В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Дитя, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и завершили положенные дни, – при возвращении их остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых; и не найдя Его, вернулись в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их, и задающего им вопросы; и все, слышавшие Его, изумлялись разуму и ответам Его. И увидев Его, они поразились; и сказала Ему Матерь Его: “Дитя Мое! Почему поступил Ты с нами так? Вот, отец Твой и Я в скорби искали Тебя”. И сказал Он им: “Что же вы искали Меня? Не знали вы, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” И они не поняли слова, которое Он сказал им. И Он ушел с ними, и пришел в Назарет, и был в повиновении у них; и Матерь Его сохраняла все слова эти в сердце Своем. А Иисус преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви у Бога и людей. Лк 2:20–21, 40–52 И святаго, зачало 24: И святому Евангелие от Луки, зачало 24 Во время оно, ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И той возвед очи свои на ученики своя, глаголаше: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущии ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь , как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает. 191. ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков – 25 ноября? ОТВЕТ : Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками. 192. ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1 . Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2 . Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3 . Может ли отразиться эта операция на психике ребенка? ОТВЕТ : Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ " (см. Быт.17:1–14 ). Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исх.12:44 и кн. Лев.12:3 . С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кол 2:8–12 1января, Обрезание Господне. Послание к Колоссянам, зачало 255 Братья, вас, мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей, Бог оживил вместе со Христом, простив нам все согрешения. Он стер осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил ее, пригвоздив ее ко кресту. Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте. Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы; это есть тень будущего, тело же – Христово. Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским своим умом и не держась Главы, от Которой все Тело, суставами и связями живительно снабжаемое и слагаемое, растет ростом Божиим. Если вы умерли со Христом для стихий мира, почему, как живущие в мире, даёте вы подчинять себя постановлениям: не прикасайся, не вкушай, не трогай, – всё то, что обречено на уничтожение от употребления, – по заповедям и учениям человеческим? Кол 2:13–20 Понедельник 22 седмицы. Послание к Колоссянам, зачало 256 Братья, если вы умерли со Христом для стихий мира, почему, как живущие в мире, даёте вы подчинять себя постановлениям: не прикасайся, не вкушай, не трогай, – всё то, что обречено на уничтожение от употребления, – по заповедям и учениям человеческим? Это все имеет видимость мудрости в произвольном служении и смиренномудрии и изнурении тела, – не к какой-либо чести, а к пресыщению плоти. Итак, если вы были воздвигнуты со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога; о горнем помышляйте, не о том, что – на земле. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Кол 2:20–3:3 Вторник 22 седмицы. Послание к Колоссянам, зачало 257 Братья, когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за что приходит гнев Божий, в чём и вы некогда ходили, когда жили так. А теперь и вы отложите все: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, обновляемого к познанию по образу Сотворившего его. Здесь нет Эллина и Иудея, нет обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всех – Христос.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Ранее в послании Павел последовательно проводил мысль об историческом превосходстве иудеев над язычниками в том смысле, что они – законные наследники тех обетований, которые в Ветхом Завете были даны их отцам. Именно иудеям «вверено слово Божие» ( Рим. 3:2 ), им «принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» ( Рим. 9:4–5 ). Иудеи – «природные ветви», а язычники – «дикая маслина», которая привилась на место отломившихся ветвей и стала «общником корня и сока маслины» ( Рим. 11:17–21 ). Продолжая ту же аргументацию, Павел теперь говорит о том, что служителем для обрезанных Христос стал «ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам», тогда как служителем для язычников Он стал – уже после Своей смерти и воскресения – «из милости, чтобы славили Бога». Мысль о том, что иудеи – наследники обетования, данного Богом их отцам, пронизывает всю апостольскую проповедь, как она отражена в книге Деяний. Через пятьдесят