2. Кто может проводить катехизацию . Предварительные беседы могут проводиться священником, диаконом, а также катехизатором из мирян по благословению клирика. Из переписки бл. Августина с диаконом Карфагенской церкви Деограцием, мы узнаем, что предварительную беседу с язычниками в древней церкви могли поручить диакону. Диакона в древней Церкви ценили не за внушительные размеры и шаляпинский бас, а, в частности, за способность преподать азы веры. 3. Курс по катехизации в семинариях . Для этого в семинариях целесообразно ввести специальный курс о том, как проводить евангелизацию и катехизацию. Этим вопросам также следует уделять время в курсах по гомилетике и пастырскому богословию. Необходимо выработать модели катехизации в современных условиях, основываясь как на опыте свв. отцов, так и на опыте священнослужителей, которые занимаются катехизацией сегодня. В этом случае священнослужитель по окончании семинарии будет иметь ясное представление о том, как создавать общинную жизнь на приходе и как заботиться о просвещении прихожан. 4. Практическая трудность: недостаток времени . Нередко приходится слышать, что священники и так выбиваются из сил, что многочисленные требы и длительные богослужения просто не оставляют времени для чего-то дополнительного. На это можно возразить, что это вопрос не времени, а приоритетов. То обстоятельство, что в древности даже у патриархов и епископов хватало времени для оглашения, должно нам всем служить убедительным примером. Если священнослужитель понимает важность евангелизации и оглашения, то у него найдется для них время. Как я уже говорил, обязанности катехизатора вовсе необязательно полностью перекладывать на плечи священника. Кроме того, несколько приходов могут обьединить свои усилия в деле прочтения огласительных бесед. В США это делается, например, в городе Миннеаполис, штат Миннесота, где греческие и антиохийские приходы объединились с приходами Американской Православной Церкви в проведении огласительных бесед. 5. Когда проводить огласительные беседы . Необходимо повсеместно возродить регулярные огласительные занятия для взрослых. В древней Церкви наиболее интенсивные занятия проводились, как я уже упоминал, во время Великого поста, а также перед Пятидесятницей, Рождеством и Богоявлением. Традиционными темами подобных занятий были: десять заповедей Моисеевых, заповеди блаженства, священная библейская история, Символ веры и «Отче наш». На Светлой седмице существовал также обычай проводить так называемый тайноводственный катехизис, то есть рассказывать новокрещеным о таинствах.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

Посвященному дается свидетельство о посвящении его. Совершавший посвящение обязан донести консистории и при этом представит присяжный лист, подписанный посвященным, содержащий в себе присягу на верность Государю. Обыкновенно, местом посвящения служит тот город, где находится консистория. По посвящении пастор вводится в должность местным правительственным лицом Евангелическо-Лютеранской церкви (пробстом или суперинтендантом) в присутствии прихожан или церковных старшин. В случае отсутствия местного правительственного лица, пастор вводится в должность приходскими попечительствами. После введения в должность, пастор принимает все приходские книги и документы, имущество церкви и вступает в права и обязанности по отношению к приходу. Обязанности пастора по отношению к приходу следующие: 1) пастор должен исполнять все требы, совершать все таинства, общественное богослужение в определенные дни произносить проповеди; 2) наблюдать за религиозным воспитанием юношества в приходе, – поэтому он имеет право посещать школы своего прихода. К личным правам пастора следует отнести: 1) личное дворянство, 2) привилегии судопроизводственного характера. По подозрению в уголовном преступлении могут быть арестованы только в чрезвычайных случаях, и об аресте пастора должно сейчас же донести консистории, равно и о случаях, требующих ареста пастора. До последнего времени арест пастора был чрезвычайно затруднителен, так как арестованный фактически отрешается от должности, а в 1888 году были точно указаны те случаи, при которых пасторы могут быть арестованы. Все производство об обвиняемом пасторе докладывается его начальству, которое может представить суду свои заключения. Вообще, пасторы не могут быть лишены навсегда духовного звания или отрешения от должности иначе, как по формальному судебному приговору, или же по Высочайшему повелению. Пастор имеет и почетные права, таковы титул и особая одежда. Его материальное положение должно быть обеспечено во все время пребывания в должности. Община есть второй элемент прихода Евангелическо-Лютеранской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Вскоре потом, когда доведено было до сведения правительства, что многих удерживает в унии особенная привязанность и доверие к прежним своим священникам, скорая перемена некоторых униатских обрядов, крестных ходов и т.