Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: Свят, свят, свят Господь… и что к их пению прибавляют: Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею Твоею суть сотворена [ 152 ]. Все это напоминает литургийные песни и молитвы. По всему Апокалипсису рассеян и ряд других несомненно богослужебных формул. Такова например доксологическая формула, часто варьирующаяся: Тому слава и держава во веки веков Аминь [ 153 ] или: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков [ 154 ]. Иногда к этим формулам и подобным прибавляется впереди или сзади аллилуиа и аминь, ей аминь [ 155 ]. В разных местах своих Апокалипсис дает до 10 гимнов в честь Агнца [ 156 ] и упоминает о песни раба Божия Моисея [ 157 ]. В словах: блажен читающий и слушающие слова пророчества сего [ 158 ] Апокалипсис прямо предназначается для богослужебного употребления, причем под читающим, ναγιγνσκων ед. ч. (ναγνστης) разумеется церковный чтец (lector), который собранию слушателей (ο κοοντες) читал Писание [ 159 ]. Праздники в апостольский век Наряду с выработкой суточного богослужения, апостольский век положил основы и христианскому церковному году. Первоначально апостолы и верующие соблюдали еврейские праздники должно быть с тою же ревностью, с какою они посещали храм ежедневно. Даже ап. Павел, этот проповедник полной свободы от иудейского и законного ига, старается не провести вне Иерусалима ни одного из великих еврейских праздников, прерывая для них свои миссионерские путешествия, спеша на них из Малой Азии и Греции в Палестину [ 160 ]. Эта тесная связь апостольского христианства с еврейским календарем должна была однако более и более слабеть. Если для уверовавших язычников не считалось необходимым обрезание, то тем более еврейские праздники. Тем не менее ап. Павлу приходилось и в этом отношении ограждать своих неофитов от иудео-христиан: никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу [ 161 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Снова тот же припев и тот же ирмос. Тропари второго канона на 6 и пред каждым тот же припев, на оба лика. Наконец оба лика, сошедшиеся вместе, поют припев первого канона и ирмос: Таин еси... Также – припев второго канона и ирмос: Снедию древа... 48 и 59 гл. Типикона и Ирмологион припевы назначают на следующие господские праздники: Воздвижение, Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Пасху, Вознесение и Преображение (л. 426 на об. – 428). В 59 гл. Типикона и в Ирмологионе помещецы и самые припевы. Но их нет на недели Ваий и Пятидесятницы; не помещены они и в особом издании служб на неделю св. Пентикостии (С.-Пб. 1888 г.); впрочем, в нотном обиходе при задостойнике недели 50-цы, т. е. при 9 песни канона сей недели, имеется припев: Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух святый. Но хотя припевов нет, все-таки Честнейшую не поется ни в неделю Ваий (Типик., л. 333 на об.), ни в неделю 50-цы (л. 377 на об.). Когда припевов нет и пение «Честнейшую» не положено, то после катавасии 8 песни прямо поется ирмос 9 песни 179 . Припевы господских праздников поются как в седмичные, так и воскресные дни. Исключением служить праздник Обрезания (великий, но не двунадесятый): если этот праздник случится в воскресенье, то «на 9 песни поем Честнейшую, припевы же праздника и святого не поем» (Типик., л. 144). Непосредственно после 9 песни (т. е. не певши «Достойно есть») малая ектения 180 и светилен праздника 2 (см. 14 сент.). Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. Стихиры на хвалитех праздника на 4. Слава, и ныне – праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника 1. Ектении и пр. Отпуст праздничный (в те праздники и так, в которые и как это указано в Служебнике, стр. 184). По отпусте утрени 48 гл. Типикона предписывает: Напр., 25 декабря: «И знаменует игумен святым елеем братию от святого кандила (т. е. лампады), еже пред праздничною иконою, поющим нам стихиру самогласну праздника, и час 1-й... и совершенный отпуст» (Тип., гл. 48, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

