И что самое неприятное, вот-вот должны были начать взрываться трубы и батареи в самом храме. А это не только громко и неприятно, это еще и опасно. Ведь никогда не ясно, куда полетят осколки стали и чугуна от труб и радиаторов, в какую сторону? Мне приходилось быть свидетелем довольно серьезного ранения от такой вот коммунальной аварии.  Но несмотря ни на что, решили служить хотя бы праздничный молебен. Перед тем как начать богослужение, хоть и не положено в Рождество, встал я перед Святым Распятием на колени и про себя взмолился: «Прости меня, Господи. Я во всем виноват. По моим грехам не дал Ты нам отпраздновать Рождество Твое Святое. Прошу Тебя, пожалей бабулечек моих, деток, что в храме. Дай нам всем возможность спокойно молебен провести». Спросите, чего это я вину на себя взял? Да было дело накануне, зашел я в гости к куму да и отчитал их с кумой за то, что раньше времени они разговляться стали. Так и сказал им: «Бессовестные, не буду я у вас ни есть, ни пить. Скорее по башке трубой получу, чем постный сочельник нарушу»! Кума плачет, кум с недожеванным куском рыбы стоит, опустив голову. А я упиваюсь своей «праведностью». Короче, помолился я перед Распятием. Начали молебен. Прокимен пропели, Евангелие прочли, вот уж и время молитвы праздничной подошло. Тихо все.  Сказал уже и «Аминь» на отпусте. Опять все тихо. Говорю прихожанам коротенькую проповедь, поздравляю с Рождеством Христовым и прошу всех скоренько, но чинно, значит, храм покинуть. Проводил я последнюю свою бабуленцию-раскрасавицу, оборачиваюсь и говорю: «Все, Господи. Все вышли»! Только сказал это, как рванул ближний ко мне регистр. Отлетела от трубы-сотки стальная пластина — и прямо мне по кумполу. Да ощутимо так. И сразу вспомнились мне мои слова: «Скорее по башке трубой получу, чем оскоромлюсь». Так оно и вышло. Я разговеться не успел, а по башке куском трубы получил. Такие вот дела.  Теперь я это вспоминаю, конечно, с улыбкой. А тогда не до смеха было. Я тогда сразу, как получилось, к духовнику на исповедь поехал. А он мне сказал, что нужен я для чего-то Господу, здесь на земле. А то не сносить бы мне головы. «Но людей, Митя, старайся больше не обижать. Ведь именно этого больше всего Господь в нас не любит. Обидчиков непременно вразумит, а обижаемых, пусть даже и согрешающих, обязательно помилует!»

http://foma.ru/prosti-gospodi-po-moim-gr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВХОДНЫЙ СТИХ Входный стих [греч. εσοδικν; церковнослав.  ,    ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν ατ (          ), как в Библии, стали петь: Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν Χριστ (            )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σσον μς, Υ Θεο, ψλλοντς σοι Αλληλοα (              ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава , 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (            ), с его припевом (              ; в припеве после слов     делаются вставки, зависящие от праздника:      ,        ,      и др.).

