Преподобная решила поместить здесь находившуюся в Эфесе икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу " дары многоценные " с просьбой " отпустить " Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до Константинополя, где она была передана полоцким послам. Преподобная поставила икону в церкви Пресв. Богородицы, украсив ее " златом и каменьем многоценным " . Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Евфросинии крест , в который были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась . По-видимому, успешным контактам Евфросинии с константинопольским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с византийской аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в Константинополь . Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество на Святую Землю. Близ Константинополя они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель с великою честью отправил паломников в столицу. Преподобная Евфросиния молилась в константинопольском храме Св. Софии и других церквах. Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим , находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме св. Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него " злата много " , золотую кадильницу и " многоразличные фимианы " .

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест Евфросинии Полоцкой: суть вещей 2 мин., 19.11.2018 Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Дата изготовления: 1161 год. Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». Лицевая и оборотная стороны Нажмите чтобы перевернуть Поделиться результатом: Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Статус: утерян во время Великой Отечественной войны. Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия. Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения. 3D-мoдeль креста  Saint Euphrosyne " s Cross by merlush on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество. История Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.

http://foma.ru/krest-evfrosinii-polotsko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. 15.01.1921, Ростов-на-Дону), историк-археолог, д-р исторических наук. Специалист по истории и культуре Зап. Руси (в основном X-XIII вв.), в т. ч. церковной архитектуре и прикладному искусству. Исследовал городища в Белоруссии и на Смоленщине (Браслав, Друцк, Мстиславль и др.). Участник работ по восстановлению «Креста Евфросинии Полоцкой» (награжден орденом св. Владимира 3-й степени). Соч .: Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. арх. 1957. 3; Полоцкая земля. М., 1966; Смоленская земля в IX-XIII вв. М., 1980; Археология и краеведение Беларуси: XVI в.- 30-е гг. XX в. Минск, 1966; Крест - хранитель всея вселенныя. Минск, 1996 (в соавт. с Т. И. Макаровой, Н. П. Кузмичом). Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ЗАБЕЛИН Иван Егорович (1820 - 1908), историк, искусствовед, археолог, коллекционер, один из основателей Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей)

http://pravenc.ru/text/64518.html

Архивск. 257, на обороте. «Взраст его паче инех человек, глас его яко труба в народе, лице же его бе яко Иосифа Прекрасного, еже бе поставил его Египтьскый царь втораго царя в Египте, сила же его бе вторая часть от сил Самсоня, и дал ему бе Бог премудрость Соломоню, храбрость же яко царя Римскаго Евспасьяна, еже пленил всю землю иудейску...» Соф. 1, 250 . Любопытное известие о росте св. Александра находим в записи родов русских и литовских князей, в сборнике начала XVI века: «Ярослав роди Александра Храбраго Невьскаго, великаго взрастом, Деисус целова». Библиотека Тр.-Серг. л., 770, л. 428. О значении слова «Деисус» см. Душеп. чт. 1884. Январь. 77. 33 «Молитва благословити царя и князя», по списку XIV века. Синодальная библиотека. Потребник, 675, 166. 35 Изображение креста пр. Евфросинии в «Памятниках старины Витебской губернии» Сементовского. В надписи назван и мастер – Лазар Богша. 36 Другие иконы, писанные, по преданию, св. Лукою: икона Божьей Матери Смоленская, присланная около 1077 года. Икона Божьей Матери Владимирская, принесенная из Царьграда в Киев около 1031 года. 37 Новг. 1, 52. Соф. 1, 247 . «6747 (1239) оженися князь Александр Ярославич, внук Всеволож, в Новегороде, поят в Полотьске у Брячислава дщерь и венчася в Торопче». Ср.: Карамзин. История государства Российского, т. IV, прим. 110. Арцыбашев. II, прим. 257. 40 Красов. О местоположении древнего Новгорода. Новгород, 1851. «Прогулка по Новгороду и его окрестностям» – в «Новгородских губернских ведомостях». 1862. «Живописная Россия». Очерк V. 42 Об образе жизни наших князей подробно см. у Погодина: «Древняя русская история до монгольского ига». Т. II. 839–893. 43 Великий князь Ростислав молился, «слезами омывая лице свое и стенание от сердца своего испущая, всим видящим его в толици смиреньи стояща, и тако не можаху удержаться от слез». Там же. Стр. 865. 46 «Паче всего любляше правосудие, о нем же и боляр своих часто наказуя притчами от Божественных писаний, яко да прежде всего воспросят от Бога премудрости, и от пиянства удержатся, и сами пред Богом да смирятся, да не забудут праведно судити и не познают лица сильнаго и не приемлют мзды неправедныя, и никого же обидят, но да избавят обидима от руки обидящих и паче повеленнаго им ничто же взьемлют, но довольни будут оброки своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11). Сколько дней уже был мертв Лазарь, когда к нему пришел Христос, чтобы воскресить его? Четыре дня Три дня Неделю Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»). Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»). Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»). Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»). Какова дальнейшая судьба Лазаря? Стал проповедником в Фессалониках и воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи Проповедовал христианство в Индии и Китае Был казнен в 80 году, во время правления римского императора Тита Стал епископом на Кипре и скончался в пожилом возрасте После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году. После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году. После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.