7) «От всякого ослепления сердца, от гордости, тщеславия и лицемерия, от злобы, зависти и ненависти, от всякой неприязни, благий Господи, избави нас». 8) «От блужений и всякого другого смертного греха, и от прелестей мира, плоти и дьявола, благий Господи, избави нас». 9) «От угрозы и бури, от губительства, смертоносной язвы, и глада, от поражения и убийства, и от внезапной смерти, благий Господи, избави нас». 10) «От всякой крамолы, тайного заговора и мятежа, от всякого ложного учения, ереси и раскола, от ожесточённого сердца и от презрения твоего слова и повеления, благий Господи, избави нас». 11) «Через таинство св. твоего воплощения, через св. твоё рождество и обрезание, через твоё крещение, помещение и искушение, благий Господи, избави нас». 12) «Твоим со смертью борением (?!), и кровавым потом, твоим крестом и страданием, многоценной твоей смертью и погребением, славным твоим воскресением и вознесением, и пришествием Духа св., благий Господи, избави нас». 13) «Во всякое время нашей скорби, во всякое время нашего благосостояния, в час смерти, и в день суда, благий Господи, избави нас». – Далее следуют прошения, на которые молящиеся отвечают: «молим тя услыши нас, благий Господи». 14) «Да будет благоугодно тебе править и управлять святой, вселенской церковью твоей, на пути правды, молим тя услыши нас, благий Господи». 15) «Благоволи укрепить и утвердить в истинном тебе поклонении, в правоте и святости жития рабу твою Викторию, преблагословенную царицу нашу и правительницу, молим тя услыши нас, благий Господи». 16) «Благоволи управлять сердцем её да пребудет в вере твоей, в страхе и любви твоей, и да будет присно уповая на тя, и всегда ища твоей чести и славы, молим тя услыши нас, благий Господи». 17) «Благоволи быть ей Защитником и хранителем, подавай ей на все враги её победу, молим тя услыши нас, благий Господи». 18) «Да будет благоугодно тебе благословить и сохранить Альберта Эдуарда, принца Валийского, принцессу Валийскую, и весь дом царский, молим тя услыши нас, благий Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Прошло три дня после обрезания, боль, неизбежная, следствие этого обряда, утихла. Наступил 14-й день весеннего месяца – авива. И сотвориша Пасху (сыны Исраиля) в четвертыйнадесять день месяца от вечера на западе. Это по счету была третья Пасха за все время от исхода из Египта. Первая была пред исходом, вторая при Синае, спустя год после исхода ( Числ. 9 ), обе по особенному повелению Божию, ибо по закону она должна была совершаться в земле обетованной ( Исх. 12:25 ). Упоминаемая в рассматриваемом стихе Пасха есть третья в отношении к двум прежним и первая законная в земле обетованной. Празднование ее состояло в том, что Израильтяне должны были собраться к скинии в 14 день вечера, и здесь каждое семейство одно или в соединении с другими должно было заколоть и съесть агнца в память избавления первенцев Еврейских от Ангела губителя, истребившего первенцев Египетских. – Празднование Пасхи во время странствования в пустыне не имело места отчасти потому, что ее могли праздновать только обрезанные ( Исх. 12:48 ), а их в то время было очень мало, отчасти потому, что с Пасхою должно было соединяться употребление пресных хлебов, а Израильтяне в пустыне ели одну манну. – Пасха совершена была на западе от Иордана, между Иерихоном и Иорданом, на поли Иерихонском, – самом цветущем и плодоносном оазисе Иорданской равнины. Знаменательно, что и обрезание и Пасха, для совершения которых требовалось спокойствие и безопасность, совершены были вблизи Иерихона, в виду врагов. Это было не без особенного намерения Господа Бога. Ему угодно было внушить Израильтянам уверенность, что под кровом Всевышнего им нечего бояться врагов, и что обнадеженные покровительством Божиим, они при самом вступлении в пределы Ханаанской земли, должны смотреть на нее, как на свое достояние, и хозяйничать в ней по-своему, не как в Египте, где, живя в порабощении, они лишены были возможности отправлять общественное Богослужение. Нав. 5:11 . И ядоша от пшеницы земли оныя, опресноки и новая. Едва Израильтяне успели вступить в пределы земли Обетованной, они легко могли найти себе пропитание в этой хлебородной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