http://pravenc.ru/text/161047.html

Областные Вифлеемы Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные приходы 6 января, 2018 Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные приходы «В городе-то проблем с богослужением нет. Можно выбрать храм, в который пойдешь, можно найти тот, который поближе к дому. И еще поразмышлять к какому священнику лучше подойти на исповедь. А там выбора никакого особенно нет» — вот уже два года священник Андрей Мизюк совершает рождественские богослужения на отдаленных сельских приходах. Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова/eparhia-saratov.ru Действительно, как писал Бродский: «В Рождество все немного волхвы…»… Я вот почему-то замечаю, что мы какие-то немного другие в эти дни. Да, именно так. Даже те, кто, собственного говоря, все уже отпраздновал и отсалютовал и просто ждет выхода на работу. Не так уж и много, в общем-то, осталось. В сети потихоньку отгремели бои по поводу новогостарого стиля, хотя кое-где все равно еще — нет-нет, да рванет. Можно понять, наверное, всех. Хотя бы попробовать. И, конечно, грустно, что кем-то и где-то Рождение в мир младенца Христа воспринимается на уровне приложения к новогодней елке. Но грустно не сильно. Ведь это не отменяет ничего. Потому что Христос рождается в этот мир и для этого кого-то. И было это не когда-то давно, а происходит именно теперь. Поэтому, осознавая это великое чудо, и понимаешь, почему в этот самый момент мы все уже чуть-чуть другие и в чем-то ты сам учишься принимать этих других, потому что и ради них и для них тоже происходит и начинается. А мне лично очень близка эта дата – 7 января, потому что в ней все как-то светится чем-то удивительным и начальным, как будто прежнего нет, как будто бы изменилось само время и ушедший год – это те самые темные холмы за спиной на закате в древней восточной пустыне. Я выдыхаю усталость и боль прошлых нескольких сотен дней и поднимаю глаза к Небу. Надо сказать, что у меня этот праздник теперь как-то очень тесно связан с дорогой. Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные областные приходы. Из города, из храма, где постоянно служу. Да, где-то это приспособленные помещения, да, совсем не так все знакомо и привычно, но какие это потрясающие и удивительные встречи, какие это часы пути, короткие остановки, возможность почувствовать пространство, увидеть зимний закат, посмотреть на мчащиеся в одну и в другую сторону трассы машины. Подумать о людях в них.

http://pravmir.ru/oblastnyie-vifleemyi/

«Спасибо большое, Антон Николаевич. Благодарю вас сердечно. Праздник действительно очень светлый, и меня радует то, что все больше и больше людей считают правильным, нужным для себя отмечать этот день», — продолжил Святейший Владыка, подчеркнув, что пандемия наложила определенный отпечаток на празднование Рождества, однако храмы в эти праздничные дни полны прихожан, среди которых много людей с хорошим образованием и высоким уровнем культуры. «Это свидетельствует о том, что для современного человека вера — не помеха в его жизни, в его профессиональной деятельности, в его интеллектуальном развитии, но напротив, если вера сопровождает интеллектуальное развитие человеческой личности, то человека это предохраняет от больших ошибок, а иногда и от преступлений», — заявил Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение в том, что «духовное развитие человека должно идти рука об руку с развитием интеллектуальным и культурным». Космонавты поинтересовались у Святейшего Патриарха, как ему удается поддерживать физическую форму, позволяющую выдерживать нагрузку, которую принимает на себя Предстоятель Церкви. По словам Его Святейшества, нахождение на богослужениях не требует особой физической силы. «Но помимо того, что я совершаю богослужения, у меня очень большая чисто рабочая нагрузка. И вот для того чтобы выдерживать эту нагрузку, я уделяю определенное внимание физической подготовке. Я занимаюсь спортом, каждый день тренируюсь, в том числе считаю необходимым проходить достаточно большую дистанцию быстрым шагом. И это мне очень помогает. Без такой физической подготовки и такой физической нагрузки, думаю, было бы трудно выдерживать и другие нагрузки», — поделился Святейший Владыка. Космонавты поинтересовались, как прошел праздничный день Предстоятеля, и сообщили, что по случаю большого праздника всему экипажу МКС дали выходной. В связи с этим сегодня все члены экипажа из России и других стран соберутся вместе и будут угощать друг друга самыми вкусными продуктами по случаю праздника.

http://patriarchia.ru/db/text/5880508.ht...

