По действующему ныне уставу православной греко-российской церкви, церковное употребление артоса состоит в следующем: «Сообразно со знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе событие смерти и воскресения Господа, на артосе начертывается или крест, увенчанный тернием, как знамение победы Христовой над смертью, или образ воскресения Христова». Приготовленный таким образом, он в первый же день Пасхи приносится в алтарь и здесь на жертвеннике полагается в особый сосуд, называемый «панагиар». В тот же день по заамвонной молитве происходит его освящение, с чтением установленной молитвы и окроплением святой водой. В продолжение всей Светлой седмицы артос лежит или в алтаре, или в храме на аналогии, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Христова. Во время крестного хода, который полагается каждый день Светлой седмицы после утрени, но в приходских церквах обыкновенно бывает после литургии, с хоругвями, образами Воскресения Господня, Богородицы, обносят и артос кругом храма. В монастырях каждый день Светлой седмицы, кроме того, приносится артос в торжественном шествии, с иконой Воскресения Христова, лампадами, при звоне во все колокола и при пении «Христос воскресе», в братскую трапезу, и полагается здесь на особо приготовленном аналогии. После трапезы бывает, так называемое, возношение артоса. При возношении артоса келарь говорит: «Христос воскресе», однажды; ему присутствующие отвечают: «воистину воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит: «покланяемся Его тридневному воскресению», и полагает артос на панагиар. Затем все подходят к аналогию, на котором был положен артос, и целуют последний. После сего артос с той же торжественностью, с какой был принесен в трапезу, относится обратно в церковь . В последний день Светлой седмицы, в субботу, артос торжественно раздробляется после литургии. В монастырях это раздробление совершается обыкновенно следующим порядком: после литургии артос приносят в трапезу, здесь поют трижды «Христос воскресе», читают молитву Господню, и затем священник произносит особо положенную молитву, и раздробленный артос вкушается братией прежде трапезы. «Но, сказано в дополнительном требнике, иерей может раздробить артос и на литургии по заамвонной молитве и раздавать верующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого-либо суеверия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так, автор в отдельности рассматривает порядок совершения утрени и чтений на ней канонов в различные дни седмицы, а затем посвящает отдельную главу рассмотрению особенностей совершения утрени в субботу и последующих двух седмиц Великого поста, в которые совершается особое поминовение усопших. Подобным же образом автор пособия рассматривает богослужения великопостных часов, давая в отдельной главе общие сведения о них и переходя к детальному разбору порядка их совершения в следующей главе, оговорив порядок чтения кафизм Великим постом. Несколько глав выделяется для ознакомления с чином литургии Преждеосвященных Даров, о которой, как обычно, предлагаются общие сведения исторического и литургико-богословского характера, а затем следует детальный разбор собственно литургической части. Не оставляет автор без внимания и седмицы Великого поста, предпочитая инкорпорированию теоретического материала о них в общий строй глав отдельное рассмотрение особенностей каждой последующей седмицы Четыредесятницы. Как и в других случаях, в течение всего разбора мы встречаем множество примечаний, описывающих те или иные особенности служб, которые требуют пояснения; возможные изменения в порядке и строе богослужений в зависимости от выпадения памятей святых не переходящего круга празднований; отсылки к источникам, которыми можно воспользоваться для получения дополнительной информации относительно некоторых особенностей великопостного богослужения. Далее описываются богослужения Страстной седмицы. Каждому важному воспоминанию и чинопоследованию, совершающемуся в течение этой седмицы, посвящен свой раздел. Также подробно оговариваются все те моменты, на которые обращалось внимание автором и в предыдущих параграфах. По окончании описанию богослужений Страстной седмицы автор переходит к изложению материала, касающегося периода пения Цветной Триоди. Как и прежде, оговариваются исторические и литургические контексты ее использования. Автор подробно описывает особенности пасхального богослужения и следующих за ним служб Светлой седмицы и послепасхальных недель. Раскрываются все возможные особенности пасхального и послепасхального богослужений, в т. ч., например, освящение артоса и скоромных яств в неделю Пасхи. Далее схиархим. Иоанн переходит к раскрытию особенностей богослужения Вознесения, которое, подобно другим подвижным двунадесятым праздникам, получило свое место именно в этом разделе. За этим следуют некоторые указания относительно богослужений в период от Вознесения до Пятидесятницы, которой также посвящается отдельная глава, как и следующему за ней Дню Святого Духа. После этого кратко оговариваются службы следующих за Пятидесятницей недель, и завершается учебный материал конспекта кратким параграфом о Петровом посте, о котором сообщаются некоторые исторические и общелитургические сведения.

