Здесь в 2013 году был построен храм в честь этого образа. Есть в Калужской области, в Барятинском районе, и источник, носящий имя в память об утерянной иконе. По легенде, еще в Смутное время жил в лесах некий отшельник-молитвенник. Однажды он пошел на устроенный им же родник за водой и нашел Феодоровский образ Богородицы. При жизни старца икона хранилась в его келии, после смерти была перенесена в кладбищенский храм, сгоревший во время Великой Отечественной войны. Верующие по-прежнему надеются, что чудесную икону тогда спрятал кто-то из местных жителей. И с молитвой и верой приходят к святому Феодоровскому источнику. Феодоровская икона в Санкт-Петербурге Несколько списков Феодоровской иконы есть в Санкт-Петербурге, в храме, освященном в честь этого образа в 1914 году. К этому событию икону специально привозили из Городецкого монастыря. Сейчас же в Феодоровском соборе, находящемся неподалеку от Московского вокзала, есть не только точная копия костромской святыни, но и редкий вариант мстёрского письмо — особый художественный стиль, возникший в мастерских поселка Мстёра Владимирской области.) XIX века и современные копии. Еще один знаменитый храм в честь Феодоровской иконы есть неподалеку от Санкт-Петербурга, в Царском Селе. В 1909 году сам Николай II лично отмерил шагами место для будущего государева собора. В Кострому было отправлено распоряжение о создании копии чудотворного образа специально для царя. После революции собор был закрыт, в войну разбомблен и лишь в 1991 году вновь возвращен Церкви. Сегодня в нем опять можно обратиться к Божьей Матери перед Ее Феодоровской иконой. Феодоровская икона в Ярославле Феодоровская икона есть в Ярославле, в освященном в ее честь храме. Согласно сохранившемуся преданию, во второй половине XVII века один местный житель исцелился от болезни после паломничества к чудотворному образу в Кострому. Он заказал список, и вскоре на ярославской земле началось строительство новой церкви для него. Феодоровский храм был закрыт после революции и возвращен верующим в 1987 году.