http://foma.ru/lazar-istoriya-druga-iisu...

Умер Лазарь, и умер богач. Но для одного смерть стала сном, сладким сном, успокоением от страданий и трудов, началом бесконечной блаженной жизни, а для другого – страшной черной ямой, где царствуют мрак и ад. И вот богач возвел очи свои и увидел Лазаря вместе с Авраамом. Он стал молиться: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой... (Лк. 16, 24). В священной символике вода означает благодать Божию. Как желал при жизни Лазарь насытиться крошками, падающими со стола богача, так теперь богач, как нищий, умоляет, чтобы Лазарь принес ему хоть несколько капель воды, хоть малую толику благодати. Богач одевался в пурпур и виссон, Лазарь – в жалкие грязные лохмотья, а теперь богач одет, окутан вечным мраком, а Лазарь – небесным, райским светом. Богач возлежал на драгоценном, вышитом шелком ложе, а Лазарь – в пыли на земле. Теперь Лазарь на лоне Авраама, а богач в адском огне, который жжет, но не светит, пронизывает болью душу насквозь, но не умерщвляет и не исцеляет ее, а разгорается своим черным пламенем все сильнее и сильнее. И Авраам говорит богачу: Чадо! Почему богач называет Авраама отцом? Потому что иудеи считали, что если они произошли от Авраама, то они его дети и как бы имеют привилегию на спасение, и Царство Небесное – их наследие. Отвечает Авраам: Чадо! – ибо Авраам добр и милостив, но помочь он ему не может. Он говорит: Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое (Лк. 16, 25). «Теперь ты мучаешься, а он радуется, то есть истинное счастье ты променял на временные наслаждения, ты испил чашу манящего греха, и чаша эта теперь стала для тебя горше, чем полынь, а Лазарь доблестно перенес все испытания, которые Господь послал ему, видя мужество и крепость его души, и теперь он увенчан как победитель, теперь он вошел в вечную радость». Богач говорит: прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Мученик Марин жил в III в. За разрушение идольского капища и за всенародное исповедание Христа он был усечен мечом. В этот день воспоминается воскрешение Лазаря Иисусом Христом. Лазарь был евреем, родом из Вифании, селения в 2 верстах от Иерусалима. У Лазаря было две сестры, Марфа и Мария. И. Христос любил всех их троих за благочестие и часто останавливался у них. За несколько дней до страданий И. Христа Лазарь опасно заболел. Сестры посылали сказать И. Христу, что тот, кого Он любит, болен. Но И. Христос ответил, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Лазарь между тем умер и был погребен. На четвертый день после его смерти И. Христос пошел в Вифанию. Сестры Лазаря, узнав, что И. Христос идет в их селение, вышли к Нему навстречу и сказали: «Господи, если бы Ты был здесь, брат наш не умер бы. Но и теперь я знаю, – прибавила Марфа, – что, чего ты ни попросишь у Бога, даст Тебе Он». И. Христос сказал Марфе: «Воскреснет брат твой». – «Знаю, что воскреснет при всеобщем воскресении», – печально проговорила Марфа. «Я – воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет, – сказал Иисус и спросил: – Где вы положили его?» Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Господь велел отнять камень от нее, помолился Богу Отцу и громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь воскрес и вышел из пещеры. Враги Господа положит тогда убить не только Его Самого, но и Лазаря. Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен апостолами в епископа. Пресвятая Богородица подарила ему омофор, сделанный Ею Самой. Лазарь жил после воскрешения 30 лет в великом благочестии. В IX веке мощи его были перенесены из Кипра в Константинополь. 18-е число Св. Кирилл был архиепископом в Иерусалиме, в IV веке. Тут и родился он от благочестивых родителей. Сделавшись священником, три года говорил он поучения готовящимся ко крещению и новокрещенным – так называемые «огласительные», которые дошли до нас. Когда же был поставлен во епископа, то защищал истины веры от ересей Ария, Македония и других, за что 3 раза лишали его епископской кафедры и ссылали в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Поучение в субботу Лазареву, 6-й недели Великого поста и пред причащением Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (Троп. в суб. Лазаря). Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в селе Вифании, недалеко отстоящем от Иерусалима, сотворил великое чудо. В этом селе жил друг Его Лазарь, с двумя сестрами – Марфою и Мариею. Случилось, что Лазарь тяжко заболел, а Иисус Христос шел в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав об этом, Марфа и Мария послали сказать Господу, что друг Его – Лазарь болен. Но Иисус Христос пробыл два дня на том месте, где находился, и Лазарь, не дождавшись Его, умер и похоронен. И едва только Иисус Христос пришел в Вифанию, как встречает плачущих сестер. «Господи, говорит Ему Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Тоже сказала и Мария, упавши в слезах к Его ногам. Господь всемогущий отвечал Марфе: «воскреснет брат твой. Где похоронен друг Мой – Лазарь? " » И вот Он приходит ко гробу и повелевает отвалить от него камень. «Господи, говорит Ему Марфа, уже слышан от тела его гнилой запах; ибо четыре дня как он похоронен“. Несмотря на это, Иисус Христос громким голосом сказал мертвецу: «Лазарь! Вставай, выходи вон!“ И Лазарь ожил и вышел из гроба ( Иоан. 11:1–44 ). Сие-то воскресение Лазаря воспоминает ныне св. Церковь . После этого чуда многие уверовали в Иисуса Христа; другие же вознегодовали на Него, и стали искать случая, чтобы убить Его; хотели убить и друга Его – Лазаря. Но Иисус Христос удалился; удалился на остров Кипр и Лазарь, где в сане архиерейском до конца жизни своей пожил благочестно и свято. – Теперь из этой св. истории мы извлечем для себя и слово назидания. Великое чудо воскресения Лазаря уверяет нас, что Иисус Христос есть истинный Бог, во власти Коего наша жизнь и смерть. Пред Своими страданиями, пред Своею смертью и воскресением Он показал миру, что как воскресил Он четверодневного Лазаря, так воскресит и всех умерших людей. И все умершие, всемогущею силою Божиею, в свое время воскреснут и восстанут из гробов своих для жизни вечной. И потому, чтобы ожидаемое нами воскресение и будущая жизнь были для нас отрадны, мы должны всегда иметь твердую веру в Иисуса Христа и прославлять Его, истинного Бога, должны помнить свой смертный час и приготовляться к нему. А это прославление и приготовление наше состоят в наших добрых делах, в ревностном служении Иисусу Христу. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем усерднее будем служить Иисусу Христу, тем чище и светлее будет наша вера и любовь христианская, тем отраднее будет нам в день общего воскресения и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

