Архитектурная композиция пятишатровая крестовая система с применением в боковых нефах и алтаре полуциркульных сводов и купола в световом барабане. В двухэтажном притворе под двухскатной крышей размещена звонница. Храм строила фирма ЗАО «ЛУКОЙЛ Нефтегазстрой». 5 октября 1998 г. Владыка освятил крест на месте строительства храма святого благоверного князя Александра Невского. Проект храма святого благоверного князя Александра Невского ООО «Алекс» гл. архитектор г. Урай Фильченко Людмила Васильевна. 2000 г. Сентябрь. По приглашению администрации, в связи с праздничными мероприятиями, посвященными 35-летию Урая, город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Божественная литургия, встреча с руководителями города. 2000 г. Декабрь. Состоялось освящение и поднятие колоколов на звонницу храма Рождества Пресвятой Богородицы. 2001 г. 4 января. Закончено строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Крестный ход от временного здания храма к новому. Первое богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Праздник Рождества Христова. Храм сдан в эксплуатацию 7 января 2000 года. 27 сентября 2001 года. Крестный ход от храма Рождества Богородицы к храму святого Благоверного князя Александра Невского и воздвижение креста на купол храма ( на улице проливной дождь со снегом, сильный ветер). 10 сентября 2002 года. Город посетил Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. 11 сентября 2002 года. Им был освящен храм святого благоверного князя Александра Невского. Сентябрь 2003 года. Восстановлен иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы. Средства на изготовление иконостаса пожертвовала нефтяная компания ЗАО «Турсунт»- директор Басараб Василий Владимирович. Март 2004 года. Храму Рождества Пресвятой Богородицы торжественно вручен подарок — икона Божией Матери «Знамение». Икона подарена храму Президентом нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Алекперовым Вагитом Юсуфовичем. 9 октября 2005 года. Молебен и начало строительства Воскресной школы при храме Рождества Пресвятой Богородицы. Заказчик МУ «УКС» г. Урай, строительство ведет ООО «Алекс». Проект Воскресной школы исполнен центром «Арххрам» Московской Патриархии, гл. архитектор Кеслер М.Ю., корректировкой Управлении архитектуры г. Урая.

http://sobory.ru/article/?object=16526

«…Так легко мы забываем о том, что Христос родился в нищете, отверженный; что Он начал Свою земную жизнь нищим странником. Меня как никогда поразил в этом году образ Спасителя, с первого часа Своей земной жизни отверженного всеми, кроме Пречистой Девы Богородицы, Праведного Иосифа Обручника, да сотворенной Им земли, давшей Ему приют, в котором Ему отказали люди, да животных, согревающих Его – Бога Своего – теплым своим дыханием. Иосиф стучался во все двери малого поселка, но ни одна ему не была отворена: «Уходи, нежеланный странник! Не нарушай нашего семейного уюта; нет места в эту тихую ночь для чужого в нашем замкнутом семейном кругу. Уйди!» (Из рождественского послания 1997 года). Елена Львовна отмечает важный момент, что на Западе празднование Рождества становится фактически центральным событием христианского календаря, в то время как на Востоке таким календарным центром является празднование Пасхи. «На инославном Западе важность Рождества подчеркивается еще и тем, что богослужение, в отличие от Пасхи, совершается в полночь. Ну, месса короткая, так что в час ночи все уже дома за праздничным столом. А православные храмы на Западе никогда не совершали Рождественскую службу ночью. Ночью – только Пасха», – говорит Елена Львовна. Для западной культуры характерна и «коммерциализация» Рождества, которую так остро ощущал владыка (эта особенность, кстати, была отмечена еще Клайвом Льюисом в одном из его эссе). Митрополит Антоний всячески предупреждал о риске подмены подлинного значения Рождества, «старался донести до людей суть события Воплощения и Рождества Христова в своих проповедях». В одной из своих последних рождественских проповедей (2002 года) владыка обращал внимание на то, что сама православная иконография указывает на амбивалентность христианского понимания Рождества: «Есть две иконы Рождества Христова: одна – та, которую всегда мы видим: пещера, ясли, Младенец в яслях, Матерь Божия, Иосиф и ангелы Божии, окружающие это чудо рождения в мир Единородного Сына Божия. Но есть другая икона, древняя, на которой изображено нечто иное: вместо яслей – престол, жертвенник, сложенный из розовых камней, и на нем лежит, как Агнец заколения, Сын Божий, пришедший в мир для нашего спасения».

http://pravmir.ru/rozhdestvo-s-vladyikoy...

