«...В исихазме обнаруживалась природа не частной монашеской методики, но общеантропологической стратегии , - отмечает известный физик, философ и богослов Сергей Сергеевич Хоружий. - Из всего этого, возникали предпосылки к созданию на базе исихазма цельной культурной парадигмы , альтернативной Западному Ренессансу; но крах Империи не дал им развиться» . Именно уклонение от этой предназначенной для всего человечества, но сохраняющейся в Православии модели поведения привело Запад к его секулярному Ренессансу, который был лишь откатом назад, возрождением языческого эллинизма и постепенным утверждением антихристианского культа «человекобожия» . «Но, - как считает протоиерей Георгий Флоровский, - было бы несправедливым игнорировать существование другого эллинизма, уже начавшегося в век отцов как греческих, так и латинских, и творчески продолжавшегося в течение Средних веков и Нового времени» . Речь идет о «христианской античности» , восстановлением которой и занимался исихазм. С исихазмом академик Дмитрий Сергеевич Лихачев связывает «византийское и русское Предвозрождение» , а крупный специалист по древнерусской и византийской литературам, профессор Гелиан Михайлович Прохоров считает его «православным Возрождением» . «Византия как государство исчезла в империи турок, - пишет Прохоров, - но зaXIV век она успела в исихастском движении возродиться как церковная культура, объединяющая греков, сербов, болгар, румын, грузин, русских. Турки, таким образом, стали наследниками ее " недвижимости " , а эти народы получили " движимую " , духовную часть ее наследства» . «Византийские " семена " , - заключает ученый, - нигде не нашли такой благоприятной почвы, как на Великой Руси. Именно на этой земле они скоро взошли возрожденной и преображенной национальной русской культурой» . Таким образом, в России « исихастский Ренессанс XIV-XV веков возрождал воцерковленный эллинизм домонгольской Руси, самобытно-национальную культуру воцерковленной античности. Это было, - как утверждают А.В. и С.В. Посадские , - русское православное возрождение в границах культурной модели христианского эллинизма» . Главной его особенностью и главным отличием от западного Ренессанса явилось то, «что интерес к человеческой личности не вышел за рамки христианских ценностей» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

– Во-первых, я действительно выбрал именно век – роман кончается в 1999 году, охватывая целое столетие. Слова «век» и «вечность» не случайно однокоренные. Вторая важная причина – мне хотелось сохранить дистанцию, хотя бы небольшую, по отношению к нашему времени. Она нужна, чтобы не погрязнуть в мелочах и в будничности, чтобы посмотреть на всё с высоты птичьего полета. Так я рассуждал, когда писал «Авиатора», но вот сейчас работаю над новым романом, и его действие как раз происходит здесь и сейчас. Говорить о нем пока рано, но главное – я понял, что можно писать о современности, не растворяясь в ней, – дистанция создается другими средствами. – По сравнению с «Лавром», являющимся, по сути, житием святого, в «Авиаторе» почти отсутствует тема религии и религиозности. Духовные вопросы тоже центрального места в книге не занимают, хотя и звучат. Такой контраст между двумя романами – тоже авторское решение или простая констатация социальных и культурных различий средних веков и ХХ столетия? – Я бы не сказал, что религиозная тема в «Авиаторе» отсутствует – просто она не педалируется. Одна из главных идей романа состоит в том, что без покаяния нет спасения. Но нарочитой назидательности вы не найдете и в «Лавре». Я ведь не проповедник, и многократно это подчеркивал. Проповедь не является функцией литературы. Мне важно, что происходит в отдельной душе. Даже на эпохи как таковые я обращаю минимальное внимание, отводя историческим деталям второй или третий план и не заставляя читателя пробиваться через слой бытовых подробностей. Средневековье интересовало меня исключительно в том отношении, что в ту эпоху в центре человеческого мира стоял Бог. Понимаете, не было неверующих людей. Это заставляет задуматься, ведь не настолько же они были глупее нас, чтобы хоть в одну голову не забрались какие-то сомнения. То есть это было просто совершенно другое сознание. Сознание современного человека секулярное, и в центре современного мира – не Бог. Именно это зияющее отсутствие религии в нашей жизни мне и было интересно показать, изображая на контрасте с нею мир героя «Лавра».

