Общественный культ Контовой религии состоит из различных общественных церемоний, торжеств и праздников. Всех таких праздников в течение года должно быть восемьдесят четыре– ни больше, ни меньше; при этом они должны быть распределены равномерно по месяцам и неделям, с тем однако, чтобы на каждую неделю непременно приходился хотя один праздник. Праздники эти должны быть посвящены прославлению человечества в нем самом, прославлению, напр., различных политических союзов, воспоминанию о славных событиях в истории жизни человечества. Установив для своей новой религии определенный культ, О. Конт признал необходимым и существование особого класса его служителей, т. е., духовенства или клира. Самого себя он объявил папою или первосвященником новой религии- Grand- pretre de I’humanite! Обязанности духовенства не должны были ограничиваться только исполнением торжественных обрядов и совершением богослужений религии человечества. Духовенство Конт признает самою могущественною силою в своем будущем государстве, которое должно заменить собою все европейские государства именно через тридцать три года (т. е. в 1884 году!) не раньте, не позже! Духовенство новой религии не должно пользоваться политическою властью; но в его руках должна быть безграничная власть моральная: оно не должно повелевать, но обязано советовать и увещевать. Прежде всего на него возлагается обязанность уравновешивать неограниченное господство гражданских правителей; ему поручается воспитание и образование юношества, медицина (обыкновенных врачей Конт называет только коновалами) и посредничество во всех социальных раздорах, напр., между правительством и подданными, хозяевами и рабочими, богатыми и неимущими, патрициями и плебееми. Если частное увещание окажется недостаточным, духовенство может делать виновным даже публичный выговор, а в крайнем случае может и отлучать их. Духовенству поручается надзор за народной нравственностью и направлением литературы; все книги, враждебные позитивизму, духовенство должно уничтожать посредством сожжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

О частном и общем Богослужении Понятие о Богослужении в частном смысле Когда общие, всегдашние действия Богопочтения, каковы суть хвала Богу, призывание имени Божия и молитва во всех видах ея, совершаются в известном порядке и в известное время: то сие собственно называется Богослужением. По двоякому образу совершения оно есть двоякое частное и общественное. Частное Богослужение Частное Богослужение есть совершение Богослужебных действий в частом доме или месте одним лицем, или в совокупности членами целого семейства по известному принятому или свободному порядку, зависящему от благочестивого расположения совершающих оное. Частное Богослужение составляет всегдашнюю необходимую обязанность и пр./Смотри в книге «Черты деятельного учения веры» стр. 160; издание второе, 1825 г. – стр. 158./ Поскольку же каждый дом, каждое семейство есть особенная домашняя церковь ; то под именем частного Богослужения разумеется совершение Богослужебных действий как одним лицем, так и совокупленное целым семейством. Таковое совокупное совершение частного Богослужения в патриархальной церкви непосредственно Самим Богом заповедано: Вм, говорит, Господь ко Аврааму: яко заповсть сыном своим и дому своему по себ, и сохранят пути Господни творити правду и суд ( Быт. 18:19 ). В законе подтверждено – научите, заповедует Бог чрез Моисея каждому отцу семейства: сим чада своя глаголати сия, седящу теб в дому и идущу теб в пути, и возлежащу ти и востающу ти ( Втор. 11:19 ), а от христиан ясно требуется как всеобщею благоустроенностию христианской жизни, так особенной ревностию о взаимном созидании вообще ближних, особенно своих – присных: глаголюще себ во псалмх и пниях и пснех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф. 5:19 ). Польза и необходимость совершения домашнего Богослужения в совокупности очевидна во 1 х из того, что в домашнем Богослужении мы с большею свободою и удобностию можем входить в собственное наше состояние и состояние домашних наших и отселе смотря по надобности учить и назидать и их и самих себя. β .) Ничем не может столько утвердиться в семействах Богобоязненность в благочестии, утвердиться взаимный мир и согласие, облегчиться христианское воспитание, и вообще водвориться порядок и благоустройство, как взаимным