Объяснение богослужения. Два часа в неделю. 14) Пение. Отделы: Теория в размерах умения руководить общим народным хором. Церковное пение. Пение духовных стихов Два часа в неделю. 15) Музыка. Отделы: Теория. Фисгармония. Два часа в неделю. Предметы второго курса 1) Христианство и Церковь . Углубление материала первого курса с преимущественным расширением сведений по истории Церкви. Два часа в неделю. 2) Священное Писание Нового Завета: Расширение и углубление материала 1-го курса. Метод тот же: Общая схема учения (без текста), потом чтение текста и толкование. Три часа в неделю. 3) Аскетика. Система христианского совершенствования по святым отцам. Два часа в неделю. 4) Апологетика. Частные вопросы Апологетики: установление возражений против Библии, Евангелий, в частности, отдельных истин нашей веры. Подробный разбор атеистической литературы. Три часа в неделю. 5) История христианского разномыслия. (Инославие. Иноверие. Сектантство. Раскол). Точная характеристика с сжатой историей и компактный разбор. Два часа в неделю. 6) Христианизация жизни. (Быт). Расширение и углубление материала 1-го курса. Два часа в неделю. 7) Пастырство и пастырская практика. Отделы: Теория пастырства; таинство священства, смысл, значение его, подготовка к пастырству, призвание, образ пастыря. Служение пастыря: жизнь пастыря, внешний вид его, поведение, отношение к приходу: к церковным советам, членам причта, отдельным прихожанам, отправление своих обязанностей при крещении, причащении и пр. Три часа в неделю. 8) Духовенство. Семинарий по «Пастырству». Один час в неделю. 9) Проповедничество. Собственно духовное красноречие – проповедь. Практические занятия. Два часа в неделю. 10) Богослужение. Круг общественного богослужения – годовой и праздничный – с объяснением особенностей непосредственно по богослужебным книгам. Частное богослужение: смысл богослужения (например, крещения), значение каждого богослужебного действия и чин богослужения (непосредственно по требнику). Два часа в неделю. 11) Положение церкви в государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мф.4:23 . И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. «Уча в синагогах»: синагога – здание для религиозных собраний иудеев. Их происхождение в точности неизвестно. Богослужение и жертвоприношения у иудеев по закону должны были совершаться в одном месте, где была скиния, а потом в Иерусалиме, где был единственный храм истинному Богу, куда обязан был ходить каждый еврей по крайней мере раз в год. Во время плена вавилонского (см. прим. к Мф.1:11 ), когда иудеи жили вдали от своей земли и храма не было, могла особенно сильно почувствоваться нужда в частных местах нарочитых религиозных собраний, в которых можно было бы по крайней мере заниматься чтением закона и общественною молитвою, если нельзя было совершать жертвоприношений. К этому-то времени, со всею вероятностью, надобно относить происхождение синагог. По возвращении из плена и по построении храма вошло в обычай совершать отдельные части богослужения или частное богослужение и не в храме, а и в других местах, при затруднительности путешествий в Иерусалим, тем более, что и древле воспевались песнопения во славу Божию в школах пророческих, и кто желал – присоединялся к сонмам пророков, во дни суббот и новолуний, возносить хвалу Иегове ( 1Цар.10:5, 11 . 4Цар.4:23 ). Празднества происходили и в домах частных, но потом, по высказанной причине, почувствовалась нужда хотя частных, но вместе с тем и общественных религиозных собраний и мест для таких собраний. Около времени Рождества Христова синагоги распространились всюду, где жили евреи, не только в Палестине, но и в рассеянии, в сирийских, малоазиатских, греческих городах. В больших городах их было не по одной, а в некоторых палестинских их считали десятками, даже сотнями (например, в Иерусалиме). Собирались в синагогу обыкновенно по субботам и праздникам, а впоследствии, кроме того, еще во 2-й и 5-й дни недели. В таких общественных собраниях читался закон, т.е. пятикнижие Моисеево, и пророки, изъяснялись они, и потом все присутствующие молились.