Всюду чувствующий свою немощь и всемогущество Божие, может ли не призывать Бога на помощь? Чувство благодарности Наконец, к Богослужению побуждает нас благодарность к неисчислимым благодеяниям Божиим, как общим, дарованным для всех нас в природе и в Откровении, так и частным, ниспосылаемым каждому незаслуженно и неожиданно. Нет человека, а тем боле нет Христианина, который бы не чувствовал благодеяний Божиих. Если чувство общих даров иногда бывает слабо в человеке, привыкшем непрестанно видеть их и пользоваться ими, то сознание частных неожиданных милостей, какие ниспосылаются на нас, часто бывает так сильно, что из души нашей невольно изливаются чувства благодарения Богу, свидетельствующие о Верховном Мироправителе. Что, например, означают слова, произносимые нами при свиданиях: слава Богу? – не тайную ли благодарность Виновнику нашей жизни, – этого первого и великого блага нашего? что показывают слова, часто нами произносимые и слышимые: я этого и не ожидал, не надеялся, не чаял, или: только Бог спас меня и проч.? – не благодарность ли невидимому Хранителю и Спасителю нашему? Если бы Христианин, подобно праведному Иову, лишился всех благ временных, то и тогда он обязан благодарить Бога за блага духовные и вечные, хвалиться, как говорит Ап. Павел, в скорбях ( Рим.5:3 ) находить утешение в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа ( 2Кор.12:10 ), разграбление имения с радостью переносить ( Евр.10:34 ), и от полноты сердца взывать: да будет имя Господне благословенно ( Иов.1:21 )! Богослужение общественное и частное Чувствования благоговения в благодарности к Богу и наших немощей побуждают к служению Ему каждого человека, а равно и целое общество. Судьбы Божии, наказующие, милующие и благодеющие, ощутительны как для каждого из нас порознь, так и для всех вместе. Посему Богослужение бывает общественное, которое, по чиноположению Церкви, совершается в общем собрании правоверующих, под руководством служителей, алтаря, и частное, совершаемое одним или несколькими лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

VII. Речь, сказанная пред молебном по случаю закладки здания Рижского окружного суда 8 . Значение введения в Прибалтийском крае новых судебных установлений Святая православная Церковь внушает своим чадам, чтобы они каждое доброе дело, великое и малое, начинали молитвой к Господу Богу о благополучном совершении оного. Так, она имеет особый чин богослужения на основание и освящение храмов Божьих, на основание и освящение домов для жилищ людей, имеет особые молитвы на разные случаи: на построение корабля, на копание колодезя, пред посевом и собиранием плодов и вообще имеет молитвы для начатия всякого доброго дела. Цель и содержание этих богослужений и молитв состоят в том, чтобы испросить благословение Божье на начатие дела и помощь Его на благополучное и благоуспешное совершение и окончание оного. Православные сыны св. Церкви Христовой любят прибегать к молитвам её при начатии и окончании своих дел. В первом случае, испрашивают благословение Божье на начало дела, – во втором, благодарят за исполнение предприятия. То же самое мы видим здесь в настоящее время. Только здесь не один человек, не одна семья и не частное какое-либо общество собралось на молитву пред начатием дела, а целое местное общество во главе со своими представителями, – целая местная церковь с пасомыми и пастырями во главе с её предстоятелем. Уже поэтому можно заключить, что будет полагаться начало делу, имеющему не личное чьё-либо, или частное, но общественное и, притом, важное значение. Мы будем полагать основанье зданья для Рижского окружного суда, – здание, которое будет иметь великое значение для Риги и всей области не само по себе, но по своему назначению и по тем делам, которые будут совершаться в нём. Не важна, сама по себе, закладка того или другого здания, но значение она получает от цели основываемого здания; не особенно, может быть, важно основание здания и для окружного суда, как скоро самый суд уже введён в известной области, и жители её уже пользуются благами его, но только для него не было выстроено собственное здание. Что же касается до той области, какова наша, где ещё не введён новый суд, и где основание здания для суда служит самым наглядным доказательством скорого введения оного, там само основание здания для суда получает значение события, значение великого и радостного торжества. Таково именно значение для нас закладки здания для Рижского окружного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

