И ныне: праздника. И ныне: праздника. По 1й кафизме седален, глас 5. Подобен: Собезначальное: По 1й кафизме седален, глас 5 Подобен: Слово, безначальное: Яко царское украшение Церкве, Василия вси да восхвалим,/учений сокровище неоскудное,/сими бо той наказа нас Троицу почитати Святую,/соединену убо Существом, разделену же Ипостасьми. Как царское украшение Церкви Христовой/давайте все Василия восхвалим,/сокровищницу неоскудевающую учений:/ибо ими он наставил нас/Троицу почитать святую,/соединенную Естеством, разделяемую же по Ипостасям. Слава, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Слава, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Василие премудре, предстояй Троице,/молися получити в День суда нам, поющим тя и чтущим память твою,/благодать, милость и очищение прегрешений,/яко да усты прославляем и сердцем Единаго Человеколюбца. Василий премудрый! Предстоя Троице,/моли, чтобы мы, воспевающие тебя/и почитающие память твою/в день суда получили благодать,/милость и очищение от согрешений,/да будем устами и сердцем прославлять/Единого Человеколюбца. И ныне: Всех Творец и Владыка мира,/Сый со Отцем и Духом горе,/яко Младенец обрезуется на земли осмодневен./Истинно Божественна же и чудна дела Твоя:/Ты бо, Владыко, нас ради обрезался еси,/яко Сый закона исполнение. И ныне: Всех Творец и Владыка мipa,/Пребывающий со Отцом и Духом на высоте,/на земле как младенец принимает/обрезание в день восьмой./Подлинно божественны и чудны дела Твои:/ибо Ты обрезываешься ради нас, Владыка,/как истинное Закона исполнение. И чтем во Евангелии толковом поучение Великаго Василия монахом. И читаем во Евангелии толковом поучение Василия Великого монахам. По 2й кафизме седален, глас 8. Подобен: Премудрости: По 2й кафизме седален, глас 8 Подобен: Премудрости: Неизреченныя премудрости Боговидне почерпл еси богатство тайное,/всем источил еси православия воды,/верных убо сердца Божественне веселящия,/неверных же веления достойне потопляющия./Отнюдуже обоюду благочестия поты/показался еси непобедим Троицы поборник, святителю Василие./Молися Христу Богу прегрешений оставление даровати/празднующим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Обрезание Господне      Вам когда-нибудь приходилось ловить ящерицу за хвост? Мне вот приходилось. Ящерицу так не поймаешь. У вас остается лишь изумление на лице и хвост, еще несколько секунд трепыхающийся в руках. А ящерицы и след простыл – таким образом она спасает себе жизнь. Отбрасывание хвоста – не безусловное рефлекторное действие, а осмысленное, исходящее из головного мозга. Ящерица сначала оценивает ситуацию, и если возникла реальная опасность (схватили за хвост), то она путем конвульсивного сокращения мышц отбрасывает этот отсек позвоночника. Совершает, возможно, болезненное отсечение части плоти для сохранения жизни в мире таких же, как она. Очень хороший образ от природы, говорящий нечто об «обрезании». В норме осмысление любого праздника должно приводить к «вплетению» его смыслов в «тело» духовной жизни христианина. Без этого останется одно лишь рассудочное понимание события, бесплодное для духа. Подобное часто бывает, когда человек не привык к тому, чтобы содержание богослужения или прочитанного жизнеописания становилось частью его внутреннего мира. И владыка Антоний Сурожский очень метко в свое время подметил, что из всего прочитанного или услышанного истинным достоянием человека становится лишь то, что им глубоко осмыслено. Праздник Обрезания Господня в некотором смысле особенный и, как никакой другой (за исключением разве что праздников Креста), напоминает о характере жизни христианина. Напоминает прообразовательно. Его положение в ряду прочих праздников также уникально, ибо нигде больше мы не увидим подобное преображение ветхозаветного обычая в великий праздник периода Нового Завета. Происходит это в силу важности образа, о котором пророчествует прообраз. Теперь поговорим об этом подробнее. Заповедь обрезать крайнюю плоть всякому младенцу мужеского пола, напомним, была дана патриарху Аврааму в знак Завета между Богом и Авраамом и его потомками (см.: Быт. 17: 10–14). Необрезанный мужского пола отныне отсекался от богоизбранного народа: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

http://pravoslavie.ru/76475.html

