Закрыть Владыка Марк: Мирянину желательно причащаться три раза в месяц Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский о частоте причащения и о взаимосвязи исповеди и причастия 21.02.2013 1446 В интервью порталу Православие.ru архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк рассказал об итогах прошедшего 2-5 февраля 2013 года в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В частности, он затронул вопрос о взаимосвязи таинств исповеди и причастия. Многие участники дискуссии, основываясь на опыте грекоязычных Поместных Церквей, призывают Священноначалие разрешить мирянам причащаться за каждой Литургией без непременной предварительной исповеди, как это сейчас принято в Русской Православной Церкви. По словам владыки Марка, «человек должен приступать к таинству причастия как можно чаще». «Если меня спрашивают, как часто это желательно делать, то, полагаю, обычному мирянину - три раза в месяц: может быть, в два воскресенья и один какой-нибудь праздник среди недели. При этом наши верующие редко пользуются возможностью приступать к Чаше без повторной исповеди, хотя многие имеют эту возможность. Я, например, благословляю своих духовных чад причащаться без повторной исповеди, и в наших монастырях такая практика существует: я исповедую монашествующих раз в неделю, а причащаются они три раза за эти семь дней. Но я говорю о небольших промежутках времени. Когда же эти промежутки между участием в таинстве причастия достигают двух-трех недель, тогда уже новая исповедь необходима. Нет человека, который жил бы такой жизнью, что мог бы быть уверен: он провел это время, не совершая никакого греха», - отметил архиерей. Он также сообщил, что на Страстной седмице разрешает причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. «Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю», - добавил архипастырь. «Редкая исповедь в грекоязычных Церквях - порочное явление.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/21/vl...

После сего ответа, братие, нет места сомнениям: обетование наше! — Каждый из нас может ожидать благодатного явления себе Господа еще в продолжение своей жизни. О, братие, как не воскликнуть при сем с апостолом: честная нам и великая обетования даровашася! (2 Пет. 1; 4). — И после сего дерзают еще говорить, что христианство много требует! Скажите лучше, что оно стократ более дает, не только на небе, даже на земле. Свидание с Господом в сей жизни не составляет необходимости для спасения: блажени не видевшии, и веровавше (Ин. 20; 29), сказал Сам Он: но поелику лицезрение Господа может составить утешение для скорбящих, ободрение для подвизающихся, то Господь благоволит обещать его, только бы доставить утешение душе, Его любящей и за Него страждущей. Свидание с любящими Его составляет как бы некую святую необходимость для Его собственного сердца. В самом деле, братие, прислушайтесь, прошу вас, еще к словам Господа, и вы сами, конечно, увидите в них то же, что мне представляется. Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, - говорит Он, — той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. Не явно ли, что здесь указуется как бы некая лествица духовная, на которую когда вступишь и будешь идти прямо, то непременно дойдешь до известной цели; а сия цель — явление Господа! Не очевидно ли, что здесь подается как бы некая живая цепь, у коей когда возьмешься за первое кольцо, то приводишь в движение самое последнее, и привлекаешь? " Кто соблюдает заповеди Мои, как бы так говорит Господь, тот не может — за них — не любить Меня; равно, и кто любит Меня, тот не может, по любви ко Мне, не соблюдать заповедей Моих; ибо одно без другого быть не может: ни любовь без добродетели, ни добродетель без любви. А кто любит Меня таким — деятельным — образом, тот не может не быть возлюбен Отцем Моим и Мною: ибо любовь и в людях производит любовь же, тем паче в Боге. А искренно и сильно любящие друг друга не могут долго оставаться без свидания: явлюся ему Сам! После сего, братие, некоторые из вас, может быть, пожелали бы знать предварительно, каким образом происходит явление Господа любящим Его. Но не нашей духовной скудости поведать вам столь высокие тайны. Для нас довольно быть искренними вестниками прихода Царева: а о свидании с Царем вопрошайте другов и присных дома Царева, кои удостоились уже сея благодати. Читайте между тем жизнеописания святых Бо-жиих человеков; там можете найти, чего желаете. Впрочем, для чего все чуждые опыты и свидетельства? Путь указан, средства у каждого в руках: начни исполнять заповеди и любить Господа, и получишь на самом деле то, о чем теперь хочешь только знать. Только бы не стало дело за тобой, а за Ним не станет! Когда узришь Его, то, верно, не будешь уже спрашивать: как видят Его? Аминь. Слово в субботу Светлой Седмицы, пред раздаванием артоса