«Дайте и мне власть сию» ( ξουσαν τατην), обратился к апостолам Симон, видя, что они одни располагают ею ( Деян. 8:19 ). От апостолов эта власть перешла и к церкви, и она употребляла ее во все времена так же свободно и самостоятельно, как и Основатель церкви. Силою этой единой и никакой другой власти установлено было устройство церкви по образу, начертанному в евангелии, установлено в ней богослужение, определено ее управление, указан образ жизни в ней, словом, изданы были все законы, касающиеся церковных учреждений и составляющие церковное право. Эту самобытность источника церковного права и, следовательно, самого права доказывает нам самым очевидным образом его история. Из нее мы видим, что это самое право самостоятельно существовало и развивалось в течение целых трех веков, – первых трех веков христианства, когда государство не только не помогало церкви, но и не признавало за ней юридического существования. Когда, затем, государство вступило в союз с церковью, церковное право не только ничего не потеряло из своей самобытности, но, продолжая развиваться на своих, утвержденных уже, основах, повлияло даже на государственное и гражданское право и содействовало преобразованию того и другого, так же, как и всей общественной жизни тогдашнего мира 16 . Из сказанного видно, что раз существуют различные юридические отношения, в которых может находиться человек или как личность сама по себе, или как член государства, или как член церкви, – а эти отношения в отдельности по существу своему различны между собою, – то должны существовать и три отдельные области этих юридических отношений, отсюда и самое право должно разделяться на право частное, право общественное и право церковное и, следовательно, положение церковного права в общей системе права так же самостоятельно, как самостоятельны сами по себе право частное и право публичное 17 . § 5. Наука церковного права. Из самого положения церкви и значения ее права вытекает необходимость изложения этого права так, чтобы видны были органическое единство его и оживляющая его основная мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

III. Попечение православной церкви о некоторых из правоверующих в особенности сообразно их званию в обществе и церковном и гражданском Церковь Православная, благотворно и спасительно осеняя и охраняя вообще всех нас, вступивших в благодатный союз с нею и неизменно пребывающих в послушании ей, из среды нас особенно руководствует и освящает своим Богослужением, сообразно званиям и нуждам нашим, членов государства, клира, семейства, иночества и других членов общества церковного и гражданского. Богослужение для членов Государства Лица Царского дома Государство, подобно нашему телу, состоит из разных членов, соединенных между собою одною властию, одними законами, наречием, обычаями и взаимными выгодами. В теле нашем нет членов лишних и ненужных: так в великом теле Государства ни один член не может сказать другому; ты мне не надобен. Не может око рещи руце: не требе ми еси: или паки глава ногам: не требе ми есте ( 1Кор.12:21–22 ). В теле нашем есть члены благообразнии и неблагообразнии ( 1Кор.12:24 ), властительствующие и подчиненные: и в теле гражданском бывают и должны быть члены высшие и нисшие, начальствующие и подчиненные. В теле нашем члены, имея свое частное назначение и деятельность, движутся и служат все, под одним общим управлением, для одной общей цели: и в теле государственном многоразличные члены, имея и сохраняя свое особенное звание и назначение, должны жить и служить для блага общего, по указаниям общего закона и одной Высшей власти, и в служении благу общему обретать собственное. Господь, призвав нас для жизни частно-общественной, глубоко напечатлел в нас чувство долга и подчиненности закону и власти, чем единственно охраняется и утверждается благоденствие частное и общественное. Коренной источник власти и силы в Государстве есть Царь царствующих и Господь господствующих. Как власть и господство над тварями даны Творцем человеку ( Быт.1:28 ): так от Господа же происходит и власть семейная и родительская, церковная и гражданская, например: власть Церкви Божией над человеками ( Быт.27:29 , Мф.18:17 ) власть патриархов, Богом избранных ( Быт.12:7. 27:29; 48:19 .); вождей ( Исх.3:10, 7:1 . Нав.1:5 ); судей ( Суд.2:16 . Деян.13:20 ), и царей у народа Божия ( 1Цар.9:16, 17. 16:1 . Прем. 9:7 ), а равно и у других народов; ибо комуждо языку Господь устроил вождя ( Сир. 17:14 ). Несть бо власть, аще не от Бога: сущыяже власти от Бога учинены суть ( Рим.13:1 ). Дана есть от Господа держава Царям и сила от Вышняго (Премуд. 6:3). Князи служителие бо Божии суть ( Рим.13:6 ); слуги царства Божия ( Прем.6:4 ). Судии не человеческий суд творят, но Господень ( 2Пар.19:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И служителей церкви для совершения таинств и отправления общественного Богослужения той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовстники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дло служения, в созидание тла Христова ( Еф. 4:11–12 ). Нет сомнения, что и прочие таинства, что содержит церковь , непосредственно установил и заповедал Сам Спаситель. поскольку Апостолы, что ни учредили или заповедали, все то от Самого Спасителя приняли, по оному слову Апостола Павла: пореях от Господа, еже и предах вам ( 1Кор. 11:23 ). Во 2х) Явствует из примера Апостолов и первенствующей церкви. Апостолы, верные Иисусу Христу и действовавшие по духу его, везде где только ни назидали Церковь вводили святое собрание и тщательно увещевали верных не оставлять оных ( Евр. 10:24–25 ). В 3х) Из необходимого отношения общественного Богослужения по внутреннему Богопочтению из совокупности которых оно проистекает как необходимое следствие внутреннего и внешнего Богопочтения, будучи рассматриваемы в самом действии, должны поставлять человека в одинаковое внутреннее и внешнее отношение к Богу или в одинаковый порядок Богослужения. Бог есть всеобщий Творец, владыка и отец; посему верные, естли не все в одном месте, то все в одно время, в одном чине священнодействий, в чине молитв и песнопений, едиными устами и сердцем, должны исповедать владычество Божие, должны исповедать по подражанию небесным силам, в совокупности, славословящих Господа, и во образе того всемирного благословления, каковое по исполнении веков имеет быть и от Ангелов и от человеков вкупе приносимо Богу, яко всеобщему владыке. В 4х) Необходимо по действительности оного на расположение всех и каждого к истинной вере и благочестию. Непременный и всегда одинаковый порядок общественного Богослужения. в а.) есть самое действительнейшее средство к исповеданию веры в единстве и неизменяемости ея. Хотя вера достаточно раскрыта в слове Божием; но без общественного Богослужения она у многих могла бы прийти в забвение, а еще более того могла бы подвергнутся различным изменениям от вольномыслия человеческого. Посему общественное Богослужение, составляя живый и действительный памятник веры, постоянно сохраняет как вообще веру в неизменяемом единстве, так для всех и каждого самым простым и внятным образом проповедует истины оной ( Пс. 8:2 ).–

