Богослужение было организовано с учетом действующих в стране ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, сообщает  сайт Корейской епархии . Праздник Рождества Христова был торжественно отмечен в храмах Таиландской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии , особенно в Королевстве Таиланд и Королевстве Камбоджа. Так, в Таиланде, несмотря на вновь введенные строгие ограничения из-за второй волны COVID-19, власти не стали настаивать на закрытии храмов или запрете доступа в них богомольцам, ограничившись рекомендациями строгого соблюдения санитарных норм. Это позволило даже в провинциях, входящих в эпидемиологически опасную «красную» зону, совершить все праздничные уставные богослужения. В Николаевском соборе Бангкока, Свято-Троицком храме на Пхукете и Серафимовском храме на острове Панган (провинция Сураттхани) богослужения были совершены в ночное время. В остальных храмах Таиланда накануне вечером 6 января отслужили всенощное бдение, а утром 7 января — Божественную литургию. В Бангкоке, по установившейся традиции, были совершены две Литургии: одна ночью (богослужение возглавил настоятель храма архимандрит Олег (Черепанин), вторая — утром в Сергиевском приделе собора, ее отслужил иеромонах Михей (Пхиаксаявонг) на тайском языке. Санитарные ограничения коснулись внебогослужебных праздничных мероприятий, что было воспринято духовенством и паствой с пониманием. За рождественскими богослужениями был завершен сбор средств для помощи детям, проходящим лечение в бангкокском Институте детского здоровья под патронатом Ее Величества Королевы-матери Сирикит. Благодаря спокойной эпидемиологической ситуации в Королевстве Камбоджа верующие камбоджийских приходов смогли встретить праздник Рождества Христова в обычной обстановке. В обоих храмах (в Пномпене и Сиануквиле) уставные богослужения совершались на церковнославянском, английском и кхмерском языках, сообщает  епархиальный сайт . В полночь 7 января в храме Русской духовной миссии в Иерусалиме, освященном во имя святой мученицы царицы Александры, началась Божественная литургия, которую для братии и сестер Миссии совершили ее секретарь игумен Никон (Головко) и казначей иеромонах Афанасий (Букин).

http://patriarchia.ru/db/text/5748382.ht...

Возможно, установление связано с посещением равноапостольной царицей Еленой мест земной жизни Иисуса Христа. В этих местах началось строительство храмов. Особое внимание христиан стали привлекать события Рождества Христова и тайна Воплощения. Некоторые авторы приписывали установление праздника святителю Кириллу, патриарху Иерусалимскому (313–386 гг.). Однако говорить о повсеместном почитании Благовещения как отдельного праздника в IV–V веке достаточно сложно, потому что письменных источников об этом немного. Но в VI веке появляется кондак на Благовещение, написанный преподобным Романом Сладкопевцем . А с конца VII столетия можно свидетельствовать о том, что Благовещение Пресвятой Богородицы стала одним из самых почитаемых праздников в столице Византии — Константинополе. Богослужебные особенности Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходится на период Великого поста . В зависимости от того, в какой день он случится, богослужение праздника будет иметь свои особенности. Вечернее богослужение накануне праздника, если он случится в будний день Великого поста, состоит из великого повечерия с литией (выходом священнослужителей в притвор, а затем на середину храма для возглашения особых прошений и благословения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) и утрени. Такой состав богослужения хорошо знаком христианам по праздникам Рождества Христова и Крещения Господня . На утрени поется величание праздника «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», в центре храма читается Евангелие. О том, что праздник совершается в период Четыредесятницы, будет напоминать то, что великое славословие будет не петься хором (как на утрени в воскресенье или другой праздничный день вне поста), а читаться. В конце богослужения священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина и вместе с молящимися делает три поклона (вместо обычных 16: четырех великих и двенадцати малых). В сам день праздника совершается чтение 3-го, 6-го, 9-го часов и изобразительных. Вместо Литургии Преждеосвященных Даров будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоуста в соединении с вечерней.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Прямая трансляция Патриаршего богослужения проходила на телеканалах на телеканалах «Первый», «Россия», «Спас» (с сурдопереводом), а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляцию комментировал сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил протоиерей Михаил Рязанцев. В алтаре Храма Христа Спасителя Предстоятель Русской Церкви и председатель Правительства РФ обменялись памятными подарками. Святейший Патриарх Кирилл поздравил Д.А. Медведева с праздником Рождества Христова и пожелал ему помощи Божией в служении на благо Отечеству. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие всечестные отцы! Братия и сестры! Всех вас еще раз поздравляю с великим и мироспасительным праздником Рождества Христова! Явленная роду человеческому Божественная сила через рождение Господа Иисуса в убогой вифлеемской пещере пусть поддерживает каждого из нас в нашей жизни, в наших мыслях, в наших делах, в наших намерениях — во всем том, что составляет действие человека в окружающем его мире. Пусть эта Божественная сила помогает нам формировать свой внутренний духовный мир с детства, юности — и до самой кончины. Потому что человек либо растет, либо умаляется. Не бывает такого, чтобы личность находилась на одном уровне и не было движения вверх или вниз. Так вот, Божественная благодать через Господа Иисуса Христа дарована нам для того, чтобы мы постоянно росли, поднимались к небу, с тем чтобы никакие искушения и соблазны мира не разрушали этой нашей способности к духовному возрастанию, которому нет предела и нет границ. Потому что через это возрастание перед нами  открываются врата вечной жизни. Пусть Господь, родившийся в вифлеемской пещере, прикоснется к каждому из нас силой Своей благодати, дабы мы могли обрести радостный мир в этой жизни и спасение в жизни вечной. Аминь».

