Права и обязанности приходского священника Священник, естественно, является центральной личностью как в причте, так и в приходе. Остальные члены причта являются только как бы помощниками священника при богослужении и в делах церковного управления. Деятельность приходского священника ограничивается пространством его прихода и выражается в следующих правах и обязанностях: а) по отношению к богослужению, священник обязан в воскресенье и праздничные дни и сколько возможно часто бесплатно совершать общественные богослужения, совершать таинства и другие христианские требы, и частные службы в пределах своего прихода. По просьбе иноверцев священник обязан совершать требы, если нет соответствующего духовного лица, и проситель согласен принять условия, установленные для данного вида богослужения. б) По отношению к учению, приходский священник обязан проповедовать в воскресные и праздничные дни, в некоторых случаях, если может, говорить публичные речи религиозного содержания; может заводить училища и школы грамотности, не испрашивая на то разрешение; имеет право преподавать Закон Божий, а также наблюдать за его преподаванием и за религиозно-нравственным направлением населения в пределах прихода. В случае безуспешности проповеди , направленное против явлений жизни, противных нравственности или общегосударственным интересам, он обязан сообщать об этом своему начальству. в) По отношению к управлению прихожан, священник должен заботиться о благоустройстве прихода, об организации благотворительных учреждений, имеет право учреждать попечительства, братства, училища, богадельни и состоять непременным членом во всех этих учреждениях, управлять вместе с другими членами причта и с прихожанами (старостой и представителем прихода) имуществом прихода. Затем, приходский священник хранит священные вещи, церковное имущество, церковную печать и документы (в ризнице, но не на дому), принимает участие в выборе церковного старосты, ведет вместе с причтом и старостой отчетность в приходских суммах, ведомости (исповедные, клировые); наблюдает за поведением и исправностью членов причта, ведет летопись и ведомости (исповедные, клировые), а также и метрические книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В некоторых приходах сумма всего этого совокупного дохода бывает меньше, чем сумма расходов. В некоторых храмах это бывают примерно равные величины. Есть храмы — их меньшинство,— где доходная часть существенно превосходит расходную. Но таких храмов мало, и зачастую они становятся «донорами» для тех, в которых расходная часть превышает доходную. Таким образом происходит перераспределение средств и фактически, если брать доход по епархии в целом, в остатке ноль или чуть больше. Это «чуть больше» никогда не позволит ни крышу перекрыть, ни произвести капитальный ремонт фасада, ни установить новый иконостас. Все это может быть сделано только лишь на средства спонсоров или, если сказать по-русски, благотворителей. Вот, в общем, вкратце вся церковная экономика. Достаточно все скромно выглядит. — Понятие «пожертвование» подразумевает, что у человека есть выбор: платить или не платить за ту или иную, скажем, свечку. Однако в храмах есть определенный прейскурант, который вежливо называют «рекомендованной суммой пожертвования». Мы знаем, сколько стоят свечи, поминальные записки, их цена фиксирована. Значит, это все-таки не пожертвование? — Человек, входя в храм, не обязательно должен писать записку, ставить свечу, покупать книги: он может просто приходить в храм и молиться. Но если у него есть желание поставить свечку, разве можно игнорировать тот факт, что ее кто-то изготовил из воска, потратив на это время, и, естественно, что эта свечка попала в храм не каким-то воздушно-капельным путем, а ее этот храм приобрел. Она только таким образом в этом храме могла оказаться, потому что ничто из ничего не возникает. То же самое касается всего остального. — По поводу свечей, книг и икон понятно, это действительно предметы, на изготовление которых затрачен труд. Но многих смущает, что деньги берутся за крещение, венчание, отпевание. Людям кажется, что уж это — точно «святое», а за святое разве можно брать деньги? — Я настоятель двух храмов и не могу сказать, что без внимания отношусь к тому, что в них происходит. Я слежу за тем, как совершаются богослужения, как обращаются священники и сотрудники храма с людьми, в храм приходящими, как совершаются требы и таинства. И при этом, вот хоть убейте, не помню рекомендуемую сумму пожертвования за те или иные требы. Я не лукавлю, я говорю правду. Притом, что я регулярно узнаю, как обстоят дела в других храмах, понимаю, что в нашем храме суммы пожертвований должны соответствовать некоему общему уровню, и тем не менее я этого просто-напросто не помню.

http://pravmir.ru/masterskaya-grobov-na-...

