Том 2→ Содержание Предисловие к 6-му изданию Начало, важность и разделение дней богослужения Праздники Праздники церковные Великие двунадесятые Великие недвунадесятые Праздники церковные средние Праздники церковные малые Праздники гражданские Высокоторжественные и торжественные Праздники церковные табельные Праздники общие, местные и храмовые Непереходящие и переходящие Дни Господни, Богородичны и святых Богослужение в праздники Главный предмет богослужения в праздники Бдение в праздники Праздничное облачение церкви Освещение церкви в великие праздники Пение в великие праздники Праздничная трапеза Славление Достойное хранение праздников Начало и окончание дневного празднования для православных христиан Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова Событие Рождества Спасителя Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Поведение христиан в праздник Святки Обрезание Господне Событие и древность праздника Предмет праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Сретения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Крещения Господня и Богоявления Событие праздника Наименование и древность праздника Важность празднества Продолжение и богослужение праздника Водоосвящение Поучительность праздника Поведение христиан в праздник День Преображения Господня Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника День Перенесения Нерукотворенного Образа Господня от Эдесса в Константинополь Праздники Господни в честь событий, напоминающих о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа Праздники в честь и память Животворящего Креста Господня День Воздвижения Креста Господня День явления знамения Креста во Иерусалиме День Происхождения Древа Креста Господня День Положения Ризы Господней Праздники Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, наряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же — событие бывшего праздника. Число дней попразднства (их нет у Входа Господня, у Покрова и Обрезания) бывает неодинаково и простирается от 1го до 9ти дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение — 1 день (а от субботы Лазаревой — нет попразднства); Рождество Богородицы и Введение Ее во храм — 4 дня; Рождество Христово и Пятидесятница — 6 дней; Преображение и Воздвижение креста Господня — 7 дней; Сретение — неодинаковое число в каждый год (от до 7 дней); Богоявление и Вознесение — 8 дней; Успение Божией Матери — 9 дней; недвунадесятые великие праздники — 1 день. Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большею торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника. 2. Средние праздники различаются двух видов: В Типиконе об этих праздниках сказано: «На вечерни — «Блажен муж» 1й антифон, на «Господи воззвах» стихиры на 6, от произвола же на 8, чтения (т.е. паремии) 3, и стихиры на стиховне; на утрени — полиелей и Евангелие, канон на 8 и славословие великое и проч. по Уставу». Впрочем, и на эти праздники», «аще хощет настоятель», может совершаться бдение. 3. Малые праздники также бывают двух видов: Дни, не имеющие никакого знака, к праздникам не причисляются. В такие дни положено по Уставу: на «Господи воззвах» — стихиры на 3 и канон на утрени — на 4. Богослужебные книги Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно; Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания, и святые предания отцами и учителями Церкви. Таковы суть: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений. 9. Книги священно-богослужебные

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Что же касается синагог, то они возникли после вавилонского пленения, – этой катастрофы, постигшей избранный народ. Надо сказать, что синагогальное богослужение носит более духовный, более словесный характер. Богослужение в синагоге в новозаветные времена совершалось в субботу, в великие праздники, в дни очищения, в посты, и были два особо выделенных дня – понедельник и четверг (сравните наши среду и пятницу). Богослужение могло совершаться утром, вечером, в полдень. Из чего оно состояло? Началом богослужения были псалмы или отдельные стихи, взятые из псалмов, затем читалось нечто похожее на наше «Верую...», некое кредо, исповедание веры, взятое из Второзакония и Чисел. Потом следовала самая важная часть богослужения – так называемое благословение: молитва , прославляющая величие и благость Божию. Затем – прошения о различных сторонах жизни народа; среди них было и прошение о ниспослании Мессии. Примечательно, что среди молитв, произносимых в синагоге, можно встретить и такие слова: «Поклонюсь, припаду и преклоню колена». Это может напомнить наше: «Приидите, поклонимся и припадем...». Затем следовало чтение Закона и Пророков и заключительное благословение. Напомнив содержание богослужения и обряды, совершаемые в Храме и синагоге, обратимся теперь к вопросу о том, какое же место занимает это богослужение в истории Нового Завета. С первых дней Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос показывает необыкновенное уважение и почтение к Закону. Можно привести целый ряд богослужебных текстов, в которых прямо говорится, что Творец Закона подчиняется Закону. Помните, Господь сам говорит: «Не нарушить (Закон) пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). В чем же это выражается? Это можно заметить с первых