Отдел первый: происхождение и история Литургии Божественная Литургия «Велия благочестия тайна», Воплощение Сына Божия, «таинство, от века утаенное и несведомое ангелом», обновляется в литургической жизни христиан ежедневно в евхаристическом священнодействии. Евхаристия была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. Если в наше время евхаристическая жизнь ослабела настолько, что мы утратили почти совершенно подобающее евхаристическое сознание и относимся к совершающейся в храмах Божественной Литургии, как к одному из обрядов, и почитаем служение благодарственного молебствия или акафиста чуть ли не более важным в богослужении, то во времена подлинной церковной жизни было не так. Евхаристия в сознании древних византийцев и москвитян до XV-XVI вв. была основой и завершением всей богослужебной жизни. Последующая жизнь докончила постепенно совершавшийся процесс расцерковления быта. Всё то, что концентрировалось около Евхаристии, как центра богослужебной жизни, все таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви постепенно превратились в сознании христиан в частные требы, стали частным делом данного человека, данной семьи, до которого соборному сознанию общины, казалось бы, нет и дела. Между тем, как во времена древнейшие, апостольские, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии, да и в древней Руси дело обстояло не так. Всё, совершавшееся в церковной и храмовой жизни христиан, концентрировалось около Литургии, связывалось с ней, включалось в ее состав. Действительно: уже во времена седой древности христианства крещение катихуменов совершалось во время Литургии, во дни, особо для того предназначенные, как-то: Пасха, Рождество, Богоявление и некоторые другие. О таких «крещальных Литургиях» говорят писатели II и последующих веков (св. мч. Иустин Философ , Сильвия Аквитанка и др.). Брак и елеосвящение также включались в состав Литургии; венчание совершалось до евхаристического канона, вероятно, во время литургии оглашенных, приблизительно, около времени чтения Апостола и Евангелия, и после молодые причащались Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Учением Слова Божия вам предписывается домовитость и неустанная деятельность, крепость мышц и рук, добрая заботливость о доме, щедродательность не только в домашнем кругу, но и чужом, – щедродательность нуждающимся, добрая нарядность, красота и веселость, мудрость и кроткая наставительность, в завершение всего – страх Божий. Да будет для вас в этом отношении примером Пресвятая Дева, которая, живя при храме, занималась свойственным её полу рукоделием, служила нищим и убогим, как говорит предание, отдавала и свою пищу, питаясь хлебом ангельским. Вам хорошо известно, чада, что наши пастыри живут в исключительных условиях: им некогда оставаться дома за делами семейными; служебные обязанности влекут их в храм для совершения богослужения, в школы – для занятий Законом Божиим, в приход – напутствовать болящих, совершать таинство елеосвящения и другие христианские требы. По нужде им не чужды занятия хозяйством, засевание хлеба, присмотр за его уборкою. При таких трудах пастырю не достанет времени быть дома в будние дни. А между тем настает нужда заняться воспитанием детей, развитием их способностей и передачей им необходимых знаний. Мать может быть больна, изнурена заботами по дому, не подготовлена своим обучением к правильным систематическим занятиям с детьми учебными предметами и воспитанием. Вот тут-то вы, как получившие надлежащее воспитание и образование, должны явиться благодетельницами своим родителям в воспитании и образовании своих братьев и сестер на твердых нравственных научных началах. Из-под вашего доброго руководства и влияния сестры ваши явятся в жизни умными, облагороженными и счастливыми; характер братьев станет таким, каким бывает он у доброго христианина и примерного гражданина и семьянина. В дни праздничные и воскресные, в субботнее время пред службой вы можете собирать в помощь своим родителям сельских детей обоего пола для беседы с ними о делах Божеских и человеческих, наставлять их устно в Христовой вере, питать млеком евангельских истин, читать в юных сердцах и на них начертывать назидательные письмена вечного закона, насаждать веру правую и благие нравы во внутреннем человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Границы приходов: добрые соседи или чужие люди? Недавно пришлось зайти в один, как сейчас принято называть, гипермаркет. Буквально у самого входа мне встретился незнакомый священник в подряснике. Уважительный поклон с моей стороны, но батюшка демонстративно отворачивается и уходит! Мы с ним не знакомы, так что повода для личной неприязни быть не может. Раскольников