— Мы говорим сейчас о " телесной " стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека? Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное — пост духовный. Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной " диеты " , не более того. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще невозможно. Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества. — Что такое для верующего человека день Рождества?Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения. Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности, звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: " Христос рождается, Христос приходит " . И это ощущение — того, что " Господь приходит " , становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень яркий. Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… родился Господь. Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.

http://pravoslavie.ru/50118.html

Сегодня даже те, кто не следует церковному уставу, с нетерпением ждут христианских праздников - Рождества , Пасхи, словно со стороны впитывая искреннюю радость и веру. Значение Рождества в нашей культуре более чем очевидно - даже летосчисление мир ведет от Рождест­ва Христова. " Почему именно 25 декабря, в том числе у нас, хотя и по старому стилю? - поясняет протоиерей Александр Сорокин . - Это не дата рождения Иисуса Хрис­та - мы веруем в его историчность, но при этом в Евангелии не найдем указания на день его рождения. Двадцать пятое декабря - это дата, начиная с которой увеличивается продолжительность светового дня " . По словам отца Александра, в этот день язычники поклонялись " солнцу тварному " , а верующие поклоняются " Солнцу Правды " . Праздничные рождественские службы в Северной столице 6 и 7 января пройдут во всех право­славных храмах города. Главное богослужение в Казанском кафедральном соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Оно начнется 6 января в 23:30. В 10.00 7 января состоится Божественная литургия - ее посещают те, кто не смог присутствовать в храме ночью. Так как в эти дни новогодние выходные еще продолжаются, появляется отличная возможность провести время с семьей. Общегородской рождественский праздник в этом году пройдет на Заячьем острове. Начало гуляний - 7 января в 11.00. И, конечно, каждый храм города постарался придумать к этому дню что-то особенное - как для малышей, так и для взрос­лых. Церкви организуют концерты духовной и народной музыки, детские и семейные встречи, чтобы дни Рож­дества действительно стали самыми светлыми и праздничными для каждой петербургской семьи. В одном из древнейших песнопений Церкви есть строка " Слава Тебе, показавшему нам свет " . Она звучит из храмов и из самого сердца каждого, кто увидел этот свет звезды и наполнил им жизнь. Как бы мы ни относились к Рождеству - как к мистической сказке или историческому факту, - оно наполняет смыслом жизни миллионов христиан. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа. Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома. Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается? С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры. Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла. Рейтинг: 7.3 Голосов: 178 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Николай 9 декабря 2016, 22:55 По Церковному календарю праздник Рождества Христова длится 12 дней. Начало праздника, так называемое предпразнство, начинается 2 января. Но церковный день начинается вечером, поэтому вечером 1 января и начинается праздник, который естественно каждому православному надо торжественно встретить в храме на богослужении, ведь для желающих причастится начинается неделя строгого говения. Поэтому за постным столом праздник встретить надо чуть раньше, первого утром, или по традиции, в начале суток, ночью. Садимся же мы за постный стол во время поста, и не один раз в день. А праздник Благовещения бывает и на Страстной седмице и его встречают за столом. И даже в монастырях, по типикону, в праздники разрешается вино. 13 января- конец праздника - отдание, который также надо отметить вечером за столом, за одно встретив и Новый год по старому.

