Сущность таинства В жизни священника преобладающим должно быть духовное начало, он обязан развивать в себе религиозно-нравственные основы, непрестанно восходить от «силы к силе» ( Пс.83:8 ). Путь священника ясно и четко направлен к Богу. На этом пути пастырь встречает множество людей. Обязанность священника не проходить безучастно мимо сопутников, помочь падающим, укрепить изнемогающих, вернуть на правый путь заблудившихся. Жизненный путь приходского священника тесно связан, духовно переплетен с дорогами жизни его прихожан. Связь пастыря с паствой значительно глубже, чем она кажется на первый взгляд: их связывает не только совместные молитвы и соработа в рамках прихода, но у них общая судьба и в жизни будущего века. Вся деятельность истинного пастыря сводится к спасению своих прихожан, что является залогом его личного спасения. Эту глубокую духовную связь пастыря и пасомых очень образно раскрыл архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) в словах: «Если пастыри должны быть светильниками для паствы, то молитвы о них пасомых должны быть елеем для сих светильников» (Сочинения, т. 11. стр. 89). Нерадивый пастырь остается одиноким в земной жизни и без спасения в Вечности (овцы «не знают чужого гласа, за чужим не идут, но бежат от него» ( Ин.10:5 ). Добрый пастырь ведет своих овец по пути спасения («идет перед ними») ( Ин.10:3–4 ), он знает их нужды, они слушаются его голоса, идут за ним. Только вместе со всеми пасомыми примет Домовладыка (приходского) пастыря и откроет врата райские. «Се, я и дети, которых дал мне Бог ( Евр.2:13 ). Закон любви к ближнему является ключом к вечному Блаженству. Исповедь – это лучшее время набирать священнику себе «дружину», ищущих спасения. Покаяние – единственная возможность очищения «странников земли» перед встречей с Отцом Небесным. Покаяние часто именуется вторым крещением. Это означает, что оба упомянутых таинств имеют одну цель – очистить человека от скверны греха и дать ему вечное спасение. Не касаясь догматической стороны вопроса о спасении человека посредством Таинств Церкви, в данных строках будет сказано о значении и ответственности пастыря в этом исключительном процессе восстановления святости в душе грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

4 . При одновременном совершении елеопамазания и Причащения, сперва совершается исповедь, затем «Последование св. Елея» и заканчивается Причащением больного. 5 . При совершении Таинства одним только священником необходимо в последней т. н. «разрешительной» молитве сделать изменения, а именно: выпустить слова «еже сослужители мои держат на главе раба твоего… и молюся с ними». Неудобопонятные слова и выражения можно заменить: во 2-й молитве освящения елея: «враски» – «порока»; в молитве 5-м помазанием: «руб поверженный» – «пень ветхий». Кроме того, священнику самому следует понимать смысл произносимых слов Таинства: канон 1:3 – «печатию», т.е. помазанием; ирмос VI-й песни канона: «от бесовския крове» (в старых изданиях Требника «от бесования крове») т.е. от идольских кровавых жертв; ирмос VIII-й песни канона – «в рове зачте», т.е. запер в рве; 3-я стихира после ексапостилария: «священников... осязанием» – есть указания на то, что в древности священники совершали помазание больного прямо пальцами своей правой руки, без стручцов. 2-ая молитва освящения елея: «кровью очиститися», т.е. кровью приносимых в жертву животных в Ветхом Завете. 6 . Во дни светлой седмицы начало елеосвящения следует изменить по образцу: «како поется молебен на св. Пасху» т.е. после возгласа священника поется «Христос Воскресе» со стихами, на каноне ирмоса пасхальное «Предварившия утро», «Аще и во гроб» и другие. Чтение Апостола, Евангелия остается без изменения. 7 . Нередко перед священником стоит вопрос о необходимости несколько сократить последование елеосвещения. Это бывает в случае тяжелого состояния больного (может умереть до окончания совершения полного чина) или, если священнику одному (как теперь часто бывает) предстоит совершить несколько соборований, часто в разных концах города. Согласно указанию Требника митрополита Петра Могилы , сокращать можно только за счет начала (т.е. молебного пения) елеосвящения, а молитвы освящения, количество чтений Апостола и Евангелия и помазаний остаются без сокращения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Поэтому я считаю совершенно необходимым вдумчивое, «творческое» отношение к требоисполнению. Тут возможен комментарий после прочитанных молитв, Святого Писания на церковнославянском языке или замена иных слов, если нам внимают нецерковные люди. Иногда достаточно русифицировать окончания существительных и глагольных форм. Но при этом подходе недопустима «отсебятина» – священник должен заранее подготовиться к тому, как он будет объяснять непонятные места из молитв на славянском языке. Церковнославянское последование таинства венчания необыкновенно поэтично и художественно прекрасно! Я вовсе не поклонник богослужения на русском языке, но убежден, что в иных случаях при совершении треб уместно для нецерковной публики сделать церковнославянский текст удобопонятным. К примеру, обратим внимание на слова из венчальных молитв: «…супруги, всякое самодовольство имуще». По-славянски «самодовольство» – это материальный достаток, а по-русски – греховное устроение души. Поэтому считаю уместнее произнести слово «довольство» для его адекватного восприятия теми, кто еще не знает церковного языка. Или другие важные слова последования: «Славою и честью венчай я». «Я» в данном месте – местоимение третьего лица множественного числа винительного падежа – «их». Мне встречались батюшки, которые по малограмотности, сами как должно не понимая этого текста, произносили: «Славою и честью венчаю я»! Таким образом они уподоблялись папским прелатам, приписывающим себе власть совершать церковные таинства. Поэтому я не вижу никакого преступления в том, чтобы русифицировать это слово и произнести: «Славою и честью венчай их». Хочется пожелать священникам, чтобы они, любя последование Таинств, с усердием, членораздельно читая положенные молитвы, могли бы прокомментировать или видоизменить отдельные слова в них, впрочем, без нарушения общего строя славянской речи. Почему бы пастырю не сопровождать священнодействие требы малыми пояснениями, – будь то последование обручения, чтение Евангелия, поднесение супругам чаши вина, снятие венцов – либо до, либо после прочтения очередной молитвы?.. Мною изданы книжечки, где я излагаю такой опыт проведения венчания.