http://bogoslov.ru/article/5834094

Если праздник Благовещения случится в среду 5-й седмицы Великого поста, а предпразднество во вторник, то служба предпразднества поется в понедельник, ибо во вторник (начиная с вечерни понедельника) тогда совершается служба великого канона (Типикон, последование 26 марта, аще Благовещение в среду 5-й седмицы); если праздник Благовещения случится в пяток 5-й седмицы, то служба предпразднества совершается не в четверток, а в среду (начинаясь вечернею вторника и оканчиваясь утром среды). Ибо в четверток (начиная с вечерни среды) совершается служба великого канона (Типикон, последование 24 марта, аще в четверг 5-й недели). Во-вторых, если предпразднество Благовещения случится в недели (воскресения) 4-й и 5-й седмиц Великого поста, то служба св. Иоанну Лествичнику (4-й недели) и св. Марии Египетской (5-й недели) оставляются и поются, егда екклесиарх (настоятель) рассудит (Типикон, 24 марта, аще в 4-й и 5-й недели); если праздник Благовещения случится в неделю Ваий и предпразднество его в субботу Лазареву, то служба предпразднества совершается в четверток этой седмицы (Типикон, последование 24 марта). Порядок службы праздника изложен в Уставе 25 марта и начинается со слов: «При часе же первом нощи ударяют в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уставе 26 марта. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великою вечернею (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утреней (в Великий Пяток и Субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50-го псалма поется на «Слава» – «Молитвами Богородицы...» на «И ныне» – то же, но в неделю Ваий поем: «Слава, днесь Христос...», «И ныне», той же; «Честнейшую...» по 8-й песни канона поется только в недели 3, 4 и 5-го Великого поста; во все прочие дни до недели Ваий – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектения «Помилуй нас, Боже...», а «Господи, помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в пост (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота...», после ектении «Помилуй нас, Боже...»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Патриаршее слово в Покровском монастыре в Хотькове в субботу Светлой седмицы 3 травня 2008 р. 19:03 В субботу Светлой седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотькове. Собратья архипастыри, досточтимая матушка-игумения, сестры обители, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Спасибо всем вам за то, что заканчивая Светлую Пасхальную седмицу мы вместе прославляем Воскресшего Господа Спасителя. Радость Пасхи это — радость победы жизни над смертью, добра над злом. Эту радость мы должны хранить в сердце, ею должны укреплять себя в вере. Господь с нами и помогает нам совершать возрождение церковной и монашеской жизни, нравственно и духовно воспитывать детей и молодежь. Сегодня, провожая Пасхальную седмицу Светлого Христова Воскресения, мы впервые совершаем Богослужение в этом величественном и соборном храме, освященном в честь святителя и чудотворца Николая. Кажется, восстановить то, что было разрушено, очень трудно. Но, по милости Божией, этот величественный соборный храм восстал из руин. Мы благодарны Вам, матушка-игумения, и всем, кто помогал восстанавливать эту порушенную святыню. Сегодня мы совершали Божественную литургию в скромных условиях, с временным иконостасом, но уже видели элементы иконостаса, который украсит храм в скором будущем и будет давать людям, приходящим на общую молитву (а их с каждым днем больше и больше), духовную радость от общения с прекрасным, с церковным благолепием. В этом году исполняется 700 лет со дня основания Покровского женского монастыря. Если оглянуться назад, можно представить, сколько поколений православных верующих молилось в стенах обители, сколько монашествующих подвизалось здесь, сколько людей находило духовную поддержку! Не смотря на то, что эти стены были опустошены и разрушены, чувствуется их святость и намоленность. Здесь когда-то молись подвижники монашеской жизни, сегодня эта преемственность сохранена. Дай Бог всем вам, дорогие братья и сестры, возрастать о Господе в радости и благодати Божией. Дай Господь силы перенести жизненные испытания, трудности и болезни, дай Вам Бог мужества совершать свое служение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207426...