2 . Господь сказал Своим ученикам, как слышала в нынешнем чтении ваша любовь: «Лазарь, друг наш, – сказал Он, – уснул; но Я иду разбудить его» 522 . Хорошо сказал Господь: «Лазарь, друг наш, уснул» 523 , – ведь, поистине, тот должен был восстать от смерти, словно ото сна. Но ученики, не понимая, почему Господь говорит так, сказали Ему: «Господи, если уснул, то выздоровеет« 524 . Тогда, отвечая, Он «сказал им прямо: «Лазарь умер; но Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» 525 . Но если здесь сообщается, что Господь радуется о Своих учениках по причине смерти Лазаря, то почему позднее говорится, что Он заплакал из-за смерти Лазаря? А причина радости и слез такова. Господь радовался об учениках, а плакал об иудеях. Об учениках радовался, потому что через воскрешение Лазаря должна была укрепиться их вера во Христа; а о неверии иудеев плакал, потому что они не поверили во Христа Господа даже после того, как воскрес Лазарь. Или же, может быть, Господь заплакал, дабы смыть Своими слезами грехи мира. Если Петр смог, пролив слезы, смыть свои грехи, то почему бы не поверить, что слезами Господа были смыты грехи мира? После слез Господа многие из народа иудейского уверовали. Неверие иудеев было отчасти побеждено чувством любви Господа, и бессердечные души их были умягчены пролитыми слезами сострадания. И еще, может быть, обе эти вещи, – и то, что Он радовался, и то, что Он плакал, – в нынешнем чтении сообщаются о Господе потому, что «сеявшие со слезами, – как написано, – будут пожинать с радостью» 526 . Ибо слезы Господа – это радость для мира, и слезы Он пролил для того, чтобы мы удостоились радости. Но возвратимся опять к чтению. Он сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, – сказал Он, – умер; но Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы узнали " 527 . Отметим здесь тайну: почему Господь говорит, что Его не было там? Ведь, когда говорит прямо: »Лазарь умер«, Он с очевидностью показывает, что там был. Потому что Господь не смог бы сказать этого, если только Сам не был там, ведь никто ничего не сообщал Ему. Ведь как это Господь, Чье божественное величие проникает во все места целого мира, мог не быть в месте, где умер Лазарь? Но здесь Господь и Спас наш также открывает в Себе тайну плоти и божества. Он не был там по плоти, но был там по божеству, ибо Бог – везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

44. Смерть и воскрешение Лазаря В Вифании сделался болен Лазарь. Его сестры, Марфа и Мария, послали сказать Иисусу Христу, который был далеко от Вифании, в Перее, что Лазарь, которого Он любит, сделался болен. Получив весть об этом, Господь не пошел в Вифанию немедленно, а пробыл в Перее два дня и потом пошел в Вифанию. На дороге Он сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики сказали, что если Лазарь уснул, то выздоровеет. Тогда Господь сказал им, что Лазарь умер. Навстречу ко Христу вышла сначала из Вифании Марфа и сказала Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус Христос сказал ей: «Воскреснет брат твой». Марфа отвечала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Но Господь назвал Самого Себя воскресением и жизнью. Тот, кто верует в Него, если и умрет, оживет. «Веришь ли сему?» спросил Господь Марфу. «Так, Господи, – отвечала она, – я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Марфа пошла после этого за своей сестрой и позвала ее. Мария, при встрече с Спасителем, сказала Ему то же, что и Марфа: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Мария плакала. Господь, увидев плачущую Марию и других лиц, с нею пришедших, Сам начал скорбеть духом Своим, возмутился и спросил: «Где вы положили его?» Ему сказали: «Господи! пойди и посмотри». Иисус Христос прослезился. Тогда иудеи, тут бывшие, начали говорить: «Смотри, как Он любил его». Но другие сказали: «Не мог ли Он, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и Лазарь не умер?» Иисус Христос пошел ко гробу и повелел отвалить от него камень. Марфа сказала: «Господи, уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе». Камень по повелению Христа был отнят от пещеры. Иисус Христос возвел Свои глаза к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Затем Он громким голосом сказал: «Лазарь! иди вон». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а лицо его было обвязано платком. Иисус Христос сказал: «Развяжите его, пусть идет». Многие из иудеев, пришедших к Марфе и Марии, увидев, что Иисус Христос воскресил Лазаря, уверовали в Него. Но начальники иудейские говорили, что так как Он много чудес творит, то все уверуют в Него, и решили предать Его смерти. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010