В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим. Как уже говорилось выше, артос – великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом – духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека. Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары – самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии. Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.

http://pravoslavie.ru/102913.html

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Анна 1 мая 2021, 08:50 Спасибо за душеспасительную статью! Прекрасные душепросвещающие слова!Сегодня Великая Суббота 01.05.2021года. 08 " 36.по московскому времени г. Краснодар. Проснулась в 5 утра думала начну трудится печь пасхи, но не стала, как будто руки связаны. На душе покой, хочется только молчать, даже громко разговаривать не получается. Заметила что сегодня даже птицы не так поют, как обычно, утром они трещат на все лады, а сегодня тишина, кое где горлица прокричит и воробей чирикнет, на этом все. Решила ничего сегодня не буду делать. Очень жаль что на всенощную службу не будут снова пускать в храмы, а я так надеялась, можно будет стоять только на улице. Всех с наступающей Светлой Пасхой Христовой! Людмила 30 апреля 2021, 23:50 Да,Вы правы ... Суета суетой,но конечно надо всю страстную седмицу как то распределить время,а то и раньше генеральные уборки сделать,когда на утреннюю,когда на вечернюю службу,в Великий четверг обычно все причашаются,а в пятницу красят яйца.И 12 Евангелий надо послушать ,и к плащанице поклониться ,все надо ...а пятница ,самый скорбный день,какая уж тут суета.Можно и печь куличи и слушать проповедь или что духовно полезное. Но тем ,кто работает ,трудновато приходится вырваться на службу .Но ,как говорят было бы желание.А ,Бог и намерения целует. Спаси Господи! Анна G 18 апреля 2020, 07:20 А меня нынче в Великую Субботу болезнь ввергла в покой - после Страстной седмицы, подготовки к Причастию в Великий четверг. Хотя все равно придётся шевелиться, но по минимуму. А ведь у меня каждую субботу душа просто требует покоя - никуда не хочу идти, ни с кем разговаривать. И душе и телу отдых нужен. И если я субботу провожу в покое, то следующую рабочую неделю работается легче. Если нет - работается с трудом, болезнь мешает. Как жаль, что нет у нас этого обычая - субботнего покоя. Масса других обычаев есть, а субботы нет. Елена 6 апреля 2018, 08:56 Спаси Бог, батюшка! И утешительно, и поучительно. Меня все время волновало, что приходится убираться и готовить в субботу, ведь от Великой Среды начиная, дни наполнены Богослужениями и практически невозможно успеть что-то сделать по дому в эти дни. И задуматься дается возможность, какой глубочайший смысл заложен в Страстной. И как суета съедает все это.

http://pravoslavie.ru/61322.html

Рубрики Коллекции Как читать Псалтирь по усопшей, если с Великого четверга и на Светлой неделе перерыв? 1 мин., 02.05.2024 Поделиться Вопрос читателя: Здравствуйте! Дома читаю Псалтирь по усопшим, за маму — новопреставленную Веру, 40-й день со дня смерти приходится на 15 мая. Если делать перерыв в чтении Псалтири на период со Страстного Четверга до Радоницы, т.е. со 2 по 14 мая — это 13 Кафизм. Как быть? Правильно ли я понимаю, что их все надо прочесть за один день — 15 мая? Людмила Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Дорогая Людмила, давайте поясню, как обстоят дела. По традиции, мы действительно делаем перерыв в чтении Псалтири, но только он короче — от Великого четверга (уже не читаем) до Антипасхи (первого воскресенья после Пасхи). На Антипасху, чтение Псалтири возобновляется с той кафизмы, которую Вы бы читали следующие после той, которую закончили читать в Великую среду. Поскольку действительно был перерыв, кафизмы, которые пришлись бы на эти дни, мы не читаем, условно говоря, «за эти дни», а просто продолжаем читать по одной в день. То, что получился перерыв — нестрашно. Как помянуть человека в эти дни? Можно подать записки на литургию в Великий Четверг, Великую Субботу, в саму Пасху и далее на каждый день Светлой седмицы, потому что мы совершаем Проскомидию, соответственно, во все эти дни сможем на литургии помянуть покойного. Если есть необходимость, на Светлой неделе можете совершить также Чин литии в пасхальный период, совершаемой мирянином дома . С Богом! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Можно ли на Пасху заниматься спортом? 05.05.2024 05.05.2024 05.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kak-chitat-psaltir-po-uso...

- Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни? - Артос - это освященный хлеб. Он освящается в вспоминание тех событий, когда Христос после Своего воскресения являлся апостолам и преломлял с ними хлеб. Опять же, артос освящается Церковью на Пасху и в течение всей Светлой седмицы он находится перед иконостасом. А в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим. Церковная традиция предписывает употреблять артос благоговейно; его можно принимать и во время болезни с молитвою. - А молитва должна быть специальной (особой) или просто можно помолиться своими словами? - Думаю, здесь не надо регламентировать обращение к Богу какими-то особыми словами. Если у человека есть болезнь или какая-то житейская потребность в особой Божественной помощи, то он прибегает к святыням... - То есть, особой молитвы нет перед приемом артоса? - Не знаю, наверняка, кто-то когда-то написал такую молитву, но общецерковного применения она не имеет. Хранить артос нужно благоговейно, то есть в таком месте, где не допускается осквернение и смешение с житейскими вещами. Ну, и соответственно, чтобы он не испортился, желательно употребить артос в течение года. Скапливать многолетние запасы артоса дома, конечно, не хорошо. Он принимается натощак со святой водой, как и просфоры. - Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя Апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить Воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать ещё и мужество? - Наверное, не только, чтобы встретить воскресшего Христа, но и чтобы принять Его, быть с Ним, помимо любви, действительно, необходимо мужество. Потому что, становясь христианами, мы делаем осознанный выбор, обретаем смысл жизни и ее цель. Мы понимаем, что избрали узкий путь и что, возможно, нам неоднократно придется отстаивать свой выбор. И поэтому при любых обстоятельствах, когда нас поставят перед необходимостью выбирать между Христом и чем-то еще, то, конечно, мы должны делать выбор в пользу Спасителя, чем бы это нам ни грозило, вплоть до смерти. Жены-мироносицы имели такую решимость, такую любовь и мужество, что готовы были идти к гробнице Христа, прекрасно понимая, что с ними могли сделать, попадись они в руки тем, кто Христа ненавидел. Но Господь утешил их явлением Своим собственным, показав им Свое Воскресение первым.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

Вообще, когда в Нью-Йорке начинаются иудейские праздники, видишь, как заметно меньше становится машин на дорогах, потому что люди соблюдают свои традиции. Если начинающийся шаббат, покой субботнего дня, застает иудея в машине, он в лучшем случае ее припарковывает и вылезает из нее, нанимает такси, а машину эту бросает, потому что дальше нельзя ее самому вести. И эти примеры того, как истово по-своему служат Богу мусульмане, иудеи, — как все это может не пробудить ревность у христианина? Да мы, хотя бы посмотрев налево-направо, должны устыдиться: а мы что же? Почему мы не хотим отдать воскресный день Богу, как это делают мусульмане в пятницу и иудеи субботу? Считая, что мы носители истинной веры, как и почему мы докатились до такой самовлюбленности и жалости к самим себе? Крестный ход после совместного Пасхального богослужения: в субботу Светлой седмицы в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорка по традиции служит духовенство Патриарших приходов в США и Русской Православной Церкви Заграницей. 21 апреля 2012 года Божественную литургию и крестный ход возглавили Управляющий Патриаршими приходами в США — Если выдается свободное время, чем Вы обычно занимаетесь в Нью-Йорке? Удалось ли узнать, полюбить этот город? — Свободное время мне, как и всякому человеку, необходимо в первую очередь для того, чтобы восстановить силы. Утешением являются прогулки по Центральному парку. Я очень рад приезду гостей, потому что благодаря им, сопровождая их, ты и сам тогда можешь что-то посмотреть — музеи, достопримечательности. Самому для себя времени не хватает. И вообще, я мечтал бы, если даст Господь и мне назначено будет новое место служения, приехать в Америку недельки на две на правах туриста, потому что сейчас совершенно иное восприятие. Ты не турист, ты здесь трудишься, и у тебя совсем иное отношение к тому, что ты видишь. Иногда в летнее время удается выехать за город на берег океана. Прибрежная полоса там огромная, есть такие места, совершенно уединенные, где можно поплавать и просто посидеть, почитать под шум волны.

http://pravoslavie.ru/61587.html

Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. 18 апреля. ПРАВМИР. В Светлую субботу, 21 апреля, в 10:00, в спорт-комплексе при МВА им. Скрябина пройдут спортивные соревнования «Георгиевские игры» среди православных молодёжных команд ЮВАО Юноши и девушки примут участие в таких состязаниях, как эстафета, перетягивание каната, мини-футбол и волейбол. В Юго-восточном московском викариатстве такие соревнования состоятся в первый раз. В этом году в них примут участие 6 команд. Участники представят 6 храмов Юго-восточного московского викариатства. Победитель будет награжден кубком епископа Воскресенского Саввы, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместника Новоспасского монастыря. Мероприятие проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Юго-Восточного Московского викариатства, Синодального отдела по работе с молодёжью и центра физкультуры и спорта ЮВАО. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/georgievskie-igry-proj...