страниц Евангелия. Прежде всего, на восьмой день по рождении Спасителя совершается обряд обрезания; в сороковой день младенца Христа Божия Матерь и мнимый отец его Иосиф Обручник приносят в Храм для приношения очистительной жертвы. Начав проповедь по Иудее, Господь часто проповедует в синагогах, очевидно, считая это место благоприятным для принятия Благовестия. Перед Своими крестными страданиями Он учил в Храме. Мы помним, что Он посещал Иерусалим в те дни, когда это было положено. (Вспомним евангельское повествование о том, как двенадцатилетним отроком Он возвращался из Иерусалима с праздника.). Более того, с Храмом, с храмовым благочестием связан такой поступок Христа, аналогичного которому мы не находим: изгнание торгующих из Храма. Это, может быть, самый резкий поступок из всей жизни Христа. С чем он связан? Именно с осквернением дома Божия, Храма неподобающими занятиями. Господь произносил очень резкие слова против фарисеев, саддукеев, законников, но другого столь резкого поступка, как изгнание торгующих и опрокидывание столов, мы, пожалуй, не найдем в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В самой древней церкви на Фарерских островах совершено православное богослужение Рейкьявик, 23 января 2018 г.      12-15 января 2018 года по благословению руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископа Венского и Будапештского Антония настоятель Николаевского ставропигиального прихода в Рейкьявике (Исландия) протоиерей Тимофей Золотуский совершил пастырскую поездку на Фарерские острова, сообщает Патриархия.ru . 13 января в поселке Чирчубёвур (остров Стреймой) было совершено богослужение в самой древней сохранившейся на Фарерских островах церкви — Олавсчирчья, церкви святого Олава. Протоиерей Тимофей Золотуский с группой православных верующих, проживающих на Фарерах, совершил молебное пение святому благоверному королю Олаву и святителю Николаю Чудотворцу. Отец Тимофей также освятил привезенную с собой икону святого Олава и передал ее на молитвенную память семье Патурссонов — хранителям храма в Чирчубёвуре. Оригинал иконы святого Олава хранится у настоятеля прихода святой Анны в Тронхейме иерея Александра Волоханя.      По окончании молебна отец Тимофей и прихожане посетили расположенные неподалеку развалины храма святого Магнуса (Магнусарчирчья) и церкви Пресвятой Богородицы (Мариючирчья), где исполнили православные песнопения. 14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, протоиерей Тимофей Золотуский совершил Божественную литургию в церкви в поселке Фуннингур (остров Эстурой). Богослужение совершалось на церковно-славянском, сербском, английском и исландском языках. Настоятель прихода в Фуннингуре пастор Эмиль Ольсен прочитал евангельское зачало на фарерском языке. Из-за ураганного ветра начало богослужения было перенесено на вторую половину дня. Несмотря на непогоду, православным верующим с разных островов удалось добраться до Фуннингура, чтобы помолиться за Божественной литургией, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.      Вечером того же дня состоялось собрание русскоязычных православных верующих и российских граждан, проживающих на Фарерах. Отец Тимофей провел с ними беседу, а также обсудил перспективы развития православной общины на островах. Было принято решение о регулярных собраниях общины для совершения богослужений мирским чином, а также для совместного прослушивания проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Фото: orthodox.is 23 января 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/110099.html

Таким образом, в обоих типах уставов издавна существовало три главных степени праздников: великие, средние и малые; состав и ритуал их колебался, но главное различие между ними осталось и теперь таким, как его указывал Никон Черногорец: великие праздники «имут собрания людей по чину (обязательное для всех богослужение) и пророчества на вечерни, и чтения (праздничные слова) на утрени, и Всяко дыхание и Евангелие… в малые праздники в церкви поклон бывает убо ни посреде поста (публичного поста?), особно же (в келиях) бывает обое (поклоны и пост); в средняя же праздники и церкви (поклоны) никакоже бывают, особно же яко же кто произволит; в великие же праздники поклоны не бывают ни поста ни в церкви, ни в келиях» [ 197 ]. В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых службах следующего дня), называются двойными, duplicia. К duplicia primae classis, 1-го разряда, относятся праздники, имеющие восьмидневное попразднство, octava, которое бывает особо торжественным не в последний его день, отдание, как у нас, а в падающее на этот 8-дневный период воскресенье. К числу праздников с 8-дневным попразднством относятся Рождество Христово, Богоявление, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, Тела Господня, Успение, Непорочное Зачатие, Рождество Иоанна Предтечи, ап. Петра и Павла, Всех Святых 1 ноября и освящение церкви; к тому же 1-му классу причисляются и следующие праздники, не имеющие «октавы»: Иосифа Обручника 19 марта, святого и покровителя (patronus) страны или местности (местно чтимого святого); второстепенный (secundaria в отличие от исчисленных — primaria): Сердца Иисусова. Ко 2 разряду (duplicia II classis) принадлежат: Обрезание, Пресв. Троицы (в 1-ю неделю по