Усть-Каменогорская епархия В Навечерие Рождества Христова епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий возглавил праздничное богослужение в Свято-Андреевском кафедральном соборе города Усть-Каменогорска. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Христова, епископ Амфилохий совершил Литургию в кафедральном соборе во имя святого апостола Андрея Первозванного города Усть-Каменогорска. Перед ночным богослужением главный храм Рудного Алтая посетил аким Восточно-Казахстанской области Д.К. Ахметов. Даниал Кенжетаевич поздравил владыку Амфилохия и всех православных христиан с великим праздником Рождества Христова. В ответном слове Управляющий Усть-Каменогорской епархией поблагодарил гостей за теплые поздравления и вручил господину Ахметову и сопровождавшим его лицам памятные подарки и Рождественские послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Астанайского и Казахстанского Александра . Праздничное богослужение с целью освещения в СМИ посетили сотрудники основных республиканских и областных телеканалов и интернет-изданий. 7 января, в день Рождества Христова, на соборной площади перед Андреевским кафедральным собором прошли народные гуляния и рождественская ярмарка. Пришедшим разделить радость торжества был представлен концерт — на организованной сценической площадке выступили специально приглашенные народные ансамбли города и Восточно-Казахстанской области. Костанайская епархия 6 января, в канун праздника, епископ Костанайский и Рудненский Анатолий совершил всенощное бдение в Константино-Еленинском кафедральном соборе города Костаная. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Христова, Его Преосвященство совершил в Константино-Еленинском соборе Литургию. В главном храме Костаная аким Костанайской области А.Б. Мухамбетов поздравил православных с праздником Рождества Христова. 8 января в городах Лисаковске и Житикаре Костанайской области учащиеся приходских воскресных школ приняли участие в Рождественских елках, организованных Костанайской епархией.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря – называется Навечерием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Уже в IV в. было определено Церковью, как праздновать Навечерие этого праздника. В Навечерие Рождества Христова, известное под именем Сочельника или Сочевника, народ русский исстари соблюдал особенные благочестивые традиции, которые служили у него своего рода приготовлением к празднику Рождества Христова. По заведенному обычаю русский народ в Рождественский сочельник постился до позднего вечера, а именно до появления первой звезды. Традиция не вкушать пищи до первой вечерней звезды связана с воспоминанием явления Вифлеемской звезды на Востоке (Мф. 2:2), возвестившей о рождении Христа. Это согласуется с Уставом Церкви, который предписывает воздержание от пищи до конца вечернего богослужения. В Западной и Южной России, по старому патриархальному обычаю, как только появлялась на небе вечерняя звезда, все семейства приступали к святой рождественской вечери. Перед самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благопожеланиями, принималось угощаться. Но вечером, в канун Рождества Христова, люди русские не нарушали поста: разговенье – утром, после ранней обедни; а до утра все еще стоят на Руси Филипповки (т.е. Рождественский Пост). Поэтому важнейшею принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовляется из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою (напиток из меда); взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Сам стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Надо полагать, кутья и взвар, как главные угощенья на Рождественский сочельник, имели символическое значение: кутья есть неотъемлемое блюдо при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варился при рождении ребенка. Отсюда легко заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами хотели, быть может, соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар Богомладенцу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собой те ясли, в которые был положен Спаситель. Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром тайно ходил в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. 25-й день – Рождество Господа нашего Иисуса Христа

