Уставные правила И. П. с. были впервые сформулированы еп. Филаретом 18 июня 1821 г. в письме игум. Даниилу. Архиерей предписывал запретить вход в И. П. с. женщинам, а также оптинской братии без благословения настоятеля и мирянам-мужчинам без благословения старца. Кроме того, запрещалось рубить лес вокруг И. П. с., «дабы навсегда он был закрыт». 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в Оптиной пуст. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , рекомендованный Святейшим Синодом в качестве образца. Устав регулировал в т. ч. правила жизни в И. П. с., к-рые предполагали особое уединение. Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 85). В память кончины прп. Макария (Иванова) (1860) ежегодно 7 сент. стали пускать в скит женщин, но в 1899 г. этот обычай был отменен по инициативе прп. Иосифа (Литовкина) . Особо строгие ограничения полагались в пище: весь год, за исключением Рождества Христова, Пасхи и сплошных седмиц, она должна была быть постной; разрешалось пить не более 3 кружек чая за один раз; употребление вина за трапезой, за редкими исключениями, не благословлялось. Церковная служба в И. П. с. совершалась еженедельно по субботам и воскресеньям, а также на 2-й день Рождества Христова, всю 1-ю седмицу Великого поста, всю Страстную седмицу, всю Светлую седмицу, в день Св. Троицы, в престольные праздники скитских храмов, в дни, связанные с памятью св. пустынножителей, оптинских старцев, митрополитов Филарета (Амфитеатрова) и свт. Филарета (Дроздова) . На Пасху, в двунадесятые праздники, в дни, связанные с имп. фамилией, и в престольные праздники монастырских храмов скитяне посещали богослужения в монастыре, а после литургии разделяли трапезу с монастырской братией.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Недавно состоялся у меня разговор с девочкой Машей. – Я Новый год люблю больше, чем Рождество, – сказала Маша, ребёнок светский и невоцерковленный. – На Новый год наряжают ёлку, и дарят подарки, и каникулы на Новый год, и все ходят в гости. А Рождество – это просто праздник. Я не стала объяснять Маше, что все эти атрибуты украдены у Рождества. Я сказала: – А я больше люблю Рождество, потому что Рождество – это день рождения Бога. – А Новый год что? – спросила Маша. – Новый год – это просто смена календаря. И Маша, любительница спорить и опровергать даже очевидные вещи, не нашлась с ответом. Она задумалась, а потом начала задавать мне вопросы про Бога – но это уже другая история. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1148 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Л. 9 января 2023, 14:33 Абсолютно ненужное противопоставление.Зачем это,не понимаю.Чтобы кому то более православным себя показать чем остальные?И так всем на этом сайте понятно что Рождество,в духовном плане,более высокий праздник,Новый Год просто добрый и хороший светский праздник,и не надо одно поносить,чтоб другое возвысить,не по христиански это разделение вносить.Богу Божье,кесарю кесарево. Виктория 7 января 2023, 18:09 Олег О., Конечно, новый виток истории наступает с Рождением на Земле Господа Иисуса Христа, люди вновь обретают возможность Рая и символично, что Новый год и Рождество Христово рядом в календаре. Украшенная ель как символ возвращения Древа жизни, мандарины, подарки, наряды, свечи, колокольчики - это и связано с празднованием Рождества Христова, а катание с горок, встречи с друзьями, родными - со Святками! Рождественские Богослужения длинные, но ведь главные и очень красивые, праздничные, и дни Святок от Рождества до Крещения Господня наполнены радостью, благочестивым зимним весельем, песнями, добрыми фильмами. Всё совмещается, и дни перед Рождеством - уже подготовка к Новым событиям истории! Александр 7 января 2023, 10:40 А я люблю с детства Новый год. И главным чудом для меня было то, что вот, дожил ещё до одного года. В детстве это особенно важно, когда у тебя врождённые 5 пороков сердца и ты можешь вскоре умереть. Слава Богу, моей сестре, увезшей меня в Киев, и академику Н.М.Амосову, в 1980 году меня вылечили. При этом, я и крещён не был, Святое Крещение принял лишь в 20 лет, после чтения книг Ф.М.Достоевского. Так что — чего препираться-то, что лучше Новый год или Рождество? У каждого — свой опыт. Мы все люди разные и именно поэтому необходимо понимать и любить друг друга. Всех с праздниками: с Новым Годом и Рождеством!