б) дохода от церковно-причтовых земель, арендных статей и процентов с капиталов, назначенных на содержание причта; 2) из средств государственного казначейства: священник – 1200 руб. в год, штатный диакон городских соборов – 600 руб., псаломщик – 400 руб. При получении нормального оклада содержания причты совершают бесплатно обязательные требы, т. е. все таинства Православной Церкви, совершаемые в храме, а также напутствие рольных на дому и погребение. Кредиты на содержание вновь учреждаемых причтов должны испрашиваться в законодательном порядке. Членам причта назначается государственная пенсия в размере: священнику – 900 руб. диакону – 450 руб. псаломщику – 300 руб. Полная пенсия выдается за 35 лет, 2/3 – за 30 лет и 1/3 – за 20 лет церковного служения. 5 апреля 1913 г. в Государственную Думу были внесены сразу два законопроекта о реорганизации православного прихода и об изменении способа содержания православного духовенства. Первый проект 298 за подписью 34-х членов (Титов, Ефремов...) содержал следующие положения: I. Православный приход имеет своей задачей удовлетворение религиозно-нравственных потребностей своих членов, а также дела просвещения и благотворения. II. Органами его являются: а) общее собрание всех прихожан в возрасте не менее 21 года и б) избираемый собранием приходский совет с участием причта. III. Приход имеет права юридического лица и самообложения. IV. Распоряжение под контролем епископа всем церковным движимым и недвижимым имуществом как существующим, так и имеющим поступить приходу, за исключением: а) предметов церковного богослужения, на изменение или продажу которых необходимо особое каждый раз разрешение епархиального начальства; б) имущества, имеющего специальное назначение. V. Приход выдвигает кандидатов на священноцерковнослужительские должности в приходе. VI. Совершение обязательного богослужения, исполнение обязательных треб и выдача метрических выписей, предбрачных свидетельств и удостоверений о бытии у исповеди производится причтом бесплатно; прочие же требы – по установленному в законном порядке вознаграждению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Существование требы в качестве источника дохода священника, конечно, вело к профанации таинства. Не случайно, призывы настоятелей чаще обращать свои взоры к Богу, даже в храме вызывали реплики: «Молитесь чаще, нам прибыли больше» 71 . Как бы то ни было, в безокладном приходе рассчитывать на безбедное существование не приходилось. Пополнялся скудный бюджет и за счет кружечных, тарелочных и кошельковых сборов, во время богослужения. Во время общецерковных и храмовых (в честь местночтимых святых) «великих праздников» практиковалось «хождение по приходу» с крестом и святой водою – за это также полагалось вознаграждение. Полученные «медные деньги» распределялись между членами причта, причем священникам обычно полагалась большая часть. И, тем не менее, многие настоятели старались под любым предлогом отстранить дьякона или псаломщика от столь доходных мероприятий. Синоду постоянно приходилось разрешать споры и давать соответствующие указания 72 . Принято считать, что острота материальных проблем духовенства в значительной степени снималась за счет добровольных пожертвований прихожан. Однако «боголюбивые» жертвователи большую часть вклада, помещаемого в государственный банк «на вечные времена», обычно завещали на «помин души» – членам причта предназначались лишь проценты 73 . Государство откровенно «экономило» на вере. В дни крупных торжеств представители власти с пафосом возносили хвалу «легионам тружеников», несущим слово Господа «посреди пустынь, лесов и болот необъятной России, в великой нужде, в холоде, в голоде, в нищете и нередко обиде» 74 , а в будни о них словно забывали. Церковное реформаторство не случайно порой приобретало откровенно крохоборческую направленность: отдавать преимущество при поступлении в должность бездетным, назначать попами мирян-простолюдинов 75 . Возможные последствия слома привычного строя церковной жизни не смущали. Доходило до откровенного цинизма: иные чиновники предлагали священникам умерить потребности. На протяжении XIX в. правительство вроде бы пыталось перевести духовенство на казенное жалованье, плата за требы при этом переходила бы в церковную казну. В итоге государственное жалованье получили лишь немногие. В 1862 г. заплатили лишь 17 715 причтам (из 37 000) всего 3 727 987 руб., что в среднем составило 219 руб. на причт – эта ничтожная сумма скорее могла быть названа единовременным пособием 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 июля. Письмо обер-прокурору Св. Синода H. А. Протасову с заключением по прошению старообрядцев