http://pravoslavie.ru/50722.html

Как бы мы, верующие, жили здесь без этих праздников, как бы пуста и безотрадна показалась нам жизнь, посреди всей ее суеты, посреди гнетущих забот, посреди нужды и неправды! А всякая душа «скорбящая, озлобленная, помощи и милости от Бога требующая», без праздника,– куда бы девалась, на чем бы отдохнула от своей отчаянной скорби? Всякую душу, как бы ни была она погружена – ив молву людскую, и в безмолвие одиночества,– праздник призывает петь песнь Вседержителю Богу. Слово это понятно и сочувственно русскому человеку, с детства воспитанном в благочестивом обычае, с детства знающему церковь с ее праздниками. Русский человек всю свою жизнь, все свое рабочее время, привык размерять по праздникам церковным. Русская душа отдыхает и радуется в церковный праздник, и благо тому, кого благочестивые родители с детства приучили чтить праздник, с радостным чувством ждать его и услаждаться его освежающей и возвышающей силой. А Церковь наша своим богослужением так торжественно обставила не только великие праздники, но и таинственное ожидание их для верующих, что праздник сам собою постепенно вступает в душу, озаряя ее тихим светом благодати. Весь год светится этот свет тому, кто привык ощущать его. Настает весной праздников праздник, Пасха Христова – и ему предшествует семь недель торжественного приготовления и ожидания – непрерывною цепью молитвенных созерцаний, таинственных воспоминаний и вдохновенных песнопений. Настает подлинно «царица времен, весна душам», как сказано в каноне на неделю св. Фомы. – За Пасхой идет ряд недель по Пасхе, посвященных Евангельским воспоминаниям, умиляющим душу,– до радостного Вознесения, на котором Церковь собрала подлинно и песнопения и звуки, исполненные светлой радости. Недолго затем ждать цветущего праздника Пятидесятницы: «небеса поведают славу Божию», природа пышным расцветом своим призывает славить Бога во Святой Троице, и живые с усопшими соединяются в общей друг за друга молитве. Осень приводит великие дни Преображения, Успения, Рождества Богородицы, Воздвижения и Покрова. И уже в начале зимы возникает в душе чаяние Введеньева дня, когда затеплится заря Рождества Христова и в церкви уже слышится тихое пение: «Христос рождается!» Ждем сочельника,– и чему уподобить торжественную тишину этого дня, исполненного от царских часов до вечерни и всенощной таинственных образов, пророчеств и песнопений! Знают эти дни все церковные люди, кто стаивал в трепетном ожидании первой вечерней стихиры: 6 «приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1826 году архитектор Стефенгаген переделал собор в модном тогда стиле ампир. Тяжелые каменные пять глав были заменены более легким деревянным завершением в виде ротонды. У входов появились колонны, с запада соорудили портик, значительно расширили окна. Но и в таком виде собор просуществовал недолго. Уже в 1873 году ветхий деревянный верх собора заменили новым, на этот раз восьмигранным громоздким куполом в псевдовизантийском стиле. Затем расширили западный портик. Автором очередной перестройки был архитектор Звенов. Позднее в соборе пробили новые окна в первом ярусе. В 1911 году сделали новый пол из кафельной плитки. Иконостас в соборе воссоздан в конце XIX начале ХХ века талантливым рязанским художником, академиком живописи, основателем рязанской школы и мастерской иконописи, Н.В.Шумовым. В Христорождественском соборе перед его закрытием находились древние православные святыни Рязанской земли. Это чудотворные иконы Божией Матери: Феодотьевская (XIII) и Муромская (XII); икона Крестителя Господня Иоанна (XVI) и многие другие. Однако самой главной святыней являются поныне почивающие под спудом св. мощи Святителя Василия, первого Епископа Переяславля-Рязанского. При соборе также хранилась хоругвь Братства Святителя Василия Рязанского, основанного в 1877 году. (по материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»)В советское время храм был закрыт. В 1929 году Собор Рождества богородицы был передан окружному    архиву и обращен в архивохранилище документов по истории Рязанского края, вследствие чего регулярные богослужения в нем были прекращены. Одно из последних богослужений в нем совершил незадолго до своего последнего ареста, священномученик Иувеналий, Архиепископ Рязанский и Шацкий в 1935 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. И только в конце прошлого века в нём снова вознеслись молитвы, а стены собора огласил церковный хор. Сегодня собор Рождества Богородицы является действующим храмом Рязани. http://www.ryazan-hram.ru/node/196 Христорождественский собор – главный храм Рязанской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00871

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником. Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» - оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе. Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи. Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» - я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм. Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас,- большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского , имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь». Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы. В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века: Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь. При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть). Период крестовых походов [ править править код ] В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Испокон веков наша страна считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери уже с момента Крещения Руси получило в нашей стране самое широкое распространение. Наш народ совершенно особым образом почитал Пресвятую Богородицу, что выразилось в великом множестве икон, посвященных Ей, многие из которых прославились после чудесами. Ни в одной другой Церкви нет такого количества богородичных икон, через которые совершалось бы столько чудес. Через эти иконы мы прославляем нашу Пресвятую Владычицу как Заступницу рода человеческого, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. В сентябре по церковному уставу отмечается церковное новолетие. Начало нового церковного года мы праздновали неделю назад, и праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым великим церковным праздником, которым открывается этот год. В течение литургического года перед нами пройдет вся жизнь Пресвятой Богородицы, а завершится он, как завершился недавно предыдущий, воспоминанием Ее Божественного успения. Все это лишний раз говорит о том, что Пресвятая Богородица всегда с нами, и мы никогда о Ней не забываем, ибо каждое важное событие жизни Пречистой Девы, — Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение и другие, связанные с Ней праздники, — мы отмечаем особым образом, в том числе и множество праздников, связанных с явлением Ее чудотворных икон. Будем в день Рождества Пресвятой Богородицы обращаться к Матери Божией с молитвой, дабы Она помогла нам на нашем жизненном пути, была нашей Предстательницей, защищала нашу страну, помогала нашим миссионерам, несущим свое служение в дальних странах, и чтобы светом Христова благоразумия Она просветила весь род человеческий. Аминь. Всех вас поздравляю с праздником!» Затем митрополита Илариона сердечно приветствовал настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев. На память о праздничном богослужении он преподнес владыке образ Рождества Пресвятой Богородицы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5272904...

