Медуши, урочище. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Скит Мстёрского Богоявленского мужского монастыря Скит. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Илии Пророка , Карпа и Папилы Архитектурный стиль: Ампир Год основания:Между 1820 и 1854. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, урочище Медуши (погост Медуши) Координаты: 56.1476, 41.1672 Проезд: по трассе М7 Москва-Нижний Новгород-Уфа следует въехать в Ковровский район Владимирской области и ориентироваться по указателям населенных пунктов " Пестово " направлением движения на Москву и " Анохино " направлением на Нижний Новгород. По указателю " Анохино 1,5 " следует с трассы свернуть на юг и проех ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда по трассе М7 Москва-Нижний Новгород-Уфа следует въехать в Ковровский район Владимирской области и ориентироваться по указателям населенных пунктов " Пестово " направлением движения на Москву и " Анохино " направлением на Нижний Новгород. По указателю " Анохино 1,5 " следует с трассы свернуть на юг и проехать 5км через д. Анохино до д. Клюшниково по хорошей асфальтированной дороге. В конце д. Клюшниково следует выбрать из разных грунтовых дорог в поля просёлок направлением на ближайший отдельно находящийся лесок, с расчетом объехать его справа. После него на развилке придерживаться левой колеи на сосновый подлесок, через 1 км въехать в основной лес с табличкой-указателем на въезде " Воспроизводственный участок Дёминского охотничьего хозяйства " . Далее 1,5 км лесной разбитой тракторами колеи, не сворачивая до погоста. Проезд сезонный. Изменить описание Добавить фотографии Деталь смешанной кладки из кирпича и белокаменных блоков в ответственной части конструкций - основании ротонды. Ковровский район богат залежами известняка, что объясняет весьма активное использование этого очень качественного местного материала. Олег Щёлоков 15 сентября 2005 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Богородице-Рождественская церковь в погосте Медуши стоит в густом лесу, посреди кладбища. Представляет собой весьма большое сооружение интересной архитектуры периода русского классицизма с активным применением белокаменных блоков. Белый камень и в кладке архитектурных деталей на фасаде, и в массиве основных нагруженных элементов конструкций. За счет красивых белокаменных вставок различного профиля в кирпич фасады имеют очень нарядный вид.

http://sobory.ru/article/?object=02680

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. В писцовых книгах 1628-1230 гг. впервые упоминается деревянная церковь во имя свт Иоанна Милостивого, " другая церковь Иоанна Милостиваго древяна вверхъ " . В писцовой книге за 1630 год Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта сообщается, что за детьми князя Григория Петровича Ромодановского " написано... отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх а в церквах образы, книги и ризы... " В сер XVII в. при церкви был устроен женский монастырь. Когда точно и кем была основана обитель, сведений не сохранилось. Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских, из которых в синодике некоторые из них значатся схимонахинями. Из раздельной описи слободы Мстёры за 1710 год можно узнать, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией матери был женский монастырь. Здесь же было сказано, что в этом монастыре " ... ещё церковь во имя Филиппа Митрополита, древяна " . Стоит отметить, что именно в этом монастыре зародилась знаменитая Мстёрская вышивка гладью. В 1764 году оба монастыря во Мстёре были упразднены по указу Екатерины II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской. В конце XVIII века ансамбль бывшего женского монастыря состоял из деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами Казанским и Филиппа Митрополита, шатровой колокольни с главным входом, каменной ограды и небольшой часовни. В 1809 году деревянная церковь Иоанна Милостивого была разобрана и на её месте выстроен однопрестольный каменный храм с одной главкой на невысоком барабане. Четверик храма был перекрыт купольным сводом, с запада к нему примыкал притвор, с востока полукруглый алтарь, к углам которых были пристроены невысокие башенки. Храм был сооружён на средства И.В. Тутолмина в модном тогда стиле классицизма. В 1860-е гг. на средства Вязниковского купца 1-й гильдии Осипа Осиповича Сенькова, уроженца Мстёры, в храме был сделан чугунный пол и выполнена настенная роспись. Равписывала храм бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова. В 1867 году вместо шатровой колокольни построили новую по проекту Владимирского епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку колокольни пожертвовал всё тот же купец Сеньков. Главной храмовой иконой был образ свт Иоанна Милостивого " древняго письма: кругомъ угодника изображены свв муч. Каллистратъ, Димитрий, Онисифоръ, Александръ, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения другихъ святыхъ - серебряной вызолоченной ризой " . В годы гонений на Церковь храм свт Иоанна Милостивого был опечатан, а кресты и колокола сброшены под покровом ночи 30 марта 1929 года.