http://pravmir.ru/protoierey-artemiy-vla...

—176— даго священника состоит свой псаломщик, а иногда и диакон, которые находятся к нему в должном служебном отношении, как к своему ближайшему настоятелю; с ним они значатся и в его же духовных росписях. Каждый священник со своим именно причтом отправляет очередное богослужение в храме и требы у своих прихожан. Так что в конце концов получается, что у каждой приходской части имеется не только свой священник – ее духовный отец, но и свой низший клир, иначе сказать, свой отдельный цельный причт. Полагаем, что из всего приведенного не может быть иного вывода, как тот, что положение инструкций о строе многоштатных приходов и причтов оказывается, действительно, малоприменимым в жизни и решительно отвергается ею. Далее, – в такой же мере рассматриваемое положение инструкций не выдерживает критики и с церковно-канонической стороны. И в самом деле. Бесспорно, что приход вообще, в своем нормальном виде организуется около личности пастыря-священника. Идеал, норма его неопровержимо и ясно указаны в словах Спасителя: «едино стадо и един пастырь», у каждого единого стада свой – един пастырь, у каждого пастыря свое отдельное стадо. Это – та ячейка, из суммы которых слагается дальнейшая формация церковного организма, – епархия. При этом связь между пастырем и паствой по тем же словам Господа установляется прочная и самая близкая, зиждется исключительно на водительстве пастырем своих овец ко спасению и на хождении овец за пастырем. Пастырь с овцами всюду и безотлучно: встретив молитвой и благословением рождение их в мip, он в течение всей жизни до самой смерти не покидает их, – питает таинствами 3017 , наставляет словом, помогает в нуждах, – по отшествии из земной жизни провождает их в жизнь загробную с ними предстанет и на страшном Суде пред Господом: «Се аз и дети». Отношения эти настолько близки, родственны, что обозначаются наименованиями ближайшего —177— кровного родства – «духовный отец», «духовные дети». Несомненно также, что этот родовой признак прихода вообще и в организации многоштатных приходов должен сохраняться во всей целости, иначе они перестанут быть приходами, – т.е. и они – многоштатные приходы должны создаваться на том же собирательном начале – «единого стада вокруг единого пастыря», – и в них связь между пастырем и паствой должна создаваться на том же указанном основании, – духовно-отеческом делании пастыря на пользу духовных чад своих, исправлении их духовных нужд. А если так, то уже в силу логической последовательности с очевидностью вытекает, что многоштатный приход, в котором духовные потребности пасомых исправляются не одним, а несколькими священниками, в котором – не один, а несколько духовных отцов, – не может представлять собой строго единого стада, единой паствы, а наоборот, естественно должен распадаться на отдельный части, отдельный приходские семейства, как это и существуем доселе в практике большинства приходов; – у каждого отца должны быть свои дети. Думать иначе значит идти против очевидности и против законов природы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следует прибавить, что во всех этих коллегиях, кроме коллегии в Мехико и другой – в Анджелополисе, живут всего пять или шесть монахов; так что, Святейший отец, если подсчитать на основании доходов ордена, сколько приходится на долю каждого, то окажется, что на одного монаха приходится 2500 экю в год, тогда как можно содержать одного монаха за 150 экю в год. Кроме такого чрезмерного обилия средств, иезуиты обладают удивительным умением извлекать из них выгоду, постоянно увеличивать их: промышленность и торговля, лавки, рынки, скот, бойни, торговля самыми недостойными их сана предметами, отправка товаров в Китай через Филиппинские острова – все способствует ежедневному росту их влияния и богатства в ущерб и даже на гибель других людей». Не довольствуясь всеми этими сокровищами и имуществом, иезуиты спекулировали еще с духовными завещаниями, преданных им, лиц. Получаемое таким путем имущество, они считали свободным от всяких налогов. Пребендарий Анджелопольского