В субботу Светлой Седмицы в Новоспасском монастыре состоятся концерты колокольного звона 18 апреля, 2012. Новостная служба На территории монастыря будет устроена передвижная звонница, где будут организованы мастер-классы звонарей. Желающие смогут подняться на колокольню, которая по высоте является второй после Василия Великого – колокольни Кремля. 18 апреля, ПРАВМИР. В Субботу Светлой Седмицы, 21 апреля, по благословению Преосвященного Саввы, епископа Воскресенского, наместника Новоспасского ставропигиального монастыря,  в древнейшей обители Москвы, в Новоспасском монастыре, состоятся концерты колокольного звона. В них примут участия лучшие звонари России. Колокольные концерты будут проходить в 12.00, 14.00, 16.00. На территории монастыря будет устроена передвижная звонница, где будут организованы  мастер-классы звонарей. Желающие смогут подняться на колокольню, которая по высоте является второй после Василия Великого – колокольни Кремля. В рамках мероприятия состоится сбор средств на памятный тысячепудовый колокол, посвященный 400-летию Дома Романовых. Отлит он будет на колоколитейном заводе Н. Шувалова. Адрес: Новоспасский монастырь: г. Москва,  пл. Крестьянская, д. 10 Телефон – 8915-098-5113 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-subbotu-svetloj-sedm...

   Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная».    В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Великого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.    Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).    Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.    Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства — под 26 марта. СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ (см. Типикон под 25 марта)    Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.    Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Рубрики Коллекции Как молиться на Пасху? 2 мин., 17.04.2024 Поделиться Содержание Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову (или только собираетесь начать), напоминаем: после Пасхи привычный порядок молитв немного изменится. Например, на Светлой седмице утренних и вечерних молитв не будет, а после Светлой отдельные молитвы нужно будет заменить. Что и как читать — в наших «Слайдах» . 01 На Светлой седмице На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи . Последний раз они читаются утром в субботу Светлой седмицы. Также на Светлой седмице вместо Покаянного канона, канонов Богородице и Ангелу Хранителю читается канон Пасхи . 02 До праздника Вознесения Господня Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия начинаются с тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» , который читается три раза. Молитва «Царю Небесный» не читается, так как обращена к Святому Духу. Связано это с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы мысленно следуем за евангельским повествованием. Согласно Евангелию, Святой Дух сойдет на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова — на Троицу. Тогда «Царю Небесный» начнут читать вновь. Вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего». 03 С Вознесения до Троицы Этот период длится 10 дней. Уже не произносится тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» по-прежнему не читается. Молитвословия сразу начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». 04 Молитва перед едой До праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — задостойник «Ангел вопияше». 05 Где найти все пасхальные молитвы, которые читаются вместо привычных? В молитвослове. Обычно там даются сноски с указаниями, что читать в пасхальный период. 06 Что еще важно знать? Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Читайте также: «Евангелие про женщин»: журнал «Фома» приглашает на живую пасхальную встречу «Райсовета» Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-molitsya-na-pashu.htm...

В субботу Светлой седмицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Никольском храме города Костаная и вручил награды многодетным семьям Костанайской епархии 8 мая 2021 г. 13:25 8 мая 2021 года, в субботу Светлой седмицы, день памяти апостола и евангелиста Марка, м итрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию пасхальным чином в храме святителя Николая Мирликийского казахстанского города Костаная. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель алма-атинского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, помощник главы Казахстанского митрополичьего округа в Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), протоиерей Андрей Корчажников, клирик храма Богоявления Господня города Рудного Костанайской области протоиерей Михаил Пинаев, настоятель храма праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск Костанайской области протоиерей Олег Калмыков, настоятель храма Архангела Михаила города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель храма святителя Николая Мирликийского города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана села Боровское Костанайской области протоиерей Владимир Королев, настоятель храма святителя Николая Мирликийского села Федоровка Костанайской области протоиерей Алексий Мостовщиков, настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск Костанайской области иерей Андрей Крутин, клирик собора равноапостольных Константина и Елены города Костаная иерей Димитрий Мануйленко, настоятель храма благоверного великого князя Александра Невского села Аулиеколь Костанайской области иерей Иоанн Федяй, настоятель храма преподобного Серафима Саровского поселка Карабалык Костанайской области иерей Петр Скабелкин, клирик храма Богоявления Господня города Рудного иерей Сергий Кривогузов, руководитель личного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, диакон Богдан Бойко, диакон Сергий Неверов, диакон Алексей Ковалев, диакон Елиазар Айтбакин, диакон Алексей Ковалев, диакон Алексей Шматков, диакон Юрий Васин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В каждый день в начале утрени, литургии и вечерни священник, после начального возгласа, как в день Пасхи, поет: «Христос воскресе», трижды, и затем стихи: «Да воскреснет Бог». Священник сказано в Типиконе, стоит пред святой трапезой с кадильницей, коей, при возгласе, знаменует крестовидно (Тип., послед. Нед. Пасхи, вечера). Обыкновенно, в левой руке священник держит честный крест и свечу 1034 , а в правой кадильницу. Такое начало утрени, литургии и вечерни бывает до Фоминой Недели 1035 , до вечера, т. е. до малой вечерни Фоминой Недели. После утрени, пред отпустом 1-го часа, как в день Пасхи, произносится: «Господи, помилуй», 40 раз. «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых Отец наших». Лик: «Аминь». «Христос воскресе», трижды, «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды, «Благослови» и отпуст. В Типиконе за сим указанием прибавлено: Сим образом поется за З-й, за 6-й час пред литургиею, такожде и пред вечерней за 9-й час, и за повечерие. Такожде и за полунощницу (Тип., послед. дня Пасхи, конец утрени). Таким образом, обыкновенно, в пасхальную седмицу бывает отпуст и после 6-го часа пред литургией, и после 9-го часа пред вечерней. В субботу пасхальной седмицы поются 1-й, З-й и 6-й часы пасхальные, а 9-й час трипсалмный (Тип. послед. Нед. ап. Фомы). В дни пасхальной седмицы, есть особенности: в конце песней канона прибавлены по два тропаря – Богородична, один на «Слава» другой на «И ныне». Пред ними не говорится: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а пред ним произносится: «Слава», пред другим: «И ныне». В Богородичных призывается Матерь Божии к прославлению воскресения Христова 1036 . Для службы пятка светлой седмицы находится в Цветной Триоди особое указание, отличающееся от указания, находящегося в Типиконе. В Типиконе назначена для пятка Светлой седмицы служба, подобная той, которая должна для прочих седмичных дней Пасхальной седмицы. В Цветной же Триоди со службой Пасхальной соединяется служба на «Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живоносный Источник», и ради этой службы, по указанию Цветной Триоди (но не Типикона) несколько сокращается пасхальная служба, и некоторые пасхальные песнопения заменяются песнопениями службы «Живоносному Источнику».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

IV. Учение об искуплении. Оно тесно связано с учением о падении и равным образом ожидает от проповедника полнейшего, подробнейшего и самого глубокого изложения. Службы Страстной Седмицы должны быть перенесены в поучение об искуплении; жизнь Искупителя, Его Евангелие, всё дело Его, совершённое Им на земле и во гробе должно раскрыться в проповедях пастырских. Образец – Страстная Седмица. V. Догмат о почитании Икон и многие другие догматы и постановления церковные, указуемые Чином Православия. VI. Учение об отлучении церковном и вообще о власти и правах Церкви. VII. По примеру Отцов церкви – Иоанна Златоуста , Василия Великого и других – можно в продолжение поста изъяснять те самые книги писания, из которых выбраны Паремии для великопостных Служб: книги Бытия, Иова, Притчей, Исаии и проч. Но это можно делать только тогда, когда слушатели хорошо уже знакомы с главными вышеизложенными предметами. XXI. Пентиикостарион или Триодь Цветная §§ 144. Характер сей Триоди и разделение Служб, в ней содержащихся. 145. Службы Светлой Седмицы. 146. Назидательная обрядность и обычаи Светлой Седмицы 147. Службы прочих Седмиц до отдания Пасхи. 148. Службы Вознесения Господня. 149. В неделю Св. Богоносных Отец. 150. Служба заупокойная в Субботу перед Пятидесятницей. 151. В день Пятидесятницы. 152. Вечерняя Служба в тот же день. 154. В Понедельник Пятидесятницы. 154. В неделю всех Святых. 155. Главные предметы поучений по руководству Цветной Триоди. § 144. По возвышенности и торжественности предметов, стройному расположению обстоятельств, священному восторгу песнопений, не величественной простоте, свежести, можно сказать, цветности благочестивых картин, Пентикостарион справедливо носит характеристическое название Цветной Триоди. В нём содержатся Службы, начиная с первого дня Пасхи (по некоторым изданиям с Лазаревой Субботы) до недели Всех Святых включительно. Его можно, как и Триодь постную, разделить на три части, по числу трёх великих праздников Господских: I. Службы Светлой Седмицы и последующие за нею недельные простодневные до отдания праздника Пасхи, т. е. до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010