Все богослужения Светлой седмицы совершаются при открытых царских вратах в знак того, что двери рая в эти дни открыты, а также как образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень. Царские врата открыты и во внебогослужебное время (их закроют только в Светлую субботу перед вечерней службой), а во многих храмах в эту неделю разрешают звонить в колокола всем желающим. Читайте также: Пасхальный трезвон Пост на Светлой седмице полностью отменяется, но приступать к таинству Евхаристии можно и нужно! На Светлой седмице не венчают. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи! Все эти изменения обычного течения церковной жизни призваны показать, что семь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет». Итак, верующие призваны в дни Светлой седмицы чаще бывать в храме и приступать к Причащению — это понятно. Но что делать в остальное время? Можно ли веселиться, встречаться с друзьями, ходить в кино, кататься на велосипеде и так далее? Все это можно, лишь бы не мешало мирному состоянию души. Собраться с близкими за праздничным столом, уделить время живому общению — хорошо и правильно, а вот сплетничать или ссориться — нехорошо. Погулять с детьми в парке, сходить в кино или театр на хороший фильм или спектакль — приветствуется, а играть в азартные игры или отправляться на мероприятие, где эмоции могут выйти из-под контроля (это и подразумевал запрет на «конское ристание или иное народное зрелище», сформулированный отцами Церкви в VII веке), — не стоит (впрочем, это для христиан не лучшее времяпрепровождение в любое время). Конечно же, нельзя злоупотреблять алкоголем и объедаться (это относится к любому дню года). В целом правильно будет спланировать время так, чтобы максимально разгрузить Светлую седмицу от бытовых хлопот и от сложных рабочих проектов и уделить время Богу и близким. «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», — учит апостол Павел. Радость пасхальный дней — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая уже здесь, на земле. Не будем обкрадывать сами себя, проведем эти святые дни так, как учит Церковь, — это благодатный опыт, проверенный веками.

http://foma.ru/kak-pravilno-provesti-sve...

На Пасху каким-то чудом она сумела прийти в Николо-Кузнецкий храм и причаститься. На Светлой умерла. 40-й день ее смерти выпал на день памяти любимого Наташиного святого, Николая Чудотворца, которому она всю жизнь молилась. Годовщина смерти совпала с днем Похвалы Пресвятой Богородицы. Череда совпадений для меня лично стала важной зацепочкой, памятью о человеке, который сумел собственные страдания сопоставить со страданиями Христа. Когда участвуешь в поддержке онкобольных, особенно остро понимаешь, что не ты им помогаешь, а они тебе, становясь примером и уроком мужества. Примером своей жизни они других научают преодолевать страхи и сомнения. Был у нас в приходе и другой дивный человек, невероятный добряк – Иван. У него такой бас густой был. Слышу «гу-гу-гу» в очереди на исповедь и знаю, что в этот момент Иван пропускает вперед тех, кому быстрее надо к священнику подойти. Не помню, чтобы хоть раз на кого-то в жизни он жаловался, чтобы был чем-то недоволен. Только на себя жаловался, собой недоволен бывал. Добрейшей души человек. Только так можно и говорить про него. В тот год пришло Синодальное распоряжение, разрешающее причащаться на Пасху без исповеди и всю неделю на Светлой седмице. Иван причастился в Страстной Четверг, потом в Великую Субботу, потом на Пасху, а потом причащался все дни Светлой седмицы. В субботу, наконец, мы поговорили, он подошел и воскликнул: «Отец Андрей, если бы вы знали, как я поражен: мне дано такое счастье – всю неделю быть со Христом, всю неделю причащаться! У меня душа ликует. Спасибо вам!» Я ему отвечаю, мол, при чем здесь я? На самом деле так и должно быть. Мы с ним поговорили еще. Он все благодарил, потом попрощался и ушел. В понедельник прихожу в храм. Посредине стоит гроб. Подхожу, а там Иван лежит. Я глазам своим не поверил. Стал спрашивать близких, что случилось. Оказалось, после субботней службы, едва он дошел до метро «Третьяковская», с ним случился сердечный приступ. Иван упал и умер. Последний его разговор был именно со мной. Разговор этот был о Ликовании и Радости, о сопричастности Спасителю. Я стоял у гроба и думал, что ничего особенного не делал, но неожиданно оказался участником настоящего чуда Божия. Был свидетелем преображения души, ликования от Любви Христовой. Человек встретил Его, наполнился и ушел, точнее, ушли: Наташа и Иван, в радости.

http://pravmir.ru/ushli-v-radosti-dve-sm...

Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. «Христос Воскресе!» – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. «седмица») после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице «все и всяческая» – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Все богослужение Светлой Седмицы совершается при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать чревообъядения, в которое так легко впасть после долгого поста. В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери «Живоносный источник», и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершается, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: «Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15:14). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский , который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя! Христос воскресе!» Праздник Русской земли Второе воскресение после дня Святой Троицы – Престольный праздник Русской земли. В этот день Православной Церковью прославляется великий сонм угодников Божиих, на русских просторах свершивших свой подвиг.

http://azbyka.ru/katehizacija/azy-pravos...

