Кат. 70), И. представлен вполоборота, несущим Евангелие, на нем архиерейская шапка, саккос, омофор; его борода короче обычной длины, внешность схожа с обликом свт. Филиппа. Вместе со свт. Филиппом он изображен на расшитом клобуке, предназначенном для Ионы (Сысоевича), митр. Ростовского и Ярославского; этот клобук был вложен в ростовский Успенский собор Д. А. Строгановым (ГМЗРК; Силкин. 2002. С. 285-289). Как молитвенник за град Москву И. в числе 4 святителей представлен на лицевом фрагменте омофора, вложенного в новгородский Софийский собор, возможно патриархом Никоном (сер. XVII в., НГОМЗ; Игнашина. 2003. С. 66-67. Кат. 40). На иконах, судя по произведениям XVII-XVIII вв., и на прорисях И. обращается в молении к иконному изображению в верхней части композиции, которое несут ангелы, напр. к образу Божией Матери «Знамение» на иконе из Покровского придела ц. во имя прор. Илии в Ярославле мастера Федора Зубова (1660, ЯИАМЗ), к образу Спаса Нерукотворного, как на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 346-347), или представлен прямолично (Там же. С. 354-355). Фигура И. в составе молящихся святителей Московских гравирована на золоченом окладе московской работы, выполненном в XVII в. для каменной новгородской иконы с образом арх. Михаила XV в. из собрания П. И. Щукина (ГИМ; 1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 293); И. изображен среди избранных святых на правом поле киота-рамы Владимирской иконы Божией Матери (сер. XVII в., ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 339. Кат. 75). В позднем искусстве встречаются иконы такого же извода, особенно среди работ мастеров, придерживавшихся традиционной манеры, как мстёрские иконописцы И. В. Брягин и В. И. Шитов (1899, ГРМ). Четыре святителя, покровителя Москвы, в т. ч. И., могли изображаться в молении святому (по сторонам центральной фигуры), напр. свт. Иоанну Златоусту, как на прориси с иконы XVII в. из Сийского лицевого подлинника (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 356-367), или св. равноап.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Кроме Новгорода в XVIII-XIX вв. образы Н. создавались и в др. регионах, но были распространены очень неравномерно. Чаще всего святого изображали в качестве небесного покровителя заказчиков, получивших в крещении это популярное имя. В минейных циклах этого периода фигура Н. встречается довольно редко (показательно, что ее нет в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского 1722 г. (впервые изд. в 1714) и И. К. Любецкого (1730), влиявших на состав святых на аналогичных иконах; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 33, 34, 35). Н. представлен в неск. сравнительно ранних ансамблях: на иконах «Минея на июнь» из московского Чудова мон-ря (1718, ГММК; иконописец Тихон Горинский; см.: Кат. 116. С. 324-326) и из Сампсониевского собора в С.-Петербурге (2-я четв.- сер. XVIII в.; см.: Русская икона XVII-XVIII вв. в собр. Гос. музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора. СПб., 2003. С. 26-27), а также в отдельных памятниках, исполненных в традиц. стилистике и, возможно, связанных со старообрядческими кругами («Минея на июль» из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. письма Терентия Иванова Гагаева (?), ранее в собрании М. Е. Елизаветина; Комашко Н. И., Преображенский А. С., Смирнова Э. С. Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. М., 2009. Кат. 135.11). Кроме того, новгородский юродивый представлен в лицевых иконописных подлинниках и рукописных святцах XIX в.- в рукописи ГИМ (Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Июль. М., 2000. С. 523) и в подлиннике 1829 г. из старообрядческой Успенской ц. в Перми (ПГХГ. Л. 119, 134 об.) с рисунками мстёрского иконописца Якова Борисова Гоголева (под 27 июня и 27 июля; в 1-м случае назван блгв. князем, во втором - юродивым). В этих произведениях святой, как правило, изображается в традиц. типе, вместе с вмч. Пантелеимоном (стоят в повороте друг к другу). В Новое время изображения Н. нередко встречаются в искусстве старообрядческих художественных центров.