Самые ранние литургические книги, содержащие термин «ипакои»,- это груз. Лекционарии , отражающие традицию иерусалимского богослужения V-VII вв. (см.: Tarchnischvili. 1959-1960; Leeb. 1970). Здесь И. также употребляются в качестве припевов к стихам псалмов. Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту - исполнение народом или клириками,- скорее всего подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно в виде мелодической речитации. В Лекционариях содержатся И. только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы И. встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (т. н. Ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших И. встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в совр. богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Напр., на Рождество Христово указаны И. «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк 2. 14) и «Исаие, ликуй,/Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос 9-й песни канона 5-го гласа), на великое освящение воды в день Богоявления - «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень» (Ис 40. 3) (в совр. богослужении - начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства Крещения новообращенные входят в храм с пением И. «Елицы во Христа креститеся». Некоторые И. в совр. богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в др. дни и на др. гласы. Особенно много сохранилось И. из ночной службы Великой пятницы. Напр., И. 7-го гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира 1-го гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а И. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно 6-го и 12-го антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

25 декабря 2014 года в присутствии митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима строители забили первую сваю в основание будущего кафедрального собора Рождества Христова. Тем самым было положено начало возведению главного храма Челябинской митрополии. Одновременно развернулась информационная кампания в поддержку строительства собора. В Челябинске и других городах области появились баннеры и растяжки с призывом поддержать возведение главного регионального храма. Пожертвования на строительство собора собирали в рамках выставки-ярмарки «Широкая Масленица» и в ходе других праздничных мероприятий. А 19 февраля 2015 года на канале ОТВ-Челябинск состоялась премьера документального фильма «Храм – всем миром!» Семиминутный фильм был посвящен истории и традициям строительства храмов на Южном Урале. Еще в апреле 2014 года исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Б.А. Дубровский стал (вместе с правящим архиереем) сопредседателем попечительского совета по строительству кафедральлного собора. В сентябре 2014-го он был избран главой региона, а 3 марта 2015 года посетил строительную площадку собора. 30 марта 2015 года митрополит Никодим назначил протоиерея Игоря Шестакова ключарем строящегося кафедрального собора. Важным событием культурной жизни стал благотворительный концерт скрипача Дмитрия Когана. Он состоялся 7 апреля 2015 года. Музыкант представил челябинской публике программу «Пять великих скрипок». Концерт стал первым благотворительным мероприятием в рамках сбора пожертвований на строительство кафедрального собора Рождества Христова, а все средства, собранные на площадке, были переданы в Челябинскую епархию. 19 апреля 2015 года состоялся благотворительный Пасхальный концерт, все собранные средства пошли на строительство кафедрального собора. 26 мая 2015 года состоялось заседание попечительского совета по строительству кафедрального собора Рождества Христова. Правящий архиерей подробно рассказал о строительстве и жертвователях. В течение первых четырех месяцев 2015 года строителями было сформировано свайное поле. Затем, с мая по июль, зодчие формировали фундаментную плиту. После этого началось возведение технического этажа. Параллельно началось возведение малого деревянного храма, чтобы была возможность начать богослужения на месте, которое призвано стать духовным сердцем Южного Урала.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Богослужения совершаются ежедневно в течение всего года. С 1992 г. при приходе церкви Рождества Христова действует воскресная школа с преподаванием Закона Божьего и церковного пения. Рядом с храмом в 1993 г. построено трехэтажное здание Духовного центра. В нем располагаются: благотворительная трапезная, воскресная школа и прекрасно устроенный церковный музей. С левого фасада церкви Рождества Христова располагается построенная в 1999 г. и освященная в честь Преподобного Варнавы Гефсиманского крестильня. Территория храма огорожена чугунной оградой, изготовленной литейщиками Выксунского металлургического завода. В городе есть часовня над источником, принадлежащая Христорождественской церкви. Каждый год в день празднования Крещения Господня здесь совершается чин освящения воды и крестный ход. Выдержки из статьи с неработающего ныне http://vyksa.nne.ru/Rogdestva.htm Однажды знаменитый заводчик металлургических предприятий Иван Родионович Баташёв писал из Москвы в Выксу, где располагались его фабрики, своему управляющему Жилкину: " Прикажи начертить выксунской церкви план с мерой на масштаб, настоящую с алтарём и приделами все как есть и один бок наружного вида и вышину и какие на ней есть украшения... " Кому было поручено в итоге чертить план и строить задуманную церковь - точно неизвестно, но есть предположение, что архитектором и строителем был выбран местный крепостной зодчий М. Кисельников. Ведь известно, что баташёвский особняк на Яузе в Первопрестольной строил тоже он - только по проекту Р. Р. Казакова. Таким образом, в 1773 году на берегу Верхневыксунского пруда, на месте старой деревянной церкви, появилась новая, белокаменная. Кстати, исследователи обращают внимание на то, что белого камня как такового в Выксе не было. Так что, скорее всего, его привозили из каменоломен Касимовского уезда. По крайней мере известно, что один из братьев Баташёвых - Андрей Родионович - имел в Касимове свои связи. Храм воплотили в классическом стиле с элементами барокко. Под его тёплой частью устроили фамильный склеп-усыпальницу, в ней нашли последний приют знамеитые заводчики и их близкие.