В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Он приносится в алтарь к иерею по совершении Божественной литургии, по заамвонной молитве. Диакон произносит: «Господу помолимся», а клир: «Господи, помилуй». И священник читает молитву, в которой просить благословить и освятить артос, а приносящих и лобызающих его и вкушающих от него – сотворить причастниками небесного благословения. После молитвы иерей кропит артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь,» (Дополн. Требн.). Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналогии нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня (Тип., послед. Пасхи). В приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят, обыкновенно, и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени (Тип., послед. понед. Светлой седмицы, утро). Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии. В монастырях после литургии бывает шествие в трапезу с иконой Воскресения Христова, с артосом, лампадой или двумя, при звоне во все колокола, и пении (вместо псалма «Вознесу Тя, Боже», который поется в Чине о панагии): «Христос воскресе». После трапезы (стола) бывает возношение артоса, подобно тому, какое бывает с частью хлеба, называемою «панагиею» 1031 . При возвышении артоса, вместо слов: «Велико имя Святой Троицы», какие говорятся при возношении панагии, келарь говорит: «Христос воскресе», однажды; все же отвечают: «Воистинну воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит. «Покланяемся Его тридневному воскресению» – и полагает артос на панагиар. Затем все целуют артос, и он относится, с песнопением 9-й песни канона Пасхи, в храм прежним порядком. Артос раздробляется в субботу после литургии. В Дополнительном Требнике сказано, что после литургии, по принесении артоса в трапезу (сн. Тип., послед. артоса), после пения триада: «Христос Воскресе», с поклонением, и по прочтении: «Отче наш», и по благословении обычным образом трапезы, диакон говорит: «Господу помолимся». Братия поют: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву, в которой просит, чтобы все, вкушающие артос, телесного π душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа 1032 . В монастырях келарь, раздробив хлеб, возносимый во всей седмице, раздает братиям прежде обычного их ядения, и тако потребляют его (Тип., послед. субботы Светлой седмицы). Но, сказано в Дополнительном Требнике, иерей может раздробить его и на литургии по заамвонной молитве и раздавать вербующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого либо суеверия (Указ 1723 г., июня 15-го).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   Затем хор поет вместо «Буди имя Господне...» «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии. Великая вечерня в первый день Пасхи    Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды.    По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом — в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах».    Вход – с Евангелием. После «Свете тихий...» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог, творяй чудеса». По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...».    Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения.    После Евангелия — сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее – стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...». Особенности богослужения на Светлой седмице    Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе.    Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее следует Сугубая ектения, поется (а не читается) молитва: «Сподоби Господи, в вечер сей…» Просительная ектения, Стихира на стиховне, Стихиры Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася…» Возглас: «Премудрость» и отпуст, как на утрени с крестом и приветствием пасхальным. Так служится вечерня и во все прочие дни Светлой седмицы, но только настоятель не облачается в полное облачение, как на первый день, вход бывает с кадилом и Евангелие не читается. Каждый день бывает особый великий прокимен. После вечерни поется Пасхальное Повечерие. Молебен на Пасху также служится по особому чину с каноном Пасхи, Панихид служить не полагается, а отпевание усопшего совершается тоже по особому чину и все состоит из радостных пасхальных песнопений, только ектении бывают обычные заупокойные. После первого дня Пасхи вся светлая седмица представляет собой, как бы один сплошной непрерывный праздник. Каждый день после литургии полагается крестный ход с пением пасхального канона и чтением воскресных Евангелий (на практике теперь совершают крестный ход только на второй день Пасхи). Если в дни Пасхальной седмицы случится память великого святого, как например св. великомученика Георгия Победоносца 23 апреля, то с молитвословиями Пасхи соединяются молитвословия святому, то есть стихиры ему, канон, поется тропарь и читаются паремии, на утрени поется и полиелей с величанием, степенны и читается Евангелие. Только Великого славословия не бывает. На литургии также добавляется тропарь, кондак, прокимен, Апостол, Евангелие, и причастен. В Светлый пяток к пасхальной службе присоединяется Служба живоносному источнику Пресвятой Богородицы. Это служба местного характера и в Типиконе она не помещается. Составил эту службу Никита Каллист Ксанфопул, живший в XIV веке в память обновления, то есть освящения храма, именуемого Живоносный Источник. В день Пасхи и прочие дни Светлой седмицы священнослужители славят праздник, обходя дома своих прихожан с крестом и пением пасхальных песнопений. В Светлую Субботу, после Божественной литургии, царские врата, северные и южные двери алтаря закрываются, (есть и такой обычай, что царские двери затворяются в субботу вечером, на великой вечерне, при пении стихиры на «Господи воззвах» – «Дверем заключенным.»..). И так, с 9-го часа начинается уже второй период празднования Пасхи, отличающийся уже меньшей торжественностью, который продолжается в течение следующих четырех седмиц с половиною по Пасхе. Каждая из последующих недель, то есть, каждый воскресный день, после Пасхи носит особое название и посвящен особым воспоминаниям. Особые Воспоминания в Дни Пятидесятницы