http://ruskline.ru/opp/2021/01/11/rozhde...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова Динамика празднования Крещения Господня и этимологические переосмысления его названия В древней Церкви, по крайней мере к IV веку, определились три главнейших праздника: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Христа. На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. При этом, конечно, оно соотносилось не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь. В то же самое время отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя: Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя, согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня. Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта: в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. А отдельный праздник Рождества 25 декабря стал отмечаться в Римской и Северо-Африканской Церквях. Надо отметить, что на Западе праздник Рождества, длившийся в течение двух недель, завершался поклонением волхвов, знаменовавшим явление воплотившегося Богочеловека языческому миру. Как известно, в латинской традиции празднование Крещения, хотя и было введено после Рождества, не получило такого значения, как на Востоке. Там же шел обратный процесс: постепенно все в большем числе областей происходило перенесение даты Рождества Христова с 6 января на 25 декабря. Таким образом, в конце концов и на Востоке, и на Западе пришли почти к максимальной унификации в области вероучения и богослужения. Несмотря на разнообразие традиций и неспешность распространения литургической практики в силу приверженности местным обычаям, к середине V столетия в Византии было достигнуто полное единство. Даже в Армянской Церкви, впоследствии ставшей оплотом «единого» праздника, в течение некоторого времени после Халкидонского Собора совершался отдельный праздник Рождества.

http://pravoslavie.ru/33584.html

К мнению преподобного Ефрема Сирина в отношении понимания смысла epifania присоединяются святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Святой Григорий Богослов в одном из своих Слов говорит: «Ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день сей, и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человеком через рождение. От явления произошло наименование Богоявления, от рожденияРождества» . Из описания богослужения на праздник Богоявления в Иерусалиме у аквитанской паломницы конца IV века Сильвии (Этерии) «Паломничество по святым местам» видно, что этот праздник больше имел отношение к событию Рождества Христова, поскольку включал совершение праздничной службы в Вифлееме, а через сорок дней после него праздновалось Сретение Господне. Выделение праздника Рождества Христова (но не отделение, поскольку два праздника мыслятся как единое целое и промежуток между ними занимает одиннадцать дней и называется у нас «святками», то есть продолжением праздника, как святого дня) произошло не позднее середины IV века и ранее всего — в Римской Церкви. По свидетельству Иоанна, епископа Никейского, эта Церковь начала праздновать Рождество Христово 25 декабря при папе Юлии (337—352). В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года и найденном в конце прошлого столетия Моммзеном, в разделе о днях кончины мучеников под 25 декабря (или 8 календой января) написано: «День Рождения Христа в Вифлееме», а в отделе хроникальных событий есть заметка: «В консульство цезаря Августа и Емилия Павла, в восьмые календы января, в пятницу, в 15 день новолуния». В надписи на статуе святого Ипполита Римского день Рождества Христова помечен 25 декабря. В открытой Георгиадисом (в Халки) части комментария святого Ипполита на книгу пророка Даниила есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря, в среду, в 42 год Августа… а пострадал Он 25 марта, в пятницу, в 18 году Тиверия, в консульство Руфа и Рубелия» . Папа Ливерий (352—366), преемник ранее упомянутого папы Юлия, при пострижении в монашество сестры святого Амвросия Медиоланского Марцеллины указывал ей на значительность этого события в ее жизни, совпавшего с днем Рождества Спасителя от Девы Марии.

http://pravoslavie.ru/put/051219122957.h...

