Ты еси воистинну Христос, в мир сей пришедый,/из Негоже спасение и оставление отеческих согрешений:/Ты еси воистинну живот, в Тя веровавшим. Ты – воистину Христос,/в мир сей приходящий,/от Которого – спасение/и отпущение отеческих грехопадений;/Ты – воистину жизнь в Тебя уверовавшим. Премудрость Божия, преполовившуся празднику, якоже писано есть,/во святилищи предста и учаше,/яко воистинну Сей бяше Мессиа Христос, Имже спасение. Премудрость Божия на середине праздника/во святилище предстала и учила, как написано;/ибо воистину Это был Мессия,/Христос, в Котором спасение. В субботах Христос, и по вся дни показоваше знамений дела,/исцеляя сущия в недузех различных:/но прельщеннии людие яростию распыхахуся. Христос по субботам и во все дни/показывал знамения – Свои дела,/исцеляя в недугах различных пребывавших;/но народ заблудший в ярости негодовал. Разслабленнаго, глаголет, в летех же мнозех лежащаго,/в субботу Сей исцели, и преступи закон,/иудеи Христа горько укоряху. “Расслабленного и в течение многих лет лежавшего,/Он, говорят, в субботу исцелил/и преступил Закон”,/– Иудеи Христа сурово порицали. Не Моисей ли вам, закон давый, повелевает обрезатися,/и в субботу мужа обрезуете, да не како закон отеческий разорится,/Христос иудеем глаголаше. “Не Моисей ли давший вам Закон,/повелевает совершать обрезание?/И вы в субботу обрезываете человека,/чтобы ни в чем нарушен не был Закон отцов”,/– Христос говорил Иудеям. Неблагодарни всегда в пустыни жившии,/Благодетеля завистию прогневаху, хуляще,/движуще неправедныя языки, тщетным поучающеся. Неблагодарные во всем,/в древности поселенцами живя в пустыне,/неприязненно нападали на Благодетеля,/хулы произнося языками неправедными,/тщетное замышляя. Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа. Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа, Господа. Троичен: Един Бог убо Троица,/Отцу не преступившу в сыновство,/ниже Сыну преложшуся во исхождение:/но свойтвенная и обоя, Свет Бога, три прославляю во век. Поистине Троица – Единый Бог:/ни Отец в сыновство не перешел,/ни Сын не изменился во исхождение,/но и каждое из Лиц в Себе/и все вместе Они – Свет;/Бога в Трех я прославляю вовеки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepolove...

Очистив от всякаго тиннаго сквернения ум, Василие,/сразсмотрил еси духовная желанным твоим духом./Темже, воспевая Троицу, со дерзновением взывал еси:/благословен еси, Боже отец наших. Очистив ум от всякой скверны, подобной тине,/то, что к Духу относится, ты исследовал, Василий,/вместе с Самим желанным тебе Духом./Потому, воспевая Троицу, со дерзновением восклицал:/“Благословен Ты, Боже отцов наших!” Богородичен: Тя купину Моисей в горе Синайстей огнепалиму, Чистая, провидяше,/приемшую неопально нестерпимую зарю Неизглаголаннаго Существа,/соединившагося дебельству плоти единыя в Нем святых Ипостасей. Богородичен: Тебя, Чистая, на горе Синае Моисей/как терновый куст, огнем сжигаемый, провидел,/вынесший, не опалившись, нестерпимый блеск/неизреченного Существа, с плотию вещественной соединившегося/Одною из сущих в Нем святых Ипостасей. Катавасия: Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся,/шумящ дух росный невредимы сохрани/и Божия Ангела снизхождение./Темже, в пламени орошаеми, благодарственно воспеваху:/препетый отец Господи и Боже, благословен еси. Катавасия: Юношей благочестивых,/в печи огненной пребывавших,/шумный ветер с росою невредимыми сохранил/и Ангела Божия сошествие;/потому орошаемые среди пламени,/они с благодарностью воспевали:/“Прехвальный Господь и Бог отцов,/благословен Ты!” Другий: Опали струею змиевы главы пещный высокий пламень,/юноши носящ благочестивыя,/Утишивый, неудободержимую мглу из греха/всю же омывает росою Духа. Иная: Попалил головы змиев потоком/Укротивший печи высокое пламя,/охватившее юношей благочестивых;/а неудобоочищаемую мглу греха/Он всю омывает росою Духа. Песнь 8. Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова/и от не сущих во еже быти приведшаго,/благословите, дела, яко Господа,/и превозносите во вся веки. Песнь 8 Канон праздника. Ирмос: Неизреченною мудростью создавшего все Бога-Слово/и из небытия к бытию приведшего,/благословляйте, творения, как Господа,/и превозносите во все века. Во осмый день обрезуется яко Младенец Владыка,/Иисуса же приемлет именование,/яко мира есть Спас и Господь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

