Когда при совершении Богослужения, Таинства или какой-либо требы почувствуешь в сердце упорное неверие или окамененное нечувствие 33 сердца к тому, что говорится в них, тесноту и трудность в произношении молитв, скажи тогда от всего сердца и в сердце: Господи, претвори меня из гордого фарисея в смиренного мытаря и даруй мне помолиться с мытаревым расположением и сокрушением сердца (См.: Лк.18:10–14 )! – И поверь, что неверие и бесчувствие пройдут и ты ощутишь вскоре в сердце своем блаженное смирение, живую веру и сладкое умиление: выйдешь на сердечную свободу, успокоишься и возрадуешься и возблагодаришь Господа, творящего дивная со смиренными рабами Своими. Да, Господь всегда призирает на смирение рабов Своих (Ср.: Лк.1:48 ), дает им благодать Свою, а гордым противится ( Иак.4:6 ; Притч.3:34 ). О, тяжко гордым противу рожна прати ( Деян.9:5 ). – Все дела и вся жизнь гордых есть тяжкий, невыносимый труд, потому что им в каждую минуту противится Вседержитель. Надейся, да и сам тщательно борись с помыслами и страстями. Не обращать внимания на боязнь и диавольское расслабление сердца в деле Божием, но, крепясь верою и упованием на Господа, бодро продолжать его. Не унывать ни в каких скорбных обстоятельствах, но всегда, не уклонясь взирая ко Господу, надеяться на Него. На молитве твердо всегда верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть вещию, делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лк.1:37 ). А прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем ( 1Кор.6:17 ). Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему ( Мк.9:23 ). – Береги слово: драгоценно слово – за всяко слово праздное люди дадут ответ в день Судный ( Мф.12:36 ). Помни, что в самом слове заключается и возможность дела: только веру твердую надо иметь в силу слова, в его творческую способность. У Господа – неразлучно с словом дело; ни одно слово к Нему не возвратилось изнемогшим (Ср.: Ис.55:11 ): не изнеможет у Бога всяк глагол ( Лк.1:37 ). Так и у нас должно быть, ибо мы – образы Слова, и Слово приискренне соединилось (Ср.: Евр.2:14 ) с нами чрез воплощение, обожив нас, приняв в причастие Божественнаго естества (Ср.: 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вот приблизилась заветная полночь! Я желал насладиться ей во всем ее величии, внешнем и духовном, и поспешил в Кремль. Вместе с бывшим владетельным князем сербским Михаилом, который посетил древнюю столицу нашу с той же церковной целью и утешался в ней торжеством Православия, мы взошли на балкон малого дворца, чтобы оттоле окинуть взорами все Замоскворечье. Картина эта была достойна изумления. Багровая луна, только что поднявшаяся из-за небосклона, висела как облако на юго-восточной башне Кремля, слабо освещая обширную панораму, которая развивалась перед нами; в сумраке нельзя было ясно различить предметов, но темные бойницы обозначали Кремлевскую ограду. На бесчисленных колокольнях Замоскворечья начинали мало-помалу загораться огни, знаменовавшие светлое торжество; на каждой из них, даже до дальней колокольни Симонова, сияли сии пасхальные венчики, своенравно рассеянные в воздухе по разнообразной высоте башен. С того возвышения, где мы стояли, глаза наши разбегались во все стороны, и нельзя было определить, какая собственно стихия колебалась перед нами в сумраке, вся проникнутая яркими огнями. Казалось, еще тысячи звезд зажглись в воздухе, и только багровый огонь отличал их от небесного света настоящих светил. Посреди таинственной тишины сей многоглагольной ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста, – вещий, как бы зов архангельской требы, возглашающей общее воскресение; но теперь она возвещала