2 . Некоторые черты устройства самарянской общины и самарянского культа. Теократическое устройство самарянской общины: самарянское священство и левитство. Культ на Гаризиме. Самарянские праздники: суббота, Пасха и другие. Синагогальное богослужение самарян. Обрезание, брак, погребальные обряды. 3. Общая характеристика самарянства и отношение его к иудейству . Иудейство и самаританизм по их сущности. Древность самарянского толкования Моисеевых законов. Самаританизм и саддукейство. Самаряне и караимы. Общая оценка самаританизма с точки зрения иудейства. 4 . Самарянские секты . Оценка мнения об особенной склонности самарян к сектантству вообще и гностицизму в частности. Сведения о самарянских сектах: Досифей и Досифеяне, Симон волхв, Менандр, другие секты. 5 . Самаряне и христианство . Об отношении Господа Иисуса Христа к самарянам вообще. Евангельские повествования об отношении Господа к самарянам: беседа с самарянкой, негостеприимное самарянское селение, послание семидесяти учеников, притча о милосердом самарянине, исцеление десяти прокаженных. Проповедь дьякона Филиппа и основание среди самарян Христовой Церкви. Последующая судьба христианства у самарян. Приложения. I. Образцы самарянской письменности. II. Талмудический трактат о самарянах. Предисловие. Тема о самарянах для библиолога, каковым является автор настоящей работы, представляет большой научный интерес: о самарянах и самарянстве идет речь во многих отделах ветхозаветных и новозаветных книг; у самарян сохранились имеющие важное значение для библейской критики тексты Пятикнижия; история самарян, вообще, в течение нескольких столетий протекала параллельно истории библейского Израиля, и потому изучение первой может уяснить многие пункты последней. Но и помимо сказанного, судьба самарян, хотя они не играли роли в истории всемирной, представляет нечто достойное внимания исследователя. Случайно возникшее, не бывшее никогда особенно многочисленными и сильным, в себе, самом, по-видимому, носившее источник разложения, оригинальное самарянское племя пережило, однако, могущественные народы древнего мира. С удивительною твердостью оно выдержало напор двух с половиною тысячелетий и, устояв среди многочисленных катастроф, разражавшихся над Палестиной, дожило до наших дней, представляя теперь как-бы забытый временем памятник глубочайшей древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

При подобном отношении к стихирам богослужение приобретает однообразный характер, и события великих праздников или вовсе не представляются сознанию молящихся или в очень обрезанном виде. Сколько спасительных мыслей и высоких чувствований, выраженных церковью в стихирах, скрывается этим путем от народа! Особенно это нужно сказать относительно стихир великих дней Страстной недели. Казалось бы, каждая черта из истории последних дней земной жизни Спасителя, её значение для нас и возбуждаемые ею чувства, отмечаемые Церковью в её песнопениях, отнюдь не должны быть скрываемы от народа, который обыкновенно только и получает возможность знать обо всем этом из нашего богослужения. Вот наприм. стихиры за утреней и литургией Великой Среды, полные глубиной покаянного чувства, с художественно изображенным обращением к милосердию Спасителя жены грешницы, помазавшей ноги Его драгоценным миром: «Приступи жена злосмрадная и оскверненная, слезы проливающе, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе владыце, Сам бо пришел еси спасти блудницу из глубины умершую мя воскреси, иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна: приими мя окаянную Господи и спаси мя». Столь необходимое для большей глубины покаяния сознание противоположности грешника и Христа с еще с большей силой выражено в следующей стихире: «Отчаянная жизни ради и уведомая нрава ради, мира носящая приступи Тебе вопиющи: да не отвержеши мене блудную, родивыйся от девы: да не презриши моя слезы, радосте ангелов, но приими мя кающуюся, юже не отринул еси согрешающую Господи, великия ради Твоея милости». Возможно живее представить себе Спасителя с женой —222— грешницей для нас грешных бывает отраднее, чем видеть Его окруженного Ангелами. Ведь и сам Христос объявил: «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память её и о том, что она сделала» ( Мф. 26:13 , Мк. 14:9 ). Казалось бы, уже самые эти слова Спасителя обязывают архипастырей и пастырей заботиться, чтобы в сознании народа возможно ярче запечатлелась эта картина милостивого отношения Христа к грешным людям. Нам лично приходилось не только слышать признания, но и быть свидетелем, как у самых обыкновенных людей стихиры Великой Среды возбуждали в душе покаяние, раскрывали его главные черты и бездну Милосердия к нам Спасителя, а это особенно важно и для обычно совершающейся в этот день исповеди большинства приступающего к ней Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

