, но послали, потому что были вполне уверены, что Иисус Христос, находясь в дружественных отношениях к их дому, поможет им; кроме того, они были женщины слабые и в то время сильно были опечалены. А что они послали к Иисусу Христу не потому, что отнеслись к Нему с пренебрежением, это сами они показали потом, когда вышли к Нему навстречу с большой поспешностью. Ин.11:3 .  ...Господи! вот, кого Ты любишь, болен. ...глаголюще: Господи, се, егоже любиши, болит. Сестры сказали так, желая вызвать в Иисусе Христе сострадание; они все еще смотрели на Него, как на человека, хотя и великого, но все-таки не Бога. Ин.11:4 .  Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти,... Слышав же Иисус рече: сия болезнь несть к смерти,... Эта болезнь не ведет к смерти в собственном смысле. Смерть в собственном смысле, или вернее состояние умершего, продолжается до всеобщего воскресения, а смерть Лазаря нужно назвать смертью , потому что последовало разделение души от тела; но можно относительно ее сказать и так, что болезнь Лазаря не к смерти, по причине последовавшего вскоре за нею воскрешения. Ин.11:4 .  ...но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. ...но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради, так как слава Бога Отца есть вместе с тем и слава Сына. И здесь выражение с να (да) означает не причину, а указывает только на следствие, именно что эта смерть послужит к славе Бога Отца и Сына. Некоторые же, разумея здесь под славой крест, изъясняют эти слова так: болезнь сия не к смерти, но к распятию Бога, чтобы через нее был распят Сын Божий. И действительно, лишь только иудеи узнали о воскрешении Лазаря, как воспылали, вследствие величия этого чуда, неукротимой яростью и начали усердно действовать, чтобы убить Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010