1200  Молитва является изменяемой в зависимости от праздника, времени года или литургической темы богослужения. Наличие большого числа изменяемых молитв в составе мессы является особенностью испано-мосарабского обряда. Помимо данной молитвы в этой части евхаристического богослужения меняются также: вторая молитва , молитва после приношения имен, молитва на целование мира, молитва возношения (евхаристическая префация), молитва после гимна «Санктус», молитва после повествования о Тайной вечере, молитва на «Отче наш», Благословение перед причастием. 1201  «Свят, Свят, Свят»: поется на греческом языке без перевода на латынь. Подобные греческие интерполяции являются характерной чертой испанской литургической традиции и встречаются как в составе евхаристического богослужения, гак и на других службах испано-мосарабскою обряда. 1213  Песнопение перед гимном «Санктус» в анафоре является особенностью торжественного богослужения испано-мосарабского обряда. Оно исполнялось только на великие праздники и отсутствовало на богослужении других дней. 1214  «Свят, Свят, Свят, Господь Бог». Как и песнопение в начале литургии верных, эти слова в мосарабских рукописях транслитерировались латинскими буквами и во время богослужения исполнялись на греческом языке без перевода на латынь. 1215 В исследовательской литературе высказывается мнение, что в древности повествование о Тайной вечере начиналось словами «Qui pridie», однако в имеющихся рукописях используется оборот «in qua nocte tradebatur» (pyc. «в ночь, в которую был предан»), согласно (1 Kop.11:23–26). 1217 1217  Наименования «Воплощение», «Рождество» и т.д. употребляет уже свт. Иларий Пиктавийский (1-я пол. IV в.) в своем христологическом толковании псалмов. В предисловии к книге он связывает ( Откр.3:7 и 5:1–5), объясняя, что с помощью ключа Давида возможно открыть семь печатей, которыми запечатана книга жертвенного Агнца (лат. «quia ipse per haec septem signacula, quae de corporalitate eius, et nativitate, et passione, et morte, et resurrectione, et gloria, et regno»). Другой христианский автор, происходящий с юга Пиренейского полуострова, Апригний из Бадахоса (1-я пол. VI в.), в своем комментарии на книгу Откровения развивает такое же понимание семи печатей. Спустя столетие свт. Ильдефонс Толедский в трактате «De cognitione baptismi» снова использует эти имена, связывая их с печатями Откровения. Считается, что именно в середине VII в. термины «Воплощение», «Рождество» и др. стали использоваться в испанской литургии в качестве имен, прилагаемых к частицам евхаристического Хлеба. По крайней мере с середины XIII в. известна еще одна литургическая традиция, согласно которой евхаристический Хлеб преломляется не на семь, а на девять частей (к уже названным выше добавляются части «Обрезание» и «Богоявление») и также раскладывается в виде Креста на патене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ин устав: канон воскресен со ирмосом на 3 без богородична, ирмос единожды, и крестовоскресна два, и богородичен един, и в Минеи на 4 и во Октоихе на 4» (л. 388) 381 . Однажды поются ирмосы в те дни, на которые назначается сначала один или несколько дневных канонов рядового гласа Октоиха 385 , потом либо Минеи, либо Триоди, либо той и другой вместе 386 , и ирмосы указывается брать из первого канона Октоиха 387 . Так это бывает, прежде всего, в воскресные дни периода времени пения Октоиха и Триоди Постной, и бывает постоянно, хотя бы случился праздник святого, имущего бдение (Тип., гл. 3, л. 9 на об.), или богородичный, не исключая дванадесятого (см., напр., мр. гл. о праздниках Рожд. Богород., Тип., л. 50 на об.; Введения, л. 105; Успения, л. 285 на об.) или даже господский (только не дванадесятый, при котором воскресная служба отменяется), напр., Обрезание 1 января, Тип., л. 143 на об. То же самое бывает в седмичные (но не субботние) дни в период времени пения Октоиха, если случится малый святой, шестеричный и имеющий славословие, и при этом не будет ни предпразднства, ни попразднства, при которых Октоих не поется. Основанием этого правила по отношению к воскресным дням служит, во-первых, следующее указание Ирмологиона: «В неделю по возгласе священника: Милостию и щедротами, начинаем ирмос канона, глаголем же и един тропарь без стиха» (разумеется стих из песней Священного Писания), «глаголюще: Слава, Господи, святому воскресению твоему» (л. 134) 388 . Во-вторых, то, что в Типиконе нет ни одного места, в котором бы в означенные воскресные дни и при