Более 20 тысяч православных приняли участие в Рождественских богослужениях в Узбекистане . Главная служба прошла в Свято-Успенском кафедральном соборе Ташкента. Митрополит Среднеазиатский Владимир (Яким) особо остановился в своей проповеди на том, что 2006 год в Узбекистане объявлен президентом Исламом Каримовым Годом благотворительности и медицинских работников. Правительство страны накануне религиозного праздника позаботилось о том, чтобы прилегающие окрестности всех 30 церквей и трех монастырей, кладбища были приведены в порядок, хорошо освещены, отметили в комитете. Православные в Марокко торжественно отметили праздник Рождества Христова. Несмотря на затяжной зимний дождь, в Свято-Воскресенский храм Русской Православной Церкви в марокканской столице Рабат пришли десятки верующих. На рождественском богослужении присутствовали сотрудники диппредставительства РФ, другие российские граждане, а также живущие и работающие в этой стране на северо-западе Африки украинцы, белорусы, болгары, сербы, греки и румыны. Праздничную литургию провел митрополит Карфагенский Алексий Александрийского Патриархата, которому сослужили настоятели рабатской церкви и Благовещенского храма в Касабланке протоиереи Сергий Киприянович и Андрей Пронин. Храм Русской православной церкви в Рабате был построен 74 года назад эмигрантами первой волны из России. Светлое Рождество Христово встретила небольшая православная община Египта. В Каире в церкви святого Димитрия Солунского представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки игумен Леонид провел Рождественскую литургию. Настоящим сюрпризом стало присутствие на службе потомков русских эмигрантов. Лидия Дашкевич родилась уже в Египте в 1920-х годах. Ее отец – врангелевский офицер, которого раненым англичане привезли в Каир в 1919 году. Сейчас Лидия Дашкевич – единственная русская, оставшаяся в Каире от послереволюционной волны эмиграции. 7 января в соборном храме священномученика Игнатия Богоносца при Представительстве Патриарха Московского и всея Руси в Дамаске отметили праздник Рождества Христова. Архимандрит Александр, Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе, совершил в полночь Великое повечерие и утреню, а Божественную литургию, за которой молились многочисленные представители русской диаспоры из Дамаска, его пригородов, а также из других областей Сирии и Ливана, совершил викарий Дамасской епархии епископ Дарайский Моисей в сослужении Представителя, протоиерея Петра Бутроса и иерея Георгия Макдси.

http://pravoslavie.ru/15849.html

В Кальской рукописи, по наблюдению автора, одна поздняя тетрадь писана одинаковым почерком с Адишским евангелием 897 г., на этом основании он относит ее к началу IX b. Содержание рукописей указывает на IX–X bb.: в Кальской рукописи, думается, есть уже следы влияния на грузинское богослужение устава в. константинопольской церкви – преждеосвященная литургия, положенная во все седмичные дни 40-цы и в Великий пяток. К.С. Кекелидзе находит возможным отнести греческий оригинал лекционария к половине VII в., а грузинский перевод к началу VIII в. План грузинского лекционария одинаков с иерусалимскими лекционариями армянского извода; начинается он с Рождества Христова, чтения 40-цы вставлены между мартом и апрелем, для остальных недель года чтения поставлены после декабря, в самом конце помещены чтения общие святым и на частные случаи. В службах на отдельные дни кроме указания памяти и места богослужения, прокимнов и чтений отмечаются нередко и песнопения. Строй богослужения в грузинском лекционарие – почти чисто иерусалимский, основа его та же, что и в армянских лекционариях, заимствований из богослужения в. константинопольской церкви не замечается. Но, как и в армянских памятниках, в нем есть изменения, сделанные грузинами, например, внесены грузинские памяти (стр. 27), сокращено, по-видимому, празднование Рождества Христова (вместо 8 иерусалимских дней указало лишь 5). По составу грузинский лекционарий обширнее всех известных доселе иерусалимских сборников этого рода. В его месяцеслове отмечено свыше 200 памятей. В числе их есть все двунадесятые праздники: праздник Введения поставлен 20 ноября в обозначен как «Обновление боголюбивого царя Юстиниана», т.е., законченной этим императором т.н. «Новой Церкви» (в честь Богоматери, 543 г.), в память чего, вероятно, установлен и самый праздник. В месяцах и числах памятей святых грузинский лекционарий очень часто сильно расходится с другими древними христианскими календарями: объясняется это в значительной мере тем, что в Иерусалиме празднование святым в большинстве случаев связывалось, по-видимому, с местными храмами, посвященными их имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха , Вознесение Господне и Пятидесятница . Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки». Рождение Христа – Мессии – Помазанника, Который спасет мир, было предсказано ветхозаветными пророками и ожидалось на протяжении веков. Это радостное событие совершилось более 2000 лет тому назад: Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском. Мы, христиане, ежегодно вновь и вновь переживаем эту радость, возвещенную Ангелами пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь», — сказано в Святом Евангелии. Бог становится Человеком, чтобы человек стал Богом по благодати. Но, при этом Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается». Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание» Сына Божия. И своей высшей точки оно достигает на Кресте. И все же, на Рождество мы радуемся, ибо знаем, какие богатые плоды принесло это истощание. Радуемся, ибо воссиял день начала нашего спасения, спасения от греха и смерти. А спасение от смерти и встреча с Богом – источником жизни — это самый большой повод для благодарения и радости. Рождество и волхвы По учению Церкви то, что «ради нас родился Младенец юный, предвечный Бог» является причиной радости для тех, кто любит Бога. Тем, что Бог восхотел родиться в образе человека, Он дал избавление от тления и смерти, «уврачевал раны Евы», «простил грехи», «дал бессмертие», «исполнил пророчества», «привлек падшего первозданного Адама», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету», как сказано в рождественской службе.