http://sobory.ru/article/?object=01894

Там, где в древности находился город Ярополч, предвестник современных Вязников, в начале XVIII столетия вновь появились срубленные наспех одинокие избы. Немногочисленные строения со временем получили наименование Ярополчанской слободки, а в дальнейшем - просто Ярополь. Не восстановило прежней главенствующей роли города Ярополча и строительство в 1756-1761 годах каменной Троицкой церкви на месте древнего деревянного храма. Архаические формы церкви впервый момент вводят в заблуждение. Трудно представить, что в то время как блистательный Растрелли сооружал Зимний дворец (1755-1762), когда русское барокко начинало уже вступать в полосу заката, возникает такое традиционное по исходным принципам сооружение. Бесстолпный храм с извечными тремя апсидами и пятиглавием, с обычной трапезной, грузный и малорасчленённый, напоминает по структуре Богоявленскую церковь в Мстёре (1687). Он сохраняет местные особенности культовых зданий. В Троицкой церкви, как и мстёрской, все пять барабанов глухие, выполняющие только символическую роль. В закомарах имеются также следы былой росписи. Красочные пятна примитивной живописи украшали в своё время закомары и Богоявленской церкви в Мстёре и Благовещенского собора в Гороховце. Изменения, которые произошли в русской архитектуре в XVIII столетии, чувствуются только в деталях, в забвении декоративных принципов древнерусского зодчества, в потере мастерства виртуозной обработки кирпича. Значительно большее впечатление оставляет колокольня Троицкой церкви. Её формы ещё ближе к произведениям XVII века. Композиция колокольни и пропорции очень напоминают гороховецкие звонницы. Поднявшись по крутым ступеням тесного внутреннего хода и любуясь сквозь арочные проёмы каменного шатра замечательным видом, трудно представить, что это сооружение начато почти на пятьдесят лет позднее Петропавловской колокольни в Санкт-Петербурге. Троицкая колокольня замечательно поставлена с градостроительной точки зрения. Она занимает самый высокий пункт Ярополчанской слободки. Очень стройная и динамичная вязниковская кампанилла прекрасно завершает силуэт Мининской горы древнего Ярополча.

http://sobory.ru/article/?object=03743

25-42; Тренёв Д. К. Иконопись мстёрцев. М., 1903; он же. Иконы Богоявленской ц. слободы Мстёры. М., 1903; Захаров М. А., Скипетров А. М. Кустарные промыслы пос. Мстёра в их прошлом и настоящем//Мстёрский край: Сб. краевед. мат-лов. Владимир, 1929. С. 61-64; Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстёры. М.; Л., 1934; Модоров Ф. А. Народные мастера Мстёры//УЗ по кафедрам худож.-графического фак-та. М., 1968. С. 148-171. (УЗ МГЗПИ; 18); Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстёрских художников М. И. Дикарёва и О. С. Чирикова в собр. Эрмитажа//Культура и искусство России XIX в. Л., 1985. С. 150-166; 1000-летие рус. худож. культуры: Кат. М., 1988; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990; Basova M. V. Mstjoralaiset Ikonit. Heinävesi, 1992; она же (Басова). Минейные и праздничные иконы И. С. Чирикова и М. И. Дикарёва из домовой ц. Мраморного дворца в С.-Петербурге//Эрмитажные чт. пам. В. Ф. Левинсона-Лессинга. СПб., 1994. С. 57-60; она же. Древнерус. традиция во мстёрской иконописи кон. XIX - нач. XX в.: Дис. СПб., 1997; она же. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой ц. Мраморного дворца в С.-Петербурге: Создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 47-87; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Искусство Мстёры: Кат. экспозиции Мстёрского худож. музея/Сост.: Г. Н. Дугина, В. В. Позднякова. Владимир, 1996; Сосновцева И. В. Иконопись//Искусство Мстёры: Буклет/ГРМ. СПб., 1997. С. 5-8; Баранов В. В. Нек-рые проблемы атрибуции поздней иконописи//Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства: Мат-лы 2-й науч. конф. (27-31 мая 1996, Москва). М., 1998. С. 29-33; он же. «Старинная» иконопись Мстёры: Ист. аспект феномена, задачи и проблемы экспертизы//Там же: Мат-лы 3-й науч. конф. (25-27 нояб. 1997, Москва). 1998. С. 12-17; он же. Г. О. Чириков: Автобиография, 1926 г.//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