Не случайно Никео-Цареградский Символ веры, который нам с вами хорошо знаком, был составлен в веке на первом (325 г) и на втором (381 г) Вселенских соборах. Обратите внимание, с каким полемическим напором в нашем Символе веры утверждается боговоплощение. «…Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Здесь не только сказано «воплотившегося», но и подчеркивается, что Христос именно стал человеком. Все это происходит в и может быть, с этим стоит связать, что постепенно складываются праздники, отображающие в литургике и гимнографии догмы Боговоплощения. В появлении праздника Рождества Христова в разной степени участвовали Запад и Восток. Вы знаете, что первое тысячелетие характеризуется их единством, которое потом расколется в начале второго тысячелетия. Интересно, что Западную и Восточную части церкви порой волновали немного разные духовные проблемы и духовные запросы. На Востоке формируется праздник Богоявления (греч. Θεοφνια — Теофания), а в Западной церкви в это же время зарождается праздник-предвестник известного нам Рождества Христова «Dies Natalis Domini», что переводится как день рождения Господа. На Востоке этот праздник появится позже, возможно, в результате борьбы здесь в это время с ересью – Арианством. Арианство – одно из ранних течений в христианстве в - веках, утверждавшее начальную тварность Бога-Сына, неединосущность его с Богом-Отцом. Возможно, в контексте борьбы с Арианством здесь было более прохладное отношение к дню Рождества Христова, чем на Западе. Однако в конце концов в четвертом веке Восток уже заимствует у Запада этот праздник Рождества. Немного позднее, в - веках, посвященный сороковому дню земной жизни Господа, появляется праздник Сретения Господня (принесение во Храм) . В латинской традиции он называется Praesentatio Domini – представление Господа. Очень важно понимание того, что для церкви изначально был важен не просто факт рождения Младенца в земном понимании. С того древнего времени и до сих пор человеческая и Божественная части появления Христа в нашем мире рассматриваются как единое целое – Богоявление. Неслучайно в древности празднование Рождества Христова и Крещения Господня происходило в один день. Совмещение этих праздников называлось Богоявлением. О такой практике упоминает, например, Климент Александрийский около 200 года. Подобная традиция сохранилась до сих пор в некоторых древневосточных церквах, например, Армянской. Армянская церковь на сегодняшний день все также празднует Рождество Христово и Крещение Господне в один день. В нашей же литургической практике эти праздники отмечаются в разные даты, однако их устав (Богослужение) абсолютно одинаков. Эти праздники, можно сказать, братья-близнецы. Кстати, в праздник Богоявления вписывались и такие Евангельские эпизоды, как Брак в Кане Галилейской (первое чудо, совершенное Христом) или, например, приход волхвов.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вообще еда играла очень большую роль в праздновании Рождества и других церковных праздников в  условиях гонений или несвободы. Вот, например, воспоминания Веры Прохоровой – одно из самых  подробных свидетельств о праздновании Рождества Христова в советских лагерях: За несколько месяцев до Рождества каждая женщина, получавшая посылку, отдавала часть своей муки,  сахар, сухофрукты или вяленую рыбу женщине, ответственной за празднование. Все это было аккуратно  отсортировано и спрятано, как правило, в сугробах во дворе, потому что каждый угол в лагере тщательно обыскивался. Ночью, когда вся охрана отправлялась по домам за пределы лагеря, печь продолжала гореть, потому что был ужасный мороз. Так что по ночам за недели наперед эти женщины готовили на  печи в бараке множество всяких угощений. Они готовили кутью из пшеницы, сладкое кушанье из зерен с  сахаром или медом и сухофруктами, которое мы обычно используем во время поминальных и праздничных дней. Они делали замечательные пирожки со смородиной. Они приготовляли сушеный картофель так, что  он казался восхитительным. Но делали они это с осторожностью и благоразумием, а потом все  припрятывали. Если охрана случайно обнаруживала эти свертки, их яростно уничтожали, а ответственную женщину  наказывали. Женщины украшали стол, и приглашали разделить радость Рождества Христова даже неверующих и коммунистов. По свидетельству Веры Прохоровой силами заключенных совершалось даже  небольшое богослужение, когда христиане разных конфессий читали свои молитвы: «Когда наступало время службы, так называемые «монашки», верующие деревенские женщины, которые очень хорошо  знали Рождественскую службу, начинали петь. Украинки тоже пели, и пели превосходно! Сначала пели  православные, потом немки, поляки, украинские католички, а затем протестантки. Все они пели свои  службы» Свидетельства тайного празднования Рождества можно найти и в житиях новомучеников, и в других  воспоминаниях советского времени, но не будем утомлять читателя обилием выписок, и пожелаем друг  другу всегда встречать этот великий праздник в кругу семьи.

http://pravmir.ru/prazdnovanie-rozhdestv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010