Храм святителя Николая (Мстёра) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая в посёлке Мстёра построен во второй половине XIX века на месте первого деревянного храма. Церковь является ярким примером эклектики с элементами классицизма. Содержание История [ править править код ] Единоверческая община в Мстёрской слободе была создана в 1849 году. Первую же церковь на выделенной им северной окраине слободы единоверцы возвели в 1852 году. Это была Троицкая деревянная церковь на старообрядческом кладбище. Вскоре, по мере разрастания общины решено было построить ещё один храм - каменный. Строительство кирпичного здания дошедшего до нашего времени датируется 1884 годом (освящение), а заложена она была в 1866 году. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. Прошло 14 лет. Отделка храма была завершена лишь в 1884 году стараниями и крупными пожертвованиями старосты единоверческой церкви Ивана Егоровича Мумрикова. Он на свои средства устроил в храме каменный мозаичный пол, на его средства изготовлен иконостас, который расписывали лучшие мстёрские мастера-иконописцы. Кроме этого стены внутри и снаружи тоже были окрашены и расписаны. В 1900-1901 годах на пожертвования И.Е. Мумрикова, Г.А. Клевакина, Е.И. Голышевой к храму была пристроена паперть, к юго-западу от него построена кирпичная восьмигранная часовня с шатровой кровлей, а вокруг обоих церквей - каменная ограда с ажурными коваными решётками. При храме была организована Воскресная школа. С 1918 года по 1930 год здесь находилась епископская кафедра Мстёрской единоверческой епархии. Центральный храм выполнен в форме четверика с плоским четырёхскатным куполом, на котором возвышается луковичная главка на маленьком барабане (ныне глухой барабан и главка покрыты оцинкованным железом). Помещение трапезной не выделено, колокольня примыкает небольшим переходом к основному объёму. Верхняя часть колокольни была разрушена сразу же после закрытия церкви в 1930-х годах. Колокола со звонницы были сброшены, а что бы колокольня больше не напоминала часть культового сооружения, её просто-напросто решили уменьшить, разобрав верхний ярус с шатром и главкой с крестом. Сам храм стали использовали как складское помещение.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

11; Мф 10. 16). Особое распространение получили небольшие иконы Е., написанные после его прославления, к-рые многочисленные паломники приобретали и освящали у св. мощей. На обороте одной из них, с поясным изображением благословляющего Е. традиц. иконографии, сохранилась чернильная надпись (сделана позднее, в совр. орфографии): «12 Мая 1916 года День памяти открытия Мощей св. Ермогена, слушал Литургию в Успенском Соборе Московского Кремля. Прикладывался к Мощам св. Ермогена, на которых освятил сию икону, ныне купленную» (ЦМиАР). Др. образ, согласно надписи на обороте, «Благословенье матери Валентины… 11-го iюля 1913 г. Оптина Пустынь» (1913, Самарский епарх. церк.-ист. музей). Многие из них выполнены московскими или мстёрскими мастерами на золотом гравированном фоне с характерной миниатюрной моделировкой личного и «золотопробельным» письмом одежд (10-е гг. XX в., частное собрание в Киеве). Встречаются и варианты на цветных фонах, написанные в традициях иконописи кон. XVI-XVII в. (10-е гг. XX в., Самарский епарх. церк.-ист. музей). Почитание Е. было велико, после канонизации его изображения бытовали по всей России. Только в описи ризницы Успенского собора Московского Кремля 1922 г., в разделе памятников, имевших историко-художественное значение, значится 12 икон-пядниц Е. (ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1922 г. Ед. хр. 24. Л. 112 об.- 115 об.). После канонизации изображения Е. стали включаться в изводы «Московские святители» и «Собор Московских чудотворцев». Кроме того, они встречаются в циклах образов новопрославленных святых, напр. на столбиках боковых (первоначально центральных) царских врат из ц. Казанской иконы Божией Матери в Вырице (ок. 1914), в убранстве юж. иконостаса ц. Трех святителей («Гольберговской») в Харькове (1913-1915, худож. А. Я. Соколов). Е. представлен также на крайнем правом столбике иконостаса придела прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ (10-е гг. XX в.). Вместе с фигурами др. новопрославленных и избранных святых он предстоит Покрову Пресв. Богородицы на иконе-пяднице 10-х гг.