http://pravmir.ru/na-etape-raya-1/

«…В исихазме обнаруживалась природа не частной монашеской методики, но общеантропологической стратегии , — отмечает известный физик, философ и богослов Сергей Сергеевич Хоружий. — Из всего этого, возникали предпосылки к созданию на базе исихазма цельной культурной парадигмы , альтернативной Западному Ренессансу; но крах Империи не дал им развиться» . Именно уклонение от этой предназначенной для всего человечества, но сохраняющейся в Православии модели поведения привело Запад к его секулярному Ренессансу, который был лишь откатом назад, возрождением языческого эллинизма и постепенным утверждением антихристианского культа «человекобожия» . «Но, — как считает протоиерей Георгий Флоровский, — было бы несправедливым игнорировать существование другого эллинизма, уже начавшегося в век отцов как греческих, так и латинских, и творчески продолжавшегося в течение Средних веков и Нового времени» . Речь идет о «христианской античности» , восстановлением которой и занимался исихазм. С исихазмом академик Дмитрий Сергеевич Лихачев связывает « византийское и русское Предвозрождение» , а крупный специалист по древнерусской и византийской литературам, профессор Гелиан Михайлович Прохоров считает его «православным Возрождением» . «Византия как государство исчезла в империи турок, — пишет Прохоров, — но зaXIV век она успела в исихастском движении возродиться как церковная культура, объединяющая греков, сербов, болгар, румын, грузин, русских. Турки, таким образом, стали наследниками ее “недвижимости”, а эти народы получили “движимую”, духовную часть ее наследства» . «Византийские “семена”, — заключает ученый, — нигде не нашли такой благоприятной почвы, как на Великой Руси. Именно на этой земле они скоро взошли возрожденной и преображенной национальной русской культурой» . Таким образом, в России « исихастский Ренессанс XIV–XV веков возрождал воцерковленный эллинизм домонгольской Руси, самобытно-национальную культуру воцерковленной античности. Это было, — как утверждают А.В. и С.В. Посадские , — русское православное возрождение в границах культурной модели христианского эллинизма» . Главной его особенностью и главным отличием от западного Ренессанса явилось то, «что интерес к человеческой личности не вышел за рамки христианских ценностей» .

http://bogoslov.ru/article/4240141

История. На смену кратковременному увлечению " секулярным гуманизмом, " начиная с 1970 годов в США стал буйно расцветать ДНВ. Благоприятную почву для усвоения оккультных идей ДНВ подготовил ряд индийско-теософских обществ (Веданта), а также движение трансцендентальной медитации. Идеи, распространяемые ДНВ, начали привлекать тех, которые, с одной стороны, разочаровались в " устаревших " христианских истинах, а с другой - не удовлетворялись плоским материализмом " секулярного гуманизма. " ДНВ никогда не претендовало на то, чтобы стать сплоченным, организованным движением. Напротив, оно выявилось в форме все разрастающейся сети самостоятельных групп, разделяющих те или другие оккультные интересы. Успеху ДНВ сильно способствует то, что оно быстро переваривает и ассимилирует в своем огромном котле самые разнородные учения и занятия, обещающие улучшить благосостояние как отдельного человека, так и человеческого общества в целом. В принципе ДНВ ничего не отвергает, но охотно впитывать в себя все, что может оказаться мистически интересным или практически полезным. Благодаря этому ДНВ, хотя появилось совсем недавно, смогло распространить свое оккультное влияние на многие сферы частной, семейной и общественной жизни миллионов людей в США, а также в России, Европе и других странах. ДНВ обманчиво тем, что оно не выступает открыто против христианства, а старается лишь " дополнять " его " свежими идеями. " Когда религиозный центр при Princenton университете сделал опрос христиан США в начале 1992 года, какое влияние на их веру оказывает учение " нового века, " то почти четверть из них ответила, что они не видят конфликта между христианством и учением " новый век. " Это сообщение бледнеет на фоне ответа опрошенных католиков: 60 процентов из них ответили, что католичество и " новый век " совершенно гармонируют. Так эти люди отвечают потому, что они меньше знают свою католическую веру, чем идеи, распространяемые ДНВ. И это не удивительно, католические книжные магазины пестрят такими оккультными книгами, как Joshua, No Other Name?, Turning Point, Nizam Ad-Din Awliya, The Web of the Universe, The Unity of Reality, Beyond Patching Даже некоторые духовные лица и монашествующие начинают увлекаться идеями " нового века. "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Лукьянов: «Жирар просто попытался выразить сущность истинного христианства…» 20.09.2017 629 Время на чтение 8 минут Рене Жирара (1923-2015), автора около 30 книг, называют одним из самых выдающихся христианских мыслителей XX века. Это удивительно парадоксальный мыслитель: будучи революционером в христианской антропологии, оставался принципиальным традиционалистом, отвергал всякие попытки богословской конъюнктуры «на потребу дня» а-ля либеральные опыты некоторых своих последователей (например, Джеймса Алисона, пытающегося примирить христианство и гомосексуализм, и пр.). Несмотря на всемирное признание, прожил тихую скромную жизнь ревностного христианина вместе с семьёй и тремя детьми, регулярно посещая мессу и доживая век почти отшельником во флигеле при Стэнфордском университете. Всю свою жизнь фактически развивал одну важную идею, которая родилась как ответ мыслящего христианина на боль и вызов XX века с его чудовищной репрессивной машиной нацизма, коммунизма, в жернова которой попали миллионы безвинных жертв. О французском философе беседуем с переводчиком, редактором Андреем Лукьяновым (издательство ББИ, Москва ). Рене Жирар - Перевод книги «Вещи, сокрытые от создания мира» - это Ваш первый опыт встречи с текстами Р. Жирара или Вы переводили уже другие его работы? Как Вы для себя открыли этого мыслителя? Что больше всего поразило? - Это мой второй опыт. Первый - «Я вижу Сатану, падающего, как молния». В Библейско-богословском институте ап. Андрея (где я занимаюсь переводами книг и статей с 2004 г.) мне предложили перевести работы Жирара, о котором я ничего не знал раньше. Познакомился с его книгами в русском переводе Г. Дашевского. - Давайте попробуем рассмотреть тексты Жирара не в их содержательном аспекте, а в формальном. В чём специфика литературного стиля философа? Каковы главные трудности перевода его текстов? Или, наоборот, они легко покоряются перу переводчика? - Во французских текстах особых трудностей я не нашел; Жирар писал понятно (для меня), сложны только аллюзии на произведения других мыслителей; все-таки Жирар - профессионал, а я - самоучка на жалкой основе филфака. «Стиль» Жирара не показался мне чрезмерно «научным». Он изобрел «миметическую теорию» и разрабатывал ее во всех своих книгах, размышляя, в общем, об одном и том же: о сущности христианства и, так сказать, о его «реабилитации» в «секулярный век» (так назвал свою книгу Чарльз Тейлор, во многом опирающийся на идеи Жирара; я перевел ее часть). Стиль Жирара отличается особым изяществом и не сразу видимым юмором...

