Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ [греч. Η κατ σρκα Περιτομ το Κυρου κα Θεο κα Σωτρος μν Ιησο Χριστο (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом. В основе праздника лежат события, описанные в Евангелии от Луки (Лк 2. 21): согласно иудейскому закону, в этот день над Богомладенцем был совершён обряд обрезания и Ему было наречено имя Иисус. Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в. (Vat. gr. 1613. Р. 287) Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в. (Vat. gr. 1613. Р. 287) Возникновение праздника В древнейших литургических источниках и богослужебных книгах Востока и Запада - напр., в иерусалимском Лекционарии 1-й пол.- сер. V в., сохранившемся в арм. переводе, и в рим. Сакраментариях VII в. (напр., Геласия Сакраментарии ) - говорится лишь о 8-м дне по Рождестве Христовом (либо по Богоявлении), т. е. этот день еще не выделен в самостоятельное празднование - О. Г., но воспринимался как попразднство Рождества. Тем не менее в иерусалимском Лекционарии (см.: Renoux. Lectionnaire arméniene. P. 223) в этот день назначаются чтения, тематически соответствующие событию обрезания Господа: Евангелие - Лк 2. 21, в к-ром говорится об обрезании Спасителя и о наречении Ему имени Иисус, и Апостол - Кол 2. 8-15, в к-ром дается богословская интерпретация этого события: во Христе «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2. 9). В качестве основного аргумента в пользу существования праздника О. Г. в церковном календаре уже в IV в. обычно приводятся сохранившиеся проповеди отцов Церкви IV в., приуроченные к этому дню (8-й день по Рождестве Христовом, или 1 янв.): святителей Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского и др. (напр., см.: Дебольский. 2014. С. 45). Некоторые из них назначаются в качестве уставных чтений за богослужением 1 янв. в различных редакциях Студийского устава (напр., см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 370-371; Arranz. Typicon. P. 90-91): надгробное слово свт. Василию Великому , произнесенное свт. Григорием Нисским (In Basilium fratrem//PG. Vol. 46. Col. 788-817), и проповедь свт. Амфилохия Иконийского на О. Г. и память свт. Василия Великого (Oratio in circumcisionem et in Basilium - см.: CPG. Vol. 2. N 3254). Первое из них всецело посвящено свт. Василию, и тема обрезания Спасителя в нем не упоминается вовсе; 2-я проповедь имеет спорное происхождение и датировку, следов., также не может считаться достаточным аргументом в пользу существования праздника О. Г. уже в IV в.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Только Бог мог спасти людей! И только чрез искупительное уничижение, или – что то же – через жертву, закончившуюся лишь Голгофою. Поэтому и прокимен на литургии – празднику (на утрене – святому) – говорит о «спасении»: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Объяснение я закончил. Теперь нужно остановиться на постоянном вопросе: о «благодати праздника». Или: какие по преимуществу чувства дарует сей праздник? Какой его основной смысл? Вот что почувствовал я в конце концов. О чувстве «законности» я уже говорил выше… И я прежде думал, что это и есть самое главное… Теперь, не отрицая отчасти и этого чувства, я, однако, пришел к другим выводам и настроениям… И их мне подсказала Церковь , премудрая в своих богослужениях. Вот мне урок: не полагаться на свои мысли, а искать ответа, или, по крайней мере, потом проверить «свое» песнопениями Церкви или творениями святых отцов… Именно. Когда я остановился уже вниманием на имени – Иисус Спаситель, то невольно душа остановилась на мысли о спасении… Но ведь все праздники (например, и Успение) так или иначе касаются спасения? Да, но по-разному. И Обрезание дало мне совершенно особые мысли и чувства о сем, нежели, например, на Успение… В праздники Божией Матери я чувствовал кроме торжества – сокрушение, побуждение к покаянию, к мыслям о смерти своей, о необходимости «подвигов» и т.