http://pravenc.ru/text/190175.html

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

календарь: История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Март. М., 1994. С. 203). Среди Московских митрополитов К. представлен на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. в с.-петербургском Князь-Владимирском соборе ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. Ил. 204. С. 237). В убранстве московского храма Христа Спасителя (60-70-е гг. XIX в.) икона «Святители Киприан, Феогност и Фотий» размещалась над юж. дверями иконостаса в приделе кн. Александра Невского (парный образ над сев. дверями - «Святители Никита Новгородский, Исаия Ростовский и Арсений Тверской»; худож. Т. А. Нефф); поясные фигуры Московских митрополитов К., Фотия и Иосифа (Иоасафа?) в росписи зап. части хор соседствовали с ростовым образом митр. Феогноста и со сценой «Сретение Владимирской иконы Божией Матери в Москве», также включавшей изображение К. ( Мостовский М. С. Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве. М., 1883. С. 124, 136). Большое количество изображений К. в кон. XIX - нач. XX в. было вызвано распространенностью икон Собора Московских святых, ассоциировавшихся с образом древней столицы как средоточия рус. святынь, церковных и национальных традиций. Известны разные варианты икон, как правило выполненные мастерами мстёрского происхождения в духе традиц. иконописи. Они различаются расположением персонажей и местом, отведенным смысловому центру изображения - Владимирской иконе Божией Матери. Это, напр., 2 однотипных пядничных образа Московских святых нач. XX в., где Богородичная икона помещена в верхней части средника (обе в ЦМиАР, см.: Московский Патерик: Древнейшие святые Московской земли. М., 2003. Ил. 14), а также произведения, в к-рых «Богоматерь Владимирскую» поддерживают представленные в центре святители Петр и Алексий,- иконы 2-й пол. XIX в. (Успенский собор Троице-Сергиевой лавры) и 1908 г. (придел Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву). К. обычно изображен в паре со свт. Фотием, рядом с митр. Феогностом или еп.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