http://foma.ru/feodorovskaja-ikona.html

Чудесное обретение дворищенской иконы свт. Николая Чудотворца и исцеление М. В. также изображены в клеймах чеканного оклада (1886, НГОМЗ) на оборотной стороне круглой храмовой иконы свт. Николая Чудотворца, происходящей из Николо-Дворищенского собора ( Царевская. 2002. С. 17). В 4 сегментах круглого оклада помещены сюжеты: свт. Николай Чудотворец является больному М. В.; князь отправляет посольство в Киев за иконой; посланники обретают икону на водах оз. Ильмень; возвращение с иконой в Вел. Новгород. В серии минейных икон, написанных мстёрским мастером М. И. Дикарёвым для домовой ц. Введения во храм Пресв. Богородицы Мраморного дворца в С.-Петербурге, сохранилась пядница с образом М. В. (1892, ГЭ; см.: 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. С. 169, 369. Кат. 210). Святой представлен прямолично, в рост, в княжеском облачении (в красном кафтане, накинутой на плечи зеленой узорчатой шубе, шапке), в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - опущенный меч в украшенных драгоценными камнями ножнах. Облик М. В. более традиционен, чем на новгородской иконе: это средовек, у него короткие кудрявые волосы и небольшая волнистая борода округлой формы, слегка разделенная на 2 пряди. Князь стоит на пригорке на фоне городского пейзажа с многочисленными зданиями на переднем плане: церквами, колокольней (вероятно, условное изображение Киева с Киево-Печерской лаврой). На нижнем поле - подпись автора и дата памяти святого (15 апр.). Поскольку М. В. почитается в Соборе Новгородских святых, нельзя исключать, что он один из 2 благоверных князей с именем Мстислав на иконах расширенного извода с сонмом Новгородских чудотворцев. Образ М. В. представлен также на совр. иконах «Собор Волынских святых» (после 2006, из местного ряда иконостаса ц. во имя преподобных Иова и Амфилохия Почаевских в Почаевской ДС). В иллюстрированных исторических сочинениях XIX в. М. В. иногда изображался в числе выдающихся гос. деятелей. Вместе с др. сыновьями Владимира Всеволодовича Мономаха он, по-видимому, присутствует на литографии «Завещание Владимира Мономаха детям. 1125 г.», выполненной по рис. Б. А. Чорикова; затем под 1128 г. изображена сцена, в к-рой М. В. «согласно с желанием половцев дает им в князья Рогволода вместо изгнанного ими князя Давида» (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинках/Изд.: А. Прево. СПб., 1836. Ч. 1. 29, 30). На репрезентативном портрете М. В. из альбома «История Государства Российского» (1890), выполненном В. П. Верещагиным, он стоит, опираясь на щит, на фоне своей дружины, в правой руке держит меч. К образу М. В., как к исторической фигуре, художники обращались и в советское время. Напр., он представлен в числе др. великих князей Киевских на мозаичном панно в подземном вестибюле станции метро «Золотые ворота» в Киеве - изображен по пояс, со скипетром и с воинским шлемом в руках (1989, художники Г. И. Корень, В. П. Федько, С. М. Адаменко, М. А. Ралко).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Иконы 2 юродивых могли появиться еще на рубеже XVI и XVII вв., на что указывает конкретность образов И. в самых ранних произведениях. К этому периоду восходит 2 пядничных образа - из собрания гр. А. С. Уварова (ГИМ) и из собрания Г. М. Прянишникова в Городце (нач. XVII в., НГХМ). Икона из собрания А. С. Уварова в нач. XX в. считалась «мстёрской подделкой», искусно подражающей старинному образу (Каталог собрания древностей графа Уварова. М., 1907. Отд. 4-6. 240. С. 145; Кузнецов. 1910. С. 383, 492); более вероятно, что это древнее произведение с поновлениями и утратами. Лучше сохранившаяся икона из НГХМ позволяет предположить, что подобные изображения появились вскоре после кончины И. и почти одновременно с возникновением парных изображений блаженных Василия и Максима Московских. Упомянутые произведения иконографически идентичны друг другу: святые представлены в молении Св. Троице в небесном сегменте, помещенном на верхнем поле (деталь, возможно напоминавшая о Троицком приделе Покровского собора, по сторонам которого располагаются погребения этих юродивых); И. одет в «свитку» с застежками-петлями, из-под к-рой видно белое одеяние сходного типа, обут в «ступни», держит «жезл» и колпак неправильной формы. Лик святого одутловатый, с тяжелым подбородком и высоким лбом, волосы спускаются на спину крупной волной; его фигура подчеркнуто грузна (принципиальное отличие подобных композиций, построенных на контрасте 2 фигур, от совместных изображений Василия и Максима, развивающих один и тот же образ изможденного юродивого-«нагоходца»). Подобные иконы создавались и позже: ср. образ Василия и И. 2-й пол. XVII в. из собрания Н. С. Паниткова (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст./Ред.-сост.: Н. И. Комашко. М., 2004. Кат. 109), где святые также представлены в молении Св. Троице, и икону XIX в. (или XVII в. со значительными поновлениями, ГИМ, музей «Покровский собор»), где они предстоят Христу Еммануилу; вероятно, к двойным изображениям обоих блаженных восходят и нек-рые прориси с фигурой И. в молении ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 282-283). Эти памятники демонстрируют отход от ранней традиции: И. все более похож на юношу, а его колпак уменьшается в размерах, приобретает правильную форму (в то же время на иконе из собрания Паниткова сохранено изображение четок, известное по некоторым ранним памятникам). По-видимому, в XVII в. создавались и иконы храмового праздника Покровского собора с фигурами блаженных Василия и И. на полях (такой образ находился в собрании Н. М. Постникова и датировался XVI в.- Каталог христ. древностей, собранных моск. купцом Н. М. Постниковым. М., 1888. С. 19, 365; Кузнецов. 1910. С. 382, 492).