п., – Св. Синод, чтобы отвратить эти препятствия и затруднения, указом от 24 сентября 1797 г., преосвященному Варлааму, епископу житомирскому, предписал «дозволить некоторые обряды и крестные ходы, где они бывали, и даже допускать в оные униатских священников вместе с православными, удаляться распрей о вере и соблюдать христианскую любовь» 452 . Поборники папизма все еще не теряли надежды покорить папе жителей Волыни; и страсть западного духовенства к обращению иноверцев и распространении своей власти на чужие паствы скоро обнару жилась в обыкновенных своих действиях. Преосвященный Варлаам в 1798 и 1799 гг. доносил Св. Синоду, что «униатские епископы, священники и помещики убеждениями и разного рода насилиями не только препятствуют народу обращаться к православию, но и обращенных соблазняют и совращают; особенно священники, оставшиеся в прежних своих приходах среди православного народа, совершают свое богослужение в костелах, в часовнях и в помещичьих домах с подвижными антиминсами, продолжают исправлять и приходские требы, строят новые церкви, изгоняют православных священников, отнимают у них церковные земли и угодья, ругаются над православною Церковию и ее таинствами; а помещики обращают некоторые приходы пря мо в латинство, несмотря на буллу папы Венедикта XIV, запрещающую обращать униатов в римскую веру». Св. Синод по сношении с Правительствующим Сенатом принял надлежащие меры к прекращению такого самоуправства римских католиков и униатов. Государь Император издал строгое по веление «судить духовных, которые дерзнут совращать из господствующего исповедания в римско-католическое»; и поскольку подобным беспорядкам много содействовала верховная власть западной иерархии, то указом (17 марта 1799 г.) подтверждено римско- католическому митрополиту управлять своими церквами в России без всякого сообщения с заграничным начальством 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не долго, впрочем, пришлось беспоповцам оставаться в неизвестности о том, в какое отношение поставить себя к их бракам новое правительство, с такою терпимостью взглянувшее на браки поповщинские. В 1833 году назначена была новая – восьмая ревизия 37 . Нам неизвестно, возникали-ли, при производстве этой ревизии, в губерниях, населенных беспоповцами, вопросы о том, «каким образом следует записывать в ревизские сказки женщин, вступивших с раскольниками в браки по обрядам их сект, – и детей, прижитых в таковых браках», – как было это при производстве 9 народной переписи 38 , – но мы знаем, что «сожительницы раскольников беспоповщинской секты – даже федосеевской – были показаны по 8 ревизии в семействах названных мужей своих женами их» 39 подобно женам поповцев, a следовательно и дети беспоповцев имели право на название законных. Уже один этот факт должен был убедить беспоповцев в том, что правительство, решившееся «терпеть в гражданском отношении» браки поповцев 40 , не намерено преследовать и брачные союзы беспоповщинские. В скором, впрочем, времени последовал об этом предмете положительный закон. На сообщенный министерству внутренних дел вопрос новороссийского и бессарабского генерал-губернатора: «должно ли не дозволять раскольникам беспоповщинской секты отправление таинств по обрядам оной явно», – Государь император, 5 декабря 1834 года, Высочайше повелеть соизволил: «сообщить новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору, что о тех раскольниках секты беспоповщинской, или иной, кои совершают таинства и мирские требы по обряду своей ереси, само собою не следует входить ни в какое исследование, а надлежит только наблюдать, дабы они отнюдь не отправляли оные публично и с явным оказательством учения и богослужения их секты» 41 . По смыслу этого распоряжения, беспоповцы, очевидно, ставились на одну доску с поповцами и точно также, как последние, могли вступать в свои безсвященнословные браки, не опасаясь за это преследования местных властей. Иметь нужды доказывать, как благоприятны были все указанные распоряжения власти развитию и распространению в среде беспоповщинского раскола учения Покровской часовни о необходимости брачной жизни. Если и в прежнее время, когда