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нет, я не сомневаюсь в искренности батюшки. Что я увидел и услышал? Это проповедь ереси " Либерального мира " , которая, по своей сути, есть учение о непротивлении злу насилием на новый лад. Толстовство в современной обёртке. Главная подмена неотолстовцев – частное выдаётся за общее. Например, заповедь о примирении с ближним выдаётся за антивоенный тезис Христа. Если бы святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской, полководцы Александр Суворов, праведный воин Феодор Ушаков слушали подобные проповеди, то страну мы бы давно профукали», – написал о.Святослав Шевченко в тг-канале. Политолог Сергей Карнаухов считает, что общественная позиция Уминского проплачена беглым олигархом-иноагентом Михаилом Ходорковским. «И это не просто демарш. Ходорковский платит этому человеку в рясе, а он рассказывает нам, что убийца Пичугин (вор в законе – ред.), это почти апостол, а Навальный сошел с иконы. Мы слишком лояльны и боязливы к тому, что требует реакции. Каждый раз спотыкаемся о чьи-то интересы. Но пришло время защищать интересы не амбициозных Х, а России», – написал Карнаухов. «А сколько ещё подобные отцы церкви будут морочить головы прихожанам? – вопрошает публицист Юрий Кот на своей странице в Дзене. - Представитель либерального духовенства, который продвигает идеи обновленчества, литургических реформ и церковного модернизма, либерализма... Он что сегодня людям может донести? В храме, где он является настоятелем, он провел модернистские реформы богослужения в духе «литургического возрождения» протопресвитера Александра Шмемана. Там и к Таинствам готовиться не надо, и много всего... Общественная деятельность священнослужителя не отставала от церковной. В 2011 году года Уминский принял участие в презентации скандальной книги " Двое во едину плоть: любовь, секс и религия " Ю.С. Белановского и А.В. Боженова, которая была опубликована в издательстве " Эксмо " и рекламировалась как " первая откровенная книга об интимной жизни верующих " ». «Уминский поддержал скандальных фемок Пуси Райот, которые скакали в Храме Христа Спасителя, - напомнил он. - В 2010 году Уминский подписал письмо в поддержку Михаила Ходорковского.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/pr...

Мы также взываем к гражданской совести и нравственному чувству руководителей телекомпании НТВ. Телевидение, даже частное, не может наносить оскорбление десяткам миллионов верующих, открыто противопоставлять себя народу, провоцировать в обществе внутренний конфликт в столь непростое время. Мы призываем руководство НТВ отказаться от демонстрации фильма, которая неизбежно создаст в глазах верующих образ телекомпании как духовно чуждого явления, сознательно противодействующего возрождению в обществе христианских нравственных норм, на которых столетиями зиждилась и продолжает зиждиться духовная жизнь России. Истина Христова, Святое Имя Божие не должны подвергаться поруганию. Христова Церковь не может согласиться и никогда не согласится с кощунством, какие бы могущественные силы ни стояли за ним. Об этом свидетельствует кровь мучеников прошлых столетий и нынешнего века. Об этом говорит и Сам Господь Иисус Христос, сказавший: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). 5 ноября 1997 г. Обращение общественности к Президенту и Правительству Российской Федерации в связи с очередной попыткой показа фильма «Последнее искушение Христа « В программах центрального телевидения накануне Пасхи было объявлено, что в Пасхальную ночь по каналу НТВ будут демонстрировать кощунственный фильм о Христе — «Последнее искушение Христа». Фильм рекламировался как «скандальный», «богохульный» с точки зрения священства. Его показ на Западе вызвал протесты общественности (были даже сожжены несколько кинотеатров), Ватикан выступил с резким заявлением. Демонстрация фильма была назначена как раз на тот час, когда в православных храмах должно было провозглашаться «Христос воскресе!» и по другим каналам — идти трансляция богослужения из храмов. Точно рассчитанный час не оставлял сомнений в том, что речь идет о сознательном глумлении над миллионами верующих. Это продолжение той войны против Христа, которую ведут уже две тысячи лет и которая проявляется с особенной наглостью в последнее время.