общением в благочестии. γ .) поскольку и в домашнем Богослужении кроме молитвы не исключается – ни чтение слова Божия ни пения духовных песней ни взаимные наставления: отселе домашнее Богослужение есть лучшее приготовление к общественному. Общественное Богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Скачать epub pdf Часть четвертая. О предметах церковного управления и имущества Содержание церковного управления составляют: 1) учение веры; 2) 3) церковные должности и 4) церковные имущества. Церковь заботится о распространении учения веры. Во всех христианских обществах существуют миссии, учебные заведения для подготовления кандидатов на церковные должности миссионеров и различные общества для содействия просветительным целям церкви. На обязанности церкви лежит охранение чистоты веры и нравственности. Средством для этого служат различные меры, направленные к предупреждению уклонений от веры и нравственности (составление книг, цензура и проч.). Богослужение разделяется на общественное и частное. Для общественного богослужения учреждаются особые места (здания); иногда общественное богослужение совершается вне зданий (публичные процессии). Частное богослужение совершается для удовлетворения потребностей отдельных членов. Между различными видами частных богослужений особенное значение имеет брак, который в юридических науках известен под именем брачного права; к рассмотрению его мы сейчас и приступим. Отдел I. Брачное право А. Значение брачного союза Нет института в строе человеческом, который бы имел столь обширное, многостороннее влияние, который бы столь глубоко проникал в отношения людей, жизнь народов и государств, как институт брака. Каждый конкретный брак оказывает неотразимое влияние на судьбу супругов, в нем состоящих, и равно на судьбу детей и потомков, от него происходящих; через посредство каждого отдельного брака входят в соприкосновение многие лица, семейства, роды. При этом соприкосновении одни лица производят то или другое влияние на других, и сами подвергаются их влиянию. Частное влияние конкретных браков нередко в высшей степени широко и глубоко отражается на отдельных лицах. Всякий брачный союз имеет значение не только частного института, но и общественного, юридического, государственного и религиозного. Поэтому каждый конкретный брак затрагивает весьма разнообразные интересы отдельных лиц, рода, общества, государства и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Содержание церковного управления составляют: 1) учение веры; 2) богослужение; 3) церковные должности и 4) церковные имущества. Церковь заботится о распространении учения веры. Во всех христианских обществах существуют миссии, учебные заведения для подготовления кандидатов на церковные должности миссионеров и различные общества для содействия просветительным целям церкви. На обязанности церкви лежит охранение чистоты веры и нравственности. Средством для этого служат различные меры, направленные к предупреждению уклонений от веры и нравственности (составление книг, цензура и проч.). Богослужение разделяется на общественное и частное. Для общественного богослужения учреждаются особые места (здания); иногда общественное богослужение совершается вне здания (публичные процессии). Частное богослужение совершается для удовлетворения потребностей отдельных членов. Между различными видами частных богослужений особое значение имеет брак, который в юридических науках известен под именем брачного права; к рассмотрению его мы сейчас и приступим. Отдел первый. Брачное право Значение брачного союза. Нет института в строе человеческом, который бы имел столь обширное, многостороннее влияние; который бы столько глубоко проникал в отношения людей, жизнь народов и государств, как институт брака. Каждый конкретный брак оказывает неотразимое влияние на судьбу супругов, в нём состоящих, и равно на судьбу детей, и потомков от него происходящих; через посредство каждого отдельного брака входят в соприкосновение многие лица, семейства, роды. При этом соприкосновении одни лица производят то или другое влияние на других, и сами подвергаются их влиянию. Частное влияние конкретных браков нередко в высшей степени широко и глубоко отражается на отдельных лицах. Всякий брачный союз имеет значение не только частного института, но и общественного, юридического, государственного и