Мы же должны уметь перечислить великие праздники месяцеслова, как будто мы прочли уже весь Типикон и изучили все знаки. К великим праздникам относятся все двунадесятые Господские и Богородичные праздники месяцеслова, а также Обрезание Господне и Покров, и праздники святых: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи и память свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему мы говорим: двунадесятые Господские и Богородичные праздники месяцеслова? Потому что в системе Триоди тоже есть двунадесятые Господские праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Троица (Антипасха по богослужебному строю – двунадесятый праздник, но формально к ним не причисляется), но лишь неподвижные двунадесятые праздники Господские и Богородичные именуются в Типиконе великими плюс два недвунадесятых праздника: Обрезание и Покров; и три праздника святых. Число 12, конечно, достаточно условное, но оно мыслится как священное, и в истории богослужения все-таки было стремление выделить именно 12 основных праздников. Но Пасха не является двунадесятым праздником – это из ряда вон выходящий праздник. Состав важнейших праздников года и их количество не всегда было одинаковым; и в нашем Типиконе постоянно имела место смена знака. В типиконах рубежа XIX-XX вв. можно встретить Покров, обозначенный знаком «крест в полукруге», а в нашем Типиконе это уже «крест в круге», т.е. этот праздник как бы еще в обозримом времени стал великим. В то же время в Оке Церковном вообще отсутствует знак «крест в полукруге», и такие праздники, как ап. Иоанна Богослова или Всемилостивого Спаса, считались великими. В 47-й главе Типикона говорится о том, что на эти праздники назначается служба бденная, т.е. самая торжественная, которая только может быть. И такая добавка: «и вся служба праздника совершается по Уставу». В этих словах вот что важно: вся служба праздника. В Типиконе действует такое правило: чем менее важный день церковного года, тем больше памятей может в него совершаться. Ярче всего это видно на примере тропарей и кондаков по малом входе на литургии: чем важнее праздник, тем меньше поется тропарей и кондаков, чем проще будничный день, тем больше будет петься тропарей и кондаков. На Преображение будет тропарь и кондак празднику. На Рождество Богородицы, попавшее в неделю, будет тропарь воскресный и Богородице (Ее Рождеству), и кондаки: воскресный и Богородице – уже большая дробность. А если в какой-то будничный день попадают два малых святых, то надо будет спеть и тропарь дня, и тропарь храма, и тропарь каждому из этих святых, соответствующие кондаки и Со святыми упокой. Чем больше тем в богослужении, тем менее крупный праздник празднуется в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

123 на об.), субботу (Типик., пред марк. гл., л. 137 на об.) и неделю (Типик.. л. 138) по Рождестве Христове, субботу (Типик., л. 147 на об., зри пред 6 января) и неделю (Типик., л. 139) пред Богоявлением, субботу и неделю после Богоявления (хотя в Типиконе о рядовых чтениях этой субботы и этой недели умолчено: Типик, пред 8 января, л. 152 на об.) читаются апостол и евангелие сначала предпраздничной или послепраздничной субботы или недели, потом рядовые, если не отменяются по случаю, напр., отступки, наконец, если есть, Богородицы, или святого, или, как это бывает в неделю пред Воздвижением, когда она падает на 13 сентября – Обновления храма Господня (Типик., мр. гл. после 13 сент., л. 55 на об.); а в нед. пред Богоявлением 1 янв.– Обрезания и Василия В. (непосредственно после недельных) – (л. 144, мр. гл.), Но в субботу пред Воздвижением, если сия суббота падет на 13-е сентября, читаются апостол и евангелие сначала Обновления, а потом субботы пред Воздвижением, рядовые же вычитываются прежде (Типик., 13 сент., зри, пред марк. гл., л. 55); точно так же в субботу пред Просвещением, если сия суббота падет на 1-е января, читаются апостол и евангелие сначала Обрезания Господня, а потом субботы пред Просвещением (Типик., 7-е зри, пред 27 декабря, л. 139); если последование недели по Рождестве Христовом отправляется не в неделю (воскресение), а в понедельник 26 декабря; то читается апостол прежде Собора Богородицы, потом святых Богоотцев, т.е. недели по Рождестве Христовом, евангелие же читается одно: Мф. зач. 4: Отшедшим волхвом, так как оно есть одно общее для Собора Богородицы и недели по Рождестве Христове (Типик., 26 декаб., пред марк. гл., л. 137 на об.) В те предпраздничные недели (Праотцев и пред Рождеством Христовым), в которые рядовые чтения отменяются (Типик., л. 120, 124, 126 и 131), но не отменяются чтения святого или святых, если есть, читаются сначала апостол и евангелие недели Праотцев или же пред Рождеством Христовым, а потом святого или святых (Типик., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Банченском монастыре 14 января 2016 г. 19:47 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  совершает архипастырскую поездку в западные епархии Украинской Православной Церкви. 12 января 2016 года Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил родное село Корытное Вижницкого района Черновицкой области. 14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого и новолетия, Блаженнейший владыка возглавил Божественную литургию в Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой области. В этот день была совершена Литургия святителя Василия Великого. Его Блаженству сослужили митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , наместник обители епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Евсевий , а также духовенство монастыря и клирики Черновицко-Буковинской епархии . За богослужением молилась многочисленные верующие православной Буковины. Во время Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Его Блаженство поздравил всех присутствующих с великим праздником Обрезания Господня, церковным новолетием, а также днем памяти святителя Василия Великого. Накануне Его Блаженство совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Черновцов, сообщает официальный сайт УПЦ . При Банченском монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают несколько сотен сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года приснопамятный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. Наместник монастыря епископ Лонгин (Жар) в 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В этом году в Рождественский сочельник в эфире украинского телеканала «Интер» вышла передача о социальном служении православных священнослужителей, в которой принял участие епископ Лонгин. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4344312.ht...

