«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти Ты сущих во тьме Свет пресветлый» (Кондак). Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство (один день) Вознесения (Там же, с.295–297). Неделя седьмая по Пасхе, свв.отцев Первого Вселенского Собора В эту неделю Святая Церковь празднует память трехсот восемнадцати отец Первого Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария. Он начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года, и послужил славе Воскрес­шего Господа. Собор, как говорится в синаксарии, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. И поскольку Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения во плоти и опять вознесся одесную Бога Отца, то Церковь , желая показать, что Сын Божий воплотился и сделался истинным и совершенным Человеком, «вознесся и седе одесную величествия на небесах», установила настоящий праздник. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не вместе с еврейской, а после нее – в первое воскресенье. Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни пред празднства, ни попразднства. Троицкая родительская суббота Троицкая родительская суббота совершается всегда в субботний день пред Пятидесятницей. На ее службе поминаются все «от века усопшие» право­славные христиане, отцы и братия наша (Там же, с.303–304). Радостнейший день Святой Пасхи является величайшим христианским торжеством (32). Артос Артосом (в переводе с греческого «хлеб») называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В первый день Пасхи артос (их может быть несколько) полагается на аналое или столе в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. В первый день Пасхи в конце Литургии, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса. Во время крестного хода, который соверша­ется каждый день (кроме первого) Светлой седмицы после Литургии, обычно носят и артос, а в монастырях после Литургии он переносится в трапезную при пении тропаря Пасхи. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В пятницу Светлой седмицы вечером (то есть на субботу) артос раздробляется и раздается верующим в субботу после Литургии для вкушения (прежде при­нятия обычной пищи).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Затем хор поет вместо «Буди имя Господне...» «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав». И бывает отпуст литургии. Великая вечерня в первый день Пасхи Вечерня предваряется 9-м часом, который поется по пасхальному чину. В это время священник (а при соборном служении – предстоятель) облачается во все священнические одежды. По окончании 9-го часа священник, став перед престолом с Крестом и трисвечником в левой руке и с кадилом – в правой, «знаменует (кадилом) крестовидно» и произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Затем следуют начало, какое было на утрени и литургии, мирная ектения и стихиры на «Господи, воззвах». Вход – с Евангелием. После «Свете тихий...» поется великий прокимен, глас 7-й: «Кто бог велий, яко Бог наш: Ты еси Бог , творяй чудеса». По окончании пения прокимна диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...». Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65-е) – о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения. После Евангелия – сугубая ектения: «Рцем вси...», поется «Сподоби, Господи...» и просительная ектения. Далее – стиховные стихиры со стихирами Пасхи. По окончании пения стихир диакон произносит: «Премудрость». Священник: «Сый благословен...». Хор: «Аминь. Утверди, Боже...». Священнослужители в алтаре: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор: «И сущим во гробех живот даровав». Священник с Крестом творит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых...». Особенности богослужения на Светлой седмице Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

За Марковыми главами непосредственно стоит статья из 25 глав с заглавием: «Указ о святых великых имущи полиелеос или бдение всенощное иже в велицей России новых чудотворцев празднуемых в понедельник светлые недели и во един от дни дажь до недели Фомины и от недели Фомины в Пятидесятницы до недели всех святых. Сия главы подобны Марковым списание трудолюбезно». Вот эти главы: «Подобает же и о сем благоразсудию твоему разсудити, аще прилучится иже во святых отца нашего Ионы, митрополита Киевскаго и всея России чудотворца или Евфимия Суждальскаго чудотворца в понедельник Светлыя недели, или в един от дний до недели Фомины, поется им коемуждо на светлой недели вся служба непременно, якоже Георгию указано. Ащели храм святаго прилучится в неделю Фомину, поем ему всю службу непременно, якоже Георгию. Подобает ведати, якоже аще прилучится коего великаго святаго в неделю мироносиц или о разслабленном или в неделю самаряныни или о слепом. Подобает ведати, аще прилучится храм святаго в среду Преполовения, и поется служба вся храму святаго вкупе с праздником вечер и утро, якоже Богослову с Преполовением. Подобает ведати, яко аще прилучится великаго чудотворца в среду Преполовения, поется служба его вся вкупе с праздником вечер и утро непременно повсюду, якоже Богослову с Преполовением. Подобает ведати, яко аще прилучится коего великаго святаго в неделю о самаряныни оставляется служба Преполовению и поется воскресна и самаряныни вкупе и святаго. Аще прилучится коего великого святаго или святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Пятидесятницы в един от дний коея седмицы кроме субботы и недели. Аще прилучится коего великаго святаго, имущаго бдение всенощное, в Пятидесятницы во един от дний коея седмицы кроме субботы и недели. Аще прилучится в кою-либо неделю по Пасце Антония Печерскаго или в Преполовение 50-цы, то поется служба его в ин день, егда настоятель разсудит. Подобает ведати како поется служба во един от дни коея седмицы празднику и кресту и преподобному Антонию Печерскому. Аще прилучится царя Константина в 50-цы во един от дни коея седмицы, поется служба празднику и Сретению Пречистыя Владимирския иконы и царю Константину. Аще прилучится коего великаго святаго в субботу третия недели по Пасце или 4 или 5. В субботу 3 недели по Пасхе или 4 или 5 аще прилучится великаго святаго, имущаго бдение всенощное. Аще храм святаго прилучится в среду пред Вознесением, то поется храму святаго служба вся вкупе с праздником Пасхи отдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Богослужебные песнопения исполнил собора равноапостольных Константина и Елены города Костаная под управлением Т. Жебрак. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия. Архиерей прочитал молитву об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. После Херувимской песни митрополит Александр совершил священническую хиротонию диакона Вадима Самсонова, клирика Никольского храма города Костаная. По запричастном стихе иеромонах Прохор (Ендовицкий) огласил Пасхальное послание митрополита Астанайского Александра. В завершение Литургии состоялось славление Светлому Христову Воскресению, после чего владыка Александр раздробил артос и благословил его для употребления верующим. Митрополит Александр обратился к духовенству и мирянам с проповедью: «Артос в переводе с греческого означает квасной хлеб. Этим словом именуется особый, освященный на праздник Святой Пасхи, хлеб. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимал в наших храмах самое видное место вместе с образом Воскресения Христова и обносился крестным ходом вокруг церкви. Сегодня, в завершении Пасхальной седмицы, он дробится на части и раздается всем верующим. Употребление артоса начинается с апостольских времен. Мы читаем в Евангелии о том, что в сороковой день по Своем Воскресении из мертвых, Господь Иисус Христос вознесся на Небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых и трапезовали. Специальное место на таких молитвенных собраниях и трапезах они оставляли для Спасителя. На этом месте в знак реального пребывания Господа среди верующих в Него апостолы ставили хлеб. Всем участникам богослужения артос напоминал о словах Господа, в которых Он именовал Себя Хлебом Небесным, сшедшим с Небес. Подражая апостолам, Церковь установила в праздник Воскресения Христова полагать в храме артос как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным Хлебом жизни и неразлучно пребывает с нами. В молитве на освящение этого пасхального хлеба мы просили Господа, чтобы Он всех, от артоса вкушающих, сделал участниками небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Своею силою удалил, здравие всем подавая. Молитвенные ходатайства о даровании благословения и душевного и телесного здоровья возносились и при его раздроблении. Будем же бережно хранить этот священный хлеб в наших домах и вкушать его с благоговением и молитвой ко Христу Жизнодавцу, нас ради распятому и тридневно Воскресшему».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Означенное недоумение вытекает из прямого и буквального понимания следующих слов Большого Требника о погребении умерших во дни св. Пасхи: «ведати подобает, аще кто представится на святую Пасху или в который-либо день Светлой недели, до недели Фомины, мало что от обычного усопших пения поется». Отсюда возникает вопрос, не следует ли умерших в последние дни Страстной седмицы погребать в Великую субботу, хотя бы и не прошло требуемых законом трех дней по их смерти, чтобы не отпевать их по чину пасхального погребения? – При решении этого вопроса нужно принять во внимание то, что в погребальных чинах Православной Церкви ясно различаются две стороны. Одни молитвы, чтения и песнопения приспособлены к самим умершим и состоят в прошениях об оставлении прегрешений и о блаженном упокоении умерших. Другие же обращены к живым, родственникам, знакомым и вообще ближним умерших и имеют целью выразить соучастие Церкви в скорби об умерших и в то же время возбудить в живых отрадное и светлое чувство надежды на будущую блаженную жизнь скончавшихся. Что касается умерших, то для них как в случае смерти в дни Светлой седмицы, так и в другое время года необходимы молитвы Церкви, чтобы Господь простил их грехи и даровал им блаженную жизнь. И Церковь в особом пасхальном чине погребения просит Господа даровать им отпущение грехов и блаженную жизнь. Но родственники, знакомые и ближние умерших в дни св. Пасхи должны быть свободны от всякой скорби и сетования, как в светлейший и торжественный праздник. По этой причине Церковь и исключила из чина пасхального погребения те молитвы и песнопения, какие находятся в обычных чинах погребения, и в которых выражаются скорбь и соболезнование об умерших («Святых лик», «Как житейская сладость», «Приидите, последнее целование»…), а определила петь и читать только воскресные песни, возбуждающая одно светлое и радостное чувство надежды на Воскресение и вечную жизнь умирающих о Господе (см. пасхальн. чин погреб. и «Указ о провождении усопших на св. Пасху и во всю Светлую неделю»). Отсюда ясно, что особый пасхальный чин погребения приспособлен не только к умирающим во дни Пасхи, сколько к живым. Следовательно, хотя бы умерший скончался и на Страстной седмице, но его нужно погребать на Пасхальной неделе, если в том будет надобность, напр., если в дни Страстной седмицы не исполнится трех дней со дня его смерти (Р.д.С.П. 1877 г., стр. 371–374).