http://pravoslavie.ru/150186.html

В порядке за ней служит полунощница, для которой назначены особенные молитвы; во время чтения этих молитв все собрание обыкновенно сидело. Затем следует утреня, начинающаяся с рассветом дня, потом 1-й час. Обычай ходить ночью на общественное богослужение уже давно оставлен. Полунощница, утреня и 1-й час ныне составляют одну службу, обыкновенно называемую «утренними молитвами». Чин вечерни и утрени столь строго должен быть исполняем, что к нему нельзя ничего прибавить, а также нельзя ничего и пропустить в нем. Повечерие состоит из одной кафизмы, антифона, краткого славословия, молитвы и ектеньи. А полунощница состоит из 5 или 6 кафизм, антифона, краткого славословия, молитвы и ектеньи. По причине мирских занятий народа, эти две службы предоставлены на произвол; но утреню и вечерню, по правилам, должны все посещать непременно 82 . б) Недельное богослужение В недельном богослужении замечательны три дня: воскресенье, среда и пяток. В эти дни 83 правила церковные строжайше предписывают непременно совершать литургию, которая, кроме того, совершается у них в течение трех недель Великого поста, в праздники, или когда нужно совершить крещение или помянуть усопшего 84 . в) Годовое богослужение Руководствуясь богослужебными книгами, которые доселе употребляются несторианами, мы можем указать на следующие дни, особенно посвященные на служение Богу, отличающиеся особенною службою, особенным благолепием богослужения и служащие предметом благоговения. Это – праздники и посты. Праздники, более замечательные: Рождество Христово (25 декабря) 85 . Богоявление. Неделя ваий. Великий четверток, Великий пяток и Великая суббота. Воскресение Христово. Вознесение. Пятидесятница. Праздник Креста Господня (13 сентября) 86 . Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) 87 . Праздник новолуния 88 . Есть еще праздники святым; между ними особенно замечателен праздник, известный под именем праздника «греческих учителей». Посты Книга «сингадо» содержит в себе следующие правила относительно постов: «Христиане должны поститься 40 дней пред страданием и воскресением Христа, потому что наш милосердный Господь постился столько же дней; а также Моисей и Илия, которые столько же времени постились прежде, чем они просветились» (7-е прав, постановл. апостольских).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

В чем, как мне кажется, главная проблема современного человека, да и не только современного? В том, что он не знает смысл собственного существования. Он не знает, для чего живет. У него есть все внешне необходимое для жизни, но нет внутреннего содержания, и человек испытывает внутреннюю неудовлетворенность, которая иногда принимает самые крайние формы. Люди до самоубийства доходят из-за того, что не понимают, зачем живут. В основе этого — утрата чувства присутствия Бога в человеческой жизни, потому что человеческое естество создано для того, чтобы его наполнял Бог. Если его Бог не наполняет, то человек испытывает неудовлетворенность, даже если не может ее сформулировать и осознать. Рождество Христово — это праздник, прежде всего, для тех людей, в жизни которых присутствует Бог. Они знают, что Бог не где-то далеко, но внутри нас. О том, что Бог с нами, среди нас и внутри нас, говорится в богослужении Рождества Христова. И. Языкова: Бытует мнение, что для Православия важнее праздник Пасхи, а для Католической Церкви — Рождество. Мне это кажется сомнительным. Рождество также для Православия важно, потому что через Боговоплощение Бог с нами. На иконах я вижу Божию Матерь с Младенцем на руках, то есть Бог воплотившийся проходил те же ступени жизни, что и мы. Мне кажется, что Православная Церковь тоже это подчеркивает. До этого, может быть, значение ребенка было недостаточно осознано в культуре. Мне кажется, ощущение важности человека от рождения до его смерти пришло именно с Рождеством. Митрополит Иларион: Я думаю, что с Рождеством Христовым пришло в мир очень много того, чего не было прежде. Многие наши современные понятия о человеческой жизни, достоинстве личности, ценности жизни ребенка пришли именно с христианством. Икона Рождества Христова — это не просто изображение исторического события, но, прежде всего, универсальный символ человеческой семьи, символ семейного счастья. На иконе — Мать, которая только что родила, также изображен отец (отец не в физическом смысле — Иосиф Обручник был главой семейства, и в этом смысле он отец для этой семьи), новорожденный Младенец, Которого пеленают. Вроде бы обычная бытовая сцена, но она приобретает характер иконы, потому что здесь речь идет не просто о рождении одного из многих младенцев, а о рождении Бога, Который стал человеком. В то же самое время Бог, ставший человеком, — это один из многих младенцев, которые рождаются на земле. Божия Матерь — такая же мать в человеческом смысле, как и все матери, рождающие своих детей. В иконе Рождества Христова каждая человеческая семья, каждый человек узнает свой собственный опыт и понимает, что Бог — не где-то далеко на небесах, что Он присутствует здесь, в нашей повседневной жизни, что именно Бог помогает нам созидать семью, воспитывать детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2700775...

То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома. Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось. Сочельник — время особенное… Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой. Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана. В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду. Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года. Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов. Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-p...

