Псков, 22 мая. Богослужения с участием прихожан, отмененные на территории Псковской области из-за угрозы распространения коронавируса, возобновляются с 21 мая. Об этом говорится в указе, который подписал митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), передает ТАСС .  «Между Псковской митрополией, губернатором Псковской области и главным санитарным врачом области достигнута договоренность о возобновлении общественных богослужений на прихрамовой территории с 21 мая на следующих обязательных условиях: Божественную литургию совершать на улице. Для этого настоятелям храмов необходимо позаботиться об изготовлении дополнительного престола. Установить престол в притворе храма (притвор удобно защищает от порывов ветра) или на прихрамовой территории», - отмечается в тексте документа. Кроме того, согласно указу митрополита, священники должны сделать для молящихся специальную разметку. «Например, в форме круга, квадрата. Разметка в виде крестов не допускается, дабы не попирать священные символы. С сохранением дистанции между людьми 2-2,5 метра. Для всех сотрудников храма и волонтеров обязательно ношение защитной маски и перчаток. При подаче записок имена писать сотруднику лавки под диктовку прихожан. При большом скоплении народа можно поручать делать это дополнительно помощникам-мирянам. Связано это с тем, что один из основных способов распространения вируса - через предметы, в том числе и через передачу бумаг от зараженного лица», - говорится в документе. Во время общественных богослужений священники будут в обязательном порядке вести фотофиксацию. Согласно указу, они обязаны сделать две-три фотографии, на которых должно быть видно соблюдение всех мер безопасности. После этого настоятели храмов должны отправить фотоотчеты на электронную почту епархиального управления. «Рекомендуем отложить совершение таинств крещения и других таинств и треб на месяц в связи с тем, что распространенной практикой является присутствие крестных и гостей из других регионов. Но если это необходимо, совершать таинства и требы внутри храма в присутствии не более пяти человек со строгим соблюдением всех санитарных предписаний», - отмечается в тексте указа митрополита Тихона.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Некоторые из закавказских караимов, согласно Рим. 1:1–5 , признают Христа пророком, а талмудисты – ученым талмудистом, но ставят Его ниже Моисея. Расходясь в одном из главных пунктов своего учения, жидовствующие – караимы разнятся от талмудистов и во многих пунктах религиозного культа и быта. У караимов все поется и читается на русском языке, а у талмудистов – на древнееврейском. Первые считают родильницу нечистой и прикосновение к ней осквернением, а вторые – нет. Прикосновение к умершему считается у караимов таким осквернением, что, во избежание его, они выносят тяжко больного из дома и помещают где-нибудь в сарае; если же случится смерть в их доме, то все находящееся в доме считается нечистым и омывается в 3-й и 7-й день очистительной водой, в течение 7 дней в том доме ничего не варят; у талмудистов же ничего подобного нет. Обряды очищения у караимов соблюдаются весьма строго, у талмудистов же менее строго. Относительно пищи те и другие также разногласят между собой. Так, талмудисты едят хлеб со всякой пекарни, а караимы не едят хлеба, испеченного даже талмудистами; караимы режут животных преимущественно мужского пола, чтобы не зарезать матери и зародыша, причем кровь зарезанных животных, а также и птиц, обязательно зарывают песком или землей; талмудисты же режут коров и стельных и прикрывают землей только птичью кровь. Посты и праздники у тех и других соблюдаются вместе с евреями, причем с особенной строгостью соблюдается у караимов субботний покой. Во время молитвы талмудисты, подобно евреям, надевают символические ремешки, ряски, скуфейки и для совершения богослужения приглашают раввина, у караимов же совершают 6огослужение и требы канторы (певцы) и наставники. Вообще талмудисты исполняют все обряды по талмуду, а караимы талмуда не признают. Однако те и другие мало чем отличаются от евреев, подражают им в одежде и внешнем виде и постепенно ассимилируются с ними, так что в четвертом поколении считают себя уже природными евреями. 357 6) Молокане Донского толка. Пустота и бессодержательность молоканского богослужения, введенного Уклеиным, и отрицательное отношение к таинствам и обрядам, которые, как видели молокане, существовали и в апостольской церкви и потребность в которых сильно чувствовалась некоторыми из них, вызвали среди них недовольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