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

в) Пение, как музыкальная форма внутреннего богопочтения. Значение этой формы. Особенности ее в православном богослужении. Инструментальная музыка и пение. Происхождение христианского богослужебного пения. Пение при богослужении до И[оанна] Дамаскина. Преобразование пения И[оанном] Дамаскиным. Греческое пение после И[оанна] Дамаскина. Богослужебное пение в России. Происхождение и различные роды древнерусского богослужебного пения. Пение демественное. Пение кондакарное и греческое. Знаменное пение. Богослужебное пение в России под влиянием западного. Партесное пение и его история в России. Церковное пение в Западной Церкви. (г) Действия, сопровождающие молитву и песнопение, как особая форма внутреннего богопочтения. Значение этой формы. Частное рассмотрение действий, сопровождающих молитву. Стояние при богослужении, коленопреклонение, поклоны, обращение на восток, крестное знамение. 2 . Харизматический элемент в богослужении христианском. а) Дидактизм в христианском богослужении – аа) Чтение Св[ященного] Писания при богослужении. Книги, читавшиеся в древности при богослужении. Порядок и количество чтений. Образ чтения и обряды, сопровождавшие чтение. бб) Проповедь, как составная часть богослужения. Обряды, сопровождавшие проповедь при древнем богослужении. б) Сакраментальные или таинственные действия, входящие в состав всех богослужебных чинопоследований. Благословение с призыванием имени Божия. Крестное знамение. Часть вторая – частная литургика Православной Церкви. О составе чинопоследований православного богослужения. 1 .   Чинопоследования вседневного общественного богослужения. – Литургия. Историческое развитие православного чинопоследования Литургии. Литургия по описанию отцов II и III вв. Литургия в IV в. Труды свв. Василия Великого и И [оанна] Златоуста по составлению Литургии. Изменения, произошедшие в Литургии Златоуста после Златоуста. – Литургия Преждеосвященных Даров. Происхождение и древность этой Литургии. Кому принадлежит ее составление? – Чинопоследования вечернего и утреннего богослужения. Состав этих чинопоследований в древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

