Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 мая 2024 года 28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8-го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние…». На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы…», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы…». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1245 По суждению «Цер. Вестника», чтение «заупокойного кануна» грамотными девушками в родительские субботы (преимущественно в «радоницу», после отпетой на могиле священником панихиды) есть самочинное вторжение простецов в частное богослужение и не должно быть допускаемо (сн. выше, 1 примеч. к 1295 стр.); если прихожане приглашают девушек к чтению означенного кануна вследствие торопливости совершения священником на могилах панихид, то нужно иметь в виду, что, согласно 35–36 ст. Уст. Д.К., богослужение должно быть совершаемо «без поспешности»; при значительном же количестве панихид, следует совершить одну общую панихиду в церкви (можно и на кладбище), а затем на могилах петь лишь литии, объяснив поминающим своих родственников, что особая панихида на могиле может быть совершена ими и в другое время, помимо родительской (Ц.В. 1893, 32). 1246 В некоторых случаях указанное в «Росписи» поминовение переносится на другие дни. – Так, если по ком из поименованных в «Росписи» лиц поминовение случится «во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни», то «по таковым те поминовения чинити по субботам тех седмиц; по которым же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботой Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий и на Страстной и Светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинити в неделю Фомину во вторник» («Панихидная роспись» по Высоч. лицах, изд. С.-Петерб. Син. Типогр.). – Так как в 1899 г. поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II (1-го марта) и Александра III-ro (26-го февраля) совпали – первый с понедельником первой седмицы Великого поста, а второй с пятницей Сырной седмицы, когда, по Уставу Церкви, не положено совершение Божественной литургии, то Св. Синодом от 13–15 янв. того же года было определено: перенести в означенном году поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II и Александра III с вышеуказанных дней на субботу Сырной седмицы, 27-го февраля (Ц.Вед. 1899, 4). – В 1905 г., по случаю совпадения 1-го марта со вторником 1-й седмицы Вел. поста, определением Св. Синода от 16 февр. того же года поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра II-ro было перенесено с вышеуказанного дня на субботу Сырной седмицы, 26-го февраля (Ц.Вед. 1905, 8, офиц. ч.). – См. также выше, 2 прим к 652 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Артос  (от греч. ρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим утром после Литургии в Светлую субботу с целью благоговейного потребления. В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на  аналое , перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова. Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на  солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами « Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ». Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами. В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-pros...

Об обычае дарить пасхальные яйца По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Яйцо же, окрашенное красной краской, напоминает нам о том, что наша жизнь возникла в недрах Гроба Господня и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровью Христа Спасителя. Обычай дарить пасхальные яйца, по древнему церковному преданию, обязан своим началом св.Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!» (Там же, с.283). Об освящении яств В первый день Пасхи после Литургии освящаются куличи, пасхи, яйца, «брашна» (яства), «мяса». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву (из Требника), «еже благословити сыр и яйца». «Владыко Господи Боже наш» и молитву, «во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи», «Призри, Господи Иисусе Христе, Боже наш», затем он окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до Светлой утрени), то пасхальные песнопения петь нельзя; следует петь тро­парь Великой Субботы «Егда снизшел еси к смерти Животе Безсмертный » (Там же). Светлая седмица Вся седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора пове­левают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом. Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после Литургии) (Там же, с.286).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

28. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра. Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Все службы суточного круга – по образцу 24 апреля. Поются стихиры 8-го гласа. На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние...». На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?»; стих: «Господь – Защититель живота моего. От кого устрашуся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы). Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее). Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы...», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы...». Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи 1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых...» (см. также в п. 5). 2) На всенощном бдении «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется, по традиции, вместо «Приидите, поклонимся...» и после «Благословение Господне на вас...», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5). 3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых...» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением. 4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых...» (трижды) поется после «Благословено Царство...». Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «...смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе...» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе...» все три раза поет хор.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

