Треба – от слав. «нужный»; частное богослужение, не входящее в число общественных церковных служб, а совершаемое по потребности, по просьбе верующего (отсюда название). К Т относятся неуставные молитвы, молебны, исповедь, свадебное венчание, соборование (елеосвящение) перед смертью, Причащение больных на дому, освящение пищи, дома и, в настоящее время в Православной Церкви, – крещение, отпевание и панихида. У ромеев три последних были церковной службой, мистерией (см.: таинство), в частности, отпевание и панихида входили в погребальную службу. Требюше (лат. trabucium) – тип метательной машины – камнемета с противовесом, недвижимо установленном на метальном рычаге. Противовесом служил один или два симметрично подвешенных больших деревянных ящика, которые наполняли камнями, песком, землей. Т. стреляла точнее, чем иные машины (баллисты), поскольку противовес всегда действует одинаково. Из этой машины можно было попасть даже в гвоздь. Основою Т. была деревянная опорная рама, которая иногда ставилась на колеса или на неподвижную станину тоже в виде деревянной платформы или рамы. На опоре находилась вертикальная стойка, которая в свою очередь была точкой опоры насаженной на нее подвижной балки-балансира (метального рычага). К короткому толстому концу рычага крепился массивный противовес. К длинному тонкому концу рычага крепилась праща с вложенным в нее метательным снарядом. Т. изготовлялись легкие, которые метали камни весом до 2–3 кг и приводились в действие вручную (несколько человек резко дергали короткий конец рычага за веревки), и тяжелые, которые метали снаряды до 100 кг и приводились в действие подъёмом тяжелого противовеса с помощью колесного коловорота (на него наматывали канат, привязанный к длинному концу метального рычага). Стреляли из Т преимущественно сферическими каменными ядрами, которые надо было изготовить заранее. Кроме того, использовали «разрывные» снаряды из обожженной глины с вложенными в нее камнями, известью, зажигательные снаряды- сосуды со смолой, нефтью, горшки со змеями, скорпионами, полусгнившие остатки трупов животных, людей. В качестве «психологического оружия», случалось, метали отрубленные головы пленных. Дальность стрельбы 100-кг снарядом при противовесе 8 т была приблизительно 200 м, при весе снаряда в 40 кг он мог пролететь 350–400 м. Обслуга большого Т обычно насчитывала 10–12 человек. См.: манганик.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Идолопоклонство Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека и землю под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими опутывая его, что служением греху привел его к служению себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль стать равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь, вместе с тем все более и более переходил от удовлетворения нужд к удовлетворению прихотей и греховных желаний. Несовместимо с такой жизнью истинное богопознание и самопознание! Человек, потонув в земных попечениях и наслаждениях, сделавшись исключительно плотью, потерял само понятие об истинном Боге. Но чувство богопочитания неотъемлемо от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему, оно не уничтожено падением, хоть и лишено правильности. Руководствуясь этим бессознательным чувством, люди воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха – падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха – демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздал он почесть. Каждая страсть изображалась отдельным истуканом, или идолом. Идол был символом демона, совершенно чуждого жизни, совершенно мертвого для духовных ощущений. Перед такими идолами совершалось и общественное, и частное, или домашнее, поклонение, перед идолами закалывали и приносили жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было, в сущности, служением бесам, как учит нас божественный апостол Павел (см. 1Кор. 10, 20 ). Идольские храмы и сами идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, перестав быть храмом Бога Живого, сделался храмом и обиталищем сатаны (см. Лк. 11, 24–26 ). Идолопоклонство объяло всех людей и всю землю. Немногие избранные сохранили истинное богопознание и богослужение. Впоследствии Бог избрал и отделил в служение Себе народ израильский, даровав ему письменный закон. Но недуг идолопоклонства так сильно действовал в падшем человечестве, что и избранный народ, часто оставляя поклонение единому истинному Богу, стремился к поклонению кумирам. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