г. Спасска о дозволении одному из приходских священников исправлять для них требы в старообрядческой часовне, без присоединения к Православию: «Удовлетворение необходимейшим духовным нуждам не сущих во дворе церкви было бы менее затруднительно на месте, при ближайшем дознании обстоятельств, при меньшей формальности сношений. Так мне представляется по бывшему опыту в 1820 во Ржеве. Беглые попы тамошних раскольников были задержаны полициею и препровождены к своим епархиальным начальствам. Те из раскольников, в которых менее сильны были предубеждения против церкви и которые держались раскола более по привычке и связям, не медля долго, обратились с требами к православным священникам; сии по данному наставлению, не останавливались совершать оныя, без данных с обеих сторон условий. Дело делалось без прошений, отношений и доношений, к губернатору, к архиерею, к Святейшему Синоду. Если в ином из таких случаев снисхождение и далеко простерто было, можно было уповать, что и суд Божий покроет снисхождением доброе намерение; а врагам церкви неудобно было из частных поступков извлечь укоризну против нея или основать на оных свое право. К сожалению, успех сего дела остановлен был тем, что беглый, пойманный и отосланный поп, бежал вскоре вновь и, возвратясь во Ржев, поддержан закоснелыми и богатыми из раскольников. Теперь дело идет формально даже до чрезмерности, потому что Преосвященный 75 требует формальнаго разрешения и на то, чтобы совершать Богослужение пред старинными иконами, хотя в такой разбор никогда не входили, и входить не можно. И если так дозволено было православным священникам совершать все требы у раскольников, в часовне, именно без присоединения к церкви, то: 1) сие было бы не сообразно с правилами и с достоинством православной церкви и ея таинств; 2) подало бы раскольникам новое оружие против церкви. Они смотрели бы на сие не как на снисхождение, но как на признание их правости; 3) по быстрому между раскольниками повсюдному сношению сие огласилось бы и в других местах, и, вероятно, многие находящиеся на пути к единоверию, остановились бы, видя способ удовлетворить себя без присоединения к церкви, или иначе, с сохранением своей независимости и республиканскаго в делах церковных самоуправства, которое составляет главную прелесть раскола» (Мнения. Т. III. С. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Ныне епархиальная жизнь потихоньку налаживается. В настоящее время в храмах Анадыря проводится уборка, ремонт систем энергетики и теплоснабжения. Продолжается инвентаризация имущества Преображенского храма, фактически превращенного в склад продовольственных и бытовых товаров. Этот храм мы готовим к грядущему престольному празднику. Сейчас на воскресных богослужениях присутствует по 30-40 человек (что вполне нормально для небольшого городка в сезон летних отпусков), регулярно приходят те, кто хочет креститься. По благословению владыки Марка мы ввели в Троицком храме обязательные огласительные беседы перед Крещением. Это уже приносит свои плоды - отрадно видеть, как люди приходят на Крещение подготовленными, осознанно произносящими Символ Веры. Хочу поделиться с вами еще одним наблюдением. Дело в том, что здесь, на Чукотке, платить за требы не принято - записки на проскомидию, на молебны, сорокоусты подаются без внесения фиксированного размера пожертвования (и чаще всего - вообще без оного), не вносится пожертвование и за совершение Таинства Крещения. Даже освящение имущества - жилья, автомобилей, также не сопровождается каким-либо вознаграждением. Мы не стали менять этот порядок, поэтому, к слову, утверждения о том, что на требы в храмах Анадыря установлены " хабаровские цены " - откровенная ложь. - На раскольничьих сайтах распространяется информация о " сожжении икон в Анадыре " . Что это за история? - К сожалению, наша работа по восстановлению нормальной епархиальной жизни на Чукотке омрачается регулярными провокациями. В частности, скандал, связанный с " сожжением икон " , был вызван крайне предвзятыми действиями московской журналистки, Г. Н. Симоновой, - директора запрещенной в апреле сего года Священным Синодом к распространению в храмах Русской Православной Церкви газеты " Дух христианина " . В ходе уборки Преображенского храма студенты Хабаровской духовной семинарии, руководствуясь соответствующим указом владыки Марка, сжигали бумажные иконы пришедшие в негодность и алтарный мусор. В " Настольной книге священнослужителя " С. Булгакова именно такой способ утилизации освящённых предметов, ставших непригодными к использованию, рекомендуется как традиционный и канонический.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