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Изображения преподобной сохранились в минеях в составе избранных святых, в т. ч. на полях икон. Как небесная покровительница жены Петра Семеновича Строганова (1583-1639) Матроны Ивановны, урожд. Бобрищевой-Пушкиной (1594-1668), она изображалась на произведениях лицевого шитья, выполненных во 2-й четв.- сер. XVII в. по заказу Строгановых в их мастерской: «Святые Феодор Сикеот и Георгий, с избранными святыми на полях» (сер. XVII в., СИХМ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 7); на пелене с Владимирским образом Божией Матери (1626, СИХМ; см.: Там же. Кат. 61). В русских памятниках XVII-XIX вв. общие черты иконографии М. те же, что и в визант. искусстве: святая изображается в монашеском платье - в мантии, иногда в схиме, на голове плат (как правило, имеет форму округлого куколя), в руке обычно держит крест. Так она представлена на иконах: «Избранные святые: прп. Феодор, арх. Михаил, вмч. Георгий, прп. Матрона» (XVIII в., С.-Петербург, частное собрание; см.: Sotheby " s: Icons, Russian Pictures and Works of Art. L., 1991. P. 123); на старообрядческой иконе «Благовещение» - на поле, напротив прп. Марона (Мароя) (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. Кат. 84); «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, прп. Евдокия, прп. Симеон Столпник, мц. Татиана и прп. Матрона» (собрание В. А. Бондаренко); «Святые Симеон Персидский, Михаил Синадский и Матрона» (1-я треть XIX в., в окладе 1821 г.); «Покров Богоматери. Богоматерь «Утоли моя печали». Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми» (частное собрание, Екатеринбург) - справа от свт. Николая, вместе со святыми Тихоном и Ириной (см.: Уральская икона. Екат., 1998. С. 186. Кат. 242). На минейных иконах: напр., на мстёрской иконе на ноябрь из комплекта годовых миней (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 351) - М. в куколе и мантии. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на ноябрь М. изображена под 9-м числом вместе с мч. Онисифором - в мантии поверх платья, на голове плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 39. Кат. 33. 3); на гравированном листе святцев на ноябрь работы И. К. Любецкого (1730) - под мантией схима, на голове плат, напоминающий куколь (см.: Там же. С. 50. Кат. 35. 3). На миниатюре из Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 102, 50-е гг. XIX в.), образ М. близок к рекомендациям иконописного подлинника Новгородской редакции по Софийскому списку XVI в.- в монашеском облачении, в куколе греч. образца.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

1990. Vol. 1. P. 134, 135, 138). В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре находилась почитаемая икона «Н. Ц.» особого извода (не сохр.). Согласно преданию, икона была привезена из Грузии семьей Богдановых и подарена монастырю. Она стала одной из самых почитаемых святынь города. Икона находилась в соборе мон-ря, в 1870 г. для нее был заказан серебряный оклад, в 1872 г. над ней был устроен особый балдахин. Образ (11/2 аршина × 11/4 аршина) был написан на полотне, наклеенном на доску. Изображение Богоматери было поясное, в руках Она держала скипетр и «шар» (державу?). Богоматерь и Христос были в венцах. Главной иконографической особенностью являлось изображение св. Иоанна Предтечи над головой Богомладенца. Икона пользовалась особым почитанием прп. Серафима Саровского ( Кобяков И., свящ. Ист.-стат. описание Кадомского жен. Милостиво-Богородицкого мон-ря. Тамбов, 1875. С. 20-21). В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. почиталась одна из древнейших святынь города - чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 16 апр.; не сохр.). На этой иконе полуфигурное изображение Богоматери «покоилось» на гирлянде цветов (Рус. паломник. 