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

За разрешением заменить старый крест на куполе храма Воскресения пожертвованным новым, блаженнейшем Никодим сперва обратился к местному губернатору Рауф-паше. Но последний, опасаясь неудовольствий со стороны католиков и армян, сам не решился дать искомое разрешение, а в свою очередь запросил инструкций из Константинополя, где этому, с турецкой точки зрения, неважному делу не придали особенного значения и положили бумагу под сукно. Прошел месяц, другой, а ответа из Константинополя не получалось. Жертвователь креста из Москвы посылал письмо за письмом к патриарху, осведомляясь о времени водружения креста на куполе храма Воскресения, а патриарх между тем по этому делу не мог пошевельнуть перстом, не получая ожидаемого разрешения. Чтобы ускорить получение ответа из Константинополя, патриарх Никодим повторил пред пашой свою просьбу, при чем, с целью устранить всякого рода подозрения на счет национальности жертвователя, пренебрёг даже к благочестивому обману, заявив, что крест – жертва триестских греческих купцов. Но и эта просьба не имела успеха. Приближался великий праздник Рождества Христова. Жертвователь – москвич выражал настойчивое желание видеть на куполе храма Воскресения свой крест к этому празднику. В душе блаженнейший патриарх Никодим вполне разделял желание благочестивого ревнителя благолепия христианского храма, но открыто, без разрешения гражданских властей, среди бела дня, водрузить его на куполе не решался, опасаясь волнений народных и столкновений с военною силою. Необходимо было выждать удоб­ный момент, действовать уже без официального разрешения, на собственный риск. Таким моментом и признан был канун или вернее ночь под Рождество Христово, при чем и даровые русские мастера из поклонников охотно согласились выполнить задуманный патриархом хитрый план водружения креста на куполе храма Воскресения за одну эту ночь. 24 декабря, сделав предварительно необходимые распоряжения, патриарх Никодим, по издавна установившемуся обычаю, в сопровождении многочисленных архиереев синодалов, клириков и кавасов, рано утром покинул Иерусалим и отправился в Вифлеем, чтобы торжественным богослужением отпраздновать здесь праздник Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения. Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены. Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xrist...