- Если не ошибаюсь, то, в основном, рекомендуют причащаться в Великий Четверг. - Можно причащаться в Великий Четверг, а можно - в Великую Субботу или на Пасху. Но после Пасхи, когда мы уже ослабили подвиг воздержания: начали разговляться и предаваться все-таки утешению плоти, то, наверное, сохранить трезвость духа, как в Великий Пост, могут очень и очень немногие. Поэтому не думаю, что есть необходимость причащаться на Светлой седмице без подготовки. Хотя готовиться и поститься на Светлой седмице тоже неуместно... Поэтому на этой неделе традиционно причащают либо маленьких детей, либо тех, кому по тем или иным жизненным обстоятельствам крайне необходимо причаститься именно на Светлую седмицу: кто-то ложится на ответственную операцию, у кого-то предстоит какое-то еще, не менее ответственное, дело. В таком случае - да, посоветовавшись с духовником, думаю, можно найти оптимальный способ, как порадоваться Светлому Христову Воскресенью, так и достойно подготовиться к Причастию. - А как насчет супружеских отношений на Светлой седмице, ведь в церковном календаре указано, что браковенчание в этот период не совершается? - Действительно, венчание на Светлой седмице не совершается. А что касается супружеских отношений, то каноны Церкви ничего об этом не говорят. Поэтому, думаю, каждый человек сам для себя решает подобный вопрос. Если относительно дней поста можно сказать однозначно, что пост есть время упражнения в воздержании не только в пище, но и в супружеских отношениях, то относительно Светлой седмицы известно, что такого запрета нет. - От некоторых благочестивых женщин слышал, что надо воздерживаться от интимных отношений не только во время беременности, но и в период кормления грудью. Это действительно так? - Здесь можно говорить так, что вообще идеал для христианина - это безбрачие, как учит апостол Павел. Сам Господь говорит: " ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит " . То есть не все могут понести такой подвиг, а лишь те, кому дано. Аналогично этому идеал семейной жизни - когда супруги живут как брат и сестра, об этом мы читали у святых Отцов. В ранние времена были христиане, которые формально вступали в брак, но реально не жили супружеской жизнью, а проводили жизнь духовную, будучи друг другу как брат с сестрой. Если это было не по силам, то некоторые брали на себя подвиг вступать в супружеские отношения только чадородия ради. К тем, кто и такого подвига понести не мог, обращены слова апостола Павла: " Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве " . Поэтому если муж и жена, зная свои силы, примут решение воздерживаться от интимных отношений в период кормления грудью, то это будет подвиг воздержания.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

В завершение Светлой седмицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию и раздробление артоса в храме Христа Спасителя города Алма-Аты 4 мая 2019 г. 09:15 4 мая 2019 года, в субботу Светлой седмицы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию пасхальным чином в Троицкой церкви Христорождественского собора — храма Христа Спасителя города Алма-Аты. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный приходов Южной столицы Казахстана протоиерей Валерий Захаров; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; председатель отдела религиозного образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Бобылев; игумен Феодосий (Белобородов); ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя; настоятель Параскевинского храма протоиерей Иоанн Лопатин; иеромонах Силуан (Синегубов); настоятель Богоявленской церкви протоиерей Валерий Шаврин; настоятель Крестовоздвиженской церкви иеромонах Мелитон (Поротиков); благочинный Талдыкорганского церковного округа, настоятель Благовещенского храма Алма-Аты иеромонах Клавдиан (Поляков); благочинный Илийского церковного округа протоиерей Александр Зырянов; руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр; руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Вознесенского кафедрального собора Николай Гринкевич; советник главы Митрополичьего округа по культуре, Заслуженный артист России протодиакон Михаил Спельник; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; диакон Димитрий Савченко. Песнопения исполнил хор храма Христа Спасителя под управлением С. Шкуриной. За Литургией возносились прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви от разделений и расколов; архипастырь совершил молитву о мире на Украине. По запричастном стихе протоиерей Александр Суворов огласил пасхальное послание главы Православной Церкви Казахстана. В завершение Литургии состоялось славление Светлому Христову Воскресению, после чего митрополит Александр раздробил артос — пасхальный освященный хлеб, и благословил его для вкушения верующим, «яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся». Богослужение завершилось архипастырской проповедью. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно Древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и Новый Израиль – христианская Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христо­ва – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения, с крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. На пасхальной утрене и на утрене в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники Благовещения, храмовый или св.великомученика Георгия (23 апреля) (Там же, с.275). О значении крестного хода на Пасху Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим Воскресшего Господа вне Иерусалима. В древнейших уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени появился в XV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русской Церкви в XVII в. по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается в кувуклии. В остальных Восточных Православных Церк­вах начало пасхальной утрени сходно с его порядком, изложенным в нашем Типиконе и древних греческих богослужебных книгах (Там же с.276, 278).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие непреложные свидетельства Воскресения Христова. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь – бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священник в первый день Пасхи и в течение всей Светлой седмицы совершает начало утрени, Литургии и вечерни, а также все каждения, с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение и произносит ектении со свечой (в левой руке), выходит из алтаря и входит в него через царские врата. В обычное время через царские врата диакон может проходить только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню, ходить же диакону через царские врата на ектении или в алтарь за Евангелием в обычные после Пасхи дни нельзя. На пасхальной утрени и на утрени в течение всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется великое славословие. Полиелей в дни Светлой седмицы (но не в первый день Пасхи) бывает только в том случае, если на них приходятся праздники: Благовещения, храмовый или святого великомученика Георгия (23 апреля). Человечество чрез Воскресение Христово призвано к новой, нетленной, небесной жизни, Христос разрушил клятву и дал благословение, разрушив смерть, отверз рай, примирил нас с Богом Отцом... Святой праведный Иоанн Кронштадтский Журнал «Глинские чтения» март-апрель 2008 г. СТРАХ БОЖИЙ – ДАР СВЫШЕ «Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться». (Святитель Тихон) «Понеже истинный «страх Божий есть дар от Господа», якоже Сирах глаголет ( Сир. 1, 13 ): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20, 29 ). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, «осязают Его, испытуя» Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: «Господь мой и Бог мой!» ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В Уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона. Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы. Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение «Блажен муж», кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей). В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: «Христос воскресе из мертвых»; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010