1895. 16). Младенец Христос был представлен сидящим на руках Богоматери прямолично, с державой в левой руке и благословляющей десницей, Пресв. Дева придерживала ноги Сына, в Ее правой руке была ветвь с цветами. Близкая икона, поновленная, как следует из надписи на ней, мстёрским иконописцем и реставратором Я. В. Тюлиным в 1891 г., хранится в собрании ГТГ. Изображение сходной иконографии есть на двусторонней иконе XIX в. (ГИМ). Прототипом данного, более позднего по сложению варианта извода «Н. Ц.», на который оказала влияние зап. иконография Rosenkranzmadonna, также являются гравюры с изображением Богоматери «с розой» (напр., ряд гравюр, отпечатанных в Венеции и на Св. Горе Афон с 1819 по 1868 - см.: Papastratos. 1990. P. 133, 136, 137). В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Создан извод, в к-ром объединены образы К. П. и ее небесной покровительницы прп. Ксении Миласской: такая икона была подарена настоятелю Нововалаамского мон-ря в Финляндии архим. Сергию (Раяполви) (2009, иконописец Большакова; см.: Румянцев А. С., прот. Храм Божий в храме науки. СПб., 2010. С. 63). Фигуры святых поставлены вполоборота к центру и разделены рекой, к-рая может символизировать реку времен. К. П. держит в руке модель Смоленской ц., прп. Ксения Миласская - основанной ею обители. На верхнем поле иконы в небесном сегменте расположена Этимасия - символ Жертвы Христовой. В наст. время на территории России, Украины и Белоруссии построено много церквей во имя К. П. В каждой из них есть храмовая икона блаженной, напр. образ в местном ряду иконостаса в подклете Троицкого собора Ново-Голутвина жен. мон-ря (90-е гг. XX в., иконописец А. И. Чашкин), иконы в посвященных святой храмах в пос. Новобурейском Амурской обл. (2014, мастерская «Палехский иконостас») и в г. Тихорецке Краснодарского края (2008, мстёрские мастера). К. П. написана в характерном для Палеха стиле. Традиц. вариант храмовой житийной иконы К. П. находится в иконостасе посвященной ей церкви в Клину. Перед некоторыми храмами во имя К. П. воздвигнуты памятники блаженной, например из бронзы в Твери (2005, скульпторы О. Н. Панкратова и Б. М. Сергеев), из белого мрамора в Воронеже (2012, скульптор А. В. Терёхин, архит. А. Б. Логвинов). В С.-Петербурге скульптор В. С. Новиков сделал бронзовый макет памятника святой и предложил установить его в Матвеевском сквере на месте разрушенной ц. ап. Матфея (поставить его предполагается в 2015). Памятная доска с необычным бронзовым барельефным изображением К. П. помещена среди скульптурных композиций в парке совр. скульптуры при филологическом фак-те СПбГУ (1991, открыта в 2000, скульптор В. П. Чеботарь, изготовлена в литейной мастерской В. В. Манзевитого). В традициях рус. полихромной скульптуры исполнен образ К. П. для ц. свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге (2013, иконописец Е. В. Тимофеева), композиционно повторяющий икону из часовни на Смоленском кладбище. Он вырезан из липы в невысоком рельефе и расписан темперой по левкасу. Распространение получили также малые скульптурные формы, напр. резные по кости рельефные иконы (2008, Н. Юдина (Ждан); см.: Кутейникова, Резницкая. 2009. С. 229). Миниатюрный скульптурный образ К. П. в типе странницы с голубем на руке создан в мастерской Александро-Невской лавры «Адама» независимо от живописного образа с аналогичным жестом на стене ц. свт. Иоанна Златоуста. Такие миниатюры с тщательно проработанными деталями изготовлены из олова и раскрашены акрилом и темперой. В ювелирной компании «Акимов» в С.-Петербурге производятся серебряные с позолотой нательные образки с изображением святой. Образы К. П. встречаются и в керамике, иногда с элементами модернизма.