http://moral.ru/антихрист-в-москве-выпус...

Троицкий собор построен и освящен 13 сентября 1603 г. Феодосием, первым епископом вновь учрежденной Астраханской епархии, и принадлежал Троицкому монастырю. В 1764 г., по упразднении Троицкого монастыря, все строения его, по Высочайше утвержденному докладу, поступили в ведомство школьного правления, а в 1785 г., по указу Сената, были отданы Астраханскому Приказу Общественного Призрения. Астраханский губернатор, князь Тенишев донес министру внутренних дел, что большая часть строений Троицкого монастыря разломана и кирпич употреблен «в строение главного народного училища, а остальное затем, состоящее в каменных церквах, некоторых к оным пристройках и особенно отдельном флигиле, пришло в совершенную ветхость и близко к разрушению. В церквах Троицкого монастыря совершается ныне богослужение только по некоторым временам года священниками собора.... Означенное строение не приносит никакой пользы Приказу Общественного Призрения, на котором числится долгу более 18000 руб.» Донося о сем, губернатор полагал: «Для приращения капитала Приказа означенное церковное строение с пристройками разобрать, годный кирпич из оного употребить на построение в Астрахани казарм». По представлению министра Сенат утвердил мнение губернатора. 20 сентября 1806 г. Астраханский вице-губернатор Малинский, сообщая преосв. Анастасию о решении Сената, просил его сделать распоряжение «касательно перенесения церковной утвари, в тех зданиях состоящей», для разломки которых «приисканы уже и подрядчики». Преосвященный ответил вице-губернатору: «За неполучением по сему предмету из Св. Синода повеления, приказания о перенесении из показанного монастыря церковной утвари дать теперь не могу. Следовательно, и сломкою церковных того монастыря зданий можно поудержаться до получения из Св. Синода указа». Приостановив исполнение Сенатского указа, Преосвященный осмотрел здания; навел документальные справки и решил протестовать. 27 сентября Преосвященный послал частное письмо своему покровителю, Обер-Прокурору Св. Синода, князю Голицыну, в котором, изложивши положение дела, просил его ходатайствовать пред Его Императорским Величеством о исключении зданий Троицкого монастыря из ведомства Приказа и о причислении их к кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Московский гуманитарный институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Под редакцией М.В. Бахтина. Москва 2004 Введение Литургикой называется наука о Богослужении Православной Церкви. В задачу курса литургики 1 класса Московской Духовной семинарии входит: Этот материал излагается в настоящем курсе систематически, второй раздел после первого; практически же, в целях лучшего усвоения учащимися Устава, подробное ознакомление с каждой богослужебной книгой и с чинопоследованиями суточного круга начинается уже на первых уроках, параллельно с изучением первого раздела. С этой целью проводятся практические занятия в классе (чтение, пение, нахождение Богородичных, в приложениях Минеи и т.д.). Той же цели служат приложения, в которых даны схемы вседневной и воскресной вечерни и утрени, часов, а также перечисляются обязанности пономарей. Виды богослужения Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней , или частной . Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (то есть Церковь ), их молитва называется церковной , или общественной . Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением , или церковной службой . К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения. Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное – по просьбе отдельных верующих ( требы ). Глава I. Православный храм – место церковного богослужения Местом общественного, или церковного богослужения является храм Божий. Храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для возношения молитв Господу и для получения благодати Божией через таинство Святого Причащения и другие таинства. Храм Божий, по причине того, что в нем собираются верующие, называется Церковью – (с греческого κκλησα – народное собрание), то есть тем же словом, которым именуется общество верующих во Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Мы забываем, что, даровав нам высочайшее благо – свободу воли, – Господь не спасает нас без нас, без решимости и усилий нашего разума и воли, без живой и действенной веры в Бога