Итак, стопы израильтян уже стоят на той земле, которая будет называться именем их праотца, Израиля. Предстоят долгие войны, но уже наступило время обладания землей, обещанной Аврааму. Под покровом Божиим народ уже не боится ни совершить обрезание пред лицом врагов, ни праздновать Пасху. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских (5:10). “Знаменательно, что и обрезание, и Пасха, для совершения которых требовалось спокойствие и безопасность, совершены были вблизи Иерихона, в виду врагов. Это было не без особого намерения Господа Бога. Ему угодно было внушить израильтянам уверенность, что под кровом Вышнего им нечего бояться врагов и что, обнадеженные покровительством Божиим, они при самом вступлении в пределы Ханаанской земли должны смотреть на нее как на свое достояние и хозяйничать на ней по-своему, не как в Египте” 102 . Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7). Христианская Евхаристия, установленная Христом, подобно своему ветхозаветному прототипу, пасхальной трапезе, носит вспоминательный характер: Сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Подобно тому, как евреи ежегодно вспоминают свой исход из Египта, новый Израиль, Церковь Христова, на каждом своем евхаристическом богослужении вспоминает свое совершенное освобождение, искупление из плена греха и смерти через жертву Христа, нового пасхального Агнца: “Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение…” 103 . Не случайно и то, что трапеза Христа с учениками, на которой был установлен Новый Завет, имела ритуальной основой иудейский пасхальный ужин. Иисус наполняет пасхальный ритуал новым богослужебным смыслом, предлагая Самого Себя как Агнца Божия в снедь ученикам. В трудах современных литургистов преемственность новозаветной Евхаристии от иудейской пасхальной трапезы не подвергается сомнению. Христос “всю новизну Евангелия ввел в тщательно соблюденные линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля” 104 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Арамейское слово pesah (xcp) является производным от глагола xcp, «перейти», а также «хромать», «скакать», «перепрыгнуть», в переносном значении – «пощадить» 205 . Пасха – это «прохождение мимо» ангела-губителя, поражавшего первенцев в земле Египетской ( Исх. 12:13, 23, 27 ) 206 . Воспоминание чудесного выхода из Египта, освобождения из рабства – основа праздника 207 . Итак, стопы израильтян уже стоят на той земле, которая будет называться именем их праотца, Израиля. Народу предстоят долгие войны. Но время обладания землей, обещанной когда-то Аврааму, уже наступило. Бог выполнил Свое древнее обетование. Окрыленный верой, под покровом Божиим народ не боится пред лицом своих врагов ни совершить обрезание, ни отпраздновать свою первую на обетованной земле Пасху. И стояли сыны Израилевы станом в Галгале, и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских (5:10). Вот как размышляет об этом епископ Виссарион: «Знаменательно, что и обрезание, и Пасха, для совершения которых требовалось спокойствие и безопасность, совершены были вблизи Иерихона, в виду врагов. Это было не без особенного намерения Господа Бога. Ему удобно было внушить израильтянам уверенность, что под кровом Вышнего им нечего бояться врагов и что, обнадеженные покровительством Божиим, они при самом вступлении в пределы Ханаанской земли, должны смотреть на нее как на свое достояние, и хозяйничать в ней по своему, не как в Египте» 208 . «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Христианская Евхаристия, установленная Христом, подобно ее ветхозаветному прототипу – пасхальной трапезе – носит воспоминательный характер: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). Подобно тому, как евреи ежегодно вспоминают свой исход из Египта, новый Израиль, Церковь Христова, на каждом своем евхаристическом богослужении вспоминает свое, через жертву Христа – нового пасхального Агнца – совершенное освобождение, искупление из плена греха и смерти: «Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых воскресение…» 209 . Не является случайным, несомненно, и то, что трапеза Христа с учениками, на которой был установлен Новый Завет , ритуально имела своей основой иудейский пасхальный ужин. Иисус наполняет пасхальное богослужение новым смыслом, предлагая Самого Себя как Агнца Божия в снедь ученикам 210 . Преемственность новозаветной Евхаристии от иудейских трапез сегодня не подвергается сомнению в трудах ученых литургистов. Христос «всю новизну Евангелия… ввел в тщательно соблюденные линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля» 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