дней после воскресения Христа Петр, обращаясь к иудеям, сошедшимся на праздник в Иерусалим, восклицает: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:39 ). В Антиохии Писидийской, обращаясь к собравшимся в синагоге иудеям, Павел говорит: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» ( Деян. 13:32 ). Стоя перед царем Агриппой, Павел свидетельствует: «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян. 26:6–7 ). Однако в той же книге Деяний не менее последовательно проводится мысль о том, что проповедь среди язычников является исполнением воли Божией. На Апостольском Соборе в Иерусалиме Петр говорит: «Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали». Вторя ему, Иаков заявляет, что «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» ( Деян. 15:7:14 ). Проповедь среди язычников, согласно Деяниям, стала главным миссионерским проектом Павла, которому он посвятил всю свою жизнь после обращения в христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ст. 17. И будет, елици аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитеся царю Господу Вседержителю, и сии онем приложатся, не будет на них дождя. С евр.: И будет, если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. Прежде, язычники были слишком далеки от Иудеев, от Иерусалима, не могли участвовать в Богослужении и в празднествах Иудейских, как не обрезанные, и нечистые ( Лев. 23:25 ). Время переменилось. Все народы теперь должны идти в Иерусалим, там должны молиться и почитать истинного Бога, Его признать верховным Царем царей, и там воздавать Ему достодолжное почитание. А, если, говорит пророк, не уверуют, не пойдут в Иерусалим, если приложатся к тем же неверующим народам, о которых было сказано выше, не будут почитать истинного Бога, как следует, то такие народы не получат дождя, т. е., «не будет им оказано ни малого человеколюбия» (бл. Феодорит). Дождь в Палестине был совершенно необходим и составлял величайшее благодеяние: без дождя все засыхало, умирало, появлялась засуха, голод, болезни, мор и т. п. А потому, дождь был символом благодеяний Божиих, небесных милостей ( Втор. 32:2 ; Ос. 6:3 ). Если пророк угрожает неверующим лишением дождя, то значит, что неверующие и враги Церкви лишаются милостей Божиих. К какому же времени должно относить это призвание народов в Иерусалим, как не ко временам новозаветным, когда Еллин и Иудей составили одно перед Господом? Какой Иерусалим должно здесь разуметь, как не Церковь Христову, призывающую к Себе все народы? Ст. 18. 19. Аще же колено Египетское не взыдет, ни приидет, и на сих будет язва, ею же поразит Господь вся языки, елицы аще не взыдут, еже праздновании праздник скинопигии. (Ст. 19) Сей будет грех Египту, и грех всем языком, елицы аще не взыдут еже праздновании праздник скинопигии. С евр.: И, если племя Египетское не поднимется в путь и не придет (сюда), то и у него не будет дождя и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. (Ст 19) Вот что будет за грех Египта, и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Слава, и ныне, праздника: Плотию обрезуется закон исполнивый, яко Младенец осмодневен, веков Зиждитель,/и пеленами повивается, яко Человек, и млеком питается,/Иже вся безмерною крепостию яко Бог содержай/и мановением возводяй. Слава, и ныне, праздника: Плотию обрезывается Закон Исполнивший,/как младенец восьмидневный – Творец веков,/и пеленами повивается, как смертный,/и молоком питается,/все безмерной силою как Бог держащий/и своим мановением мipoм управляющий. На хвалитех стихиры, на 6, глас 5. Подобен: Радуйся: На “хвалите” стихиры на 6, глас 5 Подобен: Радуйся: Терпит обрезание плотию/из Отца кроме сечения же и тления/неизреченно рождься яко Слово/и яко Бог от Бога, в непреложнем пребываяй Божестве./Тем по закону паче закона бывый/клятвы законныя избавляет вся/и свышше благословение дарует./Темже, преблагое Его схождение восхваляюще,/поем и благодарственно прославляем,/Того моляще душам нашим даровати велию милость. (2). Переносит обрезание во плоти/от Отца без разделения и истечения/неизреченно Родившийся как Слово/и как Бог от Бога, пребывая в неизменном Божестве./Потому по Закону выше Закона став,/Он всех от проклятия Закона избавляет/и благословение свыше дарует./Оттого преблагое Его нисхождение восхваляя,/мы воспеваем и благодарственно прославляем Его,/моля даровать душам нашим великую милость. (2) По благодати Сын Божий быв/возрождением Божественнаго крещения,/естеством и истиною,/и первовечна Сына Божия и Слова,/Единосущна Отцу и Собезначальна исповедал еси, преподобне,/еретиков же незатворенная уста/светлостию твоих словес заградил еси./Темже и в Царства Вышняя вселился еси,/сцарствуяй Единому и естественне Царствующему Христу,/богатно раздающему миру велию милость. По усыновлению сыном Божиим став,/возрожденный божественным крещением,/Сына