В Константинопольском Патриархате отметили престольный праздник патриаршего храма на Фанаре 27 апреля, 2011. Редакция " Правмира " С большой торжественностью был отмечен праздник св. Георгия на Фанаре, где располагается главный патриарший храм Вселенского патриархата, посвященный св. Георгию. Так как в Константинопольском патриархате принят новый стиль для неподвижных праздников, то день св. Георгия в этом году пришелся на Великую Субботу, поэтому праздник св. Георгия был перенесен в этом году на вторник Светлой Седмицы. Стамбул. 27 апреля. ПРАВМИР — С большой торжественностью был отмечен праздник св. Георгия на Фанаре, где располагается главный патриарший храм Вселенского патриархата, посвященный св. Георгию. Так как в Константинопольском патриархате принят новый стиль для неподвижных праздников, то день св. Георгия в этом году пришелся на Великую Субботу, поэтому праздник св. Георгия был перенесен в этом году на вторник Светлой Седмицы. Божественную литургию в патриаршем храме св. Георгия возглавил митрополит Транупольский Герман, которому сослужили митрополит Димитрий Севастийский и протосинкелл митрополит Каллиупольский и Мадитский Стефан. Вселенский Патриарх Варфоломей присутствовал и молился за богослужением, стоя на своем патриаршем месте в храме. На богослужении также присутствовала бывший министр образования и религиозных дел Греции Мариетта Гьяннаку. После службы Патриарх Варфоломей приветствовал собравшихся и раздал всем присутствующим пасхальные яйца. Также Патриарх приветствовал и тепло общался с присутствовавшей в храме группой молодых людей-инвалидов. Эта группа молодых людей, которые прибыли в Стамбул на фестиваль, организованной турецкой ассоциацией «Τürkiye Omurilik Felçlileri Dernei», специально прибыла на престольный праздник Фанара, чтобы помолиться на православной службе и пообщаться с Вселенским Патриархом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-konstantinopolskom-p...

175 Относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей Греческих, Южнославянских и Древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в XVIII веке (позже 1695 года, когда наш Церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики Восточных Церквей. В Церквах Греческих и Болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выносе Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из рук патриарха и отходят. Во все это время поют: «Тебе одеющагося...». После чтения: «Ныне отпущаеши...» и по «Отче наш» поются тропари, и бывает обычный отпуст вечерни. 176 Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма – на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия – на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля). 177 Если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого ), на «Господи, воззвах...» поются стихиры дня и праздника. Паремии – дня и три праздника. Далее – литургия св. Василия Великого , как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает еще о том, что наша жизнь обновлена в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!» Чин освящения артоса В конце литургии в первый день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса. Артосом (в переводе с греческого – «хлебом») называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В первый день Пасхи артос (их может быть несколько) полагается на аналое или столе в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода, который совершается каждый день (кроме первого) Светлой седмицы после литургии, обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря Пасхи. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В пятницу Светлой седмицы вечером (т.е. на субботу) артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи). Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по вознесении Его на небо полагали на столе часть хлеба для Него и там самым представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни. Чин освящения артоса совершается следующим образом. По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Затем на амвоне ставится аналой или стол с лежащим на нем артосом, и диакон возглашает: «Господу помолимся». Священник читает молитву на освящение артоса: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю...». Хор: «Аминь». Священник окропляет артос святой водой, произнося трижды: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Поскольку он почти всегда выпадает на дни Великого поста, то имеет только по одному дню предпразднства и попразднства, совпадающего к тому же с отданием праздника. А если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. Если же праздник Благовещения случится в Неделю ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он вообще не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Всенощное бдение праздника может начинаться по-разному. 1 . Если праздник приходится на такие дни Святой Четыредесятницы, как вторник, среду, четверг, пятницу или субботу любой седмицы, или вторник, среду или четверг Страстной седмицы, всенощное бдение начинается великим повечерием. Непременным условием этого является совершение накануне днем (т. е. 24 марта) вечерни (с малым входом и чтением паремий) отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных даров. 2 . Если Благовещение случится в Недели или в понедельники Великого поста или в любой день Светлой седмицы, всенощное бдение начинается великой вечерней. 3 . Если Благовещение случится в Великий Пяток или в Великую Субботу, всенощное бдение начинается утреней, причем накануне этих дней должна служиться вечерня: в четверг с Литургией святого Василия Великого , а в пятницу – особо. 4 . Если Благовещение случится в день Светлого Христова Воскресения (такое совпадение называется Кири-опасха), то в пасхальную утреню вместе с пасхальным каноном поется и канон Благовещения, а после 6-й песни читается Евангелие праздника Благовещения. Если всенощное бдение начинается великим повечерием, то накануне, как уже говорилось, должна быть совершена вечерня с малым входом и с чтением паремий. Она имеет те же особенности, что и великая вечерня, начинающая всенощное бдение под праздник, в те дни, когда это положено. Особенности этой вечерни следующие. Поются стихиры на «Господи воззвах» из Триоди (постной или цветной в зависимости от того выпадет Благовещение до или после Пасхи) и Минеи (праздника), на «Слава и ныне» – стихира праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Патриаршее служение в Великую Субботу 30 апреля 2016 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. 30 апреля 2016 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Димитрия Попова, клирика храма святителя Николая Чудотворца в Зеленограде, во пресвитера. Проповедь перед причастием произнес епископ Воскресенский Савва. По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение хлеба и вина. Святейший Патриарх Кирилл вознес совершаемую ежегодно в Великую Субботу во всех храмах Русской Православной Церкви молитву о мире на Святой Земле. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великой Субботой, с вхождением в пресветлый праздник спасительной Пасхи Божией. Мы прошли поприще Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Многие многому научились, многое пережили во время богослужений, частных молитв, готовясь к исповеди и принося покаяние, причащаясь Святых Христовых Таин. Время Великого поста, которое совпадает с весной, недаром святые отцы называли весной духовной, потому что как во время весенних дней распускается и воскресает природа, так через подвиг Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы и наши души призваны раскрыться навстречу солнцу правды, навстречу Христу Богу нашему, Которого во всей славе, теми силами, на которые мы способны, встретим сегодня во время Святой Светлой Пасхальной ночи.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!» Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

   И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и Бог мой!» ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)    Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.    Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.    Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).    В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010