– Если Лазарь заснул, значит он поправляется. Но Спаситель ответил: – Он умер. Я рад за вас, что Меня не было там. После того, что вы увидите, будете веровать в Меня крепче. Когда подходили они к Вифании, прошло уже четыре дня, как умер и похоронен был Лазарь. Сестра Лазаря, Марфа, которую провожали соседи, вышла навстречу Спасителю и сказала: – Господи! Если бы Ты был с нами, Лазарь не умер бы. Но и теперь я знаю, что Бог даст Тебе все, что Ты попросишь у Него. Иисус сказал: – Воскреснет брат твой. – Конечно воскреснет, – ответила Марфа, – когда воскреснут все умершие. Спаситель ответил: – Я даю воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, никогда не умрет. Веруешь ли ты в это? Марфа ответила: – Верую, что Ты Сын Божий, пришедший в мир. Пришла и Мария и, плача, сказала: – Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Видя ее плачущей, Спаситель прослезился. – Где вы похоронили его? Иудеи, видев слезы Господа, говорили: – Смотрите, как Он любил Лазаря. Он открыл глаза рожденному слепым. Не мог ли Он сделать так, чтобы Лазарь не умер? Подойдя к могиле, Господь приказал отвалить камень, закрывавший ее. Марфа сказала: – Господи! Четыре дня, как он похоронен, и от него уже идет дурной запах. Но Спаситель сказал: – Откройте могилу. Вы увидите славу Божию. И когда открыли могилу, Спаситель сказал: – Благодарю Тебя, Отец, что Ты услышал Меня: не для Меня нужно это, а для людей, которые здесь. Они увидят и будут верить, что Ты Меня послал в мир. И Он громко сказал умершему: – Лазарь, выйди из могилы. Умерший, покрытый погребальными пеленами, вышел. Его развязали, и он пошел в свой дом. Многие из бывших при этом поверили в Господа. Когда же начальники Иудейские узнали об этом, они стали искать удобное время, когда при Господе не будет народа, чтобы убить Его. Заодно решили убить и воскресшего Лазаря, потому что народ сходился видеть и его. Вход Господень в Иерусалим Приближался праздник еврейской Пасхи, когда в Иерусалим собиралось много народу помолиться в храме. Спаситель тоже пошел после воскрешения Лазаря с учениками в Иерусалим. Подходя к городу, Он подозвал двух учеников и сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

и с покаянием зову Тебя: «Ты еси Свет пресветлый всех находящихся в греховной тьме». Воскрешение Лазаря Верстах в трех от города Иерусалима, на восток, находилось небольшое селение, называемое Вифания. Здесь жили две благочестивые сестры Марфа и Мария вместе со своим братом Лазарем. Все они были благочестивы и со вниманием и верой слушали учение Иисуса Христа. И Господь любил их. Когда после праздника Иисус Христос зашел к ним в дом, они очень обрадовались Его посещению. И Марфа тотчас начала хлопотать об обеде и суетилась, приготовляя угощение для Спасителя. Мария же села у ног Его и со вниманием и любовью слушала каждое слово. При этом Марфа попросила, чтобы сестра помогла ей в приготовлении угощения, но Спаситель сказал ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься о многом, а одно только нужно. Мария благую часть избрала». Через некоторое время опасно занемог их брат Лазарь. Сестры послали сказать Спасителю: «Тот, которого Ты любишь, болен». «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией», – отвечал Иисус и пробыл еще два дня на том месте, где известили Его о болезни Лазаря. На третий день Спаситель сказал Своим ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Это намерение огорчило учеников. Они припомнили, что незадолго перед тем в Иерусалиме иудеи хотели побить Его камнями, поэтому старались отклонить Его от этого пути, но Спаситель сказал им: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Иисус говорил о смерти, зная, что в то время Лазарь уже умер, но ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном, и отвечали: «Если он уснул, то это значит, что ему лучше и он скоро выздоровеет». Тогда Иисус прямо сказал им: «Лазарь умер, и Я рад за Вас, что Меня там не было, чтобы ваша вера утвердилась». После этого они отправились в путь. Когда Спаситель пришел в Вифанию, Лазарь был уже четвертый день в гробу. Надо вам сказать, что в той стране хоронили умерших не по-нашему. Там гробы выделывали в каменных горах, в эти пещеры и клали мертвые тела, а вход в них заваливали тяжелым камнем. Многие родные и знакомые пришли в Иерусалим, чтобы утешить двух бедных сестер, Марфу и Марию, но никто из них не мог доставить им полного утешения в их великой скорби, кроме Господа Иисуса. И вот наконец Марфа услышала, что Он идет к ним, и поспешила к Нему навстречу. Увидя Иисуса, она сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат. Но и теперь знаю, что все дает Тебе Бог, о чем бы Ты Его ни попросил».