д  . Между тем, это различение «общественного» и «частного» в богослужении находится коренном противоречии с основным и исконным пониманием христианского богослужения, как акта Церкви, в которой нет и не может быть ничего «частного», ибо это нарушало бы саму природу Церкви. Так же под влиянием школьного богословия и литургика стала рассматривать Литургию, как одну из служб, одно из таинств Церкви, искажая тем самым всю перспективу литургического предания, всегда видевшего в Евхаристии средоточие и источник всей жизни Церкви. Старая литургика не способна была критически отнестись к эмпирии церковной жизни, в которой, действительно, богослужение давно уже стало восприниматься, с одной стороны, как «общественный культ» Церкви, с другой же, как «требоисправление» регулируемое «заказом» верующих. Яды, отравлявшие нашу церковную жизнь, были как бы «узаконены» литургикой и опять–таки потому, что вместо того, чтобы своей задачей ставить богословское постижение богослужения, она мыслила себя в первую очередь как прикладная наука, призванная служит «практическим нуждам». Отсюда необходимость пересмотреть план литургического богословия, привести его в соответствие с природой изучаемого объекта и с методом его изучения. Как уже сказано, деление по принципу общественного и частного, должно быть отброшено. Назначение богослужения — созидать Церковь, то есть как раз «частное» вводить в новую жизнь, претворять в церковное, то есть общее во Христе… И это назначение также всегда — выражать Церковь, как единство Тела, Глава которого Христос. И оно, наконец в том, чтобы всегда «едиными устами и единым сердцем» служить Богу, ибо только такое служение Он заповедал Церкви. Так же не может быть оправдано такое выделение таинств в особую часть литургики, при котором Евхаристия оказывается «одним из» них. Евхаристия есть Таинство Церкви: то есть вечная актуализация ее, как Тела Христова, соединенного Духом Святым во Христе. И поэтому Евхаристия есть не только «самая важная» из всех служб, но одновременно и источник всей литургической жизни Церкви и ее цель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Мы приводим здесь полностью определение Св. Синода относительно совершения богослужения на инородческих языках, как документ особой исторической важности. “Имея в виду, что при содействии Православного Миссионерского Общества и существующей в г. Казани при Братстве Св. Гурия Переводческой Комиссии, получающей средства от означенного Общества, дело по переложению и изданию православных богослужебных и вероучительных книг на инородческие языки получило в настоящее время столь значительное развитие, что, с благословения Преосвященных, в некоторых приходах совершается даже богослужение на инородческих языках, и признавая, с одной стороны, что отправление богослужения для крещенных инородцев на родном их языке может служить одним из главных средств к духовному их просвещению и утверждению в вере православной, а с другой, – что применение сего средства, с успехом и пользою для дела зависит от ближайшего усмотрения местного епархиального начальства, Святейший Синод определяет: предоставить епархиальным архиереям разрешать по ближайшему своему усмотрению совершение богослужения на инородческих языках, с соблюдением следующих условий: а) где есть более или менее значительное число крещенных инородцев, допускать церковное богослужение, общественное и частное, на соответствующих языках, вполне или по частям; б) при богослужении должны быть употребляемы издания Православного Миссионерского Общества, напечатанные существующей при Братстве Св. Гурия в Казани Переводческой Комиссией; можно допускать временно и рукописные переводы, по одобренные означенной Комиссией; в) при введении и исполнении богослужения на инородческих языках обращать внимание на то, производит ли оно на инородцев благотворное и религиозное впечатление и г) если с инородцами в церкви присутствуют русские, то полезно соединять пополам или в известных пропорциях богослужение на славянском и инородческом языках”. Указ Св. Синода от 15 января 1883 г. за 1. См. Журн. Совета Правосл. Миссионерского Общества за 1883 г. 2, ст. 2. Еще ранее, именно в 1865 году, Св. Синод разрешил Алтайской духовной миссии совершать литургию на языке алтайских инородцев, “принимая во внимание, а) что с отпечатанием литургии Св. Иоанна Златоуста на наречии алтайцев представляется крещенным алтайцам, не разумеющим славянского богослужебного языка, возможность доставить духовное утешение слушанием божественной службы на понятном для них языке; б) что совершение литургии на природном наречий алтайцев послужит к утверждению их в вере и что, как Вселенская Церковь проповедует, учить и служить Богу на всех языках, коими говорят племена и народы, так и православная Церковь русская, имеющая в пределах Российского государства столь разноплеменных чад, назидает уже многих из них на их природных наречиях,,. Сборник сведений о православных миссиях. Москва. 