Экзегеза вышеприведенных текстов позволяет утверждать, что елеопомазание апостольского века содержит все те основные элементы, которые составляют чин, изложенный в современном Требнике: 1) Наличие болящего члена Церкви («болен ли кто из вас» – Иак.5:14 ») кающегося в своих грехах («признавайтесь друг пред другом в поступках» – Иак.5:16 ) сознательно изъявляющего свое желание («пусть призовет» – Иак.5:14 ) 2) Участие пресвитеров Церкви (Слова «пресвитеров Церкви» буквально означают «старейшины Церкви» – не старцы по возрасту, а старейшины по иерархическому положению, под которыми подразумевались не одни священники, но и в обширном смысле и епископы и их приемники (Сравн. 1Пет. 5:1 ; Деян.20:17,28 ; Тит.1:6 ). Из церковной практики известно, что елеопомазание совершают не только пресвитеры, но и епископы. См. прот. М. Архангельский . О тайне св. Елея. стр. 48–51). 3) Совершение молитвы. («пусть помолятся над ним» – Иак.5:14 «много может усиленная молитва праведного» – Иак.5:16 ), 4) Помазание священным елеем во имя господне – Иак.5:15 5) Исцеление болящего и прощение ему соделанных грехов – Иак.5:14–16 . Кого можно соборовать? За последние годы в некоторых приходах Русской Православной Церкви сильно возросло количество приступающих к Таинству елеопомазания. Просят собороваться не только «лежачие больные», но в посты (особенно Великим постом) по несколько раз собираются для елеопомазания группы по 100–150 человек. Некоторые священники такие массовые соборования поощряют, а другие, наоборот, приходящим категорически отказывают. Последние обычно ссылаются на апостолов Марка и Иакова, писавших о помазовании маслом больных и на «Ставленую грамоту», запрещающую «над здравыми... творити елепомазание». Экзегез греческого текста более подробно открывает, что надо понимать под словом больной человек. У Евангелист Марка ( Мк.6:13 ) больные по-гречески обозначены словом, имеющим в основе..., что в переводе означает – бессилие, немощь, болезнь, нерасположение, неохота к чему-либо. У апостола Иакова ( Иак.5:14 ) греческое слово «больной» взято от …=сила, крепость, могущество + … – отрицание), что в переводе дает бессильный, слабый, немощный, больной, бедный (в греческом языке без обозначения болезни, недуга употребляется слово …, а страдать, хворать, быть больным и умирать произносят как.... (более тяжелая форма болезни).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В связи с этим беспоповцы из церковных таинств сохранили лишь крещение и исповедь (совершаемые мирянами, часто даже женщинами). Именно они минимально необходимы для спасения. Все прочие таинства не совершаются вовсе. сознавая, например, необходимость евхаристии, беспоповцы думали заменить ее для себя «своим причастием». совсем отвергая брак за прекращением, по их мнению, истинного православного священства, требуют от всех своих одноверцев, мужей и жен, безбрачной жизни. Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других согласий по первому чину, т.е. вновь перекрещивают, от этого происходит наименование согласия — «беспоповцы-перекрещенцы». к их числу принадлежат поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и другие. Исключение составляют часовенные, новоспасовцы, бабушкины и нетовцы поющие, непоющие и отрицанцы, называемые также неперекрещенскими беспоповцами. В XVIII веке часть беспоповцев к двум основным таинствам (крещению и исповеди) добавила и третье — брак. основание было следующим: по их мнению, это простой, не имеющий догматического значения обряд, который представляет собой сочетание элементов древних традиций с фрагментами венчания, откуда изъяты священнические действия. В конечном итоге данное действие — обычное родительское благословение, которое состоит из условно выделенных двух частей: первая — произнесение благословения в виде традиционной формулы, вторая — попеременное целование икон новобрачными. В заключение совершается обряд разделения у невесты одной косы на две, что символично отличает замужнюю женщину от девицы. Таков обряд старообрядческого бракосочетания. Этим было положено начало разделению беспоповцев на брачных и небрачных. В XVIII веке происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на крупные направления и многочисленные толки. Во главе беспоповских общин стоят наставники — «благословенные отцы». они распоряжаются в собраниях при богослужении и отправляют церковные службы и требы, что допускается ими якобы по необходимости. По мнению беспоповцев, такие права имеет не каждый, а только тот, кто получил преемственное благословение от прежде бывших наставников. Оно имеет по сути дела значение поставления на священную степень.