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Из евангельской притчи мы узнаем, что «был нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» ( Лк. 16:20–21 ). Богач не знал жалости. Он заботился только о том, чтобы напитать утробу своих ненасытных гостей, а для бедного человека Божия у него ничего не нашлось. Несчастного Лазаря жалели и утешали лишь псы. Господь показывает нам столь разительный контраст не только потому, что видел его во дни Своей земной жизни. Он знал, что эта несправедливость гораздо сильнее будет терзать всякого человека, любящего добро, стремящегося к правде, и в наше время. Если так противоположны были богач и бедняк Лазарь в древности, то еще гораздо более велика пропасть между нищими и людьми, живущими в роскоши, сегодня. Теперь речь идет не о единицах, но о целых группах людях. Мы знаем, что в центре богатейших, огромнейших городов Америки и Англии живут миллионеры, подобные евангельскому богачу. А вокруг – бесконечные трущобы, заселенные бедняками, больными, погибающими в нищете. Как относился нищий Лазарь к своему положению? Он не роптал на Бога, не призывал на богача громы небесные, но страдал и терпел безропотно, неся свой тяжкий крест. Так ли настроены нынешние безработные? Нет, они озлоблены, их сердца полны ненависти и вражды против несправедливости. Они совершают преступления, грабят богатых, восстают против них. Господь Иисус Христос предвидел этот ужасный контраст между нищетой одних и безмерным богатством других, когда говорил притчу о Лазаре. Умер богач, и похоронили его пышно, с почестями. Умер и нищий, которого люди презирали, и его закопали без всякого почета. Но так происходит у людей, у Бога же все наоборот,– Ангелы похоронили его и перенесли его из юдоли горя в вечную радость. А что стало с богачом? Он попал в ад и там претерпевал несказанные мучения. Страдая, он «поднял глаза, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» и воскликнул: «Отче Аврааме, умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» ( Лк. 16:24 ). Вот когда вспомнил он о Лазаре и понял, как тот велик в очах Божиих. Теперь он мечтает только о том, чтобы Лазарь омочил конец своего пальца в воде и прохладил его язык. Но поздно, слишком поздно! И «Авраам сказал: Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк. 16:25 ). Разве это не справедливо? Разве это не великое правосудие Божие? Разве не должны мы получить воздаяние от Бога в жизни вечной? Разве люди, стремящиеся к добру, возлюбившие Христа, пошедшие за Ним по пути страшных страданий, не заслужили вечного покоя? Вечная святая правда заключается в Божием Суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Иисус Христос приближался к Иерусалиму и уже недалеко был от Вифании, где жили Лазарь и его сестры, Марфа и Мария. Лазарь был болен; поэтому сестры его, услышав о приближении Господа, послали сказать Ему об этом; они надеялись, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Господь любил всю семью Лазаря; при каждом путешествии Своем в Иерусалим заходил к нему; да и из Иерусалима иногда приходил к нему, чтобы отдохнуть от шума всюду следовавшей за Ним толпы. Поэтому, Марфа и Мария не сомневались, что Господь придет и исцелит их брата; они даже не просили Иисуса исцелить его, а только послали сказать: «Вот, кого Ты любишь, болен». Но Господь не поспешил в Вифанию; он нарочно остался два дня на том месте, где застала Его весть о болезни Лазаря, и сказал Апостолам: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. По прошествии же двух дней, Господь сказал Апостолам: Пойдем опять в Иудею . Апостолы стали отговаривать Его от этого намерения и говорили: «Давно ли иудеи хотели побить Тебя камнями, а Ты опять идешь туда?и – Но Господь сказал им: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». – Апостолы думали, что больной в самом деле уснул; а так как сон означает иногда перелом болезни, то сказали: «Если уснул, то выздоровеет». Тогда уже Господь сказал им прямо: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Но, пойдем к нему!» Видя непреклонную решимость Господа идти в Иерусалим на верную смерть, Апостол Фома, обращаясь к другим Апостолам сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». – Никто из Апостолов не возразил Фоме, и все пошли за Господом. Когда Господь приближался к Вифании, Ему сказали, что Лазарь умер, и уже четыре дня как погребен. Навстречу Ему вышла сестра Лазаря, Марфа; и с грустью сказала она: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Впрочем, не теряя еще надежды на тο, о чем не решилась прямо высказаться, она добавила: «Но и теперь, знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». – Воскреснет брат твой! сказал ей Господь. – Марфа ответила: «Знаю, что воскреснет в последний день.»