означенных условиях назначалось петь что-нибудь более одного ирмоса из воскресного канона рядового гласа Октоиха (Примеры указаны выше). По отношению к седмичным дням, в которые, если не случится святого с полиелеем или славословием (Ирмол., л. 133 на об.), но будет или малый, или шестеричный, полагается петь канон Октоиха с ирмосом (Тип., гл. 11, л. 19, и разные послед., помещ. в 48 гл. его), а песни Священного Писания стихословить по отделу: Господеви поем (Ирмол., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Мы хорошо делаем, братие мои, что по чувству благоговения не даем сего имени никому. Кто из христиан осмелится носить имя Иисуса? Но крайне худо то, что сие всесвятое и сладчайшее имя из области благоговения преходит у многих в область невнимания и забвения. Что же значат все великие имена в мире перед единым именем Иисуса? Ибо, еще повторим – верно и всякого приятия достойно слово апостола: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы всем нам спастись», кроме сего божественного имени. А когда в нем наше спасение, то как нам не любить его и не благоговеть перед ним? Любя, как не повторять его часто и с услаждением? Благоговея перед ним, как не дорожить им и не внушать к нему почтения всякому, на кого только нам возможно действовать? Древние христиане так умели усвоять себе сладчайшее имя Спасителя, что после мученической кончины св. Игнатия оно нашлось видимо отпечатленным в его сердце. Если такое совершенство превыше нашей слабости: то по крайней мере не будем походить на язычников, не ведущих имени Иисусова. в) Обрезание Господа есть видимое начало Его Крестной жертвы; ибо все прочие виды уничижения и страданий, кои будет претерпевать Он за нас во всю жизнь, составляли собой Жертву бескровную, а здесь – железо и кровь, видимое предвестие гвоздей и венца тернового. Видите, чем начал жизнь и действия Свои Тот, Который есть самая чистота и святость: обрезанием. Не тем ли паче нам, нечистым и оскверненным грехами, должно употреблять время, нам даруемое, на совершение в нас духовного обрезания, то есть на отсечение всех богопротивных помыслов и предрассудков, на искоренение всех душетленных страстей и пожеланий, на изглаждение всех духовных и плотских скверн? В противном случае, лучше было бы сократиться нашей жизни, нежели продолжаться во грехах и беззакониях. Если же она, по милосердию Господа, продолжена еще, то это знак, что там – горе ожидают нашего покаяния, ожидают давно, с тех пор, как мы уклонились с пути правды и истины. III. Войдем же в дух и цель Нового года; поймем истинную и единственную пользу, которую мы можем извлечь из времени, не на время только, а на целую вечность; престанем искать спасения там, где никогда нельзя найти его, и обратимся к Тому, Кто затем и послан, для того и пришел во плоти, для того пролил уже ныне кровь Свою, дабы спасти всех нас. Не раз уже, а многократно в настоящий день представал Он нам с сей искупительной кровью, с Своим трогательным примером и спасением для нас. Се паки предстал, и ныне предстал для некоторых, по всей вероятности, в последний раз. Не закроем же паки очей, не отвратим слуха по-прежнему; возьмем и мы нож самоотвержения христианского, и в духе веры о всесильном имени Иисуса начнем обрезывать все, что в нас обрящется плотского и противного закону Божию. (См. «Проповеди», Иннокентия, архиеп. Херсонского, т. I, стр. 198–208). III. Богоявление Господне

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда Херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь...» и что к их пению прибавляют: «Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею твоею суть сотворена» 233 . Все это напоминает литургийные песни и молитвы. По всему Апокалипсису рассеян и ряд других несомненно богослужебных формул. Такова например, доксологическая формула, часто варьирующаяся: «Тому слава и держава во веки веков Аминь» 234 или: «Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков» 235 . Иногда к этим формулам и подобным прибавляется впереди или сзади аллилуиа и аминь, ей аминь 236 . В разных местах своих Апокалипсис дает до 10 гимнов в честь Агнца 237 и упоминает о песни раба Божия Моисея 238 . В словах: «блажен читающий и слушающие слова пророчества сего» 239 Апокалипсис прямо предназначается для богослужебного употребления, причем под читающим, ναγιγν σκων ед. ч. ( ναγν στης) разумеется церковный чтец (lector), который собранию слушателей ( ο κοοντες) читал Писание 