только восстание одного Божественного Мертвеца, Который попрал смертью смерть. И вот при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всей столицей; она была объята сим торжественным звоном, как бы некоей ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо – и не могло насытиться сей дивной гармонией будто бы иного, надоблачного мира; смотрело око – и не могло наглядеться на зрелище священных огней, горевших на небе, а сердце человека не могло вместить в себя всей духовной радости – примирения неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Папа обвенчал дочь сотрудника Ватикана 19.07.2016 02:03 Версия для печати Ватикан, 19 июля, I.MEDIA/Благовест-инфо. Папа Римский Франциск совершил венчание молодых супругов в часовне Дома св. Марты в Ватикане. Таинство было совершено еще 9 июля, однако широко известно об этом стало неделю спустя – после того, как папский церемониймейстер монс. Гвидо Марини публиковал информацию о венчании в своем твиттере. На странице Марини в социальной сети размещены три фотографии: на первой молодые обмениваются кольцами, на второй Папа читает проповедь, а на третьей – делает запись в книге регистраций. Как сообщил итальянский сайт Ondanews.it , невеста по имени Паулина – дочь одного из служащих Ватикана. Имя и фамилия жениха – Теодоро Пишоттани. Совершение Папой частной требы – крайне редкое событие. Около года назад в этой же часовне понтифик крестил детей своих старых знакомых из Аргентины. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Венчание брака – довольно обширный церковный чин, и хотя священник должен читать слова молитв ясно и вразумительно, все равно, сплошь и рядом, их смысл не вполне доходит до молодоженов. Им в эту минуту бывает и не до того, чтобы вслушиваться и вдумываться в глубины церковнославянской речи… А жаль. Поэтому очень советую всем вам: перед свадьбою познакомьтесь поподробнее с чином венчания. Издано много книг и брошюр для молодоженов и просто интересующихся православным богослужением, с описаниями Таинства, с текстами и объяснениями молитв. Есть они и в Интернете. А в крайнем случае вам подойдет книга под названием «Требник»: в ней содержатся службы, совершаемые по просьбе прихожан (требы), в том числе и чин венчания. Польза для вас от такого знакомства будет огромной. Вы не только подготовитесь к самому Таинству венчания, но и избавитесь от всяческих суеверий и предрассудков, которые гуляют у нас в околоцерковной среде, как вирусы гриппа в детском саду, отравляя верующим людям праздник и причиняя им массу неприятностей в дальнейшем. Чин бракосочетания состоит из двух неравных частей: обручения и собственно венчания. В прошлом, да иной раз и в наше время, обручение, то есть торжественное соглашение о предстоящем браке и обмен кольцами между женихом и невестой, совершалось заранее; но все же, как правило, сегодня венчание следует тотчас же вслед за обручением. Начинается венчание с диалога, который ведет священник с женихом и невестой: надо выяснить и провозгласить перед лицом всех собравшихся, что выполнены главнейшие, необходимые условия бракосочетания. Он не спрашивает: «Есть ли у вас квартира?… Автомобиль?… Окончили ли институт?… Какие у вас доходы?…» (о чем иной раз так усердно заботятся наивные молодожены), даже не спрашивает о степени горячности взаимного чувства… Священник задает всего два вопроса каждому: «Имеешь ли свободное и твердое намерение стать мужем (женою) той (того), кого ты видишь здесь перед собою?» и «Не связан(а) ли обещанием брака с кем-нибудь другим?» Получив надлежащий ответ, он поворачивается лицом к алтарю и начинает священнодействие.

http://azbyka.ru/semya/chtob-zhizn-prozh...