Средневек. рукописная традиция (начиная с X в.) насчитывает ок. 300 мелодий «A. D.» (см. Schildbach M.), древнейшей считается простейшая мелодия речитативного склада ( амбитус : f-h) из ординария мессы, помещенного под N18 в Книге обихода (Liber usualis) и в Градуале (Graduale Romanum), вышедших после Ватиканского I Собора . Хотя эта мелодия представлена рукописями не ранее XII в., о ее древности свидетельствует наличие той же мелодии в литании Всех святых. Более поздние образцы (большинство - XI в. и позднее) часто имеют богато украшенный мелос. В Кириале (Kyriale Romanum. R., 1905) приводится 20 мелодий «A. D.», в основном соответствующих древним. Большинство мелодий (разной степени распетости) имеет структуру ABA (вторая аккламация распевается иначе, чем первая и третья), меньшее число - AAA (или AA1A - с неизменным «miserere nobis»), 2 мелодии имеют структуру AAB и ABC соответственно, т. о., напевы 3 строк «A. D.» структурно равнозначны. В составе месс композиторов Нового времени (И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и др.) «A. D.» состоят из 2, часто разнохарактерных частей: тройной аккламации «Agnus Dei… miserere nobis» и «Dona nobis pacem», часто являющейся его муз. кульминацией. Древнего принципа муз. равенства всех 3 аккламаций придерживался в своих сочинениях Ш. Гуно (напр., Торжественная месса соль мажор) (см. также разделы «Церковная музыка» в статьях: Австрия , Германия , Италия , Франция ). Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г. Agnus Dei. Восковая пластина. 1930 г. 3. Овальные восковые пластины с изображением агнца, именем и годом понтификата папы, на обратной стороне (с XVI в.) - изображение одного или неск. святых, по преимуществу недавно канонизированных. Изначально A. D. изготовлялись архидиаконом в Великую субботу в Латеранской базилике из восковой массы, к-рую смешивали «в чистом большом сосуде» с елеем и благословляли; хранились «в чистом месте» и раздавались верующим тем же архидиаконом в субботу Светлой седмицы после мессы «для возжения и каждения».

http://pravenc.ru/text/63354.html

Кроме дней воскресных, школьные занятия прекращаются в следующие дни: 8 и 14 сентября, 26 октября, 8, 21 и 30 ноября, 24–27 декабря, 1, 5–7 и 30 января, 2 февраля, в субботу сырной недели, в чистый понедельник, 25 марта, в великий четверг, в великую пятницу и великую субботу, в понедельник, вторник и среду Светлой Седмицы, 23 апреля, в четверть на Вознесение Господне, 21 мая, в день Святаго Духа, 29 и 30 июня. Каникулы продолжаются с конца экзаменов, до 1 сентября, когда начинаются новые учебные занятия. К настоящему школьному канонисму приложен следующий образец контракта, заключаемый между ефориями школ и учителями. «Между собравшимися членами ныне действующей и утверждённой патриархией ефории учебных заведений N с одной стороны и с г. N с другой сегодня (точное обозначение времени) состоялось следующее соглашение: 1) Ефория учебных заведений П-ской общины приглашает г. N в качестве учителя на один год, начиная с 1 сентября 189... года и кончая 31 августа следующего года, за установленное по взаимному соглашению жалованье в ... гросиев, которое должно уплачиваться в конце каждого месяца в размере одной двенадцатой части общей суммы. 2) Г. N., принимая на себя преподавание предложенных ему предметов по программе и расписанию школы, утверждённым патриаршей центральной педагогической эпитропией, по ... часов в неделю и за выше означенное жалованье, обещается неопустительно и точно исполнять свои обязанности, строго согласуясь с программой школы. 3) Обе, заключающие контракт стороны обязываются во всех взаимных отношениях согласоваться с соответствующими пунктами действующего общего школьного устава. На этих условиях и составлены два экземпляра контракта с подписью обоих сторон, из коих каждая получила по экземпляру». Далее следуют подписи членов ефории и учителя. В заключении устава сказано, что он имеет силу в течение пяти лет, после коих, если потребуется, может быть исправлен и дополнен, по распоряжению патриаршей педагогической эпитропии, – причём всякое предписание прежних школьных уставов, утверждённых патриархией, не признаётся действительным, если оно не согласно с этим уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Исключением здесь является празднование Благовещения Недели (воскресенья) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется «Честнейшую...». Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключение суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения «Помилуй нас, Боже» и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). Исключения: 1. Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на «Слава» и затем на «И ныне» поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2. Если Благовещение случится в Неделю ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели ваий (единожды), после полиелея – величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели ваий, «Воскресение Христово» не поем. «Слава»– «Днесь Христос входит во град Вифанию...», «И ныне» – то же. «Помилуй мя, Боже...». 3. Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных («Страстных») Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны – 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка 21 . Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресенье) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные – в остальные дни Четыредесяницы и Страстной седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице – на всех часах (тоже по 3 великих поклона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010