Лучшим местом для совершения Таинства Крещения является сам храм. Во многих приходах существует особое помещение, называемое «крещальнею». Иногда это помещение неуважительно называют «крестилкой». Это название решительно следует искоренить из обихода приходской жизни. Помещение для совершения Таинства Крещения необходимо оборудовать по образцу часовни, в которой должны быть святость (церковность), чистота и благолепие. Церковность придает помещению множество икон, размещенных по стенам в известном порядке и со значением. Хорошо, если в крещальне находится картина «Христос, благословляющий детей». Перед иконами зажигается лампада, а для зажигания свечей стоят несколько подсвечников. В большом углу стоит аналой или специальный угловой шкафчик для Св. Креста, Евангелия, облачения, Требника и др. Пример: в г. Иваново в 1958 г. под собором была оборудована крещальня, состоящая из двух помещений, разделенных между собой стенкой-иконостасом. В первом помещении стоял особый двухсекционный шкаф. Верхняя половина имела откидную дверцу, служившую столиком. Внутри верхний шкафчик был обтянут бархатом и в нем постоянно находились Святые Дары, крещальный ящик, Крест и Евангелие. Эта верхняя часть шкафчика во внекрещальное время закрывалась на ключ. В нижней части шкафа находилось все остальное, необходимое для крещения. Вдоль стен стояли столики-ясли, разделенные между собой невысокими перегородками. За стеной-иконостасом, в полу была сделана купель для крещения взрослых. Все помещение было выложено белой кафельной плиткой, в купель вели ступеньки, на стене сделаны перила (поручни) для удобства спускающихся в воду. К купели подведены краны горячей и холодной воды и выводящая канализационная труба. Полезно на стенах развесить в рамках под стеклом тексты молитв («Верую», «Отче наш», «Богородце Дево», молитвы «начальные» и общий тропарь святому). Все помещение крещальни и каждая вещь, находящаяся в ней, должны быть в идеальной чистоте и порядке. Стены лучше окрасить масляной краской светлых тонов и регулярно их промывать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

А я – нецеломудрен, непослушен, любостяжателен; редко молюсь, да и то – мало и сухо; часто хожу по мирским домам и там провожу время в пустой болтовне, и ядении и питии; соблазняю и соблазняюсь, а о богомыслии и чтении и не думаю; ищу сообщества, но не с Богом; рассеян, и вовсе живу не по-монашески. О, Боже милостив буди мне грешному, избави мя от всякия мирския злые вещи; даруй мне жизнь сокровенную в Тебе со Христом, да не сходит с моих уст сердечная молитва: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! 48. Христианин-священник всегда имеет в мыслях своих клятву и обещание (присягу), проходит свое служение согласно с словом Божиим, с правилами церковными и указаниями начальства; он первым своим делом считает попечение о спасении душ, ему вверенных, неленостно и бескорыстно вразумляет заблуждающихся и обращает их на путь истины; никогда не оставляет своих прихожан без поучения и назидания словом и примером; богослужения и таинства совершает со тщанием и благоговением, трезвенно и неуспешно, с разумением смысла и силы их, с должным приготовлением к ним; к себе и другим всегда внимателен, со всеми ласков и любезен, как отец с детьми; трезвение, бдительность, рассудительность, молитва и благоговение – его отличительные черты. А я, окаянный, и невнимателен к своему делу, и нерадив, и корыстолюбив, своею жизнию подаю худые примеры, – пространно питаюсь, – небрегу о спасении своем и вверенных моему руководству,– приготовляюсь к богослужению невнимательно, –служу неблагоговейно, торопливо, небрежно, – обращаюсь с прихожанами сурово, а иногда даже и дерзко, показывая власть свою, таинства и требы исполняю по привычке, весьма не внимательно, особенно исповедь; бываю не трезв; с святыней обращаюсь без благоговения, как с обыкновенными вещами; не подаю нужных разумных советов, говоря больше наобум, как и что попало; молиться ленив до крайности. О, Боже, милостив буди мне грешному; дай мне дух и ревность древних духоносных пастырей, да не погибнет от моего корыстолюбия, невнимания, нерадения, худого примера ни одна словесная овца из твоего стада! Сам возгрей во мне дар священства, данный мне Тобою, и очисти мя от всякия скверны плоти и духа!