Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Жил богатый человек, жил хорошо и пышно. И был другой, Лазарь, который лежал в струпьях у его дверей и желал напитаться хотя бы крошками, падающими со стола богача, но никто ему их не давал. И вот оба умерли. Лазарь попал в лоно Авраамово, а богач – в место мучений. И тогда богач просит Авраама, чтобы пришел Лазарь, омочил перст в воде и облегчил его муки, но Авраам отказывает ему в этой милости. Тогда богач просит, чтобы Лазарь пришел к его братьям, предупредил, чтобы хоть они-то не погибли. «Моисея имеют пророком и пусть его слушают», – отвечает Авраам. «Нет, – говорит богач, – не послушают, вот если кого из мертвых встретят, тогда поверят». И тогда Авраам утверждает: «Если Моисея и пророков не слушают, то если и мертвые воскреснут, не поверят» (см. Лк.16:29–31 ). Вот такая история о конце человеческой жизни и о суде. История о том, как нам умирать, потому что нет ничего более очевидного для каждого человека, чем его будущая смерть. О своей судьбе мы ничего не знаем. Не знаем, что будет с нами через десять минут, но единственное, что мы знаем о себе с абсолютной достоверностью, так это то, что когда-нибудь умрем, как все до нас. Когда мы умрем, не знает никто, чтобы мы были все время готовы, чтобы не подумали: «А, это еще нескоро, и мы можем еще подобно богачу жить в самом себе, питаться тем, что нам хочется, одеваться в такую одежду, в какую нам хочется, и ничего вокруг себя не замечать. А потом когда-нибудь перед самым концом мы покаемся, мы вспомним о Боге, мы постараемся что-нибудь сделать, чтобы спасти свою душу». Это удивительно, что человек, который ничего не знает о своем будущем, о многом заботится, и зная совершенно точно, что он умрет, меньше всего об этом думает. Он меньше всего думает о смерти, меньше всего старается представить себе, как ему надо жить, чтобы не попасть в место мучений. Давайте посмотрим, за что же страдал этот богач. Даже имя его не известно. Имя Лазаря мы знаем, а имя богача стерто из Евангелия, книги жизни. Что, собственно говоря, он сделал плохого? Ведь Евангелие не говорит нам, что он был дурным человеком. Напротив, Евангелие говорит нам, что это был хороший человек. Даже находясь в аду, он беспокоился о своих сродниках и заботился, чтобы они не погибли. Он мучился, но никому мучений не желал. Доброе сердце было у богача, который попал в ад.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Говорит ей Иисус: не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» (ст. 40). Конечно, кроме Марфы и Марии, никто ничего не понял. Как мы видим из повествования, распоряжалась всем, вероятно, Марфа, и она приказала отодвинуть камень от входа в пещеру. Она настолько верила Спасителю, что считала необходимым повиноваться Ему во всем, что бы Он ни сказал — понятно это или непонятно. «Тогда взяли камень. Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда Меня слышишь, но сказал ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня послал» (ст. 41–42). Эти слова очень важны. Спаситель не молится Богу Отцу о том, чтобы Лазарь был воскрешен, но благодарит Его так, как будто Он Его уже услышал. Это не была какая-то тайная молитва, и не нужно Богу Сыну молиться Богу Отцу: никакого расстояния между Ипостасями Пресвятой Троицы нет. Поэтому Спаситель говорит: «Я знал, что Ты всегда Меня слышишь (то есть: «Ты всегда знаешь, чего Я желаю». — Игум. А.), но сказа/1 ради народа, стоящего кругом, чтобы они уверовали, что Ты Меня посла!». Спаситель произносил молитвы или обращался к Богу всегда для того, чтобы люди уверовали, что Он есть истинный Посланник Божий, что Он есть истинный Христос. «И сказав это, воззвал громким голосом: Лазарь, выходи» (ст. 43). Или, как очень выразительно сказано по-славянски: «Лазаре, гряди вон». Пещера, в которой похоронили Лазаря, была глубока. Во время паломничества по Святой Земле мы побывали в том месте. Правда, вход в нее сейчас расположен с другой стороны, но известно, где он был раньше (теперь это место заложено камнями). Войдя в пещеру, нужно еще по узкому входу спуститься во вторую, более глубокую, пещеру. И потому, может быть, действительно необходимо было «воззвать громким голосом». Что это значит? Возможно, эти слова — «Лазарь, выходи» — произнесены были не только для того, чтобы Лазарь, находившийся в пещере, из нее вышел, но и для того, чтобы вызвать из преисподней его душу, которая должна была войти в тело умершего.