И, наконец, в праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Например, Полиелей, лития и т.п. Правила соединения Церковь, с мудрой рассудительностью составила правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых. Так, в праздники все мысли верующих должны быть около виновника праздника. В Господские праздники они всецело должны быть около Господа. Уделять много внимания не только усопшим, но и святым неуместно. Неуместно даже усиленное прославление Богоматери, ибо всему свое место и время. 1. Скажем, в первый день Пасхи почти нет нарочитых песнопений в честь Богоматери (кроме ирмоса 9й песни Канона и заключительного богородична на часах, да молитвенных обращений к Богоматери на первом антифоне литургии), и в праздник Рождества Христова, хоть и часты упоминания о непорочной Деве, послужившей воплощению Бога Слова, тоже очень мало нарочитых обращений к Богоматери. Даже на второй день Христова Рождества, когда совершается “СОБОР БОГОМАТЕРИ”, поется вся служба праздника Рождества и ни одного нарочитого песнопения в честь Богоматери. 2. Зато в Богородичные праздники при совпадении Богородичного праздника с воскресным днем или с попразднеством Господского праздника Господских песнопений поется меньше, чем Богородичных. Хотя и здесь не все так просто. К примеру, 16/29 августа больше песнопений посвящается Успению Богородицы, нежели «Нерукотворному образу». Но если это будет престольный праздник, как в нашем храме, то Устав предпишет больше петь песнопений «Нерукотворному образу». 3. И в праздники святых, если они совпадут с Господскими (в попразднство или в воскресный день), сам Великий Архиерей как бы отступает в тень и, не поступаясь своими архиерейскими привилегиями, сам заботится о том, чтобы привлечь внимание всех к Своему слуге, имениннику или юбиляру. Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется “ис полла ети”. Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное “многая лета”, возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Единственное, может, о чем хочется напомнить, что радость о Спасителе, пришедшем в мир, не может омрачить ничто, абсолютно ничто. Память об этом важно хранить в своем сердце. Подобно тому, как Христос снисходит с небес для спасения погрязшего во грехах человечества, так и мы должны уподобиться Ему в милосердии и, внимательно оглядевшись, постараться оказать помощь тем, кому сейчас тяжело материально или духовно, кто скорбит и нуждается в участии и поддержке. — Что можете сказать о праздновании Рождества на фронте? — Предстоятель Русской Церкви, следуя древней традиции, предложил установить перемирие в день Сочельника и Рождества, что позволило бы людям в мире и безопасности посетить праздничные службы. Еще раз Церковь засвидетельствовала свой миротворческий настрой и была поддержана российским государством. Но полноценное перемирие возможно только при доброй воле с обеих сторон. Несмотря ни на что, даже на полях сражений в сердцах верующих найдется место для принятия Благой вести о пришедшем в мире Господе. Кроме того, в нашей армии есть военные священники, и думаю, что там, где это будет возможно, они разделят радость о родившемся Спасителе с солдатами и офицерами. Добровольцы, как и ранее, направят праздничные подарки, чтобы подбодрить защитников нашего Отечества. — А о Рождестве на новых территориях, вошедших в состав России после референдума (ДНР, ЛНР, Запорожье, Херсонская область)? В чем нуждаются там сегодня люди, и как Русская Церковь им помогает? — В этих регионах множество храмов, которые были и остаются частью единой Церкви, в них состоятся традиционные богослужения. Конечно, церковная жизнь осложнена военными действиями, но усилиями церковных добровольцев богослужебные нужды в целом удается удовлетворять. Но потребности в ней остаются высокими. — Делается ли что-то для предотвращения провокаций и обеспечения безопасности празднования Рождества по Юлианскому календарю в русских православных храмах в Европе и других зарубежных странах в связи с всплеском русофобии в мире?

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-stra...

Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище как таковой. В соответствии с церковными установлениями, во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино (в т.ч. продукты, в которых они содержатся). По субботам и воскресеньям можно употреблять рыбу, постное масло и вино. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим, позволяется вино или даже рыба. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику [в русском литературном языке «душевный» значит относящийся к разуму, интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности]. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Прибирается дом, приобретаются подарки для членов семьи и друзей, и в особенности для детей, а также приготавливается еда для праздника. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно есть только хлеб, воду, фрукты и т.п. 4. Сочельник. В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество. [Суточный (дневной) круг Православных Богослужений всегда начинается с вечерней службы – Вечерня. Когда вечер выпадает под воскресенье, или под большой праздник, то вечером служится Всенощное бдение (кратко Всенощная или Бдение). Оно состоит из трех служб: (1) Вечерни, (2) Утрени и (3) Первого часа. Под праздники Рождества и Крещения, в Сочельник утром служится Литургия и Вечерня, а вечером специальная Всенощная. Она состоит из двух служб: (1) Великого Повечерия и (2) Утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в сочельник утром, во время вечерни, когда поется Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения в сочельник вечером. Нужно отметить, что некоторые семьи празднуют Рождество только после литургии на первый день Рождества.]

http://zavet.ru/a/rss_1291049777.html

В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие (Сочельник) со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. «Почерпнув воды в полночь…» Совсем не простой вопрос, когда Крещение стало самостоятельным праздником. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества. Церковный Собор середины VI века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными – с 25 декабря по 6 января, но два этих великих торжества уже различал. Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. Этот обычай возник в древности и с течением времени превратился в своего рода «визитную» карточку праздника. Долгое время велись споры, сколько раз надо проводить водосвятие – один или два? Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды – и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй – на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие – даже если никого из новообращенных нет в храме – сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

http://pravoslavie.ru/89790.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010