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/...

Нам не нужно бояться свидетельствовать о положительной оценке действий правителей, приведших народы ко Христу. Сам Господь действовал через этих государственных мужей. Это нужно всегда держать перед своим мысленным взором, когда мы строим взаимоотношения с государством (христианским и не христианским). Истинные и вечные нравственные ценнности ценности в значительной степени отражены и в наследии других традиционных религий. Влияние этих ценностей обнаруживается и в секулярной мысли — до тех пор, пока она не вступает в явное противоречие со здравым смыслом и естественным нравственным чувством. Впрочем, сегодня секулярный мир во многом пошел по пути тотального нравственного релятивизма, за которым обычно следует не гуманность, а человеконенавистничество. Сегодня у народов бывшего СССР есть возможность жить, опираясь на традиционные нравственные ценности, и свидетельствовать о них в контексте глобальной информационной реальности. Нужно добиться того, чтобы исповедание и осуществление этих нравственных идеалов стало симфоничным, согласным с действиями власти. Это касается не только христиан, но и людей иных вер — в частности, многомиллионной традиционной исламской уммы. Она переживает разнообразные вызовы как со стороны ультра-либерализма, так и со стороны ультра-консерватизма, но я убежден, что она имеет огромный потенциал взаимодействия с православными христианами в разных исторических контекстах, в том числе в контексте Центральной Азии. Конец 19 века, век 20 и начало 21-го продемонстрировали миру всю палитру богоборческих идеологий. Эти идеологии всегда рано или поздно становились человеконенавистническими. Как только та или иная политическая структура или среда обещала построить на земле рай без Бога — это очень скоро приводило к страданиям людей. Так было со всеми богоборческими и безнравственными идеологиями. Сегодня бурно обсуждаются слова Папы Римского Франциска , который назвал современный глобальный капитализм «новой тиранией». Об этом говорил и Папа Бенедикт XVI , проводя некую параллель между нацистским и коммунистическим тоталитарными режимами и современной глобальной экономической и политической системой. Какой бы прогрессивной ни казалась идеология, нацеленная на то, чтобы лишить народ Бога, она приведет к катастрофе. Это показал с беспощадной ясностью 20 век. Это покажет и будущее, если мы не сможем хотя бы в малой мере продемонстрировать миру, что существует иной путь развития — развития по Божией правде. Это путь верности нравственным ценностям, которые важны не потому, что они старые, а потому, что они вечные. Будем надеяться, что мы сумеем не только сохранить их, но и доказать своими делами их жизненность.

http://patriarchia.ru/db/text/561114.htm...