у нас в области нет в таком количестве, чтобы заподозрить во мне человека другой веры. В чем же дело? 31 августа, 2011 Недавно пришлось зайти в один, как сейчас принято называть, гипермаркет. Буквально у самого входа мне встретился незнакомый священник в подряснике. Уважительный поклон с моей стороны, но батюшка демонстративно отворачивается и уходит! Мы с ним не знакомы, так что повода для личной неприязни быть не может. Раскольников у нас в области нет в таком количестве, чтобы заподозрить во мне человека другой веры. В чем же дело? В своем блоге отец Андрей Кураев поднял тему границ приходов . В Киевской области устанавливаются границы приходов, причем священнику одного прихода запрещается совершать требы и богослужения на территории другого прихода (без ведома благочинного). Это знак нормализации церковной жизни. Так было и до революции. Будет ли такая же «нарезка избирательных округов» и в городах? В Румынии это есть. В Греции наверняка тоже. Следующие шаги, полагаю, — составление списка прихожан (и это уже шаг к подлинному Поместному собору). А также запрет прихожанам обращаться за «разовыми» ключевыми таинствами (крещение, венчание, отпевание) к незнакомым и отдаленным священникам. Насколько я знаю, так принято у западноукраинских униатов. Тогда без предварительной катехизации у своего священника нельзя «наскоро» где-то повенчаться или креститься. А это уже шаг к сознательному членству в Церкви и к сознательному участию в ее жизни. Если это станет общим правилом, закончатся «туристические крещения» и венчания. И это хорошо. Горько смотреть на сайте Ново-афонских раскольников как они крестят белоголовых детишек русских туристов, не ведающих, что попали в руки расстриг.

http://pravmir.ru/granicy-prixodov-dobry...

По этому докладу Антонина съезд принял следующую резолюцию: “1. Переход на русский язык богослужения признать чрезвычайно ценным и важным приобретением культовой реформы и неуклонно проводить его, как могучее орудие раскрепощения верующей мысли от магизма слов и отогнание суеверного раболепства перед формулой. Живой, родной и всем общий язык – один дает разумность, смысл, свежесть религиозному чувству, понижая цену и делая совсем ненужным в молитве посредника, переводчика, спеца, чародея. 2 . Русскую литургию, совершаемую в московских храмах Союза, рекомендовать к совершению и в других храмах Союза, вытесняя ею прак тику славянского, так называемой – Златоустовской литургии, от которой Златоуст отрекся бы, если бы услышал, как ее совершает духовенство теперь, превративши ее, по выражению проф. Певцова, в нелепость. 3 . Благословить литургические дарования людей искреннего религи озного чувства и поэтической одаренности, не заграждая и не пересекая религиозно-молитвенного творчества. Вводить же в общее употребление по испытании на практике с епископского благословления. Приветствовать литургические труды священника К.Смирнова и иметь о них суждение после их напечатания. 4 . Благословить составление нового требника, по намеченному Уе Союзом пути, углублением и одухотворением содержания и чинопоследо- вания таинств в противоположность физикомагическому смыслу нынеш них чинопоследований. 5 . Храм считать центральным пунктом, единственным для удовлет ворения всех религиозных нужд верующих, как общих, так и частных, упраздняя частные требы на домах. 6 . Совершение частных религиозных треб, сосредотачиваемое в хра мах, соединять с общественным богослужением, дабы этим хронологическим единением подготовлять психологическое и нравственное сближение членов прихода. 7 . Открытый алтарь приветствовать, как возвращение к той внутренней архитектуре храма, которая была единственной в течение первых шести-семи веков и давала слиянность и задушевность молитвы священнослужителя с присутствующими; как обстановку, завещанную нам великими святителями-литургистами, открытым предстоянием с народом, воспламеняющим народ в общей молитве. Открытый алтарь – один оздоровит распущенность духовенства, которое, спрятавшись за перегородки, ведет себя суетливо и бесцеремонно, выветривая совершенно благоговение. Открытие алтаря возвращает алтарю чистоту и свежесть, освобождая алтарь от загружения, как теперь, церковной рухлядью и скарбом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что сказано о богослужении, совершаемом в храме – все это относится и к богослужению, совершаемому при различных требах. Требы, совершаемые священниками в храме и, особенно, в домах прихожан – весьма важные случаи в нашем крае для пастырской и, особенно, для миссионерской деятельности священников. В религиозном отношении, здесь дело касается частной семьи или отдельной личности, их родных, соседей, часто