протоиерей Ростислав Лозинский Глава 3. Совершение частного богослужения (требы) «И ныне Христос действует! И ныне Дух Святой совершает Спасительные знамения в Христианских Таинствах». Епископ Игнатий (Брянченинов) т. 4. стр. 276–277. 1. Задачи частного душепопечения Господь Иисус Христос для Церкви власть низводить Святого Духа на верующих в совершаемых пастырями таинствах. Пятидесятница некогда совершившаяся над ликом апостольским в Иерусалиме, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, через иерархию. Церковь установила седьмеричное число таинств, но в церковной практике количество тайнодействий значительно больше, нежели семь. Так, Церковь имеет различные чины и молитвы освящения (например, храма, святой воды, особенно в день Богоявления, икон, крестов, плодов, всякой вещи и другое) в которых при молитве священнослужителей и соблюдении определенной внешней формы низводится божественное освящение и Благодать Святого Духа. Литургическое служение священника по своему объему очень обширно и обнимает, как служение в храме, так и вне его. Священнослужитель всегда является сосудом и орудием Божественной Благодати, даруемой на освящение человеческого рода. Совершение треб для верующих есть продолжение того богослужения, которое совершалось для всей приходящей общины. Частное богослужение можно назвать малым служением (или микро-служение). Оно по своему объему является более кратким, сокращенным вариантом основных церковных служб (например, молебен построен по плану утрени, а панихида, особенно парастас – всенощной), совершается для меньшего числа людей. Конечная цель всякого богослужения, совершаемого для всей общины или для одного ее члена, одна – спасение человека. Пути же к достижению поставленной цели много различны. Общественное богослужение, наиболее полно выраженное литургией, обычно совершается в храме, в этой соборной службе принимает участие (активное или пассивное) вся приходская община. Частное богослужение удовлетворяет религиозную потребность (отсюда название треба) отдельных прихожан (например, крещение или венчание) или известной группы верующих (например, служение молебнов, освящение воды).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Н.И. Державин Обряды Всю церковную жизнь, связанную с богослужением, можно разделить на Таинства и обряды. О Таинствах мы говорили в предыдущей главе. Но бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или просьбам христиан, так называемые требы (или частные богослужения – прим. ред.). Они существуют почти на все случаи жизни: от Крещения младенца до погребения усопшего. Самые распространенные требы или, как их еще называют, обряды, это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома, машины, всякой вещи. Молебны Молебны бывают просительными и благодарственными. Всякое дело принято начинать с молитвы. А если человек начинает что-то особенно для себя важное, то лучше отслужить в Церкви просительный молебен и испросить Божия благословения и помощи в предстоящем деле. Просительный молебен можно также заказать о болящих, путешествующих, заключенных... Благодарственные молебны верующие заказывают, когда хотят поблагодарить Бога за Его помощь. Бывают молебны, которые служатся не по просьбе одного человека, а для всех. Например, благодарственные молебны по случаю храмового праздника, на Новый год или перед началом учебного года. Просительные молебны служат во время стихийных бедствий, эпидемий, войн. Иногда такие молебны бывают с крестными ходами и водосвятием. Акафисты В переводе с греческого слово «акафист» означает «неседальное пение», то есть та часть богослужения, во время которой нельзя сидеть. В древности акафистом называлось большое поэтическое произведение, посвященное Божией Матери. Сейчас этот акафист Божией Матери читают в пятницу на пятой неделе Великого поста. Называется он «Похвала Богородицы» или просто «Акафист». Впоследствии словом «акафист» стали называть богослужебные поэтические произведения. Тексты акафистов очень красивы. Обычно в них прославляется и восхваляется то событие или лицо, которому посвящен акафист. Состоят акафисты из тринадцати кондаков 51 и двенадцати икосов 52 , чередующихся с припевами, которые, как правило, начинаются словами: Радуйся... (например: Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Часть 5 1. Частные Богослужения Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова». К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за – божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи. В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах – всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни. Все эти чинопоследования изложены в Требнике приблизительно в таком порядке, в каком является в них потребность в жизни христианина, начиная от его рождения: поэтому и мы в таком же порядке и будем их рассматривать. 2. Требник, часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Учение о православном богослужении Православным богослужением называется служение (служба) Богу, состоящее из чтения молитв, песнопений и священнодействий (обрядов), совершаемое по преимуществу в храме законно поставленными для того священными лицами (пастырями) по установленному Св. Православной Церковью чину или порядку, изложенному в богослужебных книгах. Одни церковные службы (вечерня, утреня, часы, Литургия и др.) совершаются повседневно (ежедневно). Другие же (таинства, молебны, панихиды, освящение воды и проч.) совершаются только по временам, по требованию в разных случаях верующих, и называются требами. Таинства, установленные Самим Господом Иисусом Христом и переданные, по Его наставлению, апостолами для спасения всех верующих, и повседневные службы относятся к общественному богослужению. Остальные же требы, не имеющие обязательного характера для всех верующих, относятся к частному богослужению. Богослужение началось на земле со времен первых людей, которые, будучи еще в невинном состоянии в раю, служили Богу, прославляя Его премудрость, благость, всемогущество и другие Божии совершенства, явленные в сотворении мира и попечении (промысле) о нем. После же своего грехопадения первые люди еще более должны были молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. Но это богослужение носило частный характер: тогда не было ни святых храмов, ни священных лиц; люди приносили Богу жертву, где хотели, и молились такими словами (молитвами), какие подсказывало им собственное чувство и настроение. Общественный (церковный) характер богослужение получило при Моисее, который, по повелению Божию, устроил скинию (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), избрал священников и левитов, определил жертвы в разных случаях и установил праздники (Пасху, Пятидесятницу, Новый год, день очищения и др.). Господь Иисус Христос во время Своей земной жизни часто посещал ветхозаветный иерусалимский храм, как место особенного, благодатного, присутствия Божия, заботился о порядке в нем и проповедовал в нем, так же поступали и святые апостолы, пока не было воздвигнуто открытое гонение на христиан со стороны иудеев.