Верю, что люди вернутся Свердловская область: — Прихожан сейчас буквально несколько человек. Один, два, три, может, пять. И, в основном, не постоянные. На отпевание, бывает, заходят люди, но значительно меньше, чем до этой ситуации. Сейчас стало в порядке вещей, что на отпевании один-два родственника присутствуют. Утренние службы в будние дни вообще проходят без прихожан. В праздник бывает десяток человек. На порядок меньше, чем раньше. Служба совершается только клириками, причем тоже в усеченном варианте: один священнослужитель, один певчий, один сотрудник, который занимается свечами. Скромные богослужения стали, скажем так. Это сказывается, конечно, на пожертвованиях, на том, как мы сможем оплатить коммунальные услуги. Возможно, это очень сложно будет сделать. Очевидно, что как и для всех, так и для нас, это все будет очень непросто. Сокращений в штате нет, все работают в своем порядке. Но у нас и штат небольшой: приход городской, не слишком большой. В период карантина стала очень активна группа во «ВКонтакте», количество подписчиков  и просмотров заметно увеличилось. Там и фотографии публикуются, и онлайн-трансляции идут, и онлайн-пожертвования: можно подать записки, например. Люди этим пользуются благодарят, особенно за онлайн-трансляции. В субботу у нас была трансляция акафиста, на Благовещение тоже была. Даже бабушки активно пользуются интернетом. У нас каждый раз публикуют расписание служб. Недавно мы на несколько дней позже выложили график на апрель, и уже бабушки спрашивали: «Когда что будет? Почему нет графика?». Активно интересуются. А так, в общем, все замерло, во всех отношениях. Те же требы, крещения, причастия на дому — всего стало гораздо меньше. Видимо, переживают все. Бабушки очень послушные, стараются не приходить. Но кто-то, конечно, приходит, мы никого не выгоняем. Стараемся соблюдать все санитарные нормы, как предписано Патриархом и Священным Синодом. Исполняем свой пастырский долг и никого не можем оставить без Таинств, если человек сам пришел.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

- всем сотрудникам храмов и волонтерам, взаимодействующим с прихожанами, носить маски и перчатки; - священнослужителям, сотрудникам и волонтерам нужно обрабатывать руки либо перчатки антисептиком не реже, чем раз в два часа, а также перед каждым взаимодействием с просфорами, хлебами для литии и антидором; - строго соблюдать режим проветривания храма, его уборки и обработки дезинфицирующими растворами икон и иных предметов церковного убранства; - разместить на видном месте при входе в храм плакаты, напоминающие о правилах профилактики, которым должны следовать прихожане во время пребывания в храме; - все таинства и требы совершать в соответствии с " Инструкцией настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции " , утвержденной решением Священного Синода от 17 марта 2020 года (журнал 30);  - при недомогании и любых признаках ОРВИ священнослужители, церковнослужители и сотрудники приходов должны немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и, оставаясь дома, обратиться за медицинской помощью;  - настоятелям (игуменам, игумениям) необходимо организовать обязательные регулярные замеры температуры в течение дня у клириков, насельников и насельниц обителей, а также у сотрудников храмов. Неуклонное следование указанным рекомендациям позволит снизить число заболевших среди священнослужителей и прихожан и даст возможность продолжить проведение богослужений в обычном режиме. Со времени начала распространения коронавирусной инфекции многие клирики несут пастырское попечение о заболевших. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 августа 2020 года (журнал 45) предложено епархиальным архиереям ходатайствовать перед Святейшим Патриархом о награждении наиболее отличившихся священнослужителей общецерковной наградой - медалью " Патриаршая благодарность " . Предлагаю участникам заседания подать ходатайства со списками предлагаемых к награждению клириков на мое имя от епархиальных отделов и благочиний.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-na-z...

