К нач. XX в. в Богоявленском храме служили священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из населения части слободы Мстёра (162 двора) и деревень Добрицы, Павлово и Погариц. По клировым ведомостям в слободе и деревнях числилось 838 мужчин и 994 женщины (Там же. С. 360). Богоявленский мон-рь в Мстёре. Фотография. Нач. XX в. Богоявленский мон-рь в Мстёре. Фотография. Нач. XX в. В нач. 30-х гг. XX в. Богоявленская ц. была закрыта, ее помещение передали Музею церковной и фольклорной старины (впосл. Мстёрский краеведческий музей), в 50-х гг. XX в. устроили склад, в часовне св. Александра Невского разместили керосиновую лавку. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. Богоявленский храм (1687) был признан памятником архитектуры, подлежащим охране гос-ва. С кон. 80-х гг. XX в. в Богоявленской ц. начались реставрационные работы. Владимирская ц. в советские годы не закрывалась. В нач. 30-х гг. Иоанновский храм одноименного жен. мон-ря был переоборудован под клуб им. 1-го Мая (впосл. клуб клееночной фабрики им. Дзержинского). В алтаре устроили сцену, колокольню и ограду разобрали. Решением Синода от 24 сент. 1999 г. М. м. был вновь открыт. В 2017 г. настоятелем является игум. Авраамий (Лукиянчук). Монастырский комплекс состоит из Богоявленского и Владимирского храмов, надвратной колокольни, часовни св. кн. Александра Невского, келейного корпуса, служебного корпуса и хозяйственной постройки. М. м. обнесен оградой с башенками. Во Владимирской ц. хранится икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (2-я пол. XVIII в.), местночтимые Владимирская и Корсунская иконы Божией Матери и образ «Утоли моя печали». В Мстёрском художественном музее находятся иконы «О Тебе радуется» (нач. XX в.), «Чудо св. Георгия о змие» (посл. треть XIX в.), «Господь Вседержитель» (нач. XX в.), а также «Огненное восхождение св. Илии Пророка» (1-й треть XVIII в.), возможно происходившие из М. м. К обители приписаны Казанский скит в урочище Акиншино Вязниковского р-на с каменным Казанским храмом (1821), кельями и трапезной, Свято-Троицкая Серапионова муж. пуст. Вязниковского р-на и Преображенский храм погоста Спас-Железино Селивановского р-на. В 2005 г. Иоанновский жен. мон-рь был возобновлен в качестве подворья вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женского монастыря . 20 сент. 2009 г. при подворье была открыта воскресная школа. К 2017 г. здания Иоанновского мон-ря занимает Муромское архиерейское подворье.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Богоявленский собор (1687) и колокольня. Фотография. 2015 г. Богоявленский собор (1687) и колокольня. Фотография. 2015 г. В 1681 г. кн. А. Г. Ромодановский, вернувшийся из крымского плена при поддержке брата Михаила и дяди Федора обратился к митр. Суздальскому и Юрьевскому свт. Илариону (Ананьевичу) с просьбой о постройке в М. м. новой каменной церкви. В 1683 г. в ответ на челобитную была выдана храмозданная грамота, в к-рой подробно было описано, как «церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь с верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные». В 1687 (1688 ?) г. был освящен новый Богоявленский храм - бесстолпный 5-главый 2-светный 3-апсидный четверик с 2-столпной трапезной, открытыми крыльцами, с декором в духе узорочья. В нижний ряд нового 7-ярусного иконостаса были помещены некоторые иконы нач. XVII в., перенесенные из старого собора. В трапезной Богоявленской ц. была устроена родовая усыпальница кн. Ромодановских. Местные жители считали гробницы чудодейственными. Когда от сырости в храме на гробницах выступала влага, крестьяне собирали ее и мазали больные места. В синодике (XVII в.), хранившемся в ризнице храма, были записаны имена представителей княжеского рода начиная от Бориса Васильевича, деда Григория Петровича. Кн. Г. Ромодановский скончался в 1628 г., приняв перед смертью постриг в схиму с именем Геннадий. Вотчинные земли на р. Мстёрке оказались в совместном владении 7 его сыновей ( Голышев. 1865. С. 107). К 1710 г. в М. м. была возведена деревянная ц. во имя св. Иоанна Предтечи, к 1727 г. в северо-западной части обители - теплая ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери - бесстолпный одноглавый одноапсидный четверик с трапезной. Храм украшал изразцовый декор (Там же. С. 114-115; Доношение иером. Иоасафа в архиерейский приказ о мон-рях в сл. Мстёре, 1727 г.//Владимирские ГВ. 1876. 5. С. 2). В 1-й пол. XVIII в. (до 1764) обитель была приписана к Шартомскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю .

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской и Вязниковской епархии Владимирской митрополии), находится в пос. Мстёра Вязниковского р-на Владимирской обл. М. м. расположен на землях, к-рые с XIII в. входили в состав Стародубского княжества. Кн. Андрей Федорович Стародубский († ок. 1392) поделил княжество между своими сыновьями на 4 удела. В XV в., когда продолжалось дробление княжества, родоначальник кн. Ромодановских Василий Федорович (по прозвищу Ромодан), один из сыновей кн. Ф. А. Стародубского, получил в вотчинное владение территорию, включавшую земли по рекам Мстёрке и Таре. М. м. был основан в 1-й пол. XVII в. при каменной ц. в честь Богоявления (кон. XVI - нач. XVII в.), построенной, вероятно, кн. Григорием Петровичем Ромодановским на погосте, рядом с «монастырьком» свт. Иоанна Милостивого (существовал уже к 20-м гг. XVI в.). Сохранилась выпись, составленная в 1710 г. в связи с тяжбой Михаила Григорьевича Ромодановского и Марфы Степановны Черкасской (урожд. Ромодановской). В ней сообщается, что среди владений Г. Ромодановского с 1609/10 г. по 1628/29 г. находились «родовые вотчины… село Старое Татарово, село Иваново на реке на Таре, да погост на реке, а в нем церковь Богоявления Господня, да Богоявленского монастыря слободка» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 2. Кн. 11386. Л. 556; см. также Баранов. 2008. С. 81). Богоявленский мон-рь в Мстёре Богоявленский мон-рь в Мстёре В писцовых книгах М. М. Трусова и дьяка Ф. И. Витовтова 1628, 1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми кн. Г. Ромодановского записана как наследство от «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере» с каменным Богоявленским храмом и деревянной ц. во имя св. Иоанна Милостивого, «а в церквах образы, книги, и ризы, и колокола». Здесь же впервые сообщается о том, что рядом с Богоявленской ц. находились кельи монахов. Один из них назван Евфимием, именно это имя получил при монашеском постриге кн. П. Б. Ромодановский, отец Г. Ромодановского. Согласно переписным книгам 1678 г., в слободе были боярский дом и 156 бобыльских дворов, в к-рых проживало 435 человек мужского пола ( Голышев. 1865. С. 26, 107; Березин, Добронравов. 1898. С. 353).

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Церковь во имя свт. Иоанна Милостивого. 1809 г. Фотография. 2016 г. Церковь во имя свт. Иоанна Милостивого. 1809 г. Фотография. 2016 г. В описной раздельной книге 1710 г. указано, что в Богоявленской слободе помимо М. м. имелся и жен. монастырь во имя свт. Иоанна Милостивого ( Голышев. 1865. С. 114-115). Знаменитая мстёрская вышивка гладью была впервые выполнена, вероятно, именно в жен. мон-ре. На территории этой обители находились деревянный храм во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, ц. во имя митр. Московского и всея Руси свт. Филиппа, шатровая колокольня, кельи, каменная ограда. В 1809 г. на месте разобранной деревянной Иоанновской ц. на средства помещика И. В. Тутолмина был построен однопрестольный каменный храм с главой на невысоком барабане (Там же. С. 138). Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока - полукруглый алтарь, к углам храма были пристроены невысокие башенки. 27 мая 1809 г. Владимирским и Суздальским еп. Ксенофонтом (Троепольским) была подписана храмозданная грамота. В тексте особо отмечено, что в новой Иоанновской ц. не должно быть старообрядческих икон, а только те, к-рые «писаны были по древнему православныя греческаго исповедания церкви обычаю искусным мастерством, а с иностранных кунштов, по раскольническому суемудрию с двоеперстным сложением не искусно писанием такоже резных, кроме Распятия Господня, и то искусной работы, каковыя иметь запрещено отнюдь не было бы». В 1764 г. мужской и женский монастыри были упразднены, церкви стали приходскими. В 1-й пол. XIX в. Богоявленская слобода была преобразована в крупное село городского типа Мстёра с развитыми ремесленным производством и торговлей. В 1764 г. Богоявленский храм перестроили из одноглавого в 5-главый, при нем в нач. XIX в. выстроена колокольня с 5 колоколами и часами с боем. Во время урагана 1873 г. колокольня была повреждена, но вскоре восстановлена в стиле классицизма с элементами неоготики. 7 июня 1869 г. во Владимирской ц. заложили и вскоре построили придел во имя св. кн. Александра Невского (в 1897-1898 расширен). Согласно описанию 1898 г., в иконостасе Владимирского храма имелись «иконы древняго письма», царские врата были «обложены по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком», над коим изображение Тайной вечери «в древнем стиле» ( Березин, Добронравов. 