На этот вопрос отвечали многие известные духовники. Один из них – протоиерей Димитрий Смирнов – так прямо и сказал: «В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники… А хорошие люди идут… на Доску почета». И напрашивается общий вывод: добрые дела сами по себе не ведут ко спасению. Спасает Христос. А просто добрые дела, когда они безблагодатны, не умножают в человеке Духа мирного. Помните преподобного Серафима Саровского: «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»? Стяжание, то есть собирание в себе, от наших дел происходит. Но вначале надо, чтобы была сотворена обитель в нас для Духа Святого, чтобы стяжать, умножать, собирать Его в себе. Борьба человека за свое спасение без благодати обречена на неудачу, она не приносит плода, не имеет смысла. Об этом говорит и апостол Павел (см.: Рим. 7: 14–35). Вот и митрополит Вениамин (Федченков) пишет: «Человек, застывший на этом [самостоятельной борьбе, исполнении закона], духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти “школу” законничества» (день Обрезания Господня). Отсюда нам очень важно с разумением подходить ко всему нашему деланию, чтобы и оного не оставить, как протестанты, полагающие, что уже спасены самим фактом веры во Христа, но и не посчитать, что мы можем спастись своими делами (пусть даже и положив вначале их благодатность), как это полагают староверы и иудеи. Надо, совершая благодатные дела, твердо понимать, что спасает благодать. Потому конец Ветхого Завета есть начало благодати: «Вместо закона – благодать, вместо отлучения – всыновление; вместо проклятия – благословение» (богослужение Праздника). Третье. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины, хороши они нам видятся или нет. Праздник Обрезания Господня учит нас соблюдать законы своей Родины

http://pravoslavie.ru/127026.html

" Учитель святости " января 2018 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища В канун Недели 32-й по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня, святителя Василия Великого , 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Кировского округа и настоятель протоиерей Валерий Дорохов и другие священнослужители. За богослужением молился глава администрации Кировского района Сергей Иванов. Митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " Святитель Василий Великий жил в IV веке, это был великий учитель святости, - сказал владыка. - Он оставил после себя важные труды догматического и нравственного характера. Оставил он также Божественную литургию, которую мы будем завтра совершать. Он был милостивым и добрым, ухаживал за прокаженными, не боясь заразиться, и по молитве его многие исцелялись. Достаточно почитать его труды, чтобы убедиться, какой это был великий человек. Он совершил подвиг, борясь с арианами: когда, казалось, все были против истинного учения, поборол ересь и дал нам правильное толкование веры Христовой " . " Сегодня мы отмечаем и великий праздник Обрезания Господня, - продолжил архипастырь. - Начался восьмой день по Рождестве Христовом, мы слышали паремию, в которой сказано, что Господь является Аврааму и заключает с ним Завет. Господь заповедал обрезывать каждого младенца мужского пола, чтобы он вступил в общество народа Божия. Сам будучи Законодателем, Он исполнил все Свои законы, в том числе закон обрезания, хотя в этом не нуждался " . " Главное в этом для нас, что Ему дали имя Иисус. Уже самим именем было сказано, чем будет заниматься этот ребенок, потому что оно переводится как " Бог спасает " . Это имя ангел сообщил Иосифу. Иисус - сладчайшее имя на всей земле. Когда читаем акафист Иисусу Сладчайшему, это имя проникает в наше сердце, радует его. Апостолы говорили, что нет другого имени, которым можно спастись. Апостол Павел говорил: " Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних " (Флп. 2:9-10). И Господь говорил: " Именем Моим бесы ижденут " (Мк. 16:17). Вот что значит имя Иисуса! С этим именем умирали мученики, им исцеляли больных, воскрешали мертвых. Мы должны помнить это имя и постоянно