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Благодатный огонь для больных детей (+Фото) Многие начинают впервые задумываться о Боге именно здесь, когда земля уходит из-под ног. 29 апреля, 2012 Многие начинают впервые задумываться о Боге именно здесь, когда земля уходит из-под ног. Благодатный огонь впервые освятил стены Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва. 23 января 2012 года ФНКЦ – новое уникальное научно-исследовательское и лечебное учреждение — приняло в свои стены первых пациентов, а 21 апреля, в Субботу Светлой седмицы, в эти стены впервые был принесен Благодатный огонь, доставленный из Иерусалима в Москву делегацией Фонда Андрея Первозванного. По промыслу Божьему это произошло в день 100-летия со дня освящения Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана святой преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной. По словам Сергея Гришина, который с 2005 года является волонтером фонда «Подари жизнь», они с друзьями не раз привозили в обитель детей, проходивших лечение в Российской детской клинической больнице (РДКБ). Дети и их родители, приехавшие в Москву из разных регионов России, впервые имели возможность полюбоваться архитектурой Покровского собора, помолиться там, осмотреть музей, устроенный в покоях Великой княгини, погулять по воссозданному парку, утопавшему в цветах. Но дети, которые сейчас лечатся в ФНКЦ, пока ничего не знают об обители. Однако, благодаря Интернету, у них и их родителей есть возможность совершить виртуальное путешествие в этот райский уголок Москвы, посетить Голубую гостиную, где 20 апреля, в канун векового юбилея Покровского собора, прошел торжественный вечер, посвященный этой дате . Елизавета Федоровна и игумен Иоасаф против болезни и смерти «При чем тут Елизавета Федоровна и 100-летие Покровского храма, если речь пойдет о Благодатном огне?» – спросят некоторые. Дело в том, что именно эта святая столкнула некоторых сотрудников Фонда Андрея Первозванного с проблемой онкобольных детей.

http://pravmir.ru/blagodatnyj-ogon-dla-b...

Кроме того, принадлежность творений св. Кириллу находит подтверждение в трудах целого ряда св. Отцов, которые в своих творениях приводят почти все его Огласительные и Тайноводственные слова 26 . Все эти оглашения по содержанию своему носят катехизический характер и весьма важны для Церкви как изложение догматов и объяснение обрядов. В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по порядку членов иерусалимского Символа, который, по словам автора, является сокращением и сущностью Св. Писания 27 . Поучения преимущественно были направлены к просвещению оглашенных иудеев и язычников, собиравшихся в храме для того, чтобы достойным образом приготовиться к принятию таинства Крещения и новой веры; они произносились пастырем устно 28 . Предогласительное слово было произнесено св. Кириллом в храме перед Великим Постом, огласительные же слова произносились им на протяжении всего поста, и, по всей вероятности, за вечерними богослужениями 29 . Последнее огласительное слово было сказано в Великую субботу. Тайноводственные слова предлагались в дни Светлой седмицы, начиная с понедельника 30 . Все эти поучения представляют как бы лестницу, по ступеням которой оглашенные, желавшие стать христианами, постепенно восходили до полного познания веры Христовой и жизни во Христе. Указав в Предогласительном слове на свободный переход от языческого мрака к свету Церкви Христовой и раскрыв сущность таинства Крещения, без которого нельзя быть общником этого света, св. Кирилл в первом поучении прививает оглашенных к нравственному обновлению; во втором он говорит о спасительных действиях Покаяния; в третьем – о необходимости крещения, посредством которого человек возрождается в новую жизнь. В следующих двух словах автор излагает учение о предметах христианского ведения – догматической и деятельной вере; с шестого по восемнадцатое – идут разъяснения символа веры в том порядке, в каком он составлен. Тайноводственные слова посвящены изъяснению обрядов Крещения, Миропомазания, Евхаристии и молитвы Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Что касается до вас, теперь питомцы, а вскоре учители веры, то вам, без напоминания, известно, к чему воззывает вас язык Василия и Златоуста, слышимый во храме: он воззывает вас идти по следам их и вести за собой тех, кои будут вверены попечению вашему. По приличию настоящего случая, я ограничусь только приведением вам теперь на память правил, данных великим учителем языков, касательно употребления дара языков, коим многие и из вас, хотя посредством науки, обладают совершенно. Дар сей всегда и везде должен быть употребляем во славу Бо-жию: каковое употребление может быть не в одних храмах; ибо всякое благое дело есть служение Богу, когда совершается в славу Его. Во-вторых, употребление дара языков должно быть всегда соединено с назиданием ближних. Лучше сказать пять слов с назиданием, нежели тьмы слов без назидания (1 Кор. 14; 19). Наконец, обладая даром языков, должно помнить, что сей дар сам по себе не может нисколько спасти нас, и что есть дары гораздо высшие, приобретение коих необходимо для спасения. Это — вера, терпение, кротость, надежда, а паче всего — любовь христианская. Ибо, заключу словами апостола, — аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых (яко) медь звенящи, или кимвал звяцаяй (1 Кор. 13; 1). Аминь. Слово в субботу Светлой Седмицы, на литургии Христос воскресе! Беседуя с вами в прошедшие дни, мы искали, братие, для вас и для себя, слова назидания; ныне под конец светлых дней, в заключение наших собеседований, мне желалось обрести и для вас и для себя какое-либо слово утешения. Ибо для христианина нужно и назидание духовное, но еще нужнее иногда утешение. В мире скорбни будете (Ин. 16; 33), сказал наш Спаситель; и нет ничего вернее слов сих. Где же скорбящим обретать утешение, как не у престола благодати? Когда и нам преподавать утешение, как не в сии светлые дни? Ища таким образом слова утешения в слове Божием (ибо мы богаты не своим, а Его богатством), я преходил мыслью по разным местам его, в коих содержатся обетования утешительные. Многие из них останавливали меня, но одно удивило. Я изумился, какое великое и утешительное обетование содержится в нем, и как мало мы все обращаем на него внимания, как мало даже знаем его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