В наши дни Акиншино возрождается. Сейчас тут находится подворье мстёрского Богоявленского монастыря, основанное трудами иеромонаха Севатиана и монастырской братии. На дне оврага над источником поставлена купель. На месте опустевшего села снова появились строения: келии, трапезная, пекарня, хозяйственные постройки. http://www.vomstyore.ru/forum/ Свято-Казанский источник расположен в лесу, в урочище Акиньшино Богородское, в 2.4 км северо-западнее деревни Раменье Вязниковского района Владимирской области. У подножия холма, на верху которого стоит храм Пресвятой Богородицы Казанской, что на левом берегу реки Тара, бьют холодные ключи. Интересна история этого святого места. В 1666 г. от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 г. на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиншино в 1812 г., ища спасение от французов. От Екатерины Дмитриевны село перешло к ее племяннику Д.П. Приклонскому. Он жертвовал богатые вклады Казанскому храму, который стоял в центре села, и открыл при нем в 1843 г. народное училище, называемое Дмитриевской школой, Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиншино. Священнослужители лечили души прихожан, а также обучали их чтению, письму и счёту. Заботились о неимущих, сиротах, принимали паломников. Народ тянулся в этот благословенный край. Приходили не только больные душой, но и телом, получая здесь исцеление. Приход храма Пресвятой Богородицы Казанской включал 9 поселений. Трагедия храма произошла в 1932 г., были сброшены колокола, насильно закрыли храм, и замерла на долгие годы благословенная душа этого села. В 2001 г. на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря. Давно было замечено, что Акиньшинская Святая купель возвращала силу и здоровье. С древности сохранились предания, передаваемые из уст в уста, среди местного населения о загадочном белом камне - Алатырь, что находится в фундаменте храма, да исцеляющем источнике. Вода источника уникальна, богата минералами, чиста, холодна и считается святой испокон века.

http://sobory.ru/article/?object=05449

Строительство каменного храма в глухом селе Мстёра было большим событием. Его формы, конечно, тщательно обсуждались, а так как наглядных изображений будущего здания не было, то ссылки делались на хорошо известные постройки. Надо полагать, что среди " образцов " , которым должен был подражать зодчий, назывались знаменитые московские храмы, такие как церковь святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери (1635-1653) и церковь Николы, что в Пыжах (1647-1670). Отзвучал молебен, кончилась торжественная закладка Богоявленского храма, и начался тяжёлый творческий процесс строительства. Контуры будущей церкви, размеченные на выровненной площадке, были несложны. К четверику примыкали с востока грузноватые алтарные апсиды, а с запада - трапезная. Красоту храма, художественную законченность которого должно было придать его завершение, не случайно у русских людей церковный верх носил название " главы " . Изо всех сил стараются мстёрские каменодельцы, хочется им построить у себя в слободе храм на удивление всем, " каково не было прежде на Руси " . По скрипящим подмосткам усталые ярыги втаскивают тяжёлые большемерные кирпичи и бадьи с раствором. Наступает самый ответственный момент - кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников. Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было " порухи " , даже центральная глава делается глухой. Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, мастера не рискнули сделать в своде световые отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве. Много хлопот принесло завершение храма - его чело, осенённое крестами. Лучшие каменотёсы трудились над карнизом. Широкой узорной лентой опоясали они верх стен, как это делали столичные каменных дел подмастерья. Словно нитки богатого ожерелья, легли орнаментальные полосы на тело стены, подготавливая переход к ажурной пространственной композиции пятиглавия. Зодчий очень образно противопоставляет материальную плоть грузных масс, стоящих на земле, предельно облегчённой, как бы одухотворённой верхней части храма. Он дробит её, лишает формы прямых углов, вводит цвет, создаёт впечатление уходящих ввысь масс, стремящихся раствориться в пространстве. Иллюзии взлёта способствует уменьшение по мере нарастания высоты упругих бочкообразных закомар, плоскости стен которых были покрыты росписями. Как же было потомственным " богомазам " не показать своё мастерство? Уж так повелось в округе писать " честные лики " в полукруглых заглублениях закомар. Яркие, красочные пятна также помогали " разрушить " плоскость стены, которая зрительно теряла весомость. Откуда такое тонкое понимание композиции? Каким абсолютным чувством гармонии владел безвестный создатель этого " чуда-чудного, дива-дивного " . Остаётся только догадываться...