1872. Ки. вторая, стр. 284–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Обязательность. Как всякий верующий вместе с вступлением в Церковь Христову обязывается слушать ее во всем и ей беспрекословно повиноваться, то непременный долг его есть благоговейно чтить и соблюдать весь чин богослужения и исполнять все его уставы, по намерению и назначению Церкви. Господь без ограничения сказал: «Аще... и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18, 17 ). Заповедь Церкви имеет важность, соответственную ей самой, то есть Божественную. «Вселенская Церковь никогда не говорила и не говорит от себя; но от Духа Божия, Которого непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до века» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Чл. 2). «Сие побуждает нас веровать не только во Святое Евангелие, Церковию принятое, что заповедал Христос: «веруйте во Евангелие» ( Мк. 1, 15 ), но и во все другие писания и соборные определения». Итак, пока есть какой закон, или заповедь, он имеет для всякого непреложную силу. Виды. Так как богослужение вообще бывает общественное и частное, то обязанности богослужения бывают двух родов: а) одни касательно богослужения общественного, б) другие – частного. а) Обязанности относительно общественного богослужения Понятие. Общественным внешнее богослужение называется тогда, когда оно совершается верующими торжественно, в совокупности, по известному чиноположению и под руководством служителей веры. Важность сего богослужения и обязанность к оному открывается: 1) из Божественного обетования Иисуса Христа являть Свое присутствие там, где двое или трое собираются во имя Его ( Мф. 18, 19–20 ) и из Его завещания совершать в Церкви Таинство Евхаристии ( Лк. 22, 19 ); 2) из примера Апостолов и всей первенствующей Церкви, руководствуемой ими ( Деян. 2, 46, 6:1–7 ); 3) из увещания Апостола не оставлять собраний христианских и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями ( Евр. 10, 25 ; Кол. 3, 16 ) и, наконец: 4) из благотворного действия общественного богослужения на сердца наши. Ибо, где удобнее и беспрепятственнее могут пробуждаться в нас благочестивые чувствования, подавляемые в нашем сердце многоразличными заботами и суетами жизни, как не при общественном богослужении, в котором каждое действие направлено к возбуждению оных?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава I. Богослужение общественное и частное Богослужение общественное охватывает круг служб, совершаемых в течение суток, седмицы, месяца и года. В нем участвует вся полнота членов Церкви, приходя в многочисленные храмы. В центре этих служб стоит Божественная Евхаристия. Все другие службы: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы с включенными в них памятями празднуемых на каждый день святых и великих праздников – духовно готовят членов Церкви к достойному участию в Евхаристии. Богослужение частное выделяется из этого цельного круга богослужений, учитывая личные нужды каждого христианина и приспосабливаясь к обстановке и возможностям жизни каждого человека. Этот вид богослужений охватывает Таинства и обряды Церкви, во время которых пастырю приходится индивидуально воздействовать на жизнь каждого верующего человека, неся ему Божие благословение и духовно его обновляя. 1. Периоды в истории богослужений Русской Церкви История богослужений в нашей Церкви делится на несколько периодов и находится под непрерывным влиянием богослужения греческого.. Систематическое указание на порядок и образ совершения церковных служб находится в церковно-богослужебной книге, именуемой Типикон, или Устав. В первый раз церковный устав был начертан на письме преподобным Саввой Освященным в VI веке и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII веке трудами преподобных Иоанна Дамаскина  и Косьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой обители он был снова восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений устава особенно замечательны сделанные в X веке монахом обители св. Саввы Марком, впоследствии епископом Идрутским. Он внес в устав правила о песнопениях греческой Церкви, составленные в IX u X веках, и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI век) и Филофей, патриарх Константинопольский (XIV век). Некоторые статьи Филофеева устава вошли и в славянские списки устава. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:19–20 ). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от коих труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе ( Мф.11:28–29 ). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: посему Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест Престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию ( Ис.6:1–3 ; Откр.4:8 ). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день ( Быт.2:3 ); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы ( Исх.29:38–41 ; Чис.28 ). Иисус Христос , сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и св. апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения. Начало и основание христианского богослужения положил Сам Господь наш Иисус Христос , особенно установлением таинства Святейшей Евхаристии и повелением совершать сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа, Церковь Христова от первых времен своих непрерывно творит воспоминание Господа и, подобно Церкви Небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими св. молитвами. Первые ученики Господа, говорит св. Лука, пребывали во учении апостол, и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах, по вся дни единодушно в церкви ( Деян.2:42, 46 ). От времен апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает мольбы ко Всевышнему. Как в царстве природы Господь ежедневно дает нам хлеб насущный для тела, так в царстве благодати ежедневно питает и укрепляет нас духовно богослужением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Существование, излагаемого во Второзаконии, закона о единстве места общественного богослужения задолго до Иосии, начиная например, с Давида, подтверждается кроме исторических ветхозаветных книг учительными и пророческими книгами. Так, Давид и современные ему псалмопевцы признавали гору Сион, на которой находился ковчег, святою горою Бога ( Пс.2:6 ), жилищем Божиим ( Пс.14:1 ). Они, вопреки критикам, утверждали, что там живет Господь ( Пс.9:12 ), слышит молитвы (3:5), оттуда посылает помощь и подкрепление (19:3), принимает хвалу и обеты (64:2). Они веровали, что к этой горе Господней будут приходит не только Иудеи, а иноплеменные народы и будут приносить в Иерусалим свои молитвенные дары ( Пс.67:16,30,32–36 ). Как можно изъяснить все подобные изречения и пророчества, если все места богослужения, по взгляду псаломопевцев, были одинаково угодны Богу и не Господь избрал их, а людской произвол? Тот же взгляд на места общественного богослужения раскрывается и в древней пророческой письменности. Так, древнейший из пророков-писателей, Иоиль, призвал всех Иудеев собраться в храме, поститься и плакать там вместе со священниками, чтобы Господь сжалился и отвратил бедствие, оставившее дом Господень без масла, вина и хлеба (2:14–18. – Отчего он не советовал Иудеям идти по своим высотам и жертвенникам и там умолять Бога?). Подобно псалмопевцам он возвещал, что Сион будет центральным местом богослужения для всех народов и местом дарования всеобщего спасения (2:32). Господь, обитающий и теперь на Сионе, по воззрению пророка, вечно будет обитать на нем, а из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим (3:16–21). Несколько позже Иоиля и задолго до Иосии живший пророк Амос видел главное преступление Израильтян в высотах, самовольно устроенных в Вефиле и Дане (7:8–9). Жилище Божие на земле, по воззрению его было одно – Сион (1:2). Отчасти современник Амоса, а более преемник его в пророческом служении Израильскому царству, Осия, с большею еще резкостью осуждал высоты и многочисленные жертвенники в лесах, полях и на гумнах Израильтян (4:13; 10:1,8). Построение Израильтянами многочисленных жертвенников пророк считал нарушением писанных Господних законов (8:11–12). А, кажется, естественно было бы пророкам Израильского царства быть расположенным к высотам, потому что храма там не было, но пророки все таки осуждали их. Также поступали современные Осии пророки Иудейского царства: Исаия и Михей. Оба они одинаково строго порицали высоты, распространенные в Иудейском и Израильском царствах, и видели в них тяжкий грех ( Ис.1:29;17:7–8 ; Мих.1:3 ). Иерусалимский храм и с ним вся Сионская гора, по их воззрению, составляют единственное на земле жилище Божие ( Ис.8:18;18:7;31:9 ; Мих.4:7 ). В будущем пророки возвещают полное прекращение служения на высотах ( Ис.17:7–8 ) и объединение всех народов служением Иегове в одном храме на Сионской горе Господней ( Ис.2:2–5,56:7 ; Мих.4:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Один из упомянутых писателей – Тертуллиан († 220) – излагает замечательное в настоящем случае недоумение современных ему христиан, каким образом совместить требования строгого поста с участием в Таинстве Евхаристии, и, желая разрешить это недоумение, всё же не указывает на лучший способ совмещения того и другого в литургии Преждеосвященных Даров, но предлагает держаться того же древнего обычая. «Весьма многие думают, – говорит он, – что во дни стояний (stationum, постов) не следует ходить к литургии (sacrificiorum orationibus), потому что стояние необходимо нарушается с принятием Тела Господня. Неужели Евхаристия нарушает благоговейное богоугождение, а не обязывает к нему еще более? Не торжественнее ли будет твое стояние, когда ты станешь еще перед жертвенником Божиим? Приняв Тело Господне и сохранив его (то есть до известного дня и часа), ты исправно соблюдешь и участие в литургии, и исполнение долга (поста)» 1608 . Отсюда можно заключить, что частное причащение Преждеосвященными Дарами по домам в африканской церкви тогда еще не было обращено в общественное богослужение литургии Преждеосвященных Даров. И в других западных церквах, даже тех, древнее богослужение которых было сходно с восточным, например, в Испании и Галлии, ни их богослужебные книги, ни правила соборов, ни творения церковных учителей до VII в. не представляют никакого упоминания о преждеосвященной литургии или ее чинопоследовании не только в разные дни Четыредесятницы, но и в один Великий пяток 1609 . Подобным образом и на самом Востоке в христианских обществах, отделившихся от Православной Церкви в V в. и сохранивших у себя немало древних ее учреждений, как-то: армяно-григориан, сирийских яковитов, несториан, коптов-яковитов и других, между множеством существующих у них литургий нет особого чина литургии Преждеосвященных Даров 1610 . Не может быть, чтобы в столь многочисленных обществах, живших в первые века нераздельной от Православной Церкви жизнью, не осталось никаких следов богослужения Преждеосвященных Даров, если бы оно было устроено с самых времен апостольских в известной ныне или приблизительно сходной форме преждеосвященной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Часть четвертая. Богослужение Общественное и частное богослужение Как мы уже говорили, Христос спасает людей не поодиночке, а в составе своего Тела – Церкви ( Еф. 5, 23 ), в единстве со всеми святыми ( Еф. 2, 18 ). Неудивительно, что и молитва возсылается воссылается не только каждым отдельно взятым христианином, но и всей Церковью. Еще в Ветхом Завете заповедь требовала единого места для жертвоприношения ( Втор. 12, 10–14 ), и все мужчины должны были трижды в год являться перед лицом Божиим ( Исх. 23, 17 ; Втор. 16, 16–17 ). Также и в Новом Завете вся Церковь собирается вместе, чтобы силой Святого Духа через Христа вознести молитву и благодарение Небесному Отцу. Именно поэтому христиане не ограничиваются только частной молитвой, но и все вместе, под руководством священников, приносят словесные жертвы Богу. Поскольку такая молитва есть проявление взаимной любви детей Божиих – главнейшего признака учеников Христовых ( Ин. 13, 35 ), то она привлекает на молящихся особое благоволение Создателя. Трудно получить вне общения с христианами такие дары Божии, которые получают прихожане храмов. По верному слову отца Павла Флоренского, «Господи, помилуй» в храме ценней дюжины акафистов дома. Даже пустынники, удалившиеся от мира, стремились в «собрание верных», чтобы получить облегчение в своей борьбе против него. Преподобный Онуфрий говорил, что, как олень, проглотивший ядовитую змею, стремится к роднику, так и монах, сражающийся с диаволом, каждую субботу и воскресенье стремится в храм, чтобы там получить живую воду благодати. Поэтому очень неразумно поступают удаляющиеся от общественной молитвы, они нарушают прямое постановление Писания: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение [Суда] дня оного» ( Евр. 10, 25 ). Храм: устройство, назначение Место, где дети Божии собираются вместе, чтобы вознести молитвы и благодарения Небесному Отцу, называется храмом, или Церковью. Ведь Церковь собирается здесь вокруг Господа, дающего нам Себя в Святой Чаше. Поэтому Сам Христос называет храм домом Бога Отца ( Ин. 2, 16 ) и домом молитвы ( Мк. 11, 17 ). Как верит Церковь , после освящения храма епископом (или положения в нем