Поздравление председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с Днем учителя 5 октября 2012 г. 15:00 Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий поздравил учителей с профессиональным праздником. Уважаемые педагоги, преподаватели, воспитатели, работники образовательных учреждений, ветераны педагогического труда! Сердечно приветствую вас с профессиональным праздником — Днем учителя! Самые ранние упоминания об учителях мы находим в текстах Священного Писания. Учительство — призвание от Бога. «Слушай, Израиль, и старайся исполнить…» (Втор. 6:3), — так обращается Господь к своему народу. Этот же призыв — к слушанию, старанию и исполнению является основой любого урока в школе. В книге Притчей Соломоновых Господь придает учительству высокий нравственный смысл: «Наставь юношу при начале пути его» (Притч. 22:6). Наставление на правильный жизненный путь — миссия, которой ежедневно посвящают себя более шести миллионов учителей России. Наш веквек головокружительных открытий и технологий. Вместе с тем, детей все больше окружают новые духовные и психологические вызовы. Осваивая передовые разработки в этом контексте, учитель призван сохранять чувство духовной трезвости. Только научая ребенка личным примером, педагог сможет уберечь ребенка от непоправимых ошибок и поможет сделать правильный жизненный выбор. От этого выбора, без преувеличения, зависит будущее нашего народа. Выполнение столь высокой задачи требует значительных духовных сил. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «плохой человек не может быть хорошим педагогом, впрочем, как и священник… Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, внутреннего подвига. Без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто со вниманием следит за каждым словом педагога». На особую актуальность сохранения традиционных нравственных ценностей в воспитательном и учебном процессе обращает сегодня внимание научно-педагогическая общественность. В этом стремлении проявляется единство педагогических подходов и Церкви и секулярного общества. Разделяя с вами, дорогие учителя, радость профессионального праздника, хочу пожелать вам крепкого здоровья, долголетия, счастья, трудовых свершений и радости сердечного отклика на ваши труды со стороны учеников. Благословение Божие да укрепляет вас в вашем почетном служении. +Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2509460.ht...