508 (Ст. 1–4). Об учреждении Пасхи см. Ucx. XII, 1–27 , Лeb. XXIII, 1–3 , Чucл. IX, 1–14 и XXVIII, 16–25. (См. также пр. in loco). Напоминание о Пасхе и праздниках потому было весьма важно, что в продолжении тридцати девяти лет жизни в пустыне религиозная жизнь парода, приговоренного к скитанию, временем была как бы приостановлена. Все молодое поколение не только не совершало Пасхи после Пасхи упомянутой в Чucл. IX, 1–3 и совершенной во второй год исхода, но даже не было обрезано как явствует из Иис. Hab. V, 2, 5, 6, 7 . Только и Галгале, после обрезания совершали израильтяне третью Пасху со дня ее учреждения. Впрочем, раввины утверждают, что по смыслу основного повеления о Пасхе данного в Ucx. XII, 25 и XIII, 5, она должна была совершаться ежегодно лишь при занятии земли обетования. Это замечание согласуется с тем, что мы говорили выше, со следующей оговоркой; закон о Пасхе, данный в Египте, имел в виду непрерывное празднование дня избавления, что и подтверждается приказанием совершить Пасху под горою Синайскою ( Чucл. IX, 1–3 ); из полуострова Синайского вождь израильский повел их пряно на занятие Палестины, и Пасха третьего года по Исходе должна была совершаться в земле обетования. Мы знаем из главы XIV Чисел, как возмущение народа было наказано повелением Господним скитаться в пустыне, и потому, действительно закон, данный о Пасхе, совершился буквально; лишь перейдя Иордан совершили новую Пасху израильтяне; в продолжении же 39 лет жизнь народа как бы приостановилась, он вымирал в лице старого поколения, не имеющего будущности, лишь в новом поколении снова возрастают надежды Израиля, и к нему обращается в последний речи своей Моисей, вспоминая вкратце главнейшие обязанности народа и не касаясь особых обязанностей священников, которые должны были знать их из писанного закона, т. е. кн. Левит и XXVIII и XXIX Чисел. 509 (Ст. 5–7). Мы говорили не раз о важности, которую придавал Моисей сбору всего народа в лице его домохозяев к центральному месту Богослужения Израиля. Пасху законно было есть только в том месте, которое изберет Господь. Заметим, что по стиху 7-му достаточно было пробыть только одну Пасхальную ночь и день Пасхи в месте Богослужения и на другой же день можно было возвратиться домой. Торжественное Богослужение ( Чucл. XXVIII, 16–24 ) всей седмицы (и как увидим ниже даже в день очищения) отправлялось без обязательного присутствия народа, который мог возвратиться «в шатры свои», соблюдая лишь постановление об опресноках в течении семи дней и не работая первый и седьмой день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

А эти вопросы в свою очередь могут быть разрешены только на почве выяснения одного из самых крупнейших явлений апостольской эпохи – взаимоотношения и в теории и на практике между Моисеевым законом и христианством – и того положения, которое занимал по отношению к этому явлению сам св. Павел до рассматриваемого времени 510 . —39— Господь Иисус Христос во время своей земной жизни обитал и действовал среди родного ему по плоти, богоизбранного еврейского народа. Отличительной чертой тогдашних, особенно палестинских, евреев было – привязанность к Моисееву закону. В нем они видели свое единственное и исключительное преимущество, равного или подобного которому не имел никакой другой народ. Фарисейская набожность еврейских раввинов и законников, не умевшая прозревать во внутрь закона, в его дух и идею, поняла его прежде всего и главнее всего, как форму. Она измыслила и продолжала измышлять одно за другим – целую массу мелочных предписаний, все тяжелое бремя которых возлагала на иудеев, и иудеи несли это иго, полагая в нем свою отличительную черту, как богоизбранного народа. Спаситель, Которого пришествие и совершенное Им искупление были действительным исполнением сеновного закона и ео ipso – уничтожением его 511 , по богочеловеческой своей мудрости не возвестил сразу же иудеям уничтожения и отменения закона. Он, правда, показывал иудеям, что их фарисейские учители извратили закон; но, исправляя эти извращения, Он сам был исполнителем этого закона; обрезанный по Моисееву закону, Он блюл иудейские праздники, участвовал при иудейском богослужении и т. п.; словом, Он исполнял закон и водворял христианство на почве иудейства. – После смерти Господа свв. Апостолы, облагодатствованные дарами сошедшего Духа Святого, начали, во исполнение заповеди Господней, проповедовать христианство. На первых порах эта проповедь раздавалась исключительно только в пределах иудейства. Сами евреи по происхождению и строгие блюстители закона по воспитанию, Апостолы продолжали нести иго закона на себе и тогда, когда сделались проповедниками Христовой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тел.