собора завещал им имущество, обложенное десятиной в пользу собора; иезуиты отказались платить этот налог. Из этого возник процесс, в котором дон Палафокс был вынужден высказаться не в пользу иезуитов. Палафокс был человек очень благочестивый и усердный, великий друг монашеских орденов и, в особенности, иезуитов; всеми силами старался он не вступать с ними в пререкания. Но они поставили ему в вину защиту собора и прибегли к своим обыкновенным средствам для того, чтобы притеснять его и мешать его благочестивым намерениям. Между прочим, они отказались признавать его юрисдикцию и объявили, что имеют право нести духовную службу без его разрешения. Несмотря на свое уважение к иезуитскому ордену, Палафокс счел долгом защищать права своего сана. Вследствие этого, возникли новые пререкательства, о которых предоставляем рассказать самому Палафоксу. Его письма слишком важны и слишком достоверны, слишком хорошо знакомят с иезуитами в Америке, чтобы можно было не привести хоть несколько выписок из них. Вот, как описывает Анджелопольский епископ дело о юрисдикции: «Уменьшая доходы церквей, иезуиты вредят отправлению богослужения и делу вспомоществования неимущим; не довольствуясь этим, они затеяли еще новую штуку, касающуюся юрисдикции и совершения таинств. Имея на принадлежащих им землях много мирян, и более сотни индейцев в одном только своем имении близ города Амалука, иезуиты, не задумываясь, совершают для них все требы без всякого на то права и разрешения, и, что весьма странно, они их венчают, то есть заставляют их заключать между собою недействительные и незаконные браки. Все это делается тайно, как вообще все, что совершают иезуиты, особенно, в своих владениях, и никогда никто не узнал бы об этом, если бы сами индейцы, поссорившись за что-то с иезуитами, не рассказали обо всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

е. лютеранам и реформатам-кальвинистам, а также правосл. неуниатам гарантировалось право частной религ. практики (лат. privat-exercitum), включая свободу совершения богослужений в молитвенных домах. Привилегия публичного отправления религ. культа сохранялась за католич. Церковью. В молитвенных домах запрещался колокольный звон, вход в них должен был устраиваться не с улицы, но со двора. Дозволялось открывать новые некатолич. приходы в тех местах, где проживали не менее 100 семей, принадлежащих к соответствующему исповеданию. При молитвенных домах разрешалось организовывать школы для детей прихожан. Пасторы и священники некатолич. исповеданий могли беспрепятственно посещать дома своих единоверцев, наставлять их, совершать на дому таинства и требы, при этом, однако, строжайше воспрещалось отказывать больному некатолику в посещении его католич. священником. «Патент» вносил изменения в порядок заключения смешанных браков, в к-рых одна из сторон принадлежала к католич. Церкви. Была отменена практика взимания подписки с некатолич. стороны, как это было ранее, о согласии на крещение в католич. Церкви родившихся в браке детей и на их воспитание в католич. вере. Впредь на основании признаваемых гос-вом привилегий католич. Церкви в смешанном браке, где католиком являлся отец, все дети крестились и воспитывались как католики, но если в смешанном браке католичкой была мать, то дети крестились в зависимости от пола: девочки - в католической Церкви, а мальчики - в той Церкви, к которой принадлежал их отец. Христианам-некатоликам «патент» предоставил одинаковые с католиками гражданские права, связанные с приобретением домов и иной недвижимости, с получением ученых степеней и поступлением на гос. службу. Религ. диссидентов запрещалось принуждать к присяге, не соответствующей догматам их вероисповедания. Декретом императора от 17 нояб. 1783 г. было разрешено некатолич. общинам устроение собственных конфессиональных кладбищ в тех местах, где они имели свои храмы. Там священники и пасторы могли совершать заупокойные богослужения и произносить проповеди, но если некатолика ввиду отсутствия в той или иной местности соответствующего конфессионального кладбища хоронили на католич.