п. Вообще о том, что мне должно делать для спасения. Но на Обрезание этот вопрос открылся совершенно с иной, обратной стороны, со стороны того, что – не от меня, а от Бога. И вот как я пришел к сим чувствам. Обрезание является гранью: конец закона, и начало благодати… И вот тогда-то мне и открылось новое. Я прежде думал о «законности»… А оказывается нынешний праздник есть конец надеждам на закон… Радостно даже… Вот посмотрим-ка! Рассудим: ныне праздник? – Да. И еще почти двунадесятый? – Да… Так не ясно ли, что ныне должна быть какая-то особая радость? – Безусловно. В чем же она? Вот далее и вникнем в приведенные выше слова: «престание закона… начаток благодати». «Закон»? что это такое (понятнее сказать).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется «ис полла ети». Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное «многая лета», возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по естеству, но и превыше естества, по обычаям мipa, но и превыше этих обычаев. По церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7-я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8. Особенно показателен в этом отношении устав службы 1 января, когда с Господским праздником Обрезания совпадает праздник святителя Василия Великого. Хотя воспоминаемое 1 января событие из жизни Господа Иисуса имеет важное значение в деле нашего спасения, как доказательство истинного, а не призрачного, как думали некот. еретики, воплощения Сына Божия, явльшегося на земле спасения ради нашего, но праздник Обрезания не относится к числу великих, двунадесятых. Поэтому, пришедшаяся на тот же день память святителя Василия не переносится на «ин день», как перенесена с 14 сентября память Златоуста, и служба святителя присоединяется к службе Обрезания. При этом, разумеется, песнопения в честь Господского праздника за единичными исключениями, предшествуют песнопениям в честь святителя. Но торжественнейшая часть богослужения — полиелей, почти вся посвящена Святителю (Обрезанию только один седален по полиелее). И число песнопений в честь святителя Василия значительно превышает число песнопений Обрезанию. Так во всей службе всего только 4 стихиры Обрезанию, которые повторяясь поются 12 раз. В честь же святителя 23 стихиры, из которых некоторые повторяются, так что всех стихир святителю поется 27. Седальнов праздника 4, а святителя 7 и один из них повторяется. Канон праздника на 6, а святителя на 8. Только паремий Обрезанию 2, а святителю одна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слава, и ныне, праздника, глас тойже: На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Слава, и ныне, праздника, глас тот же: На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! И отпуст. И отпуст. ОБРЕЗАНИЕ ПО ПЛОТИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ НА УТРЕНИ На Бог Господь: НА УТРЕНИ На Бог Господь: Тропарь праздника, глас 1: Тропарь праздника, глас 1 На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. (2) На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! (2) Слава, тропарь святаго, глас той же: Слава, тропарь святого, глас тот же Во всю землю изыде вещание твое,/яко приемшую слово твое,/имже боголепно научил еси,/естество сущих уяснил еси,/человеческия обычаи украсил еси,/царское священие, отче преподобне,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. По всей земле прошел голос твой,/ибо приняла она слово твоё:/им ты истины веры богодостойно изложил,/природу всего существующего изъяснил,/человеческие обычаи благоукрасил, –/царственный священник, отче преподобный,/моли Христа Бога о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

«Осмой день», по общему употреблению в церковном сознании, означает блаженный будущий век. А «семь» обозначает нынешнее земное существование. И творец канона, приступая к величанию такого, по видимому унизительного, события в жизни Господа, как обрезание, прозирает вдаль и видит – будущее блаженство Царства Славы. Но сие Царство Славы и могло быть и будет только благодаря «вольной нищете», уничижению Спасителя Христа. И потому день Обрезания не есть в конце концов день уничижения, а, наоборот, день светлый, озаряемый будущими славными последствиями: «Осмерица дней, носящая образ будущаго (блаженства), Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою…» тропарь] 