неправославных. Какое же должно быть внимание со стороны священника к отправлению Богослужения при требах?! Оно в этих случаях может иметь прямо миссионерский характер. А также в этих случаях особенное значение и особенное влияние может иметь проповедь . Случаями треб для своей беседы пастыри должны дорожить и уметь ими пользоваться, для наставления окружающих в истинах православной веры. У окружающих нас соседей евангелически-лютеранского исповедания проповедь при богослужении составляет существенную часть богослужения и даже предпочитается ему: у нас богослужение, особенно божественная Евхаристия, несравненно выше проповеди. Но все-таки и у нас, особенно здесь – в силу местных обычаев – проповедь имеет важное значение, наши православные любят слушать поучения и надобно старательно удовлетворять эту потребность. И должно отдать справедливость нашему духовенству, оно усердно проповедует слово Божие, опущения в этом отношении бывают редкие и в немногих приходах. Усердно прошу моих сотрудников – пастырей, чтобы и немногих таковых опущений не было. К особенному роду наставления юных наших духовных чад относится так называемая катехизация, или наставление взрослых юношей и девиц в правилах веры и нравственности. Этот прекрасный обычай особенно полезен в нашем крае и, вообще, желателен во всей православной церкви. Юноши и девицы, не бывшие в школе, при катехизации научаются основным истинам православной веры, а бывшие в школе, во время катехизации повторяют пройденное ими в школе и закрепляют оное в своей памяти, с познаниями, полученными на катехизации, уже более зрелыми, чем со школьными, они вступают в жизнь и делаются семейными. А как важны в жизни, нужны в семье эти познания, особенно для отцов и матерей, всякий знает... Как жаль, что в некоторых приходах не бывает катехизации, что некоторые пастыри не настоятельно требуют, чтобы юноши и девицы, в назначенное время для одних и других, неопустительно являлись на катехизацию!.. От этого опущения религиозно-нравственная потеря бывает великая для жизни и семьи. У лютеран без катехизации не может быть конфирмации, а потому она у них обязательна и неопустительна. Пусть же будет и у нас, чтобы взрослые юноши и девицы, а затем и состоящие в супружестве мужчины, и женщины знали основные истины веры и нравственности и с сознанием важности таинств приступали к принятию оных и учили своих детей. И здесь моя усердная просьба к пастырям своей паствы о неопустительном совершении катехизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Жениху: имеешь ли искреннее и непринужденное желание и твердое намерение взять себе в жену и любить сию... стоящую с тобой рядом? Не обещался ли иной невесте? Невесте: имеешь ли искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою и любить сего. стоящего с тобой рядом? Не обещалась ли иному жениху? Возглас: «Благословенно Царство». великая ектенья с особыми прошениями, заключительный возглас, чтение трех молитв. Священник, взяв в руки венец, осеняет им (один раз) крестообразно жениха, а другим венцом невесту со словами: «Венчается». Брачующиеся наклоняют свои головы, а священник трижды произносит совершительную формулу таинства брака, трижды благословляя обоих разом: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)» Прокимен: «Положил еси на главах». Апостольское чтение – Еф. зач. 230 Евангельское чтение – Ин. зач. 6 Краткая сугубая ектенья (практически эту ектенью чаще переносят на конец венчания, молитва, просительная ектенья, «Отче наш». Благословение и преподание венчающимся трижды общей чаши. Общую чашу не следует наливать очень полной – можно пролить вино, да и выпить ее даже в три приема бывает затруднительно. Чаша благословляется один раз. Перед запиванием удобнее свечу жениха переложить из его левой руки в правую. Иначе можно поджечь рукава рясы. Соединив правые руки жениха и невесты своей рукой, покрытой епитрахилем, священник трижды обводит венчаемых вокруг аналоя. Обхождение вокруг аналоя надо согласовать с пением певчими тропарей: первый раз начинать обводить при пении «Исайе, ликуй…» второй –«–«–«–«– «Святи мученицы...» третий –«–«–«–«– «Слава Тебе, Христе Боже...» В зависимости от пения следует замедлять или ускорять скорость движения. Если пение очередного тропаря не закончен, то лучше немного постоять на коврике перед аналоем и подождать конца пения. В некоторых приходах (на юге России) священник связывает руки жениха и невесты платком или полотенцем, а в своей правой руке во время обхождения вокруг аналоя держит Крест. Перед священником несут выносной подсвечник. В Требнике митр. Петра Могилы в чин венчания (перед 3-й молитвой) внесено принесение присяги на «верность