Пятидесятнице), Сретение, Посещение (2 июля), Освящение Церкви Арх. Михаила (29 сент.), памяти апостолов, евангелистов, Стефана, младенцев и Лаврения (три посление имеют «октаву»), Анны, Иоакима (20 марта); второстепенные: Имени и Крови Иисусовых, Обретения Креста, Розариев и Покровительство Иосифа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Знаки служб Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ. Наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику. К ним относятся двунадесятые праздники, и некоторые другие: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Предтечевы и праздники апостолов Петра и Павла. Великие праздники. Святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание. Средние бденные праздники. В богослужении средних бденных праздников служится Всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Это праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца. Средние полиелейные праздники. Служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пение псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется " Блажен муж " (первая Слава 1-й кафизмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития. Это праздники обретения главы Иоанна Предтечи, службы каждого из 12 Апостолов и память сорока Севастийских мучеников. Малые славословные праздники. Святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафизмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному. Это праздники обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Малые шестиричные праздники. Святому положены все шесть стихир на " Господи воззвах " , бывает Слава на вечерней и утренней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть. К ним относятся праздники пророка Захарии и праведной Елисаветы, пророка Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила. Вседневные (Совершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знаком). К ним относится большая часть памятных дней православного месяцеслова. Подробнее: http://azbyka.ru/days/p-znaki-prazdnikov Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Знаки_служб

Кондак — 1. Краткая песнь, содержащая изложение сущности праздника. Кондак и близкий ему по содержанию и форме и кос поются или читаются после 6й песни канона; этот же кондак читается и на часах. 2. Строфа акафиста (наряду с и косами). Греческое слово «кондак» буквально означает «колышек», «валик» — деревянный валик, на который накручивался свиток; это значение легко перешло и на сам свиток. Первоначальный кондак — жанр византийской гимнографии, созданный преподобным Романом Сладкопевцем (первым кондаком был кондак Рождества Христова — «Дева днесь Пресущественнаго раждает…») и приобретший огромную популярность, пока его не вытеснил из богослужения канон. Это был гимн, состоящий из большого числа строф-икосов, одинаковых по числу стихов и их ритмической организации. Нынешние кондак и икос, исполняемые после 6й песни канона — все, что осталось от древнего кондака. Песнь канона начинается ирмосом, за которым следуют составленные по его подобию тропари. Содержание каждой песни канона (прежде всего ирмоса, задающего тон) основано на определенных местах Священного Писания. Подробно содержание песней канона рассматривается в этой книге на с. 121–136. Попразднство — дни, продолжающие великий праздник. Число дней попразднства неодинаково (в зависимости от последующих праздников или дней поста — от одного до восьми; у Пасхи — сорок). Последний день попразднства называется днем отдания праздника и отличается от других дней попразднства большей торжественностью богослужения. В келейные молитвы в дни попразднства желательно включать тропарь и кондак праздника и (вместо «Достойно есть») задостойник. Праздники Церкви разделяются на великие, средние и малые. К великим праздникам относятся праздников праздник Пасхи, двунадесятые праздники, а также следующие праздники: Обрезание Господне (1/14 января), Покров Пресвятой Богродицы (1/14 октября), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Средние и малые праздники подразделяются по степени торжественности и соответствующим особенностям богослужения.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

468 Не имеют влияния на них только те чтения, которые бывают под зачало; впрочем, в нед. пред Богоявл. 1 янв. имеют значение и сии чтения. 469 Если только возследование недели по Рожд. Хр. не перенесено на понедельник 26 декабря, при каковом условии воскресных чтений из Апостола и Евангелия нет, а вследствие этого нет и воскресного прокимна. 470 В неделю 1 янв. празднику Обрезания полагается аллилуиарий; вторым же прокимном служит прокимен Василия В. 473 Так должно быть по тем указаниям, какие содержатся о 2 мр. гл. 8 сент. пред 1 зри, где сказано: «прокимен, апостол, аллилуиа и евангелие прежде недели пред Воздвижением, ряд же под зачало, потом святаго. Причастен: Хвалите Господа с небес, и святаго, аще есть; аще ли ни, праздника». Правда, здесь вполне ясно выражена только та мысль, что когда нет причастна святого, то вслед за причастном недели пред Воздвижением поется праздничный; но, сопоставляя это место Типикона со многими другими, излагающими устав о попразднственных днях (чит. выше: 45 гл. 7 п.), мы должны придти к заключению, что выражение: «аще ли ни, праздника», относится не только к причастну, но и прокимну с аллилуиарием. Правильность такого заключения становится несомненною, если мы примем во внимание: а) общий устав недели по Просвещении, изложенный на 152 л. Типик., 7 янв., 5 зри, где, при отсутствии прокимна, аллилуиария и причастна святого, прямо назначаются прокимен недели по Просвещении и праздника, а причастен праздника и обыкновенный воскресный; б) частный устав той же недели, когда она совпадет с неделею Мытаря и Фарисея, изложенный в 1 мр. гл. 11 янв., Тип., л. 155 на об., где, при апостоле и евангелии недели по Просвещении и рядовых (о Мыт. и Фар.), назначены прокимен недели по Просвещении и праздника Богоявления Господня, а причастен обыкновенный воскресный и праздника. 