читать Иисусову молитву: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Всетемно написанное в Синаи бытие Моисеем,/ты, сказуя от Божественных сокровищ,/начертал еси всем, преблаженне Василие. Ни законодатель Моисей,/ни Иосиф, живший до Закона,/не стали тебе подобны в раздаче пищи:/ибо сам ты явился предлагающим в снедь/Плоть Божественную, Василий. Ни законоположник Моисей, ни первее закона Иосиф бысть,/иже по тебе пищи пшеницомеритель:/Божественныя бо плоти сам раздробитель явился еси, Василие. Происхождение всего,/на Синае Моисеем описанное неясно,/ты сам, толкуя от божественных сокровищ,/всем раскрыл, преблаженный Василий. Богородичен: Тебе, рождшей Христа, всех Содетеля, зовем:/радуйся, Чистая, радуйся, Свет возсиявшая нам,/радуйся, вместившая Бога Невместимаго. Богородичен: Тебе, родившей Христа, всего Создателя,/мы взываем: “Радуйся, Чистая,/радуйся, восход Света явившая нам,/радуйся, вместившая Бога невместимого!” Катавасия: Иисус, живота Начальник,/разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго,/очищений же, яко Бог, не требуя,/падшаго очищает во Иордане,/в немже вражду убив,/преимущ всяк ум мир дарует. Катавасия: Иисус, Начальник жизни,/приходит разрешить осуждение Адама первозданного,/и как Бог, не нуждаясь в очищении,/ради падшего омывается в Иордане,/в котором, убив вражду,/превосходящий всякий ум мир дарует. Другий: Врага темнаго и оскверненнаго яда очищением Духа измовени,/к новой пристахом неблазненной стези,/водящей в неприступную радость, единем приступну,/имже Бог примирися. Иная: От яда темного и оскверненного врага/омытые Духа очищением,/мы встали на прямую новую стезю,/к недосягаемой радости ведущую,/доступной лишь для примиренных с Богом. Песнь 6. Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает,/и вопию Ти, пророка подражаяй:/от тли мя, Господи, возведи. Песнь 6 Канон праздника. Ирмос: Бездна глубочайшая грехов окружила меня,/но как пророка Иону, Господи, Господи,/возведи от гибели жизнь мою! Прият конец закон, отнележе Христос, младенствовав,/исполнитель закона Сый, обрезание восприят/и разреши законную клятву. Получил завершение Закон,/с того времени, как Христос, соделавшись младенцем,/и явившись Закона исполнителем,/обрезание принял и проклятие Закона отменил.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Сотрудники Отдела внешних церковных связей вместе молились за богослужением в праздник Обрезания Господня 14 января 2018 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке. В этот день исполнилось шестнадцать лет архипастырского служения владыки Илариона. Иерарху сослужили заместители председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков), сотрудник ОВЦС протоиерей Александр Макаров, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий Службой переводов ОВЦС священник Арсений Черникин, секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов, сотрудники Отдела в священном сане, клирики храма. За богослужением пел Московский синодальный хор под руководством заслуженного артиста России А.А. Пузакова. В храме молились сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, многочисленные прихожане. После сугубой ектении митрополит Волоколамский Иларион вознес молитву о мире на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Игорь Якимчук. По завершении Литургии от лица сослужившего духовенства и сотрудников Отдела внешних церковных связей к митрополиту Илариону обратился архимандрит Филарет (Булеков). «Следуя традиции, заведенной Вашими благочестивыми предшественниками на посту председателя Отдела, Вы собираете в рождественские дни сотрудников для молитвы в храме, чтобы мы вновь могли почувствовать, что наши труды в Отделе – это, прежде всего, служение Христу и Святой Его Церкви, – отметил заместитель председателя ОВЦС. – В эти дни мы благодарим Бога за милости Его в предыдущем году, когда на нашу долю выпало много трудов, с которыми мы, безусловно, не могли бы справиться без помощи Божией, и просим укрепить нас в предстоящих трудах в наступившем году».

