Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Святыни Белой Руси По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии. История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель. В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове. При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест Евфросинии Полоцкой: суть вещей 2 мин., 19.11.2018 Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Дата изготовления: 1161 год. Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». Лицевая и оборотная стороны Нажмите чтобы перевернуть Поделиться результатом: Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Статус: утерян во время Великой Отечественной войны. Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия. Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения. 3D-мoдeль креста  Saint Euphrosyne " s Cross by merlush on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество. История Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.

http://foma.ru/krest-evfrosinii-polotsko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Оборотная сторона Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Лицевая сторона (XII в.), золотых дел мастер, эмальер. В 1161 г. по благословению прп. Евфросинии Полоцкой выполнил для храма Спасо-Преображенского собора полоцкого Спасо-Евфросиниева мон-ря золотой шестиконечный воздвизальный крест (см. ст. Евфросинии Полоцкой, прп., крест ). В 1941 г. крест был похищен и вывезен из страны немецко-фашистскими оккупантами; местонахождение в наст. время не известно. Имя мастера сохранилось в молитвенной надписи на оборотной стороне внизу креста: «Г[оспод]и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Крест, украшенный многоцветными тонкими перегородчатыми эмалями с погрудными изображениями святых, стилизованным растительным и геометрическим орнаментом и надписями, а также драгоценными камнями и жемчугом отличался высоким художественным уровнем исполнения. В манере работы Б. Л. сочетались геометричность и живописность рисунка. Наличие точной даты изготовления и имени мастера ставят золотой крест в число величайших ценностей в истории культуры Др. Руси. В 1997 г. была изготовлена копия-реконструкция креста (находится в Спасском соборе Спасо-Евфросиниева мон-ря) по сохранившимся архивным фотоснимкам и рисункам святыни, выполненным в XIX в., а также по аналогии с древнерус. перегородчатыми эмалями XII в. Изучение индивидуального почерка мастера и своеобразных технологических приемов изготовления, по мнению исследователей, позволяет связать с творчеством Б. Л. ряд др. подобных работ, являющихся лучшими достижениями в эмальерном искусстве Др. Руси XII в. Лит.: Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали древней Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Высоцкая Н. Ф. Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII-XVIII вв. Минск, 1984. Ил.: Кат. 6; Багадзяж М. Лазар Богша//Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестник Белорусского Экзархата. Минск, 1996. 15 (1/96). В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/Богшей ...

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками. В то время на выполненных изделиях мастер редко указывал свое имя, однако на обратной стороне креста Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал следующую надпись: «Г[оспод]и, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Высота креста – 52 см; верхнее перекрестие – 14 см, нижнее – 21 см. Крест был сделан из кипариса, покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали (именно эту технику было очень трудно воспроизвести при воссоздании креста, предпринятом в наше время, но все же ее удалось повторить) и украшен восемью драгоценными камнями и жемчугом. Изображения на кресте передают основные события Нового Завета. Крест шестиконечный. По мнению богословов, это символизирует шесть дней творения мира. На верхних концах креста были поясные изображения Иисуса Христа, Матери Божией и Иоанна Предтечи, на концах нижнего перекрестия – архангелы Гавриил и Михаил, а в центре креста – евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Ист.: Архив ОП. Ф. 20. 1925. 6. Л. 8. Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с описанием изображ. креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Говорский К. А. Жизнь прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с ист. описанием основанного ею девичьего Спасо-Преображенского мон-ря и с прил. изображ. Св. Креста, устроенного ею для монашеской церкви//Вестн. юго-зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 4. Май. Отд. 2. С. 24-42; Июнь. С. 88-100; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке//Полоцкие ЕВ. 1885. 8-10; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва/Изд.: П. Н. Батюшков. Спб., 1890. С. 24, 26, 28-30, 39-40; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с кр. описанием основанного ею в Полоцке жен. мон-ря. Витебск, 18943; Довгялло Д. И. Крест прп. Евфросинии, кн. Полоцкой//Полоцкие ЕВ. 1895. 11-12; Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3. С. 224-244; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Мигулин И. С. Правда о кресте//Вестн. Могилёва: Газ. 1991. 38; Багадзяж М. Лазар Богша: Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестн. Белорус. Экзархата. Минск, 1996. 15; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотв. иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 201-205; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П., Дышиневич В. Н. Крест - Красота Церкви: История создания и воссоздания Креста прп. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Животворный символ Отчизны: история Креста св. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Мон-рь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева мон-ря и ее фрески. М., 2007. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде

http://pravenc.ru/text/187870.html

На оборотной стороне - 4 прямоугольные выемки для мощей. Е. к. украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине - святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине - апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола - вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации Е. к. в XVI в. Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу. Практическая работа по воссозданию креста попечением Белорусской Православной Церкви МП, Правительства Республики Беларусь, при содействии частных лиц началась в янв. 1996 г. Ей предшествовал 3-летний подготовительный период, в течение к-рого брестскому художнику-ювелиру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть тайну создания визант. перегородчатой эмали. 24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке. Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения Е. к.

http://pravenc.ru/text/187870.html

144 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990., Илл. 233–234. 150 Радзивилловская летопись. Владимирский лицевой летописный свод. XVb. ОР БАН. 34.5.30. Л. 216об. 156 Cbehцiцkuй I. Haцiohaльhый музей в 1911 роцi//Дiлo. 1912, 17 ciчhя. С. 2–3; он же. Iлюcmpobahuй проводник по Haцiohaльhiм музееви у Льbibi.Жobkba, 1913. С. 11. Ил. 6. 157 PelenskiJ. Halicz w dziejachs ztuki sredniowiecznej.Krakow, 1914.S. 41; Пастернак Я. Коротка apxeoлoriя зaxiдho-ykpaihcьkux земель//Бorocлobuiя. Т. Х. Льbib, 1932. Табл. XVII; он же. Княжий город Перемишль//Перемишль – зaxiдhuй бacmioh Ykpaihu. Нью-Йорк – Фiлaдeльфiя, 1961. С. 15. 158 Петегирич В. М. Значення Перемишля в ymbepждehhi християнства на nibдehho-зaxiдhux рубежах Kuibcьkoi Pyci в XI–XIII ст.//Poczatki sasiedztwa. Pogranicze etniczne polsko-rusko-slowackie w redniowieczu. Rzeszow, 1996. C. 127–131. Рис. 5. 159 Пуцко В. Чин воздвижения Креста в византийской живописи//Revue des etudes Sud-Est Européennes. T. XVI. Bucarest, 1978. C. 659–660; он же. Крыж Eyфpacihьhi Полацкай i yзьbiжaльhыя крыжы XII–XIIIcmcm.//Полацак (Kлiyлehд). 1992. 4 (14). С. 15–16. Кроме того, была написана статья «Надпись на бронзовом кресте из Яксманич», сданная в печать в сборник «Нумизматика и эпиграфика» в октябре 1977 г. и возвращенная 3 февраля 1991 г. «в связи с изменением условий издательской деятельности Института археологии АН СССР», вследствие чего прекратился выпуск этой серии. Работа не опубликована, и частично используется в тексте данной статьи. 160 См.: Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIVbb.//САИ. Вып. Е 1–44. М., 1964; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси (По памятникам эпиграфики Х – первой половины XIII века). М., 2000. 162 Алексеев Л. В. Лазарь Богша – мастер-ювелир XII в.//Советская археология. 1957. 3. С. 224–244. 166 Примеры см.: Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium. The Kaper Koraon and Related Treasures. Baltimore, 1986. 167 Frolov A. La Relique de la Vraie Croix. Recherches sur le Developpement d’un Culte. Paris, 1961; idem. Les Reliquires de la Vraie Croix, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010