http://pravoslavie.ru/2282.html

б) призывает нас в свои храмы, которые справедливо называются училищами благочестия: мы обязаны как можно чаще посещать эти училища и должным образом присутствовать при церковных богослужениях; в) учит нас, как начинать и оканчивать, кому и с какими расположениями души посвящать каждый день недели: мы должны свято исполнять эти наставления; г) установила многочисленные празднества и торжества во славу Бога или Святых его и для нашего нравственного назидания: мы обязаны постоянно и надлежащим образом участвовать в этих празднествах; д) установила известные времена всеобщего пощения и покаяния: мы должны непременно пользоваться этими драгоценными временами; е) всегда предлагает нам, для очищения нас от грехов и укрепления в жизни духовной, два спасительных таинства – покаяния и евхаристии: мы должны, как можно чаще, исповедоваться пред духовным отцом своим и приобщаться св. Тайн; ж) всегда готова со своими молитвами и священнодействиями на наши многообразные требы, для освящения всех наших дел и предприятий и всего того, что нас окружает: наш долг – прибегать, как можно чаще, и к этим спасительным средствам. Но, пользуясь, таким образом, средствами к благочестию, предлагаемыми Церковью, Христианин должен, вместе с тем, употреблять все возможные к тому средства и со своей стороны. 2) Средства со стороны самого Христианина. Средств этих два рода: одни более отрицательные, направленные непосредственно к умерщвлению в нас ветхого человека; другие более положительные, содействующие в нас к укреплению человека нового, хотя то и другое совершается в нас нераздельно. А. Средства отрицательные. Здесь разумеются средства против всех врагов нашего спасения: против мира, плоти и дьявола. а) Средства против искушений мира: аа) обуздание чувств, бб) испытание людей, вв) удаление от худых обществ и общение с людьми благочестивыми, гг) частое уединение; б) Средства против искушений плоти: в частности: аа) против похоти плоти, бб) похоти очес и вв) гордости житейской, которые служат корнями для всех прочих похотей;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но, тем не менее, исключая большие праздники — Пасху, Рождество, престольный праздник, — народу в храме на службе совсем немного. К тому же у нас не приходской храм, а больничный. Поэтому богослужения совершаются в особые установленные и удобные для всех дни —  пятница вечер и суббота утро, а после литургии мы обходим все отделения и выполняем требы по просьбам родителей: причащаем, крестим детишек. Ведь иногда даже если кто-то готовится, планирует прийти на службу, вдруг может что-то случиться – ухудшились анализы, ребенку стало плохо – и все планы рушатся моментально. И поэтому наша задача – не столько собрать людей в храме, сколько здесь, в самой больнице дать им возможность приобрести то, чего просит сердце, душа: духовную поддержку, участие в таинствах. При этом у нас нет такой задачи, чтобы воспитать отношение к Причастию, как к чудесной таблетке. Мы стараемся объяснить зачем нужны таинства, какой смысл имеют.   Слава Богу, медицина не стоит на месте, и наш центр — ведущий в России по оказанию помощи детям с онкологическими заболеваниями. Поэтому у священника здесь не так много времени на общение с прихожанами, на то, чтобы помочь людям выстроить духовную жизнь – люди приезжают и уезжают, меняются. Но именно в силу скорбных обстоятельств, из-за которых семьи приезжают сюда, люди скорее открывают свою душу.   Бывает, кстати, что родители венчаются в больничном храме. Люди ведь часто ищут причину, почему ребенок заболел. Человек начинает внутри себя разбираться и выправлять то, на что, может быть, раньше он не обращал внимание. Когда перед взором открывается вечность, хочется, наверно, всё сделать правильно, и жизнь свою тоже построить правильно – по-человечески и по-христиански. Также, для того, чтобы приблизить богослужение к людям, в храме установлены видеокамеры, микрофон, и в каждой палате есть интернет-видеотрансляция богослужения. Недавно, например, мы венчали одну пару — родителей 13-ти летней пациентки больницы. Девочка очень хотела быть на венчании родителей, но из-за анализов не смогла выйти из палаты. И вот, после венчания, когда мы уже служили благодарственный молебен, я говорю родителям: «А теперь давайте обернёмся и помашем Маше». Мы помахали в камеру, а она за нами наблюдала из палаты. Когда к ней пришли родители, она рассказывала, как смотрела венчание, и какие они были красивые.