После входа в храм и ектении начинается канон П.; ирмосы запевает священник. Каждая песнь канона завершается не только катавасией, но и троекратным повторением тропаря П.; в греч. традиции - еще и с прибавлением воскресной стихиры по Пс 50: Αναστς Ιησος π το τφου (        ; в рус. традиции эта стихира трижды поется после «Воскресение Христово видевше...» по 6-й песни канона утрени). Часы и литургию П. повсеместно служат сразу по окончании утрени, без перерыва. Литургия, как и все проч. службы П. и Светлой седмицы, совершается с открытыми царскими вратами; в 1-й день П. на литургии освящается артос . В рус. практике на литургии в пасхальную ночь читают Евангелие на разных языках, если есть такая возможность; в греч. практике Евангелие на разных языках читают на вечерне в день П. (которую обычно служат не вечером, как в России, а около полудня). П. представляет собой самый любимый праздник правосл. христианина. В народной традиции с ним связывают не только обязательное участие в богослужениях, но и приготовление, а затем вкушение специальных пасхальных блюд: кулича (сдобный пасхальный хлеб, типологически родственный артосу, распространен у славян (см.: Агапкина. 2012) и у грузин, а также в католич. мире; греч. аналог - напр., кипрская сдобная выпечка «флаунес»), пасхи (творожная масса с теми или иными добавками, которой обычно стараются придать пирамидальную форму; распространена в России; на Украине и в Грузии «пасхой» называют кулич, что, видимо, соответствует более старому словоупотреблению), яиц (традиция красить яйца к П. распространена как у православных, так и у католиков; см., в частности: Агапкина. Белова. 2011), в греч. традиции - печеной баранины и блюд из бараньих субпродуктов: «магерицы» (суп из субпродуктов с зеленью, заправленный яйцом и лимонным соком) и «кокореци» (запеченная на вертеле колбаса из субпродуктов). Перечисленные пасхальные снеди в рус. традиции принято приносить ко храму для их освящения. Согласно уставу, освящение должно происходить по окончании пасхальной литургии. Такой порядок сохраняется у старообрядцев, а также в юж. областях России и на Украине; в др. частях России освящение пасхальных снедей происходит преимущественно днем в Великую субботу.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