http://zavet.ru/a/rss_1265282241.html

Лекции по Литургике ВВЕДЕНИЕ Литургика как наука. Понятие, предмет изучения, задача литургики Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова «литургия», что в переводе с греческого языка означает «общественное дело», «общественная служба». В древние времена слово «литургия» употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, то есть всего богослужения или отдельных его видов. Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а Святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном. Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том смысле и виде, как их понимает и совершает Православная Церковь. Задача литургики состоит в том, чтобы: 1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели Древней Церкви; 2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных чинопоследований и обрядов, их сущность и истинный смысл; 3) и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности, храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.). В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (службы суточного круга, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Собор в честь Святой Живоначальной Троицы: Сегодня Собор последние 18 лет возрождается. Троицкий Измайловский собор – возрождается Сложно себе представить масштаб работ, которые необходимо провести, чтобы вернуть собор к былой славе и благолепию. Лишь несколько цифр: – Площадь окон барабана главного купола составляет 1800 кв. метров. Представим себе, сколько стекол требуется для остекления окон только одного купола… – В соборе более 5 километров проводов электрической проводки. – Его строили 2000 человек, сегодня восстанавливают 30… …В Собор потянулись прихожане сразу после его открытия. Сначала людей было очень мало. Это понятно: отсутствие всяких удобств, холод и сырость, даже в летний день… Но постепенно храм стал наполняться молящимися. 2002 год. Мороз и солнце… Тогда еще в Петербурге были холодные и снежные зимы… Конечно, самым главным делом в Свято-Троицком соборе, как и в любом храме, является дело совершения Божественной службы. В Соборе ежедневно, с 10 часов утра, совершаются Божественная литургия и все положенные службы. Совершаются и требы: Таинство Святого Крещения, Таинство Браковенчания, Таинство Соборования, отпевание почивших, панихиды и молебны. Осень 2007 года. Раннее утро. Люди только просыпаются, а в соборе идет круглосуточная реставрационная работа. В течение дня в Соборе постоянно находится священник, с которым можно побеседовать или попросить о молитве. Воскресные и праздничные богослужения проходят при большом стечении молящихся. В соборе прекрасный хор. Пасха 2008 года. Отец настоятель зажигает свечи молящихся от Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Освящение пасхальных яств накануне Пасхи. В этот день в храм приходят несколько тысяч человек. Освящение совершается без перерыва с 8 утра до 23 часов. Священник собора совершает Проскомидию. Вынимает частицы о здравии и упокоении из просфор. Свято-Троицкий Измайловский Собор ведет активную работу и за пределами