Примеч. Обрезание духовно знаменует обрезание сердца, отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу, ( Деян.7:51 ; Флп.3:3 ; Кол.2:11 ), и праздник Обрезания совершается 1 января, когда древле у язычников отправлялось соблазнительное торжество Нового года: посему древние отцы Церкви, как то: св. Амвросий Медиоланский , блаженный Августин и другие, не желая видеть христиан участниками языческого празднества, проводимого ими по случаю Нового года в роскоши и сластолюбии, советовали верующим в день Обрезания поститься. «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы, – говорил св. Амвросий словами ап. Павла в день Обрезания, – боюсь за вас, не напрасно ли я у вас трудился. А наблюдает день и месяц тот, кто в сии дни не постился и не приходил в церковь ; наблюдал день тот, кто вчера не приходил в церковь, а ходил в собрание язычников. Итак, братия, со всем тщанием будем уклоняться забав и празднеств язычников и, когда они пируют и веселятся, будем целомудренны и постны, чтобы они научились умерять свою радость нашим воздержанием. И избегать должны мы не только сообщения с язычниками, но и с иудеями» 135 . «Для прекращения плотского и сладострастного веселия язычников будем все, – говорит Августин в день Обрезания, – при помощи Божией поститься, исключая тех, которые не могут снести поста по слабости здоровья, и за тех жалких, которые настоящие дни нового года, по своему нечестивому обычаю, проводят в роскоши и невоздержании, будем всенародно умолять Бога» 136 . Этот пост продолжался в некоторых местах около трех дней, как видно из 17-го правила 2-го Туронского Собора, бывшего в 567 году 137 . В этом правиле говорится: «Поскольку между праздниками Рождества Христова и Богоявления отправляются у язычников празднества, то во время их три дня должно поститься». Впрочем, из свидетельств Амвросия, Августина и из постановления Туронского Собора видно, что пост в честь Обрезания Господня установлен был древле преимущественно на Западе. В VI веке, когда празднование январских календ, при ревностном содействии отцов Церкви, у язычников и христиан почти прекратилось, праздник Обрезания Господня стали совершать христиане не в плаче и сетовании, но в веселии и радости, как прилично христианскому торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Праздник Обрезания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого , одного из самых почитаемых отцов Церкви. В богослужебных текстах этого дня Василию уделено даже большее внимание, чем Обрезанию, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление: Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, божественный таинник Христов Василий. Господь всех претерпевает обрезание и, как Благой, обрезывает человеческие прегрешения и дарует сегодня спасение миру. Радуется же на небе иерарх Творца, светоносный и божественный служитель таинств Василий. Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки. К Рождеству Христову достойно присоединился восьмой день – преславная память святителя, почитая которую с верой, воспеваем Господа и превозносим вовеки. В качестве катавасии на утрени в день Обрезания Господня поются ирмосы канона Богоявления. Таким образом, рождественские торжества практически без перерыва перетекают в празднование Богоявления. Богоявление Богоявление, или Крещение Господне, совершается спустя двенадцать дней после Рождества, 6/19 января. Как мы говорили выше, Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует Навечерие, когда часы совершаются отдельно и служится литургия Василия Великого , соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии. В случае совпадения Богоявления с воскресеньем или понедельником богослужебный строй меняется точно так же, как на Рождество в подобном случае.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Календарь Материалы 12 января 2012 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Святитель Иоанн (Максимович) Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом. [Встреча с Православием/Проповеди] Священномученик Иоанн Восторгов В области духовно-благодатной видим то же – около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают совершенно одиноки, вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что напротив, в обществе этом есть живые духовные силы, вот почему прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учила их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и блаженной вечности. [Встреча с Православием/Проповеди] Митрополит Вениамин (Федченков) Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезаниеобрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение – как крещение у христиан) и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Ум рассеивается, когда ему нечего делать. Задай уму работу; если у ума есть работа, то любопытство уже не потянет его, например, к телевизору. А какую именно работу? Или духовное размышление, или молитву… Если ум охвачен молитвой, то его уже не привлекают впечатления извне, он уже не останавливается на них. Если мысль его высокая, святая, духовная, то он впечатляется не этими плотскими красотами, а духовными.

