Вообще еда играла очень большую роль в праздновании Рождества и других церковных праздников в  условиях гонений или несвободы. Вот, например, воспоминания Веры Прохоровой – одно из самых  подробных свидетельств о праздновании Рождества Христова в советских лагерях: За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки,  сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Все это было аккуратно  отсортировано и спрятано, как правило, в сугробах во дворе, потому что каждый угол в лагере тщательно обыскивался. Ночью, когда вся охрана отправлялась по домам за пределы лагеря, печь продолжала гореть, потому что был ужасный мороз. Так что по ночам за недели наперед эти женщины готовили на  печи в бараке множество всяких угощений. Они готовили кутью из пшеницы, сладкое кушанье из зерен с  сахаром или медом и сухофруктами, которое мы обычно используем во время поминальных и праздничных дней. Они делали замечательные пирожки со смородиной. Они приготовляли сушеный картофель так, что  он казался восхитительным. Но делали они это с осторожностью и благоразумием, а потом все  припрятывали. Если охрана случайно обнаруживала эти свертки, их яростно уничтожали, а ответственную женщину  наказывали. Женщины украшали стол, и приглашали разделить радость Рождества Христова даже неверующих и коммунистов. По свидетельству Веры Прохоровой силами заключенных совершалось даже  небольшое богослужение, когда христиане разных конфессий читали свои молитвы: «Когда наступало время службы, так называемые «монашки», верующие деревенские женщины, которые очень хорошо  знали Рождественскую службу, начинали петь. Украинки тоже пели, и пели превосходно! Сначала пели  православные, потом немки, поляки, украинские католички, а затем протестантки. Все они пели свои  службы» Свидетельства тайного празднования Рождества можно найти и в житиях новомучеников, и в других  воспоминаниях советского времени, но не будем утомлять читателя обилием выписок, и пожелаем друг  другу всегда встречать этот великий праздник в кругу семьи.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

Центральный иконостас храма был создан во второй половине XIX века. Большая часть его икон написана в Московской школе живописцев И.А. Соколова. В конце XIX века были сделаны незначительные пристройки и обновлена роспись в трапезной. Следы первоначального декоративного убранства скрыты штукатуркой, которой покрыли фасады в 1903 году. Предполагается, что первоначально храм был пятиглавым, а стены его центральной части и приделов завершались рядом кокошников. На главках сохранились ажурные кресты конца XVII века. Центральный иконостас датируется второй половиной XIX века, а пристройки у колокольни и масляная роспись интерьера — началом ХХ века. В 1904 году были обновлены деревянная резьба, росписи и иконы. Работы производили резчики мастерской Е.П. Елисеева и живописец Б.Е. Немиров. Храм в честь Рождества Христова в селе Осташково не миновали революционные и постреволюционные экспроприации. Изъятия ценностей производились неоднократно, но иконы не тронули, ограничившись золочеными ризами и окладами, и сам храм не закрывали. В нем, единственном храме земли Мытищинской, регулярно проводились богослужения. Более полувека в осташковском храме отправлял службу протоиерей Алексей Кунгуров. Он родился в семье священника. За принадлежность к духовному сословию его родители были лишены гражданских прав. Семье, в которой было восемь детей, пришлось испытать много трудностей. И все же в 1946 году Алексей Кунгуров сознательно принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. Много трудов отец Алексей положил на поддержание осташковского храма Рождества Христова. Благодаря его усилиям храм был реставрирован, вновь засияли позолотой купола, обновился иконостас, засверкали ризы на иконах. Отец Алексей является истинным пастырем, который своим служением снискал любовь и уважение прихожан и духовенства. Он собрал вокруг себя и воспитал единомышленников, многие из которых стали впоследствии священниками. В рамках празднования 2000-летия Рождества Христова отмечалось и 300-летие Осташковского храма Рождества Христова. На торжества по этому случаю в храм приезжал Высокопреосвященнейший Григорий архиепископ Можайский. В честь юбилея отца Алексея тогдашний благочинный Мытищинского церковного округа игумен Александр отслужил в храме Рождества Христова Божественную литургию и водосвятный молебен. По окончании богослужения он с амвона искренне поблагодарил отца Алексея за многолетнее подвижническое служение Господу и по поручению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия вручил ему грамоту и орден Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени. Заслуги отца Алексея признаны и светской властью. В 1998 году он, единственный из всех священнослужителей Мытищинского церковного округа, был удостоен звания «Почетный гражданин Мытищинского района». Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Праздничные богослужения, посвященные Рождеству Христову, прошли во многих странах. Об этом сообщает информационный портал " Страна.Ru " . " О мире и прекращении насилия молились минувшей ночью прихожане церквей Востока. В Вифлееме, в храме Рождества Христова, куда накануне состоялся крестный ход из Иерусалима, прошло всенощное бдение при стечении нескольких тысяч арабов-христиан со всех концов священной земли Палестины… Праздничная атмосфера в Дамаске и Багдаде омрачена надвигающейся угрозой военного конфликта. К общей молитве о мире, предотвращении войны и благополучии присоединили голоса прихожане общин Русской Православной Церкви в Сирии и Ливане... Проживающие и работающие в Тунисе православные россияне, болгары, сербы и представители других национальностей встретили светлый праздник Рождества Христова в храме Воскресения Христова, расположенного в самом центре тунисской столицы. Праздничное богослужение провел здесь настоятель храма священник Московской Патриархии отец Дмитрий… В Европе рождественские богослужения прошли во всех православных храмах Сербии, в том числе и в местах компактного проживания сербов в Косово... Торжественными службами встретили во Франции праздник Рождества Христова многочисленные выходцы из России. Несмотря на холодную погоду, большое стечение народа отмечалось во всех 57 соборах и церквях, входящих в три юрисдикции русского православия, существующие сейчас на французской территории " , - говорится в сообщении. В сообщении , размещенном на сайте " Вести " рассказывается о том, как прошло празднование Рождества на Святой Земле: " …рождественские торжества прошли без привычного размаха. Несмотря на праздники, в городе по-прежнему действует комендантский час. Израильские войска были отведены от храма Рождества Христова незадолго до полуночи. И почти сразу же на Ясельной площади к дверям храма выстроилась длинная очередь. На праздник приехали около 20 тысяч паломников, многие из России. Совместную службу в храме совершили представители нескольких поместных Православных Церквей. А завершилась всенощная по традиции крестным ходом " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor27.htm