http://pravmir.ru/glavnoe-chudo-chelovek...

В 1833 году назначена была новая – восьмая ревизия 36 . Нам неизвестно, возникали ль при производстве этой ревизии в губерниях, населенных беспоповцами, вопросы о том, «каким образом следует записывать в ревизские сказки женщин, вступивших с раскольниками в браки по обрядам их сект, – и детей, прижитых в таковых браках», – как было это при производстве 9-й народной переписи 37 , – но мы знаем, что «сожительницы раскольников беспоповщинской секты – даже федосеевской – были показаны по 8-й ревизии в семействах названных мужей своих женами их» 38 , подобно женам поповцев, а, следовательно, и дети беспоповцев имели право на название законных. Уже один этот факт должен был убедить беспоповцев в том, что правительство, решившееся «терпеть в гражданском отношении» браки поповцев 39 , не намерено преследовать и брачные союзы беспоповщинские. В скором, впрочем, времени последовал об этом предмете положительный закон. На сообщенный министерству внутренних дел вопрос Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора: «должно ли не дозволять раскольникам беспоповщинской секты отправление таинств по обрядам оной явно», – Государь Император, 5 декабря 1834 года, Высочайше повелеть соизволил: «сообщить Новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору, что о тех раскольниках секты беспоповщинской или иной, кои совершают таинства и мирские требы по обряду своей ереси, само собою не следует входить ни в какое исследование, а надлежит только наблюдать, дабы они отнюдь не отправляли оные публично и с явным оказательством учения и богослужения их секты» 40 . По смыслу этого распоряжения, беспоповцы, очевидно, ставились на одну доску с поповцами и точно так же, как последние, могли вступать в свои бессвященнословные браки, не опасаясь за это преследования местных властей. Нет нужды доказывать, как благоприятны были все указанные распоряжения власти развитию и распространению в среде беспоповщинского раскола учения Покровской часовни о необходимости брачной жизни. Если и в прежнее время, когда беспоповщинские брачные союзы могли подвергнуться и на самом деле часто подвергались расторжению, проповедь последователей Василья Емельянова о необходимости и законности брачной жизни находила себе большое сочувствие в массах беспоповщинских; то само собой понятно, что теперь, когда беспоповцам дано было право безбоязненно совершать по их обрядам все таинства, а, следовательно, и таинство брака, учение Покровской часовни должно было находить себе еще больше последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Во время целования Евангелия помазания (или помазанными) практически удобнее петь «стихиры самогласны», сугубую ектенью перенести на конец чина, именно перед отпустом. (После целования Евангелия следует причастить больного) После отпуста соборованный испрашивает у священников (или священника) прощение в своих прегрешениях. После окончания соборования священнику надо поздравить болящего с тем, что над ним совершено три Таинства (покаяния, елеопомазания и Причащения). Этим Бог подает ему свою Благодать и силу к безропотному несению своего Креста и укреплению его духовных и физических сил. Родным следует дать совет, как поступить с освященным елеем (правильнее всего сжигать, можно слить в бутылочку и сохранить), со стручцами (сжечь и пепел закопать в чистом месте), огарки свечей (зажечь перед иконой или отнести в храм), зерна пшеницы (сжечь или дать голубям). Греческий текст елеопомазания VIII в. заканчивается словами священника «Благословим Господа», на которые все отвечают «Благодарение Богу» (прот. М. Архангельский «О тайне св. Елея стр. 262). Современный чин св. Елея выражает ту же мысль словами «приемый молитвомаслие... отходит благодаря Бога». Значит благодарение есть основная тема, естественное завершение всего того, что получает верующий в Таинстве елеопомазания. Елеопомазание соделывает человека новой тварью, дает ему другое миросозерцание, лучшие мысли и чувства. В молитвах Таинства говорится, что елеопомазание есть: «Мечь над демоном» мучащих человека (канон VII–3)». «Огнь попаляяй страсти душевная» молитвами Церкви (канон VII–3); оно подает милость, заступление и крепость немощствующему человеку» (канон IX–1). В елеосвящении совершается благословение всего подвига жизни верующего, повышается его религиозно-нравственная настроенность, раскрывается смысл жизни и смерти, происходит исцеление или смерь в зависимости от состояния человека. Готовый к переходу в Жизнь Вечную – уходит из земной жизни. Несозревший для Вечности – временно отстраняется от врат Царствия