была издана литография с видом мон-ря и фигурой коленопреклоненного М. на облаках перед Св. Троицей, к Которой он обращается с молитвой за свою обитель (ИИМК РАН; Салимов А. М. Средневек. зодчество Твери и прилежащих земель. XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 253. Ил. 721). Среди поздних образов преподобного, выполненных в традициях академического иконописания, сохранились поясные изображения М. с иконой Св. Троицы в руках (1904, Калязинский краеведческий музей; Чертовских. 2006. Ил. на с. 9); существовали и иконы, исполненные в упрощенном варианте стилистики мстёрской иконописи, с образом прямолично стоящего или молящегося М. и условным видом его обители. Изображения М. довольно часто встречаются на старообрядческих иконах XIX в. Нек-рые из них имели патрональное значение, однако в распространении образов М. в старообрядческой среде, вероятно, сыграло свою роль существование общин староверов в разных регионах В. Поволжья, в частности в соседнем с Калязином Угличе. Так, на выносном кресте, исполненном в 1814 г. иконописцем И. Калининым по заказу угличского купца И. И. Серебреникова (НГОМЗ), М. представлен рядом с прп. Игнатием Угличским; на московской (?) иконе «Преображение Господне, с избранными святыми» в окладе (1800, Музей русской иконы, Москва) он изображен рядом с ярославскими князьями святыми Феодором, Давидом и Константином, что может указывать на происхождение владельца образа из Ярославской губ., где традиционно почитался М. На этой и др. иконах, выполненных в традиц. стилистике и связанных со старообрядческими кругами, а также на иконах, написанных ориентировавшимися на вкусы староверов мастерами из Мстёры, М. имеет необычную длинную остроконечную бороду («Деисус с тремя святителями и Макарием Калязинским», сер. XIX в., частное собрание; «Ангел-хранитель, свт. Николай Чудотворец, вмч. Димитрий Солунский и прп. Макарий Калязинский», кон. XIX в., М. И. Дикарёв, частное собрание; MacDougall " s: Russian Icons and Works of Art: Thursday 2, Dec. 2010. L., 2010.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоанн Бороздин. Фотография. 1936 г. Петрович Бороздин (20.02.1878, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 27.09.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Из единоверческой крестьянской семьи, сын иконописца. Окончил церковноприходскую школу в слободе Мстёра. 10 мая 1889 г. поступил в Мстёрскую 5-классную школу иконописи, к-рую окончил 20 мая 1894 г. и получил от Совета единоверческого братства св. блгв. кн. Александра Невского свидетельство на звание мастера-иконописца. В 1899 г. направлен братством в Московское ДУ при Всехсвятском единоверческом мон-ре, к-рое окончил с отличием и был оставлен при монастыре псаломщиком. Писал иконы в московских церквах. 20 марта 1902 г. командирован Вязниковской земской управой на С.-Петербургскую Всероссийскую кустарно-промышленную выставку. За участие в выставках имел различные награды. 19 марта 1903 г. приглашен как знаток крюкового пения, чтения и устава в единоверческую ц. во имя прп. Симеона Столпника в Н. Новгороде на должность псаломщика. 19 февр. 1904 г. утвержден в должности псаломщика к церкви с. Вармалей Нижегородского у. 14 нояб. 1905 г. рукоположен во диакона к церкви с. Вармалей. 24 янв. 1908 г. по приглашению прихожан и настоятеля Всехсвятского единоверческого мон-ря в Москве был перемещен на должность диакона-псаломщика московского Всехсвятского единоверческого жен. мон-ря, где служил до его закрытия в 1921 г. 12 марта 1922 г. переведен в ц. Космы и Дамиана Нового в Гончарах. 29 июля 1928 г. рукоположен во иерея к тому же храму. Когда власти решили закрыть храм, И. активно сопротивлялся этому, писал многочисленные протесты властям и собирал подписи верующих. В 1930 г. ц. Космы и Дамиана была закрыта и вскоре разрушена. Тяжело переживая это, И. заболел. В то время И. был назначен настоятелем в единоверческий храм свт. Николая на Рогожском кладбище и возведен в сан протоиерея. 5 сент. 1937 г. арестован по обвинению в том, что «проводил резкую контрреволюционную агитацию», «воспитывал верующих в антисоветском духе» и «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию», заключен в Бутырскую тюрьму. На допросах не скрывал, что отрицательно относится к действиям советских властей по религиозным вопросам: «Храмы закрываются без согласия верующих, высылаются служители». 26 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Семье было сообщено, что И. приговорен к 10 годам ИТЛ без права переписки и якобы умер в лагере в 1941 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469055.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @16053@ Подпись к иллюстрации: Святые 27 июля: вмч. Пантелеимон и блж. Николай Кочанов. Мстёрская (московских мастерских) икона (кон. XIX - нач. XX в.). Киев, Национальный музей русского искусства Размер файла: 61.98 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 02.01.2018 17:21:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/16053.html

Злынка. Моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Филатовская моленная Карта и ближайшие объекты Моленная Покрова Пресвятыя Богородицы. Филатовская моленная. Злынка (Федосеевское согласие). Филатовская моленная Покрова Пресвятой Богородицы. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы. Год постройки: 1900-1915 годы. Действует. Расположена в глубине участка. Возведена на месте прежней молельни старообрядцами Преображенского (Федосеевского) согласия. Интересный образец культового здания этой ветви беспоповцев. Основной рубленный из бревен объем, прямоугольный в плане, покрыт двускатной кровлей с фронтонами на боковых фасадах. Небольшой притвор выходит на улицу трехчастными воротами, форма которых указывает на влияние украинского барокко. Завершение ворот образует крупный фронтон над двускатной кровлей со срезанным верхом и тремя грушевидными главками на высоких восьмигранных шейках. Двустворчатый проем ворот и две калитки по сторонам имеют лучковые завершения с профилированными сандриками. В центре фронтона над ними помещен небольшой киот. В убранстве интерьера обращают на себя внимание иконы мстёрского старообрядческого письма первой половины 19 века. " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область " . 1998, Брянск Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14163

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 1664 (3648x2736, 3465 Kb) Добавлено на опознание: 2015-09-29 09:30:43 Владелец: kostya Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Попытки опознаний [ 2015-10-01 21:22:46 ] Tasha : Икона " Святые свт. Николай Чудотворец и вмц. Екатерина " . 19 век или начало 20-го. Предположительно, Москва. Возможно, мстёрские иконописцы. За более точной атрибуцией обращайтесь сюда: Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-1664

   001    002    003    004    005    006    007    008   009