http://pravenc.ru/text/469402.html

Свт. Никола Чудотворец. Икона написана в дер. Давыдово (совр. Орехово-Зуевский р-н). 20–40-е гг. ХХ в. (частное собрание) Свт. Никола Чудотворец. Икона написана в дер. Давыдово (совр. Орехово-Зуевский р-н). 20–40-е гг. ХХ в. (частное собрание) К 1882 г. наиболее крупной иконописной мастерской в Г. с неск. десятками наемных рабочих, выполнявшей заказы для Оренбурга, Сибири и Нижегородской ярмарки, владел Ф. Ф. Морозов из Яковлевской. С сер. XIX в. до 1919 г. в Елизарове действовала мастерская С. Ф. и Е. С. Балзетовых, связанная с мастерскими Москвы и мстёрскими иконописцами Е. М. Киселёвым и Н. И. Чириковым. Мастерская Балзетовых снабжала иконами, книгами, лестовками и поясами старообрядцев также на Украине и в Бессарабии. На Всероссийской выставке 1882 г. в Москве были представлены иконы гуслицких иконописцев: из Яковлевской - С. Ф. Морозова (бронзовая медаль), Г. С. Лунина и К. Г. Куколева (почетные отзывы), из Анциферова - М. К. Перина, И. А. Миронова (почетный отзыв) и И. Р. Родина, из Елизарова - В. К. Чикалова (денежная премия). В 1908 г. иконописным промыслом в Г. занимались 139 чел. Иконы писали в Запонорье, Запруденье (Запрудино), Барском. Иконописание продолжалось в Г. и в советский период. В 1923 г. в Запонорской вол. Орехово-Зуевского у. был зарегистрирован 1 иконописец. В Костине сохраняется память об иконописцах Романовых и Е. С. Плешкове († 90-е гг. XX в.), в Горе - об одном из последних иконописцев - М. Комарове, писавшем иконы в советское время на заказ «по вершкам». Господь Вседержитель. Икона написана в с. Запонорье (совр. Орехово-Зуевский р-н). Кон. XIX в. (частное собрание) Господь Вседержитель. Икона написана в с. Запонорье (совр. Орехово-Зуевский р-н). Кон. XIX в. (частное собрание) Сохранившиеся произведения иконописи, собранные в Г., были созданы не ранее 2-й трети XIX в. Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием старообрядческих мастерских в первую очередь Москвы и владимирских иконописных сел (Палех, Мстёра). Стиль гуслицких икон преимущественно воспроизводит стилистику московской иконописи 1-й пол. XVII в. Наряду с лицевыми святцами и иконописными подлинниками гуслицкие иконописцы пользовались готовыми рисунками, к-рые привозились, как правило, из Москвы и передавались по наследству.

http://pravenc.ru/text/168422.html

Др. сохранившиеся иконы мастерской Г.: «Вмч. Феодор Тирон» 1898 г. (ГМИР), «Прп. Геннадий Костромской» 1900 г. (ГИМ), «Ангел-хранитель» 1901 и 1912 гг. (частное собрание, ГМИР) - новый вариант иконографии Ангела-хранителя на фоне Московского Кремля, «Богоматерь на престоле» 1902 г. (ГЭ), «Покров Богородицы» 1902 г. (ГМИР), Тихвинская икона Божией Матери 1902 г. (ГРМ), «Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский» 1902 г. (собрание В. А. Бондаренко), «Св. Мария Магдалина» 1910 г. (ГЭ), «Господь Вседержитель» 1910 г. (собрание В. А. Бондаренко) - со старообрядческим перстосложением десницы и написанием имени Иисуса Христа, «Избранные святые» 1911 г. (ГМИР) - образ святых, память к-рых празднуется 19 февр., написан к 50-летию отмены крепостного права, икона Божией Матери «Иерусалимская» 1912 г. (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря), «Прп. Иоанн Лествичник и прав. Елисавета» 1913 г. (частное собрание) - мерная икона, благословение родителей Е. Б. Шереметевой, «Иисус Христос в белом хитоне» 10-х гг. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - из икон дворцового имущества, «Блгв. вел. кн. Александр Невский» нач. XX в. (собрание В. А. Бондаренко) - дар иконописца свящ. А. И. Глаголевскому к 25-летию священства. Характерными художественными особенностями произведений Г. и его мастерской являются ориентация на древнерус. образцы (нередко с влиянием стиля модерн), использование канонической иконографии (иногда со старообрядческими деталями), высокий профессионализм исполнения образа, миниатюрность письма, колорит из плотно положенных, насыщенных красок с тонким, изящным ассистом, орнаментами и «золотопробельным» письмом складок (преобладание оливково-охристых или холодных голубых цветов, сочетание листового и твореного золота и серебра разных оттенков), прием «отборки» вместо плави в моделировке личного, дополнение образа серебряным басменным окладом или рамой. Нек-рые иконы написаны на 2-слойной доске (основа из цельного куска дерева дублирована) с глубоким ковчегом, с врезными встречными шпонками, оборот, как правило, закрывался тканью («рубашкой»). По мнению исследователей творчества Г. (И. В. Сосновцева), выходившая из его мастерской иконописная продукция была достаточно разнообразна в стилевом и технологическом отношении по сравнению с продукцией др. крупных предприятий мстёрских художников (И по плодам узнается древо. 2003. С. 586).

