По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Великого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника. Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно). Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства – под 26 марта. СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ (см. Типикон под 25 марта) Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней. Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы). Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы. Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения. На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Причастие на Пасху – это полнота Праздника, к которой мы приобщаемся, которую Господь дает человеку. Не причащаться – означает сознательно себя в чем-то ограничить, приобщиться к Пасхе не до конца. Можно только посочувствовать людям, которые приобщались к другой традиции, или, может быть, есть какие-то другие обстоятельства, которые не позволили им причаститься в этот Праздник. Если немного углубиться в этот вопрос, то можно отметить, что есть благочестивая традиция причащаться на Праздник Святой Пасхи и есть традиция причащаться в течение Светлой недели. И у разных духовников есть разное отношение к тому, как это нужно делать. Одни говорят, что если человек причащается, он должен в любом случае готовиться к этому, поститься и только после этого причащаться, другие напоминают, что Пасха – праздников Праздник, Торжество из торжеств – церковный устав в это время не подразумевает поста. Поэтому спокойно можно, вкушая все умеренно, прочитывая положенные молитвы, причащаться Святых Христовых Таин. На Светлой не грешите и причащайтесь хоть каждый день Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров города Ровеньки Луганской области Протоиерей Александр Авдюгин Причащение на Пасху не только не возбраняется, но и приветствуется – особенно если человек достойно прошел Страстную седмицу и исповедовался в Великую Субботу или даже в Великий Четверг. Если, конечно, он не совершил за это время что-то, что возопиет об исповеди. Такой человек может спокойно приходить и причащаться не только на Пасху, но и в каждый день Светлой седмицы. Скажу даже, что на Светлой человек обязан причащаться – ибо Торжество из торжеств. Господь позволяет в это время причащаться любому верующему человеку. Любому! Правило о том, что к каждому причащению нужно готовиться особым образом, на Светлой седмице не действует. Ходишь каждый день в эти дни на службу – каждый день и причащайся! Поститься перед причастием на Светлой седмице тоже не нужно. Нет поста в эти дни! Многие богословы и священники считают, что Светлая седмица исключает пост, а причастие в эти дни – в радость Воскрешения.

http://pravmir.ru/ya-zhe-uzhe-prichashha...

В субботу Светлой седмицы на литургии благословляется и разделяется артос. Как члены единой Православной Церкви в светлый праздник вкушают пасхи в жилищах своих, так в продолжение Светлой седмицы в жилище Божием предлежит единый общий всем членам ее освященный хлеб, называемой по-Гречески артос (ρτος) или, по церковному уставу, просфора всецелая. Сообразно с знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе события – смерти и воскресения Господа, на артосе начертывается знамение победы Христовой над смертью – или крест, увенчанный тернием, или образ воскресения Христова. В продолжение Светлой седмицы артос предлежит во храме на аналое, пред св. иконостасом. По окончании литургии во дни Светлой седмицы с артосом торжественно совершается крестный ход кругом храма. Артос еще более, чем пасха, напоминает об истинной Пасхе Христовой и соединяет нас с Воскресшим. Пасхи в первый же день воскресения раздробляются и употребляются, а артос сохраняется во всю Светлую седмицу, напоминая верующим о пребывании с нами Воскресшего Спасителя, и разделяется и раздается в субботу, когда верные обыкновенно причащаются Тела и Крови Христовых. Таким образом начинается и оканчивается седмица Светлая вкушением Пасхи. Св. Апостолам, говорит Марк, митрополит Ефессвий, в XV веке живший, благоугодно было по некоему подобию Св. Таин избрать хлеб для Матери Господа и в Ее воспоминание, подобно тому, как в воспоминание Господа, предлагать и вкушать. Это последование мы изменяем в светлый день воскресения Господня. Тогда возвышается артос в честь Господа и хлеб не вкушается участвовавшими в трапезе для того, чтобы сохранить образ Господа. Потому и сохраняем мы его в течение всей недели и возвышаем каждый день, потому что эти дни мы полагаем за один, а в последний, до принятия пищи, он раздается с честию» 485 . Посему артос служит изображением живой веры в благодатное соприсутствие и содействие Спасителя – Церкви воинствующей, как и панагия в честь Богоматери 486 . В монастырях постановлено ежедневно приносить артос на трапезу и полагать на особом столе или аналое для внушения инокам, что среди их, как некогда среди Апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный хлеб жизни 487 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицы – Троицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Закрыть О причащении на Светлой седмице 18.04.2017 1743 Время на чтение 3 минуты ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ! В современной жизни Светлая Седмица - время резкого сокращения церковной и домашней молитвы. Тот, кто не ленится и всю седмицу ходит к каждой службе, проводит в храме за сутки 3 - от силы 3,5! - часа, полтора вечером, полтора утром. Домашняя молитва укладывается в 10-15 минут в сутки: пропевается пасхальный час утром и еще раз перед сном. Соответственно на Светлой Седмице обычно не причащаются. Я резко против того, чтобы прихожане - без особой на то нужды! - причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих. В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего - до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)... Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище». Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими - мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В субботу Светлой седмицы на Литургии благословляется и разделяется артос. Как члены единой Православной Церкви в светлый праздник вкушают пасхи в жилищах своих, так в продолжение светлой седмицы в жилище Божием предлежит единый общий всем членам ее освященный хлеб, называемый по–гречески артос (ρτος), или, по Церковному Уставу, просфора всецелая. Сообразно со знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе начертывается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или образ Воскресения Христова. В продолжение Светлой седмицы артос предлежит во храме на аналое, пред св. иконостасом. По окончании Литургии во дни Светлой седмицы с артосом торжественно совершается крестный ход кругом храма. Артос еще более, чем пасха, напоминает об истинной Пасхе Христовой и соединяет нас с Воскресшим. Пасхи в первый же день Воскресения раздробляются и употребляются: а артос сохраняется во всю Светлую седмицу, напоминая верующим о пребывании с нами Воскресшего Спасителя, и разделяется и раздается в субботу, когда верные обыкновенно причащаются тела и крови Христовых. Таким образом начинается и оканчивается седмица Светлая вкушением Пасхи:«Св. Апостолам, — говорит Марк, митрополит ефесский, в 15 веке живший, — благоудно было по некоему подобию св. тайн избрать хлеб для Матери Господа и в ее воспоминание, подобно тому, как в воспоминание Господа, предлагать и вкушать. Это последование мы изменяем в светлый день Воскресения Господня. Тогда возвышается артос в честь Господа и хлеб не вкушается участвовавшими в трапезе для того, чтобы сохранить образ Господа. Потому и сохраняем мы его в течение всей недели и возвышаем каждый день, потому что эти дни мы полагаем за один, а в последний, до принятия пищи, он раздается с честью». Посему артос служит изображением живой веры в благодатное соприсутствие и содействие Спасителя — Церкви воинствующей, как и панагия в честь Богоматери. В монастырях постановлено ежедневно приносить артос на трапезу и полагать на особом столе или аналое, для внушения инокам, что среди их, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный хлеб жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В последний день светлой седмицы – в субботу на Литургии благословляется и разделяется артос. Как члены Прав. Церкви в светлый праздник вкушают пасхи в жилищах своих: так в продолжение светлой седмицы в жилище Божием предлежит единый общий всем членам ея освященный хлеб, называемый по гречески артос или, по церковному уставу, просфора всецелая. Соответственно знаменованию Пасхи, которая соединяет в себе события – смерти и воскресения Господа, на артосе начертывается – знамение победы Христовой над смертию – крест, увенчанный тернием, или образ воскресения Христова. В продолжении светлой седмицы артос предлежит во храме на аналое, пред св. иконостасом. По окончании Литургии во дни светлой седмицы совершается с артосом крестный ход кругом храма. Артос еще более, чем пасхи, напоминает об истинной Пасхе Христовой и соединяет нас с Воскресшим. Пасхи в первый же день воскресения раздробляются и употребляются: а артос сохраняется во всю светлую седмицу, напоминая верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя, и в субботу, когда православные обыкновенно причащаются тела и крови Христовых, разделяется желающим и сберегается ими в продолжение года, до нового артоса. Глава XX. Недели и праздники по Пасхе § 88. Праздник Пасхи не имеет предпразднства, но попразднство его самое продолжительное. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшею торжественностию, еще 32 дня – до вознесения Господня, возвещая в сии дни божественную славу Христа воскресшего и утверждая веру в Него. Эти дни называются неделями по Пасхе. Во вторую по Пасхе неделю, обновленную явлением воскресшего И. Христа одиннадцати Апостолам и осязанием ран Его Ап. Фомою ( Ин. 20:24–29 ), – Церковь воспоминает что явление и осязание, бывшия в осьмый день по воскресении Христовом, и поэтому вторая по Пасхе неделя называется Фоминою. В третью по Пасхе неделю Церковь воспоминает жен Мироносиц – благочестивых учениц и тайных учеников Христовых – Иосифа аримафейского и Никодима, бывших свидетелями смерти, погребения и воскресения Господа, Которого они видели умершим и воскресшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Если престольный праздник будет в понедельник 1-й седмицы Великого поста, он переносится на Сырное воскресенье; если в следующие 4 дня этой седмицы – на субботу 1-й седмицы Четыредесятницы; если в понедельник, вторник, среду и четверг Страстной седмицы – на Неделю ваий; если в пятницу и субботу этой седмицы или в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30–32, 45–47 Устава). Если храмовый праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то совершается служба праздника, и лишь в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона (храмовая глава 28 Устава). Согласно предписанию Устава, «того же дне», когда случится храмовый праздник, на вседневной вечерне «бывает отдание праздника за почесть храма», то есть ради чести, ради славы храма, так как праздники однодневные отдания не имеют. Порядок этой вечерни излагается в 1-й храмовой главе Устава. Таким образом, празднование престольного праздника, по Уставу, ограничивается одним днем. В храмовый праздник бывает обычно крестный ход. Глава 4. КРАТКИЕ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ СЛУЖБ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО КРУГОВ Богослужение субботнее. Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и со всенощным бдением имеет общую особенность – служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху; Богородичны после тропарей воскресные недельного гласа, а на литургии изобразительные антифоны. Отличительные особенности чинопоследования субботних служб в основном следующие. На вечерне в субботу стихиры на «Господи, воззвах» поются только святому из Минеи, а из Октоиха оставляются. Богородичен этих стихир поется воскресный: догматик великой вечерни недельного гласа, то есть гласа, который пели во всю седмицу, или первый Богородичен этого гласа. Стихиры стиховны из Октоиха: одна, первая, – стиховная, и две, вторая и третья, – мученичных, положенных на «Господи, воззвах». По «Отче наш» на «Слава» – тропарь святому, на «И ныне» – Богородичен воскресный недельного гласа, а не на глас тропаря святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вкушай все, что хочешь и можешь. Подготовка – только пасхальные часы. У меня на приходе прихожане, которые исповедовались в субботу, все дни Светлой седмицы, если не нагрешили, причащаются без исповеди и подготовки. Ведь и мы, священники, когда ездим в эти дни по приходам, не постимся, а вкушаем любую пищу и потом причащаемся. Это единственный период в году, когда не нужно поститься перед причастием (если не считать другие дни, когда человека может благословить не поститься его духовник – и только он!). Конечно, на сельских и небольших приходах проще – я, например, своих прихожан всех знаю. На городских, больших приходах священник тоже может допустить к причастию без исповеди только известных ему прихожан, а с другими – побеседовать. Это если на Светлой седмице, а на Пасху, напомню, не исповедуют. Иногда на частое причащение смотрят с опаской из-за якобы «обесценивания» Таинства таким образом через какое-то «привыкание». Это досужее мнение – отголоски начала ХХ века, когда была распространенной практика говеть 4 раза в год, а то и еще реже. Оно не имеет под собой никаких оснований и не должно становиться препятствием для желающего причащаться на Светлой седмице каждый день. Не нужно равняться на старые предания и мифы Священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской иконы Богородицы города Орска Священник Максим Бражников В каноническом сборнике, в одном из правил, написано, что от Пасхи до Вознесения все верующие должны участвовать в жизни Церкви и причащаться Святых Тайн. То есть прямо предписывается в это время часто находиться в храме и причащаться. Наш церковный устав ставит такие дни, когда причащаться нельзя – если в этот день не совершается литургия, или если это, например, Великая Пятница или другие дни Великого поста, когда нет Литургии Преждеосвященных Даров. Соответственно, в обычное время всем причащаться – надо, и уж на Пасху тем более усердствовать в этом деле – надо. Нет никаких запретов и ограничений, если мы говорим о причастии на Пасху. На Светлой неделе причащаться тоже надо – нет поста, хотя лучше стараться не переедать, тем более что после Страстной седмицы «праздник живота» не так уж и полезен для здоровья. На Светлой неделе достаточно соблюдать евхаристический пост – от полуночи до самой Божественной литургии.

http://pravmir.ru/ya-zhe-uzhe-prichashha...

По действующему ныне уставу Православной Греко-российской церкви церковное употребление артоса состоит в следующем: «Сообразно со знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе событие смерти и Воскресения Господа, на артосе начертывается или Крест, увенчанный тернием, как знамение победы Христовой над смертью, или образ Воскресения Христова». Приготовленный таким образом, он в первый же день Пасхи приносится в алтарь и здесь на жертвеннике полагается в особый сосуд, называемый «панагиар». В тот же день по заамвонной молитве происходит его освящение, с чтением установленной молитвы и окроплением святою водою. В продолжение всей Светлой седмицы артос лежит или в алтаре, или в храме на аналое, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Христова. Во время крестного хода, который полагается каждый день Светлой седмицы после утрени, но в приходских церквах обыкновенно бывает после Литургии, с хоругвями, образами Воскресения Господня, Богородицы, обносят и артос кругом храма. В монастырях каждый день Светлой седмицы, кроме того, приносится артос в торжественном шествии, с иконою Воскресения Христова, лампадами, при звоне во все колокола и при пении «Христос Воскресе», в братскую трапезу, и полагается здесь на особо приготовленном аналое. После трапезы бывает так называемое возношение артоса. При возношении артоса келарь говорит: «Христос Воскресе» однажды; ему присутствующие отвечают: «Воистину Воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, говорит: «Покланяемся Его Тридневному Воскресению», – и полагает артос на панагиар. Затем все подходят к аналою, на котором был положен артос, и целуют последний. После сего артос с тою же торжественностью, с какою был принесен в трапезу, относится обратно в церковь . В последний день Светлой седмицы, в субботу, артос торжественно раздробляется после Литургии. В монастырях это раздробление совершается обыкновенно следующим порядком: после Литургии артос приносят в трапезу, здесь поют трижды «Христос Воскресе», читают молитву Господню, и затем священник произносит особо положенную молитву, и раздробленный артос вкушается братией прежде трапезы. «Но, – сказано в Дополнительном Требнике 1 , – иерей может раздробить артос и на Литургии по заамвонной молитве и раздавать верующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого-либо суеверия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010