477 Выражение: «прокимен гласа оставляется» (мр. гл. 15 сент., Тип., л. 61) не то означает, что в неделю по Воздвижении никогда не следует произносить воскресный прокимен гласа, а то, что когда необходимо петь прокимны недели по Воздвижении и святого, как это может быть, напр., 15 сент.; то прокимен гласа надобно уже опустить, потому что при двух прокимнах никогда не поется третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Своими священными воспоминаниями следуя от Вифлеема к Иордану и встречая событие Крещения, Церковь вопиет: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает. Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос: устами чистыми и душами измовенными приидите, тайно оставя Вифлеем. Предыдите, Ангельския силы, от Вифлеема к струям Иорданским: и предгряди, Иоанне, оставя пустыню, готовься Иордан река, готовься, Зовулон, и красуйся, Неффалим, вся земля да радуется». Впрочем, созерцая в Рождестве Иисуса Христа начало Его спасительного явления в мире, а в Крещении – начало вступления Его во всенародное служение спасению мира, Церковь сообразно с сим созерцанием говорит: «Светел убо мимошедший праздник (т. е. Рождество Христово), светлейший же, Спасе, приходящий: тот кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем, а сей водам благословенным, многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: в тот Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Там пастырие видевше и чудяхуся: здеже глас Отчий Единороднаго Сына проповеда» 191 . «В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна Тебе видим», – говорит Софроний, патриарх Иерусалимский 192 . Продолжение и богослужение праздника Праздник Богоявления с предпразднством и попразднством продолжается 13 дней, со 2 (15) до 14 (27) января. Равноторжественно прославляя события Рождества Христова и Богоявления, Церковь в празднование последнего начинает приготовлять нас за четыре дня; предпразднство короче рождественского одним днем, но это потому что за пять дней до Богоявления бывает праздник Обрезания Господня. Впрочем, церковное пение в честь Богоявления «Глубины открыл есть дно» начинается с 1 (14) дня января. Во второй день предпразднства, 3 (16) января, Церковь воспоминает пророка Малахию, который за 400 лет предвидел, что вослед Предтечи, облеченного духом Илии, приходит в церковь Свою Господь и Ангел завета ( Мал.3:1, 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

    Виды воскресного богослужения. Богослужение в воскресные дни имеет следующие виды или отличия в своих молитвословиях: 1) воскресное богослужение с одним или двумя рядовыми святыми (Устав, глава 2; Минея общая); 2) со святым, поемым на 6 (Устав, глава 5; Минея общая); 3) со святым, имеющим полиелей (Устав, глава 4; Минея общая); 4) со святым, имеющим бдение (Устав, глава 3; Минея общая); 5) воскресное богослужение со службой двунадесятому празднику (Устав, глава 48); 6) когда в указанные дни случится предпразднство или отдание праздника.     Виды праздничного богослужения. Христианские праздники, по важности воспоминаемых Святой Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые и отличаются друг от друга характером богослужения (Устав, глава 47). Святая Пасха, или день Воскресения Христова, как праздник праздников, имеет особую службу, отличающую его от служб других праздников.    К великим праздникам относятся двунадесятые Господние и Богородичные и некоторые недвунадесятые, а также праздники в честь святых. К великим праздникам, таким образом, относятся следующие.    Праздник праздников: Светлое Христово Воскресение.    Двунадесятые: 1) Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); 2) Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе); 3) Пятидесятница, или сошествие Святого Духа на апостолов (в 50-й день по Пасхе); 4) Крещение Господне (6 января); 5) Сретение Господне (2 февраля); 6) Преображение Господне (6 августа); 7) Воздвижение Честнаго Креста Господня (14 сентября); 8) Рождество Христово (25 декабря); 9) Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября); 10) Введение во храм Пресвятой Девы Марии (21 ноября); 11) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта); 12) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа).    Недвунадесятые праздники: Обрезание Господне (1 января); Покров Пресвятой Богородицы (1 октября); Рождество Иоанна Предтечи (24 июня); день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня); Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (29 августа).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010