http://pravenc.ru/text/578232.html

Теперь остается рассмотреть, каковы успехи миссии в деле христианского просвещения и воспитания новообращенных? В этом отношении все новообращенные Забайкальские христиане резко разделяются на две части: на живущих оседло и вблизи христианских храмов и на кочующих. Насколько первые под ближайшим руководством миссионеров и под влиянием русских усвоили христианское учение и жизнь, согласную с этим учением, настолько вторые продолжают коснеть в грубом язычестве. Первые по религиозным понятиям, знанию молитв, по своей обстановке, взаимным отношениям и т. п. стоят нисколько не ниже русских. Они усердно относятся к общественным и частным богослужениям, своевременно исполняют христианские требы, говеют, с усердием участвуют в крестных ходах на поля, обращаются к миссионеру с просьбой о служении молебнов в каких-либо важных случаях, с благоговением относятся к христианским святыням, к священнослужителям относятся с должным уважением и почтением. Они знают о существовании загробной жизни, о том, что будет пришествие Христа на землю, суд и праведное воздаяние. Они имеют понятие о Боге, как Духе невидимом, знают о происхождении мира и человека, грехопадении прародителей и главные факты священной истории. В дневниках миссионеров записаны примеры знания инородцами некоторых догматических и нравственных истин и знания наизусть почти всего евангелия. Усилившееся после 1885 года школьное просвещение имело в этом отношении весьма важное значение. Чрез учеников христианские понятия незаметно, но сильно и постоянно проводились в инородческую среду. Некоторые веками укоренившиеся между инородцами обычаи под влиянием христианства начали прекращаться. Так, брачный калым (покупка жены за известную плату), совершенно обезличивавший женщину, начал терять свое значение, а в некоторых местах и совсем уничтожился. В Кударинском, напр., ведомстве крещенными инородцами составлен в 1885 году на общем суглане (сходе) приговор об отмене этого вредного и разорительного обычая. С ослаблением и уничтожением калыма и приданием браку христианского смысла, брачный союз возвысился и получил большую прочность. Супруги-инородцы, желающие более прочного соединения, стремятся непременно сочетаться христианским таинством брака, так как они знают, что этот брак нерасторжим.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dejate...

Ставим стол, сооружаем престол. — А почему нельзя служить постоянно в одном и том же месте, в доме одного и того же мирянина? — Очень много семей, где ко Христу обратился только муж или только жена. И не всегда удобно собираться в таком доме, если супруг-иноверец находится там же. Поэтому мы служим в разных местах. Я приезжаю туда и служу там, где живут верующие. — В данный момент вы находитесь в России. Кто окормляет прихожан в ваше отсутствие? — У каждой общины моего прихода есть староста. Старосты проводят богослужение мирянским чином. Когда меня нет, служат часы и обедню. Когда я на месте — служим Литургию , совершаем Таинства , исполняем требы . После богослужения они раздают верующим антидор и святую воду . — Почему не собираетесь в одном месте всем приходом? Тяжело добираться из других населенных пунктов? — Все вместе мы собираемся только по великим праздникам. Нам просто не хватает места. Даже верующие одного поселка не всегда могут поместиться под одной крышей. А стоять на улице не всегда возможно. Летом, например, очень жарко: до 49 градусов тепла. Мой родной город Чандрапур — одно из самых жарких мест на Земле. Поэтому я не допускаю, чтобы верующие стояли на улице — можно погибнуть от солнечного удара. Если нет места, мы предупреждаем, чтобы люди не приходили. Среди прихожан много людей в возрасте, есть маленькие дети. Такая же проблема в сезон муссонов, когда почти каждый день льет дождь. Зато зимой хорошо — температура в среднем чуть выше тридцати градусов. Национальная специфика — А как общаетесь с другими общинами, не из вашего города? Мессенджеры используете? — Ну что вы, какие мессенджеры! Не многие о таких вещах и знают. Нет, просто созваниваемся по телефону. У себя дома на втором этаже я поставил небольшой иконостас, отделил им алтарь — чтобы люди хотя бы приблизительно представляли, как могут выглядеть настоящие православные храмы. Но места там очень мало — помещается не больше пятнадцати человек. Я привожу туда тех, кто только-только знакомится с православием.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-v-velik...