ж) частные обязанности пастыря. II. Об обязанностях пастыря к самому себе, как пастырю: а) каковы должны быть умственные качества пастыря: как он должен поддерживать и усовершать свои познания в вере, что читать, из каких книг должна состоять его библиотека и проч.? б) каковы должны быть его качества нравственные? Здесь в частности: аа) о добродетелях особенно свойственных пастырю, бб) о пороках, преимущественно заметных в Духовном сословии и нетерпимых в пастыре, и вв) о средствах против этих пороков; в) каков должен быть образ домашней жизни пастыря, и какие приличны ему частные занятия? III. Об обязанностях пастыря к пасомым. Этих обязанностей три: пастырь должен – а) учить своих пасомых вере, б) совершать для них богослужение и в) руководить их на пути благочестивой жизни. Поэтому здесь, в частности, должно раскрыть: 1) Как пастырь должен наставлять своих пасомых в вере. Наставления эти двух родов: одни общественные, произносимые преимущественно в церкви; другие частные, происходящие повсюду, соответственно разным потребностям пасомых. Первые наставления сделались предметом особой науки – Гомилетики. Поэтому Пастырское Богословие должно ограничиться только последними, и показать, как пастырь, применительно к разным нуждам Христиан, должен: а) неверующего просветить, б) сомневающегося вразумить, в) заблудшего, например, раскольника или еретика, обратить, г) предавшегося какой-либо страсти или пороку исправить, д) унывающего посреди скорбей житейских утешить, укрепить и под. 2) Как пастырь должен совершать богослужение богоугодно и с большей назидательностью для своих пасомых. В частности: а) как он должен совершать святейшее таинство евхаристии на Литургии: здесь аа) о приготовлении пастыря к совершенно Литургии, домашнем и церковном, и бб) о способе самого совершения; б) как он должен совершать таинство покаяния и исповедовать, особенно в дни постов церковных и говенья; в) как он должен совершать остальные таинства: крещение, миропомазание, брак и елеосвящение; г) как должен совершать все прочие требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во главе беспоповщинских общин стоят наставники, «благословенные отцы»; они распоряжаются в собраниях при богослужении и отправляют церковные службы и требы, что допускается ими якобы «по нужде». По мнению беспоповцев, такие права имеет не всякий, а только тот, кто получил благословение преемственно от прежде бывших наставников. Благословение это имеет у них значение поставления на священную степень. Каждая служба у них начинается и оканчивается седмипоклонным началом; всё, что полагается произносить и совершать во время богослужения священнику, пропускается 85 . Из таинств миропомазание, священство и елеосвящение считаются «не нужно потребными» и не совершаются; брак одни из беспоповцев совершенно отрицают (даниловцы, федосеевцы и филипповцы), а у других он совершается наставником; крещение и исповедь хотя совершаются у всех беспоповцев, но незаконно: первое потому, что совершать крещение мирянину можно только в случае крайней нужды (например, ввиду скорой смерти), а случаи исключительные в обдержность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Матфей Правильник Властарь – сост.2, глава 3, лист 102): вторая потому, что не даёт разрешения грехов. Таинство причащения беспоповцы пытаются заменить причащением духовным, каким-то огнепальным желанием, причём говорят: «У нас причастия святых таин и нет, и есть: нет видимого, но есть невидимое, именно – желание причаститься святых таин». Но невозможно и представить, чтобы Тела и Крови Христовых – предметов вещественных – можно было причащаться как-то духовно, невидимо. Таким образом, у беспоповцев нет ни священства, ни таинств. К коренным беспоповщинским толкам относятся поморцы, или даниловцы, филипповцы федосеевцы, рябиновцы, бабушкины, странники, дырники, нетовцы, или Спасово согласие и другие. Вообще в беспоповщине существует множество толков, или сект, разделяющихся между собой из-за незначительных обрядов, почему все их и описать невозможно. I) Поморцы или даниловцы Поморский толк получил своё начало в конце XVII столетия в Поморье, пределах Олонецкой губернии. Основателем его был дьячок Данила Викулов, этим именем и называется толк его последователей. Особенности учения даниловцев, или поморцев, следующие: а) за отсутствием иерархии, законного брака не может быть, и все должны жить девственно: б) за царя молиться не должно: в) на кресте следует делать надпись: «Царь славы Исус Христос Сын Божий»; г) иноков и после перекрещивания нужно признавать иноками; д) пищу, покупаемую на рынке, не следует считать осквернённой, и е) нужно быть готовым к самосожжению.