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Своими законами св. Юстиниан лишил еретиков права распространять свои учения, поставлять клириков, иметь храмы, осуществлять общественное богослужение и совершать таинства и требы – в целом не признавал такие общества религиозными и лишил гражданских прав. Еретикам запрещалось занимать государственные должности, приобретать рабов, заниматься публичным воспитанием детей. Брак православных с еретиками считался прелюбодеянием, и супруга покойного не обладала правом вступления в наследство. Дети от супругов-еретиков передавались в государственные сиротские учреждения, причём их непременно воспитывали в православной вере. Как правило, еретикам не разрешалось выступать в качестве свидетелей в суде 210 . С манихеями, монтанистами, гностиками расправлялись особенно сурово. Им была запрещена любая религиозная деятельность, не разрешалось заниматься свободными профессиями, их лишили гражданских прав и не признавали за ними право собственности. После завоевания Испании, Африки и Италии ариане утратили свои церкви, их священников высылали, а имущество еретиков подлежало конфискации 211 . Язычники и иноверцы также претерпели некоторые ограничения, хотя для иудеев, как уже говорилось, традиционно были сделаны некоторые послабления. Запретили браки между евреями и христианами, и такое сожительство считалось прелюбодеянием, adulterium. Евреи не могли держать у себя в услужении христиан, не могли достигать почётных и военных должностей. Но в остальном их правоспособность не стеснялась 212 . Святой Юстиниан справедливо требовал, что еретики, как враги Церкви и государства, должны быть лишены некоторых прав. Только православные лица получают полную защиту от законов, но не еретики. «Мы желаем, чтобы те, кто принимает и защищает православную веру, имели большие привилегии, чем те, кто держится в стороне от паствы Господней, ибо несправедливо еретикам пользоваться теми же преимуществами, какими пользуются православные» 213 . Полагая, что мягкая миссионерская деятельность способна привести многих из них к Православию, император приказал употреблять в синагогах греческий, а не еврейский текст Библии с целью скорейшей интеграции евреев в римское общество. Но гражданские права самарян были несколько урезаны, вследствие чего они неоднократно устраивали восстания. Трудно однозначно сказать, что послужило причиной объединения самарян и иудеев, но в мае 529 г. самаряне из города Неаполь в Палестине напали на христианские поселения и многие истребили огнём; были многочисленные жертвы. К ним присоединились иудеи, восставшие избрали «своего» императора, убили местного епископа Саммона, а остальных священников изрезали на куски и сожгли вместе со святыми мощами, которые хранились в христианских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При избрании пастора патронами и прихожанами вместе или одними прихожанами присутствует местный пробст, или член консистории, или уполномоченный её. Перед избранием кандидаты произносят пробную проповедь перед приходом. День избрания объявляется в газетах или в особых листах на дверях церкви. Избранным признаётся тот, кто получил большинство голосов. В случае равенства голосов старший из патронов, а где нет патрона, консистория избирает одного из кандидатов, получивших равное число голосов. При избрании пастора помимо прихожан, эти последние могут не принять его, в силу присвоенного им нашим законодательством права протеста (так наз. jus exclusionum). В этом случае они обязаны заявить, через своих попечителей или через местные церквоные учреждения, просьбу, а этот последний, при неуспехе увещаний, доносит местной консистории и далее Министру Внутренних Дел и генеральной консистории. Избранный и утверждённый кандидат посвящается по особому обряду. В России посвящение совершается супер-интендентом (одно и то же должностное лицо носит различные названия в различных местностях), или лицом, назначенного для этого консисторией. Посвящение происходит в праздничный день, при участии нескольких проповедников. Посвящённому даётся свидетельство о посвящении его. Совершавший посвящение обязан донести консистории и при этом представить лист, подписанный посвящённым, содержащий в себе присягу на верность Государю. Обыкновенно, местом посвящения служит тот город, где находится консистория. По посвящении пастор вводится в должность местным правительственным лицом Евангелическо-Лютеранской церкви (пробством или супер-интендентом) в присутствии прихожан или церковных старшин. В случае отсутствия местного правительственного лица, пастор вводится в должность приходскими попечительствами. После введения в должность, пастор принимает все приходские книги и документы, имущество церкви и вступает в права и обязанности по отношению к приходу. Обязанности пастора по отношению к приходу следующие: 1) пастор должен исполнять все требы, совершать все таинства, общественное богослужение, в определённые дни произносить проповеди; 2) наблюдать за религиозным воспитанием юношества в приходе,– поэтому они имеют право посещать школы своего прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Чтобы успешно бороться против раскола и сектантства, священнику необходимо знать узаконения высшей власти о последователях этих учений. 