1-й песни канона). Следовательно, ныне праздник… Ныне веселие… Да и несомненно: ныне кончается закон Ветхого Завета и начинается «возсиявать» «свет… новыя благодати» [там же, 2-й тропарь]. И именно только благодаря этой «вольной нищете», этому унижению Бога во плоти. Эта же мысль потом высказывается и в другом месте: «Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже (для которой) Владыка обрезася плотию» тропарь] 4-й песни канона). Та же мысль выражается и в проповеди святителя Григория Нисского : «Осмодневное (обрезание) законоположися, осмаго мне века будущаго осмерицею назнаменующи (указывая)». Эта мысль много нас радует! И дает праздничное настроение такому смиренному крестному событию, как Обрезание: «конец дело красит». В связи со всем этим теперь естественно в богослужении – хотя бы в конце, как вывод, – следует остановиться и на наречении имени Иисус. Совсем не случайно, что о сем в богослужении заговорилось лишь к концу канона, в 8-й и 9-й песнях, ибо наименование есть как бы следствие или оглавление того, что нужно было выяснить раньше, то есть разные смыслы Обрезания. А когда это выяснено, то сокращенно дается наименование; когда указано, что совершается (спасение), тогда дается имя: «Во осмый день обрезуется, яко Младенец, Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь (Бог Спаситель)» тропарь] 8-й песни канона). А потому: «Приидите, Владыки славная Христова именования во святыни (со святостью) торжествуим: Иисус бо боголепно (богоподобно) наречеся днесь» тропарь] 9-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Велика слава Богоматери, явленная в Рождестве Господа Иисуса Христа. «Посмотри на таинственное рождение Девы, – говорит святой Афанасий Великий (293–373), – Сама родила Она, Сама Своими девическими руками спеленала Младенца и Сама же положила в ясли. Не допустила Она никому коснуться нечистыми руками Богомладенца». Потом, как говорится в Сказании о Рождестве Христовом, Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному от Нее. В первое воскресенье по Рождестве Христове Церковь прославляет также тех, кто «Христову Божественному Рождеству послужили во граде Вифлееме боголепно»: Давида Богоотца, потому что «из него пройде жезл – Дева, и из Нея возсия Свет – Христос»; Иосифа – Обручника Пресвятой Девы Марии, о котором поется в тропаре: «Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть приемь»; Иакова, «нареченнаго брата Господня», «перваго епископа», который, по свидетельству Церковного Предания, был «самовидцем Божественных Таин, бéгаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом и Материю Иисусовою». Отдание праздника Рождества Христова бывает 31 декабря. Обрезание Господне После праздника Рождества Христова Церковь совершает 1 января воспоминание события обрéзания Господня. Обрезание установлено было Богом в Ветхом Завете в знамение завета Божия с Авраамом и его потомками ( Быт. 17, 12 ; Лев. 12, 2–3 ). Господь Иисус Христос в восьмой день по Своем рождении благоволил подвергнуться, во исполнение закона, обряду обрезания с наречением Ему имени Иисус ( Лк. 2, 21; 1, 31 ). Ветхозаветное обрезание в Новом Завете уступило место таинству Крещения, прообразом которого оно было ( Кол. 2, 11–12 ). Свидетельства о церковном праздновании Обрезания Господня восходят к IV веку. Канон празднику написан Стефаном Савваитом в VIII веке. Приглашая своих чад «во святыне» торжествовать «Владыки славная Христова наименования» «Иисус бо боголепно наречéся днесь», Церковь воспевает «плотское обрезание Богочеловечнаго Слова». Младенец Христос, как говорится в церковных песнопениях праздника Обрезания Господня, «закона Творец, законная исполняет»: как «человек осмодневный, не возгнушáся плотскáго обрезания» и «Иисуса приемлет именование». Тем самым Он «дает спасение днесь миру» (кондак празднику), «яко мира есть Спас и Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 50м псалме, стихира самогласна, глас 6: После 50 псалма стихира самогласная, глас 6 Излияся благодать во устнах твоих, преподобне отче,/и был еси пастырь Христовы Церкве,/уча словесныя