Божия, снова берет страннический посох и идет в путь. Душа, благодаря Бога, трепетно, но в полном покое взывает: «Гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Вот у нас в студии сегодня Людочка. Она у нас требная сестра. Сначала давайте разберемся, что такое «требная сестра». Наверное, это не всем понятно. Людмила Герасимова: --Да, люди не понимают, что это такое, и вопросы обычно задают такие: «требная», это та, которая что-то требует или мы можем требовать от нее все, что мы захотим… -- Требная сестра -- это та сестра, которая помогает при совершении треб. Какие же это требы, Людочка? -- Это, например, исповедь больного в больнице, причащение больного там же, крещение, таинство елеосвящения (или соборование), совершение водосвятных молебнов и просто молебнов -- например, перед началом благого дела. -- Как же, интересно, ты помогаешь при этом? Чем ты можешь помочь при совершении исповеди? -- Тем, что предварительно беседую с людьми, которые лежат в больнице. Подчас они не знают о Боге или мало знают, хотя желают о Нем услышать. Так как для совершения таинства исповеди необходима некая подготовка, то предварительно я рассказываю им о вере, о жизни церковной, о таинствах, о богослужении. Отвечаю на вопросы. Множество суеверий сейчас в больницах и не только в больницах. Некоторые, вообще впервые слышат слово «исповедь» и «причастие». -- А как ты этих людей находишь? В институте Склифософского пока храм еще не открыт. -- Да, храм там не открыт. -- Вот если человек попал в больницу, как он находит тебя или как ты находишь его? Ты обходишь специально отделения или люди знают, где ты находишься и приходят сами туда, родственники? Как это происходит? --У нас в каждом отделении висят особые объявления о том, что есть возможность пригласить священника, участвовать в таинствах. И я сама каждую неделю обхожу эти отделения. -- Ты обходишь весь институт? Сколько там коек в институте? -- Около 1600 коек. -- И за неделю ты обходишь всех больных? -- Нет. За неделю я обхожу только несколько отделений, в течение, может быть, месяца-полтора получается охватить весь институт. -- А как же ты действуешь? Заходишь в палаты и говоришь: здравствуйте, дорогие братья и сестры, я хочу помочь вам поисповедоваться? Или как?

http://radonezh.ru/analytics/prikhod-eto...

Во главе прихода стоит парох. Он – как бы епископ своего прихода. Он распределяет часы служб, совершает торжественные богослужения по уставу, говорит поучения и проповеди , ведет беседы, учит детей катехизису, распределяет очередь служений другим священникам, викарным и капелланам домовых и войсковых церквей, больничных и приютских, от него зависящих, филий, где сесть. Он – председатель всех приходских собраний и благотворительных обществ. Он исповедует, крестит, венчает и причащает прихожан. Он намечает себе помощником по требам из своих викарных. Он посещает больных для совершения над ними елея, в сослужении викарных или без них. Он дает отчет епископу о религиозном состоянии общины и об её членах в отдельности. Он, при выбытии членов в другой приход, выдает им свидетельство об их состоянии (крещен, женат и так далее). Приглашает миссионеров и проповедников. Если приход достаточно велик и состоятелен, чтобы содержать еще других членов клира, то, прежде всего, приглашается викарный священник, вполне подчиняемый настоятелю и помогающий ему по его указаниям, – одним словом, всецело находящийся в его распоряжении и без пароха не имеющий права ни проповедовать, ни совершать требы, ни претендовать на очередь в служении. Он духовный помощник пароха, а не самостоятельный священник. Если приход в состоянии, приглашается кроме священника диакон, а затем иподиакон. После этого уже, смотря по необходимости, приглашаются еще и другие священники, и диаконы, и иподиаконы. Скажем об этих должностях. а. Викарии. Если их несколько, несут службу по очереди, под наблюдением пароха. В праздники сослужат ему на церемониях. b. Диаконы. Участвуют в богослужении, в их материальные нужды. Распределяют поучения народу. Посещают прихожан и входят в их материальные нужды. Распределяют пособия и производят сборы на благотворительные учреждения в приходе. Помогают священникам в катихизации детей. Учат в школе, приготовляют верных к принятию таинств, как Святых Даров, так и к покаянию, миропомазанию, браку. Собирают справки о новых членах общины. Руководят голосованием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