Свеча — это форма пожертвования на храм. Раньше, когда люди жили натуральным хозяйством, они приносили в храм плоды своего труда — муку для просфор, масло для лампад, свечи, изготовленные в домашних условиях. Сейчас для современных горожан это невозможно, но мы можем проявить наше участие в жизни храма, оплатив свечи, которые в храме уже есть. Когда мы не приобретаем свечу в храме, но приносим откуда-то со стороны, свеча перестает быть нашим даром и нашим участием в богослужении. Поэтому лучше так не делать. Sun, 27 Mar 2011 17:25:04 GMT А если свечи приобретены в Иерусалиме, то тогда является ли свеча дором для храма? Tue, 29 Mar 2011 20:31:25 GMT Без темы Елене: Думаю, здесь бухгалтерский подход неуместен, не столько важно где, сколько по каким мотивам и как часто. Один раз купленная свеча в паломнической поездке вряд ли должна беспокоить совесть. И вообще стоит ли над этим задумываться? Вот если это человек делает регулярно и покупает в другом месте чтобы сэкономить... А так свечу и дома можно зажечь :) Tue, 26 Jul 2011 11:43:56 GMT о покупке свечей в другом месте Насчет покупки свечей в другом храме... Живу в Баку. Свечи у нас дороже, чем где-либо вообще. Например, свечи для домашней молитвы, которые покупала в центре Москвы, стоят 2,5 доллара, у нас в городе те же свечи - в пятнадцать! раз дороже . Продают в основном свечи парафиновые. А я хочу ставить восковые. Но они по цене не по карману большинству прихожан. У нас тоже вышел конфликт с работниками церкви, и они угрожали, что выкинут! мои свечи, если я поставлю те, которые куплены не в их храме (храме Жен-Мироносиц). У меня есть свечи из Дивеево, я хочу поставить их. Мое право, я считаю и мой выбор. НИКТО из работников не вправе вымогать у меня или требовать деньги на требы или на свечи. Свобода выбора остается за самим человеком. А храму я могу помочь и помогаю иным образом. Я могу привлечь своих знакомых, спонсоров и помочь деньгами в сумме, которая в сотни раз превышает стоимость свечей. Помогаю храму и по-другому. Но такое отношение церковных работников напрочь отсекает желание помогать именно этой церкви. Я понимаю, мы приходим в храм к Богу, но уходим то из-за людей. И когда приходим, тоже встречаемся с людьми. Все таинства исполняются священниками и дьяконами - тоже людьми.

http://zavet.ru/a/rss_1289992358.html

Свечи, в отличие от Таинств, не являются (вопреки тому, что думает об этом большинство людей) необходимой принадлежностью христианской религии, следовательно, у кого нет возможности купить даже самую маленькую и дешёвую свечу (что, вообще-то, очень маловероятно),  тот ничего не теряет; а если он восполнит невозможность «поставить свечку» искренней сердечной молитвой, то даже и приобретает. 116. Чем является распространение предметов религиозного назначения в церковной лавке – торговлей, пожертвованием или чем-то иным? Смотря какие предметы. Таинства и требы категорически не должны быть предметом торговли, об этом мы сказали в предыдущем ответе. Свечи по своему назначению есть именно пожертвование; некоторое смущение здесь может быть в фиксированной цене на свечи, но это объясняется экономическими соображениями. С книгами сложнее. Есть ряд книг – Новый Завет, объяснение богослужения, катехизическая литература – которые, на мой взгляд, должны распространяться бесплатно. Прочие же книги, а также всякие ювелирные крестики и проч. есть именно предмет торговли, ибо в храме служат не бесплотные ангелы, а живые люди, да как правило имеющие большие семьи, и им тоже нужно что-то кушать, где-то жить и т.д., – чему и служит доход, получаемый от церковной лавки. 117. Можно ли поминать не православные имена в православном храме? (Размик, Рафик, Артур, Алик, Ара, Сироб, Сирануш и т.д.) если эти люди утверждают, что их крестили в православном храме, либо они свои православные имена позабыли. Молиться и поминать можно всех людей, даже и вовсе не крещённых. Другое дело – что здесь понимается под «поминанием». Обычно тут разумеется написание записок, которые подменяют для очень многих людей молитву и являются чуть ли не главным в церковной жизни. Церковная записка предполагает, что мы не просто перечислили в ней ряд имён и, заплатив какую-то сумму, отдали её за ящик, думая при этом, что сам факт написания записки что-то там на Небе в отношении этих людей «делает». Нет, смысл записки совсем в другом – прежде всего в нашей сердечной молитве за тех людей, которых мы поминаем, и в укреплении нашей личной молитвы соборной, церковной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