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождества Христова было ведено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста . Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан , св. Иоанн Златоуст , св. Кирилл Александрийский , блаж. Августин), 25-е число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются первая стихира на «Господи, воззвах...», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преп. Романом Сладкопевцем. Им было составлено 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние. Уже в VII-VIII веках известны Минеи со службами Рождеству в целом их виде. В X веке имелись службы предпразднства и попразднства, а в XI-XII в. служба, посвященная Рождеству Христову, на Востоке принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Перед началом Божественной литургии митрополит Кирилл обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом. После чтения Евангелия ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла по случаю праздника Рождества Христова было оглашено по запричастном стихе. Вечером 7 января, в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Согласно сложившейся традиции, на Великую вечерню было вынесено напрестольное Евангелие, которое обычно читал Святейший Патриарх Алексий. Это старинное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны было передано в дар Храму Христа Спасителя по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря «для особо торжественных праздничных богослужений». По благословению Святейшего Патриарха Алексия Евангелие используется только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на пасхальную Великую вечерню. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Патриаршего Местоблюстителя от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. В ответном слове митрополит Кирилл, поблагодарив митрополита Ювеналия за поздравления, отметил ту важную роль, которую сыграл Святейший Патриарх Алексий II в деле возрождения порушенных храмов и монастырей и, самое главное, в возрождении духовной жизни в нашей стране. Затем иерархи, представители Поместных Православных Церквей, настоятели московских храмов и монастырей поздравили Патриаршего Местоблюстителя с праздником Рождества Христова. 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_mesto...