17 апреля 1905 года в Российской империи введены законы о широкой веротерпимости. Отпадение от Православной Церкви и веры в другое христианское вероучение не подлежит преследованию в отношении личных и гражданских прав. При переходе обоих родителей в инославие, все дети до 14 лет переходят с ними, а старше остаются в прежнем вероисповедании. Инославным христианам разрешается воспитывать приемышей и подкидышей в своем вероучении. Все старообрядцы и сектанты разделяются на три разряда: I – старообрядцы, II – сектанты, III – последователи изуверных сект, принадлежность к которым наказывается законом. Старообрядцам и сектантам даруется полная свобода в совершении общественного богослужения. Религиозным обществам старообрядцев и сектантов присвояется название общин и за ними признается право на владение движимым и недвижимым имуществом, чего лишены были преж де. Разрешается постройка, возобновление и ремонт церквей и молитвенных домов, при соблюдении строительного устава. Позволяется устраивать богадельни, приюты и т. д., а с ведома министра внутр. дел, – скиты и монастыри. Духовным лицам их, избранным для удовлетворения религиозным нуждам, присваивается название настоятелей и наставников. В должности своей они утверждаются правительственною властию, а по утверждении, исключаются из крестьянского, или мещанскогоо сословий и освобождаются от воинской повинности. Означенные лица могут свободно отправлять свои духовные требы как в молитвенных, так и частных домах, с воспрещением надевать священные облачения, когда это будет запрещено законом. Присваивать себе иерархические наименования (священник, диакон) они не имеют права. Им разрешается преподавать в школах Закон Божий и открывать собственные школы, но под ведением Министра Народ. Просвещения и под условием, чтобы учителя обладали образовательным цензом. Они должны вести метрические книги и подлежат ответственности гражданской. Браки православных со старообрядцами и сектантами, – исповедующими Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Искупителем мира и принимающими водное крещение, правильно совершаемое и неповторяемое, – уравнены с браками православных с инославными. Такие браки разрешает архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Миряне, видя пастыря, правящего службу Божию со страхом и трепетом, невольно начинают думать: значит, пастырь правит истинную службу истинному Богу, значит, за внешними движениями и словами его сокрыто, действительно, нечто высокое и таинственное, перед чем преклоняется и благоговеет служитель Божий, пастырь Церкви. Неудивительно, что у ревностного пастыря и пасомые набожны, проникнуты молитвенным настроением, благоговейно чтут и внешнюю сторону богослужения, и внутреннюю силу совершаемых служб. И не только простец, душа которого детски – доверчиво раскрыта для восприятия веры и благочестия, но и интеллигентный человек, разъеденный рефлексом, смотрящий на таинство, как на обряды, уверует в силу таинств при виде должного совершения их. Многим пастырям, вероятно, приходилось быть свидетелями смены поверхностного и безверного отношения к таинствам Христовым восторженными отзывами и благоговейными чувствами к ним. И это ничто иное, как религиозное настроение, пережитое во время совершения таинства, результат и плод совершения священнодействий так, как их устав Церкви повелевает совершать. Наоборот – небрежное и спешное священнодействие – разорение православия; оно соблазняет православных и даёт сильное оружие в руки сектантам! Особенно опасно и пагубно по своим последствиям небрежение к таинствам, в виду того, что сектанты отрицают их. А между тем, кому не приходилось ли видеть такого способа совершения таинства крещения (а я его видел). – Ребёнка крестят не в церкви, а в караулке или – ещё хуже – в кухне священника; священник не облачается в ризу, а служит в епитрахили; вода не освящается священником; это совершается псаломщиком, который, на ходу, плеснёт святой воды из бутылки в купель и священнодействие считается оконченным. Священник начинает читать молитвы оглашения, а псаломщик записывает звание родителей и восприемников; на возглашение – «Господу помолимся» записывающий псаломщик, иногда из другой комнаты, отвечает: «Госпмлуй». Для ускорения совершения требы допускается одновременное обхождение священника и восприемников вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся» и чтение псаломщиком Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(...) 