С. 27. 46 Augustinus. De doctr. christ. Liber II, c. 1. 47 Adam K. " Gesammelte Aufsatze; zum Dogmengeschichte und Theologie der Gegen wart. Augsburg: Haas, 1936. S. 258- 259. 48 De Lubac H. Corpus mysticum: l " eucharistie et l " eglise au Moyen Age: etude historique. 2 ed., rev. et augm. P.: Aubier, 1949. S. 59-60. 7 7 Богословская конференция Русской Православной Церкви " Православное учение о церковных Таинствах " Понятие " таинство " в восточной традиции формировалось исходя из целостного представления о таинствах Церкви. Оно не было редуцировано спекулятивным мышлением, а таинства не воспринимались сами по себе и не были выведены из тайны нашего спасения, которая заключалась во Христе. Поэтому таинствам изначально было придано экклезиологическое измерение. Оно служило своего рода базисом, на котором строилось все учение о таинствах и из которого открывались сущность и содержание этого учения. Когда же на Западе появилась иная, схоластическая богословская надстройка, " вместо того, чтобы " воспринять " смысл таинств из литургической традиции, богословы создали свои собственные определения таинств и затем в свете этих определений стали интерпретировать церковное богослужение, " втискивая " его, как выражается прот. А. Шмеман, – в рамки своего собственного априорного подхода " 49. В результате произошла " крайняя индивидуализация таинств " . Большинство из них стало рассматриваться " как индивидуальные акты, совершаемые над индивидуальными членами Церкви " 50. Поэтому не удивительно, что в наш потребительский век такие акты все чаще начинают носить такой же потребительский характер. Человек, желающий удовлетворить свои религиозные потребности, " заказывает " то или иное таинство, а священник, его совершающий, становится " исполнителем " этого заказа. В результате таинства превращаются в " требы " . Чтобы избежать такого обособления таинств, необходимо прежде всего изменить подход к самому понятию " таинство " . Дело не только и не столько в том, сколько таинств существует в Церкви. Во всяком случае, не догматизируя седмиричное число таинств, православная сакраментология все современные таинства признает. Проблема заключается в другом: в том, чтобы главное внимание обратить на сущность таинства и на его связь с тайной Спасения и не рассматривать его лишь как инструментальную причину освящения. Существенную помощь в этом может оказать богатое литургическое наследие Православной Церкви, которое, в отличие от схоластической сакраментологии, сохранило верность традиционному экклезиологическому пониманию таинства. 49Шмеман. Водою и Духом. П., 1986. С.100-101. 50 Афанасьев. Цит. соч. С. 25-26. 8 Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_47479.html

Западная знаковость внесла еще одно смысловое отличие в понятие «таинство». Если понятие «мистирион» является более динамичным, чем статичным, поскольку выражает некоторый процесс, движение, обновление, то «сакраментум», носящий знаковый характер, более отражает статическую реальность, нежели динамическую тенденцию. Это заметил даже католический ученый кардинал Анри де Любак, сделавший два вывода: 1) ««Мистирион» совершают, празднуют, приносят, исполняют… «сакраментум» же, напротив, воспринимают, охраняют, разделяют, употребляют…»; 2) «»Сакрамента» суть телесные «мистириа»; «мистириа» суть духовные «сакрамента " " 116 . Понятие «таинство» в восточной традиции формировалось, исходя из целостного представления о таинствах Церкви. Оно не было редуцировано спекулятивным мышлением, а таинства не воспринимались сами по себе и не были выведены из тайны нашего спасения, которая заключается во Христе. Поэтому таинствам изначально было придано экклезиологическое измерение. Оно служило своего рода базисом, на котором строилось все учение о таинствах и из которого открывались сущность и содержание этого учения. Когда же на Западе появилась иная, схоластическая богословская надстройка, «вместо того чтобы «воспринять» смысл таинств из литургической традиции, богословы создали свои собственные определения таинств и затем в свете этих определений стали интерпретировать церковное богослужение, «втискивая» его, – как выражается прот. А. Шмеман , – в рамки своего собственного априорного подхода» 117 . В результате произошла «крайняя индивидуализация таинств». Большинство из них стало рассматриваться «как индивидуальные акты, совершаемые над индивидуальными членами Церкви» 118 . Поэтому неудивительно, что в наш потребительский век такие акты всё чаще начинают носить такой же потребительский характер. Человек, желающий удовлетворить свои религиозные потребности, «заказывает» то или иное таинство, а священник, его совершающий, становится «исполнителем» этого заказа. В результате таинства превращаются в «требы».