http://sobory.ru/article/?object=01898

В 1815 г. местный священник Иван Бутеев и уполномоченный от прихожан крестьянин деревни Зубариха Семён Савельев обратились к Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой о дозволении вместо деревянного храма построить каменную церковь – двупрестольную с колокольнею. После получения Храмозданной грамоты 26 июня 1815 года, прихожане начали изыскивать средства. Деньги были собраны от зажиточных крестьян, а доставка и приготовление стройматериала произведены всем миром. В 1816 году священник Иван и прихожане заключили соглашение с каменщиком Гороховецкого уезда Герасимом Никифоровым. Он обязался построить храм и колокольню за два года. 8/21 июля 1816 года в честь храмового праздника иконы Казанской Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 г. Престолов в храме два: главный в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным. Расписан храм был в 1855 г. небогатой живописью ценою в 600 рублей. «Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Изъ св. иконъ обращаютъ на себя внимание: Казанская икона Пресв. Богородицы въ серебряной вызолоченной ризе, устроенной въ 1779 г., Преображения Господня въ такой же ризе 1780 г., Тихвинская икона Божией Матери, писанная въ 1723 г., икона Покрова Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца Можайскаго, св. муч. Власия и Модеста, Флора и Лавра съ изображениемъ вверху арх. Михаила, изъ ушей коего идутъ белые волно-образные слухи. Подъ ногами угодниковъ две лошади въ седлахъ, тесьму, протянутую къ уздамъ лошади, держитъ арх. Михаилъ; ниже изображены еще три лошади съ седоками, одетыми въ короткия куртки и въ шапкахъ съ красными кистями; въ правомъ углу еще несколько лошадей». Другие иконы написаны мстёрскими иконописцами Иваном и Львом Корягиными в 1820 г.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) Фрагмент Владимирской иконы Божией Матери т. н. письма Андрея Рублева. 2-я пол. XIX в. (частное собрание) В XVIII в. старообрядцы оказались чуть ли не единственными заинтересованными в приобретении и сохранении древних дониконовских «писем». Бережное отношение к старым иконам стимулировало их к выработке технико-технологических средств и приемов работы для поддержания старинных образов в хорошей сохранности. Именно иконники-староверы заложили основы реставрационной практики, отказавшись от обыкновенного поновления древних памятников, бытовавшего в средневековье. Со временем «добывать» старинные образа для моленных становилось все труднее, и старообрядцы столкнулись с необходимостью обращаться к иконам-новоделам. Московские старообрядческие общины постоянно пользовались услугами иконописцев М. ( Ерофеичев Ф. Ф. Иконография, или Руководство к изучению без посторонней помощи способов и рецептов до иконописцев (а более до их учеников) относящихся. СПб., 1912. С. 1). У мастеров из М. сложились прочные связи с московскими староверами уже к сер. XIX в. Так, напр., мстёрский старообрядец Я. В. Тюлин с братьями в 70-х гг. XIX в. «производили работы по иконописи в Московском Благовещенском соборе при его реставрации, на Преображенском и Рогожском Московских кладбищах, в домах староверов, любителей старины…» ( Голышев И. А. Слобода Мстёра: (Пасхальные яйца работы мстёрских старинщиков - иконописцев)//Владимирские ГВ. 1875. 16. С. 1). Позже Голышев сообщал, что мстёрских старинщиков «много проживает в Москве… они находятся в постоянных близких и тесных сношениях с старообрядцами и раскольниками…» ( Он же. Раскраска в слободе Мстёре литографированных снимков с картин из старинных рус. рукописей//Там же. 1882. 7. С. 4). Этими историческими обстоятельствами объясняется тот факт, что М. стала прародиной 2 уникальных видов профессиональной деятельности, связанных со старообрядческой иконописью,- реставрацией икон и их подделкой.