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Евангелист Лука показывает, что Иисус, с одной стороны, действует как пророк, но Он – больше чем пророк. Илия молится, чтобы Бог воскресил мальчика, Иисус Сам воскрешает ребенка, без всякого усилия и промедления. Чтобы его намек поняли, Лука сразу после этого чуда приводит реплики людей: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой ( Лк. 11:16 ).   Воскрешение Лазаря О третьем чуде воскрешения, знаке наступления новой эры, рассказано в 11-й главе Евангелия от Иоанна. Евангелист сообщает, что у Христа есть друг. Зовут его Лазарь. И вот Иисусу говорят, что его друг серьезно болен. Находясь на расстоянии часа пути от Вифании, селения, в котором жил Лазарь, Иисус не спешит исцелить друга. В 4-м стихе объясняется причина: болезнь Лазаря – к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Лишь через три дня Спаситель говорит ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда. Для Христа, как и для Его учеников, идти в Иудею – значит идти навстречу смерти. Вспомним, что тема Прославления Сына Божия тесно связана с темой Крестной смерти – Прославлением Евангелист Иоанн называет и чудеса Христа, и Его Страдания, и Крестную смерть. Несомненно, что смерть и воскрешение Лазаря как-то связаны со Смертью и Воскресением Самого Господа. Как?.. Смерти Христос не боится. Возможно, что в Иудее Его схватят и убьют. Но испуганным ученикам Он говорит загадочные слова: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Что это значит? Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так и для Служения Христова определено время и срок. Не надо бояться опасностей, потому что раньше, чем то определено Отцом Небесным, Христа не схватят и не убьют. Иисуса ведет Его Отец, да и Сам Христос – Свет миру ; Он знает, что нужно совершить, знает, что все осуществится в назначенное время… Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Если и сегодня на муле ехать из Иерусалима около двух часов через Елеонскую гору, то попадаешь в селение Вифания. В этом селе и сейчас показывают место, где был дом Лазаря Четверодневного, названного так потому, что он мертвым пролежал в гробу четыре дня. Этот Лазарь был друг Иисусов, и его сёстры, Марфа и Мария, служили Господу, когда Он к ним по пути заходил. Однажды, как только Иисус вышел из Иудеи и отправился в Галилею, узнал Он, что друг Его Лазарь болен. Он прозрел Духом Своим и сказал ученикам: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий [ 2 ]. Ведь Он знал все, что будет. И не вернулся тотчас, но оставался в Галилее еще два дня, ожидая, чтобы Лазарь умер и чтобы исполнилось четыре дня, когда Он придет в Вифанию к гробу покойника. В Вифании встретила Его Марфа и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус ей отвечал: воскреснет брат твой. Марфа: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Это учение должна была она ранее принять от Самого Иисуса. Иисус: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. Потом Мария повторила слова Марфы: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. И заплакала Мария. И заплакали все присутствовавшие. Тогда и Сам Господь заплакал. Заплакал Иисус . И пришли к гробу Лазаря. А это была пещера, и каменная плита была привалена ко входу. Ведь на Востоке многие пещеры служат для погребения мертвых. Тогда Иисус сказал: отнимите камень. Марфа: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. А Иисус ей сказал: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Когда отняли камень, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Из этого следует, что Иисус перед этим возносил тайную молитву Отцу Своему Небесному, через которую Ему подтверждено было, что Отец согласен с волей Сына и в этом