Повсюду совершали христианскую Пасху, и только впоследствии возник спор относительно 14 нисана, в которое, подобно иудеям, совершали праздник общества в Малой Азии. В хронологической связи с Пасхою находилось празднование Пятидесятницы. Только праздник Кущей вытеснен из христианской символики. Причины, по которым христианство не приняло в круг своих праздников праздника Кущей, понятны. Праздник этот столь тесно связан был в иудейском культе с храмом и богослужением священной страны, что вне этой страны не мог быть совершаем. Затем, как Пятидесятница уже ко времени второго храма у иудеев получила иное основание, кроме библейского, так и праздник Кущей. В последний (8-й) день праздновали великий праздник исчерпания воды и молили Бога о дожде, в котором народ в той стране особенно нуждался в осеннее время. В этот день Иисус Христос произнёс знаменательные слова, имевшие бесспорно связь с предметом празднования. «Кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто верует в Меня – из чрева его истекут реки воды живой» 129 . Надежду на животворность чувственной природы Он переносит на духовное состояние и вместо воды вещественной предлагает животворную воду благодатную, которую может получить всякий чрез веру в Него. И в талмуде есть замечание, что праздник почерпания воды получил имя от того, что «там почерпают Духа Святого», как написано: «Почерпните воду с радостию из источника спасения» 130 . Но Иисус Христос – источник воды живой, постоянно и везде утоляющий жажду верующих; Он сам – вечная скиния, обитающая среди христиан без различия места и времени, Он – алтарь и первосвященник, в лице которого внутренний голос христиан непрестанно и всюду может взывать к Богу: «Твоя есть красота», «Бог, и Тебе алтарь», как там взывал народ при праздничной процессии. Наконец – и это главное – праздник Кущей был слишком тесно связан с предшествующим праздником нового года и дня очищения. Иудейский праздничный год представляет две группы праздников – весеннюю и осеннюю. Последнюю христианское сознание отвергло именно по причине дня очищения, который противоречил существу христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, лозунгом нашего антиклерикализма вполне может быть известное латинское изречение Quod licet Jovi non licet bovi — " что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку " , причем роль пораженного в правах быка отводится русскому народу. Признаками нестерпимой клерикализации, попрания светского характера государства и нарушения конституции у нас считается ровно то, что в других странах является совершенно обычной практикой. Процитируем некоторые наиболее часто предъявляемые претензии. Итак, признаками клерикализации у нас является, например,   " публичная демонстрация лицами, занимающими государственные должности РФ, своего отношения к определенному течению православной религии на федеральном уровне " . Что же, мы можем поздравить американцев с наступлением у них царства мрачного клерикализма — президент США, лицо, как никак, занимающее государственную должность, является засвидетельствовать свое почтение представителю определенного течения протестантской религии — и о ужас! - совершает с ним совместную молитву. Но не только США погрузились в бездну религиозного мракобесия — мы легко найдем примеры того, как государственные лидеры Германии, образцово-секуляристкой Франции, Великобритании и других европейских стран посещают церкви и принимают участие в богослужениях. Вы легко найдете в интернете фотографии Гордона Брауна, Николя Саркози и Ангелы Меркель под церковными сводами. Другой признак клерикализма - " Поэтапное введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в начальной и средней школе в государственных образовательных учреждениях " . Но в большинстве европейских стран в школах преподают не " конфессионально-ориентированные предметы " а просто и прямо закон Божий. Наши антиклерикалы ужасаются тому, что происходит " введение института " военного духовенства " в Вооруженные Силы РФ. " Но такова практика всех развитых стран — и США, и Западной, и Восточной Европы. Наша страна в этом отношении — наряду с Северной Кореей — до сих пор составляет исключение из общемировой практики. " Рождество Христово является государственным праздником на федеральном уровне, а недавно и День Крещения Руси признан памятной датой " — ужасаются наши антиклерикалы. Но будем надеяться, им доступен Интернет — знают ли они, что в Германии , например, государственными праздниками является не только Рождество, но и Успение Богородицы, Богоявление, Пасхальный Понедельник, Вознесение Христово, Праздник Тела и Крови Христовых. Причем немцы тут не отличаются каким-то особым благочестием — такова общеевропейская практика.  

http://radonezh.ru/analytics/o-yupitere-...