http://pravmir.ru/v-prazdnik-rozhdestva-...

Вот Господь и пожелал, чтобы все люди так жили, чтобы не было больше правды за силой, а чтобы правда была за любовью. Но для того чтобы понять эту заповедь Божию, нужно вот что иметь в виду. Когда мы любим, мы себя отдаем другому. Любовь — это всегда жизнь не только для самого себя, но и для других, для братиков и сестричек, для товарищей и друзей, а в идеале, как Господь повелел, — для всех людей. И если мы с вами овладеем этим новым законом, который принес Господь, то у нас никогда не будет несчастных, потому что люди, живущие по закону любви, всегда счастливы, в их сердце всегда свет. Я хотел бы пожелать вам, мои дорогие дети, чтобы вы этот закон Христов усвоили и с самого раннего детства научились любить друг друга. А любить — значит помогать другому, значит делиться с другим, значит всегда иметь в виду, что, кроме тебя, есть еще другие дети, а когда вырастешь, понимать, что кроме тебя есть много-много людей и, чтобы все они были счастливы, мы должны любить и помогать друг другу. Если вы усвоите этот самый главный закон жизни, вы все будете отличниками, потому что осуществление закона любви — это такой аттестат зрелости, который делает человека счастливым на всю жизнь. Этого я и хотел бы пожелать всем вам в последнее воскресенье святок, замечательного времени от Рождества до Крещения, и пусть любовь Христова пребывает в ваших семьях и в ваших сердцах. С праздником вас поздравляю!» Проповедь перед причастием произнес протоиерей Глеб Цвиркунов, клирик московского храма Преображения Господня в Тушине. По окончании Литургии Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали учащиеся воскресных школ. Святейший Патриарх Кирилл вновь поздравил участников богослужения с праздником и с принятием Святых Христовых Таин. Предстоятель также поблагодарил руководительницу сводного детского хора Варвару Волкову и всех детей за прекрасное исполнение богослужебных песнопений и пожелал ребятам здоровья, мира и успехов в учебе. Всем участникам богослужения были вручены иконки Рождества Христова с Патриаршим благословением.

http://patriarchia.ru/db/text/4345219.ht...

Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение. МОЛИТВА Конечно, все богослужение постоянно перемежается молитвами в разных видах, начиная с общих ектений и заканчивая молитвами тематическими. Но кроме молитвы, важной частью богослужения является ЧТЕНИЕ Евангелие На первом месте чтения стоит Евангелие , отрывок из которого читается на любой праздничной утрене. Может за одно Богослужение читаться и несколько отрывков: например, в последовании утрени Великого Пятка, читаются 12 характерных отрывков из Евангелий. Кроме утрени, Евангелие может читаться и на вечерне (см.: вечерни в Великий Пяток или первого дня Пасхи ). Так же оно может читаться на часах (на Страстной седмице или в Сочельники Рождества и Крещения Христова ). Напомню, что про Литургию мы сейчас не говорим. Апостол Чтению Евангелия как правило предшествует чтение Апостола (т.е. послания и деяния Апостолов), а так же тексты из Ветхого Завета , хотя и не всегда. Паремии Тексты Ветхого Завета, звучащие за богослужением, называются паремиями , что в переводе означает “прообразы” (того, что произошло в новое евангельское время). Сегодня паремии чаще всего читаются на великой вечерне, образуя некие циклы. Свои паремии есть на Господские праздники. Есть паремии Богородичных праздников: вспомните Лествицу Иакова и притчу Соломона “ Премудрость созда себе дом… ”, вспомните “врата затворенные” из пророчества Иезекииля — все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Также есть паремии на памяти святых: преподобнические, святительские и т.д. Читаться зараз могут как один, так и два или даже три отрывка. Например, в будние дни Великого поста на вечерне читаются 2 паремии (из книги Бытия и книги Притчей), а на 6 часе 1 паремия. А в Великую Субботу на вечерне, Устав предписывает чтение 15 паремий. Кстати, почему, знаете? Потому что это чтение сформировалось в те времена, когда в этот день совершалось крещение особенно большого числа оглашенных и происходило это именно в этот момент службы, и чтобы заполнить время совершения Крещения для находящихся на службе читали отрывки из Ветхого Завета. Сегодня в этом (как правило) уже нет нужды, ибо никто не крестит в этот момент, но пока еще большинством эти паремии продолжают читаться во исполнения буквы Устава.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

В ходе масштабной реконструкции, трудами епископа Бердянского и Приморского Елисея и многих его помощников, на кафедральный собор установлен новый купол, изготовленный из булата, полный комплект колоколов украсил новую колокольню, обустроены служебные помещения и близлежащая территория, пристроены ризничная и пономарка, благодаря чему увеличилась площадь алтарной части собора, заменены оконные рамы и двери, установлена новая отопительная система «теплый пол». Гордостью храма стал новый резной иконостас, престол, жертвенник и киоты для местночтимых икон. Сияют позолотой, установленные накануне паникадила, семисвечник, светильники и лампадки. Заново расписаны стены храма. 27 ноября 2011 года состоялось первое богослужение после реконструкции. Освящение собора 19 фефраля 2012 года возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, в сослужении архиереев Украинской Православной Церкви: архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки, епископа Горловского и Славянского Митрофана, епископа Бердянского и Приморского Елисея Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир с визитом архипастыря посещал Бердянскую землю несколько раз: 17-19 июня 2008 года. Также, по приглашению епископа Бердянского и Приморского Елисея, 1 июля 2010. Его сопровождает викарий Киевской Митрополии епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (секретарь Предстоятеля УПЦ). Блаженнейший Митрополит Владимир побывал в храме Рождества Христова, общался с бердянскими священниками и прихожанами, интересовался состоянием дел в Бердянской епархии и ее взаимоотношениями с властями. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Христово - 7 января Богослужения [ править править код ] Расписание богослужений: ПН – СБ: 7:30 Часы, Божественная Литургия 16:00 Вечернее Богослужение ВТ: 13:00 совершается молебен с акафистом пред чудотворным образом Божией Матери «Троеручица» Воскресные и праздничные дни: 6:30 Часы, ранняя Божественная Литургия