240 . – – – Праздники в апостольский век На ряду с выработкой суточного богослужения, апостольский век положил основы и христианскому церковному году. Первоначально апостолы и верующие соблюдали еврейские праздники должно быть, с тою же ревностью, с какою они посещали храм ежедневно. Даже ап. Павел, этот проповедник полной свободы от иудейского и законного ига, старается не провести вне Иерусалима ни одного из великих еврейских праздников, прерывая для них свои миссионерские путешествия, спеша на них из Малой Азии и Греции в Палестину 241 . Эта тесная связь апостольского христианства с еврейским календарем должна была однако более и более слабеть. Если для уверовавших язычников не считалось необходимым обрезание, то тем более еврейские праздники. Тем не менее ап. Павлу приходилось и в этом отношении ограждать своих неофитов от иудео-христиан: «никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А что же суббота? Неужели мы, христиане, забыли четвертую заповедь? Именно в этом нередко обвиняют нас различные еретики, например, так называемые «адвентисты седьмого дня». Но если бы эти обвинители дали себе труд хотя бы немного ознакомиться с православным богослужением и канонами, они бы убедились, что их обвинения совершенно безосновательны. Да, Православие, наряду с воскресеньем, до сих пор чтит день субботний. Субботние богослужения, как и воскресные, отличаются особой праздничной атмосферой; в субботу, как и в воскресенье, святые каноны запрещают поститься (во время многодневных постов это выражается в послаблениях поста – например, даже в Великий пост по субботам и воскресеньям разрешено вкушение вина), в то время как католики самочинно и противоканонично установили традицию поста в субботу, что послужило одинм из пунктов их расхождений с православными; в дни Святой Четыредесятницы Литургию не разрешается служить ни в какой другой день недели, кроме воскресенья и субботы. И совсем не случайно в традиционно христианских странах и воскресенье, и суббота – выходные дни. Конечно, сейчас мы уже не соблюдаем правила о субботнем покое («we делай никакого дела») так строго, как это делалось в ветхозаветные времена. Этим славятся иудеи, продолжающие мелочно соблюдать субботний покой. Христианство же, по сути, отменило заповедь о субботе вкупе с заповедями об обрезании и прочими мелочными установлениями Ветхого Завета, хотя и оставило некоторое уважение к субботнему дню. И это не потому, что мы не хотим исполнять четвертую заповедь Господа, а потому, что новозаветная эпоха, наполненная радостным сознанием окончательного примирения рода человеческого с Богом, – это эпоха значительно большей свободы духа, нежели ветхозаветная, когда безраздельно властвовал Закон. Вообще же не будет ошибкой сказать, что православные христиане вовсе не отменили «святой день покоя», – наоборот, таких дней у нас теперь даже два: суббота и воскресенье. Просто покой этот – иной, более соответствующий новозаветной эпохе, когда мы уже можем напрямую общаться с Богом и все сферы нашей жизни оказываются проникнуты Духом Святым. Покой этот не столько бытовой, практический – сколько духовный.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Ибо из Ефремова колена произошел Иеровоам, который первый отторг десять колен от семени Давидова и некогда, будучи рабом, бежавшим от Соломона, пришел в Египет и взял себе в жену сестру жены фараоновой Фекемины. Он слил золотых юниц и установил праздники по сердцу своему (ср.: 3 Цар. 12, 28–33). Посему когда языческий разум, высоко думающий о диалектических доводах, вступает в союз с разумом еретическим и совращенным, тогда говорится, что Арам совещается с Ефремом, имея желание разорить здания Давидовы и разграбить место истинного богослужения. Но не достигает цели, потому что не может разорити города, защищаемого Господом. А может быть, не могли бы они и совещатися, если бы не умножился грех наш. Ибо, и по истории, совещавшиеся во дни Ахаза обнаружили взаимное свое согласие по причине греха Ахазова, потому что Ахаз не сотвори правое пред очима Господа, но сына своего преведе сквозе огнь, и кадяше на высоких (ср.: 4 Цар. 16, 2–4). И хотя замысел лукавых царей против Церквей смущает дом Давидов и ужасает души людей, так что, по причине волнения, произведенного смятением, стали они подобны бесплодному дереву; но, впрочем, человеколюбивый Бог, чтобы прекратить их смятение, посылает пророческое слово, которое изгоняет страх из сердец