3.4. Заместители Главного редактора назначается на должность (освобождаются от должности) Патриархом Московским и всея Руси по представлению Главного редактора. 3.5. Другие работники Издательства назначаются на должность (освобождаются от должности) на основании распоряжений (приказов) Главного редактора. I.2.6.3. Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II Из Устава Православной религиозной организации Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) «Синодальная библиотека» 22 (утвержден Патриархом Московским и всея Руси 27 декабря 1999 г.) I. Общие положения 1. Православная религиозная организация Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Синодальная библиотека является учреждением, созданным в соответствии с Каноническим уставом об управлении Русской Православной Церкви и при соблюдении Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 8 п. 6) (в дальнейшем тексте настоящего Устава именуется «Учреждение»), (...) 13. Официальное наименование Учреждения: на русском языке: – полное: Православная религиозная организация Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Синодальная библиотека; – сокращенное: Синодальная библиотека Русской Православной Церкви; (...) II. Цели и формы деятельности Учреждения 15. Учреждение ведет религиозную, научно-богословскую, библиотечную, исследовательскую, информационно-библиографическую, издательскую, учебную, в том числе в сфере начального, среднего и высшего образования, культурно-просветительскую и иную деятельность, соответствующую настоящему Уставу. 16. Для выполнения уставных целей Учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляет: – богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, требы, шествия и церемонии как в храмах, так и на прилегающей к ним территории, на кладбищах и иных местах прощания с усопшими, в жилых помещениях, а также в установленном порядке вне территории Учреждения; – религиозное образование, обучение и воспитание путем создания школ и других общеобразовательных учреждений;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

11 . Приход имеет возможность участвовать в рассмотрении государственными органами и органами местного самоуправления вопросов, относящихся к деятельности Прихода, с учетом территории, на которую распространяется его деятельность. 12 . Приход имеет бланк (штамп) и печать со своим наименованием, указывающим принадлежность к ________ епархии Русской Православной Церкви и символикой. Образец печати утверждается епархиальным управлением. 13 . Полное и сокращенное наименование и место нахождения Прихода 2 . Цели и формы деятельности прихода 14 . Приход объединяет граждан православного вероисповедания для совместного осуществления права на свободу вероисповедания и распространения православной веры, а также для попечения о религиозно-нравственном воспитании. В этих целях в Приходе осуществляются: – богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, требы, шествия и церемонии в храмах и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и предприятиях Прихода, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, в жилых помещениях, а также в установленном порядке вне территории храма; – соответствующие богослужения и религиозные обряды по просьбам граждан совершаются в больницах, госпиталях, иных лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы, а также при соблюдении правил воинских уставов, в воинских частях и на кораблях; – проведение богослужений и религиозных обрядов на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется по согласованию с их администрацией; – распространение православного вероучения непосредственно или через средства массовой информации, в том числе собственные; – миссионерская деятельность; – дела благотворительности и милосердия; – религиозное образование, обучение и воспитание; – паломничество; – распространение (реализация) предметов религиозного назначения и религиозной и богослужебной литературы; – иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Русской Православной Церкви и не противоречащая законодательству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религиозная организация должна действовать, соблюдая как гражданское, так и внутрицерковное законодательство. Во всяком уставе юридического лица должно быть указано то, что данное учреждение действует в рамках соответствующего законодательства. Две статьи «Устава Прихода» 1998 устанавливают: «Ст. 4. В своей деятельности Приход руководствуется постановлениями Поместных и Архиерейских соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, Каноническим уставом об Управлении Русской Православной Церкви, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), Уставом Московской Патриархии, Уставом епархии, Указами епархиального архиерея и настоящим Уставом. 