овцы/веровати в Троицу Единосущную/во Едином Божестве. Излилась благодать из уст твоих, преподобный отче,/и стал ты пастырем Христовой Церкви,/уча разумных овец/веровать в Троицу Единосущную/во едином Божестве. Каноны Канон праздника. Творение Стефаново. Ирмос по дважды, тропари же на 4, глас 2. Канон праздника, творение преподобного Стефана. Ирмосы дважды, тропари же на 4, глас 2. Песнь 1. Ирмос: Грядите, людие,/поим песнь Христу Богу,/раздельшему море и наставльшему люди,/яже изведе из работы египетския,/яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Придите, люди,/воспоем песнь Христу Богу,/разделившему море и проведшему народ,/который Он вывел из рабства египетского,/ибо прославился. Осмерица дней, носящая образ будущаго,/Твоею, Христе, просвещается и освящается вольною нищетою,/в сей бо законно обрезался еси плотию. Восьмерица дней,/образ века грядущего носящая,/блистает и освящается/Твоею, Христе, добровольною нищетой:/ибо в сей день Ты по Закону/принял обрезание плотию. Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего рождества,/и сего днесь сень спрятает,/свет возсиявая новыя благодати. Обрезание принимает Христос/на восьмой день после Своего рождения,/и в сей день прекращает тень,/восход являя света новой благодати. Ин канон. Святителя Василия, на 8. Творение Иоанна Дамаскина, глас и ирмос тойже. Иной канон Святителю Василию, на 8. Творение преподобного Иоанна Дамаскина, глас и ирмос тот же Твоему гласу подобаше приити, Василие, начати хотящим хвалы твоя,/но, отче, мольбу прием, благодать подавай независтно нам. Следовало бы твой глас иметь, Василий,/желающим взяться за похвалы тебе;/но ты, отче, снисхождения исполнившись,/подавай нам щедро благодать. Добродетелей ты жестокий шествовал еси путь,/в гладкий достигл еси и несопротивный Небесный восход/и всем явился еси образ, Василие. Пройдя суровым добродетелей путем,/достиг ты ровного и беспрепятственного/восхождения на небеса/и всем явился образом, Василий.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черновицко-Буковинскую епархию 14 января 2015 г. 20:05 13 января 2015 года, накануне праздника Обрезания Господня и дня памяти святителя Василия Великого, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе города Черновцы. Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , епископ Хотинский Евсевий , духовенство Черновицко-Буковинской епархии . После чтения Евангелия Блаженнейший владыка поздравил присутствующих с Рождеством Христовым, праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и наступающим новым годом по старому стилю. Предстоятель Украинской Православной Церкви пожелал пастве мира, предстательства Божией Матери и помощи святителя Василия Великого в молитвах и трудах. По установившейся традиции митрополит Онуфрий обратился к верующим Черновицко-Буковинской епархии на украинском и румынском языках. 14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в Вознесенском Банченском монастыре (с. Банчены Черновицкой области). Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий, епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Мелетий, духовенство епархии. Во время богослужения митрополит Онуфрий совершил диаконскую хиротонию насельника монастыря монаха Евфимия (Митрика). По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил всех присутствующих с Рождеством Христовым, праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и новым годом по старому стилю. «Пусть молитвами святителя Василия Великого Господь хранит каждого из вас. Желаю всем счастья, здоровья, благословения, чтобы мир Божий всегда находился и в наших душах, и в нашей Украине, а сами мы были достойны этого Божиего благословения», — обратился к пастве Блаженнейший митрополит Онуфрий. После богослужения Блаженнейший владыка посетил детский дом в селе Молница , который опекает братия Банченского монастыря. Митрополит Онуфрий поздравил детей с праздниками и вручил им подарки. Воспитанники детского дома также поздравили Его Блаженство, спев рождественские колядки. По материалам  официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3937249.ht...