И такое моление было помимо собственно храмового богослужения, которое ветхозаветными евреями регулярно совершалось утром (от восхода солнца, т.е. с часу и до трех, а по нашему счету – с 6 до 9 утра) и вечером (с 9 до 12, т.е. с 15:00 до 18:00 часов, до захода солнца). А пример Давида показывает, что кроме распостраненного троекратного домашнего моления, которое совершалось соответственно троекратному каждению в скинии, бытовала и практика семикратной молитвы ( Пс. 118:164 ). По крайней мере, этому числу молитвословий соответствуют указываемые в Талмуде две шемы (т.е. утренняя и вечерняя молитвы) и три тефиллы (полуденная, предвечерняя и полунощная). А кроме того, были еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи. Эту же практику моления в определенные часы соблюдали и христиане, считая вместе с Климентом Римским , что «Господь повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определенные времена и часы». По крайней мере, такие древние письменные памятники как «Завет Господа» и Апостольские Постановления предписывают совершать молитвы, петь псалмы и читать «писания» утром, в третий, шестой и девятый часы дня, вечером и в петлоглашение. И во все последующие века служение Богу предписывалось совершатьименно таким способом. 2) Может, конечно, для начинающих молиться, формат одних лишь утрене-вечерних молитвословий и неплох, но согласитесь, что для тех, кто вырастает из него нет дальнейшего развития, кроме как добавлять к нему различные молитвы, псалмы, каноны и акафисты. Ну а так как современный молитвослов не дает никакой системы, которая позволяла бы упорядочивать домашнее моление, то все домашнее служение Богу сводится к беспорядочному использованию всех видов моления и чтения. 3) Но самый главный недостаток наших молитвословов заключается в том, что частное моление становится оторванным от молитвы общественной. И наш прихожанин, посещая годами храм, не понимает по какому принципу и с каким значением совершаются в нем различные последования. Да и сами церковнослужители воспитанные на молитвословах, порой не понимают смысла часословных последований, занимаясь простым их прочитыванием без всякого разбора (с собиранием их всех в одну кучу, и совершением до 7 служб за один раз). А ведь смысл не в том, чтобы просто службу совершить, а чтоб совершить ее во-время или как сказал бы Апостол, «благообразно и по чину» ( 1Кор. 14:40 ).

http://azbyka.ru/video/138-molitva-po-ch...

Собрание вне нарочитых молитвенных сектантских собраний может быть разрешено только зарегистрованным сектантам, а не таким, которые, как это нередко встречается, предпочитают формально, по паспорту, ради различных материальных выгод и для удобства пропаганды, оставаться православными. Этих лиц, чтобы устроить собрание, не может быть менее 25-ти, притом совершеннолетних и состоящих в русском подданстве. Означенные лица могут хлопотать о разрешении им молитвенного собрания только в тех местностях, где они все вместе, как религиозная община, живут. Местная власть (полицеймейстер, исправник или по уполномочию их пристав) может разрешить собрание, удостоверившись предварительно, что указанное помещение для предполагаемого собрания соответствует требованиям общественной безопасности, т. е. достаточно просторно для предполагаемого числа посетителей, не представляет опасности в отношении прочности, пожара и т. п. Разрешение дается властью непременно письменное, по указанному в заявлении адресу. Если же местная власть найдет, что просители содержат вероучение, не зарегистрованное правительством, как дозволенное (если, напр. вероучение их уголовно наказуемое, как хлыстов, скопцов и т. п.), или, если не все просители по паспорту принадлежат к указываемой секте, или если их менее 25-ти человек, или если в числе их есть несовершеннолетние и не русские подданные, или если они не соблюли двухнедельного предварительного срока для подачи заявления, или, наконец, если указанное ими частное помещение, по мнению властей, не удовлетворяет требованиям общественной безопасности, то местная власть, не позднее трех суток до предположенного собрания, объявляет просителям о недопущении собрания, с указанием причин этого недопущения. Правила предусматривают и воспрещают подмен молитвенных сектантских собраний чисто пропагаторскими. «Недопускается устройство, под видом богослужебного или молитвенного собрания, собраний для сообщений, чтений и собеседований, не имеющих характера собственно богослужения или молитвословия, собраний, не утвержденных правительством, юношеских кружков, а равно собраний для евангелизации, или катехизации несовершеннолетних или для совершения иных действий, знаменующих приобщение их к сектантскому вероучению» (п. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Собрание вне нарочитых молитвенных сектантских собраний может быть разрешено только зарегистрированным сектантам, а не таким, которые, как это нередко встречается, предпочитают формально, по паспорту, ради различных материальных выгод и для удобства пропаганды, оставаться православными. Этих лиц, чтобы устроить собрание, не может быть менее 25-ти, при том совершеннолетних и состоящих в русском подданстве. Означенные лица могут хлопотать о разрешении им молитвенного собрания только в тех местностях, где они все вместе, как религиозная община, живут. Местная власть (полицеймейстер, исправник или по уполномочию их пристав) может разрешить собрание, удостоверившись предварительно, что указанное помещение для предполагаемого собрания соответствует требованиям общественной безопасности, т. е. достаточно просторно для предполагаемого числа посетителей, не представляет опасности в отношении прочности, пожара и т. п. Разрешение дается властью непременно письменное, по указанному в заявлении адресу. Если же местная власть найдет, что просители содержат вероучение, не зарегистрированное правительством, как дозволенное (если, напр. вероучение их уголовно наказуемое, как хлыстов, скопцов и т. п), или, если не все просители по паспорту принадлежат к указываемой секте, или если их менее 25-ти человек, или если в числе их есть несовершеннолетние и не русские подданные, или если они не соблюли двухнедельного предварительного срока для подачи заявления, или, наконец, если указанное ими частное помещение, по мнению властей, не удовлетворяет требованиям общественной безопасности, то местная власть, не позднее трех суток до предположенного собрания, объявляет просителям о недопущении собрания, с указанием причин этого недопущения. Правила предусматривают и воспрещают подмен молитвенных сектантских собраний чисто пропагаторскими. «Не допускается устройство, под видом богослужебного или молитвенного собрания, – собраний для сообщений; чтений и собеседований, не имеющих характера собственно богослужения или молитвословия, собраний, не утвержденных правительством, юношеских кружков, а равно собраний для евангелизации, или катехизации несовершеннолетних, или для совершения иных действий, знаменующих приобщение их к сектантскому вероучению» (п. Ш.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

е., сообразно случаю, по которому справляется молебен. По ектении, на «Бог Господь», положено петь тропарь также «противу потребе«. Если же молебен пели Богородице, то тропарь указан Одигитрии: «К Богородице прилежно». По тропаре – 50-й псалом и канон «противу потребе». Если этот канон был в честь Спасителя, то по каждой песни полагалась катавасия: «Сохрани от бед рабы твоя, Многомилостиве…», если же канон Богородице, то катавасия – «Спаси от бед рабы Своя, Богородице». По третьей песни канона положена сугубая ектения, на которой указано несколько прошений на разные случаи: «за братию, отшедшую на службу», «о граде, в немже жительствуеши», «о обители, в нейже пребываеши», «о дожди», «о ведре». По 6-й песни, следовало Евангелие, «кое хощеши, противо коеяждо потребы«. В конце молебна положена молитва Пресвятой Богородице: «О пречистая Госпожа, Владычице, Богородица». Вслед за этим молебном, в тех же старопечатных требниках, помещен «канон молебен Господу нашему Иисусу Христу, певаем в общих напастех и в бездождие, в глад и мятеж, в сопротивление ветром, и в нашествие иноплеменных, и во всяком прошении«. Этот канон, надписываемый именем константинопольского патр. Филофея 881 , приспособлен к различным видам общественных бедствий. В нем встречаются указания на стихийные бедствия вообще: «зле тварь на ны развратися и злобит чрез естество, движущи ополчения естественная, Божий владычиий гнев всем возвещающи»; – на губительные ветры: «манием устави бури», «ветры укроти» и пр.; – на засуху: «удержася течение обычных дождев», «облацы чрез естество удержаша дождь»; – на голод: «разреши словом сушу и глад, напитав обычне своих людей«; – на нашествие иноплеменников: «избави от поганых Твое стадо», «поганых множества нечистых низложи» и др. Рассматриваемый канон, несомненно, греческого происхождения 882 и перешел в нашу русскую богослужебную практику через посредство югославянских богослужебных книг 883 . После Филофеевского канона «во общенуждие», в тех же старопечатных требниках, приводится, с таковым же назначением, две молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В основу этого