Перенесение G. из Laudes в начало мессы, вероятно, связано с практикой совершения мессы на праздник Рождества Христова ночью. В «Liber pontificalis» говорится, что папа Телесфор (128-139?) «повелел, чтобы... мессы Рождества Христова совершались ночью... и чтобы ангельский гимн Gloria in excelsis Deo пелся перед жертвоприношением» (LP. Vol. 1. P. 129). Совр. исследователи полагают, что эти изменения имели место не во II в., а в IV-V вв. Согласно тому же источнику, папа Симмах (498-514) «повелел, чтобы гимн Gloria in excelsis Deo исполняли каждое воскресенье и на памяти (natalicia) мучеников» (Ibid. P. 263). Место G. на утренней службе занял др. гимн - Te Deum laudamus (Тебя, Бога, хвалим), также имеющий параллели с великим славословием. Изначально G. пелась только при архиерейском богослужении. Согласно Ordo Romanus I, епископ в определенные дни пел G., стоя лицом к народу, тогда как священники могли петь ее только на Пасху (ср. Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 22 //PL. 114. Col. 945) или, по поздним Ordines, при рукоположении. Судя по словам Бернона из Райхенау, такая практика сохранялась еще в XI в. ( Berno. Libellus de quibusdam rebus ad Missae officium pertinentibus. 2//PL. 142. Col. 1059). Однако Бернхольд Констанцский (1100) отмечал, что священники поют G. вместе с епископами ( Bernhold. Micrologus. 2). Наиболее четкие указания о времени пения G. содержатся в Rubricae generales к рим. Миссалу папы Пия V (Гл. 8. 3). Г. поется в те же дни, когда на matutinae поется гимн Te Deum, за исключением Великого четверга и Великой субботы, когда Te Deum не поется. G. опускается в будние дни (кроме Светлой седмицы), в пост Четырех времен года, в вигилии, в период Адвента (до XII в. G. пелась и в этот период; см.: Amalar. Lib. offic. 4. 4. 30; Honor. August. Gemma animae. 3. 1) и от Семидесятницы до Пасхи (когда службы de tempore). G. не поется также на праздник Вифлеемских младенцев, на заупокойных и вотивных мессах (кроме мессы Пресв. Девы в субботы, мессы ангелов и pro re gravi). Если на мессе есть G., она заканчивается словами Ite missa est, если нет, то поется Benedicamus Domino или Requiescant in pace (на заупокойных мессах). При пении G. в Великий четверг и в Великую субботу существует обычай звонить в колокол.

http://pravenc.ru/text/165155.html

Принятия Верховной Радой Украины закона о праздновании Рождества Христова по католической традиции 25 декабря, - в стране, где подавляющее большинство населения является православным, - говорит о внешнем колониальном управлении и о предательстве украинской элитой своего народа. От общего числа населения римо-католики (РКЦ) составляют меньше 1%; грекокатоликов же (УКГЦ) около 5% (хотя сами они утверждают, что их не менее 10%), но они празднуют Рождество Христово по старому стилю, т.е. как и православные, 7 января. К тому же, «безвиз» и «Карта поляка» уменьшили традиционно греко-католическое и католическое население, особенно в западных областях, поэтому их теперь в стране гораздо меньше. Такое заигрывание с Западом означает католическую экспансию на исконно православную территорию. Это событие получило дальнейший резонанс в России: некоторые из местных либерастов завили о том, что нужно перенять украинский опыт в праздновании Рождества Христова и в России по-католически, что говорит об одном закулисном кукловоде. На фоне гонений на Православную Церковь и сокращения населения на Украине Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, тем не менее, - самая быстрорастущая конфессия. Как и Русская Православная Церковь в целом, по сравнению с другими конфессиями, является наиболее распространенной в мире. В то же время, как на Украине, так и в России до сих пор остро стоит вопрос нехватки духовенства и культовых сооружений для отправления богослужений. Хотя, как указал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на открытии Архиерейского Собора в Москве, общее количество храмов Русской Православной Церкви в последнее время увеличивается примерно на 1300 в год. В настоящий момент в Русской Церкви насчитывается 36 878 храмов или иных помещений, где совершается литургия. На сегодня в РПЦ служат более 40 тысяч священников. За последние восемь лет появилось более ста новых епархий, а их общее количество составило 303, это значит, что их стало почти в два раза больше, чем было в 2009 году. Кроме того, увеличилось число монастырей - с 804 до 944.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/10/za...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Всё, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы, часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: «Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день», то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной литургии, то и служить ее не должно и ради самого Устава, так как в данном случае он действовал на известных основаниях, и ради соблюдения церковного порядка. В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010