По всей земле прошел голос твой,/ибо приняла она слово твоё:/им ты истины веры богодостойно изложил,/природу всего существующего изъяснил,/человеческие обычаи благоукрасил, –/царственный священник, отче преподобный,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, и ныне, праздника, глас тойже: На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Слава, и ныне, праздника, глас тот же: На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! Ектения и отпуст. На велицей же вечерни, и на утрени, и на Литургии поем все последование, якоже изъявися на ряду. Ектения и отпуст. ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Поем Блажен муж: 1й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8. Праздника 4, глас 8. Самогласны: Поем Блажен муж: 1й антифон. На Господи воззвах: стихиры на 8. Праздника 4, глас 8, самогласные. Сходяй Спас к роду человеческому/прият пеленами повитие,/не возгнушася плотскаго обрезания,/осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу,/Тому, вернии, возопиим:/Ты еси Бог наш, помилуй нас. Спаситель, сходя к роду человеческому,/благоволил пеленами быть повитым,/не возгнушался плотским обрезанием/– восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу./Ему, верные, возгласим:/“Ты – Бог наш, помилуй нас!” (2) Не устыдеся Всеблагий Бог/плотским обрезанием обрезатися,/но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению,/ибо закона Творец законная исполняет/и пророков проречения, яже о Нем./Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся,/Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика НАДГЛАВНЫЙ КРЕСТ разновидность креста, определяемая по его функции - венчать завершение христ. храма, как правило, православного НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма НАРТЕКС [нарфик; ларчик, шкатулка], греч. термин, к-рым обозначают закрытое пространство, предваряющее наос церкви НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры НАЧАЛО ОБЫЧНОЕ в правосл. богослужебной терминологии - наименование набора молитвословий, открывающих ряд церковных служб «НЕБО» конструкция потолочного перекрытия деревянных храмов, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани к-рой возвышаются к центральному кольцу «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» евангельский гимн прав. Симеона Богоприимца (ср.: Лк 2. 29-32) во время Сретения Господня; относится к числу библейских песней ОБИХОДНИК тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [«омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга ОМОФОР [«носимое на плечах»], в правосл. традиции один из основных отличительных элементов богослужебного одеяния епископа, представляющий собой широкую ленту , которая охватывает плечи, при этом один ее конец спускается на грудь, а другой - на спину