религиозного. Поэтому, каждый конкретный брак затрагивает весьма разнообразные интересы отдельных лиц, рода, общества, государства и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Глава I. О церкви Божией § 1. Церковь Божия на земле есть общество человеков, соединенных верою, законом, священноначалием и Богослужением, для славы Божией и собственного блаженства. Первою Церковию было общество первых, безгрешных человеков. Бывшая в Ветхом Завете называется ветхозаветною, а основанная Христом – новозаветною или христианскою. Та христианская Церковь , которая непрерывно и неизменно сохраняется от Апостолов, называется православною, правоверующею или апостольскою. По неизменному хранению ею учения и постановлений св. Апостолов и вселенских соборов, коих вещания и глаголы изречены для всей вселенной, именуется соборною, вселенскою или кафолическою; а по древлебывшему разделению римской империи на восточную и западную, – восточною. Церковь , пребывающая на земле и воинствующая против греха ( 2Тим. 2, 3 ), называется видимою и воинствующею, а Церковь Святых на небеси – невидимою, небесною, торжествующею ( Евр. 11: 22–23 ).Члены Православной Церкви суть все Святые, умершие в правой вере ( Лк. 20:38 ) и живущие на земле, которые принадлежат Церквам иерусалимской, антиохийской, александрийской, константинопольской, всероссийской, греческой и другим, соединенным между собою одним духом веры и учения, одним исповеданием и Богослужением, под единою вечною и всемогущею Главою, Господом нашим Иисусом Христом. Глава II. О Богослужении § 2. Богослужение бывает общественное, к которому каждый член Церкви призывается благовестом и частное, совершаемое в храмах и домах для одного или нескольких лиц, к участию в котором не обязываются все. И частное и общественное необходимо, важно и священно. Но общественное важнее частного, и по месту. которого устройство и освящение отличны от устроения и освящения обыкновенных наших жилищ: и по священнодействиям, из коих важнейшее совершается только в общественных храмах: и по качеству участия, которое при общественном Богослужении управляется не только нашим усердием, но и уставом Церкви; и по высшей славе Богу среди множества молящихся; и по умилительно-духовному назиданию среди лиц всякого возраста, пола, состояния и звания, смиренно преклоняющих главы и колена пред Всевышним; и по благотворному влиянию на утверждение взаимного союза между молящимися; и, что особенно важно, по обилию благодати Божией , которую сам Господь обещает молящемуся обществу ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Общественное Богослужение есть совокупное совершение Богослужебных действий в общем собрании верующих под руководством служителей церкви по известному чину и установлению и в особенно–посвященных на сие местах. – Хотя как общественное, так и частное Богослужение в главных основаниях, т. е. в общем предмете и цели между собою не разнствуют, и хотя чтение слова Божия, песнопения и молитвы составляют неотъемлемую принадлежность и домашнего Богослужения, впрочем, общественное Богослужение, отличаясь от частного вообще совокупным совершением Богослужебных действий в присутствии многих преимущественно отличается как самым порядком совершения священных действий, который как Богом утвержденный порядок, есть несравненно высший и священнейший образ служения Богу, так особенно отличается важностью принадлежащих и усвоенных оному Богослужебных действий. Некоторые из священных обрядов и действий и особенно таинств по внутренней важности своей таковы, что они в самом месте и частным образом от самых служителей Церкви или вовсе или без крайней нужды не могут быть совершаемы, а от частного человека без тяжкого преступления вовсе совершены быть не могут. – Необходимость Посему общественное богослужение, сколько выше и важнее частного богослужения, столько же нужнее и необходимее. Необходимость общественного Богослужения явствует: Во 1х) Из божественного установления оного. В ветхом завете оно было учреждено самим Богом и определено со всею подробностью: В три времена лта да явится всяк мужеск пол пред Господем Богом твоим, на мсте, еже изберет Господь Бог твой: в праздник опресноков, и в праздник пятдесятницы седмиц, и в праздник кущей ( Втор. 16:16 ). В новом завете Иисус Христос повелел учить повсемственно вере и крестить верующих: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19; 