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Елены Добряковой Клирик — кто это в православии 2 мин., 07.04.2022 Клирик — кто это? В православии клирик — это человек, либо совершающий богослужение (относящийся к духовенству храма, священнослужителям), либо помогающий духовенству в совершении богослужения (относящийся к церковнослужителям). Клирики делятся две группы, как уже сказано. К первым относятся священнослужители, ко вторым — церковнослужители. Священнослужители — это епископы, священники и диаконы. Они поставляются через рукоположение или хиротонию во время Божественной литургии в алтаре церкви. Епископы управляют епархией, могут совершать все таинства и богослужения. Священники совершают церковные службы и требы: крещение, венчание, отпевание и др. Диаконы являются помощниками священников и не могут совершать таинства самостоятельно. К церковнослужителям относят иподиаконов, чтецов, регентов (управляют церковным хором), пономарей, звонарей и пр. Самым молодым клириком является свещеносец. Ими могут быть мальчики от семи лет. Чтецом можно стать, начиная с 15 лет. Обычно им становятся свещеносцы, хорошо знающие Священное Писание и отличающиеся высоконравственным поведением. С 1994 года в чтецы принято рукополагать всех учащихся в духовных семинариях и академиях. Церковнослужители часто помогают в воскресных школах, читают проповеди, помогают разбирать сложные места в Священном Писании, занимаются социальной работой и благотворительностью, миссионерской деятельностью и религиозным воспитанием. Но они не могут совершать богослужения, могут только помогать в этом служении духовенству. Существуют определенные требования ко всем клирикам. Это должен быть крещеный мужчина православного вероисповедания, соблюдающий церковные каноны. Священнослужители и церковнослужители образуют собой клир или причт храма. Слово клирик произошло от однокоренного греческого слова «клирос», что значит «жребий». На заре истории Церкви для проповеди христианской веры по всему миру апостолам требовались помощники. Тогда и стали появляться первые служители Церкви. В апостольские времена и зародилась процедура выбора кого-то на служение Церкви путем бросания жребия. Она носила духовный смысл — полное подчинение себя воли Божьей. Избрание в служители Церкви, таким образом, было лишено человеческого влияния и полностью подчинено Промыслу Божьему — избираемый определялся случайным образом, по жребию. Для этого в древности часто использовались такие предметы, как разноцветные бобы или мелкие камни. Именно так и появилось слово «клирик».

http://foma.ru/klirik-kto-jeto-v-pravosl...

А я нецеломудрен, непослушен, любостяжателен; редко молюсь, да и то мало и сухо; часто хожу по мирским домам и там провожу время в пустой болтовне, в ядении и питии; соблазняю и соблазняюсь, а о богомыслии и чтении и не думаю; ищу сообщества, но не с Богом; рассеян, и вовсе живу не по-монашески. О, Боже, милостив буди мне грешному, избави мя от всякия мирския злыя вещи; даруй мне жизнь сокровенную с Тобою во Христе; да не сходит с моих уст сердечная молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! 43. Христианин-священник всегда имеет в мыслях своих клятву и обещание (присягу), проходит свое служение согласно с словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; он первым своим делом считает попечение о спасении душ, ему вверенных, неленостно и бескорыстно вразумляет заблуждающихся и обращает их на путь истины; никогда не оставляет своих прихожан без поучения и назидания словом и примером; богослужения и таинства совершает со тщанием и благоговением, трезвенно и неспешно, с разумением смысла и силы их, с должным приготовлением к ним; к себе и другим всегда внимателен, со всеми ласков и любезен, как отец с детьми; трезвение, бдительность, рассудительность, молитва и благоговение его отличительные черты. А я, окаянный, и невнимателен к своему делу, и нерадив, и корыстолюбив, своею жизнию подаю худые примеры, пространно питаюсь, небрегу о спасении своем и вверенных моему руководству, приготовляюсь к богослужению невнимательно, служу не благоговейно, торопливо, небрежно, обращаюсь с прихожанами сурово, а иногда даже и дерзко, показывая власть свою; таинства и требы исполняю по привычке, весьма невнимательно, особенно исповедь, бываю не трезв; с святыней обращаюсь без благоговения, как с обыкновенными вещами; не подаю нужных разумных советов, говоря больше наобум, как и что попало; молиться ленив до крайности. О, Боже, милостив буди мне грешному; дай мне дух и ревность древних духоносных пастырей, да не погибнет от моего корыстолюбия, невнимания, нерадения, худого примера ни одна словесная овца из твоего стада! Сам возгрей во мне дар священства, данный мне Тобою, и очисти мя от всякой скверны плоти и духа!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2153...