http://pravenc.ru/text/168404.html

Ряд икон XIX в. следует традиц. иконографии О. (напр., мстёрская икона кон. XIX - нач. ХХ в. из собрания В. М. Федотова, (см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 256-257. Кат. 307); икона 90-х гг. XIX в. иконописца И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге, ГМИР). С сер. XIX в. появляются иконы с изображением О. в визант. имп. одеждах, напр., на иконе «Образ всех святых Российских великих князей и княжон роду царского» 60-х гг. XIX в., выполненной в мастерской Пешехоновых (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). На иконе «Блгв. кн. Александр Невский, ап. Павел, равноап. кнг. Ольга, прп. Мария Египетская и мц. София» (посл. треть XIX в., ГЭ) О. обеими руками держит перед собой в белом плате крест с драгоценными камнями. Аналогичный образ (только поясной) - на хромолитографии Е. И. Фесенко 1892 г. Сходный образ О. (без плата в руках): на ростовом эскизе Н. А. Бруни 1898 г. (частное собрание; оплечный образ на холсте, оригинал для мозаики собора Воскресения Христова (Спаса на Крови) в С.-Петербурге - 1901, ГРМ); на складне «Равноап. кнг. Ольга, икона Божией Матери «Знамение» и вмц. Екатерина», созданном в честь рождения вел. кнж. Ольги Николаевны (1895, фабрика Ф. А. Овчинникова, собрание А. В. Дадиани); на неск. иконах кон. XIX - нач. ХХ в. (частные собрания). К этому иконографическому типу относится также образ худож. М. В. Нестерова (в масляной технике), написанный в 1892 г. для юж. иконостаса на хорах Владимирского собора в Киеве (акварельный эскиз в ГТГ): О., прижимая к груди крест, стоит на берегу реки (авторское повторение: ок. 1892, собрание В. М. Федотова; копии: икона нач. ХХ в., ЯХМ; икона с включением псковского пейзажа иконописца архим. Алипия (Воронова), сер. ХХ в., Троицкий собор Пскова). Нестеров также выполнил образ О. (1927, ГТГ), держащей на покровенной левой руке модель храма. На иконе с прп. Онуфрием Великим кон. XIX - нач. ХХ в. (частное собрание) О. в правой руке держит крест, в левой - развернутый свиток с надписью: «Попрахъ идолы и познахъ истиннаго Бога Иисса Христа».

http://pravenc.ru/text/2578361.html

XX в., особенно на иконах, принадлежащих к академической художественной традиции и исполненных в технике живописи маслом. В музейных, частных и церковных собраниях сохранился ряд икон с подобными образами Н., единоличными или среди избранных святых, к-рые чаще всего были выполнены по заказу тех лиц, кто носили имя новгородского юродивого, или, возможно, по заказу духовенства Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц. в Новгороде. Вариантом этого извода являются изредка встречающиеся образы святого в княжеских одеждах, но с обнаженными ногами. Изображения кочана капусты не являются обязательными для обоих вариантов. Вместе с тем они присутствуют в нек-рых произведениях обычной иконографии, с фигурой святого в богатых одеждах (поясной образ кон. XIX - нач. XX в., частное собрание за рубежом; см.: Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900/Hrsg. R. Zacharuk. Fr./M., 2005. N 135), а также на иконах, созданных в традиц. стилистике мастерами мстёрского или иного происхождения (образ Н. кон. XIX в. из частного собрания; относящаяся к тому же времени икона Н. и вмч. Пантелеимона (Киевский музей русского искусства), напоминающая об общем дне памяти этих святых и о посвящении новгородского храма над гробницей Н.). Известны иконы Н., на к-рых он представлен в рубахе, без кочана (поясной образ нач. XX в., частное собрание; см.: Святые помощники: (Рус. иконы небесных покровителей XVI - нач. XX в.): Кат. выст. из частных собр./Сост.: Н. И. Комашко. М., 2009). В искусстве XIX - нач. XX в. довольно часто создавались образы Н. в облике юродивого (в рубахе) или с внешностью средовека с русыми (иногда седыми) волосами и такой же короткой бородой. Этот иконографический вариант, возможно, возник ранее XIX в. (об этом свидетельствуют описания одной из «древних» икон Н. в новгородской Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц., хотя на ней святой был показан с длинной бородой, или резная фигура XVIII в. из НГОМЗ, если она изображает Н., а не блж. Феодора Новгородского). Он встречается как в произведениях академического типа (икона «Мч.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