беспоповщинские брачные союзы могли подвергнуться и на самом деле часто подвергались расторжению, проповедь последователей Василия Емельянова о необходимости и законности брачной жизни находила себе большое сочувствие в массах беспоповщинских; то само собой понятно, что теперь, когда беспоповцам дано было право безбоязненно совершать, по их обрядам, все таинства, а следовательно и таинство брака, учение Покровской часовни должно было находить себе еще больше последователей. К сожалению, в это время между лицами, заправлявшими делами Покровской часовни, возникли недоразумения и ссоры, которые сильно вредили успеху распространения – по крайней мере в московской беспоповщине – «тайны брака».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

заключением в тюрьме. Если сие оскорбление или насилие над личностью учинено во время совершения священнослужителем службы Божьей или духовной требы, то виновный наказывается: За оскорбление – заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет; за насилие – заключением в исправительном доме. Богохуление. кощунство, бесчинство. Ст. 73. Виновный в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога, на Пречистую Владычицу нашу Богородицу к Приснодеву Марию, на Бесплотные Силы Небесные или на Святых Угодников Божиих; в поругании действием или в поношении Святых Таинств, Святого Креста, Святых мощей, Святых икон или других предметов, почитаемых православною или иною христианскою церковью священными (прил. II); в поношении Священного Писания или Церкви Православной и её догматов, или вообще веры христианской, за сие богохуление или оскорбление святыни наказывается, если оно учинено: 1) при отправлении общественного богослужения или в церкви: срочною каторгою или ссылкой на поселение; 2) часовне или христианском молитвенном доме, или публично, или в распространённых или публично выставленных произведении печати, письме или изображении: ссылкой на поселение: 3) с целью произвести соблазн между присутствовавшими: заключением в исправительном доме на срок не свыше трёх лет, или заключением в крепости на срок не свыше трёх лет. Если же богохуление или оскорбление святыни учинено хотя и при условиях, сею статьёй указанных, но по неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, то виновный наказывается: арестом. Ст. 74. Виновный: 1) в поношении установлений или обрядов Церкви Православной или вообще христианства; 2) в поругании действием или в поношением предметов, употреблением при православном или ином христианском богослужении о священных (прил. III): 3) в непристойной насмешке над священными предметами, или предметами верований, в статье 73 поименованными. За сие кощунство наказывается: если оно учинено: 1) при отправлении общественного богослужения или в церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Глава 3. ПАСТЫРЬ И ПАСТВА    Пастырство имеет своей целью особое, благодатное служение. Для этого пастырю сообщаются особые духовные дары, усвояются особые свойства, отличающие его от педагога и воспитателя.    При совершении хиротонии в сан священника происходит обручение посвящаемого с паствой того прихода, куда он предназначается на служение. Движение пастырского духа к пастве – основа душепопечительности, а ее высшее выражение – сострадательная любовь пастыря к пастве. Подъему пастырского духа, расширению и согреванию его сердца до подлинной пастырской душепопечительности особенно содействует молитва пастыря, ею и сопровождаются все виды пастырского служения: богослужение, таинства, требы и проповедничество.    Основой пастырского служения, на которой зиждутся все другие свойства пастыря и особенности его служения, является любовь к пастве. Чувство глубокого сострадания и самоотверженной любви, умение понимать внутреннюю жизнь другого, и особенно усвоение способности воздействовать на нее, выражается у пастыря в духовном отождествлении себя с другими, в распространении своей совести на всю вверенную его попечению паству, во внутреннем переживании борьбы, через которую все вверенные ему души восходят к совершенству духовному. Скорбь о грехах своих пасомых, как о своих собственных; забота о пасомом, как о себе самом; любовь к нему, как к самому себе, не только на словах, но и на деле – первое условие истинного пастырского врачевания: «Болезную, братие, вместе с вами, – говорит святой Киприан Карфагенский. – Нисколько меня не утешает, что я здрав и невредим. Ибо пастырь уязвляется более в язве своего стада. С каждым из вас я соединяю сердце мое, разделяю горестные времена, печали и скорби: с плачущими плачу, с падшими почитаю себя падшим, – во всем вместе с вами... и лютые мечи прошли сквозь мою утробу».    