1898. С. 354-355). В 1887 г. на средства И. В. Званцева при храмах была сооружена кирпичная часовня во имя св. кн. Александра Невского.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. Древние надгробия, найденные на территории мон-ря. Фотография. 2013 г. В церквах хранились: 2 напрестольных Евангелия (1627, 1644; 2-е было выполнено «на полуалександрийской бумаге, обложено рытым бархатом, лицевая дека» имела серебряный с позолотой чеканный оклад, украшенный «по местам разноцветными камнями, в наугольниках изображены евангелисты без символов, в средине Распятие Христово с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, у досок литые застежки» (передано церкви как дар кн. Ромодановского Меньшого «по деде своем» кн. Григории (в схиме Геннадий)), Евангелие 1669 г., серебряный позолоченный потир (дар кн. Ромодановского Мельшого 1663 г.), 2 больших серебряных кадила, серебряное с позолотой блюдо с гербом кн. Ромодановского, 2 серебряные ложки, на одной из которых вырезано: «Johan Rodde an 1689». В ризнице хранились Требник (1646) митр. Киевского св. Петра (Могилы), Синодик «в бумажном переплете, от заглавного листа 53 гравюры с бордюрами, изображающими Евангельские притчи и св. отец Церкви». В трапезной Богоявленского собора у зап. дверей находилось 15 каменных надгробий князей и княгинь Ромодановских (Там же. С. 357-358). 14 окт. 1864 г. по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской ц. было открыто Богоявленское церковное правосл. братство. В 60-х гг. XIX в. на средства вязниковского купца и промышленника, уроженца Мстёры О. О. Сенькова в Иоанновском храме был сделан чугунный пол, а также мастерами из Палеха под рук. В. А. Салабанова выполнена настенная роспись. В 1867 г. по проекту владимирского епархиального архит. Н. А. Артлебена на средства Сенькова вместо шатровой колокольни бывш. Иоанновского монастыря была построена каменная. В Иоанновском храме (1809) почитались иконы святителей Иоанна Милостивого («древняго письма», украшена жемчужной ризой), Николая Чудотворца Можайского («голова святого высечена из камня»), Филиппа, митр. Московского («древняго письма»), Св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; хранилось напрестольное Евангелие (1649). В храме служили священник и псаломщик, на содержание которых полагалось 1,2 тыс. р. в год. Приход состоял из 217 дворов слободы Мстёра, в которых проживало 649 мужчин и 722 женщины.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1727 г. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 1727 г. К кон. XIX в. в Богоявленской и Владимирской церквах почитались икона Богоявления («Христос изображен без одежды, благословляющим воды Иордана; в водах изображены мифическия фигуры (напр., сирены), лошадь и две рыбы») в вызолоченной серебряной ризе, Казанская икона Божией Матери «строгановского письма, оклад серебряный вызолоченной басемный, венец и убрус украшены жемчугом», Шуйская Смоленская икона Божией Матери (1769), а также неск. Владимирских икон Божией Матери в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена кн. В. Г. Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат. Поля и фон покрывал серебряный оклад с чернью, дробницами с образами святых (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, святые Мария и Василий). Икона была вставлена в икону-раму с клеймами Жития Пресв. Богородицы и чудес. Др. Владимирская икона XVII в., в древнем серебряном чеканном окладе, с венцами и цатой с камнями того же времени, в шитой жемчугом и камнями бархатной малиновой ризе помещалась в киоте перед алтарной солеей. Среди чтимых имелись резные образа вмч. Георгия Победоносца «на створах с мучением» и равноап. кн. Владимира («вырезан на доске изваянием или обронно, окрашен, равно как и все резные деревянные образа, соответствующими местам красками с золотом и серебром»). В храмах хранились серебряный крест с частицами Древа Креста Господня, мощей святителей Николая Чудотворца, Гурия (Руготина), архиеп. Казанского, преподобных Даниила Столпника и Марии Египетской (под крестом была подвешена маленькая Грузинская икона Божией Матери - домашняя святыня кн. Ромодановских). В кон. XIX в. среди «древних» указывались Владимирская икона Божией Матери, «вышитая разноцветными шалками и золоченным серебром, украшенная жемчугом и разноцветными камнями», плащаница, вышитая золотом, серебром и «разноцветными шелками по темно-зеленой материи; на верхнем поле вышит Деисус», на нижнем - свт. Николай Чудотворец, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а «по сторонам» - свт. Алексий, митр. всея Руси, и прп. Антоний Римлянин.