деле. Потом Иисус позвал Лазаря - воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и по ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Закрыть «Земная наша жизнь – часть вечного пути» Проповедь в Лазареву субботу 27.04.2024 15 Время на чтение 4 минуты Фото: Из интернет-источников В Библии не так уж много мест, где сказано о случаях воскрешения людей. К примеру, в Ветхом Завете, всего три таких истории. В Новом Завете их тоже немного. Но все они особенные. Как мы с вами можем убедиться, Бог не всегда воскрешает человека, но только если на то будет веская причина. Возвращаясь к новозаветной истории, вспомним все эти четыре редких случая. Первый касался воскрешения сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11 – 18). Господь, видя безутешное горе матери, сжалился над ней и совершил это великое чудо. Второй раз это произошло по просьбе отца умершей девочки. Начальник синагоги Иаир слезно просил Христа исцелить его дочь. И вновь Господь проявляет милосердие и воскрешает человека (Лк. 8, 41 – 56). Третий случай мы вспоминаем с вами сегодня в день Лазаревой субботы. Как мы с вами помним из евангельской истории, Христос находился вне пределов Иудеи, потому как его хотели там убить, и проповедь его была обращена к простым жителям Галилейского побережья. И вдруг из Вифании Иудейской приходят плохие вести от двух сестер Марфы и Марии, что их родной брат Лазарь, и личный друг Христов, болен и находится при смерти: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3). Иисус на это отвечал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Иисус не сразу пошел в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил еще два дня в Галилее, так как подчинил свое личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца. И только затем отправляется в путь, при этом, он уже знает, что Лазарь умер: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его... радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (Ин. 11, 11 – 15). Когда Иисус достиг Вифании, то выяснилось, что Лазарь уже умер и наступил уже четвертый день с его смерти. Навстречу ему вышла Марфа и произносит следующие слова: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 21 – 22).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/27/ze...

«И вышел умерший». Иисус говорит тому Лазарю, которого душа уже четыре дня находилась в другом мире, тому Лазарю, которого тело уже разрушалось и предавалось тлению. Иисус говорит не как бы имеющий нужду в помощи свыше для совершения чуда, но как Всесильный. Он громким голосом повелевает: «Лазарь! иди вон». И душа Лазаря, услышав повелительное слово Иисуса, Владыки живых и мертвых, возвратилась в свое тело, и истлевавшее тело Лазаря, вняв гласу Господа, сбросило узы тления, и, как от сна, воспрянуло к жизни. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Лазарь, по слову Господа, воскрес и вышел из пещеры, в которой был похоронен. Так Иисус Христос этим чудом ясно показал, что Он не простой человек: ибо кто может сотворить такое чудо своими силами? Показал, что Он не такой пророк, какие были прежде Его, например, Моисей, Илия, Исаия, Даниил. Те пророки совершали чудеса не своей силой, но силой Божией, потому, прежде совершения чуда, обыкновенно обращались с молитвой к Богу, и именем Божиим творили чудеса. А Иисус Христос, как всесильный Бог, Сам, Своей силой, творит чудеса, Сам повелевает: «Лазарь! иди вон» и тем показывает, что Он есть всемогущий Бог . Он говорит, и голос Его призывает душу из другого мира, и тело умершее, предавшееся тлению, ожило, сделалось здоровым, и четверодневный мертвец воскрес. В то время как Иисус Христос совершил чудо, многие видевшие чудо, уверовали в Него, как сказано у евангелиста: «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» ( Ин.11:45 ). Так и всегда, читая и слушая повествование о воскресении Лазаря, должны мы оживлять свою веру в Господа Иисуса, помышлять о Его божественном величии и всемогуществе, о Его беспредельном владычестве над живыми и мертвыми, над миром видимым и невидимым. II. а) Помыслим, братия, как Иисус