«капюшон»), и большого количества икосов, завершавшихся общим рефреном, который также был заключительной фразой проимия. Икосы были большими по объему и одинаковыми друг с другом по размеру. Количество икосов могло быть различным: неким стандартом считается наличие 24 икосов (на Рождество Христово), также часто встречаются кондаки из 18 икосов (Богоявление). Среди кондаков преподобного Романа количество икосов варьируется от 11 (на Рождество Богородицы, архидиак. Стефану) до 30 (на праздник трех отроков, 17 декабря). В проимии тема кондака была отмечена кратко, тогда как в икосах она постепенно раскрывалась. Достаточно часто икосы объединялись акростихом, который был смысловым (например, на Богоявление акростих «смиренного Романа»), но мог быть и алфавитным (пример – акафист Богородице, который тоже изначально был кондаком). Древние кондаки были эстетически красивыми и глубоко содержательными, поистине шедеврами церковной гимнографии. В процессе истории постепенно остались только «кукуль» и 1й икос, все остальные икосы были опущены. Этот процесс начался сначала на периферии, а в XI веке захватил и Византию и был обусловлен переходом на палестинский тип утрени, в котором главное место занимал канон. Монастырские уставы стали отдавать предпочтение канонам перед кондаками и включали кондаки в чин утрени только в сокращенном виде. В итоге кондак в полной форме встречается только в древнейшей редакции Миней (до XII века), тогда как в позднейших версиях он уже представлен только в формате проимия и 1го икоса. И если в древности были специальные сборники – Кондакари (в которых кондаки были представлены в полной форме), то после XIII века и они исчезают из обращения. Кондаки позднейших служб сразу стали появляться в сокращенном формате; так, кондаки и икосы воскресные появились только в XI веке и они сразу состояли только из одного кондака и икоса. Кондак в современном богослужении После опущения почти всех икосов начальная строфа (проимий или «кукуль») получила наименование «кондак».

http://azbyka.ru/kondak

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему нельзя яйца в пост? 2 мин., 12.12.2023 Наступило время Рождественского поста, а вместе с ним неизбежно возникают вопросы не только о том, как провести пост наилучшим образом, но и о том, для чего вообще существует пост и почему мы постимся так, а не иначе. Один из таких вопросов: почему нельзя есть яйца в пост? Согласно церковному Уставу, во все постные дни, будь то однодневные посты, краткие посты (например, говение перед Причастием) или время многодневных постов, мы не употребляем в пищу все продукты животного происхождения. В список этих продуктов входит мясо, молочная продукция и, соответственно, яйца. В Рождественский пост допустима рыба и морепродукты, которые являются достаточно питательными и очень подходящими для подкрепления сил и восполнения запасов энергии. Яйца, как животный продукт, запрещены, и мы, следуя церковным канонам и повинуясь Уставу, в пост их не употребляем. Для чего это нужно? Пост — время духовного подвига, аскезы, ограничения себя в материальных и бытовых удовольствиях ради того, чтобы перенести внимание на духовную жизнь и духовные радости. Пост — это, можно сказать, многоаспектное изменение жизненных приоритетов, цель которого — внутренняя подготовка к великому празднику Рождества Христова, рождения в мир Спасителя всего человеческого рода. И еда — это одна из ее граней наряду с молитвой, более частым и продолжительным чтением Священного Писания, участием в церковных богослужениях и таинствах, делами милосердия, особым вниманием к своему внутреннему состоянию: приближается ли оно к сердечному миру и любви или пока еще колеблется между нейтральным и полным тревог, зависти, злобы, обид, разочарований и раздражения? Читайте также: Все, что не соответствует миру и любви, нужно постараться убрать, искоренить, очистить от этого свою душу, чтобы ничто не помешало встрече праздника Рождества Христова и не омрачило ее. Когда речь заходит о гастрономической грани поста, могут встать вопросы медицинского характера: что делать, если состояние здоровья таково, что продукты животного происхождения, в частности яйца, нужны либо для поддержания организма, либо для того, чтобы усваивались назначенные врачами лекарственные препараты. В этом случае обычный, общий пост отменяется, его место заступает предписанная медиками диета, которая сама по себе является достаточно аскетичной, ведь человек должен есть то, что положено, а не то, что он хочет. В случае заболеваний, которые требуют диеты, следует ориентироваться на то, что говорит врач, а пост усилить в области духовной жизни и добрых дел.

http://foma.ru/pochemu-nelzja-jajca-v-po...