И мне кажется, что в этом смысле исповедь для новопришедших может быть и частой, может быть и регулярной, может быть и исповедью перед каждым его причащением. А для людей, которые уже крепко стоят на ногах, исповедь может быть действительно «по благословению священника» и не быть связанной с Евхаристией жестким образом, что в нашей приходской практике и сложилось. Очень многие наши прихожане причащаются за каждой воскресной литургией, некоторые причащаются за каждой литургией – которые, скажем, поют на клиросе или стоят «за ящиком " - без исповеди регулярной и исповедуются раз в месяц, когда в этом есть внутренняя необходимость. Многие в приходе исповедуются реже, чем причащаются, но те, кто недавно пришел в храм исповедуются (и им это самим нужно, это насущная необходимость, в этом нет деспотии священника) часто. У нас приход небольшой и мы поэтому имеем, слава Богу, возможность на исповеди с каждым поговорить. Исповедь у нас происходит раз в неделю обычно вечером после вечернего богослужения. Конечно, она отнимает очень много сил, но это как раз та самая замечательная возможность, когда священник может общаться со своими прихожанами на духовные темы, в том числе, используя такой инструмент как исповедь. Что касается поста перед причастием. У нас в календаре постных дней больше, чем непостных. Нагружать людей, которые приходят к причащению какими-то ещё вещами, даже мясом в субботу, к примеру, мне кажется, не нужно. Это ничего не даёт для благочестия, не делает человека более ответственным. Лучше телевизор не посмотреть, чем не есть мясо, скажем. А препятствие определенное ставит. У нас вообще очень много необоснованных препятствий к причащению. И при этом необоснованно легкий подход к таинству крещения. Необоснованно легкий подход к принятию венчания, абсолютно без подготовки. И понятно почему. Эти требы приносят реальный материальный доход. А причастие материального дохода не приносит. И мне кажется, что это сознание надо поменять. Надо поставить некие определенные оградительные вещи к принятию крещения, не только взрослых людей, но и младенцев, потому что родители же тоже должны воцерковляться, в конце концов. К принятию венчания, чтобы таким образом укрепить сами эти институты. А перед причастием эту планочку всё-таки снизить немного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kru...

5 . Все требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями и причетниками. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного Таинствами или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, a местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказывать от исполнения треб (Уст. дух. конс, ст. 97). Впрочем во всяком случае священник, который совершил крещение младенца другого прихода, обязан дать о том письменное свидетельство с означением, под каким именно числом месяца и записано священнодействие в церковных книгах. Документ сей доставляется прихожанами приходскому причту, для хранения при церковных актах (там же ст. 98). 6 . Рождающиеся, брачующиеся и умершие в приходах вписываются в метрические книги по данной форме. Книги сии пишутся в двух экземплярах, из коих один представляется в консисторию, а другой хранится в церкви (там же ст. 99). 7 . Всякий прихожанин, о котором лично, или же о члене его семейства записано какое-либо событие в метрическую книгу имеет право, по окончании богослужения, просить священника показать ему как именно то событие записано и, если бы оказалась ошибка, просить об исправлении и о верности показания свидетельствовать письменно в особой графе. Священнослужители и причетники в отвращение ошибок, совершив какую-либо требу и записав ее в метрики, тогда же приглашают участвовать и присутствовавших обозреть верность показания и засвидетельствовать о том на самых метриках (там же ст. 100). 8 . Прихожане могут получать от приходского причта свидетельства из метрических книг о касающихся до них и членов их семейств случаях рождения, брака, или погребения. Сии свидетельства должны быть не иное что, как выпись слово в слово известной статьи метрической книги, без всякой перемены и опущения. Они подписываются всеми находящимися на лицо членами причта, утверждаются церковною печатью и подлежат гербовому сбору (там же ст. 101). 9 . Во всех приходских церквах иметь исповедные росписи, по данной форме (там же ст. 16). В эти исповедные росписи вписываются ежегодно все, как мужского так и женского пола прихожане, как домовладельцы, так и проживающие, несколько лет сряду на квартирах, с ежегодною отметкой, кто из них был у исповеди и причастия Св. Таин и кто не был, и по каким причинам; в конце же записывать и тех, которые, проживая кратковременно в данном приходе были у исповеди и причастия св. Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010