Оказывается, что праздник Сретения Господня нарочито совершается Церковью в тот период, когда позади остались уже светлые дни Рождества и Богоявления, а впереди предстоит долгий период подвигов поста, молитвы, сердечного сокрушения. Свет и тени сочетаются в сретенском богослужении в прекрасной божественной гармонии. Есть здесь место и радости, и печали – душевному восторгу и тихому, смешанному с печалью, душевному умилению. «Радуйся, благодатная Богородице Дево! Из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш» – сколько в этом праздничном тропаре еще той безмятежной радости, которой была наполнена душа наша в дни праздника Рождества Христова, когда мы, вслед за вифлеемскими пастырями и евангельскими «мудрецами» – волхвами спешили к колыбели Богомладенца, дабы от полноты сердца «кланятися Ему, Солнцу правды, и Его ведети – с высоты Востока». Дивные, окрыляющие душу, веселящие сердца отзвуки Рождества звучат и в некоторых других песнопениях нынешнего праздника. Но вот мы слышим и иные слова, заставляющие нас задуматься над той ценой, которой оплачена эта дарованная нам святая и непрестающая радость. Прославив Бога вдохновенной песнью «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», праведный старец Симеон благословил Иосифа Обручника и Матерь Младенца-Христа и сказал Пречистой Деве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34–35 ). Не всегда ясны бывают пророчества в тот момент, когда их произносят. Так и в данном случае, вряд ли мысль Пресвятой Девы могла проникнуть в только что возвещенную страшную тайну этих слов богомудрого старца. Слова эти до времени должны были остаться для Нее священной предупреждающей загадкой. Как хорошо сказал об этом наш великий отечественный вития, приснопамятный святитель Московский митрополит Филарет: «Благословенная в женах! Непорочнейшая из дщерей человеческих! И Тебе премудрый старец Симеон не усомнился предложить сию грозную загадку: и Тебе же Самой душу пройдет оружие... День плачевный и ужасный, но вместе и спасительный, день распятия, разрешил Тебе загадку пророчества. Терние венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, – вот оружия, которыми Твое материнское сердце пронзено было столь же безпримерно глубоко, сколь совершенна Твоя любовь, сколь безпримерна Твоя непорочность... Теперь, когда Ты пребываешь в Божественной славе Сына Твоего... теперь Ты видишь во свете Божием, для чего надлежало пройти оружию и Твою чистую душу» (см. Слово в день празднования Пресвятой Богородице в Страстном монастыре 2 июня 1834 года.– Слова и речи, т. 3. М., 1877, с. 258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

По высочайше утвержденному 17 января 1876 г. расписанию приходов, церквей и причтов Псковской епархии причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая состоял из настоятеля, двух его помощников и трех псаломщиков. Согласно ведомости о церкви в указанный год причт составляли: протоиерей, два священника, три дьякона и две просфорни. На содержание церковь получала уже 535 руб. 85 копеек. Крестные ходы бывали: 1-й - 23 апреля в кладбищенскую церковь по случаю храмового праздника Великомученика Георгия, 2-й - 18 августа из церкви вокруг города, установлен по случаю холеры, 3-й - 29 августа приход чудотворных икон из Святогорского монастыря и из погоста Вехно храмового образа Преображения Господня. С упомянутыми иконами и местными 31 августа совершался крестный ход к литургии в кладбищенскую церковь и обратно в Николаевский собор; 1 сентября крестный ход вокруг города; 3 сентября крестный ход после литургии за город: Вехновский образ отпускался в свою церковь, а Святогорская икона в г. Опочку. По распоряжению епархиального начальства, изложенному в указе Псковской духовной консистории от 12 августа 1875 г., новая деревянная на каменном фундаменте кладбищенская церковь начата строиться с 23 мая 1876 г. и к августу вчерне постройки были завершены и покрыты железом на средства Новоржевского купца 2-й гильдии Петра Ивановича Филимонова. Согласно указу Псковской духовной консистории от 7 августа 1876 г., иконостас прежней разобранной кладбищенской церкви церковному старосте Филимонову было разрешено продать в пользу строящейся церкви. Новый же иконостас для вновь построенной церкви во имя Рождества Христова Филимонов приготовлял на собственные средства. Согласно распоряжению епархиального начальства от 5 апреля 1875 г., богослужение в кладбищенской церкви было прекращено. Приписанная к церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была полностью построена 12 июля 1877 г. вместе с деревянной колокольней. Престол в церкви стал один - во имя Рождества Христова. В 1881 г. Новоржевским городским обществом при кладбищенской Христо-Рождественской церкви была открыта богадельня в память в Бозе почивающего императора Александра II. По данным за 1883 г. в богадельне при кладбищенской церкви призревалось 6 лиц на средства городского общества, 6 на пожертвованный капитал личным почетным гражданином Петром Владимировым Филимоновым и 6 лиц на средства Новоржевского уездного земства. Кладбищенская церковь располагалась на открытой местности среди кладбища, вблизи почтовой дороги, ведущей в г. Великие Луки.

http://sobory.ru/article/?object=40214

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010