Христос божественным словом Своим воззвал Лазаря от смерти к жизни, так Он в последний день и всех умерших воззовет к жизни, чтобы сотворить суд над живыми и умершими. Сам Господь учит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо любил Иисус Марфу, и сестру её Марию, и Лазаря. И вот, услышав, что Лазарь болен, Он оставался на прежнем месте два дня, после же сего сказал ученикам Своим: «Пойдем вновь в Иудею». Говорят Ему ученики: «Рабби, ныне иудеи стремились побить Тебя камнями, и Ты вновь идешь туда?» Иисус ответил: «Разве не двенадцать часов в дне? Если кто пойдет днем, тот не споткнется, ибо видит свет мира сего. Если же кто пойдет ночью, тот споткнется, ибо света нет в нем». Рек сие и затем сказал им: «Лазарь, друг наш, спит, но Я иду, чтобы поднять его ото сна». Тогда сказали ученики Его: «Господи, если спит, здоров будет». Иисус же говорил о смерти его, а они думали, что об обычном сне говорит Он. Потому Иисус сказал им явно: «Лазарь мертв, и ради вас, ибо вы уверуете, радуюсь Я, что мы не были там. Но идем к нему». Тогда сказал Фома, называемый Близнец, соученикам: «Пойдем и мы, и умрем с Ним». И вот, пришел Иисус и оказалось, что Лазарь уже четыре дня лежит в гробнице. Вифания же была недалеко от Иерусалима, стадиях в пятнадцати. И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их о брате их. И вот Марфа, услышав, что Иисус пришел, вышла навстречу Ему. Мария же сидела дома. Тогда сказала Марфа Иисусу: «Господи, если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы, но и ныне знаю, что о чем ни попросишь Ты у Бога, даст Тебе Бог». Говорит ей Иисус: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день». Сказал ей Иисус: «Я есмь Воскресение и Жизнь. Кто верит в Меня, даже если и умрет, будет жить. И всякий, кто живет и верит в Меня, не умрет вовеки. Веришь ты сему?» Она рекла Ему: «Да, Господи, я уверовала, что Ты Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир сей». И, сказав сие, она ушла и шепотом позвала Марию, сестру свою, говоря: «Учитель здесь и зовет тебя». Та, услышав, тотчас вскочила и пришла к Нему, ибо не входил ещё Иисус в укрепление, но был по-прежнему на месте том, где встретила Его Марфа. Иудеи же, бывшие с ней в доме и утешавшие её, увидев, что Мария быстро вскочила и вышла, последовали за ней, говоря: «К гробнице идет она, чтобы рыдать там».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо самый опыт свидетельствует, что дорогих одежд желают только для пустой славы, потому что никто не хочет одеваться в дорогие одежды там, где не может быть видим другими. Эту виновность мы можем еще лучше доказать от противного, потому что если бы ношение дешевой одежды не было добродетелью, то Евангелист не стал бы с особенностью говорить об Иоанне: «сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих» (Мф 3.4). Но особенно нам должно заметить, какой в устах Истины порядок повествования о гордом богаче и смиренном бедняке. Ибо вот говорится: «человек некий был богат», и тотчас присовокупляется: «был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях». Известно, что в народе обыкновенно более известны имена богатых, нежели бедных. Что же это такое, что Господь, говоря о бедняке, произносит имя бедняка, а об имени богача не говорит, если не то, что Бог смиренных знает и одобряет, а гордых не знает? Поэтому-то Он некоторым, гордящимся силой чудес, наконец скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф 7.23). Напротив, Моисею говорится: «вем тя паче всех» (Исх 33.12). Итак, о богаче Он говорит: «человек ... некий». Но о бедняке говорит: «нищий, именем Лазарь». Ясно Он как бы так говорит: «Смиренного нищего Я знаю, а гордого богача не знаю. Того, как знакомого, одобряю, а этого, по суду неодобрения, не знаю».    