в иконостасе придела св. Василия Блаженного собора Покрова на Рву в Москве (1895), исполненном артелью мастеров во главе с московским иконописцем мстёрского происхождения И. С. Чириковым (икона входит в серию образов юродивых: святых Андрея Юродивого, Максима Московского, Михаила Клопского, Иоанна Устюжского и блж. Николая, видимо Николая Псковского). Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Развитие иконографии Н. в XIX в. в значительной степени связано с Новгородом, поскольку он по-прежнему воспринимался в первую очередь как местный подвижник. Фигуры Н. присутствовали не только на иконах новгородских чудотворцев, но и в настенных росписях храмов Новгорода и др. городов епархии. Судя по фотографии нач. XX в., вместе с блж. Феодором Новгородским Н. был представлен на фронтоне часовни блж. Феодора 1832 г. при Георгиевской ц. на Торгу ( Трифонова А. Н. Вел. Новгород в XX в.: К 1150-летию города. М., 2009. С. 279); оба юродивых стояли на коленях по сторонам композиции «Деисус». Фигура святого включена в роспись Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (1834; представлен на одном из столбов). Эта композиция, выполненная в академическом стиле, свидетельствует о трансформации иконографии Н., к-рый становится больше похожим на юродивого, чем на древнерус. князя или боярина. В росписи собора Иверского мон-ря святой предстает босоногим, облаченным в скромную подпоясанную коричневую рубаху и простой темный плащ; в левой руке он держит кочан капусты. Последняя деталь иллюстрирует текст из позднего Жития о столкновениях юродивого с жившим на Торговой стороне Новгорода блж. Феодором, в к-рого Н. кинул кочан капусты. Этот атрибут, сблизивший Н. с теми рус. юродивыми, к-рых изображали с выразительными индивидуальными предметами: Прокопия Устюжского - с кочергами, Иоанна Большой Колпак - с колпаком и четками, Лаврентия Калужского - с секирой, довольно часто встречается в памятниках XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Иоанна Предтечи из частного собрания за рубежом, написанной в 1875 г. мстёрским (?) мастером (монограмма И. С. С.); на полях также помещены фигуры свт. Стефана Сурожского, святых князей Владимира Киевского и Вячеслава Чешского, новгородских святителей Никиты и Иоанна (см.: Pforte des Himmels: Ikonenausstellung zum 50-jährigen Jubiläum von EIKON/Hrsg. E. Haustein-Bartsch. Bielefeld; Lpz., 2008. N 142. S. 162-164). На гуслицкой иконе с избранными святыми (1894, частное собрание за рубежом; см.: Unbekanntes Russland. 2010. N 25. S. 112, 128) на Н. шапка с золотым зубчатым ободом и одеяние с меховым воротником, по крою и покрывающими одеяние мелкими крестами сходное с фелонью; из-под него видна полоса с 2 крестами, напоминающая монашескую схиму или священническую епитрахиль. Этот необычный вариант изображения, где Н. наделен внешностью князя и святителя, возможно, должен был уподобить его свт. Николаю Чудотворцу (в соответствии с требованиями отдельных иконописных подлинников, в к-рых, впрочем, сравнивались только лики Н. и свт. Николая Чудотворца, а не их одеяния). Есть основания думать, что незнание аутентичной иконографии святого в той или иной мере отразилось и в иных произведениях старообрядческих мастеров: напр., «блаженный Никола уродивый» в облике одетого в рубище юноши, равно далеком и от привычной внешности Н., и от иконографии блж. Николая Псковского, представлен на поле уральской иконы «Всевидящее Око» (сер. XIX в., ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. СПб., 2008. Кат. 226. С. 250-251). Во мн. случаях старообрядческие иконописцы соблюдали иконографическую традицию и рекомендации иконописных подлинников (ср. икону избранных святых 1897 г., написанную новозыбковским мастером Михаилом Кутьиным в Житомире для «священноиерея Николая В. Смирнова», носившего имя новгородского святого, и гуслицкий образ 1894 г. с 3 иконами Божией Матери и избранными святыми; обе - в частных собраниях за рубежом; см.: Unbekanntes Russland. 