http://sobory.ru/article/?object=02581

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На момент выхода статьи началась Первая мировая война, которая, естественно, повлияла на ход и темп постройки храма. Так, согласно ведомости о церкви Христорождественской с. Караульноярское за 1921 г., составленной настоятелем протоиереем Григорием Погореловым (последнее место его служения – село Булашово, расстрелян в Тобольске в 1937 г.), можно отметить следующее. Церковь построена в с. Караульноярском тщанием прихожан на добровольное пожертвование, по плану-фасаду крестообразная. План утвержден тобольским епархиальным начальством в 1914 г. Постройка окончена в 1921 г. к 20 декабря. Зданием церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с такой же колокольней, трехглавая, крытая листовым железом. По сторонам алтаря имеются помещения для ризницы и библиотеки, по сторонам паперти имеются в связи с колокольней сторожка и кладовая. Бывший деревянный храм, построенный в 1879 году, во время Гражданской войны и при бомбардировке с. Караульноярского 26 марта 1921 г. в полдень от орудийных зажигательных снарядов сгорел до основания, со всей церковной утварью и имуществом. Храм освящен малым водоосвящением в день храмового праздника Рождества Христова 25 декабря 1921 г. по резолюции Преосвященнейшего Иринарха, епископа Тюменского. Совершается Божественная литургия на временно устроенном переносном престоле. Утварью церковь весьма нуждается. Нет ни собственных сосудов, ни ризницы; ни даже колоколов, и служба совершается без колокольного благовеста. По штату при ней состоят священник, псаломщик и просфорня. Выходит, что датами строительства нового храма можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. – 20 декабря ст. ст. 1921 г. Построенный за трудных семь лет, новый храм в с. Караульноярском просуществовал как место богослужения не более одного – двух десятков лет. Сегодня от храма сохранились только стены. Самой серьезной проблемой является наличие рядом со зданием храма жилого дома, хозяйственные постройки которого практически упираются в его стену. В 2008 г. некие предприниматели, родом из этих мест, хотели построить новую деревянную церковь из лиственницы, но далее дело не пошло. Хочется верить, что в приближающееся 100-летие храма в честь Рождества Христова с. Караульнояр найдутся неравнодушные люди, которые смогут даровать ему новую достойную жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=36996