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Иначе не выразился бы настолько темно, что и сами ученики не поняли Его слов. Не сказал: иду, чтобы оживить или воскресить его из мертвых, но разбудить. Трудно было [апостолам] вдруг угадать [подлинный смысл сказанного]. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном ( Ин. 11: 12–13 ). Видишь, каков язык не напыщенного высокомерием учения, так что и слышавшие не могли уразуметь слов, по причине скромности произнесенного? Посему Он не укорил их, как часто то делал, исправляя медлительность ума их, когда они не понимали того, что Он говорил им. Однако после этого, снимая наводивший темноту покров, яснейшим образом открывает истину и говорит прямо: Лазарь умер ( Ин. 11: 14 ). Они не знали, что означали слова [Лазарь… уснул], и тем более явили незнание и в том, что дали на них совершенно несообразный ответ [выздоровеет]. Посему Господь, чтобы изъяснить дело, весьма кстати прибавляет тотчас: Лазарь умре; как бы так говоря: «заключите же из этого [Моего] объяснения, что последует далее. Ибо иду разбудить его», – говорит без тщеславия. В словах Своих не показывает ни честолюбия, ни бессилия или неведения, но открывает все вместе: мудрость, и предведение, и силу – те совершенства, что заключались в Его природе. Он столь истинно предсказал [грядущее] событие, как будто бы будущее было уже настоящим. Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему ( Ин. 11: 14–15 ). Видишь, с какой скромностью выражается и с каким неполным объяснением предполагаемой цели идет явить чудо? Ибо, подобно как и там, где сказал: уснул, не присоединил [также] и здесь: «иду, да воскрешу его»; но умалчивая о том, радуюсь, говорит, за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Если бы Я был там, то есть как человек, то не превозмогла бы смерть. Но пойдем к нему. Для чего? Чтобы вы поверили, что Я и мертвых могу воскрешать повелением Моим. Лазарь умер. Прежде, когда Он неясно предсказал о смерти Его словом: уснул, то назвал его другом, заменив слово «смерть» именованием [Лазаря] другом; но когда прямо говорит о смерти его, то другом [его уже] не называет, дабы не подумали, что Он имел к нему особую любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Лазарь Лазарь , по-евр. Елиезар (Божья помощь) – имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: а) ( Лk. XVI, 19–31 ) – имя нищего, названного так Господом в Его высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Название Лазаря доселе еще слышится в наименовании лазарет (больница по преимуществу для бедных) и в итальянском слове лаццарони, иначе – нищие; б) ( Uh. XI, 1, 2, 5 и др.) – брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такой чудной и величественной простотой, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария ). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви Сын Божий прослезился при гробе умершего и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипр, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX в. при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Не двенадцать ли часов во дне?» Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так назначен определенный срок и для деятельности Христа. «Кто ходит»... Как для «мира сего», т.е. для обыкновенных смертных, свет или солнце дает возможность ходить не спотыкаясь или действовать в своей сфере, так, – хочет сказать Христос, – и для Него есть особое высшее Солнце, принадлежащее не сему, а высшему миру, во свете Которого Он и будет ходить, хотя бы земной мир был окутан тьмою или усеян всякими опасностями.Это Солнце – Бог (ср. Пс.83:12 ; Ис.60:20 ; Мих.7:8 ). А «кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (точнее, «в нем»). Здесь Христос говорит о человеке, который не видит в Боге свое Солнце, который не имеет в себе Бога («свет»). Косвенно этими словами Господь упрекает Своих учеников в маловерии (ср. Мф.8:26 ). Ин.11:11 .  Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики поняли упрек, обращенный к ним, и молчали. Тогда Господь снова начинает речь о предположенном путешествии. Ему как Всеведцу теперь стало известно, что Лазарь уже умер, и потому Он идет воскресить его. Но это Свое решение Господь излагает в описательной форме. Он называет смерть Лазаря «успением», а воскрешение, которое Он намерен совершить, «пробуждением». Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря есть состояние скоропреходящее (ср. Мф.9:24 ), которое кончится пробуждением или скорым воскресением, причем воскресителем явится Христос. Ин.11:12 .  Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Ин.11:13 .  Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Ин.11:14 .  Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; Ин.11:15 .  и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Ученикам не хочется идти в Иудею, и они намеренно не хотят понять истинного смысла речи Христа. «Что же? – как бы говорят они. – Уснул Лазарь, и это к лучшему, нам не о чем беспокоиться. Сном выходит болезнь». Тогда Господь уже прямо объявляет им о смерти Лазаря и прибавляет, что Он радуется, что Лазарь умер в Его отсутствие, иначе Он, конечно, исцелил бы его, и не совершилось бы большего чуда – воскрешения. Последнее же теперь особенно полезно будет увидеть ученикам, вера которых, очевидно, в то время под влиянием преследований, которым подвергся их Учитель, значительно ослабела. Чудо воскрешения должно было подкрепить их веру во Христа как Истинного Мессию ( «дабы вы уверовали»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. В воскресенье 5-й седмицы празднуется память Марии Египетской, которой составлена одна из самых продолжительных служб годового богослужебного круга. Многочасовое «Мариино стояние», совершаемое за два дня до пятой Недели Великого поста, в своем чинопоследовании содержит пример истинного покаяния для всех грешников, и Церковь снова и снова возвращает к нему своих чад. Практика поста современных приходов в дни 5-й седмицы Великого поста такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. В субботу 6-й седмицы за богослужением вспоминается воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря. Евангелие от Иоанна говорит о том, что Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими ( Ин. 11; 1, 2 ). Когда Иисус узнал об этом, то пробыл два дня в том же поселении и только после этого пошел в Вифанию. Лазарь к тому времени уже умер и был погребен в специальной пещере, к которой и направился Христос. И когда был отвален камень от пещеры, где лежал умерший, Иисус воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. ( Ин. 11; 43, 44 ). После воскрешения святой Лазарь прожил еще 30 лет, став епископом Китийским (на острове Кипр), где и распространял христианство до своей кончины. Воскрешение Лазаря стало прообразом будущего Воскресения мертвых в момент Страшного Суда. В Лазареву субботу разрешается употребление в пищу рыбной икры. Неделя шестая Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Шестое воскресенье Великого поста – великий двунадесятый праздник, подробные сведения о котором даются в главе, посвященной праздникам. На следующий после Вербного воскресенья день начинается Седмица Христовых Страданий (Страстей), предваряющая Светлое Христово Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О чуде воскрешения Лазаря повествует евангелист Иоанн Богослов. Произошло оно так. Был болен один человек, Лазарь из Вифании, из селения Марии и Марфы, сестры ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими; ее брат Лазарь был болен ( Ин.11:1–2 ). 8 Почему евангелист Иоанн упоминает о событии, которое в его же Евангелии будет рассматриваться позднее? Потому что читатели, которым было адресовано его Евангелие, вероятно, были знакомы с Марией и знали об этом ее поступке. Прежде чем повествовать о Лазаре, Евангелист о нем напоминает. Видимо в то время, когда писалось Евангелие, чудо воскресения Лазаря из мертвых не было так широко известно, как случай с Марией, помазавшей ноги Спасителя миром и отершей их волосами. Если мы вспомним предыдущие три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки, написанные много ранее, чем Евангелие от Иоанна, то увидим, что в них повествования о воскрешении Лазаря нет. Дополняя то, что опустили другие евангелисты, апостол Иоанн говорит, что Мария, о которой вы, читатели, уже знаете, была