Рубрики Коллекции Можно ли на кладбище в Страстную неделю? 1 мин., 30.04.2024 Поделиться Вопрос читателя: Можно ли ходить на кладбище в Страстную седмицу? Татьяна Ответ священника: Андрей ЕФАНОВ протоиерей Запрета на посещение кладбища на Страстной седмице нет, и единственное, о чем мы можем говорить — это о целесообразности такого посещения. Страстная седмица — это дни, в которые мы особенно напряженно и глубоко проживаем последние дни земной жизни Спасителя (о чем можно прочитать в материале Страстная седмица: день за днем , в котором все подробно расписано по дням). Для христианина обычный способ проживания этих событий — участие в богослужениях. И если ежедневно участвовать в утреннем и вечернем богослужении, для поездки на кладбище естественным образом просто не останется сил и времени. Кроме того, если говорить о внутреннем настрое, совершенно нормально в эти дни все свое внимание перенести именно на те евангельские события, воспоминание о которых происходит в храме. Такая предельная концентрация очень хорошо готовит к празднованию Пасхи — естественно, что на что-то другое сил не остается. Именно поэтому традиционно поминальные мероприятия, в том числе посещение кладбища, переносится на Радоницу — первый вторник после Светлой седмицы. Это и логично, и удобно. Если на Страстную или Светлую седмицу попадает годовщина поминовения (3 дня,9 дней, 40 дней), можно подать записку на Проскомидию, чтобы покойного помянули на литургии (в Великий четверг, Великую субботу, на Пасху и далее в любой день), а панихиду и литию будут совершать уже на Радоницу. Тогда-то традиционно христиане и ездят на кладбища. У нас также есть материал о том, как поминать на Радоницу , в котором все написано подробнее. Если же есть необходимость сходить на кладбище именно на Страстной неделе, то, повторюсь, это не запрещено и съездить можно. Храни Господь! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Можно ли петь «Херувимскую» на концерте? 05.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 04.05.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-li-na-kladbishhe-v...

Фото: ресторан Charlie Лучшие рецепты пасхи и куличей пошагово (+ФОТО) 25 простых и сложных рецептов 28 апреля, 2021 25 простых и сложных рецептов Фото: ресторан Charlie Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Редакция портала «Правмир» собрала для вас рецепты пасхи и куличей. 25 простых и сложных рецептов, с пошаговыми рекомендациями и фотографиями. Рецепты пасхи и куличей Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится. На вопрос: «Нужно ли нам освящение куличей?» — ответ очень простой. Если приносите — значит нужно. Если не приносите – то не согрешили. История кулича По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. Артос освящается в каждом храме по окончании ночной пасхальной Литургии. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь. Рецепты куличей: как печь пасхальный кулич? Кулич от Анны Людковской Куличи на Пасху стали печь задолго до того, как была напечатана первая кулинарная книга. Поэтому правильного, того-самого, верного рецепта просто не существует — и в каждой деревни, в кажой семье рецепты куличей были разные. Кому какой нравился! Моя прабабушка родом из Рязанской губернии любила плотные, тяжелые куличи, а воздушные, рыхлые вроде итальянских рождественских паннетоне за куличи не держала. Один раз в год на Страстной неделе я беру с полки ее книжечку для записей 1926 года, открываю на страничке с рецептом вкуснейшего кулича и милыми указаниями, что 25 января в 1755 году основали Московский университет, а 26 января 1919 воззвали созывать коммунистический Интернационал.

http://pravmir.ru/luchshie-recepty-kulic...