10:27 ). Установил таинство Евхаристии и заповедал совершать оную до своего пришествия: приим хлб, хвалу воздав преломи, и даде им, глаголя: сие есть тло мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание. Такожде же и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завт моею кровию, яже за вы проливается ( Лк. 22:19–20 ). Установил таинство покаяния: Сия рек, дуну и глагола им: приимите Дух свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин. 20:22–23 ). –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Предварительные сведения 1. Понятие о Богослужении Богослужением Православной Христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку чрез посредство пастырей Церкви. Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом. Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается: (Знаменский. Учение о Богослужении Православной Церкви.) 2. Разделение Богослужения на общественное и частное Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; а Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью и чрез нее со Христом. 3. Разделение церковных служб на постоянные и особенные Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида: 4. Понятие о кругах Богослужения Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений: Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.). Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным. Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное по ряду рукописей «Ока церковного» было осуществлено в 1610 году. В 17 веке большую работу по упорядочению богослужения провел митр. Киевский Петр Могила . Наверное, многих смущает его фамилия. По происхождению он был румын из области, именуемой Валахией. Вообще его фамилия была Мовиле, но русскому человеку свойственно иностранные слова коверкать, делая их более удобопроизносимыми. Так что Могила – это просто некое искажение румынской фамилии. Кстати, в самом богослужении можно видеть подобные вещи. Скажем, такой возглас, как «Премудрость, прости!» В греческом оригинале он звучит как «София, орфи!» Первое слово этого возгласа было переведено на славянский язык как «премудрость», а второе не было переведено как «прямо», «право», «правильно». Но само его звучание было несколько искажено, и греческое «орфи» превратилось в не вполне понятное «прости». Что же сделал в смысле литургическом митр. Киевский Петр Могила ? В основном он реформировал частное богослужение – Требник. Вам известно, что помимо общественного, так называемого чередного, богослужения существует частное богослужение, совершаемое не для всей полноты церковной, а для группы или даже ради одного члена Церкви. Такие богослужения получили названия треб, поскольку служением их удовлетворяются личные духовные потребности того человека, который заказывает требу. Петр Могила придал требнику более стройный и завершенный вид. Особенно это следует сказать о разного рода молебнах, последования которых имеются в Киевомогилянском требнике, – так называемых молебных пениях. По всей видимости, чин молебных пений восходит к уставу Великой церкви, а точнее – к песненным последованиям. Сам по себе молебен – это некая калька с утрени, я бы сказал, краткий ее конспект, приспособленный к тем или иным частным нуждам, ради которых совершается молебен. Особенно стройную песненную структуру молебнам придал Петр (Могила) . Обычаи Великой церкви в наших соборных храмах сохранялись весьма долго. В явной форме их можно было наблюдать еще в 17 веке, а в виде некоторых рудиментов и теперь, особенно на большие праздники в кафедральных соборах или в храмах, которые являются центрами благочиния, в многоштатных многолюдных приходах. Богослужение там совершается с нарочитой пышностью и торжественностью. В частности, вход на вечерне либо на литургии. Если посмотреть монашеский устав, то можно увидеть, что во входе принимают участие только служащие клирики – один священник и один диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 3. Совершение частного богослужения (требы) «И ныне Христос действует! И ныне Дух Святой совершает Спасительные знамения в Христианских Таинствах». Епископ Игнатий (Брянченинов) т. 4. стр. 276–277. 