и Его благое попечение. Кого винить, кого упрекать, когда мы сами же облекли себя бедам и напастям: недоверию Богу и людям, унынию и ропоту, злобе и вражде. Отсюда внутри нас и произрастают не цветы добра и красоты, а цветы зла и вражды, не цветы мира и единения, а цветы раздора и разъединения. Боже, пощади и помилуй заблудшее создание Свое! Не наказывай нас, не вметай в огонь как сено, как сорняки, прежде нашего покаяния! Будь долготерпелив и милосерд к нам, Господи! Священнику следует обратить внимание на то, чтобы во время поучения не потерять контакта с прихожанами, говорить от опыта и не затягивать проповедь. Глава III Священнослужение В Православной Церкви богослужение совершается только священниками. Такой порядок установил Сам Иисус Христос, который даровал все полномочия и благодать священнодействия Апостолам, а через них их преемникам, пастырям Церкви Христовой. По уставу Церкви богослужение на приходе должно совершаться ежедневно. Пастырю не нужно смущаться малым количеством прихожан и даже совершенным их отсутствием на богослужении, это не должно быть поводом для прекращения ежедневного богослужения. Опыт показывает, что неопустительное совершение общественного богослужения, как правило, возбуждает в прихожанах усердие к посещению храма Божиего. Пастырь имеет право совершать богослужение общественное или частное только после того, как он облачится в священные одежды, главной из которых для него является епитрахиль. С того момента как иерей надел епитрахиль, он начинает священнодействовать. Когда на нем еще нет епитрахили, он может рассуждать на любые темы, хотя оставаясь священником всё равно, но он не произносит сакраментальных возгласов. Одно время мы были дружны с батюшкой литовцем, ксендзом. Очень милый человек отец Михаил Тарвидис. Он говорил: «Вот я иду в храм, Мишенька кончается, начинается отец Михаил». Таким образом, он переступает порог храма и меняется, становится отцом Михаилом. А у меня другая мысль: священник должен быть в любом месте священником, независимо от того в храме он или не в храме, священник должен помнить о своем сане везде и всегда: и когда надевает епитрахиль, и до этого он тоже священник.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Впрочем, св. обители не только служат Богоугодными приютами для многих беспомощных, но и общественными хранилищами сокровищ и помощи. Каждый инок, отрекающийся от мира и яже в мире, отрекается от имущества своего 628 , и произвольною нищетою иноков доставляется помощь многим. Иные из вступающих в иночество имущество свое и часто значительное раздают нищим, иные родным, иные жертвуют в пользу монастыря и проч. Имуществом инока, как наследием после умершего, снабжаются другие; беднея сам, инок наделяет других; лишая себя, ущедряет ближнего; оставляя мир, уступает другим мирские преимущества, согласно с словами Ап. Павла: яко пищи, а многи богатяще ( 2Кор.6:10 ). Но это благо от жизни иноческой еще частное. Монастыри были сокровищницами государственными. Наше отечество, во дни бедствий, многократно почерпало из них значительное для себя пособие, и людьми, и хлебом, и деньгами 629 . Не только духовному образованию, но и даже умножению селений и городов во многих местах Россияи способствовали иноческие обители, вокруг коих обыкновенно селились привлекаемые и льготами ханскими, и несудными грамотами, даруемыми духовенству от князей, и нуждами нравственными и естественными, «По имени Монастырей, близь которых возникли селения, доселе называются города и слободы 630 , напр: Колязин город, от Колязина монастыря, Борисоглебская слобода близь Ростова от Борисоглебского монастыря, Сергиевский посад от Лавры и проч. IV. Попечение православной церкви о предметах, особенно необходимых и важных для благочестия и благополучия верующих Прав. Церковь , простирая свое матернее попечение о вступающих и вступивших в нее, в особенности о некоторых из верующих, сообразно их званию в обществе церковном и гражданском, своим попечением освящает и многие предметы, преимущественно необходимые и важные для благочестия и благополучия верующих: 1) место Богослужения и жительства, 2) время, 3) действия и 4) стихии. Место Богослужения Названия, начало и умножение храмов Божиих Место Богослужения есть Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Обряды и их виды Богослужение общественное и частное Круг