Божия и Слово исповедал ты, преподобный,/единосущным Отцу естеством и истиною,/и предвечным, и столь же безначальным;/еретиков же незакрывающиеся уста/ясностью слов твоих заградил./Потому и в Царства вышние вселился,/соцарствуя Единому и по естеству царствующему Христу,/обильно подающему мipy великую милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Господь наш Иисус Христос, будучи дни некие во Иерусалиме, творил великие чудеса, делал важные наставления, всегда учил в Церкви; а на конец повелел ученикам Своим приуготовить горницу постланную для отправления наступившего тогда праздника, для совершения пасхи – той пасхи, которая уставлена при исходе Израильтян из Египта, и всякой год празднована была для воспоминания оного величайшего действия; той пасхи, которая состояла в ядении печеного агнца и опресноков; той пасхи, которая существенно означала смерть Христову. Иисус Христос совершил сию пасху со учениками Своими, совершил в последний раз, совершил и отставил, яко ненужную уже; отставил не только пасху, обрезание, но и все жертвы. Жертвы и пасха суть не что другое, как сень, как знаки, знаменовавшие страдания и смерть небесного Мессии. Но когда наступила уже Истина; когда совершились уже самые означаемые вещи: тогда знаки ненужны и ненадобны стали; почему и отставлены были. Внутреннее Богослужение, существенный духовный закон человека, одинакия с учением Христовым заповеди остались, и всегда пребудут; а знаки, при наступлении Истины, уничтожились, уничтожились и жертвы, и обрезание, и пасха. А уставлены, вместо жертв, отвержение себя и мира и умерщвление плоти своей; вместо обрезания плоти, духовное, нерукотворенное обрезание сердца крещением святым, водою и Духом; вместо пасхи, уставил Иисус Христос во образ Своей смерти, в воспоминание Своего страдания, в сей самый вечер на сей Божественной трапезе новую Пасху, Пасху истинную, духовную бескровную, Пасху тайную – такую Пасху, которая не в ядении уже агнца и опресноков, но в причащении самого пречистого Тела и Крови под видом хлеба и вина, состоит; которая не спасение первенцев чрез кровь агнца, но спасение душ человеческих чрез Кровь Иисуса Христа означает; которая не исход ветхого Израиля из рабства Египетского, но искупление нового Израиля, всего человеческого рода, из рабства диавольского знаменует. Иисус Христос на сей вечери уставил причащение Тела и Крови Его, того самого Тела, которое имело страдать и умереть на Кресте, и той самой Крови, которая текла из прободенного копием ребра, будучи смешана с водою. Иисус Христос, после ядения пасхального агнца и опресноков, прием обыкновенный хлеб и благословив, преломи, даде учеником Своим, и рече: приимите, ядите; сие есть Тело Мое! И прием чашу, хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси; сия бо есть Кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов! Сие творите в Мое воспоминание, в воспоминание смерти Моей, которую Я понес для вашего избавления! 594

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Катавасия: Показала таинство необычайное/Вавилонская печь, источившая росу, –/то, что Иордану предстояло принять в струи свои невещественный Огонь/и вместить крещаемого плотию Творца,/Которого люди благословляют/и превозносят во все века. Другий: Свободна убо тварь познавается/и сынове Света, прежде омраченнии,/един стенет тьмы предстатель./Ныне да благословит усердно Виновнаго/прежде окаянное языков всенаследие. Другая: Творение свободным познается,/а прежде помраченные – сынами света;/один властитель тьмы стенает./Ныне да благословляет Виновника того усердно/все прежде несчастное народов наследие. На 9й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы Обрезания: Величай, душе моя,/по закону плотию обрезавшагося Господа. На 9й песни Честью высшую: не поем, но поем припевы праздника Обрезания: Величай, душа моя,/по Закону плотию обрезавшегося Господа. Песнь 9. Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшато,/плотски к нам пришедшаго из боку Девичу,/неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая,/Тя, Богородице, величаем. Песнь 9 Канон праздника. Ирмос: Бога, светило, прежде солнца сиявшее,/к нам во плоти пришедшего,/из девственных недр неизреченно воплотившая,/благословенная, пречистая,/Тебя мы, Богородица, величаем. Таже вторый лик поет тойже припев и ирмос. Прочия же три припеваем к тропарем. Также второй хор поет тот же припев и ирмос. А три прочие припеваем к тропарям. Величай, душе моя,/во осмый день обрезание Приемлюща (2). Величай, душа моя,/в день восьмой обрезание Принявшего. (2) Днесь Владыка обрезуется плотию яко Младенец,/исполняя закон. В сей день Владыка принимает обрезание плотию, как младенец,/исполняя Закон. Днесь Владыка плотию обрезася,/Иисус наречеся. В сей день Владыка плотию был обрезан/и наречен Иисусом. Прешед пределы Христос человеческаго всего естества,/преестественно из Девы раждается,/и, писание законное якоже повелевает,/плотию обрезается,/и исполнитель закона является. Христос, превзойдя пределы/всего человеческого естества,/сверхъестественно от Девы рождается,/и, как буква законная повелевает,/принимает обрезание плотию,/и исполнителем Закона является.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