4. Еще нам нужно подумать и о том, с какой разборчивостью Создатель наш все обсуживает. Ибо одна и та же вещь признается не за одну и ту же. Ибо вот покрытый струпьями нищий Лазарь лежит у ворот богача. Об этом одном обстоятельстве Господь произнес два суда. Ибо богач, быть может, имел бы некое извинение, если бы бедный и покрытый струпьями Лазарь не лежал у ворот его, если бы удален был, если бы его бедность не была перед глазами. Наоборот, если бы богач был далеко от взора покрытого струпьями бедняка, то бедняк терпел бы меньшее искушение в душе. Но когда Он положил бедного и покрытого струпьями у ворот богатого и роскошно пирующего, тогда в одном и том же обстоятельстве, и от видения бедняка увеличил осуждение немилосердого богача, и наоборот, от зрения богача испытал ежедневное терпение бедняка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иисус Христос показал ученикам Свою славу или преобразился для того, чтобы ученики еще тверже уверовали в Него, что Он – Сын Божий; чтобы, при виде Его страданий, ученики по прежнему веровали бы, что Он и во время страданий остается Сыном Божиим. День, в который Иисус Христос преобразился пред Своими учениками, мы празднуем 6 августа (19 августа) и называем его днем Преображения Господня. Что Иисус Христос начал говорить Своим ученикам перед Своим последним путешествием в Иерусалим? Кого взял с Собой Спаситель? Куда Он взошел с учениками? Что делал Спаситель на горе Фавор? Что делали ученики Его? Что увидели ученики, когда проснулись? Кого увидели ученики вместе с Иисусом Христом? О чем говорил Иисус Христос с Моисеем и Илиею? Какое желание высказал апостол Петр? Что спустилось на гору? Что говорил голос с неба? Как отнеслись ученики к этому голосу? Что сделал Иисус Христос с учениками? Что увидели ученики, поднявшись с земли? Для чего Спаситель преобразился пред учениками? Когда празднуется Преображение Господне? 118. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–53) Чтобы укрепить в Своих учениках веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, а также чтобы показать это и другим людям, Спаситель во время Своего последнего путешествия в Иерусалим совершил такое чудо. Недалеко от Иерусалима в селении Вифания жили две сестры Марфа и Мария с братом своим Лазарем. Они очень любили Иисуса Христа и Он любил их. Когда Спаситель приходил в Вифанию, всегда останавливался в их доме. Когда Спаситель шел в Иерусалим, Лазарь заболел. Сестры послали сказать Спасителю, что Лазарь болен. Иисус Христос, услышав об этом, сказал: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией,» и не поспешил в Вифанию, а пробыл два дня на том месте, где находился. После этого Он сказал ученикам: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном, и сказали; «Господи! Если он уснул, то выздоровеет». Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и Я радуюсь за вас, что Меня там не было; вы уверуете теперь в Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Или еще иначе: если тот не спотыкается, кто видит этот свет, тем более не споткнется тот, кто пребывает со Мною, если только сам не отстанет от Меня. Посему и вы, пребывая со Мною, Светом истинным, напрасно боитесь. Иные под «днем» разумеют время до страдания, а под «ночью» время страдания. Итак, говорит, доколе идет «день», то есть пока еще не настало время страдания, вы не споткнетесь, ибо не встретите гонения от иудеев, ни другой как-нибудь неприятности. А когда придет «ночь», то есть страдания Мои, тогда вы смятенные соберетесь в одном домике из опасения иудеев. С того времени вы будете испытывать скорби и болезни, и много озлоблений и неприятностей. Когда Я — Свет — не буду уже с вами жить телесно, то обоймет вас ночь скорбей. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер: и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер: и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним. Так как ученики Господа боялись идти в Иудею, то Он говорит им: иудеи искали побить Меня камнями за то, что Я опровергал их и обличал. Но ныне Я иду не за тем, чтобы обличать их, а за тем, чтобы посетить своего друга. Посему нет нужды бояться. Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга. Ученики, желая удержать Его от путешествия туда, говорят: довольно, если он уснул; если уснул, то выздоровеет; посему нам не нужно ходить, ибо нет необходимости.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010