9. Все таинства и требы совершать в соответствии с " Инструкцией настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции " , утвержденной решением Священного Синода от 17 марта 2020 года (журнал 30). 10. При недомогании и любых признаках ОРВИ священнослужители, церковнослужители и сотрудники приходов должны немедленно сообщать настоятелю (игумену, игумении) и, оставаясь дома, обратиться за медицинской помощью. 11. Настоятелям (игуменам, игумениям) необходимо организовать обязательные регулярные замеры температуры в течении дня у клириков, насельников и насельниц обителей, а также у сотрудников храмов. Митрополит Варсонофий отметил, что неуклонное следование указанным рекомендациям позволит снизить число заболевших среди священнослужителей, прихожан и даст возможность продолжить богослужения в обычном режиме. Со времени начала распространения коронавирусной инфекции многие клирики несут пастырское попечение о заболевших. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2020 года (журнал 45) предложено епархиальным архиереям ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о награждении наиболее отличившихся священнослужителей медалью " Патриаршая благодарность " . Участникам заседания было предложено подать ходатайства со списками предлагаемых к награждению клириков на имя правящего архиерея от епархиальных отделов и благочиний до 13 ноября. В связи с участившимися звонками и письмами о финансовой помощи от мошенников, которые пользуются именем управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия, владыка предложил сообщать о них секретарю епархии. Надо помнить, что любая помощь синодальным учреждениям оказывается только централизованно, через правящего архиерея. В заключение владыка напомнил, что во всем происходящем в жизни нужно усматривать волю Божию и жить по ней. Главное в жизни священнослужителя - молитва, с которой преодолеваются все испытания, посланные Богом.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

И других много грехов против Востока знают за собою папство и Западная Европа! (прим. перевод.) 87 Пихлер (в I гл. на стр. 511) говорит: «Между членами этой (греческой) коллегии в Риме первое место занимает Лев Алляций; но нельзя оправдать того способа, каким он выражал свою благодарность Риму, совращая в латинство своих единоверцев: нередко он сознательно лгал, пользуясь невежеством греков». Пихлер замечает, что греков, возвращавшихся на родину из греческой коллегии в Риме, встречали всегда с подозрением, а иногда и того хуже. 91 Гефеле (в Beiträge. 1864. I т. стр. 387) говорит «молодые люди в Русском духовенстве прокладывают новый путь; их направление можно назвать патристическим». Древние греческие отцы церкви служат для них главным предметом занятии и главным средством к духовному образованию; они почерпают из этого источника теплую любовь и привязанность к древним догматам и учреждениям. 92 См. мое сочинение, которое в скором времени и идет в свет и почти уже напечатано в типографии Оксфордскаго университета. S. Ephremi Syri, Rabulae episcopi Edesseni et Balei opera hucusque inedita. E codicibus Syriacis antiquissimis Musei Britanici Londinensis et Bibliothecae Bodleyanae Oxoniensis nune primum edidit. J. I. Ovcrbeck. 94 Восстановление единения с армянскою церковью должно быть священным долгом Православной церкви. Армяне нисколько не монофизиты и вера их православная. Уже старик Шредер старался доказать это, а в новейшее время это доказывается в интересной брошюре: Histoire, dogmes, traditions et liturgie de l’Eglise Armenienne Orientate. Paris 1855 г. 96 Ср. «Письма о Богослужении Восточной церкви» Андрея Николаевича Муравьева (переведены па немецкий язык доктором Едв. фон Муральтом. Лейпциг 1838 г.) 97 В нашей Церкви существует узаконение Священного Синода (указ 1844 года), по которому причты, получающие жалованье, обязаны совершать Таинственные священнодействия и требы, например, погребение усопших, бесплатно (прим. перевод.) 98 Ср. Гефеле Beiträge I 8. 357 и Voices from the East.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010