http://pravenc.ru/text/2564270.html

В мстёрском музее я пробыла не больше десяти минут и вышла оттуда с номером телефона вязниковского краеведа. Через полчаса мы уже сидели вместе за столом на его кухне. Он листал толстую папку с архивными документами и историей «вигилянского» рода. Оказалось, 80-летний Лев Валерианович восстановил свою генеалогию вплоть до мелочей, у него были сведения и о родственных Вигилянским фамилиях - Скипетровых, Авроровых, Кантовых - священниках, служивших во Владимирской губернии, от Мурома до Гороховца. Он показывал фотографии и говорил, говорил, говорил... О зверствах большевиков, творившихся на владимирской земле, об изувеченных храмах, о мученических подвигах священников: никто из них не пережил 1937 года. Я узнала подробную биографию дьякона Петра, деда Льва Валериановича, могилу которого я нашла меньше месяца назад, узнала и о трагических судьбах остальных «владимирских» Вигилянских, среди которых оказались и канонизированные святые новомученики. Однако, сколько ни всматривался Лев Валерианович в лица на фотографиях нашего семейного альбома, ничего сказать о них не мог. Стало очевидно, что они принадлежат к какой-то параллельной ветви, и искать их следы надо в другой губернии. ...Лев Валерианович сидел напротив меня и плакал. Ему казалось, что прошлое никого уже не интересует, и мое внимание было для него счастьем. Курмыш. Храм прапрадеда Уехав из Вязников, я, разумеется, сразу написала об открывшихся мне потрясающих судьбах, в которых отразился весь наш кровавый ХХ век, наша общая боль и вина. И на меня посыпались письма. Получилось так, что, не найдя ответов на свои вопросы, я случайно, сама не подозревая об этом, нашла ответы для других. Через меня люди находили своих предков, обретали свою историю. Многие по моей подсказке ездили в Вязники ко Льву Валериановичу и возвращались с ответами. Меня это поразило: человек, творя свою судьбу, будучи орудием в руках Божиих, может чудесным образом оказаться и творцом судеб других людей, стать проводником и посредником, звеном в общей цепочке Промысла.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

— Ну, и что же? — спрашиваю я. XII Позднею осенью, когда рейсы парохода кончились, я поступил учеником в мастерскую иконописи, но через день хозяйка моя, мягкая и пьяненькая старушка, объявила мне владимирским говором: — Дни теперя коротенькие, вечера длинные, так ты с утра будешь в лавку ходить, мальчиком при лавке постоишь, а вечерами — учись! И отдала меня во власть маленького быстроногого приказчика, молодого парня с красивеньким, приторным лицом. По утрам, в холодном сумраке рассвета, я иду с ним через весь город по сонной купеческой улице Ильинке на Нижний базар; там, во втором этаже Гостиного двора, помещается лавка. Приспособленная из кладовой, темная, с железною дверью и одним маленьким окном на террасу, крытую железом, лавка была тесно набита иконами разных размеров, киотами, гладкими и с “виноградом”, книгами церковнославянской печати, в переплетах желтой кожи. Рядом с нашей лавкой помещалась другая, в ней торговал тоже иконами и книгами чернобородый купец, родственник староверческого начетчика, известного за Волгой, в керженских краях; при купце — сухонький и бойкий сын, моего возраста, с маленьким серым личиком старика, с беспокойными глазами мышонка. Открыв лавку, я должен был сбегать за кипятком в трактир; напившись чаю — прибрать лавку, стереть пыль с товара и потом — торчать на террасе, зорко следя, чтобы покупатели не заходили в лавку соседа. — Покупатель — дурак,— уверенно говорил мне приказчик.— Ему всё едино, где купить, лишь бы дешево, а в товаре он не понимает! Быстро щелкая дощечками икон, хвастаясь тонким знанием дела, он поучал меня: — Мстёрской работы — товар дешевый, три вершка на четыре — себе стоит… шесть вершков на семь — себе стоит… Святых знаешь? Запомни: Вонифатий — от запоя; Варвара Великомученица — от зубной боли, нечаянныя смерти; Василий Блаженный — от лихорадки, горячки… Богородиц знаешь? Гляди: Скорбящая, Троеручица, Абалацкая-Знамение, Не рыдай мене, мати, Утоли моя печали, Казанская, Дейсус, Покрова, Семистрельная… Я быстро запомнил цены икон по размерам и работе, запомнил различия в иконах Богородиц, но запомнить значение святых было нелегко.

http://azbyka.ru/fiction/v-ljudjah-gorki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009