Это евангельский призыв, выраженный словами XX века. Счастье народов в единстве и любви. Христос Спаситель и призывает к этому счастью: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» – получите жизненный покой, счастье! ( Мф.11:28 ). Есть другой призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Только «пролетарии»? А если их теперь нет? Все стали зажиточные! Христос призывает к Себе всех: и пролетариев, и середняков, и богатых – все Его дети, всех Он хочет спасти, всем дать счастливую вечность. На небе несметные миллионы светлых Ангелов объяты чистой любвью друг к другу и любовью к Богу. На земле добрые и злые препираются друг с другом, льется невинная кровь и множество жертв. В преисподней – одни злые, они пожирают друг друга в гневе и ярости, проходят мучительный процесс переваривания в бесовских желудках, и, как духи, снова появляются, чтобы снова быть поглощенным. Это вечный процесс адских мучений, причем истязания бывают в различных формах. Бог не хочет всего этого. Но сам человек уготовил себе такое: что посеет человек на земле, то и пожнет в раю или в аду. Обнимитесь же, миллионы земных жителей, «изберите себе жизни» (ср. Втор.30:19 ) – жизнь со Христом Богом. И если вы это сделаете, то ваш выбор будет правильным. Любовь на земле стала дефицитом. Она принесена с неба Сыном Божиим, и век от века она слабеет. А в наш век ее отыщешь только с большим трудом. Но Христос и ныне не престает звать к Себе народы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я, и только Я дам вам покой...» (ср. Мф.11:28 ). Он стоит над секулярным миром, светлый и печальный, простирает к нам пронзенные руки и зовет, зовет! Современные богословы говорят, что сейчас происходит всемирная и последняя проповедь Евангелия. Одиннадцатый час истории наступил... Час двенадцатый – страшный суд! Как трудно и бессмысленно жить без любви! Страшно жить без любви и веры! Сын по навету любовницы убил свою родную мать, вырвал ее сердце и, гонимый страхом, спотыкаясь, побежал. Сердце же материнское говорит ему: «Сыночек, смотри не упади, не убейся...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Эти революционные течения были связаны с определенными идеологичес- 690 XX ВЕК кими предпосылками, и борьба между обоими течениями проявилась как раз в целом ряде философских и идейных построений. Так, революционное народничество стало все более отклоняться от а позже даже тяготеть к религиозному углублению своих идейных Противоположное течение социал-демократии (марксизма), верное традициям Маркса и Энгельса, стало, наоборот, усиленно развивать не только исторический, но философский материализм. Плеханов, Ленин, Богданов развили огромную литературную активность, особенно после съезда в Лондоне (1903 г.), на котором социал-демократическое течение разбилось на две группы – «меньшевиков» (чистый марксизм) и «большевиков» (неомарксизм). С другой стороны, одновременно с ярким развитием революционных течений в России, началось очень сильное, все разгоравшееся с годами религиозно-философское движение. Здесь, несомненно, сказалось влияние творчества и проповеди Вл. Соловьева, отчасти В.В. Розанова. Так, в 1901 г. начались в Петербурге – по инициативе целой группы писателей во главе с Д.С. Мережковским – открытые беседы на религиозно-философские темы. Эти беседы, протоколы которых печатались в журнале «Новый путь», были первым проявлением нового духовного сдвига, происходившего у русских мыслителей. Вскоре открылись и в Москве, и в Киеве Религиозно-философские общества, развившие очень интенсивную деятельность и привлекшие к себе огромные массы сочувствующих. В 1902 г. вышел сборник статей под названием «Проблемы идеализма» (при участии Булгакова, Е. Трубецкого, Струве, Бердяева, Франка, С. Трубецкого, Новгородцева, Аскольдова и др.); в этом сборнике, посвященном, «прежде всего, проблемам моральным», на самом деле уже был поставлен вплотную вопрос о том, чтобы «возвратить человечеству утраченного им живого В 1909 г. вышел другой замечательный сборник «Вехи», сурово обличавший русский нигилизм, духовную расплывчатость и беспочвенность секулярной идеологии: сборник этот (со статьями Бердяева, Булгакова, Гершензона, Изгоева, Кистяковского, Струве, Франка) разошелся в течение нескольких месяцев: через два месяца понадобилось второе издание.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Можно не принимать, разумеется, идеалов русского национального самосознания. Но для того нужно отвергнуть истинность Православия. Или хотя бы свести его до уровня одной из многих необязательных идей в рамках абсолютизированного плюрализма. И совершить такое нужно не где-то, а среди народа, который исторически сознаёт себя главным оплотом Православия в мире. А для того нужно прежде всего разрушить национальное самосознание народа. Тут своего рода замкнутый круг. Разорвать его— все усилия направлены ныне на это. Небезуспешно. И уже советский писатель В.Розов простодушно заявляет: «Я, например, не могу произнести слова: “Я горжусь тем, что я русский!” ...Все мы рождаемся на свет божий, не выбирая не только национальность, но даже отца с матерью. И поэтому сейчас, когда на этой почве возникло брожение, мы, писатели, должны не только не дать разрастись, а всеми силами его ликвидировать» 104 . Советскому писателю ответил за полтора века до того русский поэт Пушкин: «Не гордиться славою своих предков есть постыдное малодушие». Мысль эта из тех, что на века. Разумеется, от уродливых искажений национальной идеи необходимо избавляться. И впрямь: просто гордиться своим национальным происхождением— всё равно что мнить в числе личных достоинств данный от природы рост или цвет волос. Но ощущение своего внутреннего единства с поколениями русских людей, создавших великие духовные ценности, великую культуру, но творческое освоение национального достояния, сознавание национального своеобразия народа— не может не вызывать гордости в каждом человеке. Небрежение же своими национальными сокровищами достойно в лучшем случае лишь недоумения и сожаления. И неужто гордость за свой народ должна оскорблять человека иной национальности? Напротив, это научит понимать и ценить подобные чувства у всех народов.   В ситуации отвержения национальных ценностей, иерархии ценностей— мы попали в плен всеразрушающего утопизма, процесса, уже много веков развивающегося в западноевропейской культуре. Секулярное рациональное сознание— закономерность?— связано с этим процессом неизменно. И сегодня он проявляется в нашей политике, философии, идеологии, искусстве, экономике. «Мы пережили век, исключительно насыщенный утопизмом всякого рода,— отметил С.С.Аверинцев, характеризуя само явление так:— Всякий утопизм всегда и строился на том, что определённого рода ценностям, которые эмпирически не являются всеобщими ценностями, даётся статус общеобязательных» 105 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010