и любовь», которую дают молодожены перед Св. Евангелием. По замечанию С. Булгакова («Настольная книга» стр. 124, примечание 29). Все указанные особенности сложились на юге России под влиянием унии, являются местным обычаем, не имеющим общего значения. Нет оснований священнику при троекратном обхождении вокруг аналоя делать остановку у амвона и совершать поясной поклон пред Царскими вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В городских условиях, когда границы прихода и состав прихожан точно не определены, священнику труднее иметь предварительные сведения о возможных случаях бракосочетаний. В тех случаях, когда прихожане проживают компактно и все лично известны священнику, то и вопрос о предстоящем браке заранее известен, и не должен быть вне внимания пастыря. В чем состоит забота священника о создании правильной семьи? Прежде всего следует чаще говорить в проповедях о том, что такое счастливая семья и как следует ее строить, об обязанностях муха и жены. Согласно 50-й главе «Кормчей», вступающие в брак должны знать Символ веры , «Отче наш», «Богородице Дево» и заповеди. По «Книге о должностях пресвитеров церковных» (п. 125:122), «незнающих Закона Божия и членов веры... доколе не научатся, не должно венчать... Стыдно бо и грешно вступать в брак и хотеть быть отцом и матерью чадом, а не ведать того, в чем наставит чад долженствует». В начале нашего столетия во многих епархиях России были изданы распоряжения священникам чаще объяснять прихожанам учение Православной Церкви, а прежде венчания «испытывать» знания брачующимся основных молитв и истин веры. Если брачующиеся лично известны священнику, то хорошо с ними провести несколько соответствующих бесед, посоветовать не спешить с баком и еще раз проверить глубину своих чувств. Рекомендовать перед венчанием приступить к исповеди и Причастию. Особенно тепло, с возможным торжеством совершить таинство брака и с любовью, по-отечески ласково сказать поздравительное слово молодым. Дидактический момент Требник предписывает священнику перед началом венчания сказать «поучительное слово», раскрывающее «супружества тайну». Дидактический элемент при совершении венчания необычно богат и глубок по содержанию. Основа брака – взаимная любовь. Обратить внимание, что не мимолетное увлечение или легкий флирт являются базой создания семьи, а глубокая любовь. Человек принимает другого человека всего, как он есть, с его достоинствами и недостатками, как мать, видящая отрицательные черты своего ребенка и все же его любящая. Обнаружив отрицательные черты в муже или жене, не думать о разводе, а иметь терпение недостатки исправлять, перевоспитать человека. Брак есть подвиг, а иногда даже мученичество. К совестной жизни человек должен созреть не только физически, но еще в большей степени духовно. Подлинная любовь людей возвышает, делает их лучше, более жертвенными и способными на подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Б. В некоторых местах на литургии после заупокойного кондака возглашают «Во блаженном успении» и поется «Вечная память». По мнению епископа Афанасия (Сахарова) возглашение «Вечной памяти» на Литургии есть следствие охлаждения к строгому руководству Типиконом и «должно избегать этого анти уставного заупокойного дополнения». В. Несколько заупокойных ектиний на одной Литургии. Практика недавнего времени произносить несколько заупокойных ектений подряд возникла из чувства человеко-угодничества. Забывается, что перед Господом все усопшие находятся в «равном достоинстве» (В храмах Ленинграда допускалось на Литургии за особую плату до десятка отдельных заупокойных ектений). Нельзя поощрять выделение кого-либо из братского общении, из братской любви. Совместная молитва всей Церкви, усиливает и делает ее Соборной. Отдельная ектенья допустима, если в храме находится тело ново-представившегося. Г. Поминовение усопших на великом ходе Литургии указано в иерейском молитвослове, но по словам епископа Афанасия оно «отвлекло бы мысль молящихся от самого главного на Литургии – от величайшего таинства Тела и Крови Христовых больше, чем это имеет в виду Церковный Устав. (Еп. Афанасий «О помиловании усопших по Уставу Православной Церкви» стр. 199). 2. Заупокойные всенощные (парастасы) Церковный Устав предусматривает служение парастасов перед днями общего поминовения усопших или перед заупокойной Литургией, за которой следует отпевание покойника. В некоторых приходах прихожане любят заказывать парастасы во все поминальные даты (на 20-ый и 40-й дни, полгода, на годовщины). Иногда священники такое «усердие» поощряют. В связи с этим приходилось встречать, что перед обычной (рядовой или праздничной) всенощной служится еще другая «заказная» с чтением шестопсалмия, славословия и прочее. Второй всенощной служить не положено, да на деле она выливается в безграмотный набор несовместимых по духу песнопений. Лучше отслужить полную панихиду, чем допускать литургически неполноценные службы. 3. О записи поминовения усопших