http://mospat.ru/ru/news/47792/

Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. А быстрое мелькание праздника между двумя великими «богоявлениями», да еще «заваленное» «Новым годом» (не церковным празднованием) не давало времени вдуматься в смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезаниеобрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях. Праздник закона Божия Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию – и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно. И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону. И после в службе я действительно усмотрел эту мысль и встретил постоянное употребление слова «закон». Но я не задумался тогда над тем, какое же это отношение имеет ко мне, к христианам вообще. Теперь продолжу это размышление. Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде, чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

http://pravoslavie.ru/50913.html

Слава, глас 6: Излияся благодать во устнах твоих, преподобне отче,/и был еси пастырь Христовы Церкве,/уча словесныя овцы/веровати в Троицу Единосущную/во Едином Божестве. Слава, глас 6: Излилась благодать из уст твоих, преподобный отче,/и стал ты пастырем Христовой Церкви,/уча разумных овец/веровать в Троицу Единосущную/во едином Божестве. И ныне, глас 8: Сходяй Спас к роду человеческому/прият пеленами повитие,/не возгнушася плотскаго обрезания,/осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу./Тому, вернии, возопиим:/Ты еси Бог наш, помилуй нас. И ныне, глас 8: Спаситель, сходя к роду человеческому,/благоволил пеленами быть повитым,/не возгнушался плотским обрезанием/– восьмидневный по Матери, безначальный по Отцу./Ему, верные, возгласим:/“Ты – Бог наш, помилуй нас!” Славословие великое. По трисвятом тропарь Василия. Слава, и ныне, праздника. Ектении и отпуст. Славословие великое. После Трисвятого тропарь святителю. Слава, и ныне: праздника. Ектении и отпуст. Отпуст: Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Отпуст В день восьмой плотию принять обрезание благоволивший нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш, по молитвам пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, чью память мы ныне совершаем, святых и праведных Богоотцов Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец. И знаменуются братия елеем от кандила святаго, аще изволит настоятель, и поем стихиру самогласну. И, если изволит настоятель, помазываются братия елеем из лампады перед образом святого и поём стихиру самогласную. ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам… А быстрое мелькание праздника между двумя великими «Богоявлениями», да еще заваленное Новым годом (не церковным празднованием), не давало времени вдуматься в смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание; а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан; и наконец то, что Церковь установила этот праздник; все это заставляет задуматься и над этим праздником. Может быть, что-либо даже откроется нам? И во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях. Вот только в 1927 году, под 1 января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению заграничных митрополитов. Долго я мучился… Но наконец пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого , этого законодавца церковного, управителя Церкви, – еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию, в тот же самый день. А ведь ничто у Бога – не случайно. И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законный» человек, не самоволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон; и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего Рождения (обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону… И после, в службе, я действительно усмотрел эту мысль и постоянное употребление слова «закон». Но я не задумался тогда над тем: а какое же это отношение имеет ко мне и христианам вообще. Теперь продолжу это размышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Особенно показателен в этом отношении устав службы 1/14 января, когда с Господским праздником Обрезания совпадает праздник святителя Василия Великого . Хотя воспоминаемое 1 января событие из жизни Господа Иисуса имеет важное значение в деле нашего спасения, как доказательство истинного, а не призрачного, как думали некот. еретики, воплощения Сына Божия, явльшегося на земле спасения ради нашего, но праздник Обрезания не относится к числу великих, двунадесятых. Поэтому, пришедшаяся на тот же день память святителя Василия не переносится на “ин день”, как перенесена с 14 сентября память Златоуста, и служба святителя присоединяется к службе Обрезания. При этом, разумеется, песнопениям в честь Господского праздника за единичными исключениями, предшествуют песнопения в честь святителя. Но торжественнейшая часть богослужения — полиелей, почти вся посвящена Святителю (Обрезанию только один седален по полиелее). И число песнопений в честь святителя Василия значительно превышает число песнопений Обрезанию. Так во всей службе всего только 4 стихиры Обрезанию, которые повторяясь поются 12 раз. В честь же святителя 23 стихиры, из которых некоторые повторяются, так что всех стихир святителю поется 27. Седальнов праздника 4, а святителя 7 и один из них повторяется. Канон праздника на 6, а святителя на 8. О том, как веками на опыте выверяли наш Церковный Устав, постепенно производя отбор того, что признавалось наиболее соответствующим духу и строю православного богослужения, свидетельствует вся история православного богослужения. Для примера укажу один характерный в этом отношении случай, связанный с памятью св. Златоуста, скончавшегося (как известно) 14 сентября, т.