51), обыкновенный малый. Впрочем, как мы видели, в этом издании праздничные отпусты указываются и после часов с изобразительными в понедельник, вторник, среду и четверток Страстной седмицы. 2) Возглашаются они в самый праздник и накануне его на вечерни, во дни попразднства и в отдание. Издание Киево-Печерской лавры, как мы уже видели, разъясняет, что в самый праздник и его отдание произносится краткий праздничный отпуст, а в попразднства – полный с присоединением в начале праздничного добавления, за исключением только среды и пятка, в которые при попразднствах господских праздников не произносится: «Силою честнаго и животворящаго креста» (Последование вечерни, полунощн. и утр., л. 59). Наблюдается еще следующее: если Обрезание и Сретение случатся в неделю, то произносится не праздничный отпуст, а воскресный, потому что в эти праздники воскресная служба не отменяется: при том же условии и на том же основании воскресный отпуст произносится в попразднства и отдания господских праздников.– Достойно упоминания то, что для отпуста вечерни накануне отдания Пасхи начальные слова указаны: «Воскресый из мертвых» (Тип., л. 372), но не «Христос воскресый из мертвых». В заключение изследования об отпустах считаем необходимым уяснить с точки зрения Типикона значение отпуста. Обращают на себя внимание следующие места Типикона: а) в 1 его главе, между прочим, сказано: «собравшимся братиям в притворе, творит священник начало: Благословен Бог наш... и чтет чтец 9 час... По конце того и по отпусте входим во храм...; аще же 9-й час глаголется в храме, тогда отпуст 9 часа не бывает, но абие иерей начинает, глаголя: Благословен Бог наш», дальше излагается чин малой вечерни (Тип., л. 1); б) Во 2 гл., излагающей чин всенощного бдения, показано, что оно начинается возгласом утрени (Слава святей...), что за этим возгласом следует вечерня, не имеющая отпуста, а за вечерней утреня, совершенно сливающаяся с ней в один состав, и что в конце утрени – «отпуст и многолетствуем императора, таже творим исхождение в притвор...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

11:2. Золото и серебро. Повеление о том, чтобы израильтяне попросили у египтян золотые и серебряные вещи и одежды (упоминаемые в другом месте), можно с большой долей вероятности соотнести с подготовкой израильтян к праздничному богослужению. В таких случаях украшения вполне уместны, а у рабов-израильтян предметов роскоши, разумеется, не было. Вероятно, египтяне, доведенные к тому времени до отчаяния, надеялись, что Бога Израиля можно умилостивить, и потому должны были охотно откликнуться на эту просьбу. 11:4. Шествие Господа посреди Египта. В Египте самым важным и волнующим событием больших религиозных праздников было появление бога среди людей. Но на этот раз Бог Израиля пройдет по египетской земле с целью наказания. 11:5. При жерновах. Рабыня «при жерновах» представлена как существо, занимающее низшую ступень социальной лестницы. Жернова (ручная мельница), состояли из двух камней: нижнего камня с вогнутой поверхностью и верхнего камня в форме каравая. Для превращения зерна в муку требовалось тереть верхним камнем по зернам, расположенным на нижнем камне. 11:7. Не пошевелит пес языком. Собак не держали как домашних любимцев и относились к ним с такой же неприязнью, с какой мы относимся к крысам. Утверждение о том, что ни один пес не залает, указывает на необычайную тишину, ибо бродячие собаки мгновенно реагируют на малейший непорядок. 12:1–28 Пасха 12:1–28. Происхождение Пасхи. Согласно библейскому повествованию, праздник Пасхи был учрежден в связи с десятой казнью, но это не означает, что учреждение Пасхи не основывалось на некоем уже существовавшем празднике. Вспомним, что Бог учредил обрезание в качестве знамения завета, основываясь на уже существовавшем обычае, имевшем иное назначение. Многие элементы пасхального ритуала указывают на его происхождение из обычаев кочевников, направленных на защиту пастухов от демонов и обеспечивающих плодовитость скота. Но даже если это так, каждый из элементов был «преобразован» в соответствии с новым контекстом десятой казни и исхода из Египта. Подобное преобразование древнейшего праздника можно сравнить с наложением празднования Рождества в раннесредневековой Западной Европе на языческий праздник зимнего солнцестояния, атрибутами которого были остролист, омела и вечнозеленые деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010