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

9 . Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных необходимых случаях, с запрещением лишь надевать священнослужительское облачение (п. 10). 10 . Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, так и по определению судебных властей (п. 12). 11 . Признать, что во всякого рода учебных заведениях, в случае преподавания в них Закона Божия инославных христианских исповеданий, оно должно проводиться на родном языке учащихся (п. 14). Метрические записи и другие церковные документы. I . События крещения (а также присоединения к православной Церкви), бракосочетания и погребения умерших записываются в установленные книги, называемые метрическими. Ведение этих записей сделано обязательным для всех приходских причетов еще в 18 столетии; (Дух. регл., приб. ст. 29; Ук. Син. 1723 г. Нояб.13 и 1724 г. Февр.20.) впоследствии для них была установлена единообразная форма (1837 г.). В настоящее время причетам выдаются духовным начальством изготовленные по этой форме печатные бланки (в тетрадях). Метрические книги разделяются на три части: 1-я о родившихся, 2-я о бракосочетавшихся и 3-я об умерших. В них вписываются, в отдельных графах, – в первой части: имена крещенных, время их рождения и крещения, родители и восприемники; – во второй части: время совершения брака, вступившие в брак, их возраст, поручители жениха и невесты; – в третьей части: умершие, их возраст, время смерти и погребения, причина смерти, место погребения; в каждой части в особой графе указываются и лица, совершившие таинства крещения и брака, напутствовавшие умиравших исповедью и причащением, и совершившие погребение. В первую часть вносятся и присоединенные к православной Церкви иноверцы. Метрики ведутся в двух экземплярях. Один экземпляр, прошнурованный, скрепленный печатью и надлежащей подписью, выдается из Консистории на один год, по истечении которого отсылается в нее для хранения. Другой экземпляр хранится при церкви. Записи производятся священником, или, по его поручению, кем-либо из причета, немедленно после совершения подлежащей внесению в метрические книги требы, с надлежащей тщательностью и безошибочно, под страхом взыскания за ошибочность записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

1864 г. —163— в государстве и в виду религиозно-нравственного преуспеяния народа, благопотребнее было бы заботиться об умножении мест для общественного богослужения и об увеличении числа служителей веры, а не о сокращении тех и других. 4) Заменение ныне существующего способа получения доходов за требоисправление единовременным сбором пожертвований с прихожан через избранных на сие лиц. С первого взгляда мера эта представляется благовидною: при ней священнослужители, при совершении таинств и мирских треб, по-видимому, отрешаются от грубых корыстных побуждений и не подвергаются такому унижению, какое соединяется с ручным каждый раз сбором подаяний. Но будет ли эта мера действительно споспешествовать благосостоянию духовенства и поставит ли его в лучшие отношения к прихожанам? Сомнительно. Спрашивается: как будет производиться сбор пожертвований с прихожан? Если в распределении сего сбора не будут участвовать на ряду с избранными из среды прихожан лицами члены причта, то может случиться, что сбор этот не будет достаточен для приличного обеспечения причта. Если же в назначении платы за требоисправление члены причта будут принимать участие и будут настоятельно требовать достаточной платы за свои труды по приходу, то сие будет иметь вид притязательности со стороны причтов и подвергнет их большему нареканию со стороны прихожан, нежели какому они подвергаются ныне. При настоящем способе вознаграждения за требы, прихожане руководствуются чувством признательности к подъемлемым ради удовлетворения их духовных нужд трудам священноцерковно-служителей, и тем щедрее, по мере своих средств, вознаграждают сии труды, чем усерднее и бескорыстнее совершаются они последними. При новом же, предполагаемом способе вознаграждения нет места для подобных чувств, так как между причтами и прихожанами будут производимы взаимные, как бы коммерческие, сделки предварительно совершения духовных треб. 5) Отделение в пользу причтов определенной части из церковного кошелькового сбора и из доходов с отдаваемых в аренду церковных недвижимых имуществ (как-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010