В итоге в русской библеистике становится почти аксиомой достаточно свободное отношение к неканоническим книгам: они считаются не богодухновенными, а просто «добрыми и полезными», в их исследовании применяются все принципы и идеи библейской критики (тогда как в отношении канонических книг методика библейской критики, как правило, отвергается). В частности, такой знаменитый дореволюционный библеист как профессор П. А. Юнгеров , известный своим консерватизмом и категорическим неприятием критических мнений в отношении канонических книг, применительно к книгам неканоническим с относительной легкостью соглашается с многими, подчас радикальными мыслями западных исследователей. При этом долгое время (с середины XIX до середины XX века) термин «неканонические книги» оставался малоизвестным и был достоянием только академических кругов. Общеупотребительным он становится только с 1968 г., со 2го издания Библии Московской Патриархией, где было опубликовано приложение «О книгах канонических и неканонических» и сами неканонические книги с тех пор стали помечать звездочкой в оглавлении. В то же время в греческой православной традиции до сих пор нет ни самого термина «неканонические книги», ни разделения книг Ветхого Завета по принципу авторитета; все «наши» неканонические книги (кроме 3 Ездры, которая отсутствует в греческой Библии) в греческих Церквах считаются каноническими. Важно также, что многие из этих книг и отделов используются в нашем богослужении, а этот факт лучшим образом подтверждает их авторитет для верующих. Перечислим далее эти книги и отделы, кратко обозначив их богослужебное употребление. Неканонические книги: Иудифи — паремия на праздник блгв. кн. Ольги (11 июля); Премудрости Соломона — особенно широко представлена в богослужении, берется 5 различных паремий на многие праздники святых; Премудрости Иисуса, сына Сирахова — паремия в службе Всех святых, в земле Русской просиявших (Неделя 2я по Пятидесятнице) и на полиелейный праздник 70-ти апостолов (4 января). Варуха — паремия на Рождество Христово

http://azbyka.ru/nekanonicheskie-knigi-b...

К примеру, во время своей поездки в эти Рождественские праздники впервые, может быть, за всю историю Туркмении православный архиерей поздравлял с Рождеством Христовым присутствующий в храме народ по-туркменски. Перед началом торжественных мероприятий я встречался с филологами, и мы перевели поздравление с Рождеством Христовым на туркменский язык. Это был какой-то большой текст или просто приветствие? Приветствие «С Рождеством Христовым!» «Месих Догулды!», и когда архиерей впервые поздравил с праздником по-туркменски, это вызывало искреннюю радость. Думаю, что эта традиция перевода на туркменский язык каких-то основных богослужебных текстов  будет развиваться. А то, что сейчас богослужение совершается на церковно-славянском, это не является какой-то сложностью? Нет, нисколько, напротив, церковно-славянские богослужения становятся неким объединяющим фактором. То есть он сохранил свою функцию языка молитвы и церковного общения, оставшись доступным для людей, принадлежащим к разным национальным культурам. А как, например, чувствует себя в храме молодежь, которая сейчас уже почти не знает русского языка? Приходят ли молодые люди в храм? Молодежи в храмах достаточно много, и если мы говорим о семьях русскоязычных, то понятно, это люди, которые хорошо говорят на русском языке и знают русский язык. А если речь идет о местном коренном населении, то для них посещение храмов становится такой хорошей школой, в которой они для себя заново открывают и изучают русский язык. Когда я общался с воспитанниками воскресной школы, с маленькими замечательными ребятками, некоторые из них очень плохо говорят по-русски, но они очень хорошо поют тропари на церковно-славянском языке, рождественские гимны, песнопения. Для них это тоже такая хорошая практическая школа русского языка. Поэтому, в принципе, таких серьезных языковых проблем совершенно не чувствуется. Во всяком случае, ни разу с этой проблемой мне не пришлось столкнуться, ни разу за все время пребывания там, в Туркмении, мне не пришлось пользоваться услугами переводчика.

http://patriarchia.ru/db/text/530553.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010