сестрой Лазаря. По преданию, (что тоже можно проследить по богослужебным песнопениям) Мария, Марфа и Лазарь были детьми Симона прокаженного, по вероисповеданию фарисея, который был исцелен Господом от проказы. Послали сестры сказать Ему: Господи, вот, тот, кого Ты любишь, болен. Услышав это, Иисус, сказал: болезнь эта не к смерти, но во славу Божию, чтобы прославлен был Сын Божий чрез нее. Любил Иисус Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, тогда остался Он два дня на том месте, где был ( Ин.11:3–6 ). Евангелист Иоанн замечает «любил Иисус Марфу, и сестру ее, и Лазаря» для того, чтобы мы поняли: Господь Иисус Христос задержался не потому, что относился к судьбе Своего друга безразлично, а потому что хотел еще больше явить Свою славу. Возможно Он медлил и по той причине, что знал, что все равно не успел бы прийти и исцелить Лазаря, как Его просили, и Лазарь умер бы раньше, чем Он пришел. Затем, после этого, Он говорит ученикам: идем снова в Иудею. Говорят Ему ученики: Равви, только что искали иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идешь туда? Ответил Иисус: не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем ( Ин.11:7–10 ). Спаситель сказал это ученикам для того, чтобы они понимали, что, пока не пришло время, пока еще длится день, ничего не страшно; а когда придет время, тогда человек подобно шествующему ночью, начнет спотыкаться и испытывать разные скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Сейчас ты слышал слова евангелиста: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» ( «прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь..., егоже воскреси от мертвых») ( Иоан. 12:1 ). И какой это день – «прежде шести дней»? Какой? Теперешний день, обозначающий Иоанна Предтечу. Как Иоанн предшествовал Господу, так и этот предшествовал воскресению; и как Иоанн, перстом указывая на Господа, говорил: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " ( «се, агнец Божий, вземляй грехи мира») ( Иоан. 1:29 ), так и этот, указывая на будущее воскресение, восклицал словами: «Вот мать имеющих родиться вновь! «За шесть дней до Пасхи». Послушайте: этот день не просто «за шесть дней до Пасхи», но чтобы ты научился очистить себя от всякой скверны плоти и духа. Этот день есть предочищение – чтобы ты очистил самого себя от всякой нечистоты, чтобы уничтожил вражду и прекратил гнев, чтобы погасил клевету, чтобы напряг любовь, чтобы увеличил нищелюбие, чтобы не ты один только праздновал, но и нуждающийся праздновал бы с тобой. Если ты не дашь нуждающемуся, и он будет печалиться, а ты праздновать, то смотри, чтобы не было тебе воздаяния того богача, который, ежедневно веселясь блистательно, не дал Лазарю крупиц. Итак, дай нуждающемуся от своей трапезы, благотвори недостаточным, чтобы и ты всегда праздновал, и бедный был бы с тобой. Если не сделаешь блага, своему единоверному бедняку, нуждающемуся в утешении, он же, по нужде, не облагодетельствованный тобой, пойдет к еретику и будет им утешен, то последний будет человеколюбивее тебя. А всякий еретик нападает на пастыря. Что же евангелист? «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» ( «Прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь..., егоже воскреси от мертвых»). О, мудрость Господня! Он воскресил Лазаря, чтобы раздражить диавола. Слушай в коротких словах. Когда увидел диавол во время восклицания Господа: «Лазарь, гряди вон» ( Ин.11:43 ), что все преисподнее разрушено и подземные силы не могут его удержать, и что, как бы изданным царским повелением, или лучше, действием божественной воли, волосы Лазаря сверху вкоренялись, ослабленные нервы стягивались, убыль тела заполнялась, разрозненные кости соединялись, живительное дыхание входило, владычица-душа брала прежнее, старое жилище, – когда это и подобное он увидел, в страхе и беспокойстве приказывал своим силам словами: «Противьтесь, будьте крепки, не предайте моего царства! О, что я перенес! Разрушается власть смерти, мной приобретенная грехом; кто был в моей власти четыре дня, (того) теперь я отдаю по насилию; со мной случилось несчастье; я начал изблевывать тех, кого поглотил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010