По внимательном рассмотрении этих прошений, Св. Синод прежде всего нашёл необходимым сказать, что учреждение единоверия последовало по снисхождению православной Церкви для облегчения отторгшимся от неё пути возвращения в лоно Церкви: что единоверцы, исповедуя догматы христианской веры в духе и истине вселенского православия, однако, отправляют богослужение и церковные требы по книгам, не чуждым, в словах и обрядностях, погрешностей, и что посему некоторое дополнение правил единоверия хотя и может быть допущено, но с устранением всякого соблазна и недоразумения, и лишь в смысле вящего облегчения отщепенцам, упорствующим возвратиться в недра Церкви путём единоверия. Согласно с этим. Св. Синод нашёл возможным сделать дополнения к 5, 11 и 14 пунктам правил единоверия 1800 г., а именно: а) разрешил присоединять к единоверию тех из записанных православными, которые, по надлежащем исследовании окажутся издавна, не менее 5 лет (прежде 10-ти), уклоняющимися от принятия таинств православной Церкви, но не иначе, как с разрешения, относительно каждого из них, епархиального преосвященного; б) позволил православным, в особо уважительных случаях, исповедоваться и приобщаться св. тайн у единоверческого священника, с тем, однако, чтобы это не служило поводом к перечислению православного в единоверие и чтобы православные представляли приходскому священнику полученное ими от единоверческого священника свидетельство о бытии у исповеди и св. причастия, и в) дозволил детей, рождённых от браков единоверцев с православными, крестить, по общему согласию их родителей, в православной или единоверческой церкви, равно сподоблять и прочих таинств (Извлеч. из всеподданнейш. отчёта обер.-прокур. Св. Синода К. Побед. по Вед. Пр. Исп. за 1881 г., стр. 41–43). В 1885 г. было сделано ещё небольшое дополнение к правилам 1800 г.: по просьбе Уфимского преосвященного, Св. Синод разъяснил, что, при присоединении из раскола в единоверие, следует довольствоваться выдаваемыми присоединяющимися лицами подписками, не требуя засвидетельствования последних волостными и сельскими правлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

При причащении мирян священство будет руководствоваться инструкцией , утвержденной решением Священного Синода от 17 марта 2020 года ( журнал 30 ). Также возможно по усмотрению духовенства руководствоваться указом митрополита Псковского и Порховского Тихона от 30 марта 2020 года У-18 о причащении запасными Святыми Дарами, которые перед причащением мирян будут влагаться в сухой потир. Священник, предварительно обработав руки спиртом, должен преподавать Святые Дары рукой без использования лжицы, не касаясь уст причащающегося. Если при причащении случится дотронуться до уст причащающегося, священник должен вновь обработать руки спиртом либо дезинфицирующим раствором. Причастникам рекомендовано принести с собой бутылочку с водой или пользоваться бумажным стаканчиком для запивки. Причащение престарелых прихожан и неинфекционных больных будет осуществляться по приложенным к данному указу рекомендациям. В завершение богослужения вместо целования креста священники будут осенять крестом все стороны света. Во время общественных богослужений обязательно будет вестись фотофиксация, чтобы на фотографиях было видно соблюдение всех мер безопасности. Отпевания будут совершаться на прихрамовой территории или на кладбище также с соблюдением всех норм безопасности. Правящим архиереем рекомендовано отложить совершение таинств Крещения и других таинств и треб на месяц в связи с тем, что распространенной практикой является присутствие крестных и гостей из других регионов. Но, если это необходимо, совершать таинства и требы внутри храма в присутствии не более пяти человек со строгим соблюдением всех санитарных предписаний. Достигнута также договоренность с Роспотребнадзором о посещении мирянами храмов и церковных лавок исключительно во внебогослужебное время с 25 мая 2020 года при условии соблюдения всех необходимых санитарных норм и предписаний. Органами Роспотребнадзора Псковская митрополия поставлена в известность, что соблюдение санитарных норм в храмах будет контролироваться. В случае нарушения предписаний храм будет закрыт санитарными службами.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