Внимание к себе, постоянная оценка своих поступков и помыслов, постоянное прозрение в себе борьбы начал доброго и злого является вторым условием для понимания внутренней жизни души своего ближнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   б) призывает нас в свои храмы, которые справедливо называются училищами благочестия: мы обязаны как можно чаще посещать эти училища и должным образом присутствовать при церковных богослужениях;    в) учит нас, как начинать и оканчивать, кому и с какими расположениями души посвящать каждый день недели: мы должны свято исполнять эти наставления;    г) установила многочисленные празднества и торжества во славу Бога или Святых его и для нашего нравственного назидания: мы обязаны постоянно и надлежащим образом участвовать в этих празднествах;    д) установила известные времена всеобщего пощения и покаяния: мы должны непременно пользоваться этими драгоценными временами;    е) всегда предлагает нам, для очищения нас от грехов и укрепления в жизни духовной, два спасительных таинства — покаяния и евхаристии: мы должны, как можно чаще, исповедоваться пред духовным отцом своим и приобщаться св. Тайн;    ж) всегда готова со своими молитвами и священнодействиями на наши многообразные требы, для освящения всех наших дел и предприятий и всего того, что нас окружает: наш долг — прибегать, как можно чаще, и к этим спасительным средствам.    Но, пользуясь, таким образом, средствами к благочестию, предлагаемыми Церковью, Христианин должен, вместе с тем, употреблять все возможные к тому средства и со своей стороны.    2) Средства со стороны самого Христианина.    Средств этих два рода: одни более отрицательные, направленные непосредственно к умерщвлению в нас ветхого человека; другие более положительные, содействующие в нас к укреплению человека нового, хотя то и другое совершается в нас нераздельно.    А. Средства отрицательные.    Здесь разумеются средства против всех врагов нашего спасения: против мира, плоти и дьявола.    а) Средства против искушений мира:    аа) обуздание чувств,    бб) испытание людей,    вв) удаление от худых обществ и общение с людьми благочестивыми,    гг) частое уединение;    б) Средства против искушений плоти: в частности:    аа) против похоти плоти,    бб) похоти очес и

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

12 октября 1897 г. король, чтобы подчеркнуть свою независимость от Китая, принял титул императора. Он отпраздновал свою коронацию на территории Русской миссии и провозгласил новое наименование своей империи - " Тае Хан " , а свою династию назвал " Квангму " - " прославленный воин " . Он приказал реставрировать и укрепить меньший дворец, который соединил проходами с американским и британским посольствами. Когда работы были закончены, он переселился в этот дворец и жил там, хотя и в безопасности, но все же в большом страхе перед японцами. В течение последующих семи лет в Корее преобладало русское влияние. В середине 1890-х г. численность русской колонии в Сеуле достигла приблизительно 100 человек. Все сильнее ощущалась потребность в удовлетворении культурных запросов россиян, живших в Сеуле. Поэтому в корейской столице была учреждена русская общественная библиотека. Она была основана членами местной русской колонии; ее работу вело правление под председательством начальника российской миссии в Корее. " Кроме доставления подходящего чтения членам колонии библиотека бесплатно снабжает книгами и журналами нижних чинов и русско-подданных корейцев, - сообщалось в церковной прессе в 1897 году. - Ежемесячные взносы (по 1 доллару с членов колонии) дали по 1 июня 370 долларов, из которых 300 долларов израсходованы на журналы " . В 1897 году в Сеуле насчитывалось более 120 русских и 30 православных корейцев. Большинство из этих корейцев окончило курс в православной миссионерской школе Южно-Уссурийского края. Но в корейской столице не было православного священника, и поэтому по праздникам в российской миссии богослужение совершалось в " помещении десанта " (охраны), куда собирались все православные и где один из матросов читал молитвы. Но этим все и ограничивалось, поскольку таинства и требы мог совершать только священник. Вот что отмечалось по этому поводу в церковной печати: " Отсутствие священника крайне заметно для всех православных, а так как русская колония все увеличивается, то тем более желательно бы было по возможности в скорейшем времени иметь в Сеуле священника. Правда, нет