2010. N 19, 26. S. 100, 105, 113, 128). Эта традиция сохранена и в небольшом образе Н.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Согласно писцовой книге Суздаля кон. 20-х гг. XVII в., Е. м. находился на посаде города. Археологические раскопки 1969-1970 гг. подтвердили факт заселения территории буд. монастыря уже в XII-XIII вв., при этом в районе монастырской Успенской трапезной ц. были найдены фрагменты белокаменного здания того времени. К 2008 г. монастырские постройки располагаются на сев. окраине г. Суздаля, на левом берегу р. Каменки. В 1445 г. Е. м. был разорен войсками казанских царевичей Мамутяка и Якуба, горел в 1501, 1707 гг. и 28 нояб. 1852 г. До 1764 г. к Е. м. в разное время были приписаны находившиеся в Гороховецком у. Мячковский Евфимиев во имя свт. Василия Великого мон-рь ; в Суздальском у.- Мстёрский в честь Богоявления монастырь , Липицкий Георгиевский, Ивановский Покровский, Макариев Решемский мон-рь , Золотниковская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , а также суздальский во имя свт. Василия Великого мон-рь , шуйский Троицкий мон-рь и др. К Е. м. были приписаны приходские храмы: в XVII в.- в честь Смоленской иконы Божией Матери в подмонастырской Скучиловой слободе, с 1865 г.- во имя Всех святых в центре Суздаля, у торговых рядов. Согласно штатам 1764 г., Е. м. был причислен к второклассным, в 1865 г.- к 1-му классу «с оставлением при прежнем окладе». Указом от 3 марта 1904 г. Святейший Синод отклонил ходатайство Е. м. о переводе обители на оклад мон-ря 1-го класса. Братия По Житию прп. Евфимия, к нач. XV в. в обители подвизалось 300 чел. Во 2-й пол. 20-х гг. XVII в. в писцовой книге указаны архимандрит, келарь, 75 иноков, проживавших в 20 кельях, а также 15 чел. в больничной келье. В Скучиловой слободе находилось 85 дворов монастырских слуг, «а людей в них тож». Согласно описи 1660 г., числилось 118 монашествующих, в т. ч. архим. Авраамий, келарь Арсений (Карпов), казначей Авраамий (Горецкой) и др. В 1701 г. в Е. м. и вотчинах проживали архимандрит, келарь, казначей, уставщик, 4 головщика, конарх, 10 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 5 псаломщиков, «сенадишный» старец, 2 пономаря, ризничий, конюший, посельский, житейный, «подкеларник и поддатель его», чашник, хлебодар, гробовой, дворецкий, часовник, гвоздарь, огородный, кузнечный, хлебопек; рядовой братии - 47 чел., хлебенной братии - 9, в больничных кельях - 52, «на водах и по селам» - 24 старца. В приписных Липицком монастыре было 6 старцев, в Василиевском - строитель и 4 старца. Согласно определению 1701 г., мон-рю было положено 153 монаха, в 1728 г. проживал 131 монах, в 1750 г. проживали 60 монахов, в 1763 г.- 42 монаха. С 1715 по 1764 г. в Е. м. проживали, получая денежное и хлебное довольствие, отставные офицеры, нижние чины и их жены, а также находившиеся в заключении «колодники». Военные назначались архимандритом Е. м. «для присмотра в церквах за разговором», ухаживали за лошадьми, несли караул у ворот обители и др.

http://pravenc.ru/text/187637.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009