http://pravoslavie.ru/archive/120112

Кондак, глас 3 Радости исполняется в сей день Давид божественный,/Иосиф же с Иаковом хвалу приносит./Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются,/и неизреченно на земле Рожденного/воспевают и взывают:/“Милосердный, спасай Тебя почитающих!” 27 ДЕКАБРЯ. АПОСТОЛА, ПЕРВОМУЧЕНИКА И АРХИДИАКОНА СТЕФАНА (34) Тропарь, глас 4: Царским венцем венчася/твой верх от страданий,/яже претерпел еси по Христе Бозе,/мучеников первострадальче Стефане,/ты бо, иудейское обличивый неистовство,/видел еси твоего Спаса одесную Отца:/Того убо моли о душах наших. Тропарь, глас 4 Царской диадемой увенчана глава твоя,/за страдания, что претерпел ты ради Христа Бога,/первый, пострадавший из мучеников;/ибо обличил ты иудейское безумие/и увидел своего Спасителя справа от Отца./Моли же Его всегда о душах наших. Кондак, глас 3: Владыка вчера нам плотию прихождаше,/и раб днесь от плоти исхождаше,/вчера Царствуяй плотию родися,/днесь раб камением побивается;/того ради и скончавается/первомученик и Божественный Стефан. Кондак, глас 3 Вчера Владыка к нам приходил во плоти,/а сегодня раб из тела исходит./Ибо вчера Царствующий по плоти родился,/сегодня же слугу Его камнями побивают;/за Него и умирает первомученик/и божественный Стефан. ЯНВАРЬ 1 ЯНВАРЯ. ПО ПЛОТИ ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДА, БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Тропарь праздника, глас 1: На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Тропарь, глас 1 На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава всеблагому Твоему изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

" Страдания очищают душу " января 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Георгия Победоносца в Купчине В праздник обрезания Господня, 14 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого Георгия Победоносца в Купчине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся был глава Фрунзенского района Владимир Омельницкий. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. " Обрезание - это обряд, который Господь поручил совершать еще праотцу Аврааму, чтобы человек входил в число рода, избранного Богом, - сказал владыка. - Каждый мужчина должен был проходить этот обряд. Но Ветхий Завет был тенью Нового. После того, как Спаситель исполнил этот обряд, Он дал новый - обрезание духовное: " Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной " (Мф. 16:24). Грех так впился в наше сердце, что приходится с трудом его " обрезать " . " Болезни, страсти, раны так глубоко проникают в нас, что нам нужно их " обрезать " не раз в жизни, а каждый день, - продолжил архипастырь. - Из-за наших мыслей, поступков, страстей нам каждый день нужно проводить над собой " хирургические операции " . Как не мог необрезанный войти в избранный народ, так не может не обрезанный духовно войти в Царство Небесное. Мы должны удалять из себя все нечистое " . " При обрезании Господу дали имя Иисус, что значит " спасение " . В момент совершения обряда Он чувствовал боль, текла кровь. С этой первой боли Он шел к боли на Голгофе, когда испил чашу страдания до конца, когда кровь стекала с Его тела, омывая род человеческий. Иисус - великое имя. Об этом говорит апостол Петр: " Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись " (Деян. 4:12). Апостол Павел говорил, что хотел бы знать одного Иисуса. Знать Иисуса - значит сделать сосуд души таким чистым, чтобы в нем это имя могло находиться " , - отметил митрополит.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   Примером Спасителя, не имевшего нужды в обрезании, но принявшего по закону и обрезание, и имя, что служило знаком вступления в Ветхий Завет с Богом, Церковь нравственно научает нас постоянному повиновению и покорности законам для нашего блага и для христианского примера другим. " Неустыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самого себе образ и начертание о всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет». Обрезание, которое Господь принял как знамение завета Бога с человеками, и имя как печать своего служения спасению мира внушают, что и мы, вступившие в Новый Завет с Богом, должны быть обрезаны обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове (Кол. 2:11). Христианское имя наше должно быть не мертвым звуком, а живым свидетельством того, что мы посвящены на служение Богу и находимся в благодатном союзе с Ним для Его славы и нашего вечного спасения и блаженства. Святое Богоявление. Крещение Господне. 19 (6) января     Событие праздника.    