http://pravenc.ru/text/2564272.html

Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Миниатюрная Мстера поселок художников 3 мин., 17.12.2013 Позади холеного сувенирного Суздаля, в стороне от величавого Владимира, недалеко от райцентра Вязники спряталась среди холмов живописная крохотная Мстера, известная с XVIII-ro века своим иконописным мастерством и лаковой миниатюрой. Первое впечатление от поселка как будто в уездном городе XIX-ro века оказались.  Прямые широкие улицы, добротные старинные дома - каменный низ-бревенчатый верх. Два монастыря и два храма, колокола зовут к утренней службе. У фабрики «Мстерская вышивка» «припаркованы» полтора десятка простеньких велосипедов безо всяких замков.   В кафе на площади уха из семги в глиняных горшочках и винегрет. Пироги горячие. И этот окающе-якающий неповторимый говор: «Почем пирОжки? - По пЯтнадцать!» Через площадь идет мужичок с березовым веником подмышкой пятница мужской день в местной бане.  Очень тихо такое бывает только поздней-поздней осенью. Река Мстерка за Богоявленским монастырем замедлилась, воды ее еле движутся, будто готовятся уже застыть на долгую зиму. Знаменитая деревянная полоскалка, которую наряду со шкатулками и иконами показывают туристам пуста. Идем вдоль Мстерки по зареченской части поселка. Дома выстроились прямо по реке, почти вплотную к воде. «По весне подтопляет, конечно, погреба заливает, зато красота-то какая половодье наше вы в начале апреля приезжайте, на лодке покатаем», - очень радушно приглашает  жительница зареченской Мстеры. Кстати, высказывание, что в Мстере каждый второй если не иконописец, то художник миниатюры или мастер вышивки, или ювелир, - это вовсе не преувеличение. Заняться живописным промыслом в буквальном смысле заставили мстерян худые и непригодные для земледелия почвы. С первой половины XVIII века мстёрские " иконники " получали " виды на отлучку " для писания икон в других городах. К середине XIX века уже больше половины жителей слободы занимались иконописью. В основном писались недорогие расхожие иконы. Но были и мастера-«старинщики», которые готовили для икон доски «под старину», искусно «состаривая» дерево. Такие иконы стоили уже очень дорого.