http://pravenc.ru/text/2462129.html

Согласно «Сказанию...», в мон-ре к 1440 г. были 2 чтимые иконы: «чюдотворная зовомая Овиновская, иеже два Аггла принесоша», и ее список - «новонаписанная икона строения Князя Димитрия Георьгиевичя… что в сребреном киоте». Ко времени публикации в кон. XIX в. масштабного свода чудотворных икон общероссийского почитания об иконографии О. и. сложилось устойчивое представление как об иконе с изображением Успения Пресв. Богородицы ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 274; Поселянин Е. Богоматерь. С. 518-519). В дореволюционных справочниках с историей Паисиева мон-ря О. и. именуется иконой Успения Пресв. Богородицы (ППБЭС, с датой явления - ок. 1425) или сведения об ее иконографии не представлены (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Не позднее 1847 г. икона с названием «Овиновская» была включена в лицевой Свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (с 160 иконами) - на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника Имп. академии художеств Е. Н. Долгова (1800-1847) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1218. С. 485. 93); однако ценность таких памятников, в т. ч. иконописных, не в передаче иконографии иконы, к-рая трактуется по-разному и достаточно вольно, а собственно в фиксации ее названия (напр., на мстёрской иконе «Богоматерь Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» О. и.- поясной образ типа «Умиление» с Младенцем Христом на правой руке Божией Матери, иконописец В. А. Кукин, 1894, собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо». М., 2003. Кат. 63. С. 539-544). Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Важные сведения относительно святынь Паисиева мон-ря содержатся в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. 293. Л. 4). Помимо чудотворной иконы Успения, к-рая «во граде Галиче явися в лето 6960 (1452)», прежде был явлен др. образ, когда Овин «созидал церковь Святаго Николы в селе своем»; именно этот, прежде явившийся образ находился в Москве «при митрополите Ионе Чюдотворце и при Пайсее игумене Галицком и паки с Москвы не видимо осебе отхождаше в Галич…». Согласно этому источнику, в кон. XVII - нач. XVIII в. в мон-ре прп. Паисия были 2 чтимые иконы разной иконографии: связанная с именем Ивана Овина ранняя икона XIV в. Богородицы с Младенцем, «Овиновская», и явленная в игуменство прп. Паисия в сер. XV в.- «Успение Пресв. Богородицы», очевидно, храмовый образ обители.

http://pravenc.ru/text/2578155.html

Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) Московские святители. Фрагмент иконы «Образ всех святых Российских чудотворцев». XVIII в. (МИИРК) В церковном искусстве Нового времени К. известен по неск. ансамблям, вероятно возникшим в старообрядческой среде и восходящим к произведениям царских и «строгановских» иконописцев: по минеям со сценой преставления К. под 16 сент. и со сценой перенесения мощей К., Фотия и Ионы под 27 мая (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Русские иконы в собр. М. Де Буара (Елизаветина): Кат. выст./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, А. С. Преображенский, Э. С. Смирнова. М., 2009. Кат. 135. 1, 135. 9), по минейной иконе на сент. из частного собрания ( Бенчев. 2007. С. 287), а также по мстёрской сентябрьской Минее рубежа XIX и XX вв., где святитель изображен без шапки и в несвойственной его иконографии фелони ( Юхименко, Горшкова. 2012. Кат. 121); в шапке и фелони - на иконе избранных святых XIX в. ( Бенчев. 2007. С. 301). Чаще К. изображался в составе композиции «Образ всех святых Российских чудотворцев», разработанной в Выговском поморском общежительстве не позднее 30-х гг. XVIII в. и распространенной среди старообрядцев-беспоповцев ( Платонов В. Г. Об одном сюжете старообрядческой поморской иконописи (образ Всех Святых Российских Чудотворцев)//Старообрядчество: История, культура, современность: Тез. III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 231-232; Юхименко. Агиологические разыскания. 2010; Она же. «Слово воспоминательное». 2010); память К. под 16 сент. была включена в богослужебный устав Выговской обители ( Она же. Агиологические разыскания. 2010. С. 153). На таких иконах (известны 6 - по 2 в ГРМ, в ГТГ, по одной - в МИИРК, в частном собрании) К. представлен среди Московских митрополитов, как правило между Филиппом (Колычевым) и Фотием. Его образ с длинной седой бородой и в архиерейской шапке ориентирован на произведения XVII в. и иконописные подлинники ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. Рис. 228. С.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