После Сретения Господня Богоматерь и праведный Иосиф с Богомладенцем Христом, по непосредственному наставлению от Ангела, удалились в Египет от злобного Ирода. Царь иудейский Ирод, происшедший не из царского рода, услышав о новорожденном царе иудейском из дому Давидова и опасаясь лишиться царства, которое принадлежало потомкам Давидовым, повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и младенца Христа, — утеху Израилеву и чаяние языков (Лк. 2:25; 32) и предмет напрасных своих опасений. По смерти Ирода, вскоре постигшей его после тщетной и злобной его заботы о себе и о своем потомстве, св. семейство, по наставлению от Ангела, переселилось в Назарет (Мф. 2:13—23). Здесь отроча Христос растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем (Лк. 2:40). Будучи 12 лет, Он показал уже свой Божественный разум и мудрость сверхъестественную, и то, что Ему надлежит обращаться в тех, яже Отца Его небесного (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Январь 1 января 1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В восьмой день по Рождестве Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Ветхозаветное обрезание прообразует новозаветное крещение. Обрезание Господа свидетельствует о том, что Он взял на Себя истинное тело человеческое, а не призрачное, как впоследствии учили о Нем еретики. Господь обрезан еще и потому, что хотел исполнить весь закон, который Он Сам и дал через пророков и праотцев. Исполнив это законное предписание, Он в Своей Церкви заменил его крещением. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал. 6:15 ), – возвещает Апостол. (В церковном богослужении этот Господский праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства.) 2. Свт. Василий Великий , архиепископ Кесарийский . Родился в правление императора Константина [Великого]. Еще не будучи крещен, 15 лет обучался в Афинах философии, риторике, астрономии и всем прочим светским наукам того времени. Его школьными товарищами были святой Григорий Богослов и Юлиан, впоследствии император-отступник. В зрелом возрасте [Василий] крестился вместе со своим бывшим учителем Еввулом. В течение 10 лет был епископом Кесарии Каппадокийской и окончил свой жизненный путь, достигнув 50 лет от рождения. Великий поборник Православия, великий светильник нравственной чистоты и ревности по вере, великий богословский ум, великий строитель и столп Церкви Божией – святой Василий с полным правом нарицается Великим. В церковном богослужении именуется он пчелой Церкви Христовой, приносящей мед верным и своим жалом уязвляющей еретиков. Сохранились многочисленные труды этого Отца Церкви: богословские, апологетические, аскетические и канонические, а также Литургия, названная его именем. Она совершается десять раз в году, а именно: 1 января; накануне Рождества Христова; накануне Богоявления; во все воскресенья Святой Четыредесятницы, кроме Вербного; в Великий Четверток и в Великую Субботу. Святой Василий мирно упокоился 1 января 379 года и переселился в Царство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И ПАМЯТЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, АРХИЕПИСКОПА КЕСАРИИ КАППАДОКИЙСКОЙ По входе тропарь праздника, глас 1: По входе тропарь праздника, глас 1 На Престоле огнезрачнем/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси родитися на земли/от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./Слава всеблагому Твоему совету,/слава смотрению Твоему,/слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. На престоле огневидном/восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом/благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы,/не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе;/потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан./Слава Твоему всеблагому изволению;/слава промыслу Твоему;/слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец! Тропарь святаго, глас той же: Тропарь святого, глас тот же Во всю землю изыде вещание твое,/яко приемшую слово твое,/имже боголепно научил еси,/естество сущих уяснил еси,/человеческия обычаи украсил еси,/царское священие, отче преподобне,/моли Христа Бога/спастися душам нашим. По всей земле прошел голос твой,/ибо приняла она слово твоё:/им ты истины веры богодостойно изложил,/природу всего существующего изъяснил,/человеческие обычаи благоукрасил, –/царственный священник, отче преподобный,/моли Христа Бога о спасении душ наших. Слава, кондак святаго, глас 4 Подобен: Явился еси днесь: Слава, кондак святого, глас 4 Подобен: Явился Ты в сей день: Явился еси основание непоколебимое Церкве,/подая всем некрадомое господьство человеком,/запечатлея твоими веленьми,/небоявленне Василие преподобне. Явился ты непоколебимым основанием Церкви,/оделяя всех людей неприкосновенным достоянием/и запечатывая его твоими учениями,/открывающий небесное Василий преподобный. И ныне, кондак праздника, глас 3. Подобен: Дева в сей день: И ныне, кондак праздника, глас 3 Подобен: Дева в сей день: Всех Господь обрезание терпит/и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/дает спасение днесь миру./Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,//и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010