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все богослужение Светлой Седмицы совершается при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата - образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать чревообъядения, в которое так легко впасть после долгого поста. В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери " Живоносный источник " , и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершается, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Воскресение Христово - краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: " Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша " (1 Кор. 15,14). Радость пасхальной ночи - это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: " Радость моя! Христос воскресе! " Праздник Русской земли Второе воскресение после дня Святой Троицы - Престольный праздник Русской земли. В этот день Православной Церковью прославляется великий сонм угодников Божиих, на русских просторах свершивших свой подвиг. Ни одна страна не дала миру такого количества святых. Все они - и те, коим издавна поклоняются русские люди, прося помощи и заступления, и те, чьи имена мы уже никогда не узнаем, - связаны с русской землей нерушимыми молитвенными узами. Прославим же в этот день и крестителя Руси - великого равноапостольного князя Владимира, и равноапостольную княгиню Ольгу, открывших нашему Отечеству свет истинной веры. Поклонимся святым благоверным князьям Борису и Глебу, Александру Невскому и Димитрию Донскому, жизни отдавших за други своя. Благословим святителей и исповедников - от первого митрополита Киевского Михаила до Святейшего Тихона, Патриарха Московского, что хранили свою всероссийскую паству от расколов и сект, ересей и соблазнов. Припадем в молитве к духовникам русской земли - от Антония Киево-Печерского до Иоанна Кронштадтского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1875...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Радоница – день особого всецерковного  поминовения усопших . Происходит от слова  радость – т.к. всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней). Совершается на 9-й день после Пасхи , во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы ), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на  воскресение и вечную жизнь. Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:32 ). Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что последняя предшествовавшая этому дню заупокойная литургия совершена в 4-ю субботу Великого поста; после этого дня в оставшийся период поста нет ни одной субботы или воскресенья, где Устав может допустить служение заупокойной литургии. Следовательно, с конца 4-й седмицы и до Антипасхи нарочитые поминальные дни «накапливаются» в большом количестве. Во-вторых, Устав запрещает в период с Великого Четверга до Недели Антипасхи совершать литии о усопших в притворе (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и Великий четверток», «зри»), что фактически означает запрет любого поминовения усопших в общественной церковной молитве в данный отрезок времени. Следовательно, все заупокойные поминовения должны быть перенесены на ближайший день после окончания указанного срока. Но на какой именно день? Понедельник Антипасхи не совсем подходит для этой цели, ибо вечером в Неделю Антипасхи совершается великая вечерня с пением великого прокимена, то есть вечером в воскресный день заупокойные поминовения неуместны. Потому первым днем после Пасхи, когда и вечером накануне, и в сам день утром можно совершать заупокойное поминовение, является вторник 2-й седмицы. Именно в этот день русская церковная традиция предписывает совершать поминовение усопших, в первую очередь тех, нарочитые дни поминовения которых пришлись на Страстную и Светлую седмицы, ну а вместе с ними и всех остальных. В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная  панихида , в которую включаются и пасхальные песнопения.

http://azbyka.ru/radonica

30 «В среду пятыя седмицы вечера звон в красныя. Такожде и в четверток ко утрени и вечерни» (Типикон, гл. 49, 4-я Неделя вечера). 31 Принято на практике читать этот канон священнику и так же, как и в четыре дня 1-й седмицы, посреди храма. Для этого священник во время пения ирмоса: «Помощник и Покровитель...», облаченный в фелонь (от начала утрени), исходит северными дверьми к уготованному аналою. Впереди свещеносец со свечой. Царские врата закрыты. Завеса Царских врат стоит отверзена от начала утрени. 32 «Поскору» выражается в том, что на кафизмах между «Славами» нет пения, тропари на часах читаются, а не поются; в конце каждого часа молитва св. Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами. «Во царствии Твоем…» на изобразительных читается, а не поется. 33 Храмовой праздник, если случится в Страстную седмицу до Великой пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в пятницу или в субботу Страстной седмицы, или на первый день Пасхи – переносится на понедельник Светлой седмицы. 34 «Поется же первее посреде церкве канонархом единожды. Таже: Слава, на клирос; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, Вел. понед., утреня). 35 «А на 6-м часе кадит токмо Евангелие», т. е. совершается «малое каждение» (Триодь, Служба в Великий понедельник). 37 «На трапезе же ядим сухоядение и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в великий понедельник, во вторник и в среду, поститися подобает» (Типикон. Великий понедельник вечера, 2-е «Зри»). 38 «Сице же творим в великий понедельник вечера и во вторник к среде» (Типикон, Великий понедельник вечера, 3-е «Зри»). 39 В обителях бывает расход. «В соборных же храмех и приходских росход не бывает, но по прощении трезвон в двои» (Типикон, Великая среда, утреня). 41 «И абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны...» (Типикон, Великая среда, вечер). 42 «Ведомо же буди, яко от сего святаго дни полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмех и мирских поют в церквах» (Типикон, Великая среда, вечер).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено. 4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина , совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже: " Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1-ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3-м, 6-ом и 9-ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3-х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные. Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная – или св. Иоанна Златоустог о или св. Василия Великого (в 3-ью, 4-ую, 5-ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11-ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: «Творяй ангелы своя духи». На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010