молебна Могила положил греческий «κανν ες φβον σεισμο 969 и греческие же молитвы на тот случай, а, чтобы построить из этого канона и молитв молебное пение, принятого в его (Могилы) требнике типа, составитель сам добавил недостающие части, могущие быть отнесенными за счет его личного творчества. Так, Петром Могилой , к означенному канону присоединено приличествующее начало, состоящее, кроме обычных предначинательных молитв, из псалма 59, великой ектении с особыми прошениями и тропарей гл. 2: «Во гневе твоем, Господи, помяни щедроты Твоя», Слава: «Призирай на землю и творяй ю трястися»; и Ныне: «Заступнице христианам непостыдная». По третьей песни канона, по обычаю, принятому Могилой, следует сугубая ектения, с несколькими специальными прошениями, по 6-й песни – особые кондак и икос 970 , а по 9-й – стихиры гл. 1: «Основания всея земли подвизай Боже»; гл. 2: «Земли смущаемей гнева Твоего страхом»; гл. 6: «Ниневитяне согрешений ради...», «Страшен еси, Господи...«, Слава и Ныне, гл. 6: «Небесный царю человеколюбче Господи...». Ко второй и третьей, и четвертой стихирам положены припевы: «Призираяй на землю и творяй ю трястися», «Сотрясл еси землю и смутил еси ю», " Господи, не яростью Твоею обличи нас». По стихирах – три молитвы о избавлении от страшного труса, те же самые, что видим и в греческих евхологиях 971 . Со времени п. Никона , в нашем большом требнике так же печатается «канон в страх труса», представляющий из себя буквальный перевод греческого канона, с относящимся к нему стихирами, молитвами, апостольским и Евангельским чтениями 972 . Молебные пения в южнорусских печатных требниках первой пол. XVIIb., по преимуществу, в требнике м. Петра Могилы Творческий дух м. Петра Могилы не удовлетворился описанной наличностью в русских требниках различных молитв и последований на разные случаи общенародных бедствий. Этот замечательнейший литургический деятель, своим духовным взором подмечал и еще некоторые общественные нужды, имеющие уже чисто церковный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

от несущих в бытие приведый» и 4) – 2-я молитва того же, о том же: «Боже чудесных, великия и чудная соделавый». Ту или иную из этих молитв, взятых из греческих источников 900 , и нужно было присоединять к описанному последованию во общенуждие «по времени и потребе», т. е., сообразно потребности и обстоятельствам. Как видим, в распоряжении церкви в рассматриваемое нами время было достаточно молитв и последований, могущих быть приспособленными для всякого случая общественного богомоления; однако, этими молитвами и последованиями потребности верующах членов церкви далеко не удовлетворялись, и церковные писатели, по преимуществу, константинопольские патриархи Каллист и Филофей, пришли на встречу этим потребностям с своим творческим талантом и, кроме общих молитв, в большинстве также принадлежащих их перу, составили множество молитв и последований на разные определенные случаи общенародных молений, к рассмотрению состояния которых по нашим русским богослужебным памятникам, послушно следовавшими и в даном случае за греческой церковной письменностью, – мы и приступаем. 2. Молитвы и молебные пения на разные определенные случаи общенародных молений 1. Молитвы и молебное пение во время брани. Отправлявшийся на войну царь или князь, и следовавшее за ним войско, напутствовались, как видно из русских памятников рассматриваемого времени, особыми молитвами, коих по рукописным требникам XVI в. было несколько: а) Молитва , на войну идущему князю: «Владыко Господи вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебе молимся и Тебе ся кланяем, раба Твоего благоверного князя в мире... сохрани» 901 . Молитва эта позаимствована из греческих источников 902 . б) Молитва о князех в различных потребах, паче же внегда потребе бывшу ратному времени: " Господи Боже наш, Царь царствующих и Господь Господствующих, Тебе просим и Тебе молимся, спаси князя наша«. К этой молитве, обычно, присоединялась другая – на главопреклонение: «Тебе единому и человеколюбивому, иже Тобою вверенный, еже на земли княжити, преклони с нами выя и молит Ти ся, даруй мир во всех нас сердца» 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Итак, мнение критиков о позднейшем происхождении законов мнимого «священнического кодекса» о единстве места общественного богослужения опровергается всеми ветхозаветными книгами. Их гипотезы бездоказательны 56 . Такую же научную ценность и мнимое «научное беспристрастие» обнаруживают и другие критические доказательства позднейшего происхождения законов «священнического кодекса» и