1. Задачи частного душепопечения Господь Иисус Христос для Церкви власть низводить Святого Духа на верующих в совершаемых пастырями таинствах. Пятидесятница некогда совершившаяся над ликом апостольским в Иерусалиме, всегда совершается в Церкви в таинствах, посредством апостольского преемства, через иерархию. Церковь установила седьмеричное число таинств, но в церковной практике количество тайнодействий значительно больше, нежели семь. Так, Церковь имеет различные чины и молитвы освящения (например, храма, святой воды, особенно в день Богоявления, икон, крестов, плодов, всякой вещи и другое) в которых при молитве священнослужителей и соблюдении определенной внешней формы низводится божественное освящение и Благодать Святого Духа. Литургическое служение священника по своему объему очень обширно и обнимает, как служение в храме, так и вне его. Священнослужитель всегда является сосудом и орудием Божественной Благодати, даруемой на освящение человеческого рода. Совершение треб для верующих есть продолжение того богослужения, которое совершалось для всей приходящей общины. Частное богослужение можно назвать малым служением (или микро-служение). Оно по своему объему является более кратким, сокращенным вариантом основных церковных служб (например, молебен построен по плану утрени, а панихида, особенно парастас – всенощной), совершается для меньшего числа людей. Конечная цель всякого богослужения, совершаемого для всей общины или для одного ее члена, одна – спасение человека. Пути же к достижению поставленной цели много различны. Общественное богослужение, наиболее полно выраженное литургией, обычно совершается в храме, в этой соборной службе принимает участие (активное или пассивное) вся приходская община. Частное богослужение удовлетворяет религиозную потребность (отсюда название треба) отдельных прихожан (например, крещение или венчание) или известной группы верующих (например, служение молебнов, освящение воды).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

II. Богослужение православной церкви § 6. Богослужение православной церкви Богослужение православной церкви бывает общественное и частное. Общественное Богослужение совершается в храме Божием в положенное по уставу время; частное – совершается в храме и вне храма, но время совершения его определяется нуждами и обстоятельствами жизни христиан, – от чего и называется требами. § 7. Составные части общественного Богослужения: Чтения из книг Священного Писания Общественное Богослужение состоит из чтений книг Священного Писания , из молитв и песнопений, содержащихся в Богослужебных книгах, и сопровождается особенными священнодействиями. Чтения из книг Священного Писания составляют одну из важнейших частей Богослужения православной церкви. Читаются книги ветхого и нового завета. а) Из ветхозаветных книг чаще всего читается псалтирь. Она состоит из 150 псалмов, разделенных на 20 кафизм 9 . Каждая кафизма разделяется на три славы, или части, которые чтец оканчивает: слава Отцу, и Сыну, и св. Духу,... а лик поет: и ныне и присно... Аллилуия (3-жды) слава тебе Боже... Это наз. стихословием кафизмы. Чтение псалтири бывает рядовое, т.-е. в течение недели она вся прочитывается, начиная с 1-й кафизмы на вечерни в субботу, в том порядке, в каком кафизмы стоят одна после другой. Исключение из ряда чтений сделано в пятницу; так как следующая по ряду кафизмы – 16-я и 17-я, прославляющая блаженство праведных (Блажени непорочнии), отнесены к субботе на утрени, как более сообразный с субботнею службою, посвященною прославленно праведных, непорочных душ. После кафизм во псалтири помещаются: а) песни Свящ. Писания, которые читаются и поются с каноном на утрени (в Великий, напр., пост, б) избранные псалмы с величаниями в праздники Господни и нарочитых святых 10 . Из других ветхозаветных книг чтения предлагаются в так называемых паримиях, т.-е. в избранных чтениях преимущественно из книг ветхого завета применительно к событию праздника или ко времени поста и покаяния. (Паримии читаются обыкновенно на вечернях великих праздников; а в Великий пост на вечерни, часах и на литургии преждеосвященной, – также на царских часах и на литургии Василия Великого , когда она соединяется с вечернею. Паримии помещаются в минеях и триодях на ряду в тех службах, на которых назначено читать их. Если же случится местный праздники, и празднуемому святому наряду не положено паримией в минеи месячной, тогда они берутся из общей минеи по лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010