– Что происходит в храме накануне Рождества? – 6 января – особый день, рождественский сочельник, или Навечерие (с ударением на первом слоге) Рождества. Утром этого дня совершается довольно продолжительная служба – Великие часы и изобразительны. Изобразительны – это краткое богослужение, которое совершается именно тогда, когда по Уставу утром не совершается Литургия. Изобразительны как бы изображают ее. На Великих часах читаются особые псалмы – мессианские, то есть те, в которых есть какие­то указания на Боговоплощение, на Рождество Христа. Например, псалом 44-й – Красен добротою паче сынов человеческих; 109-й – Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131-й – Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. На каждом часе читается паремия, Апостол и Евангелие. Напомним, что паремии – это фрагменты текстов Ветхого Завета, прообразовательных по отношению к празднуемому новозаветному событию либо прямо предвещающих его. Например, на первом часе читаются стихи из книги пророка Михея ( Мих. 5, 2 ), указывающие на Вифлеем как на место рождения Спасителя: И ты, Вифлеем (…) из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. А паремия из книги пророка Исаии, читаемая на шестом часе, прямо говорит о рождении Спасителя от Девы. Еще одну паремию из Исаии ( Ис. 9, 6–7 ) мы услышим на девятом часе, именно здесь звучит длинное многосоставное имя Мессии – велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века. Евангелия выстроены так, что они восстанавливают хронологию Рождества. На первом часе – Евангелие от Матфея, сомнение Иосифа и Рождество Спасителя. На третьем часе – Евангелие от Луки, перепись населения при кесаре Августе, рождение Богомладенца, поклонение пастухов и славословие Ангелов; шестой час – вновь Евангелие от Матфея, поклонение волхвов; девятый час – преследование Ирода и бегство в Египет, это так же Евангелие от Матфея. Великие часы – это, по сути, уже богослужение самого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Европе переход на григорианский календарь в католических странах осуществился, естественно, сразу же, поскольку это была инициатива римского папы, а в протестанских – очень постепенно: скажем, Англия перешла на григорианский календарь только в последней трети XVIII века. В России переход государственного календаря на григорианский произошел в 1918 году по соответствующим декретам Советской власти. До 1918 года вся Россия жила по юлианскому календарю. Наша Церковь не переходит на новый стиль, руководствуясь тем, что, во-первых, при таком переходе неизбежны богослужебные утраты из-за того, что Пасхалия у нас в любом случае определяется не по солнечному, а по лунному календарю. То есть Пасха является переходящим праздником, который совершается независимо от этих дат солнечного календаря. И иногда получается так, что при очень поздней Пасхе Петровский Пост сокращается почти до полного исчезновения, в любом случае оказывается меньше на 13 дней, что вряд ли можно считать приобретением для благочестия. И само соединение служб периода Великого Поста со службами годового круга ведет к тому, что при этой сдвижке на 13 дней богослужение совершенно меняется. Собственно, каких-то других церковных резонов, отчего нам нужно переходить на новый стиль, трудно привести. Как правило, приводят два главных аргумента, один из них – быть как весь остальной христианский мир. Но нужно ли Русской Православной Церкви в этом отношении стремиться уподобиться остальному христианскому миру в том, что, как справедливо замечает один современный писатель, Рождество переместилось из храма в супермаркет. Как раз напротив, очень хорошо получилось в последние годы в России: у нас западное Рождество, 25 декабря, является массовым стартом для предновогодних распродаж, покупки подарков, всего того, что связано с коммерческой стороной зимних торжеств, о коренном событии которых уже никто не вспоминает. А к православному Рождеству, 7 января, вся эта волна уже сходит, и те, кто желает праздновать Рождество, празднуют Рождество Христово, а не очередной повод для выпивки или трат на те или иные бытовые нужды.

http://religare.ru/2_49219.html

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах...» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Подготовительный период к празднику Рождества Христова Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи, – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени.) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества.) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте литургии», которая служится с утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Итак, какое отношение это событие имеет к каждому из ныне живущих людей? Об этом Церковь говорит устами своих поэтов в церковной гимнографии. Главными и самыми часто воспеваемыми песнопениями в праздник являются тропарь и кондак Рождества . Тропари – краткие песнопения, прославляющие праздник, принадлежат к самому древнему виду церковных песнопений, с которых в глубокой древности начала свое развитие христианская гимнография. Тропарь Рождества мог быть создан уже в IV веке. По-русски текст этого песнопения звучит так: « Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе» . Кондак «Дева днесь» был написан святым Романом Сладкопевцем, и считается одной из вершин церковной поэзии. Кондаками в древности назывались пространные богословские поэмы, входившие в состав христианского богослужения. Но, с течением времени, их заменил другой жанр церковной гимнографии – канон. Кондаки же сохранились в богослужении в виде начальных строф прежних поэм (а также, дали начало акафисту – гимн, во время которого не полагается сидеть, «неседальное пение»). Познакомимся с текстом кондака : «Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог». Невидимый Бог воплотился и стал Человеком — вот о чем возвещает праздник Рождества Христова, праздник Боговоплощения. Если мы обратим наше внимание на тексты песнопений, то заметим одну характерную особенность: частое повторение слов «днесь» и «ныне». Сегодня, сейчас «Дева Пресущественного рождает». Событие совершилось более 2000 лет тому назад, но то, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Поэтому Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся духовными участниками и свидетелями совершающихся перед нашим мысленным взором событий. День Рождения Христа

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества. Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих св. Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV века). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января – был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления и некоторых др. В разделе, где анализировался праздник Рождества Христова, говорилось, что в системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается с описания Крещения на Иордане. Если принимать рассуждения о том, что Страдание и Воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит, 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010