Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: " не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился " . К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда " бе Иисус лет яко тридесять " ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. " Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша " ( Лк. 2, 10 - 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, " яко родися Спас " , Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

Предтеча Христов может послужить для верующих людей примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим, к ближним зачастую является предтечей Господним. Нас Христос посылает в этот мир впереди Себя, чтобы мы принесли людям слово Божие и делами явили подлинную праведность, чтобы мы помогли им понять и принять Евангелие Царства Божия. Иоанн Предтеча не творил чудес, не совершал знамений, но словом истины и святой жизнью привел к познанию Господа огромное число современников. В этом он учитель для нас с вами, способных любовью и милосердием, честностью и добротой, исполнением заповедей Божиих ярче всяких чудес и убедительнее разных знамений возвещать и проповедовать Христа Распятого и Воскресшего». По окончании богослужения верующие получили возможность совершить молитву перед ковчегом с частью десницы Крестителя и Предтечи Иоанна и поклониться великой святыне. Митрополит Александр поблагодарил И.А. Сауэра за поддержку приходской жизни и заботу о благоукрашении храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Родина. В этот же день глава Митрополичьего округа вместе с И.А. Сауэром и архимандритом Сергием (Карамышевым) провели рабочее совещание по вопросам дальнейшего развития Иоанно-Предтеченского прихода. Храм в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Родина построен по благословению главы Православной Церкви Казахстана архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Александра (ныне — митрополит Астанайский и Казахстанский). Инициатором возведения выступил руководитель Агропромышленного комплекса «Родина» И.А. Сауэр. 13 июня 2010 года владыка Александр совершил освящение креста и закладного камня в основание строительства храма. Завершение строительства церкви было приурочено к 7 июля 2012 года, празднику Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день в новопостроенном храме состоялась первая Божественная литургия. По благословению митрополита Александра перед совершением Литургии благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) совершил чин малого освящения храма. 7 июня 2013 года, в праздник третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, владыка Александр совершил чин великого освящения церкви и Божественную литургию. После богослужения иерарх за понесенные усердные труды удостоил И.А. Сауэра ордена «Слава и честь» II степени. Митрополичий округ в Республике Казахстан / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

      В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.       Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.       Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, " всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки " .       Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: " С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог " . Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).       В древние времена бдение продолжалось всю ночь. " От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче " , - говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.       Божественную Литургию в праздник постановлено совершать " порану труда ради бденного " .       После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.       Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

http://zavet.ru/book/rozhdp02.htm

Промыслительно, что после Нового года начинается строгая часть Рождественского поста. И хочется, чтобы в этот период мы максимально подготовились к встрече воплотившегося Господа. В храмах, особенно монастырских, каждый день совершаются богослужения, на которых читаются изумительные по красоте каноны предпразднства Рождества, на повечерии звучат рождественские трипеснцы — замечательные песнопения с удивительно возвышенным текстом. И если есть возможность в эти дни бывать в храме, то хотелось бы, чтобы прихожане не лишали себя этой радости и красоты. И подобно тому, как мы готовимся к Пасхе богослужениями Страстной седмицы, следуя за Христом в Его страданиях, так же было бы хорошо подготовиться заранее к празднованию Рождества, чтобы этот праздник не был для нас внезапным. Иерей Димитрий Недоступенко, секретарь Сурожской епархии , ключарь Успенского кафедрального собора (Лондон) Зимние новогодние и рождественские праздники — безусловно, самые яркие и долгожданные события детства. Накануне Нового года мы шли с родителями на елочный базар. Елка была душистой, особый хвойный аромат завораживал и надолго врезался в память. Это был запах чуда, сказки. А потом мы всей семьей наряжали нашу зеленую красавицу. Комната, где она стояла, как бы раздвигалась, и в детском восприятии оживали красочные и чудесные образы. Дома елка стояла с Нового года до Старого Нового, а посередине было Рождество. Подарки родители дарили три раза, это было настоящим детским счастьем! Наше поколение 1970-х, в отличие от современных детей, было лишено возможности открыто отмечать праздник Рождества Христова. О Новом годе мы знали сами — о нем говорили в школе, рассказывали друзья, напоминали знакомые. А вот о Рождестве мы узнавали от родителей. И потом шепотом, по секрету, в свою очередь делились этой тайной с другими детьми. Сегодня в нашей семье мы с удовольствием поддерживаем традиции прежних поколений, наряжаем елку к гражданскому Новому году, вместе ее украшаем, готовим подарки. Только стоит теперь елка подольше — до отдания праздника Рождества Христова. А Рождество — это теперь обязательно храм и Литургия, радость Причастия и настоящий детский домашний праздник.

http://e-vestnik.ru/interviews/vstretit_...