Почерпнул ты созерцанием божественного/неизреченной премудрости таинственное богатство;/всем источил воды православия,/верных сердца божественно веселящие,/учения же неверных по заслугам потопляющие./Потому того и другого ради/ты трудами благочестия явился/непобедимым Троицы поборником./Святитель Василий, ходатайствуй пред Христом Богом/согрешений отпущение даровать/празднующим с любовью святую память твою. Слава, глас 3. Подобен: Божественныя веры: Слава, глас Подобен: Божественныя веры: Всю напоил еси вселенную, якоже водами,/учении твоими, благочестия собранными догматы,/жизни бо Источник в тебе препочиваше воистинну, Василие./Егоже моли, яко дерзновение стяжавый, Богодохновенне,/даровати нам велию милость. Всю вселенную ты напоил,/как водами, наставлениями твоими,/собранными учениями благочестия:/ибо Источник Жизни пребывал в тебе воистину, Василий./Его моли, как дерзновение стяжавший, богодухновенный,/даровать нам великую милость. И ныне, глас 4: Иже естеством Невидимый, ныне видим есть плотию:/Слово Несозданное, ныне из Девы Чистыя раждаемо, зиждется./Темже и по закону нас ради, человеков,/якоже осмодневен, обрезуется Младенец./Тому убо поклонимся, яко Спасу нашему. И ныне, глас 4: Естеством невидимый/ныне во плоти видим:/Слово несотворенное/ныне, от Девы чистой рождаясь, созидается./Потому и по Закону ради нас, людей,/принимает обрезание как младенец восьмидневный./Поклонимся же Ему, как Спасителю нашему. Величание Обрезанию: Величаем Тя, Живодавче Христе,/и почитаем пречистыя плоти Твоея/законное обрезание. (Величание Обрезанию Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/и почитаем пречистой плоти Твоей/законное обрезание. ) Величание святителю общее: Величаем тя,/святителю отче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа, Бога нашего. Величание общее святителю Величаем тебя,/святитель отче Василий,/и чтим святую память твою,/ибо молишь ты за нас/Христа, Бога нашего. Или сие: Величаем тя,/святителю Христов Василие,/благочестно Церковь Христову сохраншаго.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Катавасия: Господь, дающий крепость нашим царям/и возвышающий достоинство помазанников Своих,/рождается от Девы и приходит для крещения./Потому мы, верные, воззовем:/“Нет святого, как Бог наш,/и нет праведного, кроме Тебя, Господи!” Другий: Елицы древних изрешихомся сетей/брашен львов, сотренных членовными,/радуимся и разширим уста, слово плетуще от словес сладкопения,/имже к нам наслаждается дарований. Иная: Все мы, освободившись от древних тенет,/сокрушенных ныне челюстей прожорливых львов,/возрадуемся и расширим уста,/Слову напев сплетая из слов,/что из даров, данных нам – наиболее радостный. Кондак праздника, глас 3. Подобен: Дева днесь: Кондак праздника, глас 3 Подобен: Дева в сей день: Всех Господь обрезание терпит/и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/дает спасение днесь миру./Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,//и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. Всех Господь обрезание претерпевает/и согрешения человеческие, как благой, отсекает,/дает в сей день спасение миру;/радуется же на небесах и иерарх Творца/и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий. Таже седален святаго, глас 8. Подобен: Премудрости: Также седален святого, Подобен: Премудрости: Премудрости слова навык и писание закона отложив,/всем проповедал еси благодати слово/и душ скрижали угладил еси словесы твоими,/в нихже начертал еси Божественная учения./Темже и мрак прошед облаком покрова телесе,/и просиял еси духом, святителю Василие./Моли Христа Бога/грехов оставление подати/чтущим любовию святую память твою. Премудрости Слова научившись/и Закон писанный отложив,/ты всем провозгласил учение благодати/и беседами своими гладко вытесал душ скрижали,/на которых божественные наставления начертал./Потому ты и мрак прошел под облаком – покровом тела,/и просиял духом, святитель Василий./Моли Христа Бога/грехов отпущение подать/чтущим с любовию святую память твою. Слава, и ныне, праздника, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Яко Сый бездна человеколюбия,/одеялся еси, Владыко, в зрак рабий/и плотию обрезался еси,/даруя всем человеком великую Твою милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010