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-che...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 24 1926 г. – Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (союза) 36 I. Общие положения Ст. 1. Эстонская Апостольско-Православная Церковь , признающая своим Главой Господа Иисуса Христа, – союз всех находящихся в границах Эстонской Республики апостольско-православных приходов (религиозных общин), а также независимое, самоуправляемое учреждение с правами юридического лица и, как часть вселенской апостольско-православной Церкви, состоит в братских отношениях со всеми другими апостольско-православными Церквами. Ст. 2. Эстонская Апостольско-Православная Церковь является во всей своей полноте народной Церковью, ее члены – все находящиеся в Эстонии апостольско-православные приходы, которые принимают цели Церкви, основы вероучения и обязательные вероисповедные требы и объединяются в союз. Ст. 3. Цель Церкви – объединение приходов в истинной и живой вере в Бога посредством Слова Божия, богослужений, молитв, таинств и других вероисповедных треб, христианского просвещения, церковных законов и порядка, чтобы сообща продвигаться в трудах по спасению душ, просвещению духа и сердец, христианской морали и благотворительности, и в удовлетворении нужд Церкви и приходов. Ст. 4. В основе учения и деятельности Церкви лежат Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), Священное Предание, основы учения (догматы) вселенской апостольско-православной Церкви, установления (каноны) святых апостолов, Вселенских Соборов Церкви, святых отцов и местные церковные законодательства. Ст. 5. Для удовлетворения религиозных и молитвенных потребностей верующих в Церкви имеются следующие обязательные религиозные чинопоследования: общественные богослужения – утреня, вечерня и обедня (литургия), таинства: крещение, брак (венчание), миропомазание, причащение, исповедь, рукоположение священства, елеосвящение, разнообразные молебны, погребение усопших и панихиды об их упокоении. Во время богослужений в предусмотренных церковным законодательством случаях звонят в церковные колокола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади. Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры. Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года. В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Предстоит воссоздание внутреннего убранства церкви. В храме будут совершаться богослужения и венчания (в монастыре таинство брака не совершается).

http://sobory.ru/article/?object=05274

III. Брак и евхаристия Мы входим в сокровенную область духовной жизни, чуждую и непонятную большинству современных людей; но если мы хотим строить свою жизнь и семью на духовных началах, то нужно с осторожностью и терпением углубляться в эту область и осваивать ее, желательно – под руководством духовника. Язык духовных понятий и символов чужд и непонятен светскому обществу подобно тому, как ученику младших классов непонятны категории и символы высшей математики. Последние постигаются рационалистически развитым умом, а духовные категории – чистотою сердца, духом и любовью. Если следующие страницы кому-то покажутся трудными, он может пропустить настоящий очерк и при желании вернуться к нему позже. Этот очерк – не для тех, кто венчался ради моды и видит в венчании лишь красивый и торжественный обряд, а не сокровенное благодатное таинство Святой Церкви. В глубокой древности не было отдельного чина венчания как частного богослужения, или требы. Бракосочетание совершалось на литургии как часть общецерковной службы и завершалось причащением Святых Даров, ибо, как писал Симеон Солунский : «...завершением всякого священнодействия и печатью всякого божественного таинства является Святое Причащение». В этом таинстве таинств, по мысли древней Церкви, получают завершение и все остальные христианские таинства. Принятием Св. Даров завершалось на специальных «Крещальных Литургиях» и крещение. Воспоминанием этого является пение «елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» 16 в некоторые праздники вместо обычного «Трисвятого». На Литургии и ныне совершается хиротония (рукоположение) во диакона, священника и епископа. В «Послании к жене» Тертуллиан (II в.) писал, что «брак согласовывается с церковью», «знаменуется благословением», «написуется ангелами на небеси» и закрепляется Приношением, то есть Евхаристией 17 . Бракосочетание происходило на Литургии оглашенных и завершалось, как можно полагать, на Литургии верных причащением новобрачных от единой чаши: он – «во имя Отца», она – «во имя Отца», он – «во имя Сына», она – «во имя Сына», он – «во имя Святого Духа», она – «во имя Святого Духа», – причащались совместно друг за другом как единая тварь, единая плоть, как вновь созданная домашняя церковь . Священники причащаются из чаши трижды; при совместном богослужении – последовательно друг за другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010