неизвестности их до плена. Критики, например Вельгаузен и др. с уверенностью утверждают, будто до плена Евреи не знали о жертве всесожжения и жертве за грех и повинность, а законы Пятокнижия об этих жертвах ( Лев.1,4 ,5гл.) ложно в нем приписываются Моисею. Евреи до плена знали лишь и приносили по обычаю других древних народов мирную жертву, сопровождающуюся пиршествами 57 . Но о жертве всесожжения упоминается в повествовании о Ное ( Быт.8:20 ), Аврааме ( Быт.22:1 ), Моисее ( Исх.10:25 ), Иисусе Навине (8:31), Гедеоне ( Суд.6:26 ), Маное ( Суд.13:16 ), о Самуиле ( 1Цар.7:9 ) и многих других лицах, живших очень задолго до плена. О жертве за грехи также часто упоминается, особенно у древних псалмопевцев ( Пс.39:7;49:8–23;50:6–7 ) и пророков ( Ос.4:8 ; Ис.53:10 ). Как же быть с этими библейскими свидетельствами? Сочесть их позднейшими «вставками» из священнического кодекса? – Никто этому не поверит. Критики, вводя в свой священнический кодекс законы Пятокнижия о праздниках ( Лев.16:23 ), также готовы утверждать позднейшее их происхождение и «натуральный» характер. Даже сомневаются в древности праздника Пасхи. Но вот в Библии, кроме Пятокнижия, упоминается о праздновании Пасхи при Иисусе Навине (5:10), особенно при Езекии ( 2Пар.30:1–27 ) и Иосии (2Пар.35гл.). Как быть с этими свидетельствами? Повествование об Иисусе Навине, говорят с апломбом критики, вероятно позднее вставлено под влиянием священнического кодекса. Повествование Паралимпоменон о Езекии и Иосии мало достоверно… Повествование о Пасхе в Исх.13 гл., хотя и не принадлежит к священническому кодексу, но «очень значительно переработано» девтерономистом. Упоминание о Пасхе в Исх. 34:23 – «испорчено», потому что «первоначально здесь читалось – праздник Мой, а позднее изменено в », – хотя ни в одной рукописи и ни в одном переводе не сохранилось свидетельства об этом гипотетическом чтении 58 . При таком обращении со священным текстом, конечно, можно доказать всякую самую нелепую гипотезу…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

36 Для этого удобнее, перед напоением, раздробить напояемую часть так, чтобы она держалась в верхней стороне и вливать Кровь как снаружи, так и между разрезами. 37 Указание Учит. Извест. на этот счет неудобно: кроме того, что неуместно кирпич класть на антиминс, горшок же с жаром – держать на престоле, от чего могут быть опасные случаи, – не скоро при таком способе можно подсушить Дары, так как дискос приходится держать в руках, следовательно достаточно разогреться он не может, иначе рука не вытерпит. Более же удобным представляется такой способ: становится около престола жаровня с горячим углем; запасные Дары ссыпаются на проскомидийную тарелочку, которая полагается на большую металлическую тарелку с глубоким дном; к этой последней приделывается ручка (обыкновенно употребляются щипцы) за которую держится священник. Держа тарелку над жаровнею, должно осторожно поварачивать с одной стороны на другую частицы копием; а когда нижняя тарелка сильно нагреется, то, на время остывания, должно ставить проскомидийную тарелку с частицами на антимис, но не посредственно, чтобы не прижечь антиминса, а на крест, например, другой дискос или проскомидийную тарелочку, положенные для того на антиминсе. 38 Так как дальнейшие правила, касающиеся Причащения, относятся к совершению литургии, которое есть общественное, а не частное богослужение, то они и не вошли в состав этой книги (Примечание составителя). 39 К этому нужно добавить, что и в общеупотребительных требниках чин для Причащения больных называется чином «егда вскоре вельми больному дати Причастие»; в самом же чине, после молитв, повелевается исповедовать больного в том случае, если больной перед сим не исповедовался, что ясно говорит о том, что Святые Тайны должны быть преподаваемы с рассуждением о том, насколько опасен больной; и, если он не опасен, то, допуская его к принятию Святых Таин, следовало бы требовать от него выполнения хоть некоторых условий, требующихся от здоровых, готовящихся к Причащению, как например, слушания молитв ко Причащению и невкушения пищи в тот день перед принятием Святых Таин. Исповедовать же такого больного можно было бы за день перед Причащением. Так и делают священники, исполняющие в точности святительское поучение о напутствовании больных (Четвер. наст. «Как обр. напутст. умирающих» стр. 22), стараясь по возможности чаще навещать больных не для Причащения только, но и для нравственного назидания и успокоения больного и приготовления его к загробной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010