С 1926 г. настоятелем храма в Немчиновке был назначен священник Алексий Константинович Соколов. Отец Алексий (Соколов) - родился в 1884 г. в г. Бийск (Алтай). Сын Архиепископа Иннокентия (Соколова), выдающегося миссионера, начальника Алтайской миссии, сподвижника митрополита Московского Макария (Невского). В 1910 г. окончил Казанскую Духовную Академию. С 1910 по 1919 г.г. – законоучитель в Бийской мужской гимназии. С 1920 г. – приходской священник. Некоторое время был помощником начальника Алтайской миссии. С 1926 по 1934 г.г. – настоятель храма Рождества Христова поселка Немчиновка. С 1934 по 1937 г.г. - священник в Никольской церкви села Ромашково. 20 августа 1937 г. арестован по обвинению в высказывании террористических настроений против руководителей партии и правительства. 10 августа 1937 г. расстрелян на полигоне в Бутово. С самого открытия храма Рождества Христова и до его закрытия в 1934 г. ревностным его служителей был Елисей Федорович Штольдер. Елисей Федорович Штольдер - родился 14 июня 1883 г. в городе Смоленске, в семье служащего-чиновника. Отец его работал помощником ревизора в Смоленске и Ташкенте в Контрольной палате. В 1902 г. окончил шестиклассное Ташкентское училище. До 1924 г. работал бухгалтером в отделе сборов Управления бывшей Александровской железной дороги в городе Москве. При открытии церкви в поселке Немчиновка, по просьбе прихожан, стал управлять церковным хором, а в октябре 1920 г. в этом же храме рукоположен в сан диакона. После закрытия церкви в Немчиновке в 1934 г. диакон Елисей вместе с протоиереем Алексием Соколовым переходят для служения в Никольскую церковь села Ромашково, и служат в ней до дня своего ареста (соответственно 8 и 20 августа 1937 г.). За арестом в скором времени последовал и их расстрел. Диакон Елисей Штольдер в 2000 г. на юбилейном архиерейском соборе был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Относительно протоиерея Алексия Соколова в настоящее время собираются материалы для его канонизации. Первый молебен в селе Немчиновка состоялся на день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник» 10 мая 2002 г. Впоследствии на базе сельского дома культуры, где ранее был деревянный храм, в выделенном помещении на втором этаже 29 сентября 2002 г. был совершен первый молебен перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», которая в свое время была особо почитаема среди жителей поселка. Помещение было обустроено как временный домовый храм, в котором по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия стали совершаться богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Следовательно, в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение: это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова. Помимо этого, от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится ясным, почему именно Благовещение нередко считалось днем начала церковного либо даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Надо сказать, что изображения Благовещения присутствуют уже в росписях катакомб второй половины II – первой половины III вв. в Равенне и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432–440), выполненных при папе Сиксте III (432–440) или даже раньше. Это с большой степенью вероятности позволяет утверждать следующее: установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. Кроме того, открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была возведена базилика) вызвали большой интерес к событию Рождества Христова и Тайне воплощения. Не исключено, что перечисленные события также связаны с постепенным формированием Благовещения как отдельного празднества. В начале VIII столетия армянский автор Григор Ашаруни писал: праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским , который жил и творил в третьей четверти IV века. В армянских Лекционариях V столетия Благовещение в качестве самостоятельного празднования еще отсутствует. Между тем воспоминанию события посвящен четвертый день богоявленских торжеств. Грузинские рукописные Лекционарии, фиксирующие более позднюю традицию (VII века), уже содержат особый праздник Благовещения, который датируется 25 марта. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI столетий немногочисленны, ничего определенного об описываемом праздновании в Византии утверждать нельзя. Однако уже к концу VII века Благовещение становится здесь одним из самых почитаемых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что слова Владыки Ювеналия исполнились буквально и Храм Рождества Христова в городе Мытищи является одним из величественнейших и красивейших среди других церквей района. После этого события сразу начались работы по возведению деревянного храма для совершения богослужений и разработка проекта большого каменного храма. 4 декабря 2000 года была совершена первая Божественная Литургия в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Осенью 2001 года, после создания проекта и получения всех согласований были начаты строительные работы, а в 2003 году на стройке была проведена акция, в которой приняли участие жители города. За добровольное пожертвование люди имели возможность своими руками положить кирпич в стены храма. Одними из первых в этой акции приняли участие губернатор Московской области Б. В. Громов, глава Мытищинского района А. Е. Мурашов, администрация района, организации города и все желающие. Храм Рождества Христова, объединивший в деле своего созидания не только все Мытищинские предприятия и организации, но и простых жителей нашего города, под руководством и личным контролем главы Мытищинского района А. Е. Мурашова был объявлен «Народной стройкой». В течение трёх с небольшим лет строительства у возводимых величественных храмовых стен можно было увидеть часто одновременно и руководителя крупного городского предприятия, и представителя районной администрации, и учащихся высших и средних учебных заведений, и пенсионеров, и молодоженов, начинающих свою семейную жизнь с участия в созидании дома Божьего. Всех этих людей совершенно разного социального положения, абсолютно не знакомых друг с другом, объединила любовь и благоговение к Святой Христовой Церкви, а красота и благолепие родного города увенчаны в настоящее время прекрасным храмовым зданием, от которого берут начало центральные улицы Мытищ. Большой интерес к ходу стройки проявлял губернатор Московской области Б. В. Громов. Он неоднократно посещал строящуюся церковь. В последний раз перед освящением губернатор был в Великую Субботу 2005 года. Борис Всеволодович порадовался работам по благоустройству территории, которые были проведены накануне праздника Святой Пасхи. Увидев множество людей, пришедших освятить пасхальные куличи, он отметил востребованность храма жителями города Мытищи. Тогда же Борис Всеволодович подтвердил своё намерение присутствовать на освящении храма.