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Таинство считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя однажды прочесть над больным совершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. 8 . Священникам в проповедях следует объяснять прихожанам значение и сущность Таинства елеопомазания. Не надо смотреть на соборование как на Таинство для умирающего, его благодатная сила необходима всем страждущим, понимаемым в самом широком значении этого слова. 9 . Таинство елеопомазания не влечет за собой особых обязанностей и не налагает специальной ответственности. Мнения, что соборовавшийся должен жить в безбрачии, не есть мяса, налагать на себя особые посты, не ходить босыми ногами, какой-то срок не мыть тело – все это является предрассудками, противоречащими учению Православной Церкви. 10 . Встречаются люди больные, очень верующие в благодатную силу Таинства св. елея, они желают (каждый пост) собороваться: их следует останавливать и нее разрешать собороваться раньше, как через год. Схема последования святого елея (индивидуальное соборование) Подготовительные действия. На столе, покрытом чистой скатертью, или лучше церковной пеленой, поставляются: св. Евангелие, Крест напрестольный, Дароносица (перед св. Дарами следует сразу же зажечь свечу) «блюдо с пшеницею (удобнее глубокая миска), в которую ставятся 7 свечей и 7 «стручец» (палочки величиной с карандаш, на одном конце обвитые ватой, при многих помазающихся лучше помазок-кисточка); «кандило праздное» (сосуд в форме лампады, в крайнем случае – пустой стакан) – ставится в середину сосуда с пшеницею. Священникам свечи подаются незажженными, возжигать свечи в руках, следуя древности, пресвитеры должны сами по окончании молебного пения, во время великой ектеньи, перед освещением елея. Над елеем зажигать свечи надо после влития елея и вина в «кандило», т.е. перед чтением молитвы «Господи, милостию и щедротами.». Семь свечей пред елеем ставятся по числу семи совершителей Таинства, которым эти свечи положено держать в руках. По обычаю, каждый священник по прочтении молитвы после Евангелия (и помазания) гасит свою свечу. Если елеопомазание совершается одним священником, то он гасит после Евангелия поочередно одну из семи свечей, стоящих пред елеем. Помазуемый св. елеем держит в руках свечу только в том случае, если оно ему не затруднительно по состоянию здоровья. Обычно и все присутствующие стоят с зажженными свечами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

416 19. Совершение богослужения. – Отправление духовных треб. – Наставления и некоторые факты Вслед за вопросом о таинствах стоял вопрос о совершении треб и служб церковных. Разумеется, решить его было уже гораздо легче. В посланиях Аввакума встречаются неоднократные по этому предмету указания. В них совершение богослужения является с тем неизбежным характером, что на случай неимения попа приличествующее по уставу иерею или диакону опускается. Так, вместо священнических возгласов «Благословен Бог наш» и «Боже ущедри ны» полагается говорить: «За молитв святых отец наших», ектеньи совсем опускаются (88, I, 748). Подобным образом, если «в доме случится осквернение сосуда, – имеяй от попа православна воду святую, с молитвою вливает в оскверненное судно, сотворив кадильницею каждение и семнадцать поклонов» (VIII, 69). Такой порядок, – когда службы и требы приходилось исполнять мирянину, – практиковался, не говоря о безпоповщине, по нужде и в поповщине. Отсюда в послании неизвестных читаем по этому поводу подробное наставление. «А церковную службу, – когда без священника, – говорим все по уставу, кроме священнических возгласов, ектений и отпустов. Сице начало: «За молитв святых отец наших», и вместо возгласа молитву Исусову; вместо ектений «миром Господу помолимся» – говорим «Господи помилуй» 12, вместо сугубые ектеньи – «Господи помилуй» 40, вместо ектений идеже поется «Подай Господи» – говорим «Господи помилуй» 12; а отпуст говорим против недели сице: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Матере, силою честного и животворящего креста, святых славных и всехвальных апостол и святого, имрек, его же есть день, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец»; и в прочие дни – по дню смотря, а в субботу большой отпуст. А на утрени и после «степенна» прокимен сказывает просто кто начинает службу, и «Всяко дыхание», таже на левом крылосе говорят крылошаня «Господи помилуй» 3-ды, «Слава и ныне», и чтец: от Матфея святого Евангелия чтение, или от иного которого Евангелия, пред Евангелием и после Евангелия «Слава Тебе Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010