Православные в Тегеране празднуют Рождество. " Особенность Рождества здесь в том, что эта древняя страна, в которой мы служим, связана непосредственным образом с теми событиями, которые произошли две тысячи лет назад в Вифлееме " , – сказал игумен Александр (Заркешев), настоятель русского Свято-Николаевского собора в столице Ирана. Он напомнил, что Персия – родина дароносителей волхвов. Торжественное всенощное бдение совершено в храме Святого Георгия Победоносца в Праге и святых апостолов Петра и Павла в Карлови-Вари (Западная Чехия). Службу вели священники Русской Православной Церкви протоиереи Николай Лещенюк и Геннадий Будько. В светлый праздник Рождества Христова молитвы вознесли православные граждане Чехии, проживающие и временно находящиеся в республике россияне и прихожане из других православных стран. " Только в храме Петра и Павла на службе было две тысячи верующих " , – сообщил протоиерей Геннадий. Праздничное рождественское богослужение прошло в Красной фанзе – старейшей постройке посольства России в Пекине . Ее провел специально прилетевший из Сянгана (Гонконга) священник Дионисий Поздняев. Вместе с россиянами встретить Рождество Христово сюда пришли православные украинцы, белорусы, американцы, другие иностранцы православного вероисповедания, живущие и работающие в китайской столице. Особо праздничное настроение создал небольшой церковный хор, в котором пели профессиональные музыканты из России, играющие в Пекинском симфоническом оркестре. Рождество сегодня отмечают также " элосы " – несколько тысяч китайских русских, живущих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и автономном районе Внутренняя Монголия. Православных традиций придерживаются и албазинцы – потомки русских казаков, с 17 века служивших в восьмизнаменном войске династии Цин. Православные русские, белорусы и украинцы, проживающие и работающие в Индии , встретили праздник Рождества Христова. Богослужение, на котором присутствовали представители зарубежного дипкорпуса, провел в зале приемов посольства РФ в Нью-Дели сотрудник Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии иеромонах Меркурий. Он также совершит литургию на гробнице святого апостола Фомы в Ченнаи – столице южноиндийского штата Тамилнад. Иеромонах Меркурий совершит богослужение по случаю праздника Крещения Господня в столице Непала

http://pravoslavie.ru/15849.html

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм во имя Сорока Севастийских мучеников — Патриаршее подворье в Спасской слободе. 7 января. В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святейший Патриарх Кирилл возглавил богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Перед началом Божественной литургии, транслировавшейся на федеральных телеканалах, а также на портале Патриархия.ru, Святейший Патриарх Кирилл поздравил телезрителей с праздником Рождества Христова. Днем состоялся традиционный телефонный разговор Предстоятеля Русской Православной Церкви с экипажем Международной космической станции. Святейший Владыка поздравил космонавтов с праздником и пожелал им помощи Божией в их работе. Вечером 7 января Святейший Патриарх совершил Рождественскую великую вечерню в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Его Святейшество от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. 8 января. Во второй день праздника Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви посетил Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, где состоялся детский Рождественский праздник, организованный по инициативе Славянского фонда России при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 9 января. Святейший Патриарх Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраиваемую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов. 10 января. В неделю по Рождестве Христовом Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе, а также святыням Серапионовой палаты и Никоновского придела. В Успенском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

О том, как встреча праздника Рождества Христова прошла в России, рассказывает сайт " Newsru.com " . " В эту ночь во всех храмах Русской Православной Церкви, встречающей Рождество по юлианскому календарю, совершались торжественные богослужения. Главным местом встречи этого праздника в России стал кафедральный храм Христа Спасителя, под сводами которого собрались свыше 5 тысяч человек. Рождественское ночное богослужение в храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II... В Храме Христа Спасителя прошла Великая Рождественская Вечерня. Ее в кафедральном Храме Христа Спасителя во вторник совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Там собрались представители епископата и московского духовенства, крупнейших российских монастырей, а также поместных православных церквей… Патриарх также поздравил с Рождеством всех собравшихся. " Мы должны жить, осознавая, что с нами Бог, и тогда наша жизнь будет освящена благодатью Божией " , - сказал Алексий II " . Также в сообщении рассказано о том, какие светские увеселения были приурочены к празднованию Рождества. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных христиан с праздником Рождества Христова. " В телевизионном обращении Патриарх сказал " о новых скорби и испытаниях " нашему Отечеству после террористических актов " , сообщает " Страна.Ru " . " По словам предстоятеля, после терактов, совершенных в Российской Федерации и других странах, " мир оказался под угрозой нового небывалого зла " . " Продолжается противостояние на земной родине Спасителя мира, возле величайших христианских святынь " , - сказал Алексий Второй. " Духовной опыт человечества свидетельствует о том, что общие скорби делают людей ближе к друг другу, объединяют в борьбе со злом. Но, объединяя наши усилия в этой борьбе, будем помнить слова Спасителя о том, что из человеческого сердца исходят злые помышления, и посему будем стремиться в самих себе созидать тот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский... Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с Великим Праздником Рождества Христова! Желаю Вам мира и спокойствия, любви и радости, благословения Божия на все ваши благие труды и начинания. Поздравляю также всех Вас с наступившим Новолетием. Да будет новое лето Благости Господней для Отечества нашего, для всех нас мирным, созидательным и благополучным. С праздником Вас, дорогие мои " , - сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.