http://sobory.ru/article/?object=03330

Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин . Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности. В соответствии с другим методом, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путём обратного хронологического отсчёта, с использованием данных о порядке чередования (при богослужении) священнических чред, и так — вплоть до времени служения чреды Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 г. от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения этой чреды составлял период с 16 по 23 сентября. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя (которая выпадает на 24 сентября) 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова (см.: А.В. Иванов . Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи ( Лк.1:5–25 )). Насколько точно известен год, когда родился Христос? Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г., подсчитав этапы правления различных римских императоров и консулов. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. от основания Рима. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Сегодня считается, что 749 г. – самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе — 25 декабря?

http://azbyka.ru/rozhdestvo

5 января в Иерусалимской Патриархии состоялся Собор Предстоятелей Поместных Православных Церквей и их полномочных представителей, прибывших на юбилейные торжества в Святую Землю, на котором был принят текст Послания Предстоятелей Православных Церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Официальные делегации Поместных Православных Церквей имели встречи с мэром города Иерусалима Э. Ольмертом, Президентом государства Израиль Э. Вейцманом, Главой Палестинской Национальной администрации Ясиром Арафатом. Палестинский лидер вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию орден " Вифлеем-2000 " . 6 января в Тронном зале Иерусалимской Патриархии в присутствии Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодор вручил высшую награду Иерусалимской Церкви - орден Гроба Господня прибывшим на торжества главам ряда государств, население которых преимущественно исповедует Православие. В день Навечерия Рождества Христова в присутствии Первоиерархов Православных Церквей и при большом стечении верующих в Вифлееме была совершена вечерня и Литургия святого Василия Великого. Всенощное бдение под Рождество Христово Святейший Патриарх Алексий совершил в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. За богослужением присутствовали первый Президент России Б. Н. Ельцин, сопровождавшие его лица. 7 января, в самый день великого праздника 2000-летия Пришествия в мир Спасителя, в Вифлеемском храме Рождества Христова состоялось торжественное богослужение. Всеправославная Божественная литургия была совершена всеми прибывшими в Святую Землю Первоиерархами Церквей Вселенского Православия в сослужении сопровождавших их митрополитов, архиепископов и епископов. В качестве почетных гостей за богослужением присутствовали, в частности, первый Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко, Президент Грузии Э. Шеварднадзе, Президент Молдавии П. Лучинский, Президент Украины Л. Кучма, Президент Греции К. Симитис, Президент Румынии Э. Константинеску, Глава Палестинской Национальной администрации Я. Арафат.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010