помещения, но за этим дело не станет, а со временем может быть усердием православных удастся построить и храм. Католики и протестанты в этом нас давно опередили: у первых в Сеуле два собора, а у вторых - один " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В идеале, конечно, количество и качество совершенных священником богослужений не должно отражаться на получаемой им за это награде. И в этом смысле было бы правильнее, если бы священник получал зарплату от прихода или, как в некоторых странах, от государства, и этим бы исчерпывались его финансовые взаимоотношения с приходом; все остальное он совершал бы безвозмездно. Сейчас ситуация другая: священник получает деньги за требы. Но очень важно, чтобы это не превращалось в торговлю, чтобы люди не чувствовали, что то или иное таинство будет или не будет для них совершено в зависимости от того, сколько они заплатят. Сегодня знакомство многих людей с церковью начинается с ценника, который они встречают на дверях храма или на свечном ящике. На нем написано, что сколько стоит: крещение — столько-то, венчание — столько-то, отпевание — столько-то, поминовение на проскомидии — столько-то, поминовение просто молитвенное, без проскомидии — столько-то. Я думаю, что это совершенно ненормальная ситуация, от которой нашей Церкви надо постепенно отказываться. В некоторых приходах от этой порочной практики — взимания определенной установленной таксы за требы — священники уже отказываются. Конечно, за совершение тех или иных треб может быть рекомендована та или иная сумма, но каждый человек должен понимать, что покрестят его или нет, отпоют его родственника или нет, зависит не от наличия у него той или иной суммы, а от того, желает он этого или нет. Поэтому священник должен быть бескорыстным, он должен быть бессребреником: он не должен превращать священнослужение в бизнес. Всякий раз, совершая требу, он должен иметь мужество сказать, что все пожертвования, вносимые прихожанами, являются добровольными. Теперь скажу о том, как священник должен строить свою жизнь по отношению к самому себе. Священнику необходимо постоянно работать над собой. Ежедневно, ежечасно он может либо приобретать что-то для себя в духовном плане, либо терять. Человек никогда не бывает нейтральным по отношению к Богу — он движется либо по пути к Нему, либо в обратном направлении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Люди сегодня относятся потребительски ко всему – и к Церкви тоже Мы часто жалуемся на то, что храм воспринимается людьми как магазин: «Я заплатил, давайте обслужите меня». Это плохо. Надо признаться, что этому способствуют и сложившиеся в Церкви «товарно-денежные отношения» – та система пожертвований за требы, которой сегодня нет альтернативы, к сожалению. Альтернатива – это десятина, но убедить сегодняшних прихожан, что нужно ежемесячно платить десятину на храм, – вещь немыслимая и в наших условиях просто невозможная. Не надо думать, что потребительство проявляется только по отношению к Церкви. Нет, люди сегодня относятся потребительски и ко всему остальному, в том числе даже к самым близким людям – родителям, детям и так далее. Вообще же заметнее всего, что в наших современниках нет решимости. Они перегружены информацией, большей частью совершенно ненужной. В духовной жизни, скажем, это приводит к тому, что человек всё знает, но ничего не делает, прилагать усилий не хочет. – Со временем прихожан почти всегда начинает тяготить обязанность еженедельно присутствовать на службе. Часто люди семейные жалуются на то, что элементарно остаются без выходных, не успевают сделать домашние дела и восстановить силы. Но многие святые говорят, что охлаждение к богослужению – свидетельство глубокого недуга души. Как с ним справиться и совместить свою церковную жизнь и домашние обязанности? – В самих словах «обязанность присутствовать на службе» заложено совершенно неправильное отношение. Пребывание на службе – это не обязанность, это общение с Богом, это сущностное соединение с Ним в таинстве Причащения. Если отношения с Богом есть в нашей жизни, то служба – это то, к чему мы должны стремиться. Что касается семейных дел… Если есть желание, стремление, то человек найдет возможность побывать на службе, и практика показывает, что ходить в храм по воскресеньям вполне возможно даже для людей семейных. Если же желание остыло по каким-то причинам, то человеку, конечно, легко сослаться на объективные трудности: они есть всегда и абсолютно у всех.

http://pravoslavie.ru/107580.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010