Стихиры на хвалитех ( εις τους ανους) не необходимы при хвалитных псалмах, а составляют вообще принадлежность утрени полупраздничного типа, появляясь иногда у шестеричных святых (см., например, 6 и 24 сентября, 1 ноября, но 3 октября, 16, 18, 19 января) и отсутствуя в пред- и попразднства и субботы, за некоторыми исключениями; впрочем, хвалитные стихиры допускаются и на будничной утрене, если их нужно сюда перенести с Господи воззвах по недостатку там места (см. Тип., понедельник 1-й Великого поста, утреня). Обычное нормальное количество стихир на хвалитех – 4; так всегда, даже в великие праздники – Пасху, Рождество Христово (в субботу ваий – 6 по особым соображениям), исключая воскресенья, когда их 8 по особым обстоятельствам (см. ниже). Так мало назначено их (можно сказать – минимальное количество для антифонного пения: по 2 каждому лику), может быть, ввиду усталости к концу службы. Воскресные хвалитные стихиры Хвалитные стихиры воскресной утрени выделяются из ряда других своим количеством: их бывает 8, вдвое более, чем для самых великих праздников: 4 называемых прямо «воскресными» и 4 «восточны» (ср. с. 545). Припевами для них служат 6 стихов хвалитных псалмов, начиная с 9-го, последнего, стиха 149 пс, и, кроме того, два псалмических стиха, специально подобранные к событию воскресения и названные в Тип. (гл. 3, 4 и др.) «воскресными припевами» – те же, что служат припевами к седальнам: «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи» ( Пс. 9:33:2 ). Имея для себя специально-праздничные стихи, последние стихиры являются собственно уже не хвалитными, а стиховными, почему для пения их лики соединяются; это схождение делается еще на последним стихе хвалитных псалмов (на «Всякое дыхание»), чтобы стиховных стихир получилось три. По содержанию хвалитные стихиры, особенно восточны, несколько длиннее и сложнее стихир на Господи воззвах и стиховных; они нередко обращаются с упреком к иудеям, хотевшим скрыть воскресение Христово. В отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных, хвалитны, как стихиры заключительные и самые торжественные, имеют свой специально воскресный славник, заимствующий содержание свое из воскресного утреннего Евангелия и потому называемый «евангельскою» или «утреннею стихирою»; как и ексапостилариев, посему евангельских стихир 11. Гласы взяты для 1–8 стихир 1–8, для 9 – 5, 10 – 6 и 11 – 8, т. е. для последних стихир последние гласы, исключая 7-й, как тяжелый (ср. гласы для дней Светлой седмицы, где также опускается этот глас). Евангельские стихиры в воскресенья с особыми памятями заменяются другими и переносятся на конец утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Пока глухая вражда и открытая война прерывались попытками примириться, природа Тянь-Шанских предгорий совершала своё вечное действо, не замечая ни правых, ни виноватых. Созвучными настроениями жила и часть населения, обособившаяся от внешних событий. Будущий известный художник С.А.Чуйков, в ту пору ученик рисовального класса Хлудова при Верненской учительской семинарии, писал на пленере этюды, лишь издалека отмечая клубы пыли из-под копыт бешено мчавшихся всадников. Находились и созерцатели, зорко наблюдавшие за фазами верненской весны 1918 года. Благодаря их записям, известно то, что наиболее близко глубоко личным сокровенным настроениям человека. На Страстной неделе высоко в небе были замечены первые караваны журавлей, а в великую субботу запел соловей и появились первые ласточки; горлинки вывели птенцов, а в нижней (южной) части города зацвела сирень. В пасхальную ночь церкви украшались цветущей черёмухой, степными жёлтыми тюльпанами и пышными ирисами Альберта, которые охапками приносили с предгорий. В шесть часов вечера Великой субботы впервые раздался раскат весенней грозы и пошёл крупный дождь с редким градом. Дождь не переставал идти всю ночь, в его влажной свежести, без звёзд на небе, совершался крестный ход пасхальной заутрени. Несколько дней спустя, в четверг Светлой седмицы, люди стали очевидцами грозного явления. Сильный и тёплый дождь лил в горах весь вечер, а в поздний час, часов около десяти вечера, по руслу Малой Алматинки прошёл сель. Бешено мчавшейся вода, поднявшаяся на сажень, рвала берега, сносила мосты, разрушала плотины мельниц, забивала песком городские арыки. Глухой гром от перекатывавшихся по дну громадных валунов владыка Пимен слышал в Архиерейском доме: от бушевавшей стихии его отделяли три городских квартала 401 . Приводимые далее воспоминания оставлены одним из представителей большевистского актива тех лет. Точен ли был автор или передал приблизительно своё ощущение от личности Пимена, судить трудно. Краткая история документа такова. В 1957 году широко отмечалось 40-летие победы Октябрьской революции. Многие участники событий были ещё живы, их воспоминания записывались. Особенно часто верненские большевики рассказывали о Павле Виноградове − председателе Семиреченского облисполкома, секретаре Верненской партийной организации РСДРП (б). Не всё из того, о чём они рассказывали, печаталось. Не был обнародован и эпизод, о котором поведал бывший областной военный комиссар Н. Затыльников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010