О.Д. Лада Скачать epub pdf Песнопения православной Церкви Древность употребления священных песнопений Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками. Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное. С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраниях христиан, вместе с тем замечает: «Вся же благообразно и по чину да бывают» ( 1Кор. 14, 40 ), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку. С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения. Различие христианских песнопений по их происхождению Уже в богослужении времени апостольского различаются песнопения трех родов: псалмы, гимны и песни духовные. Что касается псалмов Давида, то они имеют весьма обширное употребление в богослужении Православной Церкви. Второй ряд составляют гимны . Под этим именем разумеются, так называемые, гимны ветхозаветных отцов, именно: песнь Израиля, воспетая по переходе чрез Чермное море ( Исх.15: 1–19 ), обличительная песнь Моисея ( Втор.32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила ( 1Цар. 2:1–10 ), песни пророков: Исаии ( Ис.26: 9–17 ). Аввакума ( Авв. 3:1–12 ), Ионы ( Ион.2:3–10 ), песнь трех вавилонских отроков ( Дан. 3:24–90 ). Сюда же относятся: песнь Богородицы ( Лук.1:46–55 ), молитва Симеона Богоприимца ( Лук.2:29–32 ), молитва Захарии ( Лук.1:68–79 ). Употребление всех этих гимнов при христианском богослужении современно началу употребления псалмов. В IV и даже в III веках встречаются толкования на эти гимны у св. Ипполита, Дидима, Евсевия и Феодора Ираклийского. Песни ветхозаветных праведников особенно замечательны в том отношении, что они были приняты св. Иоанном Дамаскиным за основание составленных им канонов. Причиною этого было, без сомнения, давнее их употребление при богослужении, в силу чего некоторые отшельники и по составлении тропарей употребляли эти песни вместо тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предварение В сочинении «О Богослужении западной Церкви», относящемся к Сравнительной Литургике, было представлено сравнение западного чина (ritus) Богослужения с восточным, православным. А в настоящем сочинении «О Богослужебном благочинии (disciplina) западной Церкви», заимствующем свое содержание преимущественно из Канонического права, или Церковного законоведения, сравниваются правила и постановления, касающиеся до Богослужения (cultus) и священнодействий в западной и восточной Церкви. Сходство их в некоторых случаях ручается за древность литургической практики православной, а различие показывает, по большей части, те нововведения и изменения, которые сделала в богослужебной дисциплине Церковь латинская. Самое же сравнение яснее показывает преимущественное достоинство богослужебного благочиния православного по латинскому присловию: «opposita juxta se posita magis elucescunt». Сочинитель. Неаполь 23 августа/4 сентября 1857 года. Пяток. Память св. муч. Луппа, и отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Вступление Относительно богослужебного благочиния, хотя Латинская церковь и сходствует во многих случаях с Православною, но последняя имеет преимущество пред первою в том, что доселе соблюдает тоже самое богослужебное благочиние, какое существовало в древней Кафолической церкви, тогда как западная церковь , без особенной нужды и без определения Вселенских Соборов, сделала в нем много произвольных и ненужных изменений, и чрез это самое отделилась от церкви восточной, православной. Это мы усмотрим из следующего начертания богослужебного благочиния у латинян, сравнительно с таковым же благочинием в нашей церкви. Богослужение Латинской церкви, также как и нашей Православной, бывает общественное, совершаемое служителями Алтаря для общего собрания верующих, и частное, удовлетворяющее особенным их духовным потребностям. Сообразно с этим, и церковное благочиние касается до Богослужения как общественного, так и частного. I. Благочиние Богослужения общественного Общественное Богослужение западной церкви, также как и восточной, можно снова разделить на повседневное и повременное. Отсюда происходит – 1. Благочиние Богослужения повседневного

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Кроме общих названий церкви, были еще некоторые частные, свойственные только некоторым частным церквам, как зданию. Так, церкви, построенные на гробах и в память мучеников, назывались μαρτριον или memoria, 944 построенные в память Апостолов – ποστολεον, 945 в честь пророков – προφητεον. 946 Позднее и до нашего времени вошло в обычай называть церкви именем лица или события, в честь и воспоминание которого построен храм. Эти храмы, как заметил еще Августин, не были в собственном смысле церквами святых; но все были церквами Божиими, ибо посвящались на служение Богу, а Мученики, Апостолы и Пророки назывались только молитвенниками и ходатаями пред Богом. 947 О происхождении христианских храмов Первоначально, по сотворении человека, как частное, так и общественное Богослужение совершалось не в храмах, но под открытым небом, по всему пространству земли, на котором обитал человек, устрояя жертвенники. Так, Каин и Авель приносили Богу жертвы в поле, Ной – там, где он вышел из ковчега, а Авраам на горе Мория. Далее по времени местом Богослужения обыкновенно избирались такие места, которые ознаменованы были явлениями Божиими или другими какими-либо благодеяниями Божиими, таковы напр., Сихем, где Бог явился Аврааму и обещал отдать ему и его потомству землю Ханаанскую, 948 Вефиль, где Иаков видел чудную лестницу, 949 Вирсавия, где Авраам заключил союз с Авимелехом, царем Герарским. 950 В последствии сам Бог, 951 чтобы показать свою особенную благость к избранному народу, повелел Моисею устроить скинию, или подвижной храм 952 для общественного Богослужения, в котором Он принимал от людей молитвы и жертвы и являл себя в откровении. 953 Когда же избранный народ Божий сделался спокойным обладателем обетованной земли, Давид молил Бога о дозволении устроить ему постоянный храм по образцу скинии; но построить сей храм истинному Богу, предназначено было сыну его, Соломону. Это был, если не первый в мире храм, то, по крайней мере, единственный храм, посвященный имени Бога истинного среди избранного народа, – единственный потому, что Евреям не дозволено было совершать общественного Богослужения нигде, кроме сего храма, который сам Бог избрал себе жилищем. 954 По подобию храма Соломонова создан был и второй храм, 955 по возвращении Иудеев из плена Вавилонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010