http://pravenc.ru/rubrics/122642_14.html

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – более позднего происхождения, чем другие перечисленные выше Богородичные праздники. Две проповеди на Введение во храм приписываются святителю Герману, патриарху Константинопольскому. Праздник получает широкое распространение в IX веке. Однако в месяцесловах он упоминается с VIII века. Чтение на этот праздник включено в Синайское Евангелие начала VIII века, подаренное монастырю Святой Екатерины на Синае императором Феодосием III (715–717). Оно содержит чтения на следующие праздники: 1 сентября – начало индикта и память Симеона Столпника; 8 сентября – Рождество Богородицы; 14 сентября – Воздвижение Креста; 21 ноября – Введение во храм Богородицы; 24 декабря – навечерие Рождества Христова; 25 декабря – Рождество; 1 января – Обрезание Господне и память Василия Великого ; 5 января – освящение воды; 6 января – Богоявление; 2 февраля – Сретение; 7 февраля – память преподобного Петра (вероятно, Галатийского); 9 марта – сорока мучеников Севастийских; 25 марта – Благовещение; 23 апреля – память великомученика Георгия; 8 мая – Иоанна Богослова; 10 – обновление монастыря Богородицы; 29 июня – память апостолов Петра и Павла; 6 августа – Преображение; 15 августа – Успение; 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи. В первой половине VIII века Иоанн Эвбейский перечисляет десять церковных праздников: Зачатие Богородицы, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. «Сверх полноты десяти праздников, – отмечает он, – мы празднуем также и всечестное Успение (Богородицы)». «Обмен праздниками» между Востоком и Западом продолжался и во второй половине первого тысячелетия. В Риме при папе Сергии I, сирийце по происхождению, т.е. около 700 года, заимствованы четыре восточных Богородичных праздника – Рождество Богородицы, Сретение, Благовещение и Успение. Западный календарь VIII века (из бревиария Ватиканской библиотеки) включал 84 памяти святых и следующие праздники: Рождество Христово, Обрезание Господне, Благовещение, Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Воздвижение, Рождество Богородицы, Успение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа «НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ» евангельский гимн прав. Симеона Богоприимца (ср.: Лк 2. 29-32) во время Сретения Господня; относится к числу библейских песней ОБИХОДНИК тип рус. рукописной книги XV-XVII вв., содержавшей указания об организации богослужения или трапезы в том или ином мон-ре ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОМОВЕНИЕ ПРЕСТОЛА [«омовение (либо разоблачение) св. трапезы»], в правосл. литургической традиции одно из чинопоследований Великого четверга ОРЛЕЦ небольшой круглый коврик с изображением парящего над городом одноглавого орла, от которого исходит сияние ОТДАНИЕ последний день праздника, который отмечается в течение неск. дней; день, когда праздник «отдается», т. е. завершается; последний день попразднства «ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ» «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», сборник иером. Арсения (Троепольского; 1804 - 1870), в к-ром повествуется о стяжании дара непрестанной молитвы Иисусовой ПАНАГИЯ в православном богослужении: 1) небольшая икона на цепочке, составляющая часть облачения епископа; 2) хлеб, возвышаемый во время торжественной трапезы в мон-ре ПАНИКАДИЛО светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах ПАННИХИС в традиции византийского бorocлyжehuяVII-XII вв. обозначение одной из служб суточного богослужебного круга, совершавшейся в начале ночи ПАРАЛИТУРГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ чинопоследования подчеркнуто драматического характера, совершаемые в контексте общественного богослужения ПАРАСТАС наименование панихиды, принятое в западнорус. (украинских и белорусских) изданиях Требников и Псалтирей, включая униатские ПАРЕМИЯ [притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения ПАССИЯ в правосл. богослужении чинопоследование воспоминания Страстей Христовых, совершаемое в определенные дни Великого поста ПАСХА в правосл. Церкви, а также в атолич. Церкви, нехалкидонских вост. Церквах и большинстве протестант. конфессий - главный праздник года церковного, посвященный торжественному воспоминанию Воскресения Иисуса Христа

http://pravenc.ru/rubrics/122646_5.html

Вот где самое зерно праздника. – Начатой «весны благодати». Родился Христос… А теперь Он объявляет – зачем Он родился, что принес. – Дар благодати спасения. И посему имя Ему – Иисус – Спаситель. «Тому… поклонимся, яко Спасу нашему» (седален по 2-й кафизме). «Ты еси Бог наш, помилуй нас!», а не «дел» требуй по «закону» стихира на] «Господи, воззвах»). «Тем же (поэтому)… благодарственно (Его) прославляем, Того моляще: душам нашим даровати велию милость» хвалитна; [см. также] канон утрени). Когда я кончил объяснение этого праздника по богослужению, то мне пришли мысли о совпадении с высказанными выше идеями – чтений из Апостола, которые предлагала Церковь ныне и все эти дни, именно из Послания к галатам… Это послание специально написано в защиту веры против дел, благодати – против закона. Обычно толкуют (иногда), что под «законом» разумеется «обрядовый» закон, то есть обрезание, субботы очищения и т.п. Но – не только! Здесь разумеется вообще путь самостного спасения, надежды на «дела». Обратим внимание на слово «свобода» [катавасия 8-й песни канона]. Это слово противополагается какому-то другому состоянию – «несвободы», «рабству» (там же). В чем тут смысл? Как мне кажется, это можно понять и из нашего так называемого «христианского» положения… Вот человек грешит. Он – раб греха: это ясно. Но когда он хочет «своими» силами освободиться от него, надеется на себя, «старается», – и все же не может; он в действительности тот же раб: ради своей немощности, бессилия помочь себе; и к тому же его мучит это бесплодное его желание и веление, побуждение от закона – исполнять заповеди, дела. И человек делается несчастным страдальцем, точно прикованным к тачке «каторжным» невольником. Бесплодная, тяжкая работа! Вот «несвобода»… Или возьмем пример старообрядцев: исполняют до буквы многосложный и трудный обряд; а радости, «свободы», легкости душевной – не видят. И вот тогда приходит Господь со Своею благодатью: милость от Бога даруется по благости, а не за «мои дела», которые столь ничтожны в глазах Божиих, особенно когда им придают значение каких-то довлеющих, «спасающих» условий.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010