http://pravoslavie.ru/press/obzor27.htm

Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря/7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы. «Нельзя» или «нужно»? Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому. Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее. Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым». Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий. Пост телесный и духовный

http://pravmir.ru/post-kak-nasha-svoboda...

Утром 7 января архиепископ Антоний молился за поздней Литургией, которую совершил архимандрит Георгий (Вострель) в сослужении иеромонаха Иоанна (Краммера) и диакона Георгия Ряшко. По окончании богослужения владыка Антоний также обратился к прихожанам со словом поздравления. В ночь на 7 января богослужение в храме в честь великомученицы Екатерины в Риме совершили ключарь храма иеромонах Амвросий (Мацегора) и иерей Иоанн Кэлин. По окончании службы духовенство и миряне пропели славление перед иконой Рождества Христова. Затем были оглашены послания Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Корсунского и Западноевропейского Иоанна по случаю праздника Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В Рождественскую ночь в Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка была совершена Божественная литургия. За богослужением пел большой состав архиерейского хора под управлением Ксении Афанасьевой. По окончании богослужения священнослужители поздравили прихожан с праздником Рождества. Общение духовенства и прихожан продолжилось за праздничной трапезой, во время которой были исполнены традиционные рождественские колядки и песни. Праздничные богослужения были совершены во всех православных храмах Таиланда, в том числе в Николаевском соборе Бангкока, во Всехсвятском храме Паттайи, на острове Пхукет. В Успенской мужской монашеской общине в Ратчабури братия совершила службу мирским чином ввиду отсутствия священника. Праздничное богослужение в Николаевском соборе Бангкока возглавил представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд, настоятель храма архимандрит Олег (Черепанин) в сослужении соборного духовенства. На ночном богослужении присутствовали около ста человек. За праздничной Божественной литургией многие причастились Святых Христовых Таин. Кроме ночной Литургии по просьбам верующих также было совершено богослужение в 9 утра; его возглавил клирик собора иеромонах Михей (Пхиасаявонг). Вечером после праздничной вечерни был устроен праздничный ужин, а для детей подготовили театрализованное представление. Хор Николаевского собора исполнил рождественские колядки.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

— Все-таки когда мы говорим о традиции, чаще всего люди спрашивают: а что мне нужно делать? Что нужно делать на Рождество? — На Рождество Христово, конечно, в первую очередь православному христианину нужно идти в храм, чтобы участвовать в рождественских богослужениях. Можно сказать, что весь Рождественский пост есть период, когда Церковь готовит нас к празднованию Рождества Христова. Поэтому, загодя подойдя к решению этого вопроса, нужно по возможности соблюдать Рождественский пост, соизмеряя наши телесные силы и немощи. Но надо помнить, что Рождественский пост — это не только период, когда мы воздерживаемся от определенных видов пищи, но когда Церковь своими особыми богослужениями готовит нас к приближающемуся празднику Рождества Христова. И те, кто посещает храм многократно в течение Рождественского поста, кто старается внимательно слушать песнопения, внимать проповедям, которые произносятся в храме в эти дни, могут заметить, что сама последовательность воспоминаемых событий готовит нас к празднику Рождества Христова. Четвертого декабря совершается праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Само это событие, как говорится в песнопениях праздника, уже предвозвещает нам Христа. В службе Введения мы уже слышим «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите» и другие песнопения рождественского канона. Далее по ходу Рождественского поста неоднократно совершается память святых пророков Божиих, в частности 30 декабря — память святого пророка Даниила и трех благочестивых отроков, брошенных в пещь вавилонскую. Но мы должны вспомнить, что это событие — пребывание святых отроков в пещи — является прообразом Рождества Христова. Два воскресных дня, предшествующие Рождеству Христову, — неделя святых праотец и неделя святых отец: это воскресные дни, когда мы вспоминаем святых, живших до пришествия Христова. Они жили ожиданием грядущего Спасителя, имели веру  в грядущего Спасителя. Спаситель еще не пришел, а они знали из пророчеств, что Он придет. Они, насколько могли, старались соблюдать заповеди Божии, установления Ветхого Завета и жить верой в грядущего Спасителя.

http://sueverie.net/rozhdestvenskie-trad...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010