5. Приход осуществляет свою деятельность при соблюдении законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, той или иной области (республики)». Под Каноническим уставом об управлении Русской Православной Церкви теперь надо понимать тот документ, который в данном тексте обозначается «Устав Церкви 2000». Он был принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году в соответствии с действующим ныне федеральным законодательством о свободе совести. Сроки введения в действие «Устава Прихода 1998» и «Устава Церкви 2000» не совпали, поэтому, при обнаружении некоторых нормативных расхождений этих уставов, преимущество имеет «Устав Церкви 2000». Устав Прихода 1998 определяет три цели существования Прихода: – совместное осуществление права на свободу вероисповедания; – распространение православной веры; – попечение о религиозно-нравственном воспитании. Эти цели могут достигаться весьма разнообразными действиями, среди которых можно выделить богослужения, просветительство, благотворительность и предпринимательство. К богослужебной деятельности относятся богослужения, чинопоследования, Таинства, обряды, требы, шествия и церемонии в храмах и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и предприятиях Прихода, на кладбищах и в иных местах прощания с усопшими, в жилых помещениях, а также в любом другом месте в соответствии с конкретными условиями и правилами проведения богослужений (в государственных, общественных и частных учреждениях).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высоч. утверждены. 46 . Во исполнение Высочайшей воли о принятии мер к предупреждению распространения штунды и других еретических лжеучений. – св. Синод циркулярным указом 17 ноября 1889 г. (Церк. Вед. 49) предписал: 1) учредить в местах появления штунды церковно-приходские школы; 2) вменить в обязанность православному духовенству в местностях зараженных штундою вести пастырские собеседования с уклонившимися в ересь и совершать с подобающею торжественностью богослужения и требы и 3) в приходах, зараженных штундою, неудовлетворительных по нравственным качествам и степени образования членов притча заменить лицам и более благонадежными и достойными. В 1888 г. Св. Синод преподал Епархиальным Преосвященным особые правила об устройстве миссий и способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам (Церк. Вед. 1888 г. 28 95 ), для всеобщего руководства и повсеместного применения по епархиям, где имеются расколы и сектанты. В сих правилах православному духовенству предложены к исполнению между прочим, следующие способы действования против заблуждающихся и для охранения православных чад Церкви от совращений в ереси и раскол: а) нравственно-попечительное и всегда участливое отношение приходского духовенства к пастве постоянно внимательное и непременно истовое совершение крестного знамения на себе и при преподании другим благословения, всегда благолепное и согласное с уставом церкви, совершение церковных служб и домашних треб, с вразумительным и внятным чтением и пением церковных молитвословий и с приглашением к участию в таковых песнопениях самих молящихся: б) открытые, проникнутая духом пастырской кротости и растворяемые христианскою любовью собеседования c заблуждающимися и отделившимися от св. Церкви о предметах веры, нравственности и церковного чина; при обстоятельствах же, делающих пастырские собеседования с заблуждающимися невозможными или не удобными, поучительные беседы с православными прихожанами, на правленная к разъяснению тех именно истин святой веры, правил христианской жизни, таинств и обрядов православной Церкви, которые составляют предмет разномыслия и лжеучений отделяющихся от св. Церкви: в) устройство вне богослужебных, назидательных для простого народа, бесед и чтений, имеющих предметом изъяснение истин христианской веры и правил нравственной жизни, с при совокуплением рассказов из священной истории, житий святых и воспоминаемых церковью событий, каковые беседы и чтения могут быть предначинаемы, сопровождаемы и оканчиваемы общим пением церковных молитв и песнопений присутствующими;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010