http://foma.ru/solovjrva-mstera.html

Ко 2-й пол. XVIII в. в документах упомянуты имена более 30 иконописцев, работавших в М. с 10-х гг. XVIII в. ( Голышев. 1873. С. 3-4). Некоторые из них выполняли подряды в Москве. Однако говорить о более широкой известности мстёричей в то время по сравнению, напр., с палешанами или жителями Холуя нет достаточных оснований. В XVIII в. и в нач. XIX в. иконное производство в М. в количественном отношении уступало соседним центрам. По ведомости Богоявленской слободы 1744 г. в М. насчитывалось 8 дворов иконников, а в них жили 39 чел. (РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Ч. 2. Д. 1384. Л. 3). По списку, составленному в 1833 г., в М. насчитывалось 145 иконописцев ( Голышев. 1875. С. 227). Решающую роль в становлении иконного промысла М. играли старообрядцы. Возможно, что часть населения М. отказалась принять церковные реформы патриарха Никона, о чем сообщал коренной житель села Н. П. Рождественский ( Рождественский Н. П. Мстёра в ее историческом развитии и князья Ромодановские//Арх. Мстёрского худож. музея. 1956. С. 20. Маш.). Бакушинский и Василенко утверждали, что население М. в кон. XVII и нач. XVIII в. было по преимуществу старообрядческим, «в скрытой или явной оппозиции к официальной церкви и государству» ( Бакушинский, Василенко. 1934. С. 10). Первые документальные сведения о староверах в М. относятся к 1722 г. ( Смирнов А. В. Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 14). Старообрядческим движением к нач. XVIII в. была охвачена значительная часть населения не только Стародуборяполовского стана Суздальского у., но и соседней Ярополческой волости Владимирского и Гороховецкого уездов. В заклязьминских болотистых лесах с сер. XVII в. укрывались последователи старца Капитона, к ним бежали староверы со всей округи, в основном из Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.), к-рая находилась в 15 км от М. и относилась в то время к царским владениям (т. о. образовалось ок. 30 старообрядческих скитов). Благоприятная среда для пребывания в Богоявленской слободе ревнителей древнего благочестия объяснялась еще тем, что ее владельцы (Ромодановские, Черкасские, Головины, Панины) посещали свою вотчину крайне редко. Положение старообрядцев упрочилось после того, как в 1764 г. были упразднены мстёрские мон-ри в связи с проведением в жизнь гос. политики секуляризации церковных владений. Сложилась уникальная историческая обстановка для существования в М. старообрядческих общин. Судя по документам, к кон. 60-х гг. XVIII в. староверы составляли ок. 1/3 населения М.; будучи энергичными предпринимателями, они развивали торговлю и промышленность Богоявленской слободы.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Село Вязниковского у. Владимирской губ. (Богоявленская слобода; ныне поселок Вязниковского р-на Владимирской обл.), центр иконописного промысла в XVIII - нач. XX в. Наряду с Холуем и Палехом М. занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного иконописания Нового времени, особенно XIX - нач. XX в. Иконная «промышленность» этих центров была грандиозной по масштабам, что зафиксировано в материалах статистических отчетов по Владимирскому краю: в одном только Холуе к сер. XIX в. выпускали более 1,5 млн икон в год, близкое к этому количеству икон писали в М. и Палехе в конце века. Хотя иконописный промысел сел Владимирского края не имеет прямого отношения к древней владимиро-суздальской школе, его часто называют «суздальским», т. к. промысел получил известность до учреждения губерний (1778), когда села находились в Суздальской епархии. Основополагающими для исследования иконописи М. являются труды ее жителя, бывш. крепостного крестьянина из семьи потомственных иконописцев, а в дальнейшем ученого-краеведа, этнографа, члена Московского археологического об-ва И. А. Голышева , который опубликовал сведения из истории Богоявленской слободы М. и развития там ремесел с привлечением древних документов, гл. обр. хранившихся в церквах села ( Голышев. 1865). Первая научная публикация об иконописном промысле М. принадлежит Д. К. Тренёву; она посвящена вопросам сохранения традиц. иконного дела. Тренёв писал, что села Владимирского края «представляют собою и поныне почти единственный питомник русской иконописи, откуда поступают и расходятся по всей России, как «расхожие»,- худшего достоинством письма, иконы, служащие удовлетворению религиозной потребности масс простого русского народа, так и лучшие и наиболее ценные произведения этого рода» ( Тренёв. Иконопись мстёрцев. 1903. С. 3). Большую роль «палеховских и мстерских писем» в развитии иконописи XVII-XIX вв. отмечал Н. П. Кондаков, который объяснял недостаток внимания к иконописи М. предубеждением искусствоведов ( Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901. С. 18. (ПДПИ; 139)). Одним из первых подвергли стилистическому анализу мстёрское иконописание А. В. Бакушинский и В. М. Василенко, работа к-рых стала началом основательного искусствоведческого анализа иконописи М. ( Бакушинский, Василенко. 1934). Развитие иконного дела в М.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009