звонок: - Какова судьба Пилата? Он почти невиновен, да? Расскажите, пожалуйста, какова его дальнейшая судьба и судьба его семьи. о.Олег: - На самом деле существуют два предания. Одно гласит, что кончина его была печальной, он умер в одиночестве на каком-то острове. А другое  - что Пилат и его жена стали христианами, даже исповедниками веры. Когда я был в Египте, в коптском храме, то видел икону, на которой изображены Пилат и его жена. Но это только отголоски древних преданий, а предания иногда разнятся. Поэтому по-настоящему мы сможем узнать о том, как сложилась судьба Пилата и его жены только тогда, когда произойдет Страшный Суд. Тогда мы и сами себя узнаем по-настоящему, что мы собой представляем, и сможем порадоваться за кого-то (за кого мы не радовались в этой жизни). Или, наоборот, пережить разочарование в ком-то, в ком мы были уверены, что у них все отлично, а оказалось всё наоборот. Потому что там другая логика – «последние будут первыми, а первые будут последними». В.Носов: - Кто-то из отцов говорил, что, возможно, мы удивимся после смерти, когда увидим в раю тех, кого не ожидали там увидеть, и наоборот – не увидим тех, кто, по нашему мнению, должен там находиться. о. Олег: - Апостол Павел пишет в 13 главе 1-го Послания к коринфянам, что сейчас мы всё видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а тогда познаем так, как мы познаны. Поэтому здесь мы не можем со всей определенностью говорить.  Даже красоты рая, когда апостол Павел был восхищен до третьего неба, не мог описать.  Только сказал: «Не знаю,  в теле ли или вне тела это было. Но то, что я слышал и видел, не видел того глаз, не слышало того ухо, не приходило то на сердце человекам, что приготовил Господь любящим Его, но нам Он это открывает Духом Святым». Что значит «открывает Духом Святым»? Духом Святым совершаются все Таинства Церкви. И когда мы приступаем к Таинствам -  то та часть нашей жизни, которую мы проводим за чтением Писания, в духовных беседах, за богослужениями -  эта часть нашей жизни не принадлежит жизни временной, а жизни вечной. Поэтому ад и рай начинаются здесь, на земле.

http://radonezh.ru/text/ya-ne-do-kontsa-...

Приклони небеса; – не сказано: оставил небеса, а преклонил, чтобы сделать для тебя удобнейшим восход на небеса. Ему-то, по возможности, подражал Павел; почему и говорил: подражатели мне бывайте, якоже аз Христу ( 1Кор.4:16 ). Но, как ты, блаженный Павле, соделалея подражателем Христовым? Как? Так что я ни в чем не ищу своей пользы, но многих, дабы они спаслись, и свободен сый от всех, всем себе поработих. И нет ничего лучше сего порабощения; ибо оно бывает причиною свободы других. Павел был духовный ловец, как сказал Господь (Апостолам): сотворю вы ловцы человеком ( Мф.4:19 ); посему-то и поступал таким образом. Рыболовы не тотчас, как только увидят, что рыба проглотила уду, вытаскивают ее, но довольно долго, так сказать, поддаваясь, ожидают, чтобы уда лучше углубилась, дабы, таким образом, вернее извлечь рыбу; так поступали в то время и Апостолы. Они закидывали уду учения словесного для (уловления) душ Иудейских; напрасно сии противодействовали им, держались обрезания, праздников, наблюдали времена, жертвоприношения, отражения и прочее, подобное сему; Апостолы везде за нимн следовали и не противоречили им. Ты, говорит он, требуешь обрезания – я не противлюсь сему, но соглашаюсь; ты хочешь жертвоприношения – я приношу жертву; ты желаешь, чтобы я, оставивши твою веру, остриг себе голову – я готов исполнить твое требование; ты повелеваешь мне наблюдать Пятидесятницу – и в этом не противлюсь; куда бы ты ни повел меня – я всюду иду и уступаю тебе, в надежде углубить в тебя уду учения, дабы иметь большую возможность отвлечь всех вас от древнего Богослужения и образа жизни; для сего-то я и пришел из Ефеса в Иерусалим. Видишь ли, как много Павел уступал в словесной ловле рыб? Видишь ли, как Апостолы наблюдали времена, совершали обрезание, приносили жертвы не для того, чтобы им возвратиться к древней вере, но, чтобы Иудеев, привязанных к образам, привести к истине? Кто сидит наверху, тот, оставаясь на высоте, не может восставить лежащего долу; чтобы восставить сего, ему наперед нужно самому сойти вниз.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010