антиминса, епископом освященного), Дух Божий наполняет святилище, и Ангел встает на страже алтаря. В Церковь следует входить с молитвой и находиться в ней с благоговением и страхом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Сближение чина совершения евхаристии и причащения мирян с чином Православной Церкви обнаруживается в молитвенном призывании Святого Духа на предлежащие дары и в причащении мирян под обоими видами (каждым отдельно); но при этом необходимо иметь в виду, что главнейшим мгновением в литургии-мессе всеми старокатоликами признаётся произнесение слов установления евхаристии (Приимите ядите… Пийте от нея вси…), так что эти слова считаются тайносовершительными. – Наконец, нельзя не отметить ещё одной особенности в старокатолическом швейцарским чине мессы-литургии: это введение прошений пред возгласами: Господи помилуй… Христе помилуй, – прошений, напоминающих по содержанию своему прошений: «О мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей…», о Государе, Св. Синоде и т. д…, «О… недугующих, страждущих…»; таким образом, получается некоторое подобие части великой ектении нашего богослужения; такое же подобие просительной ектении у христиано-католиков мы находим на вечернем богослужении их в возгласах с ответами молящейся общины: Просим Тебя, услышь нас. Среди старокатолических богослужебных чинов литургии-мессы есть один такой, который в своём приближении к особенностям православной литургии представляет одно из самых отрадных явлений, и появление которого можно приветствовать от всей души с пожеланием ему наиболее широкого распространения. Это литургия-месса старокатоликов чехов, называемая чешско-славянскою мессою (Мšе eskoslovánská 146 ). В ней после общего старокатолическим литургиям-мессам начала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приступим ко алтарю Господню. К Богу спасению нашему, [или: к Богу, нашей радости и веселию, – как читается у старокатоликов германских] православный читатель с отрадным чувством встречает молитву Святому Духу, без которой не начинается у нас ни одно общественное и частное богослужение. Царю небесный… в чешско-славянской (старокатолической) литургии-мессе читается до конца священником. После сего присутствующие при богослужении (община) возглашают Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас 147 и попеременно с священником первые пять стихов 50-го псалма: Помилуй мя Боже… и грех мой предо мною есть выну.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Обязанности наши к Богу заключаются в вере, надежде и любви. Но если бы эти добродетели оставались только внутренними, то они не были бы добродетелями человеческими, ибо человек, вследствие своей двоякой природы, духовной и телесной, необходимо должен заявлять наружу свои мысли и чувства. Он обязан совершать наружные дела веры, надежды и любви, и в совершении этих дел состоит богослужение. Частное богослужение заключается преимущественно в молитве; общественное же в обрядах, сопровождающих совершение св. таинств и в особенности, божественной литургии, – о которой будет изложено в четвертой части этой книжки. Что касается молитвы, Иисус Христос дал нам в следующих словах, образец всех молитв, которые мы можем приносить Богу ( Мф. 6:9 и след.). «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; Да приидет царствие Твое; Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, Но избави нас от лукаваго. Аминь». Эта Молитва Господня содержит призывание и сем прошений. Призывание Призывание заключается в словах: «Отче наш, иже еси на небесех!» Мы должны называть Бога святым и сладостным именем Отца, так как Он один имеет существенное право на это название, ибо Иисус Христос сказал: «Един бо есть Отец ваш, иже на небеси» ( Мф. 23:9 ). Если название отца дается тому человеку, которому после Бога, мы обязаны жизнью, то это потому, что в нем изображается божественное отцовское достоинство в порядке естественном; если его также дают пастырям Церкви, то потому, что они представляют изображение божественного отцовского достоинства в порядке духовном. Таким образом, те и другие суть только символы отцовского достоинства, которое всеполно заключается в едином Боге, потому что Он есть единый творец всего существующего. Словом " наш«, вложенным Спасителем в уста всех своих учеников, Он напоминает, что весь искупленный Им человеческий род составляет в глазах Божьих одну семью. В самом деле, Он даровал всем, приявшим воплощенное Слово, возможность быть чадами Божьими ( Ин. 1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010