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено. 4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: « Помилуй нас, Боже:» Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1–ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–ом и 9–ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3–х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные. Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3–ью, 4–ую, 5–ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11–ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: « Творяй ангелы своя духи». На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу 574 . Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9 часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается. Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день – разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони. Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия – 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1 антифон 4 гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя». Великого славословия не бывает. На Литургии – Апостол, Евангелие и причастен дню и святому. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный («Живоприемный») Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене – канон святителя Никифора Каллиста (XIV в.). На Литургии – прокимен, Апостол и Евангелие – дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды. ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ) Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) – Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы повторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. – «вместо Пасхи»). С этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил «обновить» радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название «Недели Фоминой»).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

– Наконец, наступает ночь Воскресения Христова. Куда пойти русским паломникам? Храм Гроба Господня опять не вместит их? – Обычно русские паломники поступают так: идут на пасхальную Утреню ко Гробу Господню, на крестный ход. Совершенно замечательно – ходить крестным ходом именно там, где Господь воскрес. Важно иметь в виду, что в православной традиции мы называем храм не Храмом Гроба Господня, но Храмом Воскресения Христова. Это крестоносцы, которые шли освобождать Гроб Господень, освободив его, и назвали храм Храмом Гроба Господня. После крестного хода кто-то остается на Литургию у Гроба Господня. Следует иметь в виду, что она совершается по-гречески и чуть более заунывно, чем нам это привычно. А многие идут в русские храмы, где служба нам понятна. Скажем, в русском Троицком соборе литургия обычно начинается как раз в такое время, чтобы люди могли дойти после Крестного хода из Старого города. – На крестный ход у Храма Гроба Господня и Воскресения полиция пропускает всех? – Да, сюда уже попадают все желающие. Дело в том, что очень многие приезжают в Иерусалим именно на схождение Благодатного Огня. На Пасху в Иерусалиме уже остается объективно меньше народу, чем в Великую Субботу. Многие возвращаются с Благодатным Огнем, с зажженными светильниками (как мудрые девы, захватив с собой елей) в свои храмы. – Схождение Благодатного Огня получается вторым, если для многих не первым, центром событий? – Да, безусловно, это есть. С другой стороны, люди хотят в Иерусалиме быть на Благодатном Огне, а на Пасху все-таки в своем приходе, в своей семье; это вполне благочестиво и вряд ли заслуживает критики. – На Светлой седмице на Святой Земле остается еще много паломников? – На Светлой уже меньше. Или, по крайней мере, не все люди одновременно хотят попасть в одни и те же места. На Светлой есть смысл посмотреть что-то, что вы не успели увидеть в дни Страстной седмицы и Пасхи. В первую очередь, поехать в Галилею. Там тоже оказывается достаточно многолюдно, но уже ничего не поделаешь, разве что посещать Галилею – одно из важнейших мест Святой Земли – до начала богослужений Страстной седмицы.

http://pravmir.ru/diakon-aleksandr-zanem...

Мероприятия Светлой Седмицы пришлось отменить в Свердловской области из-за снегопадов 25 апреля, 2014. Новостная служба За четверг и в ночь на пятницу в Екатеринбурге выпало 27 см снега 25 апреля. ПРАВМИР. Метель и сильный снегопад, не прекращающийся вторые сутки в ряде городов Свердловской области, стали причиной отмены намеченных на субботу мероприятий, приуроченных к продолжению празднования Пасхи. В числе мероприятий, которые пришлось перенести из-за неблагоприятных погодных условий — пасхальный концерт для бездомных, который ранее планировалось показать на территории собора Успения Богородицы в эту субботу, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на пресс-службу епархии. Концерт все-таки состоится, но уже 3 мая. В связи со сложными погодными условиями подвергнуть корректировке свои планы пришлось и организаторам субботней ярмарки «Уральский базар» в Каменске-Уральском, в рамках которой анонсировалось создание гигантской картины из яиц. Для создания пасхальной картины авторы идеи рассчитывали задействовать 2 тыс. предварительно окрашенных вареных куриных яйца, а затем угостить ими всех желающих. Ранее главный синоптик Уральского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Галина Шепоренко сообщила агентству, что за четверг и в ночь на пятницу в Екатеринбурге выпало 27 см снега.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 апреля, 2023 29 сентября, 2021 9 июля, 2021 30 июня, 2021 26 апреля, 2021 10 февраля, 2021 5 февраля, 2021 29 декабря, 2020 29 декабря, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/meropriyatiya-svetloy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010