народа, говоря: (4) Не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих. Но смотри, нельзя ли будет и в толковании имен найти основание к яснейшему уразумению сего места. Ибо Ахаз толкуется одержание; Иоафам — совершение Иао; Озия — крепость Иао; Арам, как выше сказано, выспренний; Факей — полуоткрытие; Ромелий — выспренний из обрезания. Посему совещаются разум выспренний и разум, обещающий быть уяснителем Божественных Писаний. Сие означает Факей, по толкованию полуоткрытие, как бы обещающий свое уяснение недоступных разумению свидетельств Писания. А что совещание против Иерусалима двух царей, одного — высоко думающего о мирской мудрости и другого — обещающегося объяснить сокровенное в Писании, состоит в учениях и противоречащих словах людей, которые надеются захватить в свою власть изучивших дела церковные, сие видно из последующего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Относительно субботы пред Богоявлением, которая не имеет особых прокимна, аллилуиария и причастна (Тип., л. 144, 1 янв., мр. гл., 1 зри), в Типиконе находятся два предписания: а) На тот случай, если суббота пред Богоявлением падет на 1 января. Это предписание есть следующее: «В субботу, яже пред Богоявлением, на литургии апостол и евангелие чтем иануариа в первый день прежде Обрезания и потом субботе пред Богоявлением» (л. 139, мр. гл., 7 зри). При чтении этого устава возникают два вопроса: 1) действительно ли в субботу 1 янв. должно читать только означенные два апостола и два евангелия, или же к ним следует присовокупить еще третьи – Василия В., память которого празднуется в это число; 2) какие должны быть прокимны, аллилуиарии и причастны. При разрешении первого вопроса следует обратить внпмание на то, что как для седмичных (см. посл. 1 янв., л. 143), так и для воскресных (мр. гл. 26 дек., 5 зри, л. 139) дней Типикон назначает апостол и евангелие Василия В.; а потому нет основания опускать их и в субботние дни; читать же их следует под зачало с апостолом и евангелием Обрезания подобно тому, как это указано в мр. гл. 26 дек., 5 зри. Второй вопрос можно разрешить таким образом. Прежде всего должны быть прокимен, аллилуиарий и причастен Обрезания подобно тому, как в субботу пред Воздвижением 13 сент.– Обновления; потом Василия В., подобно тому, как в неделю пред Просвещением 1 января. Надобно именно петь прокимен Обрезания со стихом и затем Василия В. без стиха; аллилуиарий Обрезания и стих Василия В.; причастны Обрезания и Василия В. б) На тот случай, если суббота пред Богоявлением падет на 5 января. Это предписание есть следующее: «Аще будет навечерие (Богоявления Господня) в субботу, прокимен, аллилуиа и причастен дне. Апостол же и евангелие прежде субботе пред Богоявлением, и потом ряд» (Тип., л. 147 на об., 5 января, зри). Если суббота пред Просвещением случится 2, 3 и 4 января, то следует руководствоваться вышеизложенным уставом субботы пред Рожд. Хр., по которому должны быть апостол и евангелие субботы пред Просвещением (Тпмоф. зач. 284; Мф. зач. 5), рядовые под зачало (если нет отступки) и святого; а прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботние) и святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В праздник Обрезания Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме города Алма-Аты 14 января 2019 г. 16:27 14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме микрорайона Карасу города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, игумен Феодосий (Белобородов), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков), благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, клирики Крестовоздвиженского храма. Перед началом Литургии митрополит Александр освятил новый иконостас северного придела храма, посвященного святым благоверным Петру и Февронии. Дубовый иконостас выполнен в традиционном средневековом русском стиле. На богослужение из Софийского храма Иверско-Серафимовского монастыря была доставлена икона XVIII века с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых находятся мощи святителя Василия Великого. За Литургией пел хор Крестовоздвиженского храма под управлением Н. Бурдуковой. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение богослужения состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами Каппадокийскому иерарху и на Новолетие. После возглашения многолетия владыка Александр обратился к собравшимся с проповедью , в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010