служб, совершаемых в Православной Церкви, состоит из богослужений общественных и частных. Все общественное православное богослужение делится на три так называемых богослужебных круга: 1) суточный; 2) седмичный (недельный); 3) годовой. Песнопения и молитвословия, составляющие эти круги, повторяются за богослужением с соответствующей периодичностью: суточного круга – раз в сутки, седмичного – раз в седмицу (раз в неделю), годичного – раз в год. В общественном богослужении участвует вся полнота Церкви, все ее члены. Церковь всегда придавала богослужениям общественный характер, находя основания для этого в словах Христа:… ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18; 20 ). Поэтому молитва в храме является необходимой составляющей духовной жизни любого христианина. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Кроме общественных богослужений в Церкви совершаются и частные богослужения, необходимость которых обуславливается личными потребностями того или иного члена Церкви. Эти богослужения так и называются – требы (древнеслав. «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда»). Правда, понятие «требы» охватывает собой и важнейшие Таинства Православной Церкви: Крещение, Причащение (на дому), Покаяние, Елеосвящение, Венчание. О них было подробно рассказано в предыдущем томе справочника – «Таинства Православной Церкви». Предметом же исследования настоящего тома являются церковные обряды и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание. Профессор Свято-Тихоновского университета диакон Андрей Кураев определяет это понятие так: " Обряд – это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар – Себя. В этом уникальность Христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

М. Поповым переведены были и на русский язык. Митрополит Михаил не мог смотреть на это равнодушно и – Линдля, под благовидным предлогом, вежливо выпроводили в Одессу 67 . На смену ему, в 1820 г., вызвали из Германии другого ученого теолога и проповедника, из той же партии ново-католиков, к которой принадлежал и Линдль, – Госнера. „Прием, оказанный Госнеру, был еще благосклоннее, а красноречие его блистательнее; так что жители столицы всех вероисповеданий, не исключая и православного, толпами собирались по вечерам в католическую церковь (на Невском проспекте) слушать его проповеди 68 . Госнер утвердился в С.-Петербурге надолго. В том же году он выбран был в директоры Библейского Общества. Митрополит Михаил своими проповедями, которые говорил при каждом служении, привлекал так же массы народа; но он был один или, по крайней мере, таких проповедников, да и вообще проповедовавших православных пастырей было немного. Конечно в виду всеобщей потребности, искавшей себе удовлетворения из чуждых источников, и в связи с событиями, которые развертывались перед глазами, он предложил Св. Синоду единственное, что ему оставалось – принять меры к усилению проповедничества в русских православных церквах. Последствием этого предложения был циркулярный указ Св. Синода от 25 янв. 1821 года, в котором сказано было: „Святейший правительствующий Синод имел рассуждение, что общественное и частное наставление православного народа в вере и благонравии христианском, при возрастающем впрочем попечении духовного и содействии светского начальств, еще подвержено немаловажным недостаткам, как-то: великое число народа, в низших его классах, по безграмотности остается и детей своих оставляет без правильного домашнего наставления в истинах христианских; поучения, читаемые при богослужении из печатных книг, не всегда бывают вразумительны по языку и не всегда могут быть сообразны с потребностями слушателей по содержанию; собственные проповеди духовенством произносятся не довольно часто, большей частью без постоянного расположения времени и предметов и без достаточного применения к разумению и состоянию большей части слушателей, а по сему многие, особенно не имевшие случая наследовать расположение к благочестию через пример и предание от добрых родителей, имеют весьма недостаточные, а иногда и не правильные понятия о существенных обязанностях христианских; многие равнодушные к вере не возбуждаются, впавшие в грехи не чувствуют гибельности своего состояния, и не ищут исправления, слабые не предохраняются от совращения лжеучителями“...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010