В Новое время почитание И. имело преимущественно локальный характер, что нашло отражение в сравнительно редко встречающихся минейных изображениях (в комплектах гравированных святцев XVIII в. образ святого отсутствует: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, Санкт-Петербург): Описание коллекции отдела изоизданий [РГБ]. М., 2004). Один из немногих примеров включения его фигуры в подобные циклы - икона на май из комплекта миней 1-й пол. XVIII в., находящегося в с.-петербургском Сампсониевском соборе: И. представлен беседующим с прп. Феодосией Лазаревской; одет в необычную для его иконографии синюю рубаху с белым поясом, руки сложены на груди (Русская икона XVII-XVIII вв. в собрании Гос. музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора. СПб., 2003. С. 22-23). Случаи изображения И. на майских минеях становятся более частыми в XIX в. (см., напр., палехские иконы: Иконопись Палеха из собр. Гос. музея палехского искусства: [Альбом]/Сост.: Л. П. Князева, Н. П. Кузенина, О. А. Колесова. М., 1994. Ил. XCV; Святые образы: Русские иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский. М., 2006. С. 169. Кат. 106); он может быть представлен в красной рубахе. В нек-рых циклах вместо фигуры святого показана сцена его погребения, как на эмалевых святцах ростовской работы 2-й пол. XIX в. из Соловецкого мон-ря (АОКМ; см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. Кат. 210) и на иконе из палехского комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании Де Буара (Елизаветина) (см.: Русские иконы. 2009. Кат. 135.9). В последнем произведении представлено отпевание И. в храме в присутствии архиерея и царя, что, видимо, объясняется ориентацией иконописца на сцены погребения др. святых. Отдельная икона И., написанная мстёрским иконописцем М. И. Дикарёвым, входит в комплект минейных икон, созданный в 80-х гг. XIX вв.- 1900-х гг. для ц. Введения Пресв. Богородицы во храм Мраморного дворца в С.-Петербурге; этот ансамбль отличается большим количеством образов рус. святых (икона, хранящаяся в ГРМ, иконографически близка к иконам блаженных Прокопия Устюжского и Исидора Ростовского из того же цикла; см.: Басова М. В. Минейные и праздничные иконы М. И. Дикарёва и И. С. Чирикова из домовой церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге: создание, бытование, судьба//Тр. ГМИР. СПб., 2001. Вып. 1. С. 56, 68).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Богородицы (в с. Небылом Юрьев-Польского р-на, муж., основан в XV в., закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); муромский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Муроме, муж., основан в 1553, закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в 1991 возрожден; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Лукианова в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (в дер. Лукьянцево Александровского р-на, муж., основана в 1594, закрыта после 1917, возрождена в 1991; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); муромский Новодевичий во имя Святой Троицы (в Муроме, жен., основан в 1642, в 1921 закрыт, в 1991 возрожден; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Вязниках, жен., основан в 1641 как муж., с 1916 жен., закрыт в 1923, возобновлен в 1999; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); в честь Успения Пресв. Богородицы (в Александрове, жен., основан в 1649, закрыт в 1923, возрожден в 1991; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); юрьев-польский Никоновский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в Юрьеве-Польском, муж., основан в 1650 как жен., в 1871 сгорел, возобновлен в 2001 как муж.; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); гороховецкий во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца (в Гороховце, муж., основан в 1644, закрыт в 1923, возрожден в 1993; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); мстёрский в честь Богоявления Господня (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, муж., основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Зосимова в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. (в Александровском р-не, муж., основана во 2-й пол. XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 1992; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии ); Островная в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (на о-ве оз. Вятского в Петушинском р-не, жен., основана в нач.

http://pravenc.ru/text/Владимирская и ...

М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: «        »; «                »; «                  »; «                  »; «                    ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: «      ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV - нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.». Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Кроме того, существовал др. тип икон с подобным наименованием, на к-рых изображалась в рост Пресв. Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апр., находился в нач. XX в. в кладбищенской Троицкой ц. г. Балахна Нижегородской губ. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 227). Сохранилась икона с таким названием кон. XIX - нач. XX в., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем К. А. Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Ее левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По-видимому, в этом изводе отразился один из прославляющих Божию Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8). Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в./ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58). Э. В. Ш., Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/1841536.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009