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Впрочем, можно думать, что в древности 6-е января было общим праздником явления Бога миру. Поэтому в этот день вспоминалось не только рождество и крещение Господа, но и явление чудесной силы Божества в показавшейся на востоке звезде, приведшей волхвов на поклонение родившемуся Христу, в претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской и в насыщении 5000 человек пятью хлебами в пустыне. «Сегодня, – говорит блаженный Августин , – мы празднуем таинство Богоявления в мире: сегодня и на небе в звезде Бог даровал вестника о Своем рождении, и крещением в Иордане освятил воды обновления рода человеческаго, и в Кане Галилейской на браке претворил воду в вино, и пятью хлебами насытил 5000 человек». На Западе, у латинян, и теперь главным предметом праздника в 6-й день января служит поклонение волхвов, и так как, по преданию, волхвы были цари и их было трое, то этот день и называется там праздником трех царей. Воспоминание же Богоявления в крещении Спасителя празднуется на Западе 13 января, а воспоминание Богоявления в претворении воды в вино – в следующий после крещения воскресный день. Впрочем, в римских областях праздник Рождества Христова весьма рано стал совершаться особо от крещения, и именно в 25-й день декабря. На Востоке это разделение праздников Рождества и Крещения началось с IV века, и ему особенно содействовал св. Златоуст 2 . Однако и до нашего времени сохранилась память о совместном праздновании их в один день: чин богослужения на Рождество Христово совершенно сходен с чином богослужения на Крещение, не исключая и сочельников накануне того и другого. Обычай освящать воду в Богоявление точно также ведет свое начало со времен глубокой древности, «от апостольскаго предания, до преемству в тайне», по выражению св. Василия Великого . Впервые он явился в Церкви иерусалимской, где было обыкновение выходить на реку Иордан для воспоминания крещения Спасителя и совершать там водосвятие. В древности же началось и благоговейное отношение христиан к богоявленской воде, которая, по замечанию Златоуста, не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года, остается свежей и неповрежденной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Какие же существуют правила на счет чтения Свящ. Писания в Православной церкви? Обыкновенно при Богослужении предлагаются чтения из Евангелия , Апостола , Псалтири и так называемых Паримий . Евангелие служит образом Спасителя, поэтому оно читается во изображение проповеди самого И. Христа. Читается оно или предстоятелем в служении или диаконом, который есть как бы его орган. Мирянин или причетник не может читать Евангелия при Богослужении. Так как события земной жизни Господа изображаются литургиею, то Евангелие читается на каждой полной Литургии. На Утрени же читается в праздники, когда торжество церковное бывает предначинательное. А так как многие требы и священнодействия составлены по образцу Утрени, то и на них читаются Евангелия. На Вечернях читаются Евангелия только в навечерие Рождества и Крещения, в Великую Пятницу и в первый день Пасхи. На часах читаются только в навечерие Рождества и Крещения, в первые три дня Страстной Седмицы и в Великую Пятницу. Поскольку чтением Евангелия изображается проповедь самого И. Христа, то оно всегда читается с особенным вниманием и благоговением. Пред его Чтением священник молит Господа сподобить нас услышать Евангелие, преподает верующим мир, приглашает ко вниманию, и сам читает Евангелие с откровенною главою. Верующие, в знак уважения и внимания, наклоняют головы и сохраняют тишину. Апостольское чтение изображает проповедь Апостолов. Читают апостол диаконы, низшие члены клира, и даже, в случае нужды, миряне. Чтение Апостола также требует внимания. Апостол обыкновенно предшествует Евангелию и служит приготовлением к нему. Обычай читать Апостол пред Евангелием напоминает о том, что И. Христос послал наперед Апостолов с проповедью в те грады и веси, в которые хотел Сам идти. Порядок чтений Апостола и Евангелия указан в этих самых книгах; но так как, оставаясь сам по себе неизменным, он должен применяться к числам месяцев, то, чтобы не могли сбиться совершающие службу, в календарях на каждый год указываются чтения Апостолов и Евангелий на каждое число месяца, когда будет праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Остановлюсь на вопросе о богословском, догматическом, учительном значении богослужебных текстов. На мой взгляд, богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят, как думаю, даже выше творений Отцов Церкви. Ибо не все в творениях Отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов. Сказанное относится прежде всего к уставным чинопоследованиям служб суточного круга, а также службам седмичного и годового кругов, содержащимся в Октоихе, Триоди постной, Триоди цветной и Минеях. В литургических текстах, вошедших в эти книги, нашли свое преломление и истолкование многие эпизоды из жизни Христа и многие аспекты Его учения. В этом смысле можно говорить о том, что литургические тексты являются «Евангелием от Церкви». В течение всего церковного года – от Рождества до Вознесения – земная жизнь Спасителя проходит перед духовным взором верующего. И именно богослужебные тексты дают ему возможность соприкоснуться с евангельской историей, которая благодаря им становится частью духовного опыта верующего. Богослужебные тексты позволяют христианину быть со Христом в Вифлееме во время Его рождения, на Фаворе в момент преображения, в Сионской горнице во время Тайной Вечери, на Голгофе в день распятия. Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Во многих случаях они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведу в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1:18-19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты Православной Церкви пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010