е. в праздник Воздвижения Честнаго Креста. Сначала празднование ему совершали в соединении со службой Воздвижения. Но быстро поняли, что такое соединение двух праздничных служб вело к умалению того и другого праздника. К службе великого Господского праздника не должно быть присоединяемо никаких других служб. А память Златоуста сразу же была так досточтима, что ее хотели совершать самостоятельно, не растворяя песнопений в честь святителя в песнопениях иного праздника. Поэтому песнопения в честь Златоуста стали петь на повечерии того же дня, накануне Воздвижения. Но как правило, на повечерие переносятся лишь службы малых святых. Поэтому было признано более соответствующим перенести память Златоуста на иной день. И поэтому в Уставе мы находим такое замечание: “Так как в виду особой важности праздника Воздвижения неудобно было соединить с ним праздник успения св. Иоанна Златоуста , то сей последний святыми отцами перенесен на 13 ноября, когда воспоминается заточение святого Златоуста”.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Намеренно выписано много мест, ибо эти мысли – весьма важны. Я их объяснял ранее. Но ворочусь к ним и дальше… Здесь много радостного для нас, грешных! Осталось обратить внимание на второстепенные мысли праздника. Меня остановили резкие слова: «Сходяй Спас (Спаситель, Бог, а между тем, Он)… не возгнушался плотскаго обрезания…» стихира на] «Господи, воззвах»). Составитель этими словами начинает прославление праздника. Следовательно, его что-то смущало. Та же мысль выражается и другими словами: «Не устыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самого Себе образ… всем ко спасению…» Это другая стихира, рядом. И в кондаке – а это важное в богослужении песнопение – мы уже видели: говорится, что «Господь», Бог «всех… терпит» обрезание. Почему это болезненно отзывается на душе Церкви? Понятно. Если мы припомним чувства удивления, изумления, ужаса пред тайною воплощения, о чем Церковь говорит на Рождество Христово, то еще более почувствуем те же впечатления от обрезания. Бог!.. Неприкосновенный… Страшный и ангелам… И вдруг – обрезывается, «как и все». А самое обрезание представлялось – даже и на людях – не возвышенным, а низшим, смиряющим; не говоря уже о боли, крови, крике и т.п. Но все это Бог терпит на Себе… Почему? – ради «вольныя (добровольной) нищеты» тропарь] 1-й песни канона), то есть ради или вследствие общего «уничижения», «истощания», восприятого Им на Себя домостроительства спасения людей чрез всяческое «умаление»… Но это умаление обрезания особенно сильно «режет» душу составителя и нашу. Однако в этом-то и начинает открываться, сразу же, с самого начала, путь спасения: уничижение, предание Себя на страдания, крест, искупительная жертва Сына Божия – Богу Отцу. Но зато впереди… там, в отдаленном будущем… светлеется зарница «осмого дня»… Эта таинственная мысль выражена творцом канона Стефаном в самых первых же словах канона, следовательно, как тема, как самый таинственный глубокий смысл события, прозреваемый глубоким духом вдали времен… Что же это значит?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Почему избрана сия паримия, понятно: ныне – Слово Божие, прежде век сущее, явилось на земле спасать людей. И имя Сему Слову, Сей «Премудрости Божией» дано ныне – «Иисус». Наконец мое внимание привлекла еще одна драгоценная деталь, как жемчужина, о Богородице: «Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, Рождшая, из Неяже облиставший Свет мира Христос явися» тропарь] 5-й песни канона). Богородица уподобляется ночи, из коей (после, от Нее) воссиял Свет мира, Христос, Солнце спасения… Это – не необычно и понятно. Но вот вставленные слова: «…яко сень законную любящи Израиля…» – особенны. Божия Матерь любила Израиля… Любила Свой народ!.. Да и как не любить?! Если и апостол Павел «болел беспрестанно» за «братьев своих, родных по крови»; если и он «желал самому быть (страшно сказать) отлученным от Христа», лишь бы они спаслись ( Рим. 9:1–3 ); то Мать Любви не любила ли их еще более?! Ведь Она и в Своей песни радостно восхищается, что «милость» воплощенна дана была не другому кому, как «Аврааму и семени его до века»; что Бог снова «принял» отверженного «Израиля», «слугу» (отрока) Своего, что Он вспомнил об избранном «Израиле» и вновь принял его в любовь Свою. Почему же здесь (на Обрезание) говорится о Ее любви к Израилю? Ответ: «яко сени законной». Это значит: закон был «сению», тенью, прообразом благодати. Закон был благом только ради этого. Закон о Спасителе учил («детоводил») и пестуном был, ибо ко Христу вел [ Гал. 3:24 ]. Закон – воплощение Бога предсказывал. Закон – о Ней пророчествовал. Одним словом, хотя закон был как ночь, но из Него, как и из Нее, воссиял Христос! Не политически и даже не национально, а ради Христа, ради спасения мира, любила Богородица Израиля и закон Ветхого Завета. Это объясняет и апостол Павел. У них (израильтян) – сыновство (Богу), слава (чудеса), Завет, закон, богослужение, обетования («Мессии»), их отцы (святые праотцы и пророки), и от них по телу – Христос, Сый над всеми благословенный во веки ( Рим. 9:4–5 ). И как не вспомнить о сей любви, когда совершилась сень закона: пришел – «кончина закона», совершение его, исполнение – Христос Спаситель, – и ныне Он получил Свое имя и начал спасать людей, закончив (исполнением), или «запечатав» закон обрезанием?! Ради Него было установлено обрезание, как прообраз.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010