II. «Считаешь ли первым и главнейшим делом спасение душ, вверенных твоему духовному водительству?“ III. «Охраняешь ли своих прихожан от угрожающих им разных ересей и расколов, а также и от суеверий и других лжеумствований, и не уклонился ли кто из них от православной Церкви или от пути спасения вследствие твоего нерадения, по невниманию или корыстолюбию?“ IV. «Стараешься ли обращать на путь истины заблуждающих, вразумлять и наставлять их?“ V. «По твоему нерадению не коснеет ли кто из твоих прихожан в неведении истин веры и незнании своих религиозных обязанностей?“ VI. «Все ли твои прихожане знают необходимые молитвы, главные догматы и заповеди учения христианского?“ VII. «Наставляешь ли ты по мере сил своих и знания своих прихожан во дни воскресные и праздничные, и произносишь ли церковные поучения?“ VIII. «Занимаешься ли сам чтением св. Писания и других благочестивых книг духовных? И не имеешь ли пристрастия к чтению книг исключительно светских, особенно питающих только пустое любопытство и развращающих сердце, ум или воображение?“ IX. «Всегда ли совершаешь богослужение и Таинства с должным тщанием и благоговением?“ X. «Не делаешь ли при этом каких-либо произвольных изменений, сокращений?“ XI. «Не совершал ли какого-либо священнослужения в нетрезвом виде, и если совершал, то какое именно?“ XII. «Всегда ли исполняешь молитвенное правило, полагаемое пред совершением литургии, читаешь ли вполне и внимательно узаконенные молитвы пред Причащением?“ XIII. «Не случалось ли кому служить литургии, не спавши целую ночь, вследствие участия в играх или в пирушках, или не служил ли кто напившись воды или наевшись после 12 часов ночи?“ XIV. «Не тяготишься ли исполнением какого-либо Таинства  или богослужения, и в особенности исповедью кающихся, и от твоего нерадения или лености не умер ли кто из больных без исповеди и Св. Таин причастия, или из младенцев без Св. Крещения?“ XV. «Не притеснял ли прихожан при исправлении треб церковных, особенно за исповедь и Причащение Св. Таин, вымогательством платы от них, и не отказывался ли безмездно исполнять требы бедным, и не могущим платить тебе за труды твои? Не отказывался ли хоронить бедных умерших без платы?“

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Не имея законных совершителей таинств – священников, беспоповцы видоизменили и самое учение о таинствах. По их учению, все таинства по своей важности для спасения разделяются на нужно потребные, каковы: крещение, покаяние и причащение, и просто потребные, каковы все остальные. Первые два таинства: крещение и исповедь, по нужде, могут совершать миряне; причащение можно заменить огнепальным желанием и вообще причащением духовным, или же совсем обойтись без него, а остальные таинства, по нужде, могут и не совершаться. Согласно с таким учением, беспоповцы крещение и исповедь, а некоторые и брак, предоставляют совершать мирянам, остальных же таинств не совершают 48 . Богослужение беспоповцев. За неимением священников, церковные службы совершаются у беспоповцев мирянами, наставниками или наставницами, и носят своеобразный характер. Перед началом каждой службы полагается семипоклонный начал: «Боже, милостив буди мне грешному» (поклон); «Создавый мя, Господи, помилуй мя» (поклон); «Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя (поклон земной); «Достойно есть» (поклон до земли); «Слава и ныне, Господи, помилуй, (дважды), «Господи, благослови» (с тремя поклонами). После начала, вместо иерейского возгласа: «Благословен Бог наш», старший в собрании говорит: «За молитв святых отец наших Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас»: после «Отче наш», вместо иерейского возгласа: «Яко Твое есть царство».., старший говорит молитву Исусову: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас»; вместо ектений поётся «Господи, помилуй», вместо иерейского возгласа – «Слава и ныне». На отпусте, вместо «Христос истинный Бог наш», говорится в просительном виде: «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистые Ти Матере, помилуй и спаси нас (вместо: «помилует и спасет нас»), яко благ и человеколюбец». Прочее в службах идёт по обычаю. С такими особенностями и с соблюдением всех подробностей богослужебного устава беспоповцы совершают навечерницу, утреню, часы и разные требы. Во главе беспоповщинских общин стоят наставники, «благословенные отцы»: они распоряжаются на собраниях при богослужении и отправляют церковные службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010