Отдельно в двух сосудах (например, стаканчики) приготовить елей и вино, Требник, свечи и полотенце для вытирания рук. Можно сразу приготовить теплоту для запивания после Причащения. Священник облачается в светлые епитрахиль, поручи и фелонь. Указанное в Требнике каждение на практике не совершается. Молебное пение (и исповедь) Обычное начало молитв: Возглас, Трисвятое по Отче наш, тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». (Если елеопомазуемый не исповедовался, то в это время следует прочитать молитвы исповеди и провести Таинство покаяния). Канон: ирмосы поются, тропари читать с припевами: «Много милостивее Господи, услыши нас грешных молящихся Тебе» или «Многомилостиве Господи», помилуй и исцели страждущего раба Твоего». Катавасия: «Восстави от болезни раба Твоего, Милостивее, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю всех Господу Иисусу», Освещение елея Зажигаются свечи в руках и над «кандилом». Великая ектенья с особыми прошениями. Священник вливает в пустое «кандило» елей и вино. Чтение «молитвы елея» над «кандилом». Пение тропарей, прокимен, Апостол, Евангелие и молитва (некоторые священники при чтении Евангелия обращаются лицом к болящему, это допустимо, но только не надо возлагать св. Книгу на голову больного или давать ему ее целовать). Помазание больного. Произнося наизусть молитву «Отче наш», священник помазывает крестообразно чело (лоб), ноздри – 2 помазания, ланиты (щеки – 2 помазания), уста (рот), перси (грудь) и кисти рук с обеих сторон (т.е. ладонь и тыльную сторону кисти – 4 помазания). Всего над болящим совершается 11 помазаний. Если помазуемых много, то во время помазания хорошо всем петь: «Услыши ны, Господи, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святой». (Очень часто соборующиеся просят священника помазать еще какие-либо части тела, например – ноги, уши. Этого делать не следует). Далее следует еще шесть прокименов, Апостолов, Евангелий, молитв и шесть помазований елеем тех же частей тела. После последнего 7-го Евангелия и последующей за ним молитвы, священник раскрывает св. Евангелие и, возложив его «письменами» на голову больного, читает «разрешительную молитву», «Царю небесный». При совершении елеопомазания несколькими священниками предстоятель не возлагает руки на Евангелие, которое раскрытым держат над головой больного сослужащие священники. Возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Толковый псаломщик дает вовремя указания восприемникам, кому следует, когда держать ребенка, когда приготовить рубашечки, крестики, зажжет и погасит свечи, польет воду на губку и прочее. По установившемуся обычаю мальчиков до погружения в воду держит на руках крестная мать, а затем священник кладет на руки крестному отцу. С девочкой поступают наоборот. Священнику необходимо иметь на крестинах помощника и научить его без суеты, но быстро, толково и вежливо давать соответствующие указания принесшим младенца. Дидактический элемент при совершении таинств крещение и миропомазания Слова Христа, обращенные к апостолам: «идите, научите... ( Мф.28:19 ) и крестите», должны достаточно категорично и императивно звучать и в ушах современного священника, совершающего крещение. Крестить, имея перед глазами Требник, сможет каждый священник, а вот научить… Об этом не всегда и не все задумываются. Научить! Чему можно научить в те немногие, напряженные до предела минуты, отведенные священнику для совершения таинства? Хотя бы немного, иначе не будет должного согласования, но сказать несколько фраз в пояснении священно-служения безусловно необходимо: 1 . Перед началом крещения или в конце его необходимо объяснить обязанности, значение и ответственность восприемников, как духовных родителей крещаемого младенца. Для примера можно привести «слово», с которым священник обращается к присутствующим при крещении: «Поздравляю вас с тем, что дети ваши крещенные, а вы теперь будете называться крестным отцом и крестной матерью. Сегодня вы держали крестников на своих руках, но не подумайте, что на этом ваши обязанности закончились. Нет, они только начались. На вашу ответственность даются эти дети – вы поручились за них, что они будут воспитаны честными, добрыми, верующими людьми. Для того, чтобы воспитать младенцев правильно, вы, родители и крестные, должны быть сами хорошими и подавать по всем добрый пример. Подрастут дети и пойдут в школу, следите, какие у них друзья, товарищи, как они учатся. Вовремя сказанное слово много